Схема переключения передач Т-150

Коробка передач трактора Т150

С 1971 года в Харькове впервые был выпущен первый трактор Т 150, который на данный момент считается одним из ветеранов среди данного класса транспорта. Сейчас этот агрегат распространен практически во всех странах постсоветского пространства. Работу трактору обеспечивает дизельный двигатель ЯМ3–236, мощность которого составляет около 170 лошадиных сил. КПП трактора Т 150 также производится на этом заводе — он практически неотделим от мотора и устанавливается на раме. Далее рассмотрим основные принципы работы коробки передач трактора Т 150К и Т 150, отличия и особенности.

Что представляет из себя КПП на трактор Т 150

КПП представляет собой механическую коробку на гидравлическом управлении. С помощью такой конструкции коробку передач на тракторе Т 150 можно переключать прямо на ходу без разрыва мощностей двигателя. Кроме того, преимуществом такой конструкции является увеличение производительности автомобиля и экономия топлива, что очень важно при подсчете расходов на технику. Водителю намного легче управлять таким транспортом. Также в КПП расположен такой элемент, как ходоуменьшитель, позволяющий осуществлять передвижение на небольших скоростях. Это очень полезное свойство для проведения промышленных работ, т.к. при уменьшении показателей скорости растет тяга агрегата.

Переключение диапазонов

Конструкторы уместили в устройство 4 режима:

  • режим с замедлением;
  • рабочий;
  • транспортный;
  • заднего хода.

Каждый из интервалов в КПП трактора Т 150 содержит по 4 передачи и 4 муфты, расположенные на втором валу. Чтобы сменить режим, необходима остановка транспортного средства. После этого обращают внимание на шестерни, которые необходимо привести в зацепление. За счет этого произойдет старт вращения валов. Ниже приведена схема переключения передач трактора Т 150. Скорость регулируется при помощи двух рычагов: левосторонний ответственен за режимы, а правый рычаг для смены передач.

Конструкция и структура

Коробка трактора Т 150 не похожа на модели других транспортных средствах тем, что имеет два тормозных вала (в других моделях он обычно один). Каждый из валов предназначен для движителей слева и справа. С помощью такой конструкции удается менять скорость, а также тягу трактора. Кроме того, это позволяет поворачивать оборудованию в любом радиусе. Когда агрегат движется по прямой, то валы работают с одинаковой частотой. Если же необходимо сделать поворот, то один тормозит или их частота расходится.

На поверхности корпуса коробки передач трактора Т 150 находятся механизмы, позволяющие переключать ряды и включать валы с насосами. Здесь же вставляется ось, на которую надевается рычаг для коробки. Посредством силы тяги он соединяется с тормозной педалью. Подробная схема коробки передач трактора Т 150, обозначения элементов расположены ниже в статье.

Различия между КПП моделей 150 и 150К

Несмотря на схожесть в конструкции двух агрегатов, КПП Т150 имеет несколько отличий от Т 150К. Основное преимущество в том, что для переключения скоростей не нужно останавливать транспорт. Все благодаря специфическому устройству коробки, о котором было рассказано выше. В механизме сначала происходит подключение гидроподжимной муфты передачи, а затем отключается муфта, контролирующая предыдущую передачу. Таким образом, в небольшом временном промежутке происходит работа двух муфт одновременно, благодаря чему переключение неразрывно. Единственное для чего придется остановить агрегат — это для изменения режима.

Еще одно значительное изменение, которое претерпела КПП: наличие ходоуменьшителя. При этом первичный вал обладает промежуточным соединением с механизмом сцепления. Обычно спецтехника включает в себя мягкие конструкции соединений — чаще всего это прокладки из резины. Однако в конструкции коробок передач Т 150 есть составляющие из металла, поэтому в устройстве соединения жесткие.

Переключение КПП разных моделей трактора

В целом конструкции моделей разного года выпуска аналогичны друг другу. Но существует и ряд изменений, которые сказываются на том, как переключать передачи. Если владелец столкнулся с трактором, выпущенным до 1983 года, то он имеет дело со старым образцом. В новых моделях тракторов коробка передач немного другая: здесь увеличена тяга до 40 тысяч Ньютонов, она обладает усиленными подшипниками, а также специальными зубчиками. В новых версиях КПП устанавливаются скоростной редуктор.

Особенности замены масла в коробке передач

Агрегаты данного типа нуждаются в регулярной смене масла, однако не каждый владелец понимает, как правильно выбрать и залить вещество. От того, насколько часто будет проводиться замена, зависит состояние трактора и срок его эксплуатации. Специалисты рекомендуют использовать только специальные расходники и технические жидкости, которые способны обеспечить условия работы для трансмиссии. Если же нет возможности выбрать конкретные технические жидкости, то за консультацией лучше обратиться к специалисту.

Для определения количества масла в коробке необходима регулярная проверка показателя. Периодически нужно проверять уровень масла. Достаточно заглянуть в смотровое окно. Оно установлено на корпусе трансмиссии.

Относительно заливки масла в коробку специалисты рекомендуют делать замену не менее двух раз в год, даже если в коробке передач его еще достаточно. Лучше это делать в межсезонье либо, когда владелец намерен сменить фильтры.

Нужно учесть тот факт, что доливать масло в Т 150 необходимо только при работающем моторе. Завести транспорт лучше заранее — двигателю нужно дать хотя бы 5 минут времени после пуска. Уровень также контролируют через смотровое окно. Еще одна разница между двумя моделями тракторов в том, что при добавлении масла в Т 150К двигатель нужно остановить.

Специалисты советуют выбирать единое масло как для коробки, так и для редуктора с гидросистемой. Основной критерий выбора — это температурные условия. К примеру, при условиях ниже 25 градусов рекомендуют разбавить ветренным маслом АУ масло КПП в соотношении 1:2. Если у владельца нет возможности добавить зимнее, то существует альтернативный выход: 1 часть ветреного АУ добавляется к 2 частям летней технической жидкости. Такой способ лучше применять только в самом крайнем случае — специальные масла лучше защитят конструкцию от преждевременных поломок.

Давление в КПП — это еще один показатель, за которым необходимо постоянно наблюдать. Сделать это можно с помощью установленного манометра, который расположен в рабочей зоне (панели).

Настройка трансмиссии

Чтобы избежать поломок коробки передач Т 150, советуют настроить агрегат и правильно его отрегулировать. Для осуществления регулировки механизма, нужно придерживаться следующей инструкции:

  • Водитель отжимает сцепление;
  • Механизм трансмиссии устанавливается в правильное положение;
  • Навинчивают вилку до тех пор, пока отверстие не встанет на противоположной стороне от пальца;
  • Соединяют рычаг блокировочного валика и сцепление.

При правильной настройке оборудования появится возможность переключать скорости при включении сцепления. Разрешается включать механизм передач исключительно при отжатом состоянии данного механизма. Если все получилось, то последним действием закручивают гайку и зашплинтовывают палец.

Поломки и проблемы КПП. Методы устранения

КПП представляет собой достаточно простую конструкцию, которая доказала свою надежность на практике. Однако всегда есть вероятность возникновения поломки, с которой может справиться только высококвалифицированный специалист. При этом мастер должен иметь опыт работы с подобным механизмом, иначе ремонт будет выполнен некачественно, а проблема никуда не уйдет. Чаще всего владельцу трактора приходится столкнуться со следующими проблемами:

  • Тяжело проходит переключение передач — скорее всего, неполадки заключается в золотнике распределителя. В этой ситуации рекомендуется промыть деталь и место ее расположения.
  • Тяжело включают ряды, а педаль муфты не возвращается в первоначальное состояние. Проблема в длине тяги — ее необходимо отрегулировать.
  • В момент переключения передачи снижаются обороты. Поломка заключается в распределителе. Необходимо проверить расходники — может быть изношены кольца или крышка, или порвана прокладка.
  • Переключение передач сопровождается рывками. Здесь может быть несколько причин поломки: залегание перебросных клапанов или заклинило аккумулятор (необходимо его промыть).
  • Передачи тяжело фиксировать. Может ослабнуть пружина фиксатора или соскочить ролик. В первом случае нужно установить фиксатор и затянуть пружину.
  • На передачах давление снижается. Дело в пропускном клапане. В этом случае нужно промыть его и фильтр КПП. Если давление повышается, то проблема также заключается в перепускном клапане (либо может быть дело в распределительном перепускном клапане).
  • Неверное значение давления на манометре. В этом случае забилось отверстие дросселя или проблема в манометре (тогда он подлежит замене).

Выводы

Коробка передач трактора Т 150 — надежное и простое устройство, которое отвечает всем требованиям тяжелых работ на производственном агрегате. Эффекта удалось достичь за счет ее специфической конструкции. В случае поломок найти запчасти не составит труда, поскольку данная техника вот уже несколько лет пользуется спросом на большинстве производств. Специалисты в данной области часто имеют дело с такой моделью трактора, поэтому ремонт делается быстро и при этом стоит недорого.

Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-150 и Т-150К

Органы управления колёсным трактором Т-150К, контрольные приборы и сигнализация показаны на рис. 1.

1) – блок предохранителей. Установлен внутри вещевого ящика;

2) – контрольная лампа. Загорается зелёным светом при включении включателя «массы». Когда начинает работать генератор, свет лампы становится более слабым;

3) – включатель «массы». Нажатием на центральную кнопку «минус» аккумуляторной батареи подключается на «массу» трактора, нажатием на боковую кнопку – отключается;

4) – указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует только при работающем двигателе;

5) – головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируется скорость стеклоочистителя;

6) – контрольная лампа указателей поворота. Загорается мигающим зелёным светом при включении указателя поворота;

7) – переключатель указателей поворота. Переводом рукоятки влево включаются указатели левого поворота, переводом вправо – правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку в нейтральное положение;

8) – манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе привода тормозов. Стрелка верхней шкалы показывает давление в пневматической системе трактора, нижней шкалы – давление воздуха, подводимого к тормозным камерам;

Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-150 и Т-150К.

Рис. 1. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К

9) – переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, при переводе её вверх включается вентилятор-пылеотделитель;

10) и 11) – включатели плафона кабины и задних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;

12) – тахоспидометр. Показывает скорость трактора (в км/ч) на четырёх концентричных шкалах, размещённых в верхней части прибора (в соответствии с включенной передачей транспортного ряда) и скорость вращения коленчатого вала на шкале, размещённой в нижней части прибора. Счётчик отсчитывает время работы двигателя в часах;

13) – включатель стартера. Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке до упора;

14) – кнопка выключения зажигания пускового двигателя (выключается нажатием на кнопку);

15) – указатель давления масла в системе смазки двигателя (действует во время работы двигателя);

16) – амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;

17) – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;

18) – рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трёх фиксированных положений:

0 – рукоятка вдвинута до отказа, освещение включено;

I – рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари либо ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);

II – рукоятка полностью вытянута, включен дальний либо ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);

19) – рулевое колесо;

20) – кнопка звукового сигнала;

21) – рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя. С перемещением рычага к себе подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;

22) – рычаг переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя. Схема его положений показана на рис. 2;

23) – кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки. При нажатии на кнопку контроля лампа должна загореться красным светом, что свидетельствует о её исправности;

24) – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя 98-104 градуса Цельсия;

25) – контрольная лампа аварийного давления в системе смазки двигателя. Загорается красным светом, когда давление масла уменьшается до 1,9-1,3 кгс/см2;

26) – рычаг переключения передач. С перемещением рычага вперёд происходит последовательное переключение передач от I до IV;

Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К

Рис. 2. Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К.

27) – цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя. При перемещении цепочки на себя шторка закрывает соты радиатора. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;

Схема положений рычага включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя

Рис. 3. Схема положений рычага включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя.

28) – цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;

29) – рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение II) замыкается муфта редуктора. В нейтральном положении рычага (Н) муфта редуктора всегда выключена, а приводная шестерня либо включена, либо выключена. Схема положений рычага представлена на рис. 3;

30) – рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;

31) – рычаг независимого торможения прицепа;

32) – рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;

33) – педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 21;

34) – педаль управления тормозным краном;

35) – педаль управления муфтой сцепления;

36) – ножной переключатель света. Предназначается для переключения передних фар с дальнего света на ближний либо наоборот при установке рукоятки центрального переключателя 18 в положение II и ближнего света передних фар либо передних габаритных фонарей – в положение I;

37) – рычаг включения привода переднего моста. Мост включается перемещением рычага вперёд;

38) – рычаг центрального (стояночного) тормоза;

39) – рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. Муфта включается перемещением рычага вверх;

40) – рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода от колёс трактора насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления. Схема положений рычага представлена на рис. 4;

Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колёс

Рис. 4. Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колёс:
1 – насосы приводятся от колёс, ВОМ выключен; 2 – насосы приводятся от двигателя, ВОМ выключен; 3 – насосы приводятся от двигателя, ВОМ включен.

41) – рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперёд насос включается.

Большинство органов управления, которые установлены на гусеничных тракторах, по назначению и способам пользования аналогичны тем, что установлены на колёсных тракторах. Поэтому далее приводятся пояснения только к тем органам управления, которые отличаются от установленных на колёсных тракторах и являются специфическими для гусеничных (рис. 5).

Читайте также:  Дисковая тяжелая борона БДТ-7: характеристики и схема

1) – блок предохранителей;

2) – включатель «массы»;

3) – контрольная лампа электропитания;

4) – тахомосчётчик. Внешняя шкала служит для отсчёта частоты вращения коленчатого вала двигателя. Две шкалы, расположенные ниже, предназначены для отсчёта частоты вращения ВОМ. Прибор снабжён также счётчиком моточасов;

Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150

Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150.

5) – указатели давления в гидравлической системе коробки передач (дают показания только при работающем двигателе);

6) – переключатель вентиляторов;

7) и 8) – включатели плафона кабины и задних фар;

9) – включатель стартера;

10) – кнопка выключения зажигания пускового двигателя;

11) – указатель давления масла в системе смазки двигателя;

13) – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;

14) – электродвигатель вентилятора кабины;

15) – электродвигатель стеклоочистителя;

16) – кнопка звукового сигнала;

17) – рычаги переключения передач;

18) – плафон кабины;

19) – обдувающий вентилятор;

20) – рулевое колесо. При повороте в любую сторону до щелчка фиксатора соответствующий указатель (5) давления должен давать показания в пределах 0-1 кгс/см2;

21) – задние фары;

22) – рукоятка центрального переключателя света;

23) – рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя;

24) – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Рядом с ней находится кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки двигателя.

25) – защёлка горного тормоза;

26) – педаль управления топливным насосом основного двигателя;

27) – педаль тормоза;

28) – рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;

29) – рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ;

30) – рычаг включения приводы насоса гидравлической системы заднего навесного устройства;

31) – контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя;

32) – педаль управления муфтой сцепления;

34) – рычаг переключения рядов (схема его положений представлена на рис. 6)

Схема переключения рядов на тракторе Т-150

Рис. 6. Схема переключения рядов на тракторе Т-150.

35) – тяга управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя;

36) – рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя;

37) – аккумуляторная батарея;

38) – цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя;

39) – рукоятка управления краном бензоотстойника пускового двигателя;

Обслуживание систем двигателей колёсного и гусеничного тракторов производится посредством рукояток и краников, которые представлены на рис. 7:

Органы управления двигателем

Рис. 7. Органы управления двигателем.

1) – рукоятка ручной прокачки топливной системы (рис. 7, а)

2) – рукоятка краника слива отстоя из топливного фильтра;

3) – рукоятка краника слива топлива при прокачке топливной системы;

4) – рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из правого блока цилиндра (отсутствует при установке предпускового подогревателя);

5) – кнопка утопителя поплавка карбюратора пускового двигателя (рис. 7, б);

6) – краник слива конденсата из картера пускового двигателя;

7) – декомпрессионный краник пускового двигателя (рис. 7, в);

8) – рукоятка дублирующего запуска пускового двигателя;

9) – рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из левого блока цилиндров (рис. 7, г);

Скорость трактора Т-150

Трактор Т-150

Трактора

Трактор Т-150 – разработка Харьковского тракторного завода. Он выпускался в двух версиях: колесной и гусеничной. Модели отличаются конструкцией рам, коробкой передач и механизмом управления. Также разница есть и в том, какую максимальную скорость развивает трактор Т-150.

Номинальные показатели

Основной моделью считают гусеничную версию Т-150, которая относится к третьему тяговому классу. Выпуск ее начался еще в 1971 году, и с тех пор эта машина прочно завоевала любовь аграриев всего постсоветского пространства. На технику ставился двигатель объемом 9 литров, который в максимуме выдавал 150 л.с. В 1983 году разработчики провели замену коробки, поменяв скоростной ряд и увеличив тяговое усилие с 30 до 40 кН.

У колесной версии трактора Т-150 столько же скоростей, сколько и у гусеничной, при этом диапазон показателей значительно отличается.

Схема переключения передач трактора Т-150

КПП модели Т-150 настроена на 3 или 4 диапазона вперед и задний ход. Схема зависит от года выпуска машины (до 1983 года и после).

Схема переключения передач трактора Т-150

Механическая КПП с гидроуправлением позволяет переключать ее на ходу, хотя первые машины этой серии требовали полной остановки техники. Данная функция не приводит к разрыву мощности, а значительно повышает производительность трактора. При работе на малых оборотах в редукторной части установлен ходоуменьшитель, благодаря которому при снижении скорости удается добиться повышения тягового усилия.

В МКПП трактора Т-150 разработчики уместили 4 режима: рабочий, ускоренный рабочий, замедленный и дополнительный замедленный. В каждом из них 4 передачи и 4 муфты на втором валу. Для смены режимов необходима остановка трактора, после чего шестерни вводят в зацепление. Они же передают вращение с первичного вала на промежуточный.

Коробка передач

Коробка передач

  • рабочий: первичный вал 2 — втулка 45 — муфта 20 со смещением влево — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16;
  • ускоренный рабочий: узел 2 — втулка 45 — муфта 20 со смещением вправо — шестерни 24 и 25 — вал 16.
  • замедленный: вал 2 — шестерни 29 и 27 — узел замедленных передач и заднего хода 15 — шестерни 22, 23, 24 и 25— вал 16.
  • дополнительный замедленный: вал 2 — шестерни 29 и 27— вал 15 — шестерни 26, 24 и 25 — вал 16.
  • задний ход: вал 2 — шестерни 29 и 27—вал 15 — шестерни 21, 19 и 46 — узел 16.

Трансмиссия трактора Т-150

Отличие коробки передач трактора Т-150 от подобных узлов схожих сельхозмашин – наличие двух тормозных валов, которые предназначены для движителей слева и справа. Это способ изменения скорости и тяги машины и средство разворота трактора в любом радиусе. Для колесной и гусеничной модификации модели Т-150 КПП унифицированы и работают с главной передачей в виде планетарных редукторов.

Гусеничные тракторы оборудуют двухпоточной коробкой с распределением передачи на определенную гусеницу. У колесных (Т-150К) тяговое усилие к ведущим мостам передается посредством раздаточной коробки. В КПП также включен ВОМ для управления навесным оборудованием.

При смене скоростей в коробке передач должно поддерживаться давление в рабочих цилиндрах. Для этого при разработке техники были добавлены гидроаккумуляторы, состоящие из корпуса, крышки, поршня и пружины.

Трансмиссия трактора Т-150

Поломки трансмиссии и их устранение

Трактор Т-150 отличается надежностью даже на значительном пробеге. Для сохранения работоспособности техники проводится плановая диагностика с заменой отработавших расходников. В зоне внимания должно быть:

  • уровень трансмиссионной жидкости;
  • состояние фильтров;
  • целостность уплотнителей;
  • показатели давления масла.
  • Переключение передач происходит с усилием. Возможная проблема – загрязнение золотника распределителя.
  • Педаль муфты сцепления не возвращается в исходное положение с одновременным затрудненным включением рядов. Мера устранения – регулировка длины тяги блокировки.
  • При переключении скоростей снижаются обороты двигателя. Причина – нарушение работы распределителя коробки, в частности разрыв прокладки или износ кольца.
  • Рывки при переключении скоростей. Причина – залегание перебросных клапанов. Устранение – снятие и промывка гидроаккумулятора.
  • Слабая фиксация положений передач. Причина – слабость пружины распределителя. Устранение – установка фиксатора ролика и натягивание пружины при помощи регулировочного винта.
  • Пониженное давление. Причина – залегание перепускного клапана. Устранение – снятие и промывка клапана и фильтра.
  • Неправильные показатели манометра. Причина – забитое отверстие дросселя или поломка манометра. Устранение – замена устройства.

Схема переключения передач трактора Т-150

В данной статье рассмотрим схему переключения и диапазоны передач трактора Т-150, надеемся, что после ознакомления со статье у Вас более не останется вопросов.

Схема переключения передач Т-150

С помощью коробки передач можно получить три (или четыре) диапазона передач вперед и один диапазон заднего хода. Для начала приведём схему переключения диапазонов передач трактора Т-150.

sxema-pereklucheniya-peredach-t150

А – модели выпуска до 1983г., Б – модели после 1983г.

Каждый диапазон состоит из четырех (по числу гидроподжимных муфт на каждом вторичном валу) передач. Диапазоны передач переключают, останавливая трактор и вводя в зацепление шестерни, передающие вращение с первичного вала только на промежуточный.

Проследим по структуру КПП Т-150, какие детали передают вращение на всех диапазонах.

Рабочие диапазоны: первичный вал 2 — зубчатая втулка 45 — зубчатая муфта 20, смещенная влево, — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16.

Ускоренный рабочий диапазон: вал 2 — втулка 45 — муфта 20, смещенная вправо, — шестерни 24 и 25 — вал 16.

Замедленный диапазон: вал 2 — шестерни 29 и 27 — вал замедленных передач и заднего хода 15 — шестерни 22, 23, 24 и 25— вал 16.

Дополнительный замедленный диапазон: вал 2 — шестерни 29 и 27— вал 15 — шестерни 26, 24 и 25 — вал 16.

Передачи заднего хода: вал 2 — шестерни 29 и 27—вал 15 — шестерни 21, 19 и 46 — вал 16.

У тракторов Т-150 (выпуска с 1983 г.) в коробке передач изменен скоростной ряд, увеличивающий тяговое усилие до 40 кН и прочность подшипников и зубчатых соединений. В новой коробке установлен универсальный ходоуменьшитель, который обеспечивает необходимый диапазон как пониженных, так и ускоренных передач. Поэтому отпадает необходимость в установке деталей дополнительного ходоуменьшителя.

Схемы расположения шестерен у старой и новой коробок передач показаны на рисунке 42. В новой коробке передач предусмотрены три рабочих диапазона движения трактора вперед и один диапазон заднего хода. В диапазоне имеются четыре передачи, каждой из которых соответствуют определенная скорость движения трактора и тяговое усилие. Для новой коробки передач они следующие.

ДиапазоныПередачиСкорости, км/чТяговые усилия, кН
ПервыйI3,8
II4,4
III5,3Не более 40
IV5,9
ВторойI6,8248
II7,940
III9,433
IV10,629
ТретийI11,327
II1322
III15,618
IV17,515
Задний ходI3,560
II6,351
III7,542
IV8,536

Диапазоны переключают рычагом 4 коробки передач Т-150, а каждую передачу соответствующего диапазона —на ходу трактора с помощью распределителя 14 замыканием с вторичным валом коробки передач одной из четырех гидроподжимных муфт, смонтированных на этих валах. Муфты включаются давлением рабочей жидкости (масла) гидра

Коробка передач на Т-150

Трактор Т150 – настоящий ветеран. Он выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и является очень популярным на всём постсоветском пространстве. В движение данное транспортное средство приводится дизельным безнаддувным шестицилиндровым двигателем ЯМ3-236 мощностью 170 л.с. КПП на Т 150 – собственного производства. Она является единым целым с мотором. Агрегат установлен на раме.

Что необходимо знать о работе коробки передач

На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.

Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.

Коробка передач

Схема переключения режимов

На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.

Устройство КПП

В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.

Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.

Чертеж КПП Т 150

Типичные проблемы и способы устранения

В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.

Основные неисправности таковы:

  • для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
  • педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
  • при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
  • переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
  • передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
  • пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
  • если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.

Заключение

Коробка передач, которая устанавливается на трактор Т150, разработана и сконструирована именно с учётом особенностей работы на тяжёлой гусеничной технике. Такое устройство коробки передач позволяет обеспечить хорошую ремонтопригодность. Тем более что данный трактор выпускается уже несколько десятков лет (с небольшими изменениями), он хорошо известен как водителям, так и механикам. Запчастей для этого механизма повсюду множество, они стоят адекватных денег.

Учитывая минимум электроники (а точнее – полное её отсутствие), сборка КПП Т 150К не составит труда для опытного мастера.

Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150

На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.

Читайте также:  Пресс подборщик ПРП-1-6: схема и регулировка

Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.

Коробка передач

Коробка передач трактора Т-150

Схема переключения режимов

На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.

Устройство КПП

В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.

Обязательно почитайте: Технические характеристики двигателя Д-160

Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.

Чертеж КПП Т 150

Схема КПП

Помощник слесаря

Отсутствует давление на всех передачах, трактор не движется, не работает рулевое управление, гидросистема навески, ВОМ.

Основной причиной является смятие шлицев вала привода ВОМ и фланца маховика или скручивание торсионного вала привода ВОМ. Для замены вала привода ВОМ необходимо отвернуть от раздаточной коробки карданный вал ВОМ, извлечь из корпуса раздаточной коробки стакан, ввернуть в вал технологический болт и вынуть его из силового агрегата. В тех случаях, когда вал скручен, а конец обломан, то для извлечения конца вала необходимо снять двигатель, при необходимости заменить фланец маховика и, открутив стакан, заменить вал .

Причина отказа — несвоевременная смазка подшипника в маховике и шлицевого соединения вала ВОМа (смазка 158 или Литол-24 через 500 моточасов).

Давление на всех передачах стабильно, трактор не движется.

Смятие шлицев вала муфты и первичного вала коробки передач. Заменить детали вышедшие из строя.

Возможная причина – нарушение центровки корпуса муфты относительно двигателя, вследствие ослабления крепления. Но особенно часто происходит при замене этого корпуса без центровки с применением технологического вала и индикаторной головки рекомендуемых заводом-изготовителем. Это относится и к двигателям ЯМЗ-236, если корпус муфты ставится на штифтах, а не по установочному пояску.

Не включается первая или четвертая передача, иногда происходит не стабильное переключение.

Надо проверить касание тяги полика кабины. Но нередко это происходит от ослабления крепления рычага распределителя или среза шпонки, на которую этот рычаг насаживается.

Затруднено переключение передач или клинение на одной из передач, особенно при нагреве масла.

Это происходит от попадания грязи в полость золотника распределителя (рис. 1). Необходимо не снимая распределитель с коробки передач, снять боковую крышку, вынуть золотник, промыть полость и золотник, установить золотник на место так, чтобы метка между зубьями золотника была направлена вверх по центру корпуса распределителя.

Рис. 1. Распределитель переключения передач: А — проточка; 1 — винт регулировочный; 2 — сектор; 3 — крышка; 4 — клапаны перебросные; 5 — вал вторичный коробки передач; 6 — золотник; 7 — пружина; 8 — контргайка; 9 — колпачок; 10 — пружина; 11 — клапан-делитель потока; 12 — золотник подпитки; 13 — шарик; 14 — пружина; 15 — пружина; 16 — пробка

Убедится, что перебросные клапаны расположенные в боковой крышке свободно перемещаются под собственной тяжестью при поворачивании крышки. Если же они клинят, необходимо их промывать до тех пор, пока они не станут свободно перемещаться.

Установить клапанную крышу на место, предварительно установив сектор так, чтобы метка на среднем зубе была по центру, что соответствует включению второй передачи, и совпала с меткой между зубьями на золотнике. Если после сборки распределителя и запуска двигателя, отсутствует одна из передач (первая или четвертая), значит метки на золотнике и секторе не совпали. Необходимо снять на распределителе крышку, которая расположена с обратной стороны клапанной крышки и вынуть золотник. Включить рычагом вторую передачу, а затем установить золотник так, чтобы метка между зубьями была направлена строго вверх.

Этот отказ происходит только в том случае, когда не работает фильтр. Поэтому надо найти причину. Или фильтр уже не работоспособен, или он собран неправильно (не установлено уплотнительное кольцо) или заклинил предохранительный клапан в открытом положении. Обязательно надо устранить причину, чтобы вслед за распределителем не стали отказывать другие узлы и коробку передач не пришлось капитально ремонтировать.

Трактор не реагирует на включение одной из передач (на коробке переключения, где установлены клапана подпитки вместо гидроаккумулятора) происходит странный отказ.

При включении третьей передачи, трактор начинает идти на третьей передаче. При переключении с третьей передачи на вторую, трактор продолжает движения на третьей передаче. Это происходит, когда на выключаемой передаче в поршне заклинило уплотнительное кольцо. Для устранения отказа необходимо снять коробку переключения передач с трактора, разобрать до гидроподжимных муфт включительно и промыть все полости и заменить вышедшие из строя детали. Отсутствие давления или давление низкое на одной или нескольких передачах, происходит при заклинивании или разрушении уплотнительных колец. Для восстановления работоспособности требуется полная разборка коробки передач и замена деталей вышедших из строя. Трактор берет нагрузку на всех передачах кроме одной. Это происходит при выходе из строя дисков гидроподжимных муфт на этой передаче. Коробку передач разобрать, заменить детали вышедшие из строя. Давление на всех передачах стабильное, но трактор на одной или нескольких передачах останавливается. Возможно заклинивание поршня в барабане гидроподжимной муфты или срез шлицов металлокерамических дисков. Коробку передач разобрать, заменить детали вышедшие из строя.

Самопроизвольное выключение рабочего или транспортного ряда.

Этот отказ может быть в трех случаях. 1. Из-за совпадения положительных или отрицательных допусков сопрягаемых деталей может быть неполные зацепления шестерен. В этом случае надо снять коробку передач с трактора, вскрыть крышку отсека ходоуменьшителя и крышку раздаточной коробки. Ввести в зацепление шестерни и замерить величину неперекрытия шлицов. При необходимости регулировки следует разъединить коробку передач и раздаточную коробку, снять вал и шестерни ходоуменьшителя открутить болт, снять шестерню и установить между этой шестерней и подшипником 313 дистанционное кольцо толщиной перекрытия шлицов. В наборе шестерен на валу ходоуменьшителя необходимо между шестерней и подшипником 408 установить так же дистанционное кольцо равное по толщине кольцу установленному ранее на вторичном валу коробки передач. При этом необходимо втулку укоротить на тот же размер. Собрать коробку передач. 2. Самопроизвольное выключение рабочего ряда происходит по причине разрушения металлокерамической втулки шестерни рабочего ряда. Это также определяется при вскрытии крышки раздаточной коробки. Меняется эта шестерня без разъединения коробки передач и раздаточной коробки, а только снятием крышки, гайки, стакана с первичного вала раздаточной коробки. 3. Возможно также, что самовыключение рабочего ряда происходит от самоотворачивания гайки крепления пакета шестерен на первичном валу раздаточной коробки. Но простой подтяжки этой гайки для устранения этого отказа мало, так как причиной самоотворачивания являются бринелирования, то есть выдавливания лунок в подшипниках 213, на которых вращается шестерня, а также износ подшипника 313 первичного вала. Поэтому прежде чем затянуть гайку, необходимо заменить подшипники.

В случаях, когда рычаг переключения передач не фиксируется в определенном положении или когда для переключения передач нужно прилагать большое усилие, необходимо отрегулировать фиксатор золотника маслораспределителя. Для этого нужно отвернуть колпачок 9 (рис. 1), ослабить гайку и вращать винт 1. Золотник 6 должен фиксироваться в четырех положениях, переключаться без заедания, момент переключения должен быть 9±2 Н·м (0,9±0,2 кГс·м).

При обнаружении утечек масла через прокладку между распределителем и корпусом коробки передач необходимо снять распределитель. Для этого отсоединяют тягу управления, отворачивают болты его крепления к передней плоскости коробки передач и заменяют дефектную прокладку. При установке распределителя на коробку передач следят за тем, чтобы установочный штифт на его корпусе попал в паз стакана переднего подшипника вторичного вала.

Если ряды скоростей, задний ход и ходоуменьшитель включить невозможно, регулируют механизм блокировки переключения рядов. Для этого регулируют длину тяги, соединяющей рычаг управления муфтой главного сцепления с рычагом валика блокировки. Отсоединяют тягу от рычага валика блокировки, выжимают полностью педаль муфты сцепления и устанавливают валик блокировки так, чтобы положение рычага совпало с расположенным на корпусе специальным указателем. Скручивая и наварачивая вилку регулируют длину тяги, а затем соединяют вилку с рычагом.

Разрушение упора подшипника 313. Иногда при вскрытии крышки лючка раздаточной коробки, там находят обломки упора подшипника 313 стакана. Заменить этот стакан недостаточно, надо устранить причину. Причиной поломки является заклинивание шлицов телескопического соединения карданов из-за отсутствия смазки. Необходимо снять карданы , разъединить по шлицам, почистить грязь, а если износ шлицев ощутимый, то и заменить карданы иначе может произойти не только излом стаканов, отворачивание болтов крепления карданов, но и разрушение корпуса раздаточной коробки. По этой же причине (отсутствие смазки в шлицевом соединении карданов) происходит ослабление крепления фланца гайкой к хвостовику ведущей шестерни главной передачи. Поэтому при устранении отказов коробки, необходимо проверить и крепление фланца у ведущей шестерни.

Самоотварачивание болтов и крепления карданов к фланцам валов привода карданов раздаточной коробки. Подтяжки этих болтов хватает ненадолго. В этом случае надо проверить в токарном станке биение (изгиб) вала промежуточной опоры. Биение и изгиб должны быть не более 0,05 мм. Также следует произвести замер коробления фланцев приводных валов раздаточной коробки и размер отверстий под болты карданов в этих же фланцах. Диаметр отверстий должен быть не более 16+0,2 мм. Коробление фланцев валов и карданов допускается не более 0,075 мм. Не допускаются забоины на установочных поясках фланцев карданов.

При включении транспортного ряда или задней скорости коробки передач, двигатель глохнет, как при включении двух скоростей. Это происходит в коробке передач выпуска до 1995 года, где устанавливались в раздаточную коробку шестерни с металлокерамическими втулками. В настоящее время эта шестерня ставится на двух роликовых подшипниках. Для устранения этого дефекта, кроме разборки коробки передач, требуется прихваченную шестерню разрезать электро- или газос варкой, чтобы снять.

Основная причина клинения шестерни — буксировка трактора без включения привода гидросистемы от колес, или задом. Если, по каким-либо причинам, нельзя включить привод от колес или трактор можно отбуксировать только задом, необходимо задний кардан отсоединить от хвостовика заднего моста, а передний мост обязательно отключить.

Неисправности коробки передач, связанные с отказами перепускного распределителя, распределителя переключения передач, вилок переключения диапазонов, фильтра линии нагнетателя, а также некоторые другие неисправности устраняются без снятия коробки передач с трактора. В других случаях требуется снятие и разборка коробки передач.

Источник газета “Автодвор” за август 2014

офф. сайт https://avtodvor.com.ua

Типичные проблемы и способы устранения

В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.

Основные неисправности таковы:

  • для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
  • педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
  • при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
  • переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
  • передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
  • пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
  • если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.

В сравнении с колёсным вариантом – трактором Т-150К

По сравнению со своим колёсным вариантом, Т-150 имеет очень низкую транспортную скорость и не может передвигаться по дорогам с твёрдым покрытием. Имеются реальные трудности при агрегатировании гусеничного трактора с тяжёлыми навесными орудиями – из-за его более короткой базы.

В сравнении с колёсным вариантом – трактором Т-150К

Достоинствами гусеничного Т-150, по сравнению с колёсным вариантом, являются: снижение вредного воздействия на грунт (удельного давления в 2 раза, а буксования – в три раза); повышение тягового усилия примерно на 20-30 процентов; более высокая производительность тракторного агрегата; более низкий (на 10% меньший) расход дизтоплива.

Отзывы владельцев

Трактор Т-150К брал с рук, с хорошей скидкой из-за разбитого блока двигателя СМД. В техническом центре предложили установить идентичный по мощности немецкий дизель марки Дойц. Пришлось вложить дополнительные деньги, но замена оказалась во всех отношениях полноценной. Тяга увеличилась не менее чем на 20-25%, правда не знаю, как это отразится на долговечности КПП и трансмиссии в целом. Семен Николаевич

После 8 месяцев работы на МТЗ-82 руководство агрофирмы решило пересадить меня на капитально отремонтированный трактор Т-150К. Разница существенная, правда за время обкатки пришлось заменить редуктор КПП, были небольшие проблемы с гидроусилителем руля. По тяговым характеристикам и маневренности машина отличная, рекомендую всем. Володя

Читайте также:  Коробка передач трактор Т-25: базовый ремонт и схема

Техническое обслуживание коробки передач трактора Т-150 и Т-150К

С помощью коробки передач можно получить три (или четыре) диапазона передач вперед и один диапазон заднего хода. Для начала приведём схему переключения диапазонов передач трактора Т-150.

А – модели выпуска до 1983г., Б – модели после 1983г.

Каждый диапазон состоит из четырех (по числу гидроподжимных муфт на каждом вторичном валу) передач. Диапазоны передач переключают, останавливая трактор и вводя в зацепление шестерни, передающие вращение с первичного вала только на промежуточный.

Проследим по структуру КПП Т-150, какие детали передают вращение на всех диапазонах.

Рабочие диапазоны: первичный вал 2 — зубчатая втулка 45 — зубчатая муфта 20, смещенная влево, — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16.

Ускоренный рабочий диапазон: вал 2 — втулка 45 — муфта 20, смещенная вправо, — шестерни 24 и 25 — вал 16.

Замедленный диапазон: вал 2 — шестерни 29 и 27 — вал замедленных передач и заднего хода 15 — шестерни 22, 23, 24 и 25— вал 16.

Дополнительный замедленный диапазон: вал 2 — шестерни 29 и 27— вал 15 — шестерни 26, 24 и 25 — вал 16.

Передачи заднего хода: вал 2 — шестерни 29 и 27—вал 15 — шестерни 21, 19 и 46 — вал 16.

У тракторов Т-150 (выпуска с 1983 г.) в коробке передач изменен скоростной ряд, увеличивающий тяговое усилие до 40 кН и прочность подшипников и зубчатых соединений. В новой коробке установлен универсальный ходоуменьшитель, который обеспечивает необходимый диапазон как пониженных, так и ускоренных передач. Поэтому отпадает необходимость в установке деталей дополнительного ходоуменьшителя.

Схемы расположения шестерен у старой и новой коробок передач показаны на рисунке 42. В новой коробке передач предусмотрены три рабочих диапазона движения трактора вперед и один диапазон заднего хода. В диапазоне имеются четыре передачи, каждой из которых соответствуют определенная скорость движения трактора и тяговое усилие. Для новой коробки передач они следующие.

ДиапазоныПередачиСкорости, км/чТяговые усилия, кН
ПервыйI3,8
II4,4
III5,3Не более 40
IV5,9
ВторойI6,8248
II7,940
III9,433
IV10,629
ТретийI11,327
II1322
III15,618
IV17,515
Задний ходI3,560
II6,351
III7,542
IV8,536

Диапазоны переключают рычагом 4 коробки передач Т-150, а каждую передачу соответствующего диапазона —на ходу трактора с помощью распределителя 14 замыканием с вторичным валом коробки передач одной из четырех гидроподжимных муфт, смонтированных на этих валах. Муфты включаются давлением рабочей жидкости (масла) гидра

Гусеничный трактор Т 150 отличается своей ходовой системой. К имеющемуся силовому агрегату крепится муфта сцепления. Мощность двигателя доходит до 150 лошадиных сил. Его запуск происходит благодаря имеющейся пусковой системе для ДВС. Задержки при смене скоростных режимов не происходит.

Читать дальше: Как подтянуть рейку на гранте

Модель Т 150К представляет собой мощный сельскохозяйственный колесный трактор, который выпускался Харьковским тракторным заводом. Данный вариант получил широкое распространение на постсоветском пространстве. Двигатель на данной генерации расположен в передней части. Следует отметить наличие раздаточной коробки. Мощность при этом доходит до 165 лошадиных сил.

Описание и назначение

Т-150 – средний колесный трактор, наделенный высокими способностями на бездорожье. В сельском хозяйстве машина себя зарекомендовала в таких популярных операциях, как окучивание, культивация, вспахивание, боронование, рыхление, обработка междурядий, посев и уборка зерновых, овощных и бобовых культур. Кроме того, машина пользуется высоким спросом в задачах, связанных с буксированием тяжелых прицепов – это стало возможно благодаря высокой грузоподъемности и выносливости. Машина подойдет для решения задач как в государственном, так и частном секторе экономики. Трактор Т-150 актуален до сих пор, и является относительно современной машинной даже на фоне ныне выпускаемых моделей.

Характеристика трансмиссии (Т 150 / Т 150К)

С помощью системы трансмиссии представляется возможным осуществлять движение задним ходом. Трактор Т 150 имеет гидравлическое управление. Благодаря этому, водитель техники во время передвижения может переключать передачи. Это позволяет сэкономить на трате топлива на каждый километр.

Задний мост является ведущим, передний можно отключать. КПП на Т 150 является механической, 8-скоростной. Схема, по которой работает модель Т-150, позволяет оперативно изменять скорость движения. На шлицах первичного вала имеется шестерня, а также зубчатая втулка, по ней осуществляет перемещение муфта. Скоростная коробка предполагает наличие специального магнита. Как правило, его устанавливают для того, чтобы притягивать мелкие металлические частицы.

На вторичных валах зафиксированы фрикционные муфты сцепления, барабаны. Наличие гидроподвижных муфт – это отличительная особенность мощной спецтехники, а также самоходных машин. Внутри каждого барабана имеются поршни. Задний картер на тракторе зафиксирован на задней стенке редукторной части КПП. Особенность КПП в том, что здесь имеется пробка с сапуном. Это необходимо для того, чтобы в автомобильной системе не возникало повышенного давления.

Основа на КПП трактора Т 150 – это редукторная часть. Здесь находится первичный, вторичный, промежуточный вал. Все валы вращаются на имеющихся подшипниках. Присутствует и ходоуменьшитель, что характерно для тракторной техники. Ходоуменьшитель выступает в качестве дополнительного рабочего оборудования. Он обеспечивает высокий КПД.

На модели Т 150 имеется двухсекционный гидравлический насос. В его состав входят:

  • корпус;
  • шестерни;
  • крышка;
  • работающая под давлением проставка.

Отличной рабочей способностью отличается фильтр нагнетания. Основная его функция – совершение очистки масла, когда происходит его выход из насоса. Односекционный гидравлический насос зафиксирован на нижней крышке раздатки, прикреплен к ней несколькими болтами.

На передней оси установлен бак, который заправляют через заливной сетчатый фильтр. Из бака горючее поступает в коробку. При этом определить уровень масла можно по показателям специального масломерного стекла. Бак соединен специальным трубопроводом со скоростной коробкой. Устройство имеет соединение с радиатором гидросистемы. Функция радиатора заключается в поддержке необходимого температурного режима для нормального функционирования коробки Т 150.

На Т 150К корпус раздатки прикреплен к задней части корпуса КПП. Также, здесь предусмотрен ходоуменьшитель. В кабине трактора имеется рычаг, который может включать задний ход. Масло из поддона присутствующей на тракторе раздатки всасывается насосом. Благодаря фильтрующему элементу, никакие инородные частицы не проникают в насос и дальше в систему. Независимо от происходящих оборотов двигателя, рабочее давление поддерживается на оптимальном уровне. Все благодаря перепускным клапанам.

Когда происходит смена скоростей в коробке передач трактора Т 150К, необходимо чтобы в рабочих цилиндрах поддерживалось оптимальное давление. Специально для этого производитель техники устанавливает гидроаккумуляторы. В состав аккумуляторов входит корпус, крышка, поршень, пружины.

При эксплуатации техники в зимнее и летнее время следует выбирать соответствующие сезону трансмиссионные масла. Так, для Т 150 / Т 150К подойдет масло М-10В2, М-8В2. Жидкость М-10В2 имеет хорошие моющие свойства. М-8В2 имеет оптимальный индекс вязкости, устойчива к появлению коррозии.

Читать дальше: Какие наконечники на уаз патриот

Цены капитально-восстановительного ремонта тракторов К-700А и К-701

Наименование узлаЦена, руб, с НДС 18%
Средняя цена капитально-восстановительного ремонтаНовые
Двигатель ЯМЗ-238НД-3 (235 л/с.) УЛТЗ-700-01191 000,00545 000,00
Двигатель ЯМЗ-238НД-5 (300 л/с.) УЛТЗ-700240 000,00
Двигатель ЯМЗ-240БМ (300 л/с.) УЛТЗ-700-04257 000,00920 000,00
Двигатель ЯМЗ-238НД-8 (300 л/с.) УЛТЗ-700-06 (Евро-2) стоит теплообменник, охлаждение не нужно280 000,00770 000,00
Двигатель Cummins 6LTAA8.9 (300 л/с.) УЛТЗ-700-05 (Евро-3)
Установка двигателя (опоры, сильфоны, патрубки, компрессор, расходные материалы)66 000,00103 000,00
Воздухоочиститель нового образца9 700,0024 000,00
Глушитель с эжектором твердых частиц (модель К-744)12 300,0034 000,00
Система охлаждения двигателя и КПП, тр-р К-700А ( для дв. ЯМЗ-238НД-8)64 200,00 / 85 000121 000,00
(без замены вод.радиатора / с нов.водян.радиатором)
Система охлаждения двигателя и КПП для дв. Cummins
Система охлаждения двигателя и КПП тр-ра К-70164 200,00 / 85 000121 000,00
(без замены вод.радиатора / с нов.водян.радиатором)
Редуктор привода насосов, с полужесткой муфтой45 500,00117 000,00
Коробка перемены передач185 000,00753 000,00
Карданные передачи55 300,0098 700,00
Передний мост с РГП158 000,00472 000,00
Задний мост с РГП158 000,00472 000,00
Установка мостов (стремянки, тормозные механизмы)11 200,0024 000,00
Передняя полурама, с осями и втулками вертикального шарнира58 000,00——
Задняя полурама70 500,00
Узел шарнирного сочленения полурам
— восстановление и ремонт трубы шарнира в сборе40 200,00—-
— восстановление и ремонт промежуточной опоры карданного вала22 200,0034 000,00
Рулевое управление (ГУР)110 000,00
Гидрообъемное рулевое управление (насос-дозатор)229 100,00
Механизм отбора мощности38 300,00132 000,00
Кабина первой комплектности161 300,00650 000,00
Кондиционер58 000,00
Установка (постамент) кабины10 400,0017 600,00
Облицовка (новые ящики АКБ)176 000,00242 000,00
Электрооборудование 24V с АКБ86 000,00 / 111 500
(без стартера и генератора) / (со стартером и генератором )
Механизм навески180 000,00
Гидросистема механизма навески / — BOSH81 500,00135 100 / 480 000
Пневматическая система (новая — с установкой системы стояночного тормоза)76 400,00
шины198 000,00
ДискиДиски 4шт. — 8 000,0052 000,00
Мойка, разборка, сборка, обкатка и покраска трактора50 000 — 75 000

Обнаружение и устранение поломок

Хозяин данной техники должен осуществлять плановую диагностику всей машины. Как правило, она заключается в том, что необходимо заменить отработавшие расходники в системе. В частности, в КПП на Т 150 целесообразно периодически проверять уровень трансмиссионной жидкости, состояние фильтров.

Обращать внимание нужно и на уплотнения (их целостность), показатели давления масла. При отклонении показателей от нормы, стоит осуществить регулировку перепускного клапана. Такие работы следует доверять опытным работникам.

Процесс устранения протечки масла на Т 150 и Т 150К несколько отличается. В частности, на 150 версии она происходит при работающем моторе, в то время как на Т 150К при остановленной силовой установке. При продолжительной эксплуатации техники, возникает необходимость в промывке фильтра нагнетания гидросистемы. К составляющим частям гидросистемы относятся фильтры, аккумулятор, переливной клапан, распределитель, радиатор, бак.

Техническое обслуживание КПП на Т 150К и Т 150 заключается в том, что необходимо осуществлять своевременную подтяжку крепления, заправлять и заменять трансмиссионную жидкость. Когда требуется замена масла в коробке передач, промывать трансмиссию не нужно.

Важно! Осуществлять замену масла нужно после остановки техники, чтобы оно не остыло. Разогретая жидкость быстрее по времени выльется из коробки передач на Т 150К или Т 150. Во время замены жидкости важно хорошо очистить от загрязнений наружные поверхности заливных и сливных пробок.

Ремонт коробки на Т 150 / Т 150К необходим, если произошла поломка любого составляющего элемента КПП (вал, насос, втулка и т.д.). Уход за КПП должен осуществляться не только изнутри, но и снаружи. Ее нужно поддерживать в чистоте. Все механизмы трактора необходимо смазывать исключительно теми смазочными материалами, что рекомендованы заводом-производителем.

Трактор Т150 – настоящий ветеран. Он выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и является очень популярным на всём постсоветском пространстве. В движение данное транспортное средство приводится дизельным безнаддувным шестицилиндровым двигателем ЯМ3-236 мощностью 170 л.с. КПП на Т 150 – собственного производства. Она является единым целым с мотором. Агрегат установлен на раме.

Интересный факт [ править | править код ]

Для очистки палубы единственного в ВМФ России авианосца «Адмирал Кузнецов» используется трактор Т-150К, на который установлен двигатель истребителя МиГ-15. Задачей данного агрегата, получившего название ТМ-59, является очистка палубы от посторонних предметов сдуванием струёй от реактивного двигателя [3] .

Колёсные сельскохозяйственные тракторы общего назначения, тягового класса 3 тс предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева зерновых и технических культур, транспортных работ с прицепами грузоподъемностью до 20 тонн.

    Технические характеристики ХТЗ Т-150К

Производит тракторы Т-150К ОАО «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе».

Контактная информация 61007 Украина, г. Харьков, пр-т. Московский, 275. Справочная, телефон: +38

Что необходимо знать о работе коробки передач

На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.

Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.

Схема переключения режимов

На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.

Устройство КПП

В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.

Читать дальше: Тормозные диски лада веста

Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.

Типичные проблемы и способы устранения

В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]