Динамика и статика в дизайне сада, приемы ландшафтного дизайна

Приемы ландшафтного дизайна

Для построения композиции сада, а также отдельно-взятых растительных и архитектурных садовых композиций ландшафтные дизайнеры используют специальные приемы или средства, которые помогают

сделать эту композицию гармоничной, продуманной, грамотной.

Среди этих приемов такие понятия, как баланс (он бывает симметричным и асимметричным), контраст и нюанс, ритм. Сегодня поговорим о них.

Приемы ландшафтного дизайна: симметрия и асимметрия, баланс

Человеческому глазу приятно смотреть на сбалансированные, гармонично уравновешенные виды. В ландшафтном дизайне такая гармония и уравновешенность достигается путем сбалансированности объемов и плоскостей правой и левой части (стороны) участка. Осью, с помощью которой участок (или композиция) делится пополам, может быть направление взгляда, когда Вы находитесь в видовой точке. Баланс при этом может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричный баланс . Как вы помните, симметрия присуща регулярному саду, и ясно говорит о вмешательстве человека. Симметричная композиция сама по себе сбалансированная, четкая, постоянная. В симметрично сбалансированном саду одна половина является зеркальным отражением другой. Симметрично сбалансированный сад дает ощущение надежности и порядка, достоинства и величавости. Однако, при изменении хотя бы одного элемента симметричной композиции этот баланс нарушается и глазу сразу становится некомфортно. Потеря растения в одной из частей сада, его неправильный или недостаточный рост, неточное попадание или изменение цвета, приводящие к нарушению симметрии влекут за собой ужасные последствия – вся композиция сада нарушается.

Асимметричный баланс. Однако, баланс, позволяющий наслаждаться красотой ландшафта, может создаваться не только при помощи симметрии. Ведь если Вы посмотрите на природные объекты, то никакой симметрии там не найдете, однако, чувствуете Вы себя в этот момент комфортно и никакого дисбаланса не наблюдаете, и даже напротив, любуетесь уравновешенной картинкой.

Следовательно, асимметричная композиция также может быть уравновешенной, сбалансированной и приятной взгляду. При этом картинка не меняется кардинально при изменении или пропаже какого-то из элементов композиции. Асимметричная композиция более сложна в исполнении, ведь уравновешенность здесь достигается чисто визуально, путем сложения расположенных по разные стороны от оси взгляда объемов и плоскостей. Асимметрия более тонка и интересна. Уравновешенность здесь зачастую достигается чисто интуитивно, путем долгого и тщательного рассматривания получающейся композиции, добавления в нее или исключения из нее каких-то объектов.

В одном (даже небольшом) саду можно с успехом пользоваться обоими приемами для получения сбалансированной картинки: и симметрией, и асимметрией.

Приемы ландшафтного дизайна: контраст и нюанс

Еще одним приемом построения интересной композиции сада является умелое использование контрастов и нюансов.

Контрастным называется сочетание достаточно сильно отличающихся по одному или нескольким характерным признакам (форме, цвету, фактуре и т.п.) объектов.

Нюансным же, напротив, сочетание объектов, если различие между ними незначительное, которое можно разглядеть лишь с близкого расстояния.

Как можно использовать приемы контраста и нюанса в саду?

Применение контрастов широко в ландшафтном дизайне. Контраст всегда притягателен, заставляет наблюдателя рассматривать объекты и искать различия. Поэтому дизайнеры используют контрасты, чтобы привлечь внимание к тому или иному объекту в саду. Например, на фоне зеленой листвы кустарников куст с пестрой или яркой окраской листвы, несомненно, привлечет внимание. Поэтому, если нужно акцентировать внимание на таких декоративных качествах растения, правильно его «подать», то расположить его нужно на фоне обычных рядовых зеленолистных растений. Или высокое колонновидное дерево на фоне раскидистых и более низких шарообразных форм также привлечет внимание. Или яркий цветник на спокойном зеленом фоне газона. Контрастными могут быть линии в саду. Например, прямая линия дорожки и изогнутый цветник возле нее, беседка или мощена площадка правильной геометрической формы и изогнутая дорожка с пейзажной композицией. Контрастными могут быть и зоны сада. Так, если на светлую солнечную полянку Вы попадаете из затененной части сада, то она кажется еще радостнее и светлее. Также парадная и более регулярная часть сада часто контрастирует с более пейзажной основной частью.

Контрасты нужно использовать в саду умело, не перегружая ими ландшафт, иначе можно получить обратный отталкивающий и неприятный глазу эффект – дисгармонию. Одинаковая контрастная композиция должна быть в единственном экземпляре, ведь в этом ее ценность.

Нюансные сочетания более мягкие и понятные, комфортные взгляду, их часто располагают в зоне умиротворения, в зоне отдыха. Пример нюансного сочетания – композиция из хвойных растений с разными оттенками зеленой хвои, монохромные цветники и т.д.

Игра с контрастами и нюансами помогает сделать сад более пропорциональным. Так, например, если у Вас имеется небольшой водоем, и Вы окружите его высокими кустами, он будет казаться еще меньше, а соответствующие многолетники помогут сделать его шире и больше.

Приемы ландшафтного дизайна. Ритм

Ритмом в ландшафтном дизайне принято называть повтор некоторых садовых элементов через определенное расстояние несколько раз. Этот прием позволяет как-бы «оживить» сад, придать ему движение.

Происходит это, потому что повторяющиеся элементы заставляют взгляд скользить по ним, уводя взгляд и как бы «заманивая» нас двигаться в нужную сторону. В качестве одинаковых элементов могут выступать растения, композиции, цветники, архитектурные формы. Пошаговая дорожка также является примером использования ритма в дизайне сада.

Тема 6. Создание композиции в ландшафтном дизайне

Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4—6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам — по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Уголок отдыха оформлен ритмическим рядом садовых вазонов

Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.

Нюанс. В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками — схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы.

Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов — симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие

Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов более сложны. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.

Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм. Структура листвы растений — важный элемент в ландшафтном дизайне. Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природный элемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне. При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой — маленький, высокий — низкий, конусовидный — шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования. Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.

Использование фактуры в ландшафтном дизайне Фактура – это характер поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Динамика и статика в ландшафте Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.

Контрольные вопросы:1. Назовите важнейшие композиционные приёмы в ландшафтном дизайне. 2. Приведите пример ритма в ландшафтном дизайне. 3. Как избежать зрительного утомления в ритмическом повторе? 4. Что представляет собой контраст? 5. Что представляет собой нюанс. 6. Что представляет собой симметрия и асимметрия в ландшафтном дизайне? 7. Как соотносится величина и форма в ландшафтном дизайне? 8. Как можно увидеть динамику в ландшафтном дизайне?

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 1012 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статика и динамика в композиции

Решая творческие задачи, художник часто сталкивается с вопросом размещения основных героев на полотне и поиском средств передачи их деятельности. Применение статики и динамики в композиции – один из эффективных инструментов для достижения этих целей. Для передачи движения на картине мастера изобразительного искусства пользуются способностью мозга человека представлять последствия того или иного действия. Этот приём широко используется для решения поставленных задач.

Читайте также:  Контраст и нюанс в садовом дизайне

Как показать движение в статичном изображении

Н. Н. Третьяков говорил о композиции: «В композиции осуществляется связь частей, образующих целое, поэтому композиция противостоит хаосу. Она есть созидание, а не разрушение…». Во многом от умения автора зависит, сможет он создать целое произведение или нет.

Будет картина статичной или динамичной, во многом зависит от построения композиции и фантазии автора. Для передачи движения применяют несколько популярных приёмов. Давайте рассмотрим их подробнее:

  • Смещение композиционного центра. Очень часто художники специально применяют асимметрию для передачи движения. Смещая центр притяжения внимания в сторону, вниз или вверх, они создают впечатление композиционной неуравновешенности, которую мозг зрителя пытается мысленно вернуть к равновесию. От этого создаётся иллюзия движения, давления, полёта и т.д.
  • Применение изображений, содержащих фазы движения. Наиболее распространнённый приём. Нарисовав скачущую лошадь или бегущего человека, можно не сомневаться, что мозг зрителя оживит картину, если поймёт, что изобразил автор.
  • И, наконец, динамическое построение композиции. Что это такое? Простой пример: нарисуйте заборчик из прямо стоящих штакетен, а рядом изобразите точно такой же, но все штакетены наклоните вправо. Теперь сравните рисунки. Тот забор, что с наклоном, будет убегать вправо, а прямой стоять на месте. Такой приём умело используют настоящие мастера для передачи движения на своих полотнах.

Мастерски манипулируя разными приёмами и придумывая свои решения, художники применяют особенности статики и динамики для создания настоящих шедевров. Благодаря большому выбору средств мы можем наслаждаться творениями не только старых мастеров, но и новых звёзд изобразительного искусства.

Примеры применения композиционных принципов

Пришло время немного на практике посмотреть, как действуют некоторые приёмы передачи движения в изображениях. Рассмотрим две известные картины, чтобы поучиться у их авторов композиционному мастерству. Рассмотрим картину В. М. Васнецова «Богатырь на распутье». Вид всадника сразу приковывает наше внимание. Конь и витязь неподвижны, но мы понимаем, что скоро ини двинутся в путь. Правая половина картины призывает заполнить её зияющую пустоту. Наш мозг быстро анализирует увиденное и рисует картину следующих действий богатыря и коня. Так великий мастер былинных картин оживляет своё произведения на наших глазах.

Теперь перейдём к картине «Воскресный день» А. И. Корзухина. Лихая пляска, изображённая на полотне, притягивает своей естественностью и динамикой. Мы невольно становимся свидетелями весёлого танца, и если к изображению добавить музыку, то невольно начнём отбивать такт танцующей паре. Как видно из этих примеров, возможности композиции очень обширны. Не только изображая движение, можно заставить двигаться и оживить происходящее на картине, но даже статические приёмы могут создавать иллюзию динамики. Давайте учиться применять эти приёмы. Записавшись на один из наших курсов, вы сможете узнать ещё больше о том, как оживлять свои произведения.

*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Перспектива в ландшафтном дизайне

Время чтения: 15 минут Нет времени читать?

Знание законов перспективы позволяет играть с пространством – делать его глубже, выразительнее, визуально приближать объект или зрительно увеличивать до него расстояние. Особенно это актуально для маленьких или, наоборот, очень больших садов. Из этой статьи вы узнаете, как использовать пространство наилучшим образом, что нужно сделать, чтобы широкий и короткий сад казался длиннее, а большой – гармоничнее и уютнее.

Линии, сходящиеся на горизонте, размытые контуры предметов и легкая дымка вдали как нельзя лучше передают ощущение пространства

Cледите за нами:

Что такое перспектива пространства

Наверняка вы наблюдали, как параллельные линии сходятся на горизонте. Происходит ли это на самом деле? Конечно, нет. Просто по мере удаления предмета от наблюдателя меняется его зрительное восприятие. Это и есть перспектива. Она бывает линейная и воздушная.

  1. Линейная перспектива показывает, как меняется зрительный образ в зависимости от расстояния. Она визуально уменьшает предмет, делает его более плоским.
  2. Воздушная перспектива накладывается на линейную. Поскольку прозрачность воздуха на самом деле – иллюзия, его массы ослабляют освещенность, размывают контуры и детали, изменяют цвет.

Законы перспективы открыли и стали использовать в своих полотнах для создания эффекта трехмерного пространства художники эпохи Возрождения

Инструменты для построения перспективы в саду

В природе перспектива – реальность. Ее нельзя проигнорировать, отменить, но можно скорректировать. Как раз для этого и нужно знать законы ее построения и владеть определенным набором инструментов.

Размер предметов

Первое, что мы воспринимаем, глядя на предмет в пространстве – его величина. По ней можно судить, насколько далеко или близко он находится. Варьируя размеры растений и предметов садового декора, можно создать глубину большую, чем есть на самом деле, или, наоборот, визуально сократить расстояние.

Вам кажется, что круги вдали меньше, потому что они находятся дальше? На самом деле их изначально сделали меньшими по размеру, чтобы усилить линейную перспективу сада

Параллельные линии

Второй инструмент для создания линейной перспективы – лучи, направленные от точки обзора к объекту. Акцентируют внимание на глубине сада аллеи, боковые кулисы, анфилады арок, дорожки, расположенные на этих параллелях.

Круглая арка и живая изгородь по бокам лестницы заставляют устремлять взгляд вдаль

Фактура растений

Эффект глубины можно усилить с помощью не только размера, но и фактуры растений. Мы знаем, что чем дальше предмет, тем менее отчетливо просматриваются его детали. Если на заднем плане расположить растения с мелкими однородными листьями, а на переднем – с крупными и рельефными, композиция будет казаться глубже.

Игра с фактурой растений и материалов создает дополнительную воздушную перспективу

Еще один инструмент для создания оптических эффектов и добавления в саду объема – цвет. Яркие насыщенные краски, белый цвет на темном фоне зрительно кажутся ближе, чем есть на самом деле, а темные и пастельные – увеличивают расстояние.

Глаз цепляется за яркие пятна, визуально делая их крупнее и приближая к зрителю

Приемы создания перспективы в маленьком саду

Рассмотрим на конкретных примерах, что можно сделать, чтобы обычный сад в 8–10 соток казался больше.

Работа с дорожками

Чтобы расширить узкий сад либо какую-то его часть, нужно подчеркнуть диагонали. Для этого проложите через открытое пространство не прямую дорожку по центру, а извилистую или зигзагообразную.

Продольное мощение дорожек, наоборот, уведет взгляд вдаль и усилит перспективу. Чтобы реализовать эту задачу, при выборе материалов для мощения отдавайте предпочтение не прямоугольной или квадратной плитке, а дощатым настилам или плитам, имитирующим доску.

Еще один прием. Две площадки, между которыми лежит газон, соедините дорожкой с шаговым мощением. Если расстояние между плитами по мере продвижения к дальней части сада постепенно сужать, впечатление, что она уходит вдаль, усилится.

Зигзагообразные дощатые мостки визуально делают пруд больше реальных размеров

Работа с садовыми формами

Если у вас небольшой сад, разбейте на входе в него круглый газон, отдав максимум пространства траве, а для растений оставив места в углах.

Хорошо работают на перспективу и туннели из растений, обвивающих перголы над дорожками, арки, установленные параллельно друг другу. Попробуйте дальнюю арку сделать чуть меньше ближней, и увидите, что туннель будет казаться длиннее, а сад – больше.

Ощущение расстояния также усилится, если в конце дорожки или в дальней точке сада (композиции) расположить невысокий предмет, например садовую скамейку, небольшую приподнятую клумбу.

Фонтан в конце арки заставляет фокусировать взгляд, подчеркивая длину туннеля

Работа с растениями

В маленьком саду нельзя использовать высокие деревья с раскидистой кроной и крупными листьями, такие как липы, орехи, катальпы, поскольку они будут съедать пространство. Сюда больше подойдут березы, рябины, яблони, хвойные породы и т. п.

Скорректировать глубину пространства можно с помощью боковых кулис из растений. Если участок короткий и широкий и дальнюю границу нужно зрительно отодвинуть, по мере удаления от точки обзора высоту кулис уменьшайте, т. е. ближе к дому сажайте обычные деревья и кустарники, а за ними – низкорослые и карликовые формы.

На длинном и узком участке деревья нужно высадить в торце, что позволит приблизить границу сада.

Пример того, как можно отодвинуть границу сада

И приблизить ее

Красивоцветущие растения (гортензии, азалии, рододендроны), декоративные многолетники с крупной рельефной листвой (хосты, бруннеры) располагайте ближе к дому, а в глубине сада сажайте деревья и кустарники с мелкими листьями, многолетники с пастельной окраской, злаки.

Цветы теплых оттенков (красного, оранжевого, желтого) будут работать на объем сада, если их разместить на переднем плане, а холодного цвета (синие, фиолетовые) – на заднем.

Неслучайно яркие цветы всегда выращивали возле дома

Проект ландшафтного
дизайна участка от Sad-dizain

Особенности планировки пространства большого сада

В садах площадью 30–50 соток перспектива возникает естественным образом, и задача дизайнера – выгодно подчеркнуть ее.

Если обустраиваете большой сад самостоятельно, не стремитесь заполнить все свободное пространство растениями и постройками. Оставьте его открытым, заполнив газонами и живописными лужайками, связанными между собой сетью дорожек. Это превратит размер участка в его главное достоинство.

Для создания перспективы в таких садах широко используют аллеи из обычных и шпалерных деревьев, живые изгороди и бордюры, зеленые туннели из пергол и арок.

Интересный прием создания перспективы в больших садах – игра с рельефом. И это неслучайно. Ведь при создании террас за счет спусков и подъемов расстояние увеличивается не только визуально, но и физически.

Для террасирования участка можно использовать как естественный рельеф, так и искусственный, сооружая приподнятые площадки из насыпного грунта и строя подпорные стенки. В рельефных садах отлично работает декоративный камень – его используют для сооружения альпийских горок, рокариев, оформления береговой линии водоемов.

Кустарники, высаженные по границе площадок, выгодно подчеркивают открытое пространство сада и вместе с тем создают уютную кулуарную атмосферу

Как видите, зная законы перспективы, можно изменить восприятие любого сада. Но все же, чтобы добиться максимального результата, лучше поручить это специалистам. Заказав проект ландшафтного дизайна в нашей студии, вы можете быть уверены, что все недостатки участка будут грамотно устранены, а достоинства – выгодно подчеркнуты.

Динамика и статика в дизайне сада, приемы ландшафтного дизайна

Наличие композиции – это решительный и очень важный шаг. Другое дело, что она может быть либо уравновешенна, либо нет. Если вы видите неуравновешенную композицию, у вас возникает чувство, что в целом красиво, но чего-то не хватает, как будто бы что-то мешает. А уравновешенная композиция – это полная гармония, это и есть идеальный сад. Для того чтобы уравновесить композицию, нужно воспользоваться несколькими приемами. Рассмотрите их внимательно. Может оказаться, что не все они нужны вам. Возможно, ваша композиция уже частично уравновешена.
Прием первый: примените пропорциональность. Пропорциональность – это соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как будто бы все это собрано с разных участков. «Применить пропорциональность» означает уравновесить размеры. Как это сделать физически? Во-первых, правильным планированием. Большому дому – «большое» окружение: беседки и площадки отдыха должны быть большими, а деревья – высокими. Соответственно участок тоже должен быть большим. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру. А во-вторых, специальными приемами. Вот, скажем, как быть, если на маленьком участке уже построен большой дом? Тогда окружение тоже нужно сделать «большим, но только визуально, «виртуально». Примените специальные приемы визуального увеличения размеров сада из главы «Проблемы вашего участка: как их решить». Прием второй: примените масштабность. Масштабность – это эргономичность, соответствие всех элементов сада человеку. Нужно учитывать удобство вашей жизни на участке и внимательно относиться к таким вещам, как ширина дорожек и калитки, высота ступеней, площади беседки или площадки, высота навеса и т.д. «Применить масштабность» означает быть в курсе этих нормативов и придерживаться их при застройке. Если у вас возникают с чем-то сомнения, возьмите нормативы, принятые для квартир, и несколько увеличьте их, тогда вы получите садовые нормативы. Почему так? Потому что на ландшафте мы воспринимаем все размеры иначе, и то, что было удобно в квартире, на участке будет слишком тесным. Многие конкретные ландшафтные нормативы вы найдете в последующих разделах. Прием третий: примените симметрию. Симметрия – это, в общем, идентичное повторение одного и того же элемента, причем как бы в зеркальном отображении, относительно воображаемой оси. Таким образом, правая и левая части «картинки» получаются одинаковыми.
«Применить симметрию» означает ввести в сад, где это необходимо, любые симметричные объекты. Необходимо применять ее там, где по замыслу нужно создать спокойствие, статичность, торжественность, монументальность, парадность, если где-то много объектов, если от количества и расположения объектов возникает чувство беспокойства. Прием четвертый: примените асимметрию. Асимметрия – это такое расположение элементов, где абсолютно ничего не повторяется, где невозможно «вычислить» закономерность. Но тем не менее даже асимметрия бывает уравновешенной, и тогда это очень красиво.

Читайте также:  Вертикальная планировка садового участка. Геопластика


«Применить асимметрию» – это означает ввести в сад ассиметричные объекты, где это необходимо. Необходимо это там, где слишком много статики, там, где вы хотите создать впечатление движения, творчества, поэзии, добавить «философского» настроения. Уравновешенная асимметрия смотрится превосходно, а вот неуравновешенная иногда создает впечатление беспорядка. Тогда нужно ее уравновесить. В случае, если вы хотите всю композицию сделать при этом немного спокойнее, просто добавьте к асимметрии немного симметрии.
А вот если вы не хотите «успокаивать» композицию и хотите сохранить чувство движения, то попробуйте изменить в этой композиции некоторые параметры: цвет, форму, размер, фактуру. Что интересно, совершенно разные параметры, оказывается, равнозначны! Например, избыток красного цвета можно уравновесить введением зеленого и белого цветов – это понятно. Но тот же красный цвет («красный» цветник) можно уравновесить объектом круглой формы (круглым водоемчиком). Большой размер чего-либо можно уравновесить количеством маленьких объектов.

Прием пятый: примените нюанс. Нюанс – это совокупность близких, очень похожих характеристик. Нюанс может быть во всем: цвете, форме, фактуре, размере, материалах, свете, в растениях и т.д. Нюансные цвета – это оттенки одного и того же или очень близких цветов одной цветовой гаммы, например несколько оттенков розового цвета. Нюансные формы – значит, очень похожие формы («оттенки» формы). Одинаковое расположение различных объектов, скажем, совокупность вертикальных объектов, но разной высоты, диаметра – это тоже нюанс. Прием шестой: примените контраст. Контраст – это совокупность диаметрально противоположных характеристик, и он тоже может проявляться во всем. Соответственно он противоположен нюансу. Контраст резко бросается в глаза. Контраст аналогичен асимметрии, это и есть асимметрия, только касающаяся не расположения предметов, а как бы «виртуальная». Если вдруг где-то на участке у вас слишком много контрастов, их можно уравновесить так же, как уравновешивается асимметрия: двумя способами. Иначе говоря, можно уравновешивать нюансом и сделать композицию более спокойной, а можно уравновешивать параметрами другого рода и сохранить динамику. Например, площадка отдыха сделана из очень «контрастных» материалов (дерево и пластик). Значит, либо добавьте в конструкцию что-
«Применить асимметрию» – это означает ввести в сад ассиметричные объекты, где это необходимо. Необходимо это там, где слишком много статики, там, где вы хотите создать впечатление движения, творчества, поэзии, добавить «философского» настроения. Уравновешенная асимметрия смотрится превосходно, а вот неуравновешенная иногда создает впечатление беспорядка. Тогда нужно ее уравновесить. В случае, если вы хотите всю композицию сделать при этом немного спокойнее, просто добавьте к асимметрии немного симметрии.
А вот если вы не хотите «успокаивать» композицию и хотите сохранить чувство движения, то попробуйте изменить в этой композиции некоторые параметры: цвет, форму, размер, фактуру. Что интересно, совершенно разные параметры, оказывается, равнозначны! Например, избыток красного цвета можно уравновесить введением зеленого и белого цветов – это понятно. Но тот же красный цвет («красный» цветник) можно уравновесить объектом круглой формы (круглым водоемчиком). Большой размер чего-либо можно уравновесить количеством маленьких объектов.

Прием пятый: примените нюанс. Нюанс – это совокупность близких, очень похожих характеристик. Нюанс может быть во всем: цвете, форме, фактуре, размере, материалах, свете, в растениях и т.д. Нюансные цвета – это оттенки одного и того же или очень близких цветов одной цветовой гаммы, например несколько оттенков розового цвета. Нюансные формы – значит, очень похожие формы («оттенки» формы). Одинаковое расположение различных объектов, скажем, совокупность вертикальных объектов, но разной высоты, диаметра – это тоже нюанс. Прием шестой: примените контраст. Контраст – это совокупность диаметрально противоположных характеристик, и он тоже может проявляться во всем. Соответственно он противоположен нюансу. Контраст резко бросается в глаза. Контраст аналогичен асимметрии, это и есть асимметрия, только касающаяся не расположения предметов, а как бы «виртуальная». Если вдруг где-то на участке у вас слишком много контрастов, их можно уравновесить так же, как уравновешивается асимметрия: двумя способами. Иначе говоря, можно уравновешивать нюансом и сделать композицию более спокойной, а можно уравновешивать параметрами другого рода и сохранить динамику. Например, площадка отдыха сделана из очень «контрастных» материалов (дерево и пластик). Значит, либо добавьте в конструкцию чтолибо из нюансных материалов (сайдинг), или уравновесьте такой уголок отдыха необычной его формой, посадками растений в соответствующем стиле, или подберите оригинальную авторскую мебель.
Прием седьмой: примените цвет. Цвет – это 60 процентов успеха почти в любом дизайнерском вопросе. Цвет может очень многое, он оказывает наиболее сильное воздействие на наше восприятие сада – создает настроение и может исправить многие недостатки. Цвет и сочетания цветов могут визуально менять форму и размеры предметов и даже сделать больше весь участок. Цвет – это момент стиля, момент индивидуальности и даже лечебный момент. Необходимо отметить, что на ландшафте наше восприятие цвета иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет или «желтая составляющая» (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, теплые оттенки, а вот холодные тона искажаются и «выцветают». Если вы хотите посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-желто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками.
Нельзя смешивать теплые и холодные оттенки одного и того же цвета или близких цветов. Но вообще теплые и холодные цвета – это решающий фактор, и с этим всегда много путаницы. Синий и желтый цвета, например, можно и нужно смешивать, например, в пределах одного цветника. А вот холодный красный и теплый красный – нет. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами. Насыщенность – это, проще говоря, яркость цвета. При этом теплые цвета по определению всегда ярче любых ярких, но холодных цветов. Это проще запомнить как «температуру» цвета.
Всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, то есть те, которые самой природой определены как гармоничные. Как же их узнать? Самое простое решение – воспользоваться специальным прибором: цветовым кругом Иттена (продается в магазинах для художников и дизайнеров). Инструкция очень проста, поль-

зоваться прибором легко. По этому кругу вы сразу определите необходимые вам сочетания и подберете к любому цвету подходящие дополнения, без изучения теории цвета. Прием восьмой: примените динамику. «Применить динамику» означает создать на участке впечатление движения. А создать его можно разными способами: линиями, цветом, формой, расположением объектов в пространстве, физическим движением растений и воды на участке и даже присутствием на участке животных. Движение – это волнистые, зигзагообразные, круглые линии, дуги, неправильные формы, ромбы, овалы, контрасты, яркий цвет, вертикали, ярко выраженный рельеф, ручей или фонтан, сильно выраженная фактура.
Прием девятый: примените статику. «Применить статику» означает создать на участке впечатление неподвижности или уменьшить имеющееся «движение». Создается теми же способами, как и динамика, просто здесь все другое: и линии, и формы, и расположение объектов. Статика – это прямые линии, симметрия, горизонтали, квадраты и прямоугольники, водоемы со стоячей водой, сады камней, пастельные оттенки, ровный рельеф, объекты правильной геометрической формы, гладкая фактура. Прием десятый: используйте законы перспективы. «Использовать законы перспективы» означает:

1. Создать непосредственно саму перспективу, иначе говоря, обеспечить свободное скольжение взгляда вдаль, без препятствий и тупиков. При этом перспектива должна быть красивым видом. Вы должны увидеть достаточно интересных объектов, которые захотелось бы рассмотреть, и взгляд должен перемещаться от объекта к объекту. О таких красивых видах и о том, как их создавать, вы можете еще раз прочитать в главе «Решение проблем участка».

2. Оформить эту перспективу по правилам воздушной перспективы. Они состоят в том, что, рассматривая природные ландшафты, мы видим далекие предметы как бы в воздушной синеватой дымке, с некоторыми искажениями, там цвета утрачивают свою яркость. Чем предметы дальше, тем меньшего размера они кажутся и меньше воспринимается расстояние между ними. Вертикальные линии остаются неизменными, а горизонтальные вдали визуально сходятся. Более близкие предметы мы видим крупно и отчетливо. Теплые, яркие цвета и белый цвет кажутся ближе, чем на самом деле, то есть приближаются к нам, холодные, пастельные – отдаляются. Вот именно так мы и должны размещать в саду все объекты и растения – подражать особенностям природного ландшафта. Все яркое, четкое должно быть на переднем плане, а все далекое – как бы «в дымке». Это ничего, что площадь сада мала, главное – создать эту иллюзию, и границы сада «раздвинутся».

Читайте также:  Альпийская горка на участке. Выбор места и подготовка

Прием одиннадцатый: примените ритм. Ритм – это повторение каких-то элементов через определенные промежутки, интервалы. Ритм в саду можно назвать ландшафтным «орнаментом». Он может быть простым, когда одинаковые элементы повторяются с одинаковым интервалом, а может быть сложным, когда такое чередование происходит с различными элементами и интервалами. Прием двенадцатый: пользуйтесь формой и фактурой. Форма и фактура – неотъемлемые свойства любого объекта. И они оказывают огромное влияние на наше восприятие этого самого объекта, сообщают ему стиль, настроение, зрительно могут менять размеры и даже могут вызвать физические ощущения, например тепла или холода. Одной и той же формы строение, отделанное различными материалами, принимается по-разному. Два водоема разной формы – это две совершенно разные «истории». Играя формой и фактурой, можно менять впечатление от объекта, вызывать разные ассоциации, даже влиять на настроение. Соответственно форма и фактура могут уравновешивать другие параметры композиции, тем самым гармонизируя ее. Например, если, скажем, цоколь дома чем-то эстетически не устраивает, может быть, ему фактуру сменить? Скорее всего, это поможет. Или, например, нужен деревянный забор (или другой пока нет возможности построить), но он не сочетается со стилем участка и со строениями на нем. Выход: попробуйте запроектировать ему другую форму, отличную от той, что предполагалась вначале.

Секреты дизайна. Динамика и динамическое равновесие

Нам, современным людям, кажется, что мы знаем всё. Это предыдущие поколения удивлялись молекулам, а нам уже и атомов мало. Но вот парадокс, есть секреты о которых люди предыдущих поколений знали, а мы не можем их разгадать. Например, секреты японских мечей. Мы исследовали как устроены мечи и разобрали их до атомов, но повторить — не смогли. Потому что главные секреты кроются в мелочах о которых знали мастера и сохранили в тайне.

Свои секреты есть и в дизайне, и они также кроются в мелочах. Но, эти мелочи составляют основу многих дизайнерских шедевров, как древних так и современных. О нескольких секретах расскажем в этой статье — о динамике, о визуальном векторе и о динамическом равновесии. И поскольку наш блог о дизайне интерьеров, то на интерьерах остановимся детальнее.

Что такое динамика, визуальный вектор и динамическое равновесие в дизайне

Динамика и визуальный вектор

Сначала, разберемся с определением, что такое динамика и визуальный вектор в дизайне.

Динамика в дизайне — визуальное ощущение движения, которое создается элементами дизайна: формами, рисунками, визуальными эффектами. Визуальное ощущение означает, что движение подразумевается, а физического перемещения не происходит. Когда ощущение движение направлено в определённую сторону, то оно образует визуальный вектор.

При создании этой статьи понадобилось ещё одно разделение определения динамики — динамика визуальная и динамика визуально-чувственная, для простого и понятного объяснения этого эффекта. Если вам наше объяснение понравится, то считайте это авторством.

Динамика визуальная. Образуется движением взгляда при рассматривании чего либо.

Визуальные восприятия у людей разные и они зависят от индивидуальностей человека и традиционности. Например, при визуальном восприятия динамики у европейцев, традиционным считается, движение взгляда слева направо, при рассматривании рисунков или объектов. Такой порядок восприятие происходит от привычного движения взгляда при чтении. Но, человек, который традиционно читает справа налево воспримет по-другому.

Вертикальные и горизонтальные линии, и предметы строгих форм, образуют статичный вид без динамики и визуального вектора. При рассматривании взгляд останавливается или перескакивает на другой объект:

Наклонные и волнистые линии — создают слабое или первичное ощущение динамики. При рассматривании взгляд легче перемещается и скользит по линиям:

Динамику можно усилить, а визуальный вектор изменить. Если над наклонной линией разместить шар, то, в естественном визуальном восприятии, он будет скатываться, что усилит направление вектора вниз. Подъем шара вверх визуально не воспринимается — противоестественно, поэтому, направление вектора на рисунке справа меняется:

Динамика визуально-чувственная. Чувственная динамика образовывается из элементов, которые не имеют сильных визуальных направлений, но подразумевают их.

К визуально-чувственному динамическому элементу относится взгляд. Направление взгляда создаёт визуальный вектор:

Рисунки и формы имитирующие движение и направление движения создают сильный визуальный вектор:

Вертикальный прямоугольный столб — статичный элемент, но если, на него надеть крону и сделать похожим на дерево, то образуется чувственный визуальный вектор, который направит нас вверх, как и растёт дерево в природе:

Визуально-чувственную динамику и визуальный вектор создают рисунки или элементы, которые в естественном состоянии создают направленное движение: вода стекает вниз, огонь горит вверх, дым стремится вверх.

Задача динамики и визуальных векторов — направить взгляд и создать визуальное восприятие направленного движения.

Динамическое равновесие

Два противоположных визуальных вектора создают динамическое равновесие. Равновесие может быть в равной динамике или с преобладанием одного из векторов:

Динамическое равновесие создает гармоничность в общей композиции.

Тренировка

Закрепим знания. Посмотрите где на картинках: статика, слабая динамика, сильная динамика, равновесие — и, какой визуальный вектор создаёт каждый отдельный рисунок:

Динамика и эмоциональное восприятие

Есть теория восприятия динамических элементов и визуальных векторов по матрице эмоций. Матрица основана на ассоциативности нашего восприятия, похожим на двумерное пространство с графиком состоящим из шкал: времени и эмоций.

Время отображается временной горизонтальной шкалой, условной осью Х. Настоящее время — центр и условный нуль; шкала слева от нуля — это прошлое; шкала справа — это будущее.

Эмоции отображаются вертикальной шкалой, условной осью Y. Где, нейтральные эмоции — условный нуль, выше нуля — положительные эмоции, ниже нуля отрицательные.

Соединив вместе шкалу времени и эмоций, мы получим эмоциональную матрицу. Где вектор направленный справа вверх — абсолютный оптимизм, ассоциируется с уверенностью лучшего будущего. Вектор направленный влево вниз — абсолютный пессимизм, ассоциируется с трагическими воспоминаниями. Идея восприятия по эмоциональной матрице заложена во многих художественных произведениях, фотографиях, рисунках. Эмоциональное восприятие можно усилить или ослабить, если осветлить или затемнить соответствующие участки матрицы в композиции. На примере картины сильный визуальный вектор создаёт взгляд девушки, обращённый в прошлое, возможно, приятным воспоминаниям и осветлённая дальняя перспектива за открытой дверью. Слабый вектор — линии проекции, которые направляют взгляд к центру картины:

Картина художника Григория Чайникова

Правило эмоционального восприятия по матрице — не абсолютная истина, а условность. Если ему следовать слишком буквально, то художественная или интерьерная композиция получиться слабая, как заезженный клипарт об успешных продажах.

В интерьерах, как пространстве для жизни, управлять общим эмоциональным фоном сложнее, но, правильно подобранные и объединённые элементы дизайна: обои, панно, фотографии, картины, декоры — помогут в этом.

Как применяют динамику визуальные векторы и динамическое равновесие в дизайне интерьеров

В интерьерном дизайне динамику и визуальные векторы используют в соответствии с практическими и эстетическими целями. Практические цели связаны с удобством для человека в помещении — создать навигацию, обозначить специфику или функционал помещения. Эстетические цели связаны с визуальным восприятием — увеличить или уменьшить пространство, создать акценты, визуально соединить разрозненны элементы, разнообразить композицию.

Навигация и функционал помещения

В общественных интерьерах навигация обязательный атрибут и некоторые из навигационных элементов нормативны. Но, норматив можно усилить, или создать дополнительную навигацию, которая создаст удобство или подведет к важным или другим по функционалу участкам помещения в интерьере. На примере, симметричные женские профили и взгляды обращенные в центр, создают точную и понятную навигацию:

На фото: Дизайн-проект от STUDIOFORMS studioforms.by

Создать акценты

Создать акцент — работа визуального вектора. Визуальный вектор переместит взгляд на акцентный элемент, а при взаимодействии с встречным визуальным вектором, сделает акцент явным. На примере, ретро рисунки с равновесной динамикой создают акцент на телевизоре:

На фото: Дизайн-проект от STUDIOFORMS studioforms.by

Визуально соединить разрозненны элементы

Чтобы все присутствующие в интерьеры элементы не жили отдельной жизнью, их можно визуально соединить. Работает это так — визуальный вектор направляет взгляд от детали к детали. Динамика в элементах поможет взгляду скользить, а не перескакивать от элемента к элементу. Динамическое равновесие создаст впечатление продуманности, что всё здесь на своих местах:

Примеры декоров для с визуальным вектором и динамикой. Аисты — создают вектор вправо, кошка на светильнике — вектор влево и вниз, а взгляд человека — вверх на эти строчки:

Увеличить или уменьшить пространство

Динамика и визуальный вектор могут создавать визуальные иллюзии. Вектор стремящийся вверх визуально увеличит высоту, вектор в стороны увеличит ширину пространства:

На фото: Обои BN International коллекция Interior Affairs магазин oboivdom.by

Разнообразить композицию

Статичность и унылость в интерьере победит динамика. Наклонные, волнистые и изогнутые линии снимут статику. Динамичные элементы создадут сюжеты и ритм. А соблюдаемое равновесие в динамичных элементах создаст впечатление гармонии и правильности без визуальных перекосов. Сделать динамику тонкой, малозаметной и продуманной помогут визуально-чувственные элементы, как на примере, где визуальный вектор стремящихся вверх цветов уравновешен вектором вниз похожей на падающую воду шторой :

На фото: Обои Atlas коллекция Temtation магазин oboivdom.by

Дополнительные эффекты и идеи

Динамикой можно создавать смысловые акценты как в анимационном фильме: “Приключения Паддингтона” — панно с изображением дерева и динамика направления лестницы использовались как смысловое направление — важные действия происходят там — наверху, плюс изгиб дерева повторяет изгиб винтовой лестницы, что создаёт симметричность:

Зрительный вектор вверх создаст впечатление превосходства и статуса. Это визуальное свойство использовали ещё при украшении урок и сводов переплетающимися рисунками, стремящимися вверх, чтобы создать впечатление величественности. Верхний вектор можно использовать в декоре кабинетов или гостинной:

На фото: Обои 1838 Wallcoverings коллекция Rosemore магазин oboivdom.by

В итоге

Для тех кто дочитал до этих строк. Если вы осознали, что теперь понимаете в дизайне больше, значит мы старались не зря. А если, в результате, появились идеи, то для нас это уже счастье.

Для тех кто сейчас не озадачен преображением помещения. То, для вас бонусом ещё один секрет — эффекты динамики, визуального вектора и динамического равновесия работают в любом виде дизайна: графическом дизайне, веб-дизайне, дизайне полиграфии.

Статья — не истина последней инстанции. Многие взгляды и идеи авторские и созданы на основании знаний других людей и собственного опыта автора.

Ссылка на основную публикацию