Мастер-класс по созданию японского садика мхов

Мой зачарованный сад: японские мотивы на 6 сотках

Японский садик на даче своими руками

Услышав краем любопытного уха фразу «японский сад», многие представляют себе лишь яркие бумажные фонарики, статую пузатого невозмутимого Будды или ярких проворных рыбок в пруду. Между тем сад в японском стиле очень многолик, и довольно часто в нем присутствует лишь один солирующий элемент.

Как вы уже поняли, в нашей сегодняшней статье мы расскажем, как создать сад в японском стиле на вашем маленьком участке или хотя бы попытаться организовать там атмосферный восточный уголок.

Содержание:

Концепция

Сад в японском стиле — это всегда четкая расстановка деталей и акцентов. Не стоит думать, что там может что-то расти само по себе: выбор растений для этого пространства глубоко символичен, а их расположение должно создавать общую картину, которую вы сможете оценить не только находясь в самом саду, но и смотря на него издалека.

Как правило, элементы сада располагаются согласно приему визуальной отдаленности: начиная от самых крупных на переднем плане и заканчивая маленькими вдалеке. Таким образом, даже если вы создадите японский садик на метровом клочке земли позади дома, вы все равно получите плавные переходы и общую целостность картины.

Что касается общего цветового сочетания, то основным цветом японского сада является зеленый. Его оттенки могут варьироваться от темно-изумрудного до светло-салатового, создавая тем самым ощущение постоянной динамики и неслышной «беседы» в саду.

При выборе растений отдавайте предпочтение вечнозеленым кустарникам и не забывайте о символизме: например, сосна означает долголетие, а дерево сливы — духовную красоту. Что для вас предпочтительнее? Может быть, клен — символ мудрости и знаний?

Сад камней

Японский сад — это единственная разновидность сада, который может полностью состоять из одних лишь камней. Да-да, вообще никаких цветов. Только камни — древние валуны, поросшие мхом, угловатые булыжники и мелкая блестящая галька.

В японской традиции камни имеют очень многогранное значение, начиная от долголетия и заканчивая бесконечностью времени и связью с предками. Мы не призываем вас пытаться выстроить на своих 6 сотках каменное царство, а вот сухие ручьи из камней будут весьма уместны и даже помогут вам зонировать пространство.

Беседка и пруд

Прекрасно, если два этих элемента будут сочетаться в вашем японском саду, потому что отдых в нем обычно предполагает созерцание воды. Совершенно необязательно устраивать вокруг дома крепостной ров, заполненный водой, и разводить там редкую живность — достаточно будет небольшого водоема, окруженного изгибистыми деревьями или кустарниками.

Что касается беседки, то не вздумайте организовывать там барбекю или что-нибудь в этом роде. Беседка в японском саду предполагает неспешный, даже немного отрешенный отдых и должна представлять собой открытое пространство, где можно ненадолго присесть и выпить чаю. Обычно она исполняется в форме пагоды; хорошей идеей будет также оснастить дорожку к ней небольшими фонариками — так вы сможете без труда пробираться туда вечерами, не рискуя упасть в пруд к рыбкам.

Царство мха

Мох в японской традиции символизирует материнскую защиту, а также бесконечный ход времени. Возможно, именно поэтому, когда мы оказываемся в лесу в окружении пространства из мха, время как будто замирает. Кто знает, может быть в этот момент у нас появляется крохотная возможность управлять им?

Если ваша дача расположена в лесу или вы просто знаете, что такое постоянные дожди и сырой климат, то создать царство мха в своем саду для вас не составит особого труда: мох очень неприхотлив и прекрасно «расползается» по участку сам по себе.

Разумеется, мы не призываем вас окутать им все, начиная от дома и заканчивая удивленным котом, которые задремал всего каких-то пару часов назад. Но если вы хотите создать в своем саду волшебную сказку, наполненную тайнами и тихим полушепотом, то мох станет прекрасной идеей для этого. Кроме того, разве не приятно постоянно ощущать бесконечный ход времени, прогуливаясь по нему босыми ногами?

Кусочек Страны восходящего солнца. Создаем садик в японском стиле

Путешествие в Японию

Знакомиться с классическими японскими садами лучше всего, разумеется, в самой Стране восходящего солнца. Давайте для начала рассмотрим пару характерных примеров, выполненных пусть в различные эпохи, но в традиционных для Японии стилях.

Классический образец

Сад камней храма Реандзи, расположенный на территории монастыря в городе Киото, — один из самых удивительных и загадочных образцов японского садовод­ства. Считается, что он был создан в XV веке извест­ным в то время мастером — дзен-буддистом Соами. Это место для медитации, предназначенное создавать у человека особый внутренний настрой. Сад выполнен в так называемой технике сухого ландшафта (каресансуи) и представляет собой прямоугольную площадку размером примерно 23 на 9 м, засыпанную белым гравием. На ней расположены 15 камней, образующих пять самостоятельных групп. По форме каждая из них больше всего похожа на разносторонний треугольник. В основу концепции сада легли идеи дзен-буддизма, главным образом ваби (аскетизм, отсутствие излишеств). Здесь царит атмосфера ненавязчивой простоты и покоя, полная таинственной недосказанности, лежащей в глубине всех вещей и позволяющей каждому найти в ней что-то свое.

И по сей день дзен-буддисты приходят в этот храм для медитации. Сад созерцают только с террасы дома настоятеля — спуститься вниз нельзя. Ходить по гравию дозволено только монаху, который регулярно подновляет граблями полоски на гравии и убирает занесенные сюда листья деревьев. Созерцание камней помогает сосредоточиться, обрести спокойст­вие и углубиться в себя, а их очертания рождают у каждого собственные ассоциации.

Источник вдохновения

Cады буддийского храмового комплекса Тофуку-дзи в Киото по японским меркам неприлично молоды: они созданы в 1939 г. выдающимся японским садовым дизайнером Мирэи Сигэмори (1896–1975 гг.).

Четыре разных сада предстают перед зрителем один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный — состоит из четырех каменных групп, символизирующих острова блаженства, расположенных в море из гравия. Камни разных размеров — лежащие на боку, плоские и установленные вертикально в виде острых пиков — создают ощущение застывшего на миг движения. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзенские монастыри Киото. Они словно земля обетованная в суровом море житейских бурь, обещание покоя в черно-белой реальности повседневного бытия. Причем весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает, он словно пульсирует энергией.

Восточный сад — семь цилиндрических камней серого цвета разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных блоков в различных постройках храма.

Западный сад представляет собой стриженные в виде прямоугольных параллелепипедов кусты азалий, размещенные на гравийной отсыпке. Квадраты живой зелени и гравия чередуются, как клетки на шахматной доске.

Но особенно хорош Северный сад. Это прямоугольная площадка, на которой все в том же шахматном порядке перемежаются мох и каменные плитки, а по краям высажены невысокие подстриженные полусферами кустарники мелколистной азалии. Границы каменных квадратов постепенно расплываются во мху, который все плотнее смыкается и постепенно поглощает их.

Минимализм садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый их элемент проникнут глубокой символикой и философией, но даже для абсолютно далекого от всего этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто — и так выразительно!

Принципы

Если японские сады интересны вам настолько, что вы даже задумываетесь о создании собственного японского уголка на садовом участке, то нужно ознакомиться с основными идеями и принципами, которыми руководствуются мастера Страны восходящего солнца.

Мировосприятие японцев уникально: для жителей этой страны характерно умение наслаждаться изменчивостью природы и неизменностью мира. Широко известны японские сезонные традиции: любование первым снегом, считающимся не только символом холодного времени года, но и предчувствием новой жизни, луной, символизирующей вечность мира, цветами в их нескончаемом преображении — сакурами, азалиями, японскими ирисами, пионами, хризантемами.

Именно поэтому японский сад — понятие неоднозначное, собирательное, объединяющее различные стили и философские направления. Наиболее известны, пожалуй, три из них — сад для чайной церемонии, для медитации и для прогулок. Они существенно отличаются и по размерам: бывают как крошечными, так и раскинувшимися на площади в десятки гектаров. А, значит, приняв решение создать японский уголок, всегда можно подобрать вариант, идеально подходящий именно для вашего участка.

Как правило, японский сад содержит следующие основные элементы: это камень, вода и растения.

Один из классических японских садов с водоемом носит собственное название — «сад холма и пруда». О н может быть как большим, так и маленьким, но в центре его всегда пруд с островом, связанным с сушей мостиком.

Растений в японском саду обычно бывает немного (а иногда их и вовсе нет). Они должны гармонично вписываться в композицию, а, кроме того, могут служить естественным разделителем между японским уголком и его окружением. С этой целью можно высадить крупные растения по периметру или за оградой.

Уголок Японии в вашем саду

Жаркие дискуссии о том, уместен ли сад в японском стиле за пределами исторической родины, периодически разгораются и в среде профессионалов, и среди садоводов‑любителей. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от категорического отрицания этой затеи до столь же яростного ее продвижения. Как правило, поколебать позицию сторонников создания таких садов не могут никакие аргументы. Кроме, пожалуй, здравого смысла.

Противопоказания

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.

Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.

Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.

Читайте также:  Газовые счётчики для частного дома: как выбрать, виды, требования к месту установки, технические характеристики, цены, фото

Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.

Показания

Вам хочется иметь собственный японский сад, импонирует такая стилистика, понятен язык символов и близка философия, лежащая в его основе? Вы (да и другие члены вашей семьи тоже) не ленивы и при этом предпочитаете неспешное медитативное времяпрепровождение, любите наблюдать за природой и не стремитесь окружить себя пышными цветами всех мыслимых и немыслимых оттенков? Возможно, японский сад — именно то, что вам нужно.

Ассортимент растений

В силу климатических различий традиционно используемые в японских садах растения не всегда хорошо чувствуют себя в условиях средней полосы России.

В первую очередь это касается знаменитых японских кленов. Завораживающие осенние пейзажи тамошних садов во многом обязаны своим великолепием именно им. Они отличаются эффектной ажурной кроной и изящными листьями разнообразной формы и окраски. Самый популярный из них — клен дланевидный, или веерный (Acer palmatum). К сожалению, в нашей климатической зоне ему некомфортно: он подмерзает, плохо растет и требует тщательного выбора места посадки и ухода.

К счастью, в качестве альтернативы можно выбрать схожие по декоративным качествам, но неприхотливые и устойчивые в средней полосе России виды — клены маньчжурский (A. mandschuricum) и ложнозибольдов (A. pseudosieboldianum). Они представляют собой небольшие деревца или крупные кустарники с резными мелкими листьями, которые осенью окрашиваются в оранжевые или пурпурные тона.

Весну в японском саду невозможно представить себе без сакуры, которая, к сожалению, тоже плохо чувствует себя даже в Подмосковье, не говоря уж о более северных районах. Ее тоже можно заменить, например, вишней сахалинской, курильской или обыкновенной. В конце концов подойдут даже декоративные или плодовые яблони и сливы, а также боярышники. Любое пышное цветение, пусть и не­аутентичное, будет гораздо интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур. Кроме того, в Японии часто сажают устойчивую у нас спирею серую. Ее обильное цветение весной — фантастическое зрелище.

Среди классических «обитателей» японского сада и мелколистные азалии, стриженные в форме полусфер. У нас проще и гораздо дешевле заменить их спиреями Бумальда и японской.

В японских садах часто встречается бамбук, который быстро разрастается, образуя сплошные заросли. Он необычайно выразителен, но выживет далеко не на каждом российском участке. В качестве альтернативного варианта у нас можно высадить гречиху сахалинскую. Оборвав нижние листья, вы добьетесь нужной иллюзии. Надо лишь учесть, что она быстро разрастается: впоследствии ее придется жестко контролировать.

Планируя свой собственный японский сад, постарайтесь подобно настоящим творцам не копировать готовые образцы, созданные признанными мастерами, а рассматривать их как источник вдохновения, используя только особо понравившиеся элементы, а также применяя на практике принципы размещения камней и растений в композициях.

Если, осознав все трудности, вы только укрепились в своем желании создать на своих немногих сот­ках простоту и гармонию, умноженные на совершенство, ни за что не отказывайтесь от своей мечты. И пусть вам сопутствует удача!

Вариации на тему

Сады в японском стиле есть во многих странах мира.

Одним из самых известных в Европе считается Водный сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни. Хотя живописец никогда не был в Японии, он много читал о традициях этой страны, ее искусстве и философии, а увлечение японскими эстампами продлилось всю его жизнь.
Ощущение Востока в его саду создают только растения и вода. Здесь нет характерных мостиков и каменных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. Моне выписывал из Японии редкие сорта ирисов и нимфей, по берегам водоема посажены ивы. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — писал сам художник.
Японских садов немало в Великобритании, например Сад Киото. Он занимает отдельную часть Холланд-парка, расположенного в центре Лондона, и был создан командой профессиональных японских ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Это настоящий шедевр с водоемами и водопадом, привлекающий множество посетителей своей неповторимой волшебной атмосферой.

Один из удачных вариантов японского сада можно увидеть в Голландии: и забор подходящим образом оформили, и место вдали от остального сада определили. Это отдельная зеленая комната со своим входом, большую часть которой занимает водоем с карпами кои.

Москвичи же и гости нашей столицы могут посетить японский уголок в Главном ботаническом саду. Он был создан профессионалами из Страны восходящего солнца и ничем не уступает лучшим европейским образцам.

Декоративный сад мхов

В ландшафтном дизайне впервые мох начали использовать жители Японии. По этой причине сады мхов принято называть японским садом. Первые такие сады разбивали при монастырях. В Японии монахи верили, что такая обстановка дает тем, кто там находится, чувство покоя.

Будучи частью японского стиля ландшафтного дизайна, декоративный моховый сад, как и японский сад в целом, отличается особой лаконичностью, выдержанностью форм и, вместе с тем – загадочностью. Достаточно всего одного квадратного метра на вашем участке, и он приобретет уникальность и особый, утонченный стиль.

Декоративный моховой сад

Где взять мох

Задумав создать сад из мхов своими руками, первый вопрос который посетит вас – где взять мох? Предлагаем вам несколько идей на этот счет.

  • Первый вариант – купить в магазине готовый декоративный для высадки мох. Однако стоит учитывать, что, как правило, их обрабатывают специальными средствами, и при высадке в саду он может быстро завянуть.
  • Второй вариант – своими руками собрать разнообразные виды мхов в лесу самостоятельно, сняв их с пластом земли, на которой они растут, и перенести в свой сад, на подготовленный участок.

На фото лесной мох

  • Третий вариант служит, скорее, дополнением к двум предыдущим и предполагает использование так называемого «бытового» мха, который обильно встречается в местах повышенной влажности, на затемненных участках зданий. Это прекрасный вариант для создания фона для вашего будущего сада мхов.

Как создать декоративный сад мхов

По сравнению с цветами, высадка мхов в саду куда менее трудоемкая процедура. Но существуют правила, придерживаться которых необходимо.

  1. Срезанный в лесу или в городе мох надо аккуратно выложить в поддон или даже пакет, и, не затягивая, перенести на свой участок. Смотрите фото.
  2. Собирая материал для будущего сада своими руками, помните, что не следует вырывать мох, чтобы не повредить корневые выросты. Бытовой мох практически не имеет корней и легко снимается с бетонных и каменных поверхностей обычным штукатурным шпателем. Чтобы срезать лесной мох, следует немного поддеть корни ножом или шпателем.
  3. Мхи любят влажность, так что, разместив свою композицию, не забывайте о тщательном поливе. Это все, что нужно для того, чтобы мхи прекрасно принялись в вашем саду.
  4. В отличие от других растений, не нужно копать углубления при высадке. Мох просто выкладывают на подготовленную поверхность, слегка прижимая при этом.
  5. Мхи любят кислый грунт, поэтому стоит подсыпать на участок сада, где их высаживают, немного торфа.
  6. При пересадке мхов, снятых с гниющих пней или древесины, необходимо обеспечить им аналогичные условия в саду. Для выживания они требуют гниющих коряг, веток, всего, что вы сможете найти на участке.
  7. Оригинальная идея, помимо традиционно японского сочетания с камнями, совместить сад мха с рутарием. Старые ветки и пни – прекрасное место для роста мха. Помимо практичности, это станет оригинальным декоративным решением.

Где разбить сад мхов

Дизайн подобных садов, отличается строгостью и даже некоторым аскетизмом. Декоративный мох высаживается небольшими объемными островками среди засыпанных гравием или другим камнем дорог.

Японский садик мхов – практически универсальное решение для любого участка.

Обычно они прекрасно вписываются в темные, сырые, непригодные для высадки других растений углы. В Японии мох традиционно сочетают с материалами строгой, грубой фактуры. Отлично сочетаются с мхом и являются традиционным элементом японского сада красивые природные и искусственные камни.

На фото видно, как камни отлично сочетаются с мхом

Практичные жители Японии знают, что вечнозеленый декоративный ковер будет ярким украшением сада ранней весной, когда деревья и цветы еще не расцвели. Он выглядит потрясающе и поздней осенью, когда самые поздние цветы уже увядают. Кроме того, мох защищает корни деревьев и кустарников от пересыхания и перегрева.

В Японии моховые сады, как правило, сочетают с хвойниками или же создают из них фон для цветущих деревьев. Идей огромное количество. Чаще всего, в Японии сад мхов сочетают со сдержанными рокариями или рутариями, иногда используя их отдельные элементы в качестве дополнения.

Кокедама: мастер-класс по созданию

Тем, кто ищет оригинальный и необычный способ размещения комнатных растений, будет интересно узнать о новом направлении искусства бонсай – кокедаме. Оно зародилось в Японии всего пару десятков лет назад, но уже успело стать вполне популярным и обрести своих почитателей.

Кокедама – что это?

Если переводить с японского название «кокедама», то «кока» означает мох, а «дама» – шар. Совместив, получаем «моховой шар». Именно это и представляет собой кокедама, которая хоть и напоминает истинный бонсай, но не требует для изготовления слишком много времени. Затратив всего несколько часов, вы сможете любоваться результатом своих стараний.

Суть кокедамы заключается в том, что сформированный шар из земли (смеси торфа и глины) оборачивают мхом и украшают подходящими живыми растениями. Получаются необычные композиции, которые способны украсить любой интерьер. В нашей стране такое направление только набирает популярность. Именно поэтому, отказавшись от надоевших пластиковых горшков и вычурных кашпо, вы можете удивить своих знакомых друзей необыкновенной и неизбитой композицией из живых цветов и декоративных растений. Стоит отметить, что «моховой шар» удобно использовать в офисных помещениях и квартирах, в которых нет широких подоконников. Ведь эти цветочные композиции можно подвешивать к потолкам и креплениям на стенах. Такие шары используются для оформления зимних и висячих садов.

Читайте также:  Формирование кроны дуба схема

Если вы заинтересовались новым направлением во флористике и хотите быть обладателем новинки, то предлагаем сделать кокедаму своими руками. Тем более, что этот процесс не потребует у вас слишком много свободного времени и финансовых вложений, а потрясающий эффект приятно удивит.

Составляющие, которые потребуются в работе

  • Специальный грунт. В Японии для создания традиционной кокедамы используют специальный грунт, предназначенный для бонсай. Акадаму – так называется почвенная смесь для «мохового шара» – найти в обычных цветочных магазинах не так уж и проблематично. Но многие любители и профессионалы-флористы для создания кокедамы изготавливают акадаму из черной косметической глины и верхового торфа, добавляя немного садовой земли (суглинки).
  • Зеленый мох и мох сфагнум для кокедамы можно собрать в лесу либо купить во флористическом магазине.

Важно! В создании японского шара используется именно сфагнум, так как он имеет свойство впитывать большой объем влаги, а потом постепенно отдавать ее растениям. Это свойство дает возможность поддерживать необходимую влажность почвы и воздуха вокруг основного растения. Стоит отметить и еще одно важное свойство сфагнума – способность смягчать воду и подкислять ее состав.

  • Основное растение. Для создания «мохового шара» подойдут неприхотливые комнатные растения. Плющ, спатифиллум, драцена, нефролепис либо фиттония будут отлично смотреться в современной композиции. Многие флористы используют цветущие растения и даже орхидеи.
  • Нить, тонкая проволока либо леска используется для закрепления мха. Со временем он будет удерживаться корнями основного растения, а леска полностью скроется подо мхом.

Мастер-класс по созданию кокедамы

  1. Зеленый мох промойте в отстоявшейся воде и переложите в стеклянную банку. Закройте крышкой и поставьте в прохладное место.
  2. Замочите в чуть теплой воде сфагнум и оставьте на сутки.
  3. Акадаму или земляную смесь залейте водой на ночь. За 2 часа до использования слейте воду и откиньте на дуршлаг. Земляная основа должна немного подсохнуть.
  4. Смешайте акадаму, глину и торф в пропорции 3:2:2. Вымешивайте основу до тех пор, пока она не станет по консистенции напоминать крутое тесто. Если смесь будет крошиться, то можно добавить немного воды.
  5. Скатайте из получившейся смеси небольшой шар и отложите.
  6. Основное растение аккуратно извлеките из горшка, стараясь не повредить стебель и корневую систему. Корни освободите от земли и немного расправьте.
  7. Шар смочите водой и оплетите корешками основного растения.
  8. Размоченный сфагнум извлеките из воды, немного отожмите и наложите на шар, стараясь равномерно покрывать всю поверхность, закрывая корни на 1,5-2 см.
  9. Чтобы размоченный мох надежнее держался на поверхности шара, закрепите его с помощью хлопковой нитки.

  1. Установите получившийся шар на ровную поверхность и задекорируйте зеленым мхом. Сверху обмотайте композицию тонкой проволокой либо леской. Со временем зеленый мох разрастется и полностью покроет проволоку, благодаря чему обмотка станет незаметной.
  2. После того, как кокедама будет готова, поместите получившийся «моховой шар» на полчаса в емкость с водой. Необходимо, чтобы вода полностью покрывала весь шар.
  3. Спустя 30 минут достаньте композицию из воды и немного отожмите ладонями. Установите флористическое украшение на подставку (поддон) либо подвести к потолку.

Уход за японской композицией

Долговечность красоты кокедамы напрямую зависит от правильно ухода за ней. Как и любое комнатное растение, эта декоративная композиция нуждается во влаге, тепле и рассеянном солнечном свете.

  1. Полив и увлажнение. Поливать кокедаму следует не слишком часто. Чем больше объем основного шара, тем реже следует увлажнять композицию. Как только «моховой шар» станет легким (испарится вся влага), его следует на 20-30 минут поместить в емкость с водой для равномерного впитывания влаги. Затем ком следует достать и немного отжать воду. Такой процесс полива многие флористы называют «купанием».

Обычно такую процедуру проводят 1 раз в неделю, но сроки увлажнения могут меняться в зависимости от температуры в помещении и времени года.

Помимо еженедельного полива-купания, следует опрыскивать кокедаму из пульверизатора. Такая процедура освежит не только основное растение, но и мох, который может подсыхать и становиться блеклым.

  1. Подкормка. Спустя несколько недель (лучше месяц) следует задуматься об удобрении растений. Подкормку следует производить не чаще 1 раза в месяц во время полива кокедамы. Лучше всего развести жидкое удобрение в воде, в которой будет купаться «моховой шар» (взять при этом половину требуемой в инструкции дозы), и сократить время увлажнения кокедамы на 10-15 минут.
  2. Формирование кроны и обрезка. Чтобы композиция выглядела привлекательно, следует во время удалять пожелтевшие отростки мха и отмершие корни основного растения. В случае подсыхания верхнего слоя следует аккуратно разрезать леску, обмотанную поверх шара, и удалить ее вместе со старым мхом. Затем надо наложить на поверхность свежий зеленый мох и снова закрепить его леской или проволокой.

При правильном уходе за композицией кокедама может радовать своим необычным привлекательным видом несколько лет. Когда же основное растение достигнет больших размеров и корневой системе будет недостаточно места, следует либо увеличить объем грунтового шара, либо пересадить растение в горшок.

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Сад мхов Сайходзи в Киото

Одним из самых ранних дзэнских садов японские исследователи считают сад Сайходзи, переделанный из пейзажного сада монахом-художником Мусо Кокуси (или Мусо Сосэки) в 1337 году (По другим источникам, сад был начат в 1339 году и работа продолжалась в течение пяти лет.). Сад мхов Сайходзи, а также сад воды Тодзи-ин и сухие сады Мёсиндзи и Рёандзи относят к школе Тэнрюдзи наряду с садами самого монастыря. Обширный сад Сайходзи расположен на двух уровнях: нижняя часть — это сад мхов и пруд, а верхняя — сухой пейзаж (Ныне сухой сад перестроен и во многом утратил свою специфику). Обе части в значительной мере контрастны как по своим компонентам и их размещению, так и по ощущению, которое они дают зрителю.

По преданию, верхний сад был предметом особого внимания художника. На склоне холма он впервые устроил символический каскад с тремя уровнями, создав грандиозную композицию, дающую ощущение дикой и суровой природы. Мощные камни, покрытые голубоватыми, буро-серыми, ржавыми пятнами лишайников, символизируют грандиозные горы, как бы сжимающие стремительный и бурный поток. Здесь выделяются и сталкиваются две главные силы природы, олицетворяющие позитивное и негативное начала — ян и инь, они выражают единство и борьбу космических сил, непрерывность движения и его постоянство. Один из камней у края каскада традиция связывает с именем правителя Японии 14 века Асикага Ёсимицу, посещавшего монастырь и погружавшегося в созерцание сада, сидя на этом камне. С тех пор он так и называется — камень созерцания. Нижний сад — мир тишины, покоя, мягкого всепронизывающего зеленого света, проникающего сквозь ветви деревьев с мелкой листвой и отражающегося от мягкого бархата мхов, затянувших не только землю, но и камни, стволы деревьев и острова в пруду. Через сад проложена дорога, и перемещение по ней постепенно раскрывает одну за другой непринужденно свободные, как в естественной роще, композиции из высоких и низких, прямых и изогнутых деревьев, из огромных скал и мелких камней. Спокойная поверхность пруда разделена скалами-островками, символизирующими корабли, которые плывут к райским островам. Процеженный сквозь листву свет впитывается нежно-изумрудной, темно-зеленой, буроватой поверхностью мхов, как бы сгущаясь в ней, обогащая ее фактуру. Эмоциональное переживание этой фактуры мхов, контрастирующей с блестящей гладью водоема, и окутывающего предметы зеленого света — основа эстетического воздействия нижнего сада Сайходзи. Только осенью нарушается его тончайше разработанная монохромность, когда в нее вторгаются звучные удары огненно-рыжих и густо-красных пятен листвы клена. Пруд имеет очертание, напоминающее китайский иероглиф «синь» («сердце»), что связано и со стремлением художника увеличить сложность береговой линии и с буддийской символикой значения иероглифа.

Обязательное следование по дороге, «принудительный» маршрут прохода через сад служат залогом не только сохранности тщательно оберегаемых мхов, но главным образом точности впечатления от каждого компонента сада и каждой композиции, рассчитанной на определенную точку зрения. Пространство сада как бы постепенно разворачивается перед человеком, переживается им по мере движения. Подобное введение временного аспекта в образную структуру сада идет не только от его близости к архитектурному жанру, но и к особому виду дальневосточной живописи на длинных горизонтальных свитках, подразумевающих постепенность восприятия, повествовательность, связанную не с сюжетом, а с самой формой картины, достигающей иногда нескольких метров длины.

Сад Сайходзи называют также храмом мхов, и хотя в его построении камни играют существенную роль, именно мхи составляют основу его выразительности (В саду собрано несколько десятков различных сортов мхов). Мхи, покрывающие старые камни, стволы деревьев; мхи с их неприглядностью и непритязательностью; мхи — вечнозеленые, создающие разнообразные поверхности — видимо, все эти качества и заставили дзэнского монаха Мусо Кокуси сделать мох «главным героем» своего сада, осмыслить и раскрыть его разнообразные эстетические возможности.

Основной задачей художника была необходимость дать толчок для цепи ассоциаций, для воображения, развивающего интуицию. Для этого важна была не только каждая композиция, но атмосфера в целом, создающая настроение и обостряющая восприятие.

Мастер-класс по кокедаме

Кокедама сродни бонсай, но гораздо моложе. Переводится “кокедама” с китайского (несмотря на японское происхождение) как “моховой шар”. Придумали все это крестьяне, которые использовали для создания кокедамы подручные материалы: торф, землю с рисовых полей, мох и местные растения.

Искусство бонсай считалось благородным, им могли заниматься только представители знати, в то время как у крестьян не было возможности приобрести дорогие плошки, вот и выходили из положения — делали свой “бонсай”. Именно поэтому кокедаму в Азии прозвали “бонсай бедняка”.

В азиатских странах существуют школы кокедамы, и у каждого мастера есть собственный рецепт грунта для кокедамы, свои хитрости и технологии. Но на самом деле кокедаму может сделать каждый. В отличие от бонсай, в кокедаме нет жестких правил, чаще всего используются не древесные культуры, а травянистые растения (из-за отсутствия плошки в кокедаме сложно формировать деревца, как это делается в бонсай, но это не означает, что вы не можете в кокедаме использовать древесные культуры и формировать их в вольном стиле).

В Азии ежегодно проводятся выставки кокедамы, в то время, как в России о таком даже и не слышали.

I. Ингредиенты и инструменты

1. Черный торф кето — японский торф, обогащенный глиной. Раздобыть его крайне сложно, к тому же это дорого, потому мы заменим его на смесь верхового торфа и черной косметической глины. Торф берите именно верховой — в нем низкая зольность. Приобрести его можно в цветочном магазине. Черная косметическая глина продается в аптеках в небольших коробочках и предназначена для составления масок для лица. Итак, мы имеем два ингредиента. Что еще нам понадобится.

Читайте также:  Типы садов

2. Гранулированная почва для бонсай акадама. Ее, конечно, можно заменить садовой землей, но я все-таки рекомендую использовать именно акадаму. Продается акадама в магазинах, специализирующихся на продаже бонсай, а также грунтов и инструментов для бонсай. В Москве на ВВЦ в павильоне Геология такая почва есть в продаже.

3. Мох сфагнум. Ну, этот компонет найти просто — достаточно заглянуть в любой цветочный магазин, торгующий почвогрунтами для комнатных растений. А лучше набрать сфагнум на природе — ни один магазинный сушнячок не сравнится с ним по качеству (я так несколько пакетов сфагнума выкинул, т.к. в одних была труха без стеблей, а в других половина пакета заплесневела от гниющих листьев и веток).

4. Зеленый мох. Этим мхом будем покрывать кокедаму сверху. Мох можно собрать в лесу или парке. Старайтесь набирать одинаковый мох (в одном и том же месте может расти несколько видов мха). Впрочем, кокедаму можно и не покрывать зеленым мхом, а использовать обмотку из красивой бечевки, но мох ближе к природе и нам зачастую хочется кусочка леса у себя на подоконнике или рабочем столе.

5. Растения. Тут фантазия безгранична. Растений может быть от одного до. сколько влезет в шар кокедамы. Интересны композиции из разных растений. Для кокедамы лучше всего подойдут папоротники и влаголюбивые растения (если используется зеленый мох, который требует влажного грунта и опрыскивания) и теневыносливые (зеленый мох нельзя выставлять на прямое солнце) или даже суккулентные (если зеленый мох не используется).

6. Хлопковые нитки (именно 100% хлопок, т.к. он сгниет без остатка) любого цвета.

7. Леска. Толщины рыболовной лески 0,24 мм будет достаточно.

9. Тазик или миска, в которой будем замешивать грунт.

10. Емкость для замачивания сфагнума.

11. Емкость для замачивания акадамы.

12. Пара часов свободного времени (на самом деле меньше).

Кто не хочет пачкать руки грунтом, заранее приобретите перчатки (лучше хирургические — в них проще работать с нитью и леской).

II. Подготовительные работы

1. Зеленый мох хорошенько промойте от остатков грунта и мусора. Лучше это делать в дистиллированной воде — так мох не будет накапливать солей, да и вообще, хлорка не самым лучшим образом влияет на мох. После промывки уложите мох в герметичную емкость или в лоток и закройте крышкой (или пищевой пленкой).

2. Акадаму необходимо замочить на сутки в дистиллированной или отстоявшейся воде. Промывать или чистить ее не нужно. Прежде чем приступить к работе, надо слить воду из акадамы и дать ей просохнуть в течение двух часов.

III. Готовим кокедаму

1. Ставим сфагнум замачиваться в отдельную емкость. Пока будем заниматься грунтом, он промокнет и перестанет быть ломким и мусорным.

2. Смешиваем грунт из верхового торфа, черной косметической глины и акадамы в пропорции 2:2:3. Если планируются влаголюбивые растения типа папоротников, то вы можете взять другой рецепт: верховой торф, черная косметическая глина, нарезанный сфагнум, акадама в пропорции 1:2:1:3. Ограничений тут нет, и вы вольны использовать и мелконаломанную сосновую кору, и вермикулит, и перлит, и цеолит, то есть все, что вам захочется и что вы считаете подходящим для ваших растений, но учтите, что представленные мною рецепты проверены, и шары из этих смесей держат форму.

Подливаем в тазик воду и, постоянно перемешивая грунт, доводим смесь до консистенции мягкого пластилина.

3. Очищаем корни растений от земли и обматываем их небольшим количеством сфагнума.

4. Вокруг корней начинаем налеплять грунт.

5. Придаем грунту форму шара, плотно сжимая субстрат руками. Нужно уплотнить земляной ком и удалить воздух.

6. Ставим шар с растением на плоскую твердую поверхность и слегка надавливаем на композицию, чтобы получить плоское дно. На этом работа с грунтом закончилась.

7. Вынимаем размокший сфагнум, слегка отжимаем и оборачиваем им шар. Я рекомендую не жадничать со сфагнумом (позже объясню, почему) — старайтесь, чтобы слой сфагнума после стяжки нитью был не тоньше 1,5 см, иначе грунт будет быстро высыхать.

8. Обматываем шар поверх сфагнума нитью, плотно притягивая мох к поверхности почвогрунта. На нить тоже не скупитесь — чем больше витков, тем шар будет плотнее, а значит, к нему будет лучше прилегать зеленый мох. Нить не обязательно вести через центр композиции. Достаточно пройтись сверху и сделать диагонали.

9. Обкладываем шар поверх сфагнума кусочками зеленого мха и оборачиваем все это леской, после чего леску завязвываем на несколько узлов где-нибудь снизу. То, что леска видна — не страшно, т.к. мох подрастет и закроет леску.

10. Ставим готовую кокедаму на 20-40 минут в воду (вода полностью должна покрывать шар), а потом на постоянное место жительства. Поддон лучше использовать глубокий — так у мха всегда будет вода.

IV. Уход за кокедамой

1. Полив: раз в неделю увлажняем шар методом погружения. Для этого на 20 минут опускаем его в дистиллированную воду. В течение недели следите, чтобы в поддоне была вода.

2. Опрыскивание: мох любит воду, потому старайтесь часто опрыскивать поверхность шара.

3. Стрижка: периодически (раз в 2 недели) подстригайте мох, он будет гуще.

4. Удобрение: подкармливать растения нужно по листьям, опрыскивая их раз в две недели удобрением для орхидей. В таком удобрении нет извести (мох это оценит).

Еще немного о кокедаме. Данное искусство как технология имеет множество плюсов:

1. Сфагнум защищает грунт от быстрого высыхания. Если хотите реже поливать растения (например, раз в 2 недели), не скупитесь на слой сфагнума при создании кокедамы. Как вы уже поняли, кокедама экономит время на полив (это особенно ощутимо, когда содержится большая коллекция растений).

2. Оболочка из сфагнума работает как метод “фитильного полива”, т.е. вся вода из поддона впитывается и распределяется равномерно по поверхности грунта. Этот плюс оценят любители фиалок, к тому же мною лично были получены детки фиалок при посадке листового черенка напрямую в кокедаму (там лист укоренился и дал детку). Выбирайте для кокедамы глубокие поддоны и не скупитесь на дистиллированную воду.

3. Компоненты грунта (глина и акадама) — долгоиграющие, до замены грунта пройдет не менее трех лет (а то и все пять).

4. В отличие от цветочного горшка, кокедама, покрытая мхом, смотрится естественно, как фрагмент природы.

5. При падении кокедама не разбивается и не рассыпается.

Стоит ли использовать зеленый мох

На этот вопрос вы должны ответить сами , т.к. это дело вкуса. Можно ограничиться и “шубой” из сфагнума, но тогда сфагнум снаружи фиксируется не нитками, а леской или обматывается декоративным шнуром, бечевкой из негниющих материалов.

Необходимо знать, что большинство мхов, растущих в нашей полосе, не выносят яркого солнечного света, не говоря уже о прямом солнце, которое их мгновенно высушивает. Потому, если вы хотите в кокедаме выращивать светолюбивые растения — от зеленого мха придется отказаться. Но не огорчайтесь, ведь мокрый сфагнум (если в лотке всегда будет вода) на ярком солнце покрывается зелеными микроводорослями. Так что за несколько месяцев шар станет зеленым!

Некоторые используют при покрытии кокедамы живой сфагнум, и, при соблюдении режима влажности, получают добиваются того, чтобы он начал расти. Растения, требующие периода покоя (с редким поливом или полным отсутствием полива), зеленым мхом покрывать не надо.

Какие мхи можно использовать в кокедаме. В Японии существуют три вида мха, рекомендованные для кокедамы с учетом их световыносливости, но целенаправленно искать именно эти виды у нас в России — дело неблагодарное, да к тому же необходимо хорошо во мхах разбираться, т.к. отличия между некоторыми видами можно разглядеть под микроскопом или через увеличительное стекло. Используйте любые мхи, которые сможете раздобыть, экспериментируйте.

Тут есть еще один нюанс, в котором разбираются только специалисты по мхам. Речь идет о том, требуется ли растению период покоя. Конечно, нам хочется, чтобы мох всегда был зеленым и свежим. Можно использовать тепличные мхи — они точно не “заснут”. Или аквариумные мхи, которые при соблюдении уровня влажности, перейдут из подводной формы (субэмерсной) в надводную (эмерсную) форму, и мало чем будут отличаться от наших обычных мхов. Однако периода покоя у них точно не будет.

Из аквариумных мхов можно брать яванский мох (он дешевле других, и его чаще всего стригут и продают аквариумисты), Плавающий мох риччия относится ко мхам-печеночникам. Он покроет кокедаму чешуйками, но при работе с кокедамой в этом случае нужно быть осторожным, т.к. риччия — мох хрупкий и ломкий.

Какие растения могут содержаться в кокедаме?

Я считаю, что любые растения, но необходимо учесть их требования к поливу и освещенности. От освещенности зависит, будет ли оболочка из мха зеленой.

Разберем пример. Необходимо создать кокедаму для влаголюбивого теневыносливого растения (к примеру, для папоротника). Для замеса грунта я могу использовать такие компоненты как черная косметическая глина, мелко нарезанный сфагнум, верховой торф, акадаму (в пропорциях 2:1:1:3) или же черную косметическую глину, вспученный вермикулит, верховой торф, акадаму (в пропорции 2:1:1:3). После изготовления шара я покрою его толстым слоем сфагнума. И, учитывая теневыносливость папоротинка, покрою кокедаму живым зеленым мхом.

Еще один пример. Светолюбивое растение, требующее периода покоя (например, баобаб). Для него я возьму черную косметическую глину, верховой торф, акадаму (в пропорции 2:2:3), а толщину слоя сфагнума я могу варьировать (от тонкого до толстого, если хочу реже поливать растение). В данном случае кокедаму я не покрываю зеленым мхом, поскольку баобабу нужно яркое солнце. И кроме того. он уходит на период покоя.

Для бромелиевых используйте черную глину, верховой торф и мелко нарезанную сосновую кору (это вместо акадамы) в пропорции 2:2:3.

Для орхидей (эпифитных) кроме сосновой коры и сфагнума ничего не подходит.

Какие компоненты используются для составления грунтов?

Необходимо знать, что грунты с кислотностью выше 6.0 , не понравятся зеленому живому мху. Однако разные виды растений требуют разного состава грунта, поэтому в замесе грунтов могут использоваться: глина, верховой торф, сфагнум, вермикулит, перлит, садовая земля, биогумус, акадама, различные грунты для бонсай, хвоя, сосновая кора, скорлупа кедровых орехов, цеолит, грунты для прудовых растений, доломитовая мука, коралловая крошка или арагонитовый песок, яичная скорлупа и тому подобное, в зависимости от требуемой кислотности, влагоемкости и др.

Ссылка на основную публикацию