Определение доминанты в композиции
План
Доминанта в композиции, понятие целостности композиции
1. Определение доминанты а композиции
2. Способы выделения доминанты на плоскости
4. Примеры работ
Доминанта – (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.
Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.
В художественном произведении (в картине) смысловым центром могут являться главные герои картины, в пейзаже – мотив (то, на что больше художник обращает внимание зрителя, то, что более тщательно прописано, выделено). В произведениях батального жанра доминанта – это один главный герой в толпе врагов, либо целая группа победителей, которые показаны ярче, крупнее, более внимательно. Уже в этом описании видно, с помощью каких средств художник выделяет главный смысл картины.
В произведениях абстрактной и формальной композиции, доминантой могут служить либо отдельные элементы, либо целые группы элементов (в нашем случае простые геометрические фигуры, или их набор), они также выделяются с помощью разных способов. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании должны повторяться в отдельных частях композиции (т.е. второстепенных элементах), связывая между собой доминанту и второстепенные элементы, и наоборот, второстепенные элементы доминантой.
Здесь могут возникнуть два вопроса:
1. Зачем связывать между собой доминанту и другие элементы композиции?
2. С помощью каких средств можно их увязать между собой?
Доминанта всегда должна иметь «отголоски, отзвуки» во второстепенных элементах, связывая всю композицию в единое целое, таким образом обеспечивается один из главных признаков композиции – цельность и единство.
Отвечая на второй вопрос можно утвердительно сказать, что связать доминантный элемент с второстепенными можно с помощью цвета, фактуры, формы, узоров.
Рассмотрим конкретные примеры: главный элемент желтый – второстепенные элементы могут нести на себе частичку жёлтого, либо имеют цвет производный от желтого. Если главный элемент имеет сложную форму, то второстепенные могут частично иметь усложнения, если главная доминанта очень рельефная по фактуре, второстепенные элементы могу нести такой-же узор фактуры на какой-то своей части, либо менее выраженную такую-же фактуру.
На рисунке 1а представлена композиция с большой доминантой, проанализируем эту композицию.
Доминанта воспринимается с первого взгляда, поскольку она самая большая, по форме она относится к группе фигур имеющих углы, собственно все элементы композиции относятся к этой группе, тем самым обеспечивается единство композиции по форме. Анализируя тоновые отношения (количество чёрного и белого), можно сказать что во всех элементах нет тонового контраста, т.е. разница в их количестве небольшая, кроме того, светло серый цвет доминанты, присутствует в квадрате, который относится к второстепенной группе элементов.
На рисунке 1б, показана доминанта, которая имеет меньше и темнее второстепенных элементов. При «чтении» этой композиции главный элемент читается гораздо быстрее, чем в рисунке 1а за счёт наибольшего контраста по размеру, расположения в центрально части листа, отсутствия перекрытия с другими элементами (контуры квадрата чистые, не пересекаются с другими фигурами) – таким образом доминанта выделилась из окружения. Теперь рассмотрим, что обеспечивает цельность композиции – все фигуры угловые, их грани расположены параллельно, либо перпендикулярно друг другу, второстепенные элементы по тону взаимосвязаны с фоном, тёмно-серый цвет которого достаточно взаимосвязан с чёрным цветом доминанты.
Это далеко не все приёмы достижения единства композиции, решение выходит из тщательного анализа своей композиции, распределения изобразительного материала на плоскости и чёткого понимания поставленной задачи на практике.
Способы выделения доминанты на плоскости изображаемого:
1) За счёт своей величины и величины остальных элементов.
Доминантный элемент или доминантная группа может отличаться по размеру и быть:
· Больше второстепенных элементов (рис.1а)
· Меньше второстепенных элементов (рис.1б)
рис.1а Доминанта больше других рис.1б. Доминанта меньше других
2) Положения на плоскости (отдельный, одинокий от других)
Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И второстепенные указывают (рис.2а) или не указывают (рис.2б) на главный элемент силовыми линиями.
(рис. 2а) | (рис. 2б) |
3) Форма элемента.
Если композиционный центр состоит из одного элемента, он может быть:
· Сложнее по форме (рис.3а)
· Более простым (рис.3б)
· Не подобным группе подобных (рис.3в)
(рис.3а) | (рис.3б) | (рис.3в) |
4) Фактура элемента (которая отличается от фактуры других элементов) – рис.4.
(рис.4) |
5) Цвет.
Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).
6) Проработки элементов.
Главный элемент более проработан, чем второстепенные.
В данной лекции даны далеко не все и не самые сложные способы выделения композиционного центра. Таких способов множество, например выделение доминанты за счёт контура, трёхмерности, более важной смысловой нагрузки и т.д. и т.п.
Схемы, приведённые в лекции не являются штампами, а лишь простейшей демонстрацией принципов выделения доминанты на плоскости.
3. Практикум:
Задание:
Разработка 6 композиций с использованием простых геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) и их модификаций.
Цель: научиться различными способами выделять композиционный центр различными способами
Методический указания:
Каждый квадратик размеров 9-9 см. есть самостоятельная композиция, произведение, в каждой такой композиции должна чётко читаться доминанта – один объект, либо группа объектов. При выполнении заданий не пользоваться линейкой – применение инструментов мешает цельному восприятию плоскости, после композиционного размещения элементов их можно обвести по линейке.
Каждая композиция выполняется на отдельном листе размером 9х9 см. После утверждения преподавателем, все композиции наклеиваются на лист серого, или тонированного картона.
Композиции обрезаются резаком с помощью металлической линейки.
Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 17832 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Доминирование элементов в ландшафтном дизайне
В одной из статей «Принципы ландшафтного дизайна«, мы рассматривали «Единство» в саду и как можно достичь единства в дизайне с помощью повторения. Продолжая наше обсуждение «Единства», давайте рассмотрим еще один принцип ландшафтного дизайна, Доминирование. Под этим словом нам с Вами сразу представляется кто-то с плеткой в руке и приказывающий нашим растениям что-либо делать )) Конечно, мы имеем ввиду не это. Доминирование происходит, когда один элемент дизайна или группа элементов выделяется или является более заметным, чем другие. Доминантой в композиции может выступать определенное растение, архитектурная форма или какое-либо пространство. Доминировать этот элемент может по своим размерам, форме, цвету, текстуре или потому, что он будет являться фокальной точкой (элементом ландшафтного дизайна, который привлекает взгляд, например, фонтан или купальня (поилка) для птиц).
Доминирование в ландшафтном дизайне может быть выражено РАЗМЕРОМ, выделяющейся ТЕКСТУРОЙ, более сильной ФОРМОЙ, более сильным ЦВЕТОМ или наличием ФОКАЛЬНОЙ ТОЧКИ.
Сад, лишенный каких-либо акцентов, может быть визуально бесполезным, поскольку глаз имеет тенденцию просто блуждать. Однако доминирующая особенность будет привлекать глаз и укрепит его, позволяя ему отдохнуть. Это еще один момент, который садовники часто интуитивно упускают на раннем этапе. Однажды, один садовник купил свою первую купальню для птиц и поместил ее в сад, и обнаружил, что общий дизайн сада стал более сплоченный и успокаивающий, и он решил купить другую, еще одну. Затем нашел красивую глиняную миску на высокой ножке, наполнил ее водой и устроил ее под роскошными ветвями в тенистом саду. Правда в том, что он действовал по принципу «больше, да лучше» и получил крайне неэффективное доминирование элементов. Доминирует с должным эффектом только единственный элемент дизайна. Слишком много доминирующих компонентов конкурируют за внимание. Это может создать визуальный беспорядок в саду, когда глаз перескакивает с одного элемента на другой доминирующий элемент и не может остановиться.
Выпуклые фиолетовые ветви бербера выделяются на фоне более мягкой зелени окружающей листвы.
К сожалению, нет такого индикатора доминирования, чтобы показать, когда уже достаточно доминирующих элементов. Просто имейте в виду, что чем сильнее цвет и/или форма, тем более доминирующей она будет, следовательно, меньшее количество этих элементов может добавить эффектности Вашему саду.
Например, такое растение как плачущая береза , имеет очень выразительную архитектурную форму, поэтому ее всегда следует использовать в качестве отдельных элементов совместно с вертикальными акцентами, с такими как столбчатые осины или высокие тростниковые травы, для усиления доминанты березы можно пару раз повторить или использовать их в небольшой группе. Теплые яркие цвета, такие как ярко-желтый или лимонный, привлекают взгляд, поэтому их следует использовать с некоторой степенью ограничения, в то время как более холодные, менее интенсивные цвета можно использовать в большей степени.
1) Хорошая концепция ландшафтного дизайна будет иметь иерархию размеров в пространстве. Здесь зона лужайки в центре доминирует, так как она является самым большим дизайнерским пространством.
2) Круглый участок лужайки является доминирующим пространством здесь, потому что он содержит единственную дугу в общей угловой концепции дизайна.
Смысл в том, чтобы использовать элементы в Вашей садовой композиции, которые доминируют по разным свойствам. Возможно, у одного – это яркий цвет, другой – это небольшая группа очень грубых текстурированных растений, а другая имеет уникальную форму. Или, может быть, есть несколько доминирующих групп из-за их уникальной формы. Каждый из них радует глаз, они, как правило, не соперничают друг с другом. Кроме того, одна доминирующая особенность часто выделяется по нескольким причинам, например, она может быть более крупной и красочной и иметь уникальную форму, что делает ее особенно доминирующей. И вы можете усилить акцент на композиции, окружив его более мелкими и не яркими элементами дизайна.
Симметричная посадка растений вокруг этой птичьей купальни усиливает её доминирующую роль как фокальной точки.
Декоративная яблоня с её изящной формой, занимает центральное место на переднем плане, в то время как сирень доминирует на заднем плане.
Одновременно слишком много доминирующих элементов в непосредственной близости является плохим дизайном, существуют способы, при которых несколько сильных признаков дизайна могут присутствовать вместе в со-доминирующей связи — например, дерево и малая архитектурная форма перед ним (как на заглавной фотографии в статье). Один элемент может быть немного более доминирующим, чем другой, но эффект заключается в том, что они проявляют себя как единая часть композиции, а не две конкурирующие композиции ландшафтного дизайна.
Доминирующая особенность, подобная этому шару, может объединить всю концепцию дизайна, тем самым создавая единство и гармонию. Так что высаживайте грациозные плакучие растения, но не злоупотребляйте. Побалуйте себя красивой малой архитектурной формой — но только одной.
И Вы увидите, как созданные Вами акценты приведут к общей гармонии и радости в Вашем замечательном саду.
Сюжет, доминанта, фактура – важные составляющие гармоничного облика участка. 30 фото
Сюжет
Если мы оглянемся вокруг себя, заметим, что каждый участок имеет свой индивидуальный облик, свое лицо. Человек, работающий над его обликом, подобно режиссеру, придумывает сюжет и разрабатывает сценарий. Как художник, создающий декорации, смешивает краски цветников и лужаек. Времена года эти декорации меняют. В результате получаем динамично меняющуюся картину.
Любой ландшафт не стоит проектировать спонтанно. Сначала необходимо сформулировать его идею.
Если участок большой, придумываем последовательность пейзажей, соединив их между собой, как веревочкой, дорожками и тропинками. Между такими эффектными картинками встраиваем «паузы». Они дадут возможность зрителю эмоционально отдохнуть, чтобы следующий, открывающийся его взору пейзаж, произвел такое же сильное впечатление. Этот метод проектирования позволяет избежать монотонности и эмоциональной усталости.
В дизайне небольших участков используют похожий прием: территорию, в соответствии с ранее созданным планом, делят на отдельные зоны. Зоны тоже связываем между собой дорожками и тропинками.
Зонируя участок, обязательно придерживайтесь выбранного вами сюжета, неважно, будет это участок в регулярном стиле, стиле кантри, хай-тек или модерн.
Доминанта
Как правило, на приусадебном участке дизайнер один из объектов делает доминирующим. Чаще всего такой доминантой становится дом, хотя иногда внимание можно переключить на лужайку, водный объект или цветочные композиции.
Выделить доминирующие элементы можно ярким цветом, декоративными насаждениями, сложной обработкой фактуры.
Делая акцент на дом, украшаем его окна и балкон ампельными растениями в горшках (сурфиния, плющелистая герань, пеларгония, настурция). Стены украсят вьющиеся растения и лианы (клематисы, плетистые розы, кобея, ипомея, девичий виноград, плющ).
Перед домом можно разбить яркие цветники, у входных дверей установить кадки с хвойными растениями.
Если вы решили обустроить участок в минималистичном стиле, иногда бывает достаточно одного или нескольких деревьев с кронами интересной формы и идеально ухоженной лужайки. Эти деревья и сыграют роль доминанты.
Статус сада подчеркнут большие площади, отведенные под тот или иной элемент. Это, к примеру, может быть оригинально спланированный и идеально ухоженный огород.
Фактура
Фактура тоже является элементом гармонии в ландшафтном дизайне участка, иначе говоря, она определяет характер поверхности предметов. Под предметами в данном случае подразумевают абсолютно все элементы садовой композиции: дом, дорожки, подпорные стенки, мощение площадок, альпийская горка, водоем.
Нередко фактура объекта зависит от способа его применения. К примеру: совсем неприметный камень, лежащий на лужайке, совершенно иначе будет выглядеть на берегу искусственного водоема в комбинации с прибрежными растениями.
Фактура камня на дорожках будет перекликаться с фактурой камня подпорных стенок и цоколем дома.
В зависимости от сформулированной дизайнерской идеи, фактуру можно менять, например, фактуру стен дома. Совершенно иначе будет смотреться голая кирпичная стена и стена, по которой пустили девичий виноград или плющ. Кирпичная кладка только выиграет от соседства с сочной зеленью.
Правильно подобранные растения, которые будут соответствовать придуманному сюжету, соответствующие садовому стилю аксессуары и яркие декорации цветников и лужаек создадут ощущение гармонии и красоты.
Автор статьи ландшафтный дизайнер Богдана Горецкая
16 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ: КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ И ДОМИНАНТЫ
Время чтения: 5 минут
Единство и целостность пространственной композиции основаны на гармонии и соподчинении элементов. Композиционное построение ограниченного пространства развивается подчинением второстепенных элементов основному архитектурному объёму и главному композиционному элементу. Таким элементом может быть композиционный центр или доминанта. Между собой центр и доминанта могут быть совмещены и выражены одним элементом, выражены различными самостоятельными элементами, материально не выражены или отсутствовать вовсе.
Рассмотрим несколько примеров, характеризующих наиболее типичные расположения композиционного центра и доминанты.
Пример 1: Ансамбль, имеющий взаимно перпендикулярные оси симметрии. Главенствующий элемент данной пространственной композиции – центральный объект, контрастирующий по своей форме, величине, массе с окружающими сооружениями и в расположении его в пространстве. Данный объект находится в центре, на пересечении основных композиционных осей и организует всю пространственную композицию вокруг себя. Таким образом, композиционный центр и композиционная доминанта, расположенные в центре пространства в пространственной композиции, выражены одним элементом.
Пример 2: Пространство, организованное несколькими элементами (главным, второстепенным и т. д.). Конфигурация пространства имеет сложную симметричную форму. Основная композиционная ось идёт от главного входа на пространство к главному элементу и пересекается под прямым углом с другой осью, являющейся большей осью симметрии овальной части плана. Композиционной доминантой в этом пространстве является, безусловно, главный элемент. Идейно-смысловое, художественное значение, форма, величина, положение на основной композиционной оси делают его основным композиционным элементом пространства. В отличие от предыдущего примера, где доминанта занимала центральное положение, в данном случае доминанта расположена в глубине. Такое расположение доминанты не только не уменьшило её роль, а наоборот, подчеркнуло значительность, создало динамику в развитии композиции. В то же время композиционный центр пространства не переместился вместе с доминантой вглубь, он остался посередине, в месте пересечения продольной и поперечной осей. Эта условная точка, являясь композиционным узлом, организует и ограниченное пространство, и все композиционные элементы вокруг себя. Её положение закреплено, зафиксировано и выражено архитектурной формой. Данный пример показывает, что композиционная доминанта и центр могут быть выражены различными элементами и, находясь на основной композиционной оси, могут иметь разное местоположение, нести различные композиционные функции в пространстве.
Рисунок 62 – Акцент (1) и доминанта (2) в пространственной композиции
Расположение центров и доминанты в осевых композициях связано с главными направлениями композиционного развития – осью симметрии или узловыми точками пространственного построения: с пересечением осей, с изменением направления главного луча.
В асимметричных композициях расположение этих основных композиционных элементов связано с созданием динамического равновесия в пространстве, воспринимаемого с разных точек.
Приёмы построения композиции ограниченного архитектурного пространства основаны на использовании какого-либо свойства объёмно-пространственной формы, величины, расположения в пространстве композиционных элементов:
→ Приёмы построения, использующие свойства формы и возможности их изменения, заключаются в том, что при создании пространственной композиции изменяется форма элемента, характер очертания его формы, меняется протяжённость форм по трём координатам, получая в результате объёмные или линейные формы элементов.
→ С помощью использования приёма изменения величины элементов при построении композиции ограниченного пространства можно получить: различные соотношения координат пространственной композиции, симметричное, дисимметричное или асимметричное построение пространства, различный характер построения пространственной композиции – статичный или динамичный.
Приёмы построения, использующие возможности различного положения композиционного элемента в пространстве, включают: расположение элементов, ограничивающих пространство по периметру, расположение поверхностей основания и перекрытия, расположение композиционных элементов, расчленяющих пространство.
Приёмы расположения элементов, ограничивающих пространство по периметру, могут образовать по периметру единый фронт. Элементы, ограничивающие пространство по периметру, могут быть сдвинуты относительно друг друга (рис. 63).
Рисунок 63: А – схема: расположение элементов, составляющих единый фронт; Б – схема: сдвижка элементов; В – схема: поворот элементов;
Г – схема: наклон элементов
Элементы, ограничивающие пространство, могут быть повёрнуты по отношению друг к другу. В архитектуре встречаются примеры, где пространство ограничено элементами, имеющими наклон.
Объекты архитектурных сооружений (элементов), ограничивающих пространство, могут непосредственно не соприкасаться с плоскостью основания, а иметь интервалы между элементами и поверхностью основания. При включении интервала между элементами композиции создаются условия более активной связи ограниченного пространства и окружающей среды.
16.1 Приёмы расположения поверхности основания
и перекрытия
При построении композиции архитектурного пространства возможно использование приёмом расположения поверхностей основания и перекрытия (в интерьерах). Наиболее распространённым является горизонтальное положение поверхности основания. Горизонтальное положение поверхности основания в организованном пространстве связано прежде всего с удобствами действия и передвижения человека в ней (рис. 64 А).
Среди произведений архитектуры существуют примеры с более сложной поверхностью основания, в частности основания, расположенные в нескольких уровнях.
Рисунок 64: А – схема: интервал между элементами и поверхностью основания; Б – схема: расчленённое пространство
16.2 Приёмы членения пространства
С расположением элементов в пространстве и их формой связана его относительная целостность или расчленённость.
Архитектурное пространство может быть единым (нерасчленённым) и восприниматься зрителем целиком. Чаще всего это композиции простой геометрической формы плана и несложной формы ограничивающих элементов.
Ограничивающее архитектурное пространство может быть расчленённым, если его план или разрез имеют сложную конфигурацию, т. е. за счёт положения в пространстве ограничивающих элементов (рис. 64 Б).
Расчленённость пространства может быть достигнута использованием элементов сложной конфигурации. При подобном построении пространство, заключённое внутри самих элементов, становится неотъемлемой частью общего организованного пространства, которое ограничивают эти элементы.
Ограниченное архитектурное пространство может быть расчленено элементами, расположенными внутри него. При введении в пространственную композицию членящих элементов возникает взаимосвязь и взаимозависимость ограниченного пространства и массы элементов, введённых в него.
Примеры из практики архитектуры показывают, что соотношение массы введённых элементов и ограниченного пространства лежат в пределах, когда: пространство превалирует над массой членящих его элементов; масса членящих (введённых) элементов превалирует над пространством.
Следовательно, расчленённость пространства зависит от расположения и формы элементов и от наличия членящих элементов.
Используя приёмы построения пространственной композиции, в которых изменения формы и величины элементов неразрывно связаны с их расположением в пространстве, можно построить пространство симметричной или асимметричной формы, с различным соотношением координат и степенью замкнутости, создать основные направления композиционного развития с помощью определённого расположения доминант, центров и других элементов, построить целостное или расчленённое пространство, получая вместе с этим определённые пластические решения (рис. 65).
Рисунок 65: А – членение пространства элементами сложной конфигурации; Б – преобладание пространства над массой включённых в него элементов
Единство и взаимосвязь элементов композиции в дизайне сада. Доминанта
Ландшафтный дизайн: азбука проектирования.
Выпуск 6. Доминанта и акцент.
Сегодня мы снова поговорим о композиционных приемах, используемых при проектировании сада. Это доминанта и акцент. Кроме того, я отвечу на письмо по поводу пересадки туи.
Доминанта.
Это главный, наиболее активный элемент композиции сада, выделяющийся своими размерами, положением, особой формой, семантической значимостью и т.д. Выделение доминанты подразумевает наличие каких-то второстепенных элементов, подчиненных главному.
Доминанта может быть
– архитектурной (дом, дворец, садовая постройка, баня);
– планировочной (доминирование в планировке прямоугольных форм, или, наоборот, кругов, или затейливых узоров);
– цветовой (использование в цветниках, в постройках и садовой мебели одного преобладающего цвета);
– световой (тенистый сад, солнечная лужайка, яркое ночное освещение какого-то участка или предмета);
– пустое пространство в японском саду.
Чаще всего, конечно, в саду доминирует дом. Хороший пример доминанты – дерево на лужайке. Или большой пруд.
Но доминанта не должна быть единственной. При этом доминанты не должны спорить между собой. Всегда должно быть понятно, как они ранжированы. Если, например, баня сравнима по величине с домом, то это вызывает дискомфорт, т.к. эти доминанты равноценны и спорят между собой за наше внимание. Таким образом, при планировании доминант продумывайте их соподчиненность. Гармоничное количество доминант в малом саду – 5, 7, 9. Не обязательно устраивать все 9 доминант архитектурными или (вот ужас!) цветовыми. Хорошо, если они будут разными.
Можно подчеркнуть значимость доминант дорожками, которые к ним ведут. К главной доминанте идет главная дорожка – самая широкая, может быть, прямая. Прямая дорожка ощущается более важно, чем извилистая. Дорожка может выделяться не только шириной, но и протяженностью, и мощением. Более дорогое мощение идет к более важному объекту. Чем более второстепенной кажется дорожка, тем больше доминанта, к которой она идет, теряет свои главенствующие элементы и функции.
Используйте доминанты, чтобы правильно, в соответствии с вашим замыслом, распределить поток внимания в саду. Только вы, творец своего сада, решаете, на что посетители должны обращать внимание в первую, во-вторую и т.д. очередь.
Акцент.
Это подчеркивание деталей в общей композиции. Акцент является частным случаем восприятия доминанты. Например, акцентом будет один красный цветок в цветнике, или островок в водоеме, или поилка для птиц на мощеной площадке, скульптура в нише из стриженой изгороди, подсветка дерева или куста интересной формы и т.д.
Самое главное при использовании акцентов – не перегружать ими сад. Здесь может помочь только чувство меры, и правило: “Если можно убрать этот акцент, то его лучше убрать”.
Пересадка туи.
Здравствуйте уважаемая Наташа! Думаю, что Вы не обидитесь на меня за такую фамильярность. Отчество свое Вы не указали, да и, судя по возрасту Вашего сына, Вы еще молодая цветущая женщина. А у меня старшему внуку уже 22 года. Прочитал Вашу статью о туе и сердце защемило. У меня на даче растет туя, посаженная моим хорошим товарищем 22 года тому назад. Товарищ скончался 8 лет назад, а туя все растет и хорошеет. К сожалению, в настоящее время она “сидит” не на месте. Хочу её пересадить, но не знаю как это сделать. Боюсь повредить корневую систему и погубить её. Если Вы знаете как это можно сделать или у Вас есть опыт – подскажите, пожалуйста. Буду Вам очень признателен. Эта туя мне очень дорога. С уважением Попов Игорь Георгиевич.
Игорь Георгиевич, спасибо за теплое письмо.
Вы, к сожалению, не сказали, какого размера ваша туя. Поэтому дам две технологии пересадки: для небольших деревьев (кустарников) и для крупномеров (высотой больше 2-х метров).
Сначала расскажу про небольшие деревья.
Есть два срока: для хвойных растений – весной с момента оттаивания земли и до момента роста побегов, (до начала роста хвоинки). В Московской области в обычную весну – окончание работ по посадке и пересадке 1-2 мая. Этой весной, скорее всего, сроки окончания сдвинутся. Для лиственных растений срок окончания работ – момент развертывания листовой пластины. Второй срок – осенью. Хвойные растения высаживают и пересаживают с последней декады августа и где-то до 20 сентября. Лиственные – до середины октября. Лучшее время для пересадки лиственных растений, когда половина кроны находится в осенней окраске. Осенние сроки более длинные, зато если посадить дерево весной, то есть целый сезон, чтобы увидеть результат.
Первое действие – приготовить посадочную яму. Яма должна представлять собой цилиндр. Для деревьев диаметром и глубиной не меньше 80-100 см (для кустарников – 50-60 см). При этом яма должна быть не менее, чем на 20-30 см больше корневого кома. Т.е., если корневой ком – 40 см, то диаметр ямы 80-100 см, если корневой ком – 90 см, то диаметр ямы – 110-120 см. Дренаж зависит от почвы. На песчаной почве – не нужен. На тяжелых суглинках и на глинистых почвах дренаж необходим, низ ямы заполняют на 15-20 см камнями (щебнем, галькой). Туя не переносит застой воды, поэтому на тяжелых почвах для нее дренаж делается таким образом. Проделываем садовым буром шурф. Чем он глубже, тем больше поверхность оттока воды. Шурф заполняем камнями, а яму на 15-20 см песком. Для торфяных и песчаных земель необходим глиняный замок. Делаем болтушку: глину растираем руками, разводим водой до густоты жидкой сметаны, отстаиваем до выпадения песка, осторожно сливаем в другую емкость. Заполняем болтушкой дно ямы на 10 см.
Когда дренаж готов, то на дно кладем дерн, если он образовался после выкапывания ямы, а потом заполняем яму почвенной смесью. Если при пересадке ком не повредился, то яма заполняется снизу на 20-30 см, а потом почвенной смесью засыпается свободное пространство между комом и стенками ямы. Если ком повредится при выкопке (это, конечно, нежелательно) и корни оголятся, то яму заполняем с запасом 15-20 см на усадку.
Смесь для туи: 2 части исходного грунта (верхний плодородный слой), 1 часть торфа и 1 часть песка. Можно добавить органических удобрений, но навоз обязательно должен быть перепревшим и не куриным, самый лучший – конский. Можно 1-2 кг извести и 200-500 г двойного гранулированного суперфосфата (это если смесью заполняется вся яма). Нельзя вносить золу, калийные и азотные удобрения.
Теперь выкапываем. У туи корневая система занимает приблизительно диаметр кроны. Отступаем от диаметра 20-30 см и выкапываем траншею. Обкапываем весь корневой ком чтобы получился шарик диаметром с диаметр кроны плюс 20-30 см. Если нужно, то корни снизу подрезаем, или подрубаем топором
Если ком повредился и корни оголились. Обрезаем секатором травмированные корни, обрабатываем крепким раствором марганцовки и замазываем садовым варом или угольком (очень мелкие корни не замазываем). Помещаем на вершину посадочного холма и осаживаем руками. Корневая шейка не должна быть заглублена.
Если ком в целости – это очень хорошо. На насыпанную вниз землю ставим ком и засыпаем по бокам. Корневая шейка должна быть чуть выше уровня почвы, чтобы при осадке почвы она не заглубилась. Можно положить рейку на края ямы, чтобы видеть уровень почвы. С южной стороны от дерева на расстоянии 10-15 см от ствола ставят кол длиной приблизительно 2 м. Забить его нужно на 1 м в землю. Т.е. чтобы он достал до твердой почвы. Неплодородный грунт вываливают валиком вокруг приствольного круга. Поливаем очень обильно, чтобы жижа обволокла все корни. После полива идет усадка, смотрим, чтобы не было ямы. После полива подвязываем шпагатом из натуральной ткани восьмерочкой (одно колечко на стволе, другое – на колу). Обвязку и кол снимаем через год. После подвязки мульчируем приствольный круг, лучше всего черным торфом слоем 4-6 см. 2-3 года можно вносить удобрения.
Теперь что касается пересадки крупных деревьев.
Это можно, но ни в коем случае не летом, пересаживаем весной или осенью, но лучше всего зимой. И одному человеку, наверное, не справиться.
Посадочную яму готовим с осени, если будем пересаживать зимой, и перед посадкой – если пересаживаем в другое время. Диаметр ямы – предполагаемый диаметр корневого кома плюс 30-50 см. Почвенная смесь для зимней посадки должна быть обязательно сухая. Пересадка проводится в течение суток, иначе дерево плохо приживается. Зимняя пересадка проводится, когда почва промерзает на глубину до 20-30 см.
Как выкапывать. Проецируем крайние ветви на землю – это ширина кома, отступаем еще на 20-30 см и начинаем копать кольцевую траншею такой шириной, чтобы встал человек. Снизу подкапываем там, где осыпается почва. Можно подрезать снизу тросом.
Под ком, поворачивая его на бок, подстилают упаковочный материал (толстая пленка, брезент, сетка-рабица). Потом увязывают ком и крону. Если дерево очень тяжелое и будет перемещаться краном, то на обвязке делают петлю для крана. Если без крана, то, чтобы вытащить растение из ямы, используйте 2-3 доски в качестве рычагов. Хорошо бы перевезти его на тележке к новому месту. Или на катках, если для тележки слишком тяжелое. Посадка происходит, как описано выше. Не забудьте, что корневая шейка должна быть выше уровня почвы. Вместо кола используют растяжки. Привязываем 4-6-8 веревок к стволу (ствол в этом месте лучше обмотать тканью, чтобы веревки его не повредили) и к колышкам и растягиваем, как палатку, в разные стороны, вбивая колышки в землю. Не забудьте вытащить упаковочный материал, когда опустите растение в яму. Чем лучше сажать зимой: а) дерево спит и б) обвязывать ком не нужно, т.к. он мерзлый. Зимой корневую шейку растения утепляют слоем торфа толщиной 8-10 см и снега сверху. Весной торф следует отгрести.
Пересаженному растению можно помочь.
1) Обязательно поливать. При зимней пересадке начиная с момента, когда сходит снег и все лето, даже несмотря на дожди. Следует поливать 3-5 раз в неделю (в некоторых источниках пишут про 1 раз в неделю), используя от 30 до 50 л на растение, в зависимости от размеров его кома. Туи хорошо воспринимают дождевание (полив кроны).
2) Подкормить корневым стимулятором (например, гетероауксин, корневин). Смотрите на те концентрации, которые указаны на упаковке, ни в коем случае нельзя их превышать, меньше – можно. Перед обработкой хорошо поливаем приствольный круг, а потом выливаем препарат. Проводим 1-2 обработки после посадки с интервалом 7-10 дней. Для зимней посадки – обработка весной.
3) Подкормить внекорневым стимулятором, антистрессовым препаратом (например, Эпин-М, Циркон). Они нормализуют обмен веществ и помогают бороться со стрессом пересадки.
4) Установить притенение. С южной стороны – ширму, экран, лучше из мешковины. Можно использовать х/б халат.
5) Мульчирование торфом слоем 4-6 см предотвращает испарение влаги из почвы и прорастание сорняков.
С удовольствием отвечу на ваши письма.
Послесловие. Если нет явного запрета на публикацию Вашего письма, оно может быть опубликовано в рассылке. Если хотите увидеть свой e-mail в рассылке, указывайте его в тексте Вашего письма.
Мои информационные партнеры
Растения-доминанты в дизайне сада — роль доминант в дизайне сада
Растения-доминанты не зря называются главными, лидерскими культурами в оформлении любого сада. Их роль, далеко выходящая за рамки привычных декоративных партий, столь важна, что культуры доминирующего значения считаются первым элементом озеленения, который необходимо ввести в дизайн участка даже до скелетных растений.
Ведь фокусные точки — еще и важный структурный и функциональный элемент, отвечающий за масштаб, баланс массы и структурную основу садовых ансамблей.
Роль доминант в дизайне сада
Растения доминирующего характера – это культуры, призванные создавать так называемые фокусные точки, или точки притяжения взора. Они ярко выделяются на фоне, первыми притягивают взгляд и являются важными структурирующими элементами, влияющими на восприятие пространства.
Доминанты являются самыми крупными акцентами на участке, подавляюще воздействуют на окружение и требуют умелого балансирования при построении композиции, затрагивающего как компенсацию чрезмерной массивности, так и взаимодополнение форм и проблемы пропорциональности.
Только способностью создавать притягивающий взоры крупный акцент роль культур-доминант в облике сада не ограничивается. Это самый эффектный и действенный способ внести разнообразие в облик садовых композиций и наиболее верный метод предупреждения монотонности и «размытости» дизайна.
Одно крупное доминирующее растение порой способно до неузнаваемости изменить облик ансамбля, исправить просчеты со структурой и компенсировать любые композиционные недочеты. Еще одна важная функция доминирующих растений – создание связующих звеньев между постройками на участке и озеленением.
Крупные растения, входящие в облик сада масштабно соответствующий дому или хозблоку акцент позволяют всего при помощи одного инструмента обеспечить базовую гармоничность проекта, ведь пропорциональность и «привязку» к постройкам другими способами выполнить гораздо труднее.
Доминанты условно разделяются на «лидера» — дерево или очень крупный кустарник, играющий роль доминирующего растения для всего участка в целом, и второплановые, или «подчиненные» доминанты, которые играют роль фокусного растения для отдельной зоны или большого ансамбля.
Они отличаются и размерами, и ролью: общесадовая доминанта является самым крупным растением на участке и служит инструментом создания масштаба и перспективы, объединяющих озеленение с главной постройкой на участке, доминанты же второго плана решают частные, локальные задачи.
Доминант в дизайне сада не должно быть много: добавляя их на участок, следует помнить, что чем больше таких культур будет размещено, чем чаще они будут встречаться при прогулке по саду, тем меньшей будет роль каждого отдельного растения.
В рамках каждой зоны или большой композиции можно ввести всего одну, максимум две доминирующих культуры. Если же речь идет о лидерской доминанте, дереве или кустарнике, которое является главной культурой для всего сада, то такое растение и вовсе должно быть только одно или заменено на пару взаимосвязанных древесных.
Звездные кандидаты на роль растения-доминанты
Подбирают доминанты так, чтобы создаваемые фокусные точки играли свою роль в течении всего года. Впрочем, не менее важными являются и красивые контуры, и как можно более длительный период декоративности, и долговечность.
Массивность, форма, текстура и окрас растения-доминанты подбираются под архитектурный стиль дома, подчинённых доминант в отдельных зонах – под стиль оформления на каждом конкретном участке сада.
К классическим растениям-доминантам причисляются признанные фавориты для роли «семейного дерева» — дубы, грецкие орехи, буки, березы, груши, липы и пр. Но только ими ассортимент способных выполнить роль крупного акцента культур не ограничивается.
Все виды хвойных – от плакучих елей до сосен и колонновидных кипарисовиков, прозрачные кроны кленов, плотные архитектурные силуэты катальпы, неподражаемые штамбовые плетистые розы крупных размеров, бобовник, глициния, декоративные вишни и яблони – все они одинаково хороши, если подходят под стиль вашего сада и дома и соответствуют по размерам и массе требуемой роли в композиции.
Так, к примеру, неподражаемые плакучие доминанты — вяз шершавый, ива козья, береза и сизая ель; лучшие кандидаты на роль строгой доминанты – туи и кипарисовики; на место в современном саду — катальпа и пр.