Свет и тень в садовом дизайне, приемы ландшафтного дизайна

Законы и приемы ландшафтного дизайна. Часть 2

Еще один “инструмент” ландшафтного дизайнера — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света – образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света— перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, окраски предметов, густоты тени.

Восприятие хроматическою рисунка на хроматическом фоне (одновременный цветовой контраст)

Цвет рисунка без фона

Приобретает фиолетовый оттенок

Приобретает оранжевый оттенок

Приобретает фиолетовый оттенок

Приобретает оранжевой оттенок

Становится более насыщенным

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Как видите, цвет и свет взаимно влияют друг на друга.

Влияет на цвет и характер освещения (дневное или электрическое). При электрическом освещении красные объекты кажутся более насыщенными, а синие — наоборот.

Существуют различные источники света: лампы накаливания, люминесцентные, натриевые и др. Лампа накаливания делает красный цвет чище и светлее, оранжевый — краснеет. голубой — зеленеет, а синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и темнеют. При освещении люминесцентной лампой цвета спектра останутся почти такими же, как при дневном свете. Ртутная лампа делает ярче синий и зеленый цвета, а красный превращает в черный. Если источником света будет натриевая лампа, все цвета, кроме желтого, станут серыми.

Пары ртути, используемые в источниках света, дают красивое голубовато-зеленое освещение, которое особенно благоприятно для подсветки хвойных пород деревьев: кедров, туй и др. Натриевые светильники (золотисто-желтые) больше подходят для освещения осенней листвы.

Искусственная подсветка в вечернее и ночное время по своему характеру близка к приемам театрального освещения. В ночном освещении создается эффектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразуется цвет листвы, газонов, цветников, кроме того, имеются большие возможности получения цветовых контрастов.

Смена естественного освещения в пейзаже происходит непрерывно, фиксировать какой-либо основной эффект мы можем не более чем 25— 40 мин, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.

Световой режим различен в разных географических зонах страны. На севере это преимущественно рассеянный, мягкий свет. Туманы, облачные дни смягчают краски цветников, углубляют парковые перспективы. В южных районах страны, напротив, резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глубины перспектив.

На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектирования пользуются специальными инсоляционными линейками, составленными для различных широт на периоды осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположения падающих теней от деревьев и зданий (существующих и проектируемых) — так называемые эпюры теней. Благодаря этим чертежам можно определить контур, размещение и размеры освещенных участков и их изменение в течение дня * (* Например, для условий Москвы (60″ северной широты) дерево высотой 20 м в 8 ч утра имеет тень длиной 40м, в 12 ч дня— 10м, в 17 ч— 68м, в 18 ч— 94 м. Угол падения солнечных лучей принят при этом для данной широты на середину июня.). При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе — больше.

Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала “потухает и сереет” красный цвет, а затем —- желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.

Мы уже говорили о том, насколько важно знать условия освещенности садового участка, и притом заранее, еще при составлении проекта его планировки. Теперь, вы, наверное, убеждаетесь, что это важно не только для будущего урожая, но и для ландшафтного дизайна сада.

Пусть будет свеж пейзаж, как полевой букет,
И пусть играют в нем, сменяясь, тень и свет.

Итак, мы познакомились с основными законами композиции, которые могут быть использованы при создании сада,— с линейной и воздушной перспективой, законами цветовой гармонии, света и тени. Не забудем и о некоторых композиционных средствах, приемах ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить пейзаж. Это ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

Размещение отдельных элементов в саду и план сада в целом может быть симметричным и асимметричным — по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда ось садового домика.

В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Поэтому там, где мы ее наблюдаем, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком. В Европе слово “симметричный” было синонимом слова “красивый” и означало приятную и изящную форму. Возможно, это объясняется тем, что симметрия подразумевает порядок и систему, которые легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово “симметрия” стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, единством и стабильностью.

Когда вследствие симметрии два противостоящих друг другу элемента кажутся расположенными раздельно, между ними развивается видимое притяжение и напряжение. Два таких элемента настолько тесно связаны между собой, что начинают восприниматься как один, включая пространство между ними.

Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любой объект симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.

Зрительное равновесие (баланс) существенно для всех хороших композиций и для всех видов искусства. Любая картина, любой вид или перспектива, в которой отсутствует такое равновесие, производит раздражающее и неприятное впечатление. В природе очень редко, если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные симметрично по обеим сторонам линии взгляда.

Поскольку мы обычно думаем о естественном ландшафте, как о чем-то на взгляд приятном, мы можем заключить, что видимое равновесие должно быть присуще и естественному ландшафту. Глаз отталкивается от чего-либо неуравновешенного и привлекается к уравновешенному, постоянно выискивая те части видимого ландшафта, которые создают приятное оптическое равновесие.

В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.

Асимметрия более утонченна. непреднамеренна и поэтому более интересна. Нас не ведут шаг за шагом вдоль жесткой композиции или сквозь нее. Напротив, нам предоставлена свобода самим исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы.

Асимметричными могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом — свободная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.

КОНТРАСТ И НЮАНС

Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д.

Классик русского садоводства прошлого века А. Э. Регель так пишет о контрасте: “Значение контраста проистекает не из одной только любви к разнообразию, а тем, что благодаря контрасту объект выделяется лучше и яснее со всех сторон. Но первое условие контраста является в том, чтобы в контрастирующих объектах имелась общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контрастом является дерево, растущее на берегу озера или пруда, еще большим контрастом будут деревья с закругленной кроной в отношении к деревьям пирамидальной формы, контрастирует зеленая листва с серебристой, листья с иглами и т. д. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.

Контрастные сопоставления форм подчеркивают качественные различия предметов. Пользуясь этим приемом, можно изменить ощущение от размера предметов: предмет будет восприниматься меньше, если рядом с ним разместить больший по размеру, или, наоборот, будет восприниматься больше в окружении мелких предметов. Так, дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником, если же нужно добиться визуального ощущения уменьшения высоты дерева, лучше посадить рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом невысокие кустарники и цветы.

С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном зеленый, на зеленом — красный. Эти закономерности в природных композициях корректируются состоянием погоды, временем года и суток, освещенностью.

Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Геометрическая форма бассейна уравновешивается плавной линией газона, остроконечная крыта дома свободной формой цветника. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония.

Ни в коем случае, однако, нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом тонким переходом похожих друг на друга. незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость отдельных элементов и расстояний между ними. Примером могут служить аллеи. В ритмических построениях участвуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—8 раз. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощущение монотонности. Для снижения монотонности меняют расстояния между деревьями. открывая в стороны пространство. включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов; можно создать ритм чередования групп, чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п.

ПЕЙЗАЖНЫЕ КАРТИНЫ В МАЛОМ САДУ

Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две-три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные сюжеты, объединенные одним общим замыслом. Речь может идти о микроландшафтах, воспринимаемых порой только с веранды садового домика либо со скамьи у водоема. Но если вспомнить, какого удивительного эффекта добиваются японские мастера садово-паркового искусства в изображении природного ландшафта в его предельной миниатюризации, то такая задача покажется особенно привлекательной.

Человеческий глаз устроен так, чтобы видеть детали объекта лучше всего на расстоянии, равном (по высоте или ширине) наибольшему размеру объекта. Чтобы наилучшим образом увидеть высокий объект в целом, угол между линией, проведенной через глаз к горизонту, и линией, проведенной через глаз и наивысшую точку объекта, должен быть 27—28 . В этом случае наблюдатель должен быть удален от объекта на расстояние, равное двойной высоте этого объекта. Расстояние, равное высоте объекта, соответствует углу 45″. Чтобы полностью увидеть один или несколько объектов, нужно отступить подальше. При yтроенном расстоянии оптимальный угол сокращается до 18 .

Читайте также:  Исходные данные для ландшафтного проектирования

Конечно, не стоит и обсуждать приемы создания сложных, многосюжетных пейзажных картин, тем более пейзажных панорам, имеющих угол обзора 80—120″ и даже 360′ (круговая панорама),— такие композиции могут быть созданы лишь в крупных парках. Тем не менее и в самом скромном видовом кадре могут быть использованы закономерности в композиции пейзажей. которые в равной степени относятся и к изображенным художником, и к натурным, созданным человеком. В композиционном узле картины (необязательно совпадающим с центром) должны быть размещены основные элементы и акцент композиции. Поле зрения картины при этом должно быть расчленено, т. е. для наилучшего восприятия не должно быть нагромождения, хаоса в видовом кадре. И наконец, построить микропейзаж надо так, чтобы второстепенные элементы картины были связаны с композиционным узлом, обеспечивая целостность восприятия.

Что может стать центром композиции? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валуна с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше тройной его высоты, лишь в этом случае вертикальный угол восприятия композиции считается оптимальным.

В схеме восприятия пейзажа L — расстояние наблюдателя до картины, Н— высота картины, В— ее ширина. Этими размерами (параметрами) определяется характер картины. Соотношение этих величин может быть различным, нередко один из них становится доминирующим, например, при небольшой ширине и преобладающей глубине можно получить глубокую перспективу. Рамки картины создаются боковыми объектами (кустарник, стены здания, ограждение). Малые картины, характерные для садового участка, могут иметь также параметры: L=12H; угол горизонтального восприятия 27—45°, В— 10м и более.

В малом саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт— реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.

При формировании видовых картин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не только статично, но в динамике, при движении по саду, и это обусловит то, что воспринимаемые с одной точки элементы картины переместятся, центр композиции может стать кулисами, и наоборот. Это отличает парковые композиции и видовые картины от застывших пейзажей на полотнах художников. Но, компонуя саму структуру видовой картины, насыщая ее элементами, нужно постоянно помнить о выявлении главного и второстепенного среди ее составляющих. Например, главным может стать декоративный бассейн, тогда кустарник на заднем плане должен быть подчинен выявлению воды и ее окружения так же, как и кулисы из многолетников на переднем плане, но все вместе должно составлять единое целое, не быть раздробленным, чересчур пестрым.

Динамика видовых картин не ограничивается только их изменением при перемещении по саду. Их изменчивость характеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры,— временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа. Суточный цикл дает изменение светотеневого эффекта, сезонный (весна — лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существенно меняет и декоративность каждого растения, и в целом всей композиции. Эту динамику бывает особенно трудно учесть и запрограммировать начинающему любителю, составляющему свои композиции из одинаковых на первый взгляд саженцев. Именно поэтому надо внимательно изучить особенности каждого “зеленого кирпичика”, прежде чем определить ему место в саду и в маленькой видовой картине, которая сделает ваш сад особенным, не похожим на другие.

Соединить в архитектурно-ландшафтной композиции маленького сада все приемы и законы построения пейзажей, конечно, удается не сразу и не всем. Скажем больше, требуется иногда многолетний опыт поколений садоводов, в совершенстве владевших искусством, чтобы построить, осуществить, а потом поддерживать, совершенствуя, микропейзаж сада.

Из книги Авадяевой Е.Н. “Русский ландшафтный дизайн” М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000

Основные принципы ландшафтного проектирования

Выбор сюжета

Проектирование любого ландшафта(ландшафтное проектирование территории) должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителя эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером дизайнер проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада «a la Versaille» но ту важен размер участка), либо сада «natural garden».

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)
  • объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)
  • плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.

Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.

Ландшафтному дизайнеру важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта «света-тени» может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна – это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст

Контраст – сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени. Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким. В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

Например, для древесно-кустарниковой группы возможен контраст или нюансность по:

  1. форме
  2. фактуре
  3. листу
  4. характеру ветвления
  5. цветению

Нюанс

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками – схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов – симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Читайте также:  Виды и сорта падуба. Падуб в дизайне сада

Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

Значение цвета, света и тени в ландшафтном дизайне

Составляя план ландшафта своего приусадебного участка, надо учесть тот факт, что созданная вашими руками картинка будет восприниматься по-разному не только со сменой каждого сезона, утреннее и вечернее освещение тоже внесет свои коррективы, поскольку освещение и цвет связаны между собой.

Цвет, свет и тени в ландшафтном дизайне

Чтобы понять, как работает цвет, стоит воспользоваться цветовым кругом .
Вся цветовая палитра условно делится на теплую и холодную часть, контрастную и близкую по тону.

Контрастные цвета расположены на противоположных сторонах круга. К примеру: если вы выберете растения синей и оранжевой, фиолетовой и желтой расцветки, вы получите яркие и броские цветники. Если высадить декоративные растения, цвет которых находится в цветовом круге рядом, они будут гасить друг друга, цветник получится более спокойным.

Подбирая растения для высадки, как правило, используют контрастную цветовую гамму или, наоборот, палитру цветов близких оттенков.





Все мы знаем, что цвет влияет на наше самочувствие и настроение: желтый, красный, оранжевый улучшают настроение. Синий, фиолетовый и зеленый цвет, наоборот, успокаивает. Очень важно избежать чрезмерной пестроты и хаотичности, поскольку они вызывают непроизвольное раздражение и утомление.

Спокойным и уравновешивающим цветом, считается зеленый. Но и с этим цветом нельзя перебарщивать. Большие участки зелени способны вызывать ощущение растерянности и дискомфорта. Взором мы непроизвольно начинаем искать предмет другого цвета, на котором можно остановиться

Чтобы сформировать правильную цветовую картинку участка, выделяем под цветовые группы площади разных размеров . Даже небольшие яркие или контрастные цветовые вкрапления оживят общий колорит сада, не нарушая общей гармонии.

Свет и тень тоже способны изменить общую картину сада

Утреннее и предвечернее освещение усиливает рельефность участка, придает ему таинственность и загадочность.

Яркое дневное солнце на южной и юго-западной стороне участка, делает все детали сада очень выразительными и открытыми. Лучи садящегося солнца окрашивают ландшафт в теплые мягкие тона, создавая ощущение покоя и уюта. Поэтому эту часть участка хорошо отвести под зону отдыха.

Цвет и свет тоже связаны между собой

Так, яркий дневной свет красный цвет делает еще ярче и насыщеннее, приближая его к наблюдателю. Вечерние сумерки как бы отдаляют его от наблюдателя, делая его более глубоким. При этом одновременно создается прекрасный фон для других растений.

Желтый и оранжевый цвет даже в пасмурную погоду усиливают объем, формы становятся более рельефными и выпуклыми, усиливается общее впечатление простора. Если вам надо зрительно отдалить объект, воспользуйтесь голубым цветом.

Поэтому ландшафтные дизайнеры охотно применяют желто-оранжевую и голубую палитру для маленьких садов и небольших внутренних двориков.

Вечерние сумерки размеры объектов фиолетового, синего и черного цвета визуально уменьшают.

Если учесть все вышеизложенные правила ландшафтного дизайна, комбинируя форму и цвет растений, тень и свет, лицо вашего участка изменится до неузнаваемости.

Автор публикации: ландшафтный дизайнер Богдана Горецкая

Как превратить клумбы в арт-объекты с помощью подсветки. Фотопримеры

Время чтения: 14 минут Нет времени читать?

Свет обладает магическими свойствами. А иначе как объяснить, что при умелой подсветке даже самый обычный сад становится загадочным и неповторимым. На примере нескольких ландшафтных проектов расскажем, какую роль играет декоративное освещение в дизайне сада и как с его помощью преобразить клумбы и другие садовые объекты.

Магия света в саду

Cледите за нами:

Зачем нужно декоративное освещение сада

Выделяют два вида ландшафтного освещения – фукциональное и декоративное.

Первое предназначено для безопасного нахождения на придомовой территории в темное время суток и для вечернего отдыха в саду. Функциональные фонари располагают во входной зоне, вдоль садовых дорожек, на террасе, во внутреннем дворике, в зоне барбекю.

Для мест отдыха (беседок, открытых террас, патио) выбирайте светильники, излучающие мягкий рассеянный теплый свет. Он создает уютную расслабляющую атмосферу, располагающую к отдыху в кругу родных и друзей

Совсем другие задачи у декоративного освещения. С его помощью:

  • выделяют красивые элементы сада;
  • подчеркивают удачные дизайнерские решения;
  • создают оптические акценты и световые иллюзии;
  • корректируют размеры участка (просторный – зонируют и делают уютнее, маленький – зрительно расширяют);
  • создают в саду праздничную, загадочную или романтичную атмосферу.

Виды декоративного освещения

Выделяют три вида декоративного освещения

  1. Заливающий свет. Его создают светильники, возвышающиеся над землей примерно на 50 см и излучающие рассеянный свет. Обычно их устанавливают на клумбах и лужайках.

Пример декоративной подсветки клумбы светильником заливающего типа

  1. Точечная (акцентирующая) подсветка. Нужна, чтобы выделить отдельные элементы сада (растение, скульптуру, камень). В зависимости от угла и направления луча объект может освещаться полностью или частично.

Такую подсветку реализуют с помощью точечных светильников, которые устанавливают на почве или небольшом возвышении. Иногда прожектор помещают в крону дерева или в середину куста, благодаря чему возникает ощущение, что растение светится.

Благодаря точечной подсветке кроны деревьев и кустарников словно светятся изнутри

  1. Контурная (силуэтная) подсветка. Так называют вид декоративного освещения, при котором светом выделяют контур предмета. Делают это с помощью гирлянд и светодиодных лент. Обычно таким способом подсвечивают контуры деревьев, кустов, скульптур, садовых водоемов.

Пример контурной подсветки бассейна

В последнее время популярностью пользуется декоративная подсветка LED-лампами различных цветов. При ее использовании важно, чтобы оттенки гармонично сочетались и дополняли друг друга. Не рекомендуют использовать более 2–3 цветов одновременно. Отнеситесь с осторожностью к применению очень яркого белого света, который в большом количестве делает сад безжизненным; не переборщите с красным – он выглядит слишком вызывающе.

Примеры декоративного освещения клумб и ландшафтных композиций

Рассмотрим, как можно организовать освещение сада на конкретных фотопримерах.

Цветы в светящихся контейнерах

Украшающая беседку композиция из цветов в садовых вазонах включает три кашпо с вмонтированной светодиодной подсветкой. Днем они ничем не выделяются, но зато ночью превращаются в яркие светящиеся шары. Светильники работают на аккумуляторных батареях и обеспечивают мягкий рассеянный свет, заливающий клумбы и лужайку. Необычно смотрятся цветы, высаженные непосредственно в светящиеся контейнеры – они словно парят в воздухе.

Композиция с амфорами

Акцентная подсветка композиции на газоне

Композиция кругового обзора, расположенная на газоне, освещена несколькими точечными фонарями. Один из них установлен на земле и акцентирует внимание на амфоре, второй – слегка приподнят и направлен на крону деревьев. В результате вся композиция представлена в приглушенном свете, а наиболее интересные детали – ярко освещены.

Уголок сада в японском стиле

Японский фонарь на берегу пруда

Для подсветки береговой зоны садового водоема выбрали японский фонарь, установленный на большом камне. Его яркий рассеянный свет красиво подчеркивает силуэт растений, растущих по краю пруда, но, главное, сам светильник служит интересным декоративным элементом и похож на маленький маяк. Водное зеркало погружено в полумрак, отражая лишь льющийся из фонаря свет.

Эффект заснеженной хвои

Подсветка клумбы с хвойными

Использование ослепительно белого точечного света для подсветки композиции из хвойных растений создает оптический эффект покрытой инеем хвои. Несколько светильников установлены по периметру клумбы и образуют яркие световые пятна, другие – помещены в крону растений и подсвечивают их изнутри.

Магия бело-голубых тонов

Декоративная подсветка зоны отдыха с бассейном

Игра света и тени в сочетании с голубым зеркалом бассейна и струями воды в небольшом водопаде делает эту зону отдыха эффектной в темноте. Кустарники и хвойные, освещенные снизу небольшими световыми пятнами, выглядят очень атмосферно и таинственно.

Иллюзия разноцветного дерева

Подсветка дерева разноцветными огнями

Всего два светодиодных светильника с цветными фильтрами, установленные на земле и направленные вверх, создают потрясающий эффект разноцветного дерева. Оно похоже на сказочного великана, забредшего в сад. Применяйте такую подсветку с осторожностью и дозированно, чтобы ваш сад не сверкал, как вход в казино.

Контурная подсветка клумбы

Контурное освещение клумбы

А на этом фото – пример подсветки светодиодной лентой. Она расположена по контуру клумбы и образует контрастную границу света и темноты. Поскольку излучение направлено внутрь цветника, но при этом задний план находится в тени, лучи отлично подчеркивают силуэт растений, но размывают цветовую гамму и композиция воспринимается в черно-белых тонах.

Китайские фонари в дизайне сада

Освещение клумбы китайскими фонарями

Для освещения газона и клумб, расположенных по его периметру, выбрали обычное заливающее освещение, но нестандартно подошли к выбору светильников. Это декоративные китайские фонари, подвешенные на дереве. Светящиеся шары излучают мягкий рассеянный свет и смотрятся очень романтично. Дополняют дизайн несколько точечных световых пятен, акцентирующих внимание на садовом водопаде и отдельных растениях.

Подсветка пересекающимся светом

Для подсветки каскадного водоема использовали простой прием – установили друг против друга небольшие прожекторы и направили лучи так, чтобы они пересекались в месте излива воды. Получился потрясающий эффект – кажется, будто струится сам свет, похожий на расплавленное золото.

Фонари на столбиках, расположенные по периметру водоема, мягко заливают окружающий пейзаж, создавая плавные переходы от света к тени.

Освещение зоны отдыха

Подсветка зоны отдыха в саду

В заключение мы подобрали фотопример, где используют сразу несколько видов декоративного освещения. Встроенные в подпорную стенку светодиоды мягко обозначают контур площадки. Точечные прожекторы с цветными фильтрами окрашивают кроны деревьев в красный, желтый и белый цвет. Дополнительной подсветкой служит огонь в садовом камине, наполняя площадку атмосферным светом и приятным теплом.

В этой статье мы сделали акцент на эстетической составляющей декоративной подсветки, но важно не упустить и технические моменты организации ландшафтного освещения. Более подробно об этом можно прочитать здесь и посмотреть на видео.


12 идей сада в тени

Она дарит желанную прохладу; не имея ног, передвигается по саду, придавая ему глубину и таинственность. Загадочная дама полусвета по имени Тень бывает совершенно разной — она полна контрастов и полутонов, которые косвенно влияют на наше эмоциональное состояние и напрямую — на выбор подходящих растений в любимом саду. Давайте же побольше узнаем о ее повадках и капризах!

Полутень, или рассеянный свет, воцаряется в местах, которые обласканы лучами солнца не более 4-5 часов в день. Характерные для нее постоянная игра бликов, прохлада и более высокая влажность благотворно влияют на многих зеленых жильцов, например на астильбу, астранцию или папоротник. И даже среди солнцелюбивых травянистых многолетников есть немало таких, которые хорошо переносят ажурную тень, к примеру горец свечевидный или василисник Делавая. А вот в полной тени, скажем, с северной стороны высокого здания или под деревьями и кустарниками с большой и плотной кроной, солнечного света хронически недостает. Здесь способны выжить только самые стойкие, например барвинок (Vinca) или плющ. Какое же оформление оптимально подходит именно для вашего тенистого сада?

1. Укромные уголки под лиственными деревьями летом так и манят прохладой. Здесь же можно насладиться завораживающей игрой света и тени, которую образуют солнечные лучики, пробиваясь сквозь листву. В ажурной тени хорошо растут колокольчик (Campanula), гортензии, плющ и многочисленные папоротники.


Укромные уголки под лиственными деревьями летом так и манят прохладой

2. Похожие на воздушные перышки розовые соцветия астильбы Арендса (Astilbe × arendsii) ‘Bressing Beauty’ очень эффектно смотрятся на контрастном темном фоне. Это одно из немногих растений, способных обильно и продолжительно цвести в тени. Однако астильбе полное отсутствие солнца противопоказано, больше всего ей подходит ажурная тень. Этот многолетник прекрасно зимует в средней полосе России и не пользуется успехом у насекомых-вредителей.


Астильба Арендса

3. С перголой, густо оплетенной глицинией и клематисом, притененный дальний уголок в саду превратился в уютное, защищенное от посторонних глаз место для досуга.


С перголой, густо оплетенной глицинией и клематисом, притененный дальний уголок в саду превратился в уютное, защищенное от посторонних глаз место для досуга

4. Стильное решение: цветник с гейхерой (Heuchera) и колокольчиком (Campanula) достаточно дополнить подходящим аксессуаром, например глиняной статуэткой, — и композиция состоится!

Читайте также:  Устройство газона, этапы, правила


Стильное решение: цветник с гейхерой (Heuchera) и колокольчиком (Campanula) достаточно дополнить подходящим аксессуаром, например глиняной статуэткой, — и композиция состоится!

5. Пышные травянистые многолетники, такие как герань и хаконехлоя большая ‘Aureola’, украшают извилистую дорожку из клинкера.

6. Бело-розовые цветки астранции крупной (Astrantia major) похожи на ажурные пуговки. Этот филигранный травянистый многолетник подкупает очарованием естественности. Растение отлично размножается самосевом.


5. Пышные травянистые многолетники, такие как герань и хаконехлоя большая Aureola, украшают извилистую дорожку из клинкера. 6. Бело-розовые цветки астранции крупной (Astrantia major) похожи на ажурные пуговки

7. Теплые тона в полутени: два пышных папоротника — (1) кочедыжник женский (Athyrium filix-femina) — раскинули свои ажурные листья, словно под руки подхватив броскую (2) киренгешому дланевидную (Kirengeshoma palmata), которую украшают нежные желтые цветки и листья, похожие на кленовые. Справа вносит яркие краски в композицию (3) аденофора гибридная (Adenophora hybride) ‘Amethyst’ с сине-фиолетовыми колокольчатыми цветками. На переднем плане притягивает взгляд (4) лириопе мускаревидное (Liriope muscari) с тонкими злаковидными листьями. В августе-сентябре у нее появляются примечательные свечевидные соцветия. Лириопе дополняет оранжево-желтый (5) меконопсис камбрийский (Meconopsis cambrica) ‘Aurantiaca’, который предстает во всей красе только в прохладной тени.


Теплые тона в полутени

8. Теневыносливые высокорослые представители флоры, например волжанка двудомная (Aruncus dioicus), великолепны и соло. Нежность белых пышных соцветий растения подчеркивает яркий фон красного строения.

9. Ступени органично смотрятся в объятиях зарослей меконопсиса камбрийского (Meconopsis cambrica), хохлатки и пестролистной хосты ‘Golden Tiara’.


8. Волжанка двудомная. 9. Ступени в объятиях зарослей меконопсиса камбрийского, хохлатки и пестролистной хосты Golden Tiara

Выбрать растения для теневого сада можете с помощью нашего маркета – иллюстрированного каталога товаров от разных интернет-магазинов. Смотреть подборку растений для сада в тени и полутени.

10. Сочные краски на высоте. Растения для приподнятого цветника, расположенного в полутени, намеренно подобраны тон в тон: это классический вариант, который всегда выглядит гармонично. Во всей красе «питомцы» предстают на пике лета. В это время появляются компактные розовые соцветия (1) горца свечевидного (Polygonum amplexicaule) ‘Anna’. Рядом при каждом дуновении ветерка колышутся прелестные метелки (2) осоки повислой (Carex pendula) с живописно поникающими красивыми листьями. В июле композицию поддерживают пурпурно-красные головки (3) астранции крупной (Astrantia major) ‘Abbey Road’. Красок в пылающий цветочный костер добавляет и (4) гейхера гибридная (Heuchera hybride) ‘Obsidian’ с темно-красными листьями и прелестными розовыми соцветиями. Между гейхерами стелется почвопокровная (5) герань гибридная (Geranium hybride) ‘Sue Crug’, которая с июля по сентябрь очаровывает розово-фиолетовыми цветками.


Сочные краски на высоте

11. Бело-зеленый оазис под деревьями. В этом примере высокие и низкие растения высажены в многоуровневой композиции так, как они обычно растут в природе: на заднем плане — самые высокие, на переднем — самые низкие. Справа гордо тянется ввысь статный (1) аконит клобучковый (Aconitum napellus), который цветет с июля по август. Рядом распушила свои необычные огромные листья (2) роджерсия конскокаштановая (Rodgersia aesculifolia). С ней красиво контрастирует (3) василисник Делавая (Thalictrum delavayi) ‘Album’ — нежный травянистый многолетник с воздушными ажурными соцветиями, которые прекрасно подходят для срезки. Слева цветник украшает одно из самых красивых летнецветущих растений — (4) гортензия крупнолистная (Hydrangea macrophylla), чьи белоснежные шары-соцветия притягивают взгляд невероятными размерами. В центре красуется необычайно выносливый (5) щитовник мужской (Dryopteris filix-mas). Край цветника осветляют широкие овальные листья пестролистной (6) хосты гибридной (Hosta hybride) ‘Patriot’.


Бело-зеленый оазис под деревьями

12. Джунгли в мини-формате: в одной емкости дружно соседствуют плющ, гилления (Gillenia), многорядник щетинконосный (Polystichum setiferum) ‘Dahlem’, колокольчик точечный (Campanula punctata) ‘Sarastro’ и дербянка (Blechnum).


В одной емкости дружно соседствуют плющ, гилления (Gillenia), многорядник щетинконосный (Polystichum setiferum) Dahlem, колокольчик точечный (Campanula punctata) Sarastro и дербянка (Blechnum)

Вы можете четко структурировать участок, заложив цветники строгих геометрических форм. Или, наоборот, сделать свой зеленый оазис более интригующим, с преобладанием плавных линий и переходов, то есть близким к природе. Выбор стилистической стратегии во многом зависит от конкретных условий: так, под раскидистым крупным деревом лучше будет смотреться имитация лесной полянки, а в тяжеловесной тени здания или во внутренних двориках более уместен формальный «прямолинейный» стиль. Рассеянный лиственными деревьями «полусвет» умиротворяет, а вот резкая густая тень от дома может нагонять тоску и удручать. Однако каждый случай индивидуален: например, уголок с восточной стороны здания, освещенный утренним солнцем, вполне подходит для террасы, где можно позавтракать и насладиться красотой природы.

Увы, приспособленных к тени цветочных растений значительно меньше, чем солнцелюбивых. Зато среди теневыносливых предостаточно декоративнолистных красавцев с разным строением, формой и расцветкой листьев — на них-то и стоит делать ставку, оформляя тенистый уголок, ведь именно эти скромные герои задают тон в подобных местах. Например, горянка (Epimedium), роджерсия (Rodgersia) и хоста (Hosta) хотя и происходят из Восточной Азии, прекрасно растут и в наших широтах.

Очень динамично выглядят цветники из дармеры (Darmera) и роджерсии (Rodgersia) с крупными листьями в сочетании с филигранными декоративными травами и папоротниками. Для красочности их можно разбавить цветочными травянистыми многолетниками, такими как астранция (Astrantia), цимицифуга (Cimicifuga) и астильба (Astilbe).

Выбирая цветовую гамму для для посадок в тени, отдайте предпочтение растениям с пестрыми бело-зелеными листьями и белыми цветками — в темных уголках они будут служить так называемыми осветителями. Пастельные голубые, розовые и сиреневые тона также наиболее эффектно смотрятся именно при приглушенном свете. И наконец, нельзя не вспомнить еще о парочке неоспоримых плюсов тенистых цветников: густые посадки с выносливыми травянистыми многолетниками обходят стороной сорняки, да и влага из почвы испаряется не так быстро, как на солнце.

Фото: архив журнала «Mein schöner Garten».
Рисунок: MSG/Claudia Schick.

Ландшафтный дизайн: советы и маленькие хитрости.

Маленькие хитрости в ландшафтном дизайне позволят Вам добиться желаемого, даже не имея для этого возможностей.

Ландшафтные дизайнеры с опытом знают массу секретов и приемов, с помощью которых можно визуально уменьшить или увеличить участок, поменять его форму, усилить очарование. В статье приведены некоторые советы по современному ландшафтному дизайну с использованием удачных приемов.

Ознакомившись с ними, вы сможете самостоятельно обустроить свой сад так, как это смогли бы сделать профессиональные дизайнеры.

Древесные фреймы как интересный прием

Самая природная и гармоничная для любого пейзажного вида ― это рама, созданная из натуральных ветвей. Прелесть композиции в том, что оформить ее можно из подручных материалов ― деревьев с подходящими гибкими кронами. Все, что понадобится ― подобрать место на участке, с планированием зон и садовыми дорожками таким образом, чтобы был создан требуемый ракурс. Для усиления эффекта можно придать нужную форму ветвям.

Главный минус этого приема ― потребуется время для того, чтобы растения приобрели нужную форму. С помощью их крон можно будет со временем экспериментировать с арочными фреймами, в том числе, используя и колоннады с помощью высаженных по окружности деревьев.

Заборы и садовые стены: приемы с участием конструкций

Несложно адаптировать под создаваемую ландшафтную картину имеющиеся на участке ограждения, как внешние, так и внутренние. Можно остановить выбор на прозрачных элементах забора, например, а можно выбрать полностью глухие конструкции с применением декоративных пролетов.

Архитектурные фреймы в ландшафтном дизайне

Важно продумать формирование фреймов на этапе планировки участка. В этом случае можно будет поработать над оформлением террасы, беседки, вертикальных опор так, чтобы получилось эффектное обрамление пейзажных картин.

Выигрышным ландшафтный дизайн получится в случае правильно подобранного места, размеров и высоты проема. Важно эти параметры подобрать так, чтобы пейзаж, открывающийся взору, наиболее эффектным выглядел из зоны, откуда им будут любоваться чаще всего.

Дизайнерский прием с садовыми арками

Не стоит недооценивать садовые арки. Этот элемент может помочь Вам выйти из тупика дизайна.

Простая на первый взгляд садовая форма поможет «поиграть» с пейзажным ракурсом, а также позволит сформировать эффектный фрейм для картины за аркой. С помощью самой банальной прямоугольной арки можно добиться законченности ландшафтного дизайна.

Дополнительно можно обустроить перед аркой ступеньки, которые позволят сформировать эффект дверного проема, входа в иную часть сада. А если обустроить под аркой глухой постамент, то можно будет добиться перевоплощения ее в панорамное окно с живописным видом из него.

Важно помнить о том, что арки формируют обзор с обеих сторон, поэтому нужно детально поработать над созданием правильного ракурса, продумывая перспективу с каждой из сторон.

Дизайнерский прием: рамы в зонах отдыха

Зону отдыха на участке можно отлично «разбавить» пейзажной картиной. Для этого важно поработать над деталями навесов, пергол и навесов так, чтобы они помогли сформировать правильный ракурс обзора, одновременно выполняя функции эффектной рамы для предстающих взору видов.

Цвет в ландшафтном дизайне: приемы дизайнеров

Свет и цвет имеют не менее важное значение, чем перспектива и композиция. Именно цвет является ключевым моментом в составлении композиций на участке. Принимать во внимание важно все, начиная от цвета грунта и поверхности садовых дорожек и заканчивая цветом садовой мебели, стен, заборов в саду. Правильно сочетая оттенки можно добиться нужного тонизирующего или, наоборот, умиротворяющего эффекта.

Работая с цветами, важно следить за тем, чтобы сад не получился слишком ярким, иначе пребывание в нем будет утомлять, вызывать раздражение. Также учитывать нужно тот факт, что все цвета разделяются на теплые, холодные, приглушенные и контрастные и пр.
Примером контрастных цветов являются желтый и фиолетовый, красный и синий, словом, цвета, что располагаются по разные стороны цветового круга. Цвета, приближенные друг к другу, называют гасящими, поэтому они часто нуждаются в разбавлении контрастными цветами.

Помимо цветового контраста, ландшафтные дизайнеры обращают внимание и на контраст яркости, таким образом, выделяя нужные растения на общем фоне в композициях.

Чтобы дорожки и тропы не сливались с почвой или травяным покровом, следует правильно подобрать их цвет. Например, среди газонной травы эффектно будет смотреться серая или желтая дорожка, а на фоне почвы ― бежевая или белая. Обратите внимание, что синие и зеленые дорожки ― это не самый лучший вариант, так как они будут сливаться с поверхностями.

Несколько слов о свете и тени

Так же, как и цвет, свет и тень имеют большое значение для формирования правильного ландшафтного дизайна. Грамотное использование их эффекта позволит зрительно уменьшить растение, увеличить, приблизить или отдалить.
Следует помнить о том, что сад меняется с каждым новым временем года. Так, например, зимой и в начале весны преобладающими являются черно-белые тона, тогда, как ближе к середине весны и лету начинают доминировать яркие зеленые, желтые, розовые цвета, привлекающие к себе внимание.

Умелое применение законов композиции, симметрии, света, тени и перспективы позволят сформировать нужный облик сада.

Примеры садов, оформленных согласно приемам ландшафтного дизайна

Немного фантазии и несколько приемов помогут превратить участки в картинки из сказки. Так, например, если вставить в забор зеркало, можно будет добиться эффекта проселочной дороги за забором, зрительно увеличить сад. Важно, чтобы к зеркалу вела дорожка под углом для того, чтобы человек не сразу мог увидеть свое отражение, и иллюзию удалось продлить. Подбирать место для монтажа зеркала нужно так, чтобы в нем отражались самые красивые части сада, а не хозяйственные постройки.

Интересный вариант ― роспись забора на участке, например, древнегреческий храм с колоннами и стеной. Очевидно, что за фасадом храма будет пусто, но в том, что он станет украшением сада можно не сомневаться.

Работая над сюжетом росписи забора, следует помнить о смене времен года. Важно, чтобы картина на заборе была уместной в любое из них, подчеркивая красоту ландшафтного дизайна.

Особыми приемами пользуются садовые дизайнеры, когда нужно скрыть неприглядные места на участке. Некоторые используют для этого вьющиеся растения, а некоторые применяют искусственные валуны, полые изнутри. С их помощью можно скрыть люки, коммуникации.

Ссылка на основную публикацию