Приемы ландшафтного дизайна
Для построения композиции сада, а также отдельно-взятых растительных и архитектурных садовых композиций ландшафтные дизайнеры используют специальные приемы или средства, которые помогают
сделать эту композицию гармоничной, продуманной, грамотной.
Среди этих приемов такие понятия, как баланс (он бывает симметричным и асимметричным), контраст и нюанс, ритм. Сегодня поговорим о них.
Приемы ландшафтного дизайна: симметрия и асимметрия, баланс
Человеческому глазу приятно смотреть на сбалансированные, гармонично уравновешенные виды. В ландшафтном дизайне такая гармония и уравновешенность достигается путем сбалансированности объемов и плоскостей правой и левой части (стороны) участка. Осью, с помощью которой участок (или композиция) делится пополам, может быть направление взгляда, когда Вы находитесь в видовой точке. Баланс при этом может быть как симметричным, так и асимметричным.
Симметричный баланс . Как вы помните, симметрия присуща регулярному саду, и ясно говорит о вмешательстве человека. Симметричная композиция сама по себе сбалансированная, четкая, постоянная. В симметрично сбалансированном саду одна половина является зеркальным отражением другой. Симметрично сбалансированный сад дает ощущение надежности и порядка, достоинства и величавости. Однако, при изменении хотя бы одного элемента симметричной композиции этот баланс нарушается и глазу сразу становится некомфортно. Потеря растения в одной из частей сада, его неправильный или недостаточный рост, неточное попадание или изменение цвета, приводящие к нарушению симметрии влекут за собой ужасные последствия – вся композиция сада нарушается.
Асимметричный баланс. Однако, баланс, позволяющий наслаждаться красотой ландшафта, может создаваться не только при помощи симметрии. Ведь если Вы посмотрите на природные объекты, то никакой симметрии там не найдете, однако, чувствуете Вы себя в этот момент комфортно и никакого дисбаланса не наблюдаете, и даже напротив, любуетесь уравновешенной картинкой.
Следовательно, асимметричная композиция также может быть уравновешенной, сбалансированной и приятной взгляду. При этом картинка не меняется кардинально при изменении или пропаже какого-то из элементов композиции. Асимметричная композиция более сложна в исполнении, ведь уравновешенность здесь достигается чисто визуально, путем сложения расположенных по разные стороны от оси взгляда объемов и плоскостей. Асимметрия более тонка и интересна. Уравновешенность здесь зачастую достигается чисто интуитивно, путем долгого и тщательного рассматривания получающейся композиции, добавления в нее или исключения из нее каких-то объектов.
В одном (даже небольшом) саду можно с успехом пользоваться обоими приемами для получения сбалансированной картинки: и симметрией, и асимметрией.
Приемы ландшафтного дизайна: контраст и нюанс
Еще одним приемом построения интересной композиции сада является умелое использование контрастов и нюансов.
Контрастным называется сочетание достаточно сильно отличающихся по одному или нескольким характерным признакам (форме, цвету, фактуре и т.п.) объектов.
Нюансным же, напротив, сочетание объектов, если различие между ними незначительное, которое можно разглядеть лишь с близкого расстояния.
Как можно использовать приемы контраста и нюанса в саду?
Применение контрастов широко в ландшафтном дизайне. Контраст всегда притягателен, заставляет наблюдателя рассматривать объекты и искать различия. Поэтому дизайнеры используют контрасты, чтобы привлечь внимание к тому или иному объекту в саду. Например, на фоне зеленой листвы кустарников куст с пестрой или яркой окраской листвы, несомненно, привлечет внимание. Поэтому, если нужно акцентировать внимание на таких декоративных качествах растения, правильно его «подать», то расположить его нужно на фоне обычных рядовых зеленолистных растений. Или высокое колонновидное дерево на фоне раскидистых и более низких шарообразных форм также привлечет внимание. Или яркий цветник на спокойном зеленом фоне газона. Контрастными могут быть линии в саду. Например, прямая линия дорожки и изогнутый цветник возле нее, беседка или мощена площадка правильной геометрической формы и изогнутая дорожка с пейзажной композицией. Контрастными могут быть и зоны сада. Так, если на светлую солнечную полянку Вы попадаете из затененной части сада, то она кажется еще радостнее и светлее. Также парадная и более регулярная часть сада часто контрастирует с более пейзажной основной частью.
Контрасты нужно использовать в саду умело, не перегружая ими ландшафт, иначе можно получить обратный отталкивающий и неприятный глазу эффект – дисгармонию. Одинаковая контрастная композиция должна быть в единственном экземпляре, ведь в этом ее ценность.
Нюансные сочетания более мягкие и понятные, комфортные взгляду, их часто располагают в зоне умиротворения, в зоне отдыха. Пример нюансного сочетания – композиция из хвойных растений с разными оттенками зеленой хвои, монохромные цветники и т.д.
Игра с контрастами и нюансами помогает сделать сад более пропорциональным. Так, например, если у Вас имеется небольшой водоем, и Вы окружите его высокими кустами, он будет казаться еще меньше, а соответствующие многолетники помогут сделать его шире и больше.
Приемы ландшафтного дизайна. Ритм
Ритмом в ландшафтном дизайне принято называть повтор некоторых садовых элементов через определенное расстояние несколько раз. Этот прием позволяет как-бы «оживить» сад, придать ему движение.
Происходит это, потому что повторяющиеся элементы заставляют взгляд скользить по ним, уводя взгляд и как бы «заманивая» нас двигаться в нужную сторону. В качестве одинаковых элементов могут выступать растения, композиции, цветники, архитектурные формы. Пошаговая дорожка также является примером использования ритма в дизайне сада.
Использование контрастов при создании цветников – советы практика
Сад Натальи Константиновой совсем невелик – всего четыре сотки. И на этом малом пространстве — огромное разнообразие растений, цветущих с ранней весны до самых морозов. Все коллекции Натальи – а их много: хосты и гейхеры, примулы и астильбы – поражают здоровым видом каждого цветка, ни одно растение не угнетено, и при этом красоту каждого подчеркивает продуманно подобранное окружение.
Сад Натальи Константиновой
В этой статье она расскажет о том, как использовать контрастные сочетания растений для создания гармоничных садовых композиций.
Контраст и фактура — вот наше оружие
Уже давно никого не удивляют яркие и красочные клумбы, гармоничные миксбордеры и рабатки, впечатляющие цветочные группы и бордюры, большую часть которых составляют декоративно-лиственные растения. Современный цветочный ассортимент буквально переполнен культурами, главным достоинством которых стала изящная, разнообразная по форме и фактуре, разноцветная высокодекоративная листва.
Декоративно-лиственные растения с разнообразной по форме, цвету и фактуре листвой составляют впечатляющие композиции
Ежегодно появляются сотни новых сортов хост, гейхер, медуниц, бруннер, а также пестролистные (вариегатные), пурпурнолистные, желтолистные и сизолистные формы других многолетников. Более того, богатые на фантазию селекционеры создают такие новинки-шедевры, которые соединяют в себе сразу два декоративных качества: изумительно нарядную листву и роскошное цветение, — тем самым еще больше усложняя работу садовых дизайнеров.
Как правило, такие растения сами по себе настолько оригинальны и самодостаточны, что подобрать им достойных компаньонов в цветнике бывает непросто.
Подбирать сочетания и составлять композиции — непростое, но очень увлекательное дело
Правильно и грамотно составленный цветник, в котором присутствуют растения с эффектной фактурной или яркой красочной листвой, непременно привлекает к себе внимание. Но две цветочные композиции, составленные из одного и того же набора декоративных растений, могут выглядеть совершенно по-разному. Одна из них будет вызывать восторг и восхищение, другая же, наоборот, может отличаться дисгармонией и невыразительностью. Почему так происходит?
Планирование и оформление цветников близко к искусству живописи, где цвет и форма играют главные роли. Пустующее место в цветнике – это подобие чистого холста для художника, на котором он воплощает свои фантазии и желания при помощи волшебной игры красок и форм. Для цветовода задача усложняется, потому как «картина» будет живой, объемной и постоянно меняющейся, и гармоничного сочетания форм и цвета в создаваемой композиции добиться непросто. Здесь нет готовых рецептов и строгих правил, зато у цветовода много возможностей для проявления своей индивидуальности. Тем не менее, существуют некоторые общепринятые принципы, на которые стоит ориентироваться.
О роли контраста в садовой композиции
Один из самых эффектных и распространенных приемов комбинирования растений, используемых дизайнерами при составлении цветников, – контраст. В садовом дизайне используют как контраст цвета, так и контраст форм, а чаще всего их применяют одновременно.
В садовом дизайне используют как контраст цвета, так и контраст форм
Этот принцип комбинирования наилучшим образом подходит для декоративно-лиственных растений, ведь цвет и форма листвы — их главное достоинство, которое необходимо подчеркнуть и выделить. Контрастирующие растения, их окраска, форма листьев и габитус делают сад более оживленным. Игра различных цветов и оттенков, линий и форм создает цветники, которые открывают стиль и характер сада.
Кто-то отдает предпочтение яркому и красочному стилю кантри, кому-то милее спокойные — тон в тон — композиции японских садов. В первом случае доминирует контраст цвета, во втором предпочтение отдается контрасту форм.
Грамотно составленные цветники на основе контрастов различных ландшафтных стилей получаются впечатляющими и выразительными. Однако во избежание хаотичности нельзя злоупотреблять контрастом, обязательно сочетайте его с нюансом – тонким смягчающим переходом похожих друг на друга незначительно отличающихся форм и красок.
Грамотно составленные цветники на основе контрастов получаются весьма выразительными
Контраст форм
Садовые растения имеют различные формы. Например, округлая форма куста у многих сортов хосты, гейхеры, медуницы, бузульника. Сильный контраст с ними образуют растения, имеющие форму колонны: флоксы, дельфиниумы, лилии. Смягчить этот контраст и внести элемент движения помогут растения, имеющие в своей форме диагональные линии – фонтанообразные кусты лилейников, различных злаков, традесканций, папоротников, ирисов.
Выигрышно подчеркивает достоинства партнеров контраст формы листвы. Используя растения с листьями разных размеров, форм, очертаний и фактуры можно добиться выразительного эффекта.
Сочетая растения с листьями разных форм, размеров, фактуры, можно добиться великолепного эффекта
В определенных комбинациях контраст листьев имеет большее значение, чем контраст цвета. Четкая округлая форма листьев хост, бузульников, бруннер великолепно контрастирует с филигранно вырезанной перисто-рассеченной листвой астильб, клопогонов, дицентр, папоротников, астранций. Добавьте в группу стреловидно-линейные листья сибирских или болотных ирисов, лилейников, злаков — и композиция сразу станет динамичнее. Здесь каждое растение в отдельности не теряет своей индивидуальности, а все вместе составляют единое гармоничное целое, где каждый партнер становится выразительней за счет присутствия контрастного соседа.
Сочетайте растения с листьями нежных фактур с растениями, у которых листва имеет грубую фактуру; блестящие — с матовыми, выпуклые рельефные — с плоскими и гладкими, мягкие ворсистые — с атласными и шелковистыми.
Широкий ассортимент многолетников для своих ландшафтных композиций вы можете найти в нашем каталоге, где представлены товары крупных интернет-магазинов посадочного материала и семян. Выбрать многолетники для выразительных композиций.
Контраст цвета
Форма является важным средством композиции, а цвет подчеркивает ее и определяет общее впечатление. Правильно и тщательно подбирайте цветовые контрасты. Не забывайте, что любой цвет на фоне контрастного воспринимается ярче, а контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.
Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным
Воспользуйтесь этим правилом для того, чтобы выделить то или иное растение, подчеркните его достоинства и оригинальность при помощи контраста цвета. Соблюдайте принцип: холодный цвет в сочетании с теплым. Все интенсивные цвета и оттенки желтого, оранжевого и красного являются теплыми тонами. С ними контрастируют и хорошо сочетаются холодные и сдержанные оттенки и цвета: зеленый, синий и фиолетовый. Такие сочетания создают сильный контраст, благодаря которому возникают насыщенные и колоритные композиции.
Используйте цветовые контрасты для создания выразительных композиций
Смягчить и уравновесить резкий контраст и подчеркнуть игру цвета помогут растения с нейтрализующим цветом: серым и белым. Серый цвет делает гармоничными другие цвета находящихся рядом растений. В цветнике он часто проявляется как вариант зеленого цвета декоративной листвы с восковым или ворсистым покрытием, создающим серебристые, сизые и голубоватые оттенки.
Белый цвет — тоже хороший партнер, но при оформлении ярких контрастных цветовых композиций он должен использоваться только как связующий элемент, поскольку чисто-белые цветовые пятна больших размеров вызывают ощущение дисгармонии. Используйте нейтрализующие цвета и для заполнения временно пустующих мест в контрастном цветнике, например, растения с белыми соцветиями или с серебристо-сизой листвой гармонично соединят композицию в единое целое.
Белый, зеленый — связующие цвета, помогающие смягчать и уравновешивать яркие контрасты
Жизнеутверждающий зеленый цвет в саду также служит нейтрализующим. Он выгодно подчеркивает игру цвета и служит прекрасным обрамлением для сверкающих радужных красок, поскольку гармонирует со многими пестрыми цветами, в том числе с декоративно-лиственными растениями различных вариегатных форм, для которых чаще всего лучшими соседями будут цветы с зеленой листвой.
Выбор места для растения в цветнике
Не бойтесь «играть» с цветом и формой декоративно-лиственных растений. Внимательнее присмотритесь к вновь приобретенному жителю вашего сада, продумайте несколько вариантов для его размещения в цветнике.
Кроме такого важнейшего признака подбора партнеров как схожие условия произрастания, решите, что посадить рядом, чтобы подчеркнуть достоинство ярких красок и выразительность изящных форм нового растения. Представьте, как оно будет выглядеть в момент цветения, будут ли его цветки или соцветия гармонично вписываться в композицию.
Выбирая место для нового растения, представьте, как оно будет выглядеть в момент цветения
Учитывайте и тот факт, что некоторые декоративно-лиственные растения, например, гейхеры, гейхереллы, тиареллы и медуницы достигают пика декоративности и выглядят максимально ярко осенью, когда большинство других растений уже теряет свои краски и пышные формы. Часто садовые дизайнеры советуют комбинировать эти многолетники в композициях с вечнозелеными растениями, а также с деревьями и кустарниками, такими как магонии, туи, можжевельники, карликовые формы сосен и елей и так далее. В таких группах принцип контрастного комбинирования выглядит особенно привлекательно. Насыщенные и колоритные композиции с вечнозелеными и зимнезелеными растениями украшают осенний сад до снега.
Композиции с хвойными растениями украшают сад до самого снега
Постоянно улучшать и формировать сад в соответствии со своим вкусом и представлениями — одно из самых увлекательных занятий. Это непростая задача, ведь существует целый мир садового искусства, который — так же, как и обычный мир — подвержен влиянию моды и различных стилей. И чтобы увидеть новомодные растения во всем их великолепии, мы должны позаботиться, чтобы каждое из них росло на своем месте, и его окружали подходящие соседи.
Наталья Константинова
фото автора
Основные принципы ландшафтного проектирования
Выбор сюжета
Проектирование любого ландшафта(ландшафтное проектирование территории) должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителя эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером дизайнер проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада «a la Versaille» но ту важен размер участка), либо сада «natural garden».
Организация пространства
Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:
- планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)
- объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)
- плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)
При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.
К ним относятся:
Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.
Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.
Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.
Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.
Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.
Свет и тень
В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.
Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.
Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.
Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.
Ландшафтному дизайнеру важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.
Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый.
Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.
Цвет и свет
Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.
Внесение цветового пятна, эффекта «света-тени» может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна – это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.
Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.
Контраст
Контраст – сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени. Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким. В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.
Например, для древесно-кустарниковой группы возможен контраст или нюансность по:
- форме
- фактуре
- листу
- характеру ветвления
- цветению
Нюанс
При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками – схожесть по плотности кроны и цветению.
Симметрия и асимметрия
В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов – симметрии и асимметрии.
Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.
Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.
Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).
Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.
Урок №6. Колористика. Контраст и нюансы
Учет колористической системы для создания гармоничной композиции. Контраст и нюанс.
Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.
Гармонические сочетания, по характеру психофизиологического восприятия принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».
Первое с чем нам предстоит познакомиться, это классификация цветов. Какие цвета мы можем назвать слету? В основном это базовые цвета те, что дети рисуют в радуге, и что бы нам было не так сложно пока проработаем эти правила именно на них. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН – знакомо? Конечно! Это правило, какой цвет за каким следует в цветовом круге. И выглядит он так:
Есть более сложные цветовые круги, например:
Первая группа гармоничных цветов это:
Монохромные (одноцветное) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.
К примеру, палитры цветов, которыми пользуются дизайнеры:
Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета, в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге, например:
В палитрах дизайнеров это выглядит так:
Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство.
Третья группа: гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге.
Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его звучание менее значительно, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент.
Посмотрим примеры такого сочетания
Один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.
Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада». Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам.
В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.
Часто используют и понятие «Триада». Это гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.
Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Но на самом деле эти принципы весьма сложны, к ним нужно подходить осторожно, чтобы не получилось «психоделического винегрета», в котором некомфортно будет человеку.
Четвертая группа – это гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Им можно любоваться бесконечно.
Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.
Их можно назвать в целом родственными цветами, и составлять гармоничные сочетания по четырем выше перечисленным принципа.
Холодные цвета так же можно обозначить как родственные.
И еще один момент: цвета, вернее их оттенки, могут быть отнесены к группе совершенно противоположных цветов. Так, розовый, который изначально можно причислить к разряду теплых цветов, может быть в определенном оттенке быть холодным цветом, например:
холодный розовый
( присутствие сиреневых оттенков)
теплый розовый
(присутствие кремово-желтых оттенков)
И таких примеров очень много, даже самый теплый цвет желтый может в определенном оттенке быть холодным, вот такие чудеса встречаются в мире цвета!
Главное знать, что любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).
Контраст — это сильно выраженное различие свойств, как цвета материала, так и пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы. В ландшафте при работе с цветом важно учитывать: – что для визуального увеличения небольшого участка надо отказаться от большого разнообразия цветовых сочетаний и ярких контрастов; – что голубые тона растений, размещенные на дальнем плане, визуально будут увеличивать размеры участка; – что большая доля зеленого цвета в саду позволяет использовать разнообразные тона и цвета при создании композиций; – что яркие, контрастные композиции должны уравновешиваться спокойным фоном и составлять 10-15% от общего выбранного цветового тона. Приступая к созданию любой композиции, будь то композиция из древесно-кустарниковых растений или из травянистых (многолетников, однолетников), надо определиться с цветом, еще раз посмотреть цветовой круг и не забывать про форму растительного материала, его текстуру. Как советует знаток по созданию цветников Татьяна Койсман – повторяем «… как заклинание: цвет, форма, текстура; цвет, форма, текстура…» Родственные цвета – гармоничный цветник Родственные цвета – цветник на нюансах Родственные цвета – яркий цветник Противоположные цвета – контрастная композиция Монохромная композиция из одного цвета Монохромная композиция на основе одного тона. Цветники кругового обзораВремя чтения: 17 минут Нет времени читать? В каждом саду найдется хотя бы одна растительная композиция, любоваться которой можно из нескольких видовых точек – на террасе, из беседки, от калитки. Кто-то закладывает их по наитию, ориентируясь на собственный вкус и предпочтения, кто-то – слепо копирует понравившуюся картинку из интернета. Но есть и иной путь. Научиться строить композиции кругового обзора с учетом законов гармонии и зрительного восприятия. Эту тему и предлагаем обсудить. Пример круговой композиции, построенной на открытой площадке в проеме мощения Cледите за нами: Какую композицию можно считать круговой?Композицией кругового обзора принято считать группу растений, высаженных на открытом пространстве и попадающих в поле зрения из нескольких видовых точек. Круговая – не значит круглая. Композиция может быть разной формы, но ее почти всегда можно обойти по периметру (в отличие от группы одностороннего обзора, которая, как правило, примыкает к забору или стене). В частных садах такие цветники чаще всего разбивают на газоне, в проемах мощения, рядом с водоемом, в местах изгиба дорожек. В последнее время растет популярность контейнерных посадок, которые широко используют для украшения террас, патио. Группу таких растений, выставленных, к примеру, в зоне отдыха, тоже можно считать круговой.
Чтобы рокарий на газоне смотрелся гармонично, разбейте его не по центру лужайки, а соедините с мощением, сделав естественный переход, например с помощью гравийной отсыпки Выбор стилистики и внутренней структурыВ большинстве случаев для построения композиций кругового обзора используют два стиля – регулярный и пейзажный. Рассмотрим особенности регулярной планировки.
Круглая клумба с вазоном по центру выполнена в регулярном стиле и имеет соответствующее окружение У пейзажной композиции своя специфика.
Главный элемент группы, как правило, не отцентрирован, а может находиться в любой точке. Например, справа, как на представленной композиции МесторасположениеВыбирая место для группы кругового обзора, в первую очередь оцените то, что вы вряд ли сможете изменить – фон. Причем из каждой видовой точки. Если он красивый – замечательно. А если, наоборот, неприглядный, не стремитесь скрыть его будущей композицией. Этим вы наоборот привлечете к нему внимание. Какой выход? Во-первых, можно сдвинуть композицию. Во-вторых, использовать для маскировки неприглядного вида такие инструменты, как живые изгороди, решетки с плетущимися растениями, группы высокорослых кустарников, образующие зеленую кулису. Группа деревьев на заднем плане частично перекрывает соседский дом и служит гармоничным фоном для клумбы в проеме мощения Определение размеровДопустим, вы определились, что композиция будет на газоне. Как рассчитать ее размеры и точное местоположение, чтобы из каждой видовой точки она полностью попадала в поле зрения? Начнем с ширины. Из каждой точки обзора проведите в направлении будущей посадки лучи, составляющие угол 28–30°. Область пересечения подскажет вам, в какой части газона лучше всего расположить группу растений и какой ширины ее сделать, чтобы она воспринималась целостно по горизонтали. Но это еще не все. Чтобы композиция попадала в поле зрения по вертикали, нужно произвести расчет ее высоты. Мы полностью видим предмет, если смотрим на него с расстояния, равного 2–2,5 его высотам. Измерьте расстояние от каждой видовой точки до области обзора. Выберите самый большой показатель и разделите на 2–2,5. Это и будет предполагаемая высота самого высокого растения. Оно будет играть роль композиционного центра, которому подчинены остальные элементы. Если из другой видовой точки расстояние намного меньше, не пугайтесь. Просто из этого ракурса нужно будет построить новую композицию, в которой самое высокое растение группы будет не акцентом, а фоном. А роль доминанты сыграет другой элемент.
Эта хвойная группа полностью просматривается и с крыльца дома, и со стороны газона Секреты построения красивой композицииЧтобы посаженные растения смотрелись как единое целое и их не пришлось несколько раз пересаживать, необходимо учесть и ряд других параметров. Контраст и нюансСуществуют два принципа построения ландшафтных групп – на контрасте (противопоставлении) и нюансе (подобии). Если хотят получить эмоциональную картинку, ее создают на контрастах. Это может быть форма кроны деревьев (шар + пирамида), высота (высокий + низкий), цвета (светлый + темный), фактура листьев (крупный + мелкий). Для мягкой, сдержанной композиции выбирают растения, которые отличаются не так резко. Игру нюансов дают различные оттенки одного цвета или, например, плавные перепады высоты растений с одинаковой формой кроны. При построении композиции используют оба принципа, но главенствующий – один. Принцип нюанса реализован с помощью использования растений с плакучей и округлой кроной, мягких переходов от золотисто-салатного цвета к насыщенному зеленому. Роль контраста играет отсыпка из коры и яркие вкрапления цветов Ярусность и пропорциональность элементовЧтобы одинаково хорошо просматривались все растения группы, их сажают ярусами. Доминирует самый высокий элемент. Ему подчинены растения чуть ниже, составляющие второй ярус, а им, соответственно – элементы третьего уровня и т. д. Не менее важна и пропорциональность композиции. Разница высот главного и подчиненного элемента должна быть такой, чтобы доминанта выделялась, но не подавляла. Гармоничной считается такая группа растений, в которой элементы выстроены в соответствии с правилом неравностороннего треугольника – посередине самая высокая точка, слева – вторая по высоте, справа – самая низкая. В композиции отчетливо просматривается иерархия (главный – подчиненный) и соблюдена пропорциональность элементов Выбор растенийВ композициях кругового обзора не может быть такой пестроты и разнообразия, как в миксбордере. Чаще всего их основу составляет группа хвойных и/или красивых лиственных деревьев и кустарников, а пространство между ними занимают многолетники. Какие растения используют?
Идеально смотрятся группы растений с круглогодичной декоративностью. Всегда красивы хвойные породы, роль сезонных акцентов хорошо выполняют цветущие кустарники и многолетники. Чтобы композиция не потеряла привлекательность в зимний период, в ней можно использовать декоративный камень необычной формы. Пример построения композиции с хвойными растениями Но как бы точно вы все ни просчитали, помните, что садовый дизайн – это не математика. Здесь главное – понять принципы построения ландшафтных композиций. А далее включайте фантазию, экспериментируйте, руководствуйтесь внутренними ощущениями и собственными представлениями о красоте и гармонии. Результат должен нравиться в первую очередь вам. Чувствуете, что не справитесь? Закажите проект озеленения в студии ландшафтного дизайна «Сад Дизайн». Основы ландшафтного дизайна в создании композицийДля того чтобы разного рода насаждения растений и строения на участке смотрелись гармонично и сбалансировано, необходимо знать основы ландшафтного дизайна участка. Они позволят грамотно выразить желаемые идеи в создании композиций и избежать хаотичного и беспорядочного размещения элементов. Зная, как правильно располагать в пространстве территории формы разной величины и фактуры, можно создать прекрасную композицию всего ландшафтного дизайна садового участка. Особое внимание при этом также необходимо уделять цвету, освещению и расположению в пространстве. 1. Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне Территория участка чаще всего делится на зоны: сад, огород, детская площадка, парковка, зона отдыха и многое другое. По правилам ландшафтного дизайна все должно смотреться, как единое целое, и при этом не нарушать индивидуальности и функциональности каждой зоны. Чтобы этого достичь, следует выбрать что-то единое, вследствие чего вся территория будет смотреться целостно. С этой целью можно использовать повторяющуюся форму в каждой зоне либо доминирующие цвета (не более 3). Также очень часто в этой роли выступает подчинение тому или иному стилю ландшафтного дизайна. рис.1 Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне 2. Ритм в ландшафтном дизайне Для того чтобы участок смотрелся живым, с помощью повторяющихся элементов ему задают ритм. Для этого чаще всего используют живую изгородь, садовые дорожки, клумбы, бордюры, элементы декора. Все это оживляет композиции, придавая ощущение движения. Элементы могут располагаться на территории систематически или хаотично. Первый вариант можно рассмотреть на примере топиариев и садовых дорожек, а второй хорошо заметен при использовании регулярно повторяющихся элементов. рис.2 Ритм в ландшафтном дизайне 3. Контраст в ландшафтном дизайне Контраст является одним из главных правил в основах ландшафтного дизайна. Его суть заключается в выделении того или иного объекта на общем фоне. Для этого используют элементы, сильно отличающиеся от основной массы по цвету, форме или фактуре. Они играют главную роль в композиции, делая её таким образом интересной и привлекающей внимание. Но эти элементы, ни в коем случае, не должны разрушать целостность восприятия. Поэтому, добавляя их на клумбу, стоит обращать особое внимание на соответствие направлению общей тематике. 4. Нюанс в ландшафтном дизайне Нюанс отличается от контраста тем, что привлекает своей выразительностью за счёт градации отношений однородных качеств предмета. Это выражается в небольшом отличии по форме, цвету или фактуре. Например, клумба, на которой можно высадить хвойные растения разной формы и цвета, или цветы одного цвета с разными оттенками. Такое сочетание успокаивает и создаёт ощущение гармонии, поэтому чаще всего используется в зоне отдыха или у искусственного водоёма. 5. Пропорции в ландшафтном дизайне Очень важно, создавая композицию, учитывать правила ландшафтного дизайна в соблюдении пропорций. Для этого чаще всего прибегают к использованию правила “Золотого сечения”, которое гласит следующим образом: При деление отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей – 3:5:8. Например, вы хотите создать композицию с участием дерева. Для того чтобы в ней соблюдался баланс, дерево должно быть высотой 8 м, рядом с ним должны располагаться кусты высотой 5 метров и ко всему этому добавляется растение высотой 3 метра. Расстояние между растениями тоже должно соответствовать 3:5:8. Применяя такой несложный расчёт, любая клумба будет смотреться сбалансировано и гармонично. |