Сад в стиле барокко — великолепие дворцовых парков и причудливых форм
Модные тенденции в ландшафтном дизайне постоянно меняются — то на лидирующие позиции вырываются этнические направления, то пейзажные стили, то снова возвращаются к упорядоченной строгости регулярного стиля, разбавленного пейзажными деталями. Сегодня к одним из активно развивающихся направлений садового дизайна можно смело причислить и редкий пока еще у нас стиль барокко, который проявляется в вычурных формах, изысканных цветовых комбинациях, роскошном декоре и причудливых деталях.
- Структура и оформление сада в стиле барокко
- Оформление зоны отдыха
- Цветники
- Цветовая гамма
- Подбор растений
- Аксессуары
Этот стиль вобрал в себя лучшее из способов оформления дворцовых парков, но несмотря на кажущуюся масштабность и обилие деталей, он подходит как для оформления больших, так и маленьких садов. Он безусловно принадлежит к классическим стилям ландшафтного дизайна и предстает как своеобразная смесь регулярного сада, демонстративной роскоши и романтического шарма.
Структура и оформление сада в стиле барокко
Структурно сад в стиле барокко должен предстать как участок, полностью обрамленный строгой стриженной изгородью (преимущественно используют тис), внутренне разделенный на зоны и объекты при помощи более низких самшитовых изгородей и бордюров (обрамление газона, цветника, обозначение границ между площадками и дорожками). Естественно, высокую строгую изгородь можно разбавить секциями с опорными решетками, полностью увитыми плетистыми культурами (жимолость, розы, клематис).
Условно сад разделяют на несколько зон — переходную зону (от дома к собственно саду), уединенную для отдыха и прогулочную зону с цветниками и газоном. Переходная зона — это серия цветников, которая служит как бы прелюдией к ансамблям и обозначает переход от террасы до садовых композиций. Вынесенную в сад зону отдыха оформляют как отдельную зону в саду, стандартно в дальнем конце сада, отделяя от прогулочной части сада такой же высокой изгородью, которая обрамляет и весь участок с широким обзорным проходом.
Дорожки в таком саду прокладывают только под прямыми углами, площадки для отдыха, водоемы, пересечения тропок делают круглыми или в виде сложноконтурной «розы». Из покрытий используют только гравий и натуральный камень. В центре любой композиции — цветника, площадки или на пересечении дорожек, обязательно должен присутствовать подчеркивающий акцент — скульптура, вазон, штамбовое дерево или фонтан.
Оформление сада начинают с разбивки на зоны, закладки мощенных площадок, дорожек, стационарных объектов (водоем, фонтаны, беседки), газонных площадок. Все остальное пространство заполняют цветниками с дорожками между ними, стараясь максимально разнообразить и подчеркнуть их формы и контуры, но всегда соблюдая симметрию по отношению к условной оси сада (проходит ровно посередине участка параллельно боковым сторонам).
Обязательный элемент оформления сада в стиле барокко — газонная площадка со сложным вычурным контуром, повторяющимся в окаймляющих ее цветниках и рабатках, с центральным акцентом — круглым прудом, фонтаном, беседкой или многоуровневым цветником. Газон по периметру обрамляют цветниками, при этом лучше, если линейный контур будет дополнительно разбит дорожкой на несколько «рам» вокруг самого газона.
Газонную площадку обычно разбивают посередине сада, после серии цветников, обозначающих переход от террасы или дома к собственно саду, разбитых симметрично по обе стороны дорожки (цветников в ближней части сада должно быть не мене 4 (дорожка разделяет их крестообразно с площадкой-медальоном в центре) или любое парное количество.
Оформление зоны отдыха
Что касается оформления зоны отдыха, то в стиле барокко вариант оформления только один — беседка или павильон, желательно круглые. Конструкция должна быть максимально романтичной и уединенной, увитой розами или другими растениями-лианами.
Беседку устанавливают в центре отделенной от остального сада зоны, все остальное пространство заполняют газоном и миксбордерами или рабатками, симметрично расположенными по обе стороны беседки и примыкающими к ее боковым границам. В нем обязательно должны присутствовать древесные той же высоты, что и сама конструкция, кустарники или розы, классические клумбовые многолетники и яркие летники (дельфиниум, лилии, герань, колокольчики).
Цветники
Все цветники в саду должны быть оформлены растениями приблизительно одинаковой высоты, разбавленными редкими резко выделяющимися растениями-акцентами, в роли которых чаще всего используют штамбовые культуры или стриженные вечнозеленые фигуры.
Каждая серия или пара цветников должна быть оформлена по-своему, но симметрично внутри пары, при этом кроме эксклюзивных, характерных только для этих цветников растений следует использовать от 3 до 5 видов традиционных культур, которые присутствуют в оформлении всех клумб, рабаток и миксбордеров на участке. Чаще всего в такой стандартный набор включают герань, дельфиниум, колокольчики, хосту и стриженный самшит.
Цветовая гамма
Один из главных параметров стиля — изысканная цветовая гамма. В саду в стиле барокко царит серебристый, серый, белый и красный во всех возможных тональных воплощениях, поддержанные классической доминирующей зеленью. Поэтому соответственно вы должны выбирать только бело- или красно-цветущие сорта растений. На цветниках не менее половины растений должны быть не цветущими, а декоративно-лиственными.
Подбор растений
Представить себе парковый сад без роз просто невозможно — используйте их как можно больше, сочетая не только разные по цветовой палитре, но и по высоте растения. В стиль барокко впишутся все виды роз, а также пионы (как травянистые, так и древовидные) и лилии. Из летников обратите внимание на душистый табак, львиный зев, гелиотроп и циннию. Не менее активно в этом стиле используют и луковичные, которые обычно расставляют сезонные акценты и подчеркивают роскошь оформления. Их высаживают между многолетниками и летниками, дополняя основную палитру, но и здесь важно не забывать о традициях и изысканности.
Весной в саду барокко должны красоваться гиацинты, рогатые фиалки, незабудки, рябчики и конечно же, тюльпаны. Летом яркими краскам порадуют стройные гладиолусы, пышные георгины, экзотические красные красавицы канны, осенью неожиданные нотки придадут безвременники и крокусы.
Не забудьте отдать дань истории, использовав в оформлении цветников овощные культуры и ароматные пряные травы, ведь даже при знаменитых дворах французских монархов не гнушались украсить сады томатами, растущими на шпалерах яблонями, грушами и даже баклажанами, а тимьян и вовсе приравнивался к цветущим растениям. При желании, вы даже можете оформить одну из пар цветников в качестве декоративного огорода.
Аксессуары
Основные аксессуары в стиле барокко — классические садовые скульптуры и вазоны из камня, которые желательно использовать в больших количествах, расставляя акценты не только в каждой зоне, но и на цветниках и дорожках. Безусловно к аксессуарам относят и фонтаны, и прочие водные забавы, а также горшечные растения, среди которых предпочтение следует отдавать крупным и броским культурам.
При выборе кадочных в первую очередь обращайте внимание на розы, цитрусовые и экзотические белоцветущие растения. А вот горшкам с летниками место в таком саду найдется только если вы предусмотрели для них каменные постаменты или приобрели каменный вазон на ножке: фуксия, плектрантус и петунии будут отлично смотреться в концах дорожек, но только не на газоне, площадках или цветниках.
Вам понравилась статья? Добавьте ее в свои закладки, нажав кнопку любимой социальной сети:
Садово-парковое искусство Франции стиля Барокко.
Сады эпохи Возрождения, начиная с XVII в. становятся все более вычурными, постепенно в Италии формируется новый стиль — барокко. Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжественно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца (с итал. barocco — «странный», «причудливый»). Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами. Здание дворца расположено по центральной оси сада. Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками (перспективы одного направления). Широко использовались каменное мощение, лестницы, высокие подпорные стены, балюстрады, павильоны, гроты, скульптура (аллегорические фигуры, нимфы, сатиры, боги и богини). Огромную роль играли водные устройства – каскады, каналы, фонтаны, бассейны. В это время появляются «садовые театры», состоящие из полукруглой стены, сложенной из камня, часто с туфовыми нишами, в которых располагались статуи (вилла Боболи). Здесь устраивались маскарады и представления. Распространилось увлечение механическими «игрушками». Появились крутящиеся статуи, водяные органы (вилла д’Эсте), двигающиеся животные и т.д. Архитектурная составляющая (гроты, скульптуры, каскады, фонтаны) преобладала над растительной. В эпоху барочных садов расцвело топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников). Растения, часто вечнозеленые, приобретали самую фантастическую форму – геометрическую, форму колонн, скульптур, птиц и зверей, форму архитектурных сооружений (трельяж, беседка). Появились оранжереи с экзотическими растениями.
С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов. Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии во Францию. Именно здесь был создан и достиг наивысшей степени совершенства так называемый «французский» сад. С одной стороны, он унаследовал традиции средневековых приемов монастырского и замкового садоводства с его вниманием к мельчайшим деталям сада. С другой стороны, властителей Франции, ставшей к XVII в. могущественной державой, привлекал размах и величина дворцов и парков римского духовенства. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие садово- паркового искусства Франции оказали итальянские виллы Ланте и Капрарола, созданные знаменитым Джакомо Виньола. Но природные условия и равнинный рельеф Франции внесли свои коррективы в это развитие. Климат здесь более прохладный, чем в Италии, нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек более спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень, а среди цветочных – фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.
С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями – берсо (увитые ветвями деревьев деревянные или металлические арочные каркасы, возводимые над дорогой) или перголами, а также невысокими стенами – палисадами.
Планировка садов была простая – в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры – бродери. Их создателем являлся королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал – песок, толченный кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.
Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.
Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.
Основные черты классицистического парка:
– наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
– размещение на плоском рельефе;
– ярко выраженное осевое построение;
– симметричность композиции по отношению к центральной оси;
– центральной доминантой композиции является здание (дворец);
– использование лучевых или радиальных направляющих, так называемую трехлучевую композицию;
– оформление территории террасами, оканчивающимися подпорными стенками. (Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада);
– расположение главного входа в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции;
– применение растений, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму, для использования топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;
– применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);
– интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;
– центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стриженными стенами боскетов;
– использование изысканных партеров – «вышивок» или «вырезного» газона с использованием цветного песка, гравия, украшенного скульптурами и декоративными вазонами.
Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. В отличие от Италии, где садами занимались преимущественно архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции появились целые династии профессиональных садоводов (ландшафтных архитекторов). Среди них выделяется семья Ленотров, особенно, Андре Ленотр (1613-1700). Необычайно благоприятное сочетание большого таланта этого мастера и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Жеомен, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.
Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 1
Французские сады
На протяжении всей истории в Европе практически все сады — регулярные, и в них вода присутствовала всегда, но в разные эпохи ей предназначалась различная роль. Первоначально в регулярных садах были емкости для полива— это были бассейны, каналы позже — ручьи и каскады.
Расцвет регулярного плана в садово-парковой архитектуре мы наблюдаем в садах Возрождения, где все они спланированы очень просто: геометричны и симметричны. В садах Возрождения в Италии характерным является активный рельеф — это террасы, склоны, уступы, балюстрады, что обусловило участие воды, но только в движении. Там мало водных зеркал, там водопады, каскады, ручьи, и что, характерно: в садах Возрождения мы еще не находим той жесткой, четкой, главной композиционной оси, которой подчиняется все пространство сада. В какой-то мере можно констатировать, что планировочные элементы в садах Возрождения разрозненные, несмотря на сохранение симметрии, геометрии, изысканной геометрии, простой и гармоничной.
Высшим расцветом регулярных садов все же являются сады Франции эпохи французского барокко, сады, созданные гениальным архитектором Андре Ленотром, о котором можно сказать, что он был первым ландшафтным архитектором в истории. В своих регулярных планах садов и парков он работал уже не с архитектурными объемами и рельефом, как это было у мастеров Возрождения, и не с отдельными водными устройствами и архитектурными объектами, которыми изобиловали рощи античных садов.
Он впервые из природных элементов, таких как вода, камень, растения создавал пространство, на основе которого рождались сказочные композиции, удивительные феерии, и ландшафтные сценарии, насыщенные глубоким идеологическим содержанием в немыслимых масштабах и на огромных пространствах. Впервые сад (а таковым стал сад французского барокко) стал восприниматься современниками как зримое торжество хоть и преобразованной, но природы в противовес садам прошлого, где, собственно, природная среда только дополняла величественные архитектурные пространства, служила роскошным обрамлением зданиям и сооружениям.
Впервые именно в парках гениального Ленотра появились широкие зеркала водных партеров отражавших небо, наполнявших пространство парка светом, сиянием и направлявших взор посетителей на далекие перспективы. Этот композиционный прием не встречался в итальянских садах Ренессанса, построенных на восприятии близких пейзажных картин. Это было потом, а сначала был замок Шенонсо на реке Шер, построенный в ХVІ веке как мост через реку, где огромный партер окружал ров с водой. Этот удивительный замок, все пространство вокруг которого — водная поверхность и “зарегулированный” ландшафт, послужил прообразом просторных водных устройств, широких водных поверхностей зеркал, каналов и водоемов парков Франции. Генезис роскошных водных пространств парков Франции — в фортификационных сооружениях старинных замков, рвах и каналах, заполненных водой.
Парк эпохи Французский барокко — это Богом вдохновленное творение человеческих рук, противопоставленное природе. Такова основная философия периода французского барокко, сада с его партерами, водными устройствами, сказочно оформленным пространством, где все подчинено идее упорядоченного мира, но не просто мира, а мира управляемого властелином.
Блеск, величие и театрализованный придворный этикет, грандиозные празднества и феерические зрелища, торжественные приемы и сказочные карнавалы эпохи просвещенного абсолютизма Франции требовали принципиально новых пространств грандиозных масштабов. Главным, роскошно обрамленным пространством этого феерического спектакля с многочисленными зрителями, может быть впервые в истории, становится сад. Это уже не просто сад, уютный и маленький “парадиз” для отдыха, размышлений и любовных свиданий как раньше, а целый пространственный мир, спланированный мощно, геометрически четко на огромных территориях преобразованной природной среды. Этот мир призван явить всем могущество и величие абсолютистской монархии, блеск Короля-Солнца.
Гениальным детищем Ленотра был парк Версаль, в котором вода, как и во всех французских парках, играла ведущую роль в создании пространственной композиции. Начало было положено парком Во-Ле-Виконт, построенным Ленотром для вельможи — министра финансов Фуке при Людовике ХІV. Этот парк, в отличие от всех, которые строились раньше, имел особенность — четкую пространственную структуру из водных каналов, перекрещивающихся, изобилующих фонтанами и водными устройствами. Он послужил поводом для создания огромного, главного детища Ленотра, парка Версаль как олицетворения идеологии могущества молодого государства Франции под предводительством Короля-Солнца.
В Версале водный сюжет разворачивается постепенно, завладевая всей композиционной конструкцией парка. Перед главным фасадом дворца расстилается широкий партер песчаного ковра и двух бассейнов, зеркальная гладь которых отражает небо, и обрамлена богатыми мраморными рамами, украшенными низкими скульптурами, которые подчеркивают величественную горизонталь воды, доминирующей в пространстве. От партера вниз спускается широкая мраморная лестница, с двух сторон которой открываются небольшие бассейны, украшенные фигурами животных. Перед ними проходит аллея трех фонтанов. С Большой лестницы открывается вид на широкий цветочный партер с фонтаном Латоны в центре и фонтанами лягушек и ящериц по бокам. Композиция фонтана Латоны (в античной мифологии матери Аполлона) состоит из нескольких крупных бассейнов, пирамидально поднимающихся один над другим. Аллегоричная статуя богини наверху окутана струями воды, которые выбрасывают “рты” лягушек и ящериц; в них, согласно античному мифу, были превращены те, кто насмехался над богиней.
За партером на 600 метров в длину неожиданно расстилается газон “Зеленый ковер” шириной 60 метров, окаймленный дорожками и рядами мраморных статуй. За ним овальный бассейн Аполлона с вылетающей из моря колесницей бога Солнца, окруженной тритонами, трубящими в раковины в “кипящей” морской воде, начинает главную водную ось парка — крестообразный в плане Большой канал шириной 120 метров и длиной 1600 метров. По Большому каналу, одетому в богатую гранитную раму, плавали гондолы с гондольерами, выписанные из Венеции, на обширных водных зеркалах устраивали грандиозные празднества с флотилией кораблей, являвших уменьшенную копию флагманов королевского флота.
В отличие от итальянских садов на холмах и сухих осыпях, обилие воды позволяло устройство разнообразных по форме обширных прудов, каналов, бассейнов, обогащавших равнины партерных ковров. В этих бассейнах и прудах сооружались острова, на которых высились монументальные сооружения: гроты, водные каскады, изобилующие скульптурами, фонтаны с бьющими вертикальными струями. Также мы рекомендуем ознакомиться с парками Грузии и парком Александрия в Белой Церкви.
Автор: Елена Гнездилова архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Французское садовое искусство. Цель: – раскрыть понятие «французский сад» на примере великих творений садового архитектора Андре Ленотра. – презентация
Презентация на тему: ” Французское садовое искусство. Цель: – раскрыть понятие «французский сад» на примере великих творений садового архитектора Андре Ленотра.” — Транскрипт:
1 Французское садовое искусство
2 Цель: – раскрыть понятие «французский сад» на примере великих творений садового архитектора Андре Ленотра.
3 Задачи: – показать основные этапы развития садового искусства; – познакомить с принципами и основными приемами французского сада; – дать краткий обзор знаменитых садов и парков Франции.
4 Актуальность: – возрастает социальная роль парков и садов, компенсирующих и предотвращающих последствия разрушительной деятельности человека. – интерес к декоративному обустройству своих участков, строительству малых архитектурных форм.
5 Этап развития садового искусства: Античный период (VIII в. до н. э. V н. э.) – древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища. Готический стиль (XII-XVв.в.) – сады становятся естественным компонентом поместий. Но саду отводится пассивная роль. Эпоха Возрождения (XIV – XVI в.в) – в этот период строятся замки с обширными парковыми и садовыми зонами. Возникает тесная связь между садом и основным строением. Стиль барокко (конец XVI-середина XVIII в.в.) – в это время началось слияние сада с прилегающим ландшафтом. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством, даже роскошью сада. Классицизм (конец XVII– начало XIX в.в.) – Эпоха классицизма в садовом искусстве отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Формируется новое понимание взаимосвязи человека с природой вообще. ХХ век – дом и сад стали равноправными партнерами. Сад не только обрел абсолютную свободу, но даже выполнял функцию главного выразителя той или иной идеи, он стал объектом для художественного дизайна.
6 Основные приемы французского сада
7 – строгая, геометрически правильная планировка; – строгая симметрия; – использование законов перспективы; – безукоснительное подчинение «растительной жизни» воле и замысла художника.
8 Во французском саду царит роскошь. Ему присущи прямые широкие аллеи, строгие боскеты, стриженные деревья и кустарники, ковровые цветники, врезанные в партерные газоны строгой геометрической формы, бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур.
9 Французский сад подразумевает обширные партерные пространства, подчеркивающие главенство и архитектуру дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы.
10 Одним из приемов был садовый лабиринт. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или шестиугольник, его дорожки выкладывались каменными плитками, а кусты, из которых формировались зеленые стены, регулярно подстригались. Лабиринт символизировал паломничество, долгий и извилистый путь к Богу.
11 Французское садовое искусство – порождение всей художественной и интеллектуальной культуры Франции XVII в., отдававшей приоритет разуму, а воображение и чувство оставлявшей на втором плане.
12 Андре Ленотр (1613 – 1700)
13 Андре Ленотр привнес новые принципы во французское садоводство: – соединение сада с ландшафтом; – использование перспектив; – устройство партеров из травы и воды
14 Парк Во-ле-Виконт Первое крупное творение Андре Ленотра, созданное им в регулярном стиле в 1656 – 1661 гг. в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном. Ленотр следовал итальянским образцам, но ориентировался на просторные ландшафты Франции. Во-ле-Виконт
15 Мастерски используя законы перспективы, Ленотр добился эффекта оптического уменьшения расстояний за счет увеличения промежутков между поперечными дорожками.
16 Сады, созданные Ленотром, образовали вокруг Парижа «драгоценную корону», но не один из них не похож на другой, и ни один не повторяет Версаль – вершину творчества мастера.
17 Версаль( ), Город с зелеными стенами, продолжение дворца под открытым небом.
18 Новым было единство пространственного замысла, связавшего одной магистралью дворец и парк, так что ему подчинялись все другие элементы.
19 Парк Шарлоттенбург в Германии. Парк в Гринвиче. Парк в Шенебрунне в Вене. Парк Сан-Суси под Потсдамом.
20 Французские сады и парки, великие творения великого мастера Андре Ленотра, являются ярчайшим примером и образцом для подражания и восхищения всех современных садовых архитекторов.
21 Сад – самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы – всего лишь грубые творения его рук. Френсис Бэкон.
Французский сад
Франция — страна любви и романтики. Разговор о ней непременно сводится к воспоминаниям об очаровательных улочках с ресторанами под открытым небом, неподражаемой Эдит Пиаф и изысканных садах, которые придуманы исключительно для отдыха. Французский стиль в оформлении садового участка — это сочетание элегантности, строгости и великолепия. Он притягивает взгляды и заставляет почувствовать себя настоящей леди или джентльменом. Если вы любите прекрасное и хотите превратить участок перед домом в произведение искусства, тогда этот сад для вас.
Особенности французского сада
Вид территории, оформленной по французским канонам, по-настоящему впечатляет. И вот почему:
- прогулка по ней схожа с театрализованной постановкой: в укромных уголках и на виду стоят скульптуры и вазоны, напоминающие античное и средневековое искусство, присутствует утонченный фонтан;
- фигурная стрижка крон кустов и деревьев, орнаменты из растительности не уступают помпезности дворцов королей Франции ушедших эпох;
- поражает воображение и симметричность участка. Недаром французский сад в ландшафтном дизайне именуют регулярным: в нем все подчинено строгой геометрии и симметрии, левая половина зеркально отражает правую, пробуждая чувство восторга;
- территория возле дома буквально утопает в зелени. Зеленый цвет — главный в этом образе величия и роскоши. Небольшие вкрапления красных роз или желтых тюльпанов оттеняют его и делают еще ярче;
- единая композиция ландшафта располагает к отдыху и неспешным прогулкам по своим владениям. Будьте уверены, что гости откажутся от чашки кофе или чая в пользу знакомства с участком, настолько он их впечатлит.
Предлагаем более подробно рассмотреть элементы ландшафтного дизайна в этом стиле и понять, что вас ждет при заказе французского сада.
История появления
Как это ни странно, но истоки стиля надо искать в. Италии. Именно эта страна в XVII веке стала центром развития барокко, культуры для которой характерно богатство и роскошь. К этому французы испытывали особую страсть, поэтому переняли основные принципы барокко и стали законодателями моды в оформлении садовых участков по всей Европе.
Яркий пример ландшафта в этом стиле — парк Версаль, над которым старательно поработали архитекторы при Людовике XIV. Этот правитель славился своим абсолютизмом и максимализмом — неудивительно, что парковая зона приобрела помпезность и строгость. Сады Франции очаровали своей красотой и четкостью форм Петра I. Вдохновленный император Российской империи создал нечто подобное у себя на родине, в Петергофе. Каждый год сюда съезжаются со всей России, чтобы оценить роскошь верхнего и нижнего парков.
Планировка французского сада
Загородный дом, оформленный в классическом стиле, — идеальное место для обустройства ландшафта в этом направлении. Здание не только придает композиции завершенность, но и играет ведущую роль: регулярный стиль сада создает торжественное обрамление и структурирует пространство. При этом садово-парковая зона занимает все территорию перед домом, который стоит в конце участка.
Выйдя на крыльцо, вы непременно заметите: строго перпендикулярно зданию располагается главная ось сада. Чаще всего она представляет собой широкую аллею. Вдоль нее находится все великолепие: газоны, фонтаны и партеры. Основные элементы многократно повторяются и располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Кажется, что перед вами необыкновенный орнамент, размах которого способен удивить самого привередливого человека.
Большая часть территории открыта для взора благодаря партерам. Игровую зону или спортивную площадку можно скрыть от посторонних глаз за стриженной высокой изгородью. Такие приватные места подходят и для уединения.
Строгий, торжественный и величественный регулярный сад создает впечатление, что позволить его могут только владельцы достаточно обширной территории. Это действительно так. Но есть в концепции этого стиля и такие ландшафтные решения, которые гармонично встраиваются на небольшом приусадебном участке. Как вариант, элегантный прямоугольный боскет, ограниченный четко подстриженными рядами живой изгороди. Красиво на маленькой площади смотрится и четкая планировка с обязательной симметрией основных элементов. При этом площадка должна быть идеально ровной, все природные изгибы и неровности сглаживаются. Так создается основа для имитации Версальского парка.
Водоем
Пруд с прозрачной водой — непременный элемент ландшафта. Он повторяет форму круга, овала или прямоугольника и очерчивается ровной береговой линией. Растения также поддерживают геометрию. Но французские короли не только наслаждались ровной гладью водоема, но и слушали шум воды: рукотворные каскады создавали великолепную музыку.
Не мыслим стиль и без фонтанов, вид которых не оставляет сомнений, что мы оказались в средневековой Европе. Обычно они занимают центральное положение в этом элегантном орнаменте.
Озеленение и растения
Регулярный стиль в саду — это отсутствие хаоса и беспорядка. Здесь вы не найдете деревца или кустарника, способного испортить общую композицию. Они высаживаются по прямым линиям и параллельно друг другу, одиночно или плотной стеной.
Главный элемент стиля — партер. Это открытая площадка, вид на которую открывается и с террасы, и из окон дома. Распахнув шторы, вы увидите перед собой большой участок, разбитый на части правильной формы дорожками и живыми изгородями. Каждая часть напоминает отдельный сад, в котором находится водоем, цветник или газон.
Чтобы создать по-настоящему эффектный и запоминающий вид ландшафтные дизайнеры используют кружевные партеры. Это буквально рисунок или орнамент, созданный на песке с помощью растений.
Характерный признак французского сада — цветущие растения высаживаются строго на клумбе, а больший объем используемой растительности составляют зеленые насаждения. Цветники разбиваются между дорожками и в центральной части территории. При этом они имеют правильную и четкую форму. Строгая геометрия прослеживается и в высаживании цветов, которые образуют группы и полоски. Растения подбираются таким образом, чтобы их красота радовала владельцев участка на протяжении всего сезона и создавала насыщенный и контрастный узор. Сиреневые или красные агератумы, оранжевые бархатцы или бордовые фиалки привнесут в дизайн особый колорит.
Акценты приусадебного участка — цветы в вазонах и топиары, т. е. деревья и кусты с фигурно стриженными кронами. Туи, кипарисы и ели причудливых форм требуют ухода и постоянной стрижки. В противном случае ландшафт потеряет свой лоск.
Мощение и дорожки
Прямые, как стрела, и дугообразные дорожки разделяют сад во французском стиле на несколько частей и позволяют заглянуть в его отдаленные части. Из одной точки может выходить одна дорожка или несколько в виде лучей. Посыпают их каменной или кирпичной крошкой. Уместны камень или плитка, но обязательно правильной формы. «Рваных» краев французы не терпят.
Газон
Партерные газоны в оформлении французского сада впечатляют ровностью, однородностью и густотой: пространство заполняется травой двух видов и регулярно подстригается. Границы тщательно выравнивается вслед остальным ландшафтным элементам.
Кроме идеальности, газон порадует игрой зеленого цвета в бликах солнца, поскольку для его разбивки выбираются солнечные места.
Оформление сада
Декор приусадебного участка подобен музейным зарисовкам. На пересечениях дорожек вас ждут эффектные скульптуры на постаментах, в которых читается любовь французов к классицизму. Образы древнегреческой богини или ребенка-ангела воссоздают атмосферу ушедших эпох и добавляют ландшафту роскошь. Никаких садовых гномов или подобных фигур вы не увидите.
Особую роль в оформлении участка играют живые изгороди и бордюры. Они буквально разграничивают территорию, создают приватные зоны, сети лабиринтов и коридоры.
Дополнительные дизайнерские решения
Французский сад создан для того, чтобы им восхищались и любовались. И лучше всего это делать с широкой приподнятой террасы. Здесь уместны кованые скамьи и столики, за которыми так приятно выпить вечерний кофе или насладиться вкусом французской кухни. Обзорными площадками также служат балкон или веранда.
Подчеркивает стройность и геометрию стиля шпалерное высаживание деревьев. Ствол и ветви буквально прикованы к стене дома, формируя оригинальный рисунок в одной плоскости.
Создание проекта ландшафта предполагает и использование пергол — навесов, увитых лианами или диким виноградом. Длинные и широкие перголы в сочетании с растительностью вокруг образуют камерные зеленые коридоры, спасающие в жаркую погоду.
Ландшафтный дизайн во французском стиле — это величайшее достижение садово-паркового искусства. Зеленое убранство территории, заключенное в рамки четкой геометрии, вдохновляет и заставляет поверить в чудеса перевоплощения. Ведь даже обычный участок в Москве или Московской области можно превратить в Версальский сад. Это трудоемкая и кропотливая работа, которая требует от дизайнеров знаний и практических навыков. Процесс включает и выравнивание рельефа, и подбор устойчивых к климату растений, и учет формы участка. Из этих нюансов складывает образ французского сада, заказать который предлагаем у нас.
Стиль барокко в ландшафтном дизайне — применение и особенности
Популярный в настоящее время стиль барокко достаточно сложен в реализации, особенно если говорить об оформлении целого садового участка. Дизайн сада в стиле барокко может использоваться для декорирования отдельных зон в саду, цветников, привнесения в композицию некоторых стилевых мотивов.
Роскошный и прихотливый ландшафтный стиль барокко является прямым наследником французских замковых садов и парков. Применение его на практике достаточно трудоемко и требует основательных финансовых вложений, а также постоянного ухода. Поэтому многие садоводы оформляют в стиле барокко только часть своего участка, привнося элементы французской роскоши в общую композицию сада.
Стиль барокко — возвращение к традициям
Ландшафтный дизайн переживает рост интереса к основательно забытым и ушедшим в прошлое стилевым направлениям. Классика прошлых столетий, казалось бы, безвозвратно устаревшая, приобретает актуальность и порой становится популярнее современных течений. Причиной тому – ее универсальность, потрясающая тонкость деталей, декоративная выразительность.
Мотивы барокко являются таким примером открывшегося второго дыхания у классического стилевого направления. Возросшая популярность барокко сопряжена с его трансформациями, направленными на поиск все более выразительных и контрастных решений, расширение цветовых сочетаний и появление новых элементов декора.
Отвечающие духу времени перемены, позволили классическому стилю достичь нового уровня. Даже самые простые элементы барокко, привнесенные в дизайн сада, придают ему одновременно аристократизм и экстравагантность.
Особенности стиля барокко
Это и строгая геометрия форм, и чистота линий. Но в первую очередь – изысканные и смелые комбинации деталей и акцентов, придающие ансамблю характерную утонченную роскошь. Визитной карточкой стиля барокко по праву считаются аккуратные бордюры и зеленые изгороди, традиционно разделяющие зоны и обрамляющие цветники. Выразительность и орнаментальность самым скромным объектам придают строгие ограждения, для создания которых используется самшит, граб, тис. Их применение особенно актуально в садах небольших размеров, где невозможно возвести высокие изгороди. Взамен классическому зонированию, появляется простор для творческого оформления границ с использованием аккуратных изгородей различной формы, придающих саду неповторимые черты.
Разумеется, стиль барокко не ограничивается наличием зеленых оград и бордюров. Художественное наполнение композиции осуществляется благодаря смелым сочетаниям совершенных газонов и строгих изгородей с пышностью цветников. Эффектные растительные ансамбли в обрамлении строгих зеленых рамок даже в небольшом количестве способны задавать тон всему оформлению сада. Еще одна отличительная черта стиля барокко – использование только самых чистых и ярких красок. Выбор контрастных по окраске растений типичен для данного направления. Рассмотрим простые пути реализации базовых принципов барокко при оформлении сада.
Симметрия и серийность — основные черты стиля барокко
Наиболее эффектным и традиционным элементом барокко является симметричное расположение одинаковых по форме объектов – грядок и клумб, окруженных зелеными рамками. Серии цветников и грядок разделяются идеально прямыми дорожками, зачастую сходящимися в одну центральную точку, где располагается другой узнаваемый элемент стиля – медальон. Это круглая площадка или единичный акцент вроде штамбового дерева или горшечной композиции. Даже на небольшом участке, исключающем создание серии цветников, можно соблюсти принцип симметричности, поместив в центр клумбы скульптурное изображение или вазон.
Еще один способ привнести мотивы барокко в уже существующую композицию – сформировать зеленый бордюр вокруг цветника. Кроме сплошной рамки встречаются пунктирные посадки самшита по периметру клумбы, либо горшечные композиции, подчеркивающие контуры цветников. Можно заново подстричь имеющийся в наличии зеленый бордюр, газон, придать более четкие контуры зоне отдыха, зонировать лужайку при помощи лабиринтов или декорировать при помощи симметрично расположенных скульптур или горшечных растений.
Стиль барокко -архитектурные элементы
Стиль барокко легко узнать по объектам малой архитектуры, используемым для оформления сада. Это самый простой и быстрый способ привнести в композицию свойственный этому направлению шарм и добавить эффектные акценты.
К объектам малой архитектуры относятся металлические павильоны, беседки, балюстрады, каменные вазоны, постаменты, скульптуры, полуколонны, многоярусные фонтаны. Из предметов садовой мебели особенно эффектно в саду смотрятся скамьи самых разных форм. Они могут быть литыми, коваными, комбинированными, с резными деталями. Размещенная в конце дорожки или возле живой изгороди, банкетка наполнит укромный уголок сада атмосферой волшебства. Особенно если по бокам разместить горшечные растения, а на самой банкетке положить несколько вышитых подушек.
Стиль барокко не обходит вниманием и садовые водоемы. Подчеркивающими роскошь элементами декора станут классические круглые пруды с расположенными по центру фонтанами, многоярусные каскады, водоемы со скульптурными изображениями. Мотивы барокко помогут удачно обыграть даже самую скромную лестницу при помощи кадочных растений или окруженного самшитовой рамкой цветника.
Дизайн частных садов — суть в мелочах
Ни один из стилей ландшафтного дизайна не уделяет столько внимания деталям, как стиль барокко. Ведь именно в них кроется секрет его изысканной роскоши. Уже упомянутые горшечные композиции, размещенные симметрично, придают царственность простым дорожкам и лестницам. В оформление зоны отдыха можно включить расшитые подушки с кистями, скатерти насыщенных тонов, текстильные изделия из узорчатого бархата, свечи, канделябры, старинные люстры, хрустальную и фарфоровую посуду. Привлекающим внимание декоративным элементом станут прозрачные вазы и чаши, наполненные водой, листьями или ягодами. На позолоченных подносах можно размещать натюрморты, составленные из веток, плодов, керамических фигурок. Все эти миниатюрные и по одиночке заурядные детали, будучи умело скомбинированными, привносят мотивы барокко даже в самый простой садовый ансамбль.
Французский стиль в ландшафтном дизайне сада
Подумайте о классическом французском саде, и вы сразу же подумаете о помпезных, замысловатых парках или длинных аллеях деревьев, расположенных между большими прудами и фонтанами.Французский стиль в ландшафтном дизайне еще называют регулярным или формальным, также называемый “Jardin à la Française” — это неовторимый садовый стиль с прямыми линиями и обязательной симметрией. Это творение, созданное произвести впечатление на посетителя.
История возникновения стиля
Р егулярный стиль в ландшафтном дизайне появился во Франции в XVI веке. Он включал в себя симметрию, партеры и геометрические фигуры. На французский стиль оказали большое влияние итальянские сады эпохи Возрождения. Сады Версаля (Versailles), созданные между 1662 и 1700 годами садовником Андре Ле Нотре, занимали 15 000 акров земли.
В них были фонтаны, статуи и партеры, топиары. Андре Ле Нотр продолжил создание необычных садов Версаля, самого большого сада в Европе и самого великолепного примера французского стиля. Этот вид паркового дизайна распространился по всей Франции. В те времена регулярные сады были олицетворением идеи торжества красоты, упорядоченности и богатства. Его популярность продолжалась до появления английского дизайна сада, начавшего следующий период в ландшафтной стилистике.
Французские ландшафтные дизайнеры видели сад как расширение архитектуры дворца или замка. Они разрабатывали сады в виде отдельных комнат с живыми стенами, созданными из зеленых изгородей и лестниц из воды.
Регулярный стиль садоводства распространился по всей Европе, где получил свое дальнейшее развитие.
Французский стиль: особенности планировки дизайна сада
Формальный или регулярный сад во французском стиле как правило обустраивался, соблюдая следующие правила:
- Парки в классическом формальном стиле, как правило, располагаются на ровной плоскости, без перепадов рельефа.
- В центре всегда находится здание (дом, или дворец). От него в разные стороны проложены пути в виде длинных осей.
- Использование геометрического плана и симметрии.
- Центральная ось ведет от дома перпендикулярно к главной дороге в саду.
- Пути, как правило, гравийные с подстриженными живыми изгородями.
- Вода всегда является ключевой особенностью французского дизайна, в виде множества круглых бассейнов и длинных каналов. Не редкость фонтаны и целые водные каскады.
- Ближе к строению находятся низкорослые растения и кусты.
- Вдалеке от дома тропы часто обрываются деревьями. Деревья всегда посажены прямыми линиями, добавляя перспективу и подчеркивая симметрию сада.
В регулярном стиле часто используются боскеты, статуи и павильоны.В здании обязательно присутствует терраса или балкон, откуда взору открывается отличный вид на сад.
Партеры и топиары в регулярном стиле
Широкое использование партеров, обычно состоящих из газонов или цветников правильной формы, разделенных бордюрами. Низкие обрезанные изгороди выложены симметричным рисунком, они могут быть довольно сложными с гравийной дорожкой, разделяющей их. Как правило, более сложные партеры ближе к дому. Чем дальше от здания тем проще становятся цветники.
Партеры также могут быть заполнены цветным гравием или песком. Цветы часто отходят на второй план в регулярном стиле. Здесь используется ограниченное количество цветов внутри партеров.
Часто присутствуют топиарные фигуры. Топиары стригут минимум 2 раза в год придавая самые разные формы (кубы, конусы, пирамиды, шары, спирали, фигуры животных).
Какие растения высаживают во французском стиле сада
Деревья, используемые в садах: липа, бук, граб, каштан и вяз. Деревья обязательно высаживаются по прямым линиям. Живые изгороди — это, как правило лаванда, розмарин и иногда сантолин. Важное значение имеет регулярная обрезка для придания растениям формы.
Цветовая гамма цветников ограниченна белым, розовым, синим и лиловым цветами, поскольку это были единственные цвета, доступные в 17 веке, когда были созданы многие из известных регулярных парков.
Низкорослые растения являются популярным выбором для партеров. В них высаживают ранние цветы, которые затем вынимаются и заменяются цветами для поздней весны и, позже, летними. Многие регулярные сады частично состоят с красивых огородов с овощами, выложенными в узоры и создающие превосходный вид.
Обустройство регулярного сада
Идеи из этого стиля можно использовать в приусадебном участке. Чтобы создать сад в регулярной стилистике, убедитесь, что здание является центром. Геометрические кустарники и замысловатые верхние слои являются ключевыми функциями для проектирования участка, вы также можете использовать множество архитектурных элементов, цветников. Продумайте расположение декоративных фонтанов, небольших скульптур и тропинок, которые соединяют различные части сада.
Растения без которых не обходится французский сад – лаванда, георгины, каноны и агапантус. Хотя изначально французский сад был не слишком ярким, но впоследствии был усилен другими цветами. Не забудьте сохранить хеджирование и верхние уровни, поскольку чистые линии и геометрические формы имеют решающее значение для формального сада. Тот, кто решился на реализацию регулярного стиля – должен быть готов к абсолютно симметричным формам, четкому порядку, разнообразным топиарам, ровным рядам и водоемам.