Английский пейзажный парк

Английский пейзажный парк

  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк

В начале XVIII века просвещенными умами овладел романтизм. Природа, нетронутая рукой человека, стала казаться потерянным раем. Первыми на зов собственной души откликнулись жители туманного Альбиона: именно в Англии возникло новое отношение к приусадебному ландшафту. Симметричные французские парки à la Версаль с геометрически правильными клумбами и аккуратно подстриженными кустарниками начали утомлять своей искусственностью.

Картины пейзажистов Никола Пуссена и Клода Лоррена, идеализирующие природу, стали источником вдохновения для садовников, проектирующих озеленение участка. А поэт Александр Поуп в эссе 1713 года сформулировал постулаты ландшафтного дизайна, призванного подчеркнуть натуральную красоту «милой Англии». Природа, по мнению этого одного из первых адептов зарождающегося стиля, не должна быть забыта ни в коем случае, а руководствоваться надлежит «духом места».

Парк стал имитировать натуральные лесные заросли, где можно найти уединение и предаться созерцанию и мечтам. Идеализация прошлого добавила парку аксессуаров: это искусственные руины, заброшенные пейзанские строения, статуи, отмеченные печатью времени.

Восемнадцатый век с легкой руки британцев стал веком пейзажного сада в Европе. В девятнадцатом веке вслед за аристократами облагораживать свои сады принялись представители среднего класса, вдохновляясь поместьями Кларемонт, Стоу, Стоурхед — образцами английских садово-парковых ансамблей. Устоявшаяся система садово-паркового дизайна продолжает использоваться жаждущими романтики потомками и в XXI веке.

Английский пейзажный парк в условиях загородного дома

Разумеется, оформление имеющегося в наличии пространства зависит от проекта дома. Один стиль для особняка и окружающей его территории — оптимальное решение. Если дом выдержан в английском стиле, то он идеально впишется в аналогичным образом благоустроенный ландшафт.

С их легкой руки англичан вы не обязаны бороться с неровностями рельефа, наоборот: используете все холмы и впадины, подчеркивая натуральность природного окружения. Английский сад вполне можно адаптировать и на местности небольшого размера.

Основной принцип английского сада — «организованный хаос». Деревья, кустарники и цветы высаживаются вперемешку: имитируется беспорядочная натуральная поросль. Тропинки замысловато вьются, подчиняясь естественным поворотам.

Английский парк часто включает водоем, искусственные руины и тому подобные элементы идиллического пасторального пейзажа. Вам достался участок без озера или ручья? Вполне реально соорудить крохотный пруд и окружить его растительностью: плакучими ивами, камышами, кустарниками.

Непременно должны быть лужайки с послушной газонной травкой, не вырастающей выше нужного уровня. Рощи — тоже неотъемлемый элемент ландшафта. Конечно, необозримые гектары зарослей вам не угрожают, но высадить в тщательно продуманной хаотичности несколько деревьев будет вам по силам.

А если у вас абсолютно нет времени заниматься благоустройством территории или ваш перфекционизм не позволяет доверить проектирование ландшафта самому себе, то обратитесь в Casa Ricca Club в Москве и ваш романтический английский сад расцветет благодаря заботе наших дизайнеров.

Пейзажный английский парк

Редакция проекта « Загородное Обозрение »

197022 , Санкт-Петербург , Большой пр. П.С., 83

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Загородное обозрение

Если французский регулярный стиль, лучше всего известный по Версалю, с помощью прямых дорожек и стриженых кустарников демонстрировал полный контроль человека над природой, то английский пейзажный стиль проповедовал искусство, неотличимое от природы.
Пейзажный парк обычно включает озеро, холмы, покрытые лугами, среди которых разбросаны группы деревьев и единичные постройки: храмы, готические руины, мосты и прочая живописная архитектура, вызывающая ассоциации с пасторальными ландшафтами. Со временем этот стиль распространился по всему миру, и в XIX веке большая часть общественных парков и садов создавалась под его влиянием.

Основатели стиля

Создателями пейзажного парка считаются Уильям Кент и Чарльз Бриджман. Архитектор, художник и дизайнер мебели Уильям Кент (1685–1748) прожил в Италии более десяти лет и вдохновился знаменитыми классицистическими зданиями Андреа Палладио в регионе Венето. Вернувшись в Англию, он строил виллы в палладианском стиле и проектировал сады, соответствующие этим торжественным зданиям. К его работам относится первый настоящий английский пейзажный парк в Чисвик-Хаусе, сад в Стоурхеде, который считается одной из первых работ в «живописном жанре», а самым значительным считается Роушэм-Хаус в Оксфордшире. Наиболее масштабная по площади работа — это Стоу-Хаус в Бакингемшире, который был переделан из регулярного парка в пейзажный и переосмыслен как естественное продолжение окружающего ландшафта.
Чарльз Бриджман (1690–1738) был сыном садовника и опытным садоводом, занимавшим должность королевского садовника при дворе королевы Анны. Он поддерживал и перестраивал сады в Виндзоре, Кенсингтонском дворце, Хэмп­тон-корте и Гайд-парке. Вместе с Кентом он работал над несколькими крупными садами, поскольку его познания в ботанике и садоводстве помогали Кенту реализовывать архитектурные фантазии.

Большой стиль

«Великая эра» английского пейзажного парка наступила чуть позже. Наиболее влиятельным дизайнером считается Ланселот Браун (1716–1783), по прозвищу Capability (талантливый, умелый, производительный).
Так его прозвали не зря — он создал около 170 садов, самые известные его работы: Петуорт в Западном Сассексе, Четсворт в Дербишире, Бовуд в Уилшире и дворец Бленхейм в Окфордшире. Браун упрощает структуру парка, полностью отказываясь от геометрических линий аллей и партеров, которые он заменяет открытыми пространствами полян и лужаек, откуда открываются перспективы, визуально расширяющие парк.
Хэмфри Рептон (1752–1818) — последний великий английский ландшафтный дизайнер XVIII века, часто называемый преемником Умелого Брауна. Рептон не любил открытые пространства, засаживал свои сады кустами и деревьями, организованными в группы разной плотности. Среди самых известных его работ — Блейс-кастл в Бристоле, Уобёрн-Эбби в Бедфордшире и Стоунли-Эбби в Уорвикшире.

Особенности стиля

Рептон сформулировал основной принцип построения пейзажного парка: свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада — добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.

Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом.
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина. В англо-китайских садах были павильоны шинуазри (в буквальном переводе с французского — «китайщина»), так, например, появилась пагода в садах Кью Уильяма Чемберса. Нередко в парке строились павильоны в разных стилях.

С острова на континент

Популяризатором пейзажного парка стал Жан-Жак Руссо, который перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. Прижились парки в Германии, где близ Дессау и Бад-Мускау появились сады, не уступающие английским образцам.
Не отставала и Россия: под Петербургом есть изумительные образцы пейзажных парков: Екатерининский, Павловский и Гатчинский, а также Монрепо в Выборге.

английские пейзажные парки

Английские пейзажные парки в XVIII-XIX вв.

Благодаря промышленной революции и развитию флота, Англия в XVIII – начале XIX в. стала ведущей экономической державой мира и распространила свое влияние на Северную Америку, Австралию, страны Востока. В богатеющей стране развернулось строительство жилищ и парков.

Пейзажные парки, пришедшие на смену регулярным, отличаются от них не только композиционными приемами, но и философией. Линейные посадки деревьев и кустарников сменились групповыми, появились массивы зеленых насаждений с естественными контурами, поляны и лужайки свободных очертаний. Стремление подражать природе проявилось в свободной планировке парков с выявлением особенностей рельефа, в создании водоемов с извилистыми берегами, криволинейных парковых дорожек.

Парки воспроизводители живописные природные пейзажи. Однако это было не простое «облагораживание» природных ландшафтов, создавались рукотворные пейзажные композиции ландшафтного дизайна, в которых не было случайных элементов. Создавалось продуманное соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств. Прокладывались пешеходные пути, идя по которым можно было наблюдать последовательную смену пейзажных картин. Чтобы усилить связь парков с окружающими ландшафтами, вместо оград устраивались рвы или изгороди маскировались зелеными насаждениями.

Читайте также:  Желтые ягоды

XVIII век называют эпохой Просвещения. Это период идеализации «золотого века» античности. В парках размещались разнообразные романтические сооружения – руины, гроты, хижины отшельников (эрмитажи); имитировалась сельская идиллия с декоративными пастбищами коров и овец, «крестьянскими» жилищами. Значительное влияние на развитие садово-паркового ландшафтного искусства оказали произведения пейзажной живописи таких художников, как Клод Лоррен, Никола Пуссен, Антуан Ватто, Оноре Фрагонар и др.

Именно в этот период европейцы познакомились с китайским садово-парковым ландшафтным искусством, которое поразило воображение европейских путешественников. Были изданы книги с превосходными гравюрами китайских императорских садов и парков.

В то же время английские пейзажные парки – не заимствование приемов и принципов паркостроения Китая, в английских пейзажных парках выражено собственное представление о красоте природы.

Характерным примером английского пейзажного парка является парк Стоу, расположенный в районе Букингема (около 100 км от Лондона). Он создан на месте регулярного парка, перепланировку которого начал в 1714 г. Ч. Бриджмен, а завершили в 1738 г. Вильям Кент (1685-1748) и его ученик Ланселот Браун (1716-1783). В плане парк имеет форму неправильной трапеции. За дворцом, расположенным в глубине парка, находится большой луг, а за ним – озеро. В парке сформированы живописные пейзажи с многоплановыми перспективами, мастерски размещены зеленые насаждения, создающие игру света и тени. При создании парка был использован прием оптического включения в парковую композицию прилегающих ландшафтов, благодаря разрывам в стенах, окружающих парк. Парковые сооружения: храмы Вакха, Венеры, Дружбы, Палладиев мост – послужили примером для многочисленных подражаний.

Парк Кью в Лондоне, расположенный на берегу Темзы, занимает территорию площадью 160 га. В формировании его планировки и ландшафтных композиций с начала XVIII в. принимали участие: Бриджмен, Чемберс, В. Кент, В. Айтон, Л. Браун. Благодаря усилиям Дж. Бэнкса и Д. Хукера в оранжереях и питомниках парка была собрана богатейшая коллекция растений, привезенных с разных континентов. В 1841 г. королевским указом парк был объявлен Национальным ботаническим садом. В настоящее время это еще и памятник Всемирного культурного наследия.

Большое влияние на развитие пейзажного направления в европейском садово-парковом ландшафтном искусстве оказал теоретик и практик Хемфри Рептон (1752-1817). Он написал широко известный трактат по паркостроению, изданный в 1803 г., и сформулировал принципы ландшафтного проектирования пейзажных парков: следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной; парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникла иллюзия их естественного происхождения; все элементы парка должны быть подчинены единому замыслу.

Из Англии пейзажное садово-парковое ландшафтное искусство распространилось по всей Европе. В XVIII-XIX вв. пейзажные парки получили широкое распространение в Германии, Франции, России и других странах. Были изданы теоретические труды и практические руководства по пейзажному паркостроению. Многие регулярные парки в этот период были переделаны в пейзажные.

Английский пейзажный стиль

Свободный и непредсказуемый Английский пейзажный стиль

В начале 18 века знаменитый английский архитектор сэр Джон Ванбро, занимаясь строительством дворца Бленим, рядом с Оксфордом, обратился к заказчице проекта, герцогине Саре Мальборо с официальным «Меморандумом», в котором убедительно просил ее не сносить полуразрушенный дом на участке строительства. Архитектор обращал внимание герцогини на тонкое очарование естественности, присущее этим руинам.

Вскоре с его легкой руки началась эпоха нового взгляда на культурные парки: взгляда, бережного к природе во всех ее проявлениях. Парковый стиль получил название «пейзажного» или английского. Впрочем, Англия является родоначальницей именно европейского направления этого стиля. Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

Англичане заметно усовершенствовали этот стиль, внесли в него чуть «английской чопорности» и старомодной аккуратности. Направление получилось совсем новым и своеобразным. Идеально вписавшиеся в эпоху романтизма Англии 18 века с его бунтарством и сопротивлением строгой классике, пейзажные сады остались английской «визитной карточкой» на все времена, и очень скоро оказались уместными и любимыми во всем мире.

Главная «изюминка» пейзажного сада – органичность, общность с окружающим ландшафтом. Сад должен выглядеть естественной его частью, продолжением. Ассиметричные, природные линии, почти незаметное исправление зримых недостатков участка, обширные лужайки и даже луга – это обязательные атрибуты английского паркового стиля. Рука человека видна лишь в ухоженных клумбах и некоторой аккуратности природного буйства. Кстати, в истинном английском саду луга обходятся без стрижки.

Цветов в английском саду высаживается мало. Цветники компонуются возле дома или водоема. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета, окраска листвы в разное время года. Дом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьев. Дорожки извилистые, кроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный камень.

“При этом, – пишет А. Э. Регель, – искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты – по возможности развиться, а при отсутствии таковых – созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности”.

К концу 18 века английским архитектором ландшафтов Хамфри Рептоном были разработаны единые правила создания пейзажных садов. Его главные принципы – зримая естественность и незаметность искусственного вмешательства. Ими и поныне руководствуются дизайнеры и садоводы.

Вслед за Англией пейзажный парковый стиль полюбился свободолюбивым французам. Интересно, что ценящим строгость и четкую размеренность педантичным немцам он тоже пришелся по душе: один из известнейших пейзажных парков мира, объявленный Памятником Всемирного наследия, находится в Германии, в королевстве Дессау-Верлиц.

Созерцая красоту пейзажного парка, зритель восторгается не столько талантом и трудом садовников, сколько гармонией и мудрым совершенством самой природы. Почти полное отсутствие четкого плана, неровные поляны и раскидистые деревья дарят ощущение свободы и непредсказуемости. Невозможно вычислить, что ждет тебя за следующей рощицей – заросший пруд или нарядный цветник.

В России одни из самых первых и известных пейзажных садов находятся в Петергофе и Павловске под Санкт-Петербургом. Не менее известен и Царицынский парк в Москве, представший во всей своей красе после грандиозной реконструкции.

Пейзажный парк в английской культуре XVIII века

доцент кафедры дизайна и

изобразительных искусств МГТА

Пейзажный парк в английской культуре XVIII века

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. Английский парк преодолел и дискредитировал традиции регулярного сада. Истоки пейзажного парка восходят к культуре Романтизма, охватившей литературу, живопись и садово-парковое искусство. В последнем нашла свое отражение семантическая система образов, обращенная к человеку новых взглядов, просвещенному зрителю. Сопоставляя творчество Бриджмана, Шенстона, Гамильтона и Кента, можно проследить становление принципов пейзажного парка, развитие приемов пространственного ансамбля, колористического решения и растительных композиций.

Ключевые слова: английский сад, картина, китайское искусство, композиция, ландшафтная архитектура и дизайн, литература, пейзажный парк, поместье, Романтизм, садово-парковое искусство.

Основополагающие черты английской жизни до сих пор коренятся не в городе, а в деревне. Идеалом горожанина остается свой собственный загородный дом. Но любовь к природе носит отнюдь не сельскохозяйственный характер. Жизнь в загородном поместье всегда была привилегией избранных. Сельская местность с ее лугами и охотничьими угодьями, усадьбами и парками несет на себе печать быта и нравов старой земельной аристократии. Новое отношение к природе и роли человека по отношению к ней, которое распространилось среди английского дворянства в XVIII веке, в свою очередь оказало влияние на социальную жизнь общества и, в целом, на национальный характер. Каковы же условия, при которых английская усадьба получила свой законченный вид, столь известный и прославленный в литературе и живописи?

Для всестороннего анализа необходимо проследить развитие ландшафтной архитектуры в рамках общих художественных тенденций конца XVII века. Искусство регулярного парка распространилось в Великобритании под влиянием творчества Ленотра. Свое логическое завершение такой парк получил во время правления Вильгельма III и Марии. При дворе короля Вильгельма Оранского был модным голландский парк, с его оранжереями и любовью к курьезам (илл.1,2). Стрижка деревьев придавала им искусственный вид, а аксессуары в саду приняли самые фантастические формы. Влияние Ренессанса, которое также пришло из Голландии, на английской почве превратилось в некую пародию на итальянское искусство. Топиарная стрижка деревьев превратилась в ремесленничество, экстравагантность заняла место изысканности. По воспоминаниям современников вместо деревьев и кустарников парки «населяли» мифологические и литературные персонажи в виде зеленой скульптуры: чудовища, гиганты, монстры, дополненные стихотворными девизами из остролиста. Дискредитация стиля регулярного парка приводит к его упадку. Между тем у этих парков было одно характерное новшество. Здесь впервые стена, огораживающая сады, начиная со средневековья, была заменена на декоративную металлическую решетку с кованными железными воротами. Таким образом, исчезла преграда, в течение длительного времени отделявшая сад и окружающий ландшафт.

Читайте также:  Биогаз из опилок

Социальные изменения, произошедшие в Англии в конце XVII – начале XVIII веков, привели к возникновению нового стиля, отвечавшего идеалам общественного прогресса. На базе достижений в экономике, науке и географии культура Великобритании XVIII века дала блистательные результаты. На протяжении почти всего столетия английские философия и литература привлекали к себе внимание передовых мыслителей Европы. Даже поверхностное знакомство с английской литературой и художественной теорией этого периода делает очевидным утверждение Романтизма, одним из ярких проявлений которого стал пейзажный парк. Возрождение интереса к национальной Готике в архитектуре также появилось в садово-парковых сооружениях.

Впервые «ландшафтные» парки появились во Франции, но не прижились там, так как были только имитацией модного Китайского сада. Эти уголки рассматривались как отдых от церемониально-регулярной планировки королевских резиденций и имений придворных, с деревьями и кустарниками геометрической формы. На английской почве «пейзажный» стиль не только укоренился, но и оставался довольно долго господствующим стилем. Пейзажный парк здесь окончательно сформировался и в свою очередь оказывал влияние на всю европейскую садово-парковую архитектуру.

Одним из факторов процесса изменения сада следует считать усвоение и переработку принципов китайского парка. Благодаря усилению торговых связей искусство стран Востока становится модным в этот период в Великобритании. Но английские садоводы восприняли не только внешние атрибуты китайские искусства. Китайский дом и искусственный пейзаж, которые дополняли друг друга, создавались скорее на противоположных принципах. Город и здание формировались согласно принципам конфуцианства: симметрия, условность, порядок, внесенный человеком, регулярность. Сад и парковый пейзаж следовали идеалам даосизма: оригинальность, иррегулярность, асимметричность и чувство природы. Это единство противоположных принципов подходило требованиям нового стиля, который утверждал отличие между формами классической архитектуры и свободными формами «пейзажного» парка с оригинальными сооружениями садовой архитектуры (илл.3, 4).

В первой трети XVIII века под влиянием путешествий по Италии, в английском искусстве возникает интерес к глубокому изучению Ренессанса и Античности, в частности, к творчеству Андреа Палладио, зодчего позднего Возрождения. Меценат лорд Берлингтон, вернувшись из Италии, становится большим поклонником итальянского искусства и возглавляет движение палладианства (илл.5, 6). Возникновение течения в подражание Палладио привело к созданию первого «ландшафтного» парка в 1719 году. Но не следует рассматривать появление пейзажного парка просто как реакцию на излишества регулярного стиля. Садовое искусство следовало не за архитектурой, а за живописью, литературой и публицистикой. Даже напротив, архитектура довольно долго подвергалась влиянию садового искусства. В своих очерках представители партии вигов при описании пейзажного парка виллы Плиния Младшего проповедовали идеи свободы и либерализма. Влияние итальянского искусства было не непосредственное, а преломленное через литературу, особенно жанр «путешествий», и живопись, что можно, кстати, сказать, и о влиянии китайского искусства. Полотна Клода Лоррена и Сальватора Роза, воспроизводившие окрестности Римской Кампаньи и Альп, считались верхом природности и естественности (илл.8-10). Стараниями Джозефа Аддисона и поэта Александра Поупа (илл.7), выступавшими с критикой тирании и экстравагантности регулярного парка, в имении последнего разбивается первый «пейзажный» парк.

В то время пока английские поэты формировали свой вкус на изучении знаменитых живописцев, проектировщики парков черпали свое вдохновение у тех и других. Полотна Никола Пуссена считались лучшим учебным пособием для разбивки парков хорошего вкуса (илл.11, 12). В соответствии с эстетическими взглядами палладианцами самая желательная реакция у посетителя такого парка – чувство меланхолии, родственное чувству, возникающему при созерцании пейзажных полотен. Отсюда такая любовь к темно-красным и коричневым оттенкам осени, которые с одной стороны усиливали это чувство, с другой стороны воспроизводили цветовую гамму академической школы живописи того времени. На практике распределение света и тени достигалось простым чередованием вечнозеленых и цветущих кустарников.

Парадокс в том, что регулярные сады XVII века, выродившиеся в парки повышенной декоративности, оставались самостоятельным искусством, что нельзя сказать о ранних «ландшафтных» парках. Ограниченный бесчисленными правилами художник, подобный Ленотру, тем не менее, мог свободно следовать за своим воображением без необходимости воспроизведения произведений изобразительного искусства. Внутри изгородей и зеленых стен боскетов было достаточно пространства для претворения его фантазий. «Пейзажные» проектировщики ставили себе ограничения и были скованы необходимостью подражания живописи.

Первым профессиональным проектировщиком, который придерживался этих идей, был Чарльз Бриджмен, который первым ввел в практику свободную разбивку парка, групповые посадки деревьев. Он отказался от фигурной стрижки и от заборов, заменив их небольшими рвами, что являлось оригинальным приемом. Но его еще нельзя в полной мере отнести к движению Романтизма, так как в творчестве Бриджмена прослеживается жесткость планировки, характерной для садов предшествующего века (резиденция Георга I в Стоу).

Наряду с профессионалами в это время работали садоводы – любители, джентльмены, как их тогда называли. В имении Чарльза Гамильтона в графстве Сюррей был создан один из самых ранних и очаровательных пейзажных парков. Здесь живописные пейзажи наполнялись большим количеством храмов, беседок, хижин, что также было характерно для садово-паркового искусства этого направления. Готические храмы и руины, грот, итальянский мавзолей, храм Бахуса, Эрмитаж (жилище отшельника), – все эти сооружения романтического толка были призваны вызывать у посетителя размышления о бренности всего живого. Этой же цели служили посадки шотландской сосны, чья темная хвоя прекрасно отвечала требованиям романтиков к деревьям и кустарникам. Чем темнее и уединенней была аллея, тем больше она способствовала возникновению глубоких размышлений, эмоциональных переживаний и воспоминаний.

Этим творческим методом следовал в своем творчестве и другой архитектор – любитель – Шенстон, поэт и очеркист. Он создавал картины, и сад был серия картин, композиции которых выполнялись согласно трем основным принципам – меланхолии, мечтательности и возвышенности. Иногда место легкой меланхолии занимало мрачное уныние при проектировании зон «восточного» парка в китайском вкусе. Следование этим требованиям служило гарантией достижения красоты и гармонии. Беседка на воде, небольшое сооружение из необработанного камня, и жилище отшельника из ветвей орешника – романтические постройки этого парка. В отличие от других авторов Шенстон основным считал соотношение главного дома и парка, предлагая во всех частях проекта придерживаться субординации, наметив этим современный принцип планировки.

Они подготовил почву для появления ближайшего последователя Уильяма Кента. Он был именно тем человеком, который мог воспринять новые идеи и притворить их на практике. Приехав из Йоркшира в Лондон учиться живописи, он овладел несколькими профессиями и достиг таких успехов, что продолжил свое образование в Италии, где познакомился с лордом Берлингтоном. Во всех своих садовых работах он оставался в большей степени живописцем, чем архитектором. Он стремился перестроить природу по композициям картин классического пейзажа, по которым, видимо, учился за рубежом и восхищался, старался получить живописные эффекты. По сути Кент заменил один вариант формализма на другой. Он, отказавшись совершенно от искусства стрижки растений, любил использовать такой прием, как посадка засохших деревьев, чтобы создать впечатление реальности и естественности.

Но традиционный «живописный» или ландшафтный парк еще долго занимал главенствующее положение в садово-парковом искусстве. Причиной его популярности, помимо интереса к природе, поддерживаемого писателями-романтиками английской «озерной школы», следует считать наступление индустриальной революции. Став «мастерской мира», Великобритания первая почувствовала на себе последствия промышленного прогресса. Для сохранения природы острова требовалось бережное отношение к старым загородным поместьям, которые всегда были символом незыблемости английских традиций. Таким образом, английская усадьба, вызванная к жизни условиями развития культуры определенного периода, осталась хранительницей идеалов взаимоотношений человека и природы.

Читайте также:  Варианты живой изгороди

Виноградова Н. Китайские сады.- М.: Арт-родник, 2004. Габриэль ван Зюилен Все сады мира.- М.: АСТ,2002. , Ландшафтная архитектура.- М.: Феникс, 2005. «Поэзия садов».- Спб.: Logos, 2009. История ландшафтной архитектуры. – М.: Архитектура-С, 2003. http:\wwwlihachev. ru http:\gardener. ru Пейзажный парк как отражение механистической картины мира. dormidontova. pdf

Пейзажный (Английский) парк Екатерининского парка Царского Села, часть 1

Как я уже писала, Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого (Голландского) сада и пейзажного Английского парка. О Старом Саде вы можете прочитать в статье «Прогулка по Старому Саду Екатерининского парка». Сегодня мы с вами поговорим о пейзажном парке и посмотрим на некоторые его достопримечательности.

Большой пруд, Грот и Чесменская колонна

История пейзажного (английского) парка

Площадь Английского парка составляет 70 га. С севера-востока он примыкает к Старому Саду, Подкапризовая дорога на северо-западе отделяет его от Александровского парка. На юго-западе и юго-востоке парк граничит с жилыми кварталами города Пушкин.

Работы по обустройству пейзажной части Екатерининского парка начались в 1760-х годах, в царствование императрицы Екатерины Великой. Пик работ пришелся на 1770-1780-е годы. Первоначальный план был составлен архитектором В.И.Нееловым, который специально ездил в Англию, чтобы познакомиться с идеями английского садово-паркового искусства. Кроме того, в работах принимали участие сыновья Неелова И.В. и П.В.Нееловы, а также садовый мастер Т.Ильин.

Окончательный план был разработан И.Бушем. Также в работах по обустройству парка и созданию построек принимали участие Ч.Камерон, Д.Кваренги, А.Ринальди, Ю.М.Фельтен и др. К концу XVIII столетия парк в целом был завершен, в XIX веке было построено лишь несколько павильонов и проведены работы по реконструкции старых зданий.

Большой пруд

Значительную часть пейзажного парка занимает Большой пруд, созданный на реке Вангазе. В его центре расположен остров. Во времена Екатерины II по пруду плавали лодки. Сейчас посетители парка могут прокатиться на настоящей венецианской гондоле – дар Венеции к 300-летию Царского Села.

Гондола на Большом пруду

Адмиралтейство

На берегу Большого пруда расположен комплекс из трех зданий в готическом стиле – Адмиралтейство. Оно было построено в 1773 году по проекту архитектора В.И.Неелова на месте деревянного шлюпочного сарая. Адмиралтейство состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей – Птичников.

В центральном корпусе хранились лодки для катания на Большом пруду. Со временем была собрана уникальная коллекция судов XVIII-XIX веков, привезенных из разных стран мира. Она погибла в годы Великой отечественной войны. На втором этаже находится зал. Когда императрица Екатерина II плавала по Большому пруду, здесь играл оркестр. В Птичниках жили различные птицы: утки, лебеди, фазаны, павлины и др. В 1780-х годах рядом был построен Матросский домик, в котором проживали матросы-гребцы.

Сейчас в корпусах Адмиралтейства проводятся временные выставки, в одном из Птичников расположен ресторан «Адмиралтейство». Рядом вы можете увидеть скульптурные композиции из серии «Живопись в 3D-версии».

Панорама Адмиралтейства с противоположного берега Большого пруда

Зал на острову

В центре острова на Большом пруду находится павильон «Зал на острову», построенный в 1740-х годах по проекту архитектора С.И.Чевакинского и рисункам Ф.-Б.Растрелли. После этого павильон еще дважды перестраивался: в 1794 году Д.Кваренги и в 1817-1820 годах В.П.Стасовым.

Первоначально «Зал на острову» предназначался для концертов и отдыха гуляющих. Изредка здесь проводились придворные обеды, для чего рядом была построена небольшая кухня, просуществовавшая до начала ХХ века. До начала войны зал был закрыт для посетителей парка, здесь хранились лодки. В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, а в 2008 году Зал на острову был открыт для посетителей. Сейчас здесь проводятся концерты и торжественные мероприятия.

Большой пруд и остров с «Залом на острову»

Чесменская колонна

Рядом с островом на Большом пруду возвышается 25-метровая Чесменская колонна, возведенная в 1771-1778 годах А.Ринальди в честь русских побед над Турцией в 1770 году. Колонна стоит на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды. На гранитном пьедестале высечены три барельефа со сценами морских сражений. Сама колонна украшена рострами, венчает ее скульптура орла, ломающего лапами полумесяц – символ Турции. В годы Великой отечественной войны немцы пытались уничтожить Чесменскую колонну, однако она устояла, получив лишь повреждения.

Чесменская колонна перекликается со стоящей на берегу Турецкой баней, образуя гармоничный ансамбль.

Турецкая баня, Чесменская колонна и гондола на Большом пруду

Турецкая баня и Чесменская колонна

Чесменская колонна и Адмиралтейство

Большой пруд, Грот и Чесменская колонна

Турецкая баня

Турецкая баня находится на рукотворном полуострове. Она была построена в 1850-1852 годах по проекту архитектора И. А. Монигетти в память о русско-турецкой войне 1828-1829 годов. За основу была взята мечеть в Адрианополе (Эдирне, Турция). В отделке использованы подлинные детали дворца турецкого падишаха. Подробнее о Турецкой бане вы можете прочитать в статье «Турецкая баня в Екатерининском парке Царского Села».

Турецкая баня на берегу Большого пруда

Турецкая баня отражается в водах Большого пруда

Мраморный (Палладиев) мост

От Турецкой бани открывается красивый вид на Мраморный (Палладиев) мост, называемый также Сибирской мраморной галереей. Он был возведен в 1773 году по проекту А.Ринальди. Мост перекинут над протокой, соединяющей Большой пруд с Лебединым прудом, где в 1769-1770 годах был создан архипелаг из 7 Лебяжьих островов. Здесь в специальных домиках жили лебеди.

Мост покоится на гранитном основании, колонны высечены из мрамора уральскими камнерезами на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Мраморный (Палладев) мост

Мраморный (Палладиев) мост

Пирамида

Пирамида расположена на берегу Лебединого пруда. Первая пирамида на этом месте была возведена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неелова. Однако в 1774 году ее разобрали. Ныне существующая пирамида была построена в 1782-1783 годах Ч.Камероном. Она сделана из кирпича и облицована тесаным гранитом. В прошлом по ее углам стояли четыре колонны из серого мрамора. Внутри пирамиды находятся ниши для урн, свет проникает через отверстие в куполе.

С противоположной от входа стороны, у подножия пирамиды, похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Белые доски с эпитафиями до наших дней не сохранились.

Лебяжьи пруды и Пирамида

Красный каскад

Красный, или Турецкий, каскад расположен на протоке, соединяющей Верхние пруды с Большим прудом. Он является частью гидротехнической системы, созданной инженером И.Герардом.

Готические ворота

Готические ворота расположены в начале подъема на искусственную гору к Башне-руине. Они были отлиты в Екатеринбурге в 1777-1778 годах, по проекту Ю.М.Фельтена, на основе альбома «Gothic Decorative Architecture», известного и в России. Работы по установке ворот продолжались в 1779-1780 годах. На них можно увидеть следы от осколков и пуль времен Великой отечественной войны.

Башня-руина

Башня-руина является памятником русско-турецким войнам, символом падения блистательной Порты. Она была построена в 1771 году по проекту архитектора Ю.М.Фельтена и является первой русской парковой постройкой в готическом стиле. Башня расположена на насыпной горе, искусственно состарена и напоминает руины крепостного сооружения. Со смотровой площадки, с высоты 21 м открывается красивый вид на окрестности – территорию Екатерининского парка и жилые кварталы города Пушкин.

Смотровая площадка на Башне-руине

Проход внутри Башни-руины

Орловские (Гатчинские) ворота

Недалеко от Башни-руины расположены триумфальные Орловские ворота, построенные в 1777-1782 годах, архитектор А.Ринальди при участии И.В.Неелова. Они поставлены в честь победы графа Григория Орлова над чумой в Москве в 1771 году, о чем гласит надпись на фризе со стороны города: «Орловым от беды избавлена Москва» (из стихотворения В.Майкова). На другой стороне дано более подробное описание тех событий. Здесь начиналась дорога из Царского Села в Гатчину, в то время имение графа Г.Г.Орлова, поэтому ворота называются также Гатчинскими.

Железная решетка на воротах была создана в 1787 году на Сестрорецких оружейных заводах (архитектор Д.Кваренги), железную ограду по сторонам поставили в 1784-1786 годах.

Орловские (Гатчинские) ворота

На этом прогулка по пейзажной части Екатерининского парка не закончена, продолжение следует. В следующий раз мы с вами посмотрим другие, не менее интересные постройки Английского парка:

Ссылка на основную публикацию