Главная наклонная форма икебаны

Традиции икебаны

Высокое мастерство японцев в формировании композиций из цветов известно во всем мире. Икебана — так в Японии называют искусство составления букетов и сами букеты, созданные по принципам этого искусства. Освоение творческого опыта японских составителей цветочных композиций полезно всем, кто соприкоснулся с этим видом творчества.

Икебана возникла в VI в. первоначально как часть религиозного ритуала: специально подобранные растения с высокими стеблями устанавливались в дорогие сосуды и размещались в буддийских храмах. Со временем композиция букетов изменялась, наряду с прямостоящими ветвями использовались и наклонные, расширялся ассортимент растений.

Значительные изменения в икебане произошли в XVI в. в связи с распространением в Японии чайной церемонии — явления, не имеющего аналогии в художественной культуре других стран. Чайные церемонии проходили в особом павильоне — чайном доме, архитектура которого отличалась легкостью, открытостью конструкции, органической связью с природой. Строили павильон из обычных материалов — дерева, соломы, бамбука, причем большое внимание обращали на отделку и качество этих материалов, на сочетание их друг с другом по фактуре и цвету. К дому примыкал сад. В чайной комнате павильона, где и происходило чаепитие, одна из стен имела нишу — токоному. В нее помещали живописный свиток или ставили букет цветов. Целью ритуала было отрешиться от повседневных забот и суеты, окунувшись в атмосферу гармонии и красоты в окружении произведений искусства, изящных предметов быта, отдавшись тихой, неспешной беседе. Такая церемония превращала питье чая в изысканное эстетическое действие, доставляющее человеку большое духовное наслаждение.


Прямостоячая форма букета

Икебана и в наши дни является неотъемлемой частью традиционного японского жилища.

Основу икебаны, к какому бы стилю, школе она ни принадлежала, составляют строгие каноны. Икебана формируется из трех компонентов: природного материала (цветы, ветви, листья и т. д.), вазы и приспособления для укрепления стеблей. Цветочная композиция изобилует символикой. Символика присутствует уже в самой основе построения композиции — в ее главных элементах, каковыми являются три ветви. Самая высокая ветвь символизирует небесный свод, средняя — человека, а самая низкая — землю. Каждая ветвь имеет определенную высоту в зависимости от размеров вазы, наклонена под определенным углом к вертикали и направлена в определенную сторону. Высота первой — самой высокой ветви равна сумме диаметра и высоты вазы, умноженной на 1,5 (высота ветви в букете отсчитывается от верхнего края вазы). Вторая — ниже первой и составляет 3/4 ее высоты. Высота третьей ветви равна 3/4 высоты второй. Углы наклона ветвей (по отношению к вертикали) определяются постоянными величинами: 15 и 45° — самая высокая (первая) и средняя (вторая) ветви, 75° — самая низкая (третья). В зависимости от положения и угла наклона первой ветви различают прямостоячую и наклонную форму букетов. Если она наклонена под углом 15° к вертикали, схема построения букета подчиняется законам прямостоячей формы, если под углом 45°, — форма букета будет наклонной. Существуют различные варианты прямостоячей и наклонной формы букетов, отличающиеся друг от друга расположением, а иногда и количеством основных ветвей и размещением их в вазе.


Варианты прямостоячей формы букета: (в — такие композиции используют обычно в букетах, предназначенных для установки в токоному. Для третьей ветви, направленной на зрителя, подбирают красивые цветы, чтобы получить яркое, красочное пятно; г — вторая ветвь отсутствует; д — ветви укреплены на двух разных наколках, расположенных на некотором расстоянии одна от другой. Для букета подбирают широкую плоскую вазу или две гармонирующие по форме и цвету вазы, разместив в каждой из них по наколке)

Кроме трех основных элементов в букете могут быть вспомогательные (цветы, ветки). Их роль — усилить, поддержать звучание основных, обогатить композицию. Располагают вспомогательные элементы в промежутках между основными, причем не выше тех, которые они усиливают. Вспомогательные цветы и ветки не должны спорить с основными по форме и цвету.


Наклонная форма букета

Большое значение в японских букетах придается выявлению природной красоты материала. Составители букетов внимательно осматривают каждый цветок, каждую ветку дерева, включаемые в композицию, удаляют поврежденные листья и соцветия, ненужные ответвления. Отрезая лишние побеги, они выделяют наиболее соответствующий характеру букета изгиб стебля, находят динамические, неожиданные изломы. Красота, изящество линий способствуют выразительности силуэтов композиций.


Варианты прямостоячей формы букета. (в — такие композиции используют обычно в букетах, предназначенных для установки в токоному. Для третьей ветви, направленной на зрителя, подбирают красивые цветы, чтобы получить яркое, красочное пятно; г — вторая ветвь отсутствует; д — ветви укреплены на двух разных наколках, расположенных на некотором расстоянии одна от другой. Для букета подбирают широкую плоскую вазу или две гармонирующие по форме и цвету вазы, разместив в каждой из них по наколке)

Японские мастера обычно в одном букете используют небольшое количество растений. Композиция не должна быть перегруженной. Каждый цветок располагается свободно, не соприкасаясь с другими цветами и не закрывая их. Изысканная простота, естественность композиции — один из важнейших эстетических принципов икебаны.

Известен ряд стилей икебаны. Наиболее распространен в настоящее время стиль морибана. Для него характерна большая свобода в выборе растений и ваз. Чаще всего используют низкие, широкие вазы, плоские ванночки. Растения в вазах укрепляют на специальных приспособлениях — наколках, удерживающих стебли в нужном положении. При компоновке цветов избегают симметрии. Вообще асимметрия — один из основных принципов икебаны. Для создания асимметричной композиции цветы в плоской вазе чаще всего смещают к краю. Свободную часть вазы нередко используют как водное зеркало, в котором отражаются цветы, — такие композиции выглядят очень эффектно.

Для некоторых современных стилей икебаны характерен отход от традиционной манеры как в построении букета, так и в использовании материала. Главное в них — достижение яркого эффекта любыми средствами. Часто такие композиции надуманны, неестественны.

Традиционная же икебана, выработавшая за многовековую историю своего существования разнообразные формы букета, не может не восхищать. Раз и навсегда определенные соотношения ветвей и вазы, направления и углы наклона ветвей, как и многие другие принципы обязательные для икебаны, вовсе не случайны. Эти пропорции не какие-то отвлеченные математические величины, которые по чьей-то прихоти искусственно установлены именно такими, а не иными. Они складывались и закреплялись веками в процессе накопления творческого опыта и обусловлены гармоническим сочетанием ваз и растений, сочетанием форм и окрасок. Уже три основные ветви разной высоты, расположенные в трех разных плоскостях, сразу создают выразительный объем, четко организуя пространство. Благодаря хорошо продуманному расположению всех элементов букета достигается большое разнообразие его форм при минимуме средств. Вспомогательные элементы еще более разнообразят композицию. Тщательный подбор материала в соответствии с замыслом букета и высокая культура исполнения, присущие икебане, позволяют создавать произведения, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на зрителей.

Влияние икебаны в мировой практике составления букетов сейчас настолько сильно, что его испытывает, пожалуй, каждый художник, какой бы яркой творческой индивидуальностью он ни являлся.

В нашей стране немало людей занимается составлением букетов, и многие из них являются настоящими мастерами этого дела. Их произведения отличаются художественным вкусом, завершенностью формы, богатством: содержания. Составители букетов, освоив основные принципы икебаны, не останавливаются на внешнем подражании этому искусству, а находят новые изобразительно-выразительные средства для осуществления своих творческих замыслов. Важнейшие принципы икебаны — тщательный подбор материала для букета, привлекательный внешний вид растений, смелое их сочетание и естественное расположение, гармоничные соотношения вазы и растений — в их работах выступают как необходимые предпосылки для создания изящной цветочной композиции. Творчеству советских составителей букетов, таких, как заслуженный деятель искусств Грузинской ССР М. Мамулашвили (Тбилиси), В. Калвы (Рига), В. Губанова (Ашхабад), С. Венчагова (Сочи), Л. Шульгиной и Л. Саркисовой (Москва), И. Утенко (Ленинград) и других, присущ оптимизм, чувства патриотизма, гражданственности. Во многих работах прослеживается стремление выразить темы большой социальной значимости.

Изготовление икебаны

Понятие и общая характеристика икебаны, история и основные этапы ее развития, значение в восточной культуре. Материалы для создания композиции, принципы их отбора. Разработка проекта и техника исполнения. Икебана из природных и искусственных материалов.

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления11.05.2015

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что искусство икебаны является одним из самых популярных в Японии и считается символом воплощения высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadф («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана развилась в отдельную школу. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана – это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны – пустота.

Цель работы: Создать икебану, посвящённую началу весны

1. изучить историю появления икебаны;

2. изучить основные виды и материалы для создания композиций;

3. разработать эскизы будущей композиции.

1. Исторические сведенья

икебана композиция культура

В переводе с японского языка слово «икебана» означает «жизнь в цветах» или «живые цветы» («ике» – жизнь, «бана» – цветы). Однако не правы те, кто утверждает, будто происхождение искусства формирования букетов берет свое начало в Стране восходящего солнца. На самом деле исторической родиной икебаны является Индия: здесь традиция возложения на алтарь в храмах цветущих растений олицетворяла собой преклонение простых смертных перед лицом Высшей справедливости. После национальный обряд переняли жители Поднебесной, а приблизительно в VI веке искусство составления композиций из цветов попало на японскую землю вместе с буддизмом. Только спустя четыре столетия икебана пробрела современные черты, но продолжала носить чисто религиозный характер. Букеты вышли за пределы священных зданий лишь в XV веке. С этого момента создание цветочных композиций превратилось в светское занятие. Правда, пока икебана была прерогативой исключительно богатых слоев населения.

Надо отметить, что цветочное искусство не стояло на месте, подвергаясь непрерывной коррекции в сторону упрощения. Большую роль в этом процессе сыграл правитель Йошимаза. Кстати, именно он открыл доступ к традиционному занятию обычным людям. Сегодня икебана продолжает наполнять жизнь японцев особым смыслом. Нынешняя эпоха накладывает свой отпечаток на стиль цветочных композиций: классическая безмятежность постепенно уходит в прошлое, уступая место динамичным, более эмоциональным формам. Но, как и прежде японские букеты не являются предметами декора – это отражение философского взгляда на мир.

Россия познакомилась с цветочным искусством в 1968 году, во времена СССР. Конечно, у нас такой популярностью, как в Стране восходящего солнца, составление композиций из цветов не пользуется, но все же, находятся любители, с удовольствием вкладывающие в создание букетов душу.

2. Определение данного вида искусства

Икебана – японское традиционное искусство аранжировки срезанных цветов в вазах. Икебана, если перевести на русский язык, обозначает «Жизнь цветов» (Ике – «жизнь», Бана – «цветы»). В наше время икебана прочно вошла в направление фитодизайн. Прошло то время, когда икебаной занимались лишь избранные мастера Востока. Сегодня икебана доступна всем и даже используется в качестве одного из направлений фитодизайна офиса.

Для того, чтобы получить удивительный дизайнерский элемент, коим являются растения в вазе, необходимо уяснить некоторые принципы. Классическая икебана представляет собой живую конструкцию ассиметричной треугольной формы, то есть состоит из трех элементов. Первый, «син», самая длинная сторона фигуры – является воплощением небесного начала. Следующий компонент «хикае», самая короткая сторона – означает землю, место обитания рода человеческого. И, наконец, последняя составляющая букета «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом. Совокупность перечисленных элементов – не что иное, как остов икебаны.

Но на этом создание композиции не заканчивается, ведь между основными ветками нужно еще поместить дополнительные растения – дзюси. Форма букета может быть либо наклонной, либо прямостоячей. Залог успеха икебаны – правильно подобранная главная ветка, а также максимальная изогнутость цветочной композиции.

3. Материалы для создания композиции

Немаловажным в создании букетов и композиций является правильный выбор дополнительных компонентов. Конечно, основную эстетическую функцию икебаны выполняют цветы разнообразных размеров, форм и оттенков. Но именно инородные включения превращают обыденный букет в маленький шедевр.

Кроме того, часто возникает надобность как-то скрыть, замаскировать вспомогательные конструкции букета: разнообразные крепления, соединения, каркасы. И в этом случае вам помогут дополнительные материалы, как природные, так и искусственные.

И наконец, именно аксессуары способны расставить акценты в икебане, создать необходимое настроение, выразить характер композиции и максимально приблизить ее к интерьеру.

Все дополнительные материалы можно условно разделить на две большие подгруппы: природные и искусственные. К природным относятся различные минералы и их производные: песок, камни, керамика, а также растительные компоненты: коряжки, ракушки, мох, веточки и т.д.

Искусственные аксессуары включают в себя все те украшения, имеющие фабричное происхождение или же сделанные вами из пластика, ткани, стекла, целлофана и т.д.

Читайте также:  Гортензия в горшке: сорта, выращивание, использование в дизайне сада

4. Изготовление композиций

Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, необходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространственная структура, способствуют восприятию ее в качестве единого целого.

Конструирование икебаны, как и иероглифа, основано на сочетании элементов, каждый из которых несет определенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранного сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал главный конструктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны активными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что позволяет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и играет роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки олицетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по ветвям и по стволу.

Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэтому в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу трех плоскостей: одна линия А символ неба, руководящее начало (син), другая линия В человек (соэ) и третья линия С символ земли (хикаэ). Главные элементы букетасин, соэ и хикаэ составляют его скелет. Эти линии могут быть ветками или цветами.

Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки растений, получится разносторонний треугольник, именно он и лежит в основе асимметричной гармонии любой икебаны, а сама композиция состоит из нечетного числа цветов. Японские мастера по этому поводу говорят: Только асимметрия и нечетность основы красивого. Поэтому икебана не бывает круглой, а ее элементы никогда не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично (приложение рис. 10).

В японской аранжировке часто используются ветки хвойных пород с четким графическим силуэтом. Если берутся ветки лиственных пород, то они должны быть, как правило, без листьев или с распустившимися почками.

Кроме основных линий, в композиции могут участвовать вспомогательные элементы, которые называют помощниками (дзюси). Японцы называют это мясом букета.

Задачей помощников является усиление впечатления от основных ветвей композиции, и отбираются они в основном из того же материала, что и сама веткахозяин. Иногда количество ветокпомощников не ограничивается, и они могут быть поставлены к любой основной ветке.

Оптическая связь концов основных ветвей всегда создает треугольник с неравными углами. Длина трех ветвей строго определена. Основная самая высокая ветвь, а, отображающая небо, имеет длину, составляющую полторы суммы диаметра и высоты вазы, не считая той части, которая в вазу погружена. Высота ветки или цветка, отображающего человека, равна 3/4 высоты основной ветви (неба), а высота самого низкого растения с, отображающего землю, равна 3/4 высоты стебля среднего растения, следующего за самым высоким (приложение рис. 11).

От расположения растений в композиции под различными углами создается тем самым ее объемность. Самую высокую ветвь или стебель ставят по центру с наклоном по вертикали на 10 150 влево и немного вперед, второй, который пониже, левее первого с наклоном 40 450 и с еще большим наклоном вперед, третий, самый короткий, отклоняют вправо по вертикали на 60 750. Эта четкая расстановка стеблей строго рассчитана и является правилом икебаны, которое создает гармоничное единство элементов в композиции (приложение рис. 12).

Важнейшим элементом икебаны является небо, от его направления и динамики зависит эффект всей композиции. Опорой для неба служит человек, он должен соответствовать небу по форме и направленности. Земля уравновешивает композицию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором линий играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цветам и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам растения зеленой или светлой окраски. Далее мы приведем все правила, которые желательно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страницах этой книги, и это не случайно ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам придется ознакомиться с так называемыми заповедями традиционной икебаны. Их всего пятьдесят.

Красивые цветы не одно и то же, что и красивая икебана. Цветы свою красоту покажут только после того, как их правильно поставят.

Правильная икебана должна соответствовать эпохе и поводу, по которому делается.

Дух икебаны не стареет, но каждый создает ее по-своему.

Даже в одной ветке и в одном цветке должна быть отражена дикая природа.

5. Икебана из природных и искусственных материалов

Материалы и инструменты

· Ветки (2 шт.) 1 длинная с несколькими разветвлениями, 2 маленькая, со свисающим концом вниз.

· Мыльница на ножка (1 шт.)

· Цветная бумага (2 листа) нежно-розового цвета

· Свечка (1 шт.) свечка среднего размера, широкая

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Читайте также:  На что влияет рельеф земельного участка?

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.


В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Главная наклонная форма икебаны

Современные тенденции – Словарь терминов.

История икебаны
  • Икенобо
  • Влияние школы Дзен
  • Изящный Сегун
  • Рикка (нагеирэбана и чабана)
  • Морибана
  • Небо (человек и земля)
  • Аранжировка – зеркало традиций
  • Свет мой цветик мне скажи
  • Цвета в икебане
  • Искусство аранжировки
  • Правила построения икебаны
  • Фиксация растений при Хейка
  • Заповеди икебаны Принципы аранжировки:
  • Гармоничность
  • Объемность
  • Асимметричность
  • Выразительность
  • Баланс
  • Масса
  • Акцент
  • Контраст
  • Фактура
  • Пространство
  • Фон
  • Освещенность композиции Способы сохранения цветов:
  • Алгоритм
  • Грамотно засушиваем
  • Жизнь срезанных цветов
  • Сохранение свежести цветов Список растений:
  • Цветы и растения для икебаны
  • Ведущие школы икебаны
  • Основные правила
  • Школы
  • Школа Согецу Школа Икенобо:
  • О школе Икенобо
  • Стиль Рикка
  • Стиль Сека
  • Стиль Чабана
  • Нагеирэ и Морибана Школа Охара:
  • О школе Охара
  • Основные направления
  • Методы Охара
  • Стили школы Охара Морибана:
  • Основы построения
  • Прямостоячий стиль
  • Наклонный стиль
  • Каскадный стиль
  • Вертикальный стиль
  • Контрастный стиль Хейка:
  • Основы построения
  • Прямостоячий стиль
  • Наклонный стиль
  • Каскадный стиль
  • Вертикальный стиль
  • Контрастный стиль
  • Однорядный стиль
  • Стиль малой формы
  • Пейзажные композиции
  • Танец цветов
  • Стиль Римпа
  • Современные тенденции
  • Плоды и овощи в икебане
  • Символика растений в икебане
  • Дарим цветы по восточному
  • Дарить или не дарить
  • Цветочный гороскоп
  • Растения и знаки Зодиака Аромомир:
  • Ароматы и темперамент
  • Аромат времени года
  • Восточные гороскопы
  • Ароматы для дома Словарь икебаны:
  • Словарь терминов
  • Галерея икебаны (фото)
  • Цветочная икебана
  • Фантазийная икебана
  • Абрис – контур, очерк, обвод, рисунок без теней, очертание предмета.

    Дзюси – ветки или цветы, дополнительные элементы к трем главным элементам композиции.

    Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны.

    Керамзит (от греч. keramos – глина) – искусственный пористый гравиеподобный заполнитель для легких бетонов. Размер зерен 5-40 мм. Получают обжигом (во вращающихся печах) легкоплавких глинистых пород.

    Кензан (Kenzan) – наколка с несколькими рядами острых латунных иголок, прочно закрепленных в твердом основании, круглом или прямоугольном.

    Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V.

    Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть.

    Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде, напоминающая пейзаж в миниатюре. Этот стиль появился в XIX веке в результате влияния европейской культуры на японскую.

    Нагэире (Nageire) или Хейка – аранжировка икебаны в высокой вазе, которая отражает естественный рост растений. Цветы стоят в вазе непринужденно, свободные от каких-либо правил; стебли свободно опираются о края сосуда. Имеет множество форм.

    Нагеирэбана – объединенный стиль древней Японии, включающий все стили, кроме Рикка.

    Рикка (Rikka) – это классический, традиционный стиль составления букета, оформившийся в начале XV века. Рикка составляется по строго определенным правилам.

    Рабатка – неширокий, сильно вытянутый в длину цветник, состоящий из одного-трех видов или сортов растений. Ширина рабатки обычно составляет 40-50 см, иногда до 1,5 м (редко 3 м). Длина произвольна.

    Поверхность в целях избежания застоя воды делают ровной, и только на широких рабатках – немного выпуклой в центре. Рабатки бывают односторонние или двусторонние. Односторонние рабатки располагают по краям дорожек, у стен зданий. Двусторонними разделяют широкие аллеи, проезды.

    Сейка или Сёка (Seika, Shoka) – этот стиль оформления икебаны появился в середине XVIII века, он представляет собой упрощенный стиль рикка.

    Син – первый, главный элемент (ветка, цветок) в композиции, символизирующий Небо.

    Сиппо – металлический держатель с открытыми гнездами.

    Соэ – второй главный элемент в композиции, символизирующий Человека.

    Суйбан (Suiban) – плоская ваза без дренажных отверстий.

    Тай – третий главный элемент композиции, символизирующий Землю.

    Токонома – стенная ниша была архитектурным элементом монашеской кельи дзенского монастыря, но Сёгун Асикага Ёсимицу перенес ее в дома обычных японцев, где впоследствии стали устанавливать цветочные аранжировки.

    Хана (Hana) – цветок.

    Хасами (Hasami) – специальные ножницы, служащие для обрезания материалов для икебаны.

    Хейка (Heika) – оформление икебаны в высокой вазе с узким горлышком.

    Чабана (Chabana) – стиль икебаны, предназначенный для чайной комнаты; атрибут чайной церемонии.

    Карэмоно – сухой растительный материал.

    Кейсинкей – наклонная форма композиции.

    Компот – сосуд для икебаны на ножках.

    Мидзукири – подрезка веток и цветов под водой.

    Моримоно – аранжировка с использованием плодов, фруктов, овощей на блюде.

    Построение Икебаны

    Приступая к аранжировке, поднос с цветами рекомендуется поставить справа от себя, а вазу – примерно на расстоянии 60 см впереди подноса. Когда ваза стоит рядом, заниматься аранжировкой легче, однако чтобы лучше видеть все цветы по мере их расстановки, вазу нужно разместить немного дальше. Сосуд должен находиться выше уровня глаз, дабы впечатление от композиции при ее создании было таким же, как и впоследствии у зрителя.

    Начиная составлять композицию, из имеющегося материала прежде всего выбирают самую высокую и красивую ветку, смотрят, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка (или цветок) выглядит наиболее выигрышно. “Изнанка” листьев обычно не должна быть видна. Нужно стараться, чтобы листья или цветы не перекрывали друг друга. Густые ветки прореживают, убирают все некрасивые части, лишние листья.

    Для закрепления растений в низких сосудах используют кензан (свинцовое основание с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей из нержавеющих металлов).

    Ветку укрепляют в кензане следующим образом. Ее держат у самого основания и втыкают вертикально, а затем наклоняют в нужную сторону. Цветы накалывают сразу под необходимым углом. Если стебель очень тонкий, то кончик его можно вставить в отрезок более толстого полого побега либо обмотать полоской бумаги.

    Толстые ветки заостряют или расщепляют. Пучок тонких стеблей можно скрепить вместе отрезком проволоки или шпагата. В полый стебель, например георгины, можно вставить фитилек или короткую тонкую палочку.

    Используя толстые тяжелые ветки, для устойчивости всей композиции берут наколку с более тяжелым основанием или прикрепляют сбоку одного кензана другой, иголками вниз, скрепив между собой часть встречных игл.

    Кроме того, тяжелую ветку можно прибить гвоздями к дощечке, а кензан для фиксации цветов и легких веток поставить сверху. Помимо кензана, можно использовать и сиппо – пластинку с отверстиями для стеблей. Однако она не обеспечивает той свободы фиксации растительного материала, которую создает кензан.

    Если композиция односторонняя, то ветки не должны отклоняться назад от зрителя, поскольку это создает эффект неустойчивости. Они не должны казаться также поникшими или сломленными. Основание букета должно быть красивым и законченным.

    В низких вазах наколку нужно обязательно замаскировать цветами, веточками или листьями, а в отдельных случаях даже завернуть в тонкую папиросную бумагу или в салфетку. Однако листья не должны находиться в воде. В некоторых последних работах школы Охара наколки не маскируют. Вариант применяют для установки в большой плоской вазе перекрещенных веток, как бы образующих шалаш.

    Размеры композиции зависят от размера вазы, сосуда, который, в свою очередь, определяется суммой его высоты и диаметра. Это правило справедливо для высоких и низких, плоских ваз. Ветки и цветы подбирают так, чтобы их высота в 1-1,5 раза (для массивных веток и цветов) или в 2 раза (для мелких, изящных) превышала размер сосуда. При аранжировках в высоких вазах рассчитанную длину веток и стеблей цветов необходимо увеличить, так как часть будет находиться внутри сосуда. Поэтому их берут соответственно длиннее.

    Основные варианты учебной икебаны складываются из группировки трех главных элементов: син – олицетворяет небо, соэ – человека и хикаэ – землю, для которых приняты условные обозначения в учебных диаграммах. Высота и длина основных элементов зависят от размера вазы и строго пропорциональны друг другу. Так, первый элемент – син обычно берут в 1,5-2 раза больше размера вазы, второй – соэ в 3/4 первого и третий – хикаэ – в 3/4 второго. В начальной стадии обучения первыми двумя элементами обычно служат ветки, третьим – цветы. К каждому главному элементу добавляют помощников (дзюси), усиливающих его. Помощники главных элементов короче, по местоположению тяготеют к ним и бывают, как правило, из того же материала, что и главные элементы.

    Варианты композиций в низких вазах

    Основная прямостоячая форма.
    Первая, главная, ветка (син) наклонена вперед и влево под углом 15°, вторая (соэ) – также вперед и влево под углом 45°, третья (хикаэ) отклонена вправо и вперед под углом 75°. рис 1.а

    Основная наклонная форма.
    Первая, главная, ветка наклонена влево под углом 45°. вторая – влево под углом 10-15°, третья – вправо под углом 75°. Все ветки слегка наклонены вперед. рис 1.б

    Вариант 1 прямостоячей формы:
    Вариант 1 наклонной формы:
    син наклонена под углом 45° влево, соэ – под углом 15° вправо, хикаэ- под углом 75° в ту же сторон. рис 2.б син наклонена слегка назад и вправо под углом 15°, соэ – вперед и влево под углом 45° и хикаэ – под углом 75° вперед и вправо. рис 2.а

    Вариант 2 прямостоячей формы:
    Вариант 2 наклонной формы:
    Вариант 3 прямостоячей формы:
    Вариант 3 наклонной формы:
    Син наклонена под углом 45° влево, соэ – под углом 75° вправо, хикаэ – вперед и влево под углом 15°. рис 4.б используют обычно для ниши, где ставят букет цветов. Он должен рассматриваться с трех сторон. Для хикаэ стараются подобрать побольше цветов, создающих красочное пятно. рис 4.а син, хикаэ наклонены влево, соэ – вправо. рис 3.б син – влево, соэ и хикаэ меняются местами. рис 3.а

    Вариант 4 прямостоячей формы:
    Вариант 4 наклонной формы:
    Вариант 5 прямостоячей формы:
    Вариант 5 наклонной формы:
    Выше рассмотрены формы и варианты односторонних композиций в низких вазах, устанавливаемых чаще всего у стен, поэтому воспринимаемых с “лицевой” стороны. рис. 6б.
    берут две наколки, располагая их в двух разных местах большой широкой и плоской вазы или в двух небольших вазах, сходных по форме или цвету, поместив их рядом. используют две наколки, расположенные отдельно одна от другой. Этот вариант создает впечатление простора, ширины, свежести. Если нет большой широкой плоской вазы, берут две небольшие вазы, подходящие по форме или по цвету, поместив в каждую из них по наколке. рис. 6а. син и хикаэ меняются местами по углу наклона. рис. 5б. отсутствует вторая ветвь (соэ), для син подбирают особенно красивую ветку. рис. 5а.

    Вариант 6 – четырехсторонний.
    Если основными элементами (син, соэ, хикаэ) будут ветки, то в качестве помощников к каждому из них можно подобрать цветы (в ранее рассмотренных композициях ветки син и соэ дополняли, как правило, также ветками). Если в вазе на обеденном столе ставят только цветы, то их должно быть достаточное количество. Наиболее изящные композиции получают из цветущих веток кустарников: сирени, жасмина, спиреи, яблони или сливы.

    Вариант 7 – “плавающая икебана” типа натюрморта.
    Применяют обычно для украшения обеденного, банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные без цветоноса, добавляют несколько листьев. В этой композиции должна быть видна вода. Используют также фрукты и овощи и даже небольшие фигурки.

    рис 8 Ваза с цветами, которую ставят посредине стола, должна выглядеть красиво и интересно со всех сторон и обязательно по-иному с разных точек созерцания. Цветы не должны загораживать собеседников, сидящих друг против друга. Поэтому при аранжировке применяют варианты прямостоячей и наклонной форм, но длина элемента син ограничивается суммой диаметра и высоты вазы (в односторонних композициях эта сумма увеличивается в 1,5-2 раза). Углы отклонения от вертикали основных элементов те же, что и у основной прямостоячей формы, но они направлены в разные стороны. Дополнительные ветки-помощники в четырехстороннем букете берут меньше обычного размера и направляют также в разные стороны. рис 7, а, б.

    Место наколки (кензана) зависит от вазы. Для композиции, просматривающейся со всех сторон, в круглой вазе ее размещают обычно посредине, в удлиненной – посредине или сбоку. Располагают цветы и ветки на наколке так, чтобы она по возможности была незаметной, замаскировывают ее. В плоских широких вазах очень украшает и оживляет композицию открытая поверхность воды: она придает ощущение свежести, поэтому такие композиции особенно хороши в летние жаркие дни.

    Форма композиции зависит и от того, откуда на нее будут смотреть. Композиция может быть одно-, двух-, трех- и четырехсторонней. Необходимым условием при этом должно быть отсутствие симметрии: с каждой новой точки она должна смотреться по-новому и интересно.

    При аранжировке в высоких сосудах (в стиле нагеирэ) также различают обычно три основных элемента. Углы наклона, длина веток и их положение те же, что и в рассмотренных выше вариантах.

    При составлении композиций в высоких вазах не пользуются наколками, но чтобы придать веткам определенное положение, применяют различные способы и приемы. Если горлышко вазы небольшое, ветки можно не укреплять или в горловину вазы вставить пучок соломы. Ветку подрезают и помещают так, чтобы поверхность среза прижималась к стенке вазы: это обеспечивает ее устойчивое положение.

    В цилиндрических вазах внутри крест-накрест укрепляют две палочки – перекладинки, отрезанные от веток с мягкой древесиной, которые целесообразно дополнительно связать. Такие распорки помогают удерживать цветок или ветку в вазе в нужном направлении. Иногда к распорке привязывают ту или иную ветку, а затем вставляют в вазу.

    Еще два способа – закрепление и наращивание основной ветки.

    1. Берут палочку, равную высоте вазы. Верхний край ее расщепляют на 3-7 см. Так же расщепляют и ветку, которую хотят поместить в вазу. Расщепленные концы вставляют друг в друга. Таким образом, фиксируют ветку. Для прочности ее неплохо укрепить проволокой или ниткой. Затем ветку, укрепленную на палочке, помещают в воду.
    2. Ветку срезают по диагонали и расщепляют, в расщеп для большей опоры вставляют палочку и перевязывают тонкой проволокой.

    Дополнительную палочку прикрепляют к ветке крестообразным способом.

    При сгибании, что часто бывает необходимо в аранжировке, обе руки на ветках или на цветоносах держат близко, так чтобы большие пальцы заходили друг за друга, а изгиб делают одновременно с легким скручиванием. Для композиций в стиле рикка в горловину сосуда вставляют жгут из отдельно связанных пучков соломы. У ветвей и стеблей заранее зачищают и заостряют концы. Большие ветки нужной формы часто собирают с помощью фигурных выпилов на основной, ведущей, ветке или сбивают гвоздями из веточек меньшего размера с нужным изгибом.

    Цветоводам и аранжировщикам полезно ознакомиться с основными правилам икебаны. Некоторые из них приведены ниже в слегка сокращенном виде.

    Основные правила (заповеди) икебаны.

    Важно обучение совершенству линий, безыскусности, обязательному пониманию роста и развития растений, любви к природе во всех ее проявлениях. Главное в икебане – это не сочетание красок, цветов, а отражение форм природы и жизни.

    Цветы раскроют свою красоту после того, как их соответствующим образом поставят, выявят четкость и изящество линий, гармоничность сочетаний красок. Даже в одном цветке и одной ветке должна быть отражена великая природа.

    Приступая к аранжировке, поговорите в душе с каждым цветком, не опасайтесь конечных результатов, будьте спокойны и внимательны.

    Нужно бережно относиться к растениям, но во имя прекрасного не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы и листья – это выявит красоту оставшихся. Легенда рассказывает о том, что известный мастер икебаны перед приходом почетного гостя срезал в саду все цветы, дабы подчеркнуть красоту единственного цветка, который он поставил в композицию.

    Не обращайте внимания на количество цветов и веток (четное или нечетное), так как самое главное – это гармония и баланс. Лучшая ваза – любой сосуд, который кажется аранжировщику подходящим. Ветки, например, ели, туи, листья папоротника нельзя ставить полностью “анфас” или в “профиль”. Им нужно придать небольшой поворот и наклон.

    Изогнутые ветки ставят так, чтобы верхний конец был направлен вверх, а не вниз.

    Сначала подберите гармонирующие друг с другом вазу и материал, а сделав композицию, найдите для нее подходящее место и освещение, что усилит гармонию композиции.

    Каждая композиция должна иметь “лицо”, то есть быть повернутой в ту сторону, откуда она лучше смотрится. Подлинная красота икебаны вытекает из гармонии ее с окружающей обстановкой.

    Если цветы и ветки – главный элемент композиции – яркие, то вазу выбирают скромную, одноцветную, если же ваза – главный элемент, то цветы и ветки подбирают неяркие, дополняющие красоту и изящество вазы.

    Используйте вдохновение для составления композиций неожиданных форм, подберите необычный материал, который подскажет тему аранжировки.

    Композиция окажется невыразительной, если между главными элементами будет одинаковое расстояние и они будут располагаться симметрично. Это создаст впечатление монотонности. Впечатление силы каждого главного элемента композиции не должно быть одинаковым, то есть они должны быть различными по размеру цветовых пятен.

    Композиция должна иметь акцент – “изюминку”.

    И самая главная, последняя заповедь – ум и сердце аранжировщика не должны быть в плену у правил

    Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

    Комментарии:

    Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий.
    Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

    Ссылка на основную публикацию