Правила составления икебаны

Правила составления икебаны

Составление оригинальных букетов – это настоящее искусство, которому не может научиться каждый желающий без природного дара чувствовать и понимать язык цветов и видеть их настоящую красоту. У истинного мастера икебаны это чутье заложено генетически. Ведь очень непросто увидеть гармоничную композицию, состоящую из различных видов цветов и сухих веток, которые сами по себе не представляют никакой ценности, а в букете играют важную роль и имеют свое значение. Идеально составленный букет и умело подобранный к нему сосуд могут передать не только настроение составителя, но и его мысли, переживания, чувства.

Профессионально составленная цветочная композиция – это как произведение искусства, потому что в ней каждое растение, его цвет и форма объединяются одной мыслью, общим значением. В букете все имеет свое место расположения и гармонирует друг с другом. Такой гармонии и идеального сочетания предметов можно достигнуть только с многолетним опытом работы и с помощью специальных технических приемов. Создание индивидуального пространства, массы, особого фона и различных линий – это и есть те секреты икебаны, которые понятны только настоящему мастеру.

Значение линий

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину. Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны. Например, равнодушное и холодное отношение можно передать горизонтальными линиями, большую радость и хороший душевный настрой – диагональными, а вот горе и скорбь при помощи диагоналей, направленных вниз.

В каждой цветочной композиции линии являются основой для создания гармоничного букета. Когда разнообразные материалы (например, сухие ветки, опавшие или сорванные листья и др.) полностью заполняют все пространство между линиями, то назначение икебаны считается достигнутым, так как она становится индивидуальностью.

Значение цветовой массы

Цветовая масса в букете – это то же самое, что основной фон в картине. Главный цвет композиции обычно располагают у ее основания, а для его создания используют большое количество мелких цветов (одинакового оттенка) или ветки с лиственных и хвойных растений. После выбора основного цвета (или нескольких цветовых масс) на цветочную картину наносятся многочисленные штрихи при помощи других растительных экземпляров. Очень важно, чтобы цветочные массы, если их в икебане несколько, идеально подходили к друг другу.

Такие цветущие растения, как бегонии, гиацинты, крокусы, фиалки, герань, герберы чаще всего применяются для создания цветовой массы.

Значение цвета

Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.

Такие яркие цвета, как оранжевый, желтый и красный, вызывают положительные эмоции и пробуждают теплые чувства. Японские мастера икебаны очень часто используют золотистый и желтый цвет в качестве основы композиции, так как они словно увеличивают остальные предметы букета и привлекают внимание ко всей картине в целом.

Синий, фиолетовый и голубой цвета используют в сдержанных по настроению и чувствам букетах, потому что они считаются холодными.

Очень востребованными и популярными являются композиции, основанные на контрасте цветовых оттенков. Необходимо учитывать классические сочетания и сопоставления цветов, которые гармонично смотрятся друг с другом – голубой и оранжевый, желтый и фиолетовый, синий и красный, белый и черный, белый и красный, черный и красный.

Зеленый цвет в икебане связывает между собой все остальные цвета и считается нейтральным.

При составлении цветочной композиции необходимо учитывать сочетание окраски цветов, основного фона и емкости, в которой она будет находиться.

Как составить икебану

Автор совета: Светлана Бриль Дата публикации: 10.02.2014

Приобщиться к древним традициям, проявить творческие способности, сделать потрясающий подарок своими руками или внести индивидуальность в интерьер своего дома — все это можно с помощью икебаны.
Икебана – это восточное искусство собирать цветы в изысканные композиции, лишенные помпезности и удивляющие своей гармонией.

Чтобы научиться составлять икебану, надо познакомиться с историей возникновения этой традиции и изучить несколько важных принципов.

Икебана достигла своего рассвета в Японии примерно в 5 веке н.э., перекочевав из Китая и Индии, где было принято ставить к подножию Будды букеты цветов.

В Японию это искусство пришло как церемониальное действие.

Сначала икебана была громоздка, так как сооружалась из тростника в высоких вазах. Условие создания было одно – краев вазы ничто не должно касаться. Позже искусство составления букетов проникло и в другие сферы жизни японцев (чайная церемония, рождение ребенка, поддержание гармонии в семье и доме). До наших времен икебана дошла как светское увлечение и искусство. Сегодня существует много школ и направлений. Композиции можно составлять не только из цветов, но и из любого природного материала. Не только в высоких вазах, но и в низких, плоских, на кензане (специальная металлическая подставка с гвоздиками, на которые выставляется материал). В высокие вазы кладут свернутые в клубок ветви деревьев (можно и проволоку), для некоторых композиций наливают воду в плоские вазы и выстраивают икебану на воде.

Создавать икебану очень увлекательно, это воспитывает в человеке гармонию внутреннего и внешнего мира. Чтобы правильно создать икебану, надо усвоить, что она всегда соединяет в себе цвет, форму и пространство.

Асимметрия – главное свойство композиции, но всегда должно соблюдаться зрительное равновесие. Любая икебана должна чему-либо соответствовать: месту своего нахождения (столик в ванной комнате, зал для приема гостей или спальная комната), времени года, настроению события, возрасту и чину человека, которому готовят подарок и т.п. Не рекомендуется использовать при составлении икебаны для чайной церемонии белый цвет, так как в Японии это цвет траура. Икебана может состоять из цветов, веток, листьев, ягод, плодов и любых других природных материалов.

В Японии при составлении икебаны каждому элементу придается очень большое значение. Существует легенда. Один мастер составил букет в тростниковом колене, и когда гости пришли любоваться ей, бамбук треснул, и из него стала капать вода. «Что это?» -спросили гости. «Так утекает моя жизнь.» – ответил мастер.

Прежде чем приступить к творческому процессу надо подготовить материал, который обязательно должен совпадать по духу и материалу с вазой.

Например, если в композиции будут цветы, то ваза должна быть скромной, если будут ветки, то ваза может быть яркой. Фаянс и керамику можно использовать для полевых цветов, а грубую глиняную вазу для веток и крупных ягод.

Обязательно надо оборвать нижние листья, которые не будут участвовать, какими бы красивыми они Вам не казались. Все элементы надо стараться выставлять самой красивой стороной. Сама композиция всегда состоит из трех основ (небо- син , земля- хикаэ и человек- соз ). Первая линия – син служит продолжением вазы и самая длинная, соз меньше её на 2/3, а хикаэ меньше соэ на 2/3. Если букет вертикальный, то син выставляют с не большим отклонением градусов на 30 не больше, дальше ставят соз градусов на 45 и всегда наклонен в сторону син, а хикаэ на 60-70.

В итоге получается объемный треугольник, который и служит иногда самой композицией, а иногда основой. Всегда надо помнить, что составляющие должны образовать треугольник и не быть в одной плоскости..
Очень важно правильно соотнести вазу с композицией. Это не сложно. Син должен быть в 1,5 раз длиннее сосуда. Три компонента несут в себе смысл японского мировоззрения, выработанного историей, небольшими масштабами и природными данными.

Читайте также:  Контраст и нюанс в садовом дизайне

Син – небо, всегда высокое и светлое, составляется из цветов светлых тонов, хикае – земля, может быть темнее основных элементов, а вот соз – человек, венец творения всегда выделяется из композиции цветом или формой.

Поставив три основных элемента можно и закончить композицию, но можно и добавить к каждому элементу еще веточки или цветы. Тут главное правило, каждый добавленный цветок должен быть меньше предыдущего, немного отклонен, и не загораживать ни чего.

Для создания правильно объема светлые и мелкие цветы должны быть наверху, темные и крупные внизу и никогда не касаться вазы (если это не свисающая композиция). Очень красивые композиции получаются из причудливо изогнутых растений.

Особое внимание в искусстве икебаны уделяется воде. Японскими мастерами изобретено множество приемов, с помощью которых можно продлить жизнь и свежесть срезанных цветов в композиции. Например, добавление в воду борной кислоты или перманганата калия, а воду для таких цветов как флоксы или нарциссы рекомендуется подсолить. Таких секретов множество и они требуют специального изучения.
Приступая к этой творческой работе, постарайтесь перенести свое настроение в букет, никогда не рассматривайте свою работу очень близко – это мешает увидеть перспективу вашей композиции, и не забывайте, что много цветов рассевает внимание, а один, способен покорить. Икебана не свадебный букет и не терпит пышности.

Считается, что икебана учит человека быть более чутким к природе, видеть большое в малом, прекрасное в незаметном, врачует душу и тело.

Желаю Вам успехов в этом прекрасном занятии!

Последние советы раздела «Досуг»:

Что смотреть. Я худею
Каких ошибок стоит избегать во время совершения ставок онлайн
Что смотреть. Довлатов
Для тех, кто создает видео
Что смотреть. Крид Наследие Рокки / Creed
Какое хобби поможет заработать много денег
While She Sleeps – You Are We. Рецензия
Во что сыграть. Enter the Gungeon
Что смотреть. Хардкор
Что смотреть. Инферно

Комментариев к этому совету пока нет

Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста – бессмысленно их использовать. Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены.

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше 🙂

Азы создания икебаны

Многие люди слышали про такое искусство, как икебана, своими руками такую композицию вполне возможно сделать.

Эта техника предполагает создание букетов. Такие композиции смотрятся очень красиво, а сам букет будет наполнять помещение неповторимым ароматом.

Кроме того, это японское искусство имеет всегда определенный смысл. Можно запросто освоить такое искусство.

Основные стили

Прежде чем думать, как сделать икебану, необходимо ознакомиться с теоретической стороной этого искусства. Сначала следует изучить стили. Существует множество подвидов, которые отличаются стилевыми особенностями.

Если переводить дословно, то название этого стиля переводится как «растение, которое стоит». Другими словами, в композиции большая часть букета должна располагаться вертикально. Можно использовать веточки вербы. Своими руками составить простой букет сможет каждый. На основе такого стиля создано множество других разновидностей, которые являются более сложными. На данный момент этот стиль, по мнению большинства специалистов, считается устаревшим, так что он применяется крайне редко.

Еще один известный стиль — это Сека. Его ввели еще в середине 17 столетия. Он является более упрощенной разновидностью стиля Рикка. Главное отличие заключается в том, что при построении букета по стилю Сека применяется только 3 растения, которые будут располагаться вертикально. Они будут ассоциироваться с землей, небом и людьми. В стиле главным является подчеркивание красоты растений.

Этот стиль в Японии называют Хейка. Главное отличие заключается в том, что в качестве основы выступает ваза, но необычная. Она должна быть высокой и при этом иметь узкую горловину. Когда делают композицию из цветов, то ставят растения высокого типа. А основной и опорой для них являются горлышко и стенки самой вазы.

Морибана является противоположностью предыдущему стилю, но только если сравнивать по основе. В данном случае не используются высокие узкие вазы. Теперь основой выступает посудина, которая является очень низкой, но широкой, т.е. практически плоской, как подносы, блюдца и тарелки. Зато такая композиция выходит объемной, если сравнивать с предыдущим стилем.

Этот стиль складывается на основе использования нескольких стилей. Такая смесь выходит очень интересной, а для создателя букетов будет полезно развить свою фантазию, т.к. практически все границы смываются.

Аспекты составления икебаны

Прежде чем думать, как сделать икебану, требуется узнать все правила и нюансы. Следует понимать, что существует разница между настоящим искусством и обычным букетом. Главное отличие заключается в том, что японские композиции создаются в соответствии с определенной философией.

Обязательно необходимо помнить, что каждая композиция должна состоять из 3 главных линий. Первая линия олицетворяет небо. Она называется син. Вторая линия указывает на человека. Эта конструкция называется соэ. Остается еще и третья составляющая — хикаэ. Она ассоциируется с землей.

Если рассматривать икэбану (кстати именно это название правильное), то будет видно, что все 3 линии составляют фигуру в виде треугольника.

Небесная линия будет самой верхней. Линия человека будет расположена под углом к ней, но она не должна быть самой длинной. А вот линия земли должна быть самой короткой. Она располагается горизонтально внизу. Обычно хикаэ — это большой цветок (лучше не брать букет из искусственных растений, а само название искусства означает «живые цветы»), а все остальные линии сделаны из веточек, трав и корешков.

Кроме того, существует еще одно правило, которое обязательно нужно выполнять. Сама композиция должна получиться не симметричной. Это достигается за счет того, что короткие и длинные элементы располагаются под разными углами.

Учитывая перевод наименования этого японского искусства, требуется использовать только живые цветы. Однако постепенно люди начали применять и сухие, т.к. они дольше будут сохраняться. Затем начали активно включать в букеты и искусственные. Такие элементы букета не будут вызывать аллергическую реакцию.

Если делать икебану своими руками, то нужно всегда помнить о том, что каждое растение является символом определенных явлений. Так что композиция ценится не только по внешней красоте, но и ее смысловой нагрузке.

К примеру, если необходимо указать на долговечность или юность, то можно использовать сосну или розу. Для непорочности духовной подходит только магнолия. Орхидея ассоциируется с радостью и положительными эмоциями. Для привязки к процветанию и благополучию во всех делах применяют бамбуковые палочки.

Связь с природой есть у хризантемы. Особенно этот цветок указывает на солнце и реки. Пожелание мира можно сделать с применением пиона. Этот же цветок ассоциируется с добротой. Чувство достоинства связано с ирисом, а символом выносливости является ива.

Кроме таких цветов можно использовать для создания икебан и другие растения — травы и кустарники. К примеру, подойдет ковыль, зерновые культуры, камыш, можжевельник. Все эти растения применяются для создания главных линий.

Читайте также:  У гардении желтеют листья: что делать

Обязательно нужно учитывать, что не всегда растения будут сочетаться. К примеру, если использовать крупные розовые бутоны и мелкие цветы, то последние станут просто незаметными. Не стоит сочетать веточки от хвойных и лиственных деревьев.

Но не только растения используются для создания икебан. Также подойдут мелкие гладкие камушки из стекла, ленточки, пластиковые элементы, галька. Эти материалы будут красивым украшением.

Икебана своими руками

Чтобы составить композицию, нужно заранее запастись шишками, фруктовыми дольками, сухоцветами. Нужно выбрать и основу для композиции — подставку. Могут понадобиться вспомогательные приспособления в качестве держателей веток. Они будут обустраиваться внутри самой вазы или подставки.

Начинать композицию всегда нужно только с небесной линии. Только потом можно закреплять линии земли и человека. Можно дополнять конструкцию второстепенными элементами.

  1. Вариант 1 — богатство и изобилие.

Самостоятельно можно сделать букет, который будет выступать в качестве пожелания изобилия. Богатство является неоднозначным понятием в этом японском искусстве. Здесь учитывается и достаток материального плана, и большой опыт. Для первого символом будет орхидея, а для второго аспекта подойдет илекс (но должно быть много ягод) или сосна.

Красота достигается не количеством, а силой. Чем меньше будут размеры композиции, то глубже будет ее смысл. К примеру, можно использовать хризантемы белого цвета, а розы красного оттенка. Это символы мужского и женского начала. Кстати, в состав композиции входит и вода, т.к. она взаимодействует с цветами.

  1. Вариант 3 — сила и стойкость духа.

Для такой композиции понадобятся гиппеаструм и стилграсс. Их нужно закрепить в нескольких местах. Для этого используются только темные нитки или проволока. Также иголки боярышника должны прикасаться с листьям аспидистра. В качестве основы подойдет керамическая ваза.

  1. Вариант 4 — крепкая семья.

Семья ассоциируется с домашним уютом и теплом. Для этого подойдет тыква, так что обязательно нужно использовать ее плоды. Также понадобятся веточки илекса, на которых расположено множество ягод. Такая композиция будет долго стоять.

Каждый человек сможет освоить такое искусство, как икебана, своими руками сделать букет не составит труда, если знать правила.

Можно получить не только красивую композицию, но и букет со смыслом, который будет прекрасным подарком близким людям.

Сайт для начинающих флористов и для тех кто любит цветы и букеты. Все о флористике цветов. Уроки флористики. Стили флористики. Основы составления композиций. Правила составления букетов. Цветочный этикет.

Рубрики

Икебана: основные принципы составления своими руками

Перед новым годом я затронула тему составления композиций икебана. И, так как все больше людей интересуются японским искусством составления композиций из цветов – икебана, я хочу продолжить эту тему. Поэтому сегодня рассмотрим, как сделать классическую икебану своими руками.

Существуют множество школ и стилей, о которых я уже писала здесь. Тем не менее, какой бы стиль Вы не выбрали, есть базовые принципы составления икебаны, которые необходимо знать, чтобы сделать традиционную японскую икебану своими руками.

Основу икебаны составляют три основных линии – элемента – Син, Сое, Хикае. Син означает небо, Сое – человек, а Хикае – земля. Существуют также дополнительные линии – дзюси, которые короче основных и связывают всю композицию воедино.

И так, вот три классических правила составления икебаны:

Во-первых, все элементы в икебане устанавливаются асимметрично, и представляют собой как бы треугольник. Треугольник — основа икебаны, но есть тонкости элементы икебаны не должны находиться в одной плоскости.

Во-вторых, пропорции трех основных линий композиции предопределяются размерами вазы, а именно — его диаметром и высотой.

В-третьих, выбор сосуда имеет очень важное значение, так он не должен быть ярким чтобы не отвлекать от композиции. Желательно выбрать однотонный сосуд, который будет сочетаться с используемым растительным материалом. В роли вазы можно использовать любые сосуды: стеклянные, фарфоровые, деревянные, плетеные корзины, да все что угодно, вплоть до самых необычных предметов (ковшики для воды, детские игрушки и т.д.). Наиболее популярные формы ваз:

– плоские, типа тарелки или блюда (прямоугольные, круглые, овальные). Такие вазы используют в стиле Морибана;

– высокие, типа кувшина или бутылки, больше подходят для Нагэире.

Теперь давайте поговорим о том, как рассчитать длину элементов икебаны.

Мы уже знаем, что для этого необходимо знать высоту (h) и диаметр (d) вазы, в которой будет составляться икебана. Разные школы предлагают разные варианты расчетов. Например:

Школа Охара: син=h+d*1,5, сое=2/3 син, а хикае=1/3 син или 2/3 сое. Школа Согецу: син=(h+d)*1,5, сое=3/4 син, а хикае=3/4 сое.

Расчет первого и последующих элементов также зависит от стиля икебаны. Мы в принципе можем пользоваться общей формулой, где длина первого элемента Син определяется таким образом: (h+d)*1,5. Длина второго элемента Сое это 2/3 линии Син (небо), а длина Хикае составляет 2/3 длины Сое. Учтите, что размер элементов рассчитывается от горловины сосуда без учета длины стебля, находящегося внутри.

От угла наклона линии Син зависит форма композиции. Конструктивно линия Сое (человек) должна быть наклонена в ту же сторону, что и Син. Третий самый короткий элемент – Хикае помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены Сое и Син. В конце добавляется дополнительный растительный материал так называемые дзюси. Но, помните, что дзюси не должны быть длиннее и ярче основных элементов.

Икебана относится к линейному стилю флористики, основными принципами которого является наличие свободного пространства в пределах композиции и четкость линий. Поэтому не старайтесь сделать икебану пышной или нагроможденной.

Все элементы закрепляются в композиции при помощи кензана. Как пользоваться кензаном и способы крепления цветов в нем читайте здесь. Если Вы собираетесь сделать икебану из искусственных или сухих цветов, то вместо кензана возможно использовать флористическую пену.

Несмотря на то, что икебана строится по правилам, научиться делать икебану своими руками не так то просто. Составление икебаны это искусство, которое откроет Вам путь в мир прекрасного, а в замен потребует максимальной отдачи и усердия. Начинайте пробовать составлять композиции из простых и скромных растений или даже из искусственных цветов, и я уверена у Вас все получится.

Я поздравляю всех читателей и посетителей сайта Все о флористике с Новым 2011 годом и Рождеством. Желаю Вам удачи во всех начинаниях, творческих успехов, крепкого здоровья и пусть Ваши мечты начнут сбываться с первых дней наступившего года.

Правила составление икебаны

Тем не менее, существует три золотых правила составления букета, которым следуют как японские, так и европейские мастера:

  • 1. Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и являют собой некое подобие треугольника, причем элементы не должны находиться в одной плоскости.
  • 2. Пропорции трех основных элементов букета предопределяются размерами сосуда – его диаметром и высотой.

При составлении букета желательно, чтобы сосуд сочетался с используемым материалом. Кроме того, сосуд должен быть однотонным.

Стили икебаны

РИККИ. Структуру икебаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икебаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название Рикки (дословно — «поставленные цветы»), что означает «стоящие цветы», высоко возвышались над своими узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы, были устремлены в небо, символизируя веру. Постепенно становясь более гибкими и распространяясь в ширину вместо высоты, сложные рикки продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах до создания правительства Камакура в конце XII в. Составители рикки исходили из положения, что цветы должны каким-то образом олицетворять священную гору буддистов Сумисен, символ вселенной. Аранжировку рикка часто называли «маленьким садом внутри дома», потому что художник в своей композиции создавал миниатюрный ландшафт.

Читайте также:  Сосуды и вазы для икебаны

СЕКА (Сейка). Этот новый и более простой стиль икебаны появился в XV в. наряду с архитектурными упрощениями. Строящиеся в этот период и большие строения, и маленькие домики отражали любовь к простоте. В домах сооружалась «токо-нома» – встроенный и стену альков, предназначенный для поклонения и содержащий произведения искусства (картины, свитки с иероглифами), а также икебану. Правила аранжировки в это время были упрощены, чтобы люди всех классов общества могли наслаждаться цветочной композицией своего собственного изготовления. Основу композиции в стиле сека составляют три главные ветки, дополненные более короткими веточками и цветами, размещенные в ряду друг за другом, но создающие эффект выходящих из единого ствола и не соприкасающихся со стенками вазы. Ассортимент секи ограничивается одним-двумя видами растений и редко достигает трех. Сека в переводе означает примерно то же, что и слово икебана, а именно: аранжированные цветы, живые цветы или умение выставить цветы в выгодном свете.

НАГЕИРЭ. Этот стиль появился в XIV в. в связи с созданием чайных домиков, где мастера чайной церемонии придавали менее формальный вид своим композициям из цветов. Благодаря этому появилась натуралистическая аранжировка, известная под названием «нагеирэ», что означает «вброшенные цветы». Также, как и композиция в стиле сека, она составляется из трех компонентов, образующих разносторонний треугольник. В отличие от секи, где формальная группа плотно прижата к кензану и ни одна часть аранжировки не касается стенок вазы, этот стиль позволяет применить более свободную аранжировку, при которой цветы могут лежать на ободке горла вазы. В нагеирэ применяют высокие вазы, в которых ветки и цветы закрепляют без каких-либо особых приспособлений, хотя существует несколько способов их фиксирования в вазах.

МОРИБАНА. Композиции в низких и плоских вазах, характеризующих стиль морибана, существуют около 80 лет. В стиле морибана (в переводе «нагроможденные цветы») в равной степени сочетаются формальный стиль рикка и натуралистический стиль нагеирэ, а также присутствует и дополнительный третий элемент — создание какого-то пейзажа или картины природы с тем, чтобы аранжировка производила впечатление ландшафта. Зелень и цветы используются более обильно, чем в аранжировках первых двух стилей. Морибана — это естественная форма выражения, направленная на воспроизведение в миниатюре пейзажа или части сада. Хотя в аранжировках морибана очевиден философский символ Небо — Человек — Земля, в них нет той традиционной сжатости и тех формальных сосудов, которые присущи аранжировкам классического стиля. Для составления икебаны в стиле морибана также используется кензан, представляя собой металлическую подставку с тяжелой основой и иголками, между которыми крепят цветы и ветки. Появление морибаны связывают с необходимостью украшения чуждых условности европейских домов, появившихся в Японии во второй половине XIX в., когда страна установила связи с западными странами. Эту задачу не смогли выполнить ни неподвижная формальная аранжировка стиля рикка, используемая чаще во время торжественных церемоний, ни натуралистическая нагеирэ, применяемая для украшения традиционного японского дома.

Букеты

Комнатный сад С одиночными растениями, каждое из которых посажено в свою емкость, все ясно. Разместить в комнате .Правила фитодизайна Трудно представить себе современный интерьер без комнатных растений. Они являются самым доступным .Комнатные растения – к празднику Весны После серой, тоскливой, зимней спячки, как будто разрывая небо на части, врывается в нашу жизнь весн .

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икебаны. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икебаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством.

На Западе икебана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икебана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.

Икебана складываться из трех понятий – трех элементов-символов: син, соэ, хикаэ, то есть: небо, человек, земля, что составляет основу мироздания в икебане.

Икебана строится по правилам, но все-таки “глаза и сердце не должны быть у них в плену”.

Основные правила:
Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Треугольник не должен быть ни вертикальным, ни горизонтальным. Элементы не должны находиться в одной плоскости.
Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда – его диаметром и высотой.
При составлении икебаны сосуд имеет огромное значение: он должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным.

Конструктивные элементы:
Соэ (человек) должен быть равен примерно 2/3 элемента син (неба) и наклонен в ту же сторону, что и син.
Третий элемент – хикаэ – самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены соэ и син.
Ветка хикаэ также составляет 2/3 длины, только не син, а соэ.
Все элементы закрепляются в икебане таким образом, что кажутся ветвями одного растения.
В конце добавляется растительный материал второй степени значимости – так называемые заполнители.

Длина первого стебля всегда определяется таким образом: берется величина, равная сумме длины диаметра и высоты сосуда, и умножается на 1, 5. Длина второго и третьего соответственно уменьшается на 2/3.

В основе этого искусства в Японии лежит не идея продления прежней жизни растения, а идея создания “второй реальности”, особого микромира, на новом уровне воссоздающего природу.

Обучение икебане японский мастер обычно начинает рассказом о двух эпизодах из истории этого искусства. Прославленный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) создал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука.

При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в вазе медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных необычайной красотой икебаны и не знающих, можно ли признать композицию совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: “И моя жизнь тоже дала трещину”.

Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. Другая история также связана с именем этого знаменитого мастера. Его сад, славившийся прекрасными цветами повилики, захотел увидеть тогдашний правитель Японии – сегун Тоетоми Хидэеси.

Ранним утром он прибыл в этот сад, и велико же было его изумление, когда он увидел, что все цветы срезаны и лишь из одного сделана икебана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю свое странное поведение: “Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этот один, самый прекрасный, призван воплотить красоту всего сада”.

Ссылка на основную публикацию