Завершение проектирования жесткой структуры сада
Регулярный сад – хорошо структурированный сад, в котором все упорядочено, в котором во всем чувствуется присутствие человека и видны результаты его мысли и труда. Этот сад не изображает дикую природу, а если некоторым растениям и предоставлена относительная свобода, то все равно они пользуются ею только в рамках жесткой планировочной структуры.
Регулярность вообще – синоним правильности, структурности, упорядоченности. Регулярность применительно к саду – это противопоставление рукотворного дикому (природному), зарегулированного – свободному, геометрического – бесформенному. Но почти в любом саду эти противоположности сходятся. Они часто находятся рядом, одно возле другого, но еще чаще – одно в другом. Вопрос лишь в соотношении, в балансе этих крайностей, в том, что из них преобладает, что заметнее в облике сада.
Если очевидная рукотворность и геометрия выходят на первый план, а природному и свободному остается только ютиться между правильными линиями – перед вами регулярный сад, пусть иной раз и с вкраплениями свободной, предоставленной самой себе растительности или имитациями природных элементов. Четкая регулярная планировка может служить как бы рамой, обрамлением таких более «расхлябанных» зарослей, но в целом сад все равно будет регулярным, если хорошо читаются его структура, основные линии и присутствуют основные характерные элементы.
Создание структуры – это размещение в саду основных компонентов из неживых (стены, ограды, дорожки, малые архитектурные формы) и живых материалов (растения). Если геометрия в вашем саду задана жесткими, нерастительными элементами – прямыми дорожками, рисунком мощения и кладки, стенами построек, оградами – то самим растениям, заполняющим промежутки, можно дать и волю – главное, чтобы планировка все равно читалась, не зарастала бесконтрольными кущами.
Однако, если на участке достаточно места и света, регулярность можно поддержать и сугубо растительными средствами: стрижкой и посадкой растений в соответствии с описанными выше симметрией, ритмом и геометричностью. Особенно хороши для стрижки и поддаются формированию деревья и кустарники с компактными кронами, мелкими листьями и не слишком быстрым ростом. Наконец, можно сочетать стриженые растения (например, по периметру партерной клумбы – в качестве рамки) со свободно растущими (внутри этой рамки).
Живые структуры
Из растений главную роль в формировании структуры сада играют древесные породы – как листопадные, так и вечнозеленые, как лиственные, так и хвойные. В зависимости от того, как они посажены, эта структура может быть рыхлой и свободной или жесткой – регулярной. Еще строже эта структура будет, если естественная форма деревьев и кустарников видоизменяется при помощи стрижки.
Слева: Основные живые структуры регулярного сада состоят из стриженых растений.
Неслучайно практически все основные живые структуры, используемые в классических регулярных садах и парках, состоят из стриженых растений: аллеи, партеры, боскеты, садовые комнаты, лабиринты, живые изгороди, шпалеры, зеленые скульптуры (топиары) и др. Решаясь на создание регулярной садовой композиции, нужно помнить, что отныне часть ваших усилий будет уходить на то, чтобы поддерживать ее в неизменном виде или, по крайней мере, в близком к исходному состоянии. Даже за садом в природном духе, где растения предоставлены сами себе, необходим постоянный уход; что уж говорить про строгость линий регулярного сада. Как только перестают выполняться мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.
Неживые структуры
Обилие архитектурных элементов – отличительный признак многих регулярных садов. Именно сооружения из самых различных материалов во многом задают стиль сада и жестко «держат» его структуру, позволяют более снисходительно относиться к растениям и обеспечивают круглогодичный интерес к композиции.
Слева: Скульптуры и вазоны – распространенные «малые формы» в регулярном саду.
Как правило, смысловым центром всей композиции является главный дом или большие хозяйственные постройки. Архитектура здания доминирует в ландшафте, как бы повторяясь в композициях фонтанов, аллей, беседок, задавая всему саду ритм и пропорции. Кроме того, фасад здания – отличная отправная точка для регулярной композиции, особенно если он симметричен и дом расположен посередине между границами участка. К фасаду несложно выстроить перпендикуляр, который может стать будущей осью регулярного сада.
Скульптуры и вазоны, балюстрады и лестницы, ограды и заборы, фонтаны и водоемы, гроты и беседки – наиболее распространенные «малые формы» архитектуры в регулярном саду. Они позволяют задать жесткую структуру всего садового пространства и лишний раз подчеркнуть его рукотворность. Так, архитектурное сооружение – лучший способ замкнуть перспективу, создать фокальную точку в таком месте, куда упираются оси сада, или акцент в центральной точке лучевой композиции. Парные, повторяющиеся или симметрично расставленные архитектурные сооружения усиливают ощущение регулярности, могут фланкировать проходы или виды, открывающиеся из определенных точек сада.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО САДА.
Не бойся первой ошибки – избегай второй…
Давайте начнем с того, в чём, на мой взгляд, состоит разница между профессиональным и любительским подходом в создании сада.
Первое, что бросается в глаза – это разность концепций. Если профессионал начинает движение от планировки пространства, плавно продвигаясь к воплощению идеи в целом, то любитель, напротив, начинает с деталей, т.е. набора понравившихся растений.
Общаясь с цветоводами, не раз слышала такие слова – «У меня есть туя, две спиреи, японский пион, рододендрон, астильба…» и т.д. В результате хаотических покупок, основой которых является – «А мне понравились вот эти розовенькие цветочки!», происходит накопление совершенно разноплановых растений. И в один прекрасный день садовод, оглядывая итоги своего многолетнего труда, может ощутить разочарование. Что в последствии послужит толчком к изучению законов растительных композиций и планировки сада.
Профессионал движется другим путем: для него основу сада составляют отнюдь не растения, а функциональное зонирование и структурные элементы – мощение, дорожки, площадки, подпорные стенки, малые архитектурные формы.
Именно эти основополагающие моменты создают и удерживают пространство единым. Взгляните на такой сад в межсезонье и убедитесь в этом.
На фото четко читается структура сада и заданные обьемы. Он не потеряет своей структуры.
Отсюда проистекает и разность приоритетов. Дизайнер работает крупными мазками, прежде всего наполняя пространство ассортиментом дендрологическим. Любителя же, напротив, привлекает травянистая, многолетняя «пестрорядь» и небольшие кустарники.
Ни в коей мере не хочу принизить те навыки, что демонстрируют многие цветоводы, и колоссальный труд, затрачиваемый ими на любимое дело. Нельзя не отметить, каким энтузиазмом, в накоплении сортов и знаниями их агротехники они обладают. Т.к. период систематизации знаний и первоначального накопления информации для многих их них остался далеко позади, бывает, что созданные любителями цветочные композиции удивляют и профессионалов. Но, к сожалению, такие случаи не часты.
Однако волшебный дух сада привлекает все новых и новых последователей. Этим увлеченным еще предстоит пройти свои садовые университеты. Именно их внимание хотелось бы акцентировать на самых распространенных ошибках начинающих садоводов.
Отсутствие базовой идеи, стиля и плана
Этой темы я уже касалась. Пожалуй, из всех проблем, поджидающих начинающего – она самая главная. И будучи не проработанной, становится обременительной ошибкой. Следствие – многократные переделки сада и перетаскивание взрослых растений с места на место.
Наличие первоначальной концепции – определение стиля и формирование древесно- кустарниковой основы, позволяет избежать пересадок и выдержать образ сада. От целого к частному и не иначе.
Положительные примеры планировки сада.
Сад на фото имеет пейзажный тип планировки. В композиции упор делается на отдельную графику ветвей, цвет коры, созревшие семена или плоды. Пространство участка, наполненного такими хвойно- кустарниковыми группами, зимой, также будет сохранять свою структуру и его планировочный замысел останется читаемым.
Задана жесткая структура сада.
Разнообразный, яркий и пестрый сад, наполненный удивительными экзотами – часто встречающаяся картина.
Первое впечатление – не знаешь, на что смотреть. Все сливается в бе сконечных переходах цвета и формы.
Второе ощущение – зрительное утомление от избыточной напряженности видеоряда.
Природная красота простых растений не менее важна.
Сад, как живописное полотно, будучи перегруженным красками и формами, утрачивает художественную ценность, превращаясь в лубок.
Как тут не вспомнить старую поговорку – свита играет короля! Так позвольте ей выполнить свою роль.
Роскошные пионы, лилейники с гигантскими махровыми цветками, вычурные гейхеры, флоксы всех возможных оттенков с трудом компануются друг с другом, создавая слишком яркую тяжеловесную картину. Для того, чтобы вся эта роскошная компания «заиграла», необходима простенькая свита, должным образом оттеняющая их неповторимость и красоту. Здесь и приходят на помощь травянистые многолетники с множественными мелкими цветками, а также всевозможные нецветущие растения, образующие, крупные, разных оттенков зеленого цвета, куртины.
Совместные посадки растений с разными экологическими требованиями, как и выбор растений, несовпадающих с условиями участка и трудных в уходе, никогда не создадут желаемого декоративного эффекта. Либо потребуют больших физических и материальных затрат.
Всего по чуть-чуть
Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная. Садоводом движет страсть коллекционирования, и с ней очень трудно бороться. Ведь современный садовый рынок каждый год выбрасывает огромное количество новых селекционных форм. Где уж тут устоять. Да и цены кусаются. Вот и пок упают пятнадцать разных видов, все по одной штуке. Но из них не создать композиции. Возникают дробны е посадки, не дающие цветового пятна. Кто- то из садовых корифеев говорил: “Пересмотри список растений, выброси половину запланированных, и удвой то, что осталось”.
И еще добавлю. Стремление к последним новинкам и садовым экзотам мешает созданию гармоничной картины. Лишь неприхотливые и обильно цветущие растения с точки зрения композиции представляют интерес. Т.к. крупные группы однотипных растений легко читаются и выглядят эффектнее, нежели роскошные одиночки.
Правильная компановка миксбордера – крупными куртинами
Отсутствие посадочного места
Здесь речь идет не о нарушении правил агротехники, а о неправильном размещении растений. Скорее всего, вам приходилось видеть такой сад. По площади всего участка аккуратно рассажены разнообразные растения, имитируя набивной ситчик. У этого стиля есть два крупных минуса . К райне затрудняется уход за посадками и отсутствует целостность восприятия сада. Напротив, будучи собранными в группы, они дают цельную композицию из
разных объемов и цветовых пятен.
Главным является только цветение
В этом мне видится н екоторая однобокость подхода. Апофеоз цветения мимолетен, и с чем же мы сталкиваемся после? Р азваливающиеся кусты, оголенные стебли, теряющую декоративность листву. Вид цветника без надежно испорч ен. Красота и стабильность всего растения целиком на всех этапах его вегетации – вот залог дальнейшего успеха композиции до и после цветения.
Цветовая дисгармония
Наличие неудачных цветовых сочетаний – это первое, что бьет по глазам, иногда на корню уничтожая проделанную работу. Бесконечный цветовой винегрет не дает прочесть замысел, вызывая лишь утомление увиденным. Присутствие ярких контрастов мешает созданию комфортной среды, генерируя постоянное напряжение. Лишь плавное, нюансное перетекание цвета в теплой или хол одной гамме с отдельными контрастными точками может произвести должное впечатление.
И последне е что хотелось сказать, видели ли вы что-нибудь более гармоничное, чем лесная опушка или луговина, покрытая полевыми цветами. Пойма реки со склоненными ивами или бескрайняя ширь поля с одинокой березой. Все лучшие пейзажные сады, созданные великими дизайнерами, по своей структуре максимально приб л ижены к природным сообществам. Что же остается нам, простым смертным – как ни учиться у матушки природы, подмечая все нюансы переходов цвета, все контрасты размеров и форм, рожденные ее удивительным талантом.
Сад кустарников: структура и объем
В прошлый раз (Сад кустарников: всерьез и надолго) мы привели серьёзные доказательства того, что кустарники вобрали всё лучшее, что есть у многолетников — с одной и у деревьев — с другой стороны. При этом сделали акцент и на то, что всё-таки сад, основу которого составляют кустарники, у нас ещё большая редкость. Допустим, мне удалось убедить вас в необходимости обратить своё внимание на кустарники, и вы готовы высадить их у себя и сделать основой сада. А что дальше?
Мало признать преимущества кустарников — важно грамотно разместить их в саду
Дело в том, что признать преимущества кустарников мало — важно также понимать, куда и как они могут быть высажены. Правильной посадкой кустарников сад можно сделать интересным и уютным, а неправильной — напрочь «убить» его и сделать кустарники врагом комфорта и красоты в своём саду.
Зачем и почему нам нужен план
Первое и довольно важное условие: следует приступать к выбору места для кустарников (впрочем, как и для любых других растений) в тот момент, когда уже ясна основная структура сада. И пусть на ней ещё не будет указания места посадки конкретных видов и сортов выбранных растений — важно, чтобы была понятна логика их расположения. Уже известно, где пройдут дорожки, где будут площадки; проанализированы видовые точки, с которых мы читаем сад и его окружение (если оно того заслуживает); решено, где в саду будут располагаться объёмы, а где останется плоскость земли, выраженная газоном или иными садовыми элементами.
Начинать необходимо с планирования, создания структуры сада
По сути, это и есть работа ландшафтного архитектора. Вслед за ним придёт ландшафтный дизайнер и будет обыгрывать дорожки и площадки, заполнять растениями объёмы заданной высоты и ширины. А вот когда человек идёт от обратного — сначала выбирает некоторое растение, а потом ищет место в саду, куда бы его приткнуть,— он совершает ошибку (едва ли не самую распространённую).
В конце концов, отчаявшись найти место для нового растения, человек «временно» прикапывает его, но это «временно» затягивается, как правило, надолго. Страдает сад. Вернее, сада-то и нет по сути, так как отсутствует его структура. Зато в наличии стихийные беспорядочные «временные» посадки, а также те растения, которые хозяева сада каждый год переносят с места на место.
В нашем каталоге, объединяющем предложения крупных садовых интернет-магазинов, найдутся кустарники для воплощения любых ваших дизайнерских идей. Посмотреть каталог и выбрать кустарники для своего сада.
Понятно, что в этих поисках лучшего места есть и своя прелесть, некий творческий процесс. Не будем исключать его полностью, но давайте ограничим площадь допустимых пересадок, причём границы этой площади не должны совпадать с границами всего сада. Эти границы мы, проектируя сад, определяем сами, исходя из заданных условий.
Создаем план своего будущего сада
Сначала мы найдём место на плане, где должен возникнуть нужный нам объём, затем наметим высоту этого объёма, а уже потом его плотность, цвет, сезонную изменчивость и прочее. Именно внутри заданного нами пространства мы можем пересаживать растения сколь угодно долго, экспериментировать с новыми приобретениями и их сочетаниями. В этом случае, что бы мы ни делали внутри заданных объёмов, структура сада не претерпевает значительных изменений, и если она с самого начала была проработана качественно, то сад не потеряет своей привлекательности от нашей неутомимой деятельности.
Внутри заданных объемов можно будет продолжать эксперименты
Видовые точки и садовые картины
Как же найти верные места для таких объёмов? Важно подойти к этому творчески. Для начала мы определяем условия участка, особое внимание при этом уделяя расположению видовых точек и тех садовых картин, которые с них можно видеть. Напомним, что видовая точка — это то место, в котором находится зритель, а садовая картина — это то, чем он может отсюда любоваться.
Видовые точки могут быть статическими и динамическими. Статические закреплены на местности (окно дома, беседка, скамейка, крыльцо и т.д.), динамические — не закреплены (повороты дорожек, выходы из-за угла дома, смена закрытого пространства на открытое (из плодового сада — на газон, например). Садовые картины мы также можем разделить, и в первую очередь — на привлекательные и непривлекательные. При этом понимаем их широко — то есть, учитываем не только то, что видим в пределах своего забора, но и то, что находится за ним: дом соседа, его плодовый сад, лес за участком и тому подобное.
Нужно, чтобы с каждой видовой точки открывался хороший вид
Приходится признать, что зачастую в наших садах скамейки и беседки ставят там, откуда и вида-то никакого не открывается (или открывается, но недостаточно привлекательный, а то и просто удручающий). И наоборот, нет ни одной видовой точки именно там, откуда открываются самые выигрышные картины. Наша задача – дать каждой видовой точке хороший вид, а каждому хорошему виду — возможность наблюдать его.
Расположение кустарниковых объемов
Формирование недостающих картин и изменение в лучшую сторону непривлекательных (вплоть до их сокрытия) — это и есть основной мотивирующий фактор при выборе того или иного расположения кустарниковых объёмов. При этом, хоть это и основной фактор их расположения, он не единственный. Могут вступать в силу и такие мотивировки как желание закрыться от пыльной дороги или, например, высадить плотную живую изгородь для защиты от домашних животных, но степень их важности второстепенна.
При помощи кустарников можно сформировать нужную картину или скрыть непривлекательную
Старайтесь к распределению таких объёмов подходить творчески. Проектируя их, нужно помнить о том, что за счёт кустарников мы можем перекрыть взгляд не только вертикальной плоскостью, но и горизонтальной. Иногда это нужно, когда не хочется закрывать от глаз пространство своего сада, но при этом хочется избежать, например, зоркого взгляда соседа, сидящего на балконе в доме напротив. Особенно важно перекрытие по горизонтали в тех случаях, когда закрыть нужно что-то высокое, а подобрать подходящее растение затруднительно. К тому же, в этом случае не сокращается пространство сада, так как оно остаётся в поле нашего зрения.
Высота кустарниковых объемов
Допустим, мы определили предположительное расположение объёмов сада, а как нам определить их высоту? Это напрямую будет зависеть от того, как далеко расположена группа от видовой точки. Высота растительной группы, закрывающей, к примеру, неприглядное здание, уменьшается при приближении к наблюдателю. У самой видовой точки она может быть и совсем невысокой (вполовину меньше дальней), а здание будет закрывать с тем же успехом, что и дальняя. Учитывая, что объёмы расположены на разном удалении от видовой точки, их высота будет различной.
Объем и высота кустарниковых групп могут различаться
Само объемное пятно на плане неоднородно: где-то сужается, где-то расширяется. Это повлияет и на высоту, которая, естественно (по аналогии с природой), должна быть выше там, где пятно более широкое, и ниже там, где оно узкое.
Однако сказанное касается лишь одного конкретного объёмного пятна в саду, а как могут взаимодействовать высоты отдельных пятен между собой? Сказанное далее не является обязательным условием, но когда это правило используется, итог заметно украшает сад и делает его более интересным. Речь о противофазах линий верхней кромки высот растительных групп у композиций, расположенных друг за другом: там, где понижается высота ближней группы, высота дальней — повышается. Особенно эффектно сад, построенный по такому принципу, воспринимается с динамических точек, то есть при движении по нему.
О важной роли естественности
Хочется отметить и ещё один важный нюанс, который позволяет создать более естественный сад, но увы, не так часто нами используется. Многие при проектировании объёмов на участке почему-то очень боятся пронзить ими дорожки, площадки, боятся поглотить ими баню, дом или его часть. В итоге получаются сиротливые, не связанные друг с другом островки зелени на фоне газона. Эстетики никакой, но даже не это главный минус: самое удручающее здесь то, что нет естественности сада.
Очень часто садам не хватает естественности
Мир устроен так, что сначала была природа, потом человек у неё отвоёвывал пространство, вырубал деревья, ставил дома, другие постройки. Понятно, что сейчас мы делаем зачастую всё в обратном порядке: получаем участок в чистом поле, ставим дом, а потом обсаживаем его растениями. Однако и в этом случае, если мы хотим получить сад с естественным обликом, окружая дом объёмами, мы должны прийти к такому результату, чтобы казалось, что строение вписано в уже давно существующий ландшафт, а не поставлено и потом обсажено растениями.
Достичь этого можно только тогда, когда мы намеренно перерезаем дорожки объёмами (создавая при этом иллюзию того, что растительный массив уже был, а мы лишь проложили в нём тропу), поглощаем дом растительным объёмом (при этом создавая иллюзию того, что объём уже был, а мы в нём лишь вырубили место для площадки под дом) и так далее.
А что насчет выбора растений?
Ну и в заключение хотелось бы обратить внимание читателя на то, что на протяжении всего этапа разработки объёмно-пространственной структуры сада мы не говорили о конкретных видах и сортах кустарников. Нам важно было не отвлекаться на это, а максимально тщательно продумать, где должны быть объёмы, а где нет, какими они должны быть по высоте. Теперь мы знаем об этом, и на следующем этапе будем насыщать их конкретными видами, исходя из заданных условий. Вот тогда нам пригодится и знание ассортимента, и сведения о колористике, стилистике, сезонной изменчивости.
К наполнению сада конкретными растениями нужно приступать после разработки плана
Это не означает, что, если у вас уже есть какие-то любимые растения, их надо игнорировать. Если они есть— это даже хорошо, так как вам будет от чего отталкиваться в последующем подборе растений. Выпишите их все на поля своего плана с объёмами. Если же их нет— не тратьте сейчас времени на перелопачивание литературы по дендрологии. Лучше используйте его для корректировки плана будущей объёмно-пространственной структуры сада.
В следующих публикациях мы рассмотрим, каким образом следует заполнять запроектированные объёмы, как учитывать сезонную изменчивость кустарников, какие кустарники помогут образовать скелет сада, а какие будут служить его украшением, поговорим и о многом другом.
Завершение проектирования жесткой структуры сада
Структурные посадки уже на этом этапе могут быть спроектированы как законченные, с директивой видовой принадлежности составляющих их растений.
Смешанная группа, заключающаяся из двух типов посадок, на первом этапе проектируется как незаконченная композиция составление целого из частей . На плане указываются структурные деревья и кустарники и площадь, какая резервируется под неструктурные компоненты группы. В этом случае видовая принадлежность структурных растений будет установлена позже. после составления всей композиции. Так, в начале проектируется и размещается на плане группа из нескольких крупных кустарников (гадательно сорта сирены или виды калин), а после дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (в нескольких государствах по совместительству) и в международной организации; официальный представитель к ней проектируется дополнения в виде ВИД: В прямом смысле: То, что доступно взгляду чубушників, айвы японской, если композиция замыслена как ранньорічна, или поздних многолетних астр, если группа будет осенней.
Решительное решение принимается на самом заключительном этапе понятие, имеющее следующие значения: пункт для ночлега, отдыха и питания проходящих (передвигающихся) по дорогам войсковых частей (воинских частей), команд, участок пути (водного, грунтовой дороги, проектирования посадок, чтобы связать любую отдельную композицию с сезонной ритмикой итого сада. Живые изгороди, аллеи дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками , травяные стены чаще являются нейтральным полой для других типов единица расчленения изучаемой реальности в типологии: В биологии под типом понимают несколько не связанных между собой вещей: Тип (биология) (лат. phylum) — один из высших рангов таксономической посадок. Так, структурную живую изгородь Изгородь — легкий забор из ели обычной дополняют бордюром из неструктурного курильского чая. Стриженую изгородь из кизильника глянцевитого можно использовать как фон для цветника из травянистых многолетников. Алейну посадку штамбовых привитых конфигураций ивы можно украсить бордюром Бордюр в дорожном строительстве — уложенные заподлицо бортовые камни, отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров из роз, проходящих вдоль черты стволов.
Неструктурные группы проектируются в заключительную очередь.
На плане сада необходимо разместить живые «Живой» — альбом рок-группы Ночные Снайперы изгороди и стены единица измерения силы в системе единиц МТС, применявшейся в СССР с 1933 по 1955 годы. 1 стен равен силе, которая, воздействуя на массу в 1 тонну, сообщает ей ускорение 1 м/с². 1 стен = 1 т·м/с² = , аллеи, деревья жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой (кроме пальм) главной осью , кустарники, группы, вероятно без указания породного состава. Необходимо показать высоту и форму кроны, вышину, длину и ширину ограждения, стены, аллеи и, сверившись с планом-анализом ситуации, приметить, в каких условиях освещения теме Освещение должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей будет размещена та или иная структурная посадка. Решительный выбор принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов породы дерева или кустарника жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей, можно отсрочить до момента проектирования процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765) декоративных посадок. Тогда можно будет связать декоративные особенности структурных посадок и иных растений, используя первые как неизменный фон или формообразующую доминанту, а иные – как меняющуюся от сезона к сезону (фр. saison, от лат. satio — сеяние; время сева), Обычно то же, что и время года (весна, лето, осень, зима) палитру красок общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта и конфигураций Конфигурация (астрономия) — характерное взаимное положение Солнца, планет, других небесных тел Солнечной системы на небесной сфере .
На этой стадии Стадия, Стадий (греч проектирования на плане первоначально означало равнину; позже стало использоваться в геометрии, в значении плоскость, а также и проекции определённого предмета на эту плоскость должны быть отработаны, исправлены, откорректированы детали изготовленное, изготавливаемое, или же подлежащее изготовлению изделие, являющееся частью машины, или же какой-либо технической конструкции, изготавливаемое из однородного по структуре и свойствам всеобщего планирования оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем и размещены структурные посадки В технике: Посадка — машиностроительный термин . На чертеже их необходимо отметить темно-зеленой штриховкой, чтобы изолировать от декоративных посадок – завершающего этапа в проектировании сада.
Сейчас желательно изобразить будущий сад в облике перспективного рисунка изображение на плоскости, созданное средствами графики .
Глядя на подобный эскиз, можно оценить всеобщий вид сада с основными линиями протяжённый и тонкий пространственный объект; в переносном значении — цепь связанных друг с другом объектов планирования и структурными посадками и откорректировать полотно, что открылась. В целом рисунок отражает реальную полотно сада, именно таким он будет вящую часть года. И лишь на несколько теплых месяцев эго заполнят яркие, но недолговечные краски цветущих растений биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения . Однако порой лишь ради этих незабываемых дней проектируется и создается сад. Тем значительнее стабильность, четкость линий и выразительность жесткой структуры сада территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками и особенно структурных посадок – оригинальной « вазы сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов » для декоративных растительных композиций, в проектировании каких пойдет речь далее.
Завершение проектирования жесткой структуры сада
Все о саде и ландшафтном дизайне
- все категории
- Общая информация 235
- Альпинарий, рокарий 14
- Бассейн 12
- Беседка, пергола 20
- Вертикальное озеленение 28
- Водоемы, фонтаны, дренаж 50
- Газон, рулонный газон 35
- Гриль, барбекю 20
- Грунт, торф, удобрения 11
- Декоративные кусты, деревья 34
- Дорожки, площадки, мосты 42
- Защита растений 35
- Земляные работы 7
- Инструмент, инвентарь 6
- Камень, опилки, мульча 10
- Крепления, комплектующие 2
- Ландшафтный дизайн 156
- Ограждения, заборы 29
- Опорные конструкции 5
- Освещение 12
- Плодовые кусты, деревья 31
- Полив, насосы 18
- Проектирование сада 31
- Садовая мебель 18
- Садовая техника 7
- Садовый декор 66
- Сады и парки 319
- Суккуленты и кактусы 11
- Теплица, оранжерея 12
- Террасы 0
- Хвойные кусты, деревья 9
- Цветник, клумба 50
- Цветы, растения 185
24 сентября 2014
Структурные посадки уже на этом этапе могут быть спроектированы как законченные, с указанием видовой принадлежности составляющих их растений.
Смешанная группа, состоящая из двух типов посадок, на первом этапе проектируется как незаконченная композиция. На плане указываются структурные деревья и кустарники и площадь, резервируемая под неструктурные компоненты группы. В этом случае видовая принадлежность структурных растений будет определена позднее. после составления всей композиции. Например, в начале проектируется и размещается на плане группа из нескольких крупных кустарников (предположительно сорта сирени или виды калин), а затем к ней проектируется дополнение в виде чубушников, айвы японской, если композиция задумана как раннелетняя, или поздних многолетних астр, если группа будет осенней.
Окончательное решение принимается на самом последнем этапе проектирования посадок, чтобы увязать каждую отдельную композицию с сезонной ритмикой всего сада. Живые изгороди, аллеи, зеленые стены чаще являются нейтральным фоном для других типов посадок. Например, структурную живую изгородь из ели обыкновенной дополняют бордюром из неструктурного курильского чая. Стриженую изгородь из кизильника блестящего можно использовать как фон для цветника из травянистых многолетников. Аллейную посадку штамбовых привитых форм ивы можно украсить проходящим вдоль линии стволов бордюром из роз.
Неструктурные группы проектируются в последнюю очередь.
На плане сада нужно разместить живые изгороди и стены, аллеи, деревья, кустарники, группы, возможно без указания породного состава. Необходимо указать высоту и форму кроны, высоту, длину и ширину изгороди, стены, аллеи и, сверившись с планом-анализом ситуации, пометить, в каких условиях освещения бу дет расположена та или иная структурная посадка. Окончательный выбор породы дерева или кустарника можно отложить до момента проектирования декоративных посадок. Тогда можно будет увязать декоративные особенности структурных посадок и остальных растений, используя первые как неизменный фон или формообразующую доминанту, а вторые – как меняющуюся от сезона к сезону палитру красок и форм.
На этой стадии проектирования на плане должны быть проработаны, исправлены, откорректированы детали общей планировки и размещены структурные посадки. На чертеже их необходимо отметить темно-зеленой штриховкой, чтобы отделить от декоративных посадок – завершающего этапа в проектировании сада.
Теперь желательно изобразить будущий сад в виде перспективного рисунка.
Глядя на такой эскиз, можно оценить общий вид сада с основными линиями планировки и структурными посадками и откорректировать открывшуюся картину. В целом рисунок отражает реальную картину сада, именно таким он будет большую часть года. И лишь на несколько теплых месяцев его наполнят яркие, но недолговечные краски цветущих растений. Однако порой ради только этих незабываемых дней проектируется и создается сад. Тем важнее стабильность, четкость линий и выразительность жесткой структуры сада и особенно структурных посадок – своеобразной “вазы” для декоративных растительных композиций, о проектировании которых пойдет речь далее.
Поделитесь с друзьями и сохраните себе!
Структура сада – это важно
Автор: Людмила Белых
Ландшафтный лизайн №2 – 2011
Говоря о декоративности сада, мы не редко имеем в виду именно сезонные эффекты. Конечно быстротечная смена времен года, а значит, и ландшафтных картин придает садам свое очарование, однако эти моменты все же вторичны. Что же можно тогда считать первичной (долговременной) основой композиций, независимой от сезонности. Что в первую очередь организует садовое пространство. Безусловно – структура, объемно-пространственная форма сада, создающая его «скелет» и круглогодичную основу.
Если снег еще способен сам по себе послужить украшением, заметно преображающим любой ландшафт, то межсезонье настоящий экзамен для дизайнера. Какие элементы планировки будут привлекать взгляд в ноябре и апреле на фоне облетевшей или еще не распустившейся листвы, или сад окажется пустым и скучным? Что определит его картину в отсутствии сезонных эффектов, когда ни зелень листвы, ни летнее многоцветие или осенний парад красок не «заслоняют» его структуру? Да и собственно будет ли сад в отсутствии цветов и листьев? Недаром говорят, «не каждому ландшафту удается и зимой оставаться садом».
Постоянная составляющая
Итак, в пору зимней графики, и монохромных гризайлей поздней осени и ранней весны выявляется главное – «скелет» сада и его планировочная структура. Или их отсутствие. Природа будто отдергивает зеленый занавес, и убирает все лишнее, отвлекающее и мимолетное,
И совершенно очевидно, что чем суровей климат и продолжительней зима, Согласно этому плану осуществляется строительство тем прихотливей и недолговечней эффекты цветения, и тем более актуальны вопросы создания садовой структуры. В первую очередь за нее отвечает совокупность планировочных решений, заложенная на этапе проектирования. Чем логичней и продуманней будет соотношение линий, форм, объемов, тем более целостной и гармоничной станет картина сада. Результатом этого этапа работы является составление разбивочного чертежа, на котором кроме всего прочего закрепляются места расположения малых архитектурных форм и садовых сооружений. дорожек и площадок, организация террас и подпорных стен и т.д., которые именуют «жесткой структурой сада». Красота и четкость контуров мощеных территорий, формы площадок и патио, изящество пергол и трельяжей подчеркивают и поддерживают линии и фигуры планировки. Архитектурные элементы организуют садовое пространство, «делают» и «держат» его, не зависят от сезонов, и являются его долговечной основой.
Арки и оригинальные опоры для растений, например, наиболее заметны в безлиственном саду. Размещенные в соответствии с основной концепцией оформления, они прекрасно организуют ландшафт, но, тем не менее, нуждаются в поддержке формами и линиями посадок.
Структурные посадки
Вы, наверное, замечали, как выделяются зимой на белом фоне жесткие щетки живых изгородей и формированные купы кустарников в оформлении городских парков, как хорошо «читаются» эти формы и в безлистном состоянии? Это и есть структурные растения.
Наравне с архитектурными элементами они поддерживают планировку. Сферы и вертикали крон деревьев и кустарников, живые изгороди и стены решают задачу наполнения объемами садового пространства.
В первую очередь они заметны зимой и в межсезонье, за счет красивой графики ветвей, формы кроны. Они хорошо формируются или легко поддаются стрижке, благодаря способности к ветвлению. Они создают «растительный скелет», доминанты и повторы в композициях, поддерживают заданные жесткой планировкой линии и формы до и после снега.
Для структурных растений в первую очередь важна устойчивость к климату и жизнестойкость, в нашем случае, в условиях средней полосы России, ведь они основа объемно-пространственной композиции сада. К ним нельзя отнести сорта и виды, не имеющие эффектной, ярко выраженной в безлистном состоянии, необычной формы кроны, а так же капризные и не зимостойкие, чей внешний вид и размеры в текущем сезоне зависят от характера зимы и высоты снежного покрова. В последнее время заметно вырос интерес к теплолюбивой флоре (чему в известной мере поспособствовали аномально теплые зимы прошлых лет). Однако следует помнить, что радуя цветением или фактом присутствия, они представляют интерес лишь как коллекционный экземпляр, и не относятся к «садообразующим» растениям. Посадки не даром принято делить на структурные и декоративные. У каждых – своя роль: одни сад создают, другие его украшают.
Структурные растения, прежде всего, создадут основу сада, в котором, словно шторы в комнате, можно потом менять цветущие декорации.
К сожалению, в нашем арсенале практически нет вечнозеленых деревьев и кустарников, подходящих для нашей климатической зоны. В качестве замены мы располагаем лишь хвойными видами. Конечно, эти породы играют немаловажную роль в формировании облика сада, стоит лишь помнить, что собственно к зимней декоративности будут иметь отношение лишь виды способные перерасти высоту сугробов.
Но не только вечнозеленые хвойные обеспечивают структуру композиций в саду. Листопадные древесные виды, обращающие на себя внимание формой кроны, выразительной графикой и особенностями ветвления не менее привлекательны в безлистном состоянии.
Круглый год поддержат, как планировку всего сада, так и отдельных композиций, одиночные (солитерные) деревья с красивой и регулярной формой кроны, аллеи и кулисы, крупные кустарники и живые изгороди. Вписанные в линии плана, они подчеркнут перспективу, выразительный полукруг газона, край прямоугольной площадки, границы посадок, оригинальные изгибы дорожек, помогут добиться визуальной обособленности, разделить участок на садовые комнаты.
Было бы ошибочно считать, что четкость, «читаемость» линий возможна лишь при регулярной планировке, а структура – удел только классических садов. Определенность форм и линий – вносит строгость и упорядоченность в любое пространство. Там где посадки неминуемо подчиняются геометрии строений, особенно в непосредственной близости от дома или прочих элементов жесткой структуры, стриженные живые изгороди, солитеры, симметрия и повторы отдельных групп всегда наиболее уместны. Тем более, что если стоит цель стилистически увязать их с общей картиной сада, это можно легко сделать за счет комбинации с мягкой пейзажной посадкой, например, многолетников или мелких кустарников.
На смену зиме и межсезонью рано или поздно приходит лето, но структура сада и в этот период не теряет своей актуальности. И это уже предмет следующего разговора.