Типы садов

Основные типы садов

Плодовый сад – участок земли, занятый плодовыми культурами. Существует большое разнообразие типов садов. Они могут отличаться по своей структуре, породному составу, характеру размещения деревьев, расстоянием посадки, подвоем, сильнорослости, срокам начала плодоношения и долговечности, уровню интенсивности.

По породному составу сады бывают: семечковые, в которых выращивают яблоню, грушу, отдельно или в разных соотношениях; косточковые (вишня, слива, черешня, абрикос); орехоплодные (грецкий орех, лещина, фундук и др.). Плантации ягодных растений (земляника, малина, смородина и др.) называют ягодниками. В смешанных садах имеет место разнообразие породного состава. Различают сады и по сортовому составу. Появились насаждения под названием спуровых садов, в которых выращивают только спуровые сорта яблони.

В зависимости от силы роста деревьев различают сильно-, средне- и слаборослые сады.

Сильнорослые сады выращивают на семенных подвоях. Высота деревьев 5-6 м, ширина кроны 4-5 м. Расстояние в ряду 3-4 м, ширина междурядий 7-8 м. Такие сады вступают в плодоношение на 7-8 год после посадки, медленно наращивают урожай, средняя урожайность составляет около 100 ц/га. Эксплуатируют такие сады 35-40 лет.

Сады на семенных сильнорослых подвоях бывают разной плотности и степени сильнорослости. Им отдают предпочтение в зонах со сравнительно суровым климатом.

Слаборослые сады создают с использованием слаборослых вегетативно размножаемых подвоев (карликовых, полукарликовых, среднерослых). Высота деревьев в таких садах 2-4 м в зависимости от типа подвоя. Деревья в слаборослых садах размещаются более плотно – 1,5 – 4 х 3,5 – 5,5 м. Слаборослые деревья рано вступают в плодоношение (на 2-5 год после посадки в зависимости от типа подвоя), быстро наращивают урожайность. В таких садах многие приемы ухода упрощаются.

Сады на карликовых подвоях выкорчевывают через 18 лет, на полукарликовых и среднекарликовых подвоях – через 25 лет.

Слаборослые сады по сравнению с садами на высокорослых подвоях являются более рентабельными. Выращивание низкорослых плодовых деревьев рассматривается как один из методов интенсивного плодоводства.

По скороплодности сады бывают позднеплодные, которые начинают плодоносить на шестой – седьмой год после посадки, среднеплодные (пятый – шестой год) и скороплодные (третий – четвертый год).

Сады могут быть долговечными и недолговечными. Долговечные сады эксплуатируют 25 – 35, недолговечные – 15 – 20 лет.

Между силой роста деревьев и их скороплодностью существует, как правило, обратная прапорциональная зависимость – чем сильнее рост дерева, тем позднее оно начинает плодоносить. А вот между скороплодностью деревьев и их долговечностью отмечается прямая зависимость – чем раньше дерево начинает плодоносить, тем недолговечнее сад. В интенсивном плодоводстве предпочтение отдают скороплодным садам короткого цикла, то есть недолговечным, которые за два цикла дают больше урожая, чем долговечный за один цикл; да и упрощается вопрос сортообновления.

По конструктивным особенностям закладки садов существуют большие различия. В зависимости от формы кроны, густоты и схемы посадки деревьев сады бывают: загущенные с округлой или полуплоской кроной; пальметтные с плоской формой кроны; ленточные мнострочные и др.

Загущено-интенсивные сады современного типа отличаются густой посадкой деревьев (7 х 5 м в сильнорослом саду), схема их размещения прямоугольная, крона редкая, разреженно-ярусная, веретеновидная или полуплоская. Этот тип промышленного сада наиболее простой и распространен в средней и северной зонах плодоводства. Его так же применяют для косточковых пород.

Пальметтные (шпалерные) сады характеризуются плоским формированием кроны, линейным размещением деревьев. Ширина в междурядий в этих садах 3,5 – 5 м (в зависимости от силы роста подвоя и привоя, ширины плодовой стены – 2,5 – 3 м). Деревья в таком саду хорошо освещаются солнцем, формируют высокие урожаи качественных плодов. С них удобно снимать урожай. Однако эти сады требуют значительных трудовых затрат по формированию крон и поддержанию плоской плодовой стены. Распространение получили в 60 – е годы XX столетия.

Суперинтенсивные сады широко распространены за рубежом. Они высокоурожайны. В среднем за год дают до 200 – 250 ц плодов с одного гектара. Высокая экономическая эффективность этих садов достигается за счет повышенной плотности насаждений (2,5 – 3 х 0,5 – 1 м), использования карликовых подвоев, скороплодных сортов. Срок эксплуатации таких садов короткий – десять лет.

К группе оригинальных типов садов следует отнести луговые и колоновидные.

Луговой (поукосный) сад – это принципиально новый тип сада. Его отличает очень высокая плотность посадки саженцев (70 х 90 – 20 х 30 см). Подвой карликовый, привой – сорт, способный закладывать цветочные почки на однолетнем приросте. На посадках применяют ретарданты, тур, алар, способствующие прекращению роста побегов и закладке плодовых почек. В таком саду получают урожай за два года. В первый год отрастают однолетние побеги, на второй год они плодоносят. Растение скашивают на небольшой высоте от земли (7 – 15 см) вместе с урожаем осенью во время съемной зрелости плодов. Плоды отделят, а срезанные растения измельчают и оставляют в саду в виде мульчирующего слоя. Для этого используют специальный комбайн. Из оставшихся пеньков отрастают побеги – однолетки, которые на следующий год вновь плодоносят. Двухлетний цикл выращивания урожая повторяется до 12- 16 – летнего возраста. Урожай плодов может составлять до 500 – 800 ц/га.

Колоновидные сады – результат новейших разработок ученых. Пока переживают период экспериментальных поисков, и перехода их на промышленную основу.

У деревьев этого сада практически не выражен боковой рост ветвей, они растут вверх, образуя колоновидную крону диаметром 60 – 70 см, что позволяет располагать их в саду довольно плотно. Побеги на деревьях короткие утолщенные и в обрезке практически не нуждаются. Высота 7 – 8-летних деревьев 1 – 1,5 м при использовании карликового или суперкарликового подвоя. В качестве подвоя пользуют специальный сорт суперкарликового типа. В экспериментах получена урожайность плодов до 4000 ц/га и более.

На сеянцевых подвоях высота колоновидных деревьев яблони 3 м и более.

Некоторые садоводы-любители используют посадки колоновидных яблонь и в декоративных целях. Плотно посаженные (через 60 – 70 см) вдоль садовой дорожки эти деревца довольно эффектно позиционируются и в пору цветения, и особенно во время плодоношения. Жизнь колоновидного сада 15 – 17 лет.

Какие бывают стили оформления сада

На протяжении истории развития садово-паркового искусства в разных странах мира формировались свои уникальные типы садов и стили их оформления. Несмотря на то, что часть из них успела утратить к нашему времени свои первозданные черты – их базовая концепция и принципы организации по сегодняшний день выступают источником вдохновения ландшафтных дизайнеров, проектирующих современные приусадебные территории.

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Пейзажный стиль

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой.

Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

Китайский стиль

Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам – «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм.

Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Парк цветов Кёкенхоф в Нидерландах

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно распространяться по всей Европе, вытеснив более популярное до этого, формальное направление «à la française», использовавшееся в качестве основного на тот момент стиля в европейском садоводстве.

Для классических английских садов свойственна свободная планировка, абсолютная естественность ландшафта и подчинение всех его элементов единому замыслу.

Самым известным примером подобного стиля является Английский сад в Мюнхене – крупнейший городской парк в мире и излюбленное место отдыха туристов со всех уголков света.

Французские сады и парки

Группа, охватывающая такие стили, как:

– французский формальный, основанный на соблюдении симметрии и строгих геометрических форм (классический пример – парк Версальского дворца);

– французский ландшафтный, сформировавшийся под влиянием английского пейзажного стиля (Эрменонвильский парк);

– французский Ренессанс – предшественник французского формального стиля, возникший на основе принципов итальянского Ренессанса (замок Шато Амблевилль с парками в духе итальянской эпохи Возрождения).

Итальянские сады

Стилистически базируются на использовании симметрии и строгой геометрии. Именно это направление оказало колоссальное влияние на формирование концепции английских и французских садов, и на историю садово-паркового искусства в целом.

Значимую роль в этом сыграла эпоха Возрождения, в период которой в Италии садово-парковые территории стали расширяться, приобретая в своем облике более выраженную геометричность и симметрию.

До эпохи Возрождения средневековый итальянский сад был заключен в глухую изоляцию стен и служил исключительно местом для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав либо, на примере монастырских садов – для проведения времени в молитвах и медитации.

Говоря образно, с наступлением эпохи Ренессанса стена между садом и пейзажем за ее пределами оказалась разрушена, и на территориях стали появляться фонтаны, античные скульптуры, водные объекты – все то, что было призвано восхищать и удивлять.

В качестве примера подобной организации ландшафта здесь можно привести дворцово-парковый комплекс Palazzo e Giardino Giusti (парк Джусти) на востоке Вероны, возведенный еще в XVI веке, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших образцов итальянского садово-паркового искусства.

Японские сады

Группа, включающая в себя такие традиционные типы садов и частных парков, как:

– каменные, райские, чайные и прогулочные;

– цубонива (тсубонива) – миниатюрные садики, обустраиваемые во внутренних двориках между домами.

Японский стиль оформления и благоустройства территорий изначально стал формироваться под влиянием тенденций, распространенных в Китае. Однако со временем ландшафтные дизайнеры стали внедрять в него элементы национальной эстетики и культуры, что позволило японскому стилю оформления территорий приобрести свой яркий характер, индивидуальность и неповторимый колорит.

Типичными составляющими традиционного японского стиля в ландшафтном дизайне являются:

– цукубаи – небольшие каменные бассейны, преимущественно, ритуального назначения;

– заборы, ограждения, различные приспособления и устройства (шиши-одоши и т.д.);

– деревья и цветы (азалии, камелии, гинкго, японский кедр, сакура, бамбук, ива, японский кипарис и т.д.);

– живые рыбки – в основном, в Японии распространены разноцветные карпы кои (т.н. «парчовые карпы»).

В качестве примеров, наглядно демонстрирующих каноны японского стиля в ландшафтном дизайне, следует привести такие известные парки, как:

Корейский садовый стиль

Являются еще одним образцом использования принципов пейзажного стиля оформления. Изначально (как и японские) сформировавшись под влиянием китайских веяний в ландшафтном дизайне, они со временем обрели свой уникальный характер, наполнившись элементами корейской культуры и традиций.

Для классического типа садово-парковых территорий в Корее характерны такие детали, как:

– вечнозеленые деревья и растения – преимущественно, корейский кедр и бамбук;

– природные ручьи, водопады;

– искусственные пруды с темно-зеленой или почти черной водой (в отличие от водоемов частных парков на Западе, где наиболее предпочтительным является голубой цвет воды).

Интересной особенностью корейских садов и парков является местная фауна, представленная удивительным разнообразием экзотических птиц и животных. Согласно национальным представлениям, они, как ничто иное, подчеркивают естественность и красоту природных пейзажей.

Любопытно, что в общую картину парков Кореи органично вписываются не только элементы живой природы, но и рукотворные объекты – каменные фигуры животных, птиц, рыб, всевозможные фаунистические композиции и т.д.

Самые известные, сохранившиеся до наших дней, классические примеры корейских садов представлены тремя старинными комплексами:

– Форт периода Пэкче недалеко от Сеула;

– Когурёкский сад (рядом с г. Пхеньян);

– пруд Анапчи (Национальный парк Кёнджу).

Персидские сады

Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.

Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:

– обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;

– применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;

– различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;

– архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;

– обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.

Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.

Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»).

Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.

Испанские сады

Отдельное, самостоятельное направление. Во многом переняв черты, присущие персидскому, исламскому и римскому стилям, этот тип садов со временем приобрел свой уникальный характер и завоевал популярность в разных уголках мира – в первую очередь, в странах с жарким и сухим климатом.

Интересной особенностью организации большинства садов в испанском стиле является использование многочисленных приемов и разнородных элементов, направленное на активизацию органов человеческих чувств (слух, обоняние, осязание и пр.) Таким образом, в обустройстве территорий, подчиненных данному направлению, применяются:

Читайте также:  Ягодные питомники

– небольшие многоуровневые фонтаны с журчащей водой;

– ароматные цветы и душистые травы;

– искусственные пруды и т.н. «отражающие» бассейны;

– объекты, обеспечивающие тень и прохладу: аркады (непрерывный ряд равных арок), перголы, шпалеры, садовые павильоны;

– системы капельного орошения, обеспечивающие свежесть и влажность воздуха.

Использование симметрии в благоустройстве территорий, подчиненных данному направлению, является одним из основных принципов оригинального испанского стиля. Наглядными примерами его воплощения выступают известные историко-культурные объекты – такие, как Хенералифе – бывшая резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой, парк Марии-Луизы в Севилье, Севильский Алькасар.

Растения и стили: “шпаргалка” для начинающих ландшафтных дизайнеров

Если вы планируете интересно оформить садовый участок, одно из лучших решений — придерживаться определённого стиля. Стиль сада — это его смысловой образ, концепция, лейтмотив. У него свои каноны и атрибуты, и в нём, как говорится, всё уже подобрано, причем грамотно и со вкусом. Таких стилей много (а вовсе не три, как принято считать). И каждый предусматривает широкие возможности и разнообразие вариантов исполнения.

Ну а коль скоро речь идёт о саде, то первую скрипку в нём играют растения. Они-то и делают сад садом. Поэтому стиль прежде всего определяется ими, а уже потом архитектурными формами. У каждого — свои цветы, кустарники и деревья. Конечно, многие из них универсальны и подходят ко многим стилям сразу. Но дело даже не в выборе конкретных видов и сортов, а в их сочетании. Нужная комбинация растений — это и есть главный секрет создания садового стиля.

Поэтому сегодня я предлагаю вам свой «навигатор» по самым эффектным стилям и соответствующим им растениям.

Альпийский сад

Этот сад похож на альпийскую горку, он воспроизводит горный пейзаж. Его особенность — применение большого количества природного камня. Такой сад, как правило, отличается неровным рельефом или находится на склоне. Если участок ровный, рельеф создаётся искусственно. Большинство насаждений в альпийском саду невысокие, предпочтение отдаётся хвойным растениям.

Деревья:
все хвойные, в основном невысокие: сосна горная, пирамидальные и стелющиеся можжевельники, ель канадская Коника, туя. Подойдут одиночные посадки плодовых культур, в том числе стелющиеся формы яблони.

Английский стиль

Здесь создаётся впечатление старинной английской усадьбы с тем самым газоном, который подстригался в течение 300 лет. Элегантность с элементами классики, но без регулярности и симметрии. Можно сказать, пейзажная классика. Сад в английском стиле не пестрит яркими красками, первую скрипку в нем играют листва и травы.

Деревья:
берёза, дуб, каштан, лиственница, рябина (дикорастущая или десертная).

Арт-повери

Это слово переводится примерно как «нарочитая, артистическая бедность». Сад оформляют так, чтобы он выглядел артистично, свободно, без рамок и канонов, но чтобы кое-где за нарочитой простотой проглядывала изысканность. Как будто бы хозяин сада и есть законодатель садовой моды. Арт-повери — в какой-то степени богемный стиль.

Лианы:
актинидия, лимонник, девичий виноград, клематисы и жимолость каприфоль.

Деревья:

ель голубая и серебристая, туя, сосна чёрная или сосна Веймутова, колоновидный можжевельник, каштан, клён, колоновидная яблоня, плакучая береза или ива.

Арт энд Крафт

Сад рукоделия и искусства. Очень многим он давно интуитивно нравится и поэтому прижился на дачных участках, хотя хозяева порой и не знают, что это и есть Арт энд Крафт. Здесь преобладает ручная работа, садовые фигурки-персонажи, различные миниатюры и композиции. Много ярких растений и «стильных штучек». В результате сад в этом стиле воспринимается как «тёплый» и домашний.

Деревья:
рябина, ель голубая, ива или берёза плакучая, искусственно сформированные деревья: вяз, берёза, дуб, липа, клён, ольха, каштан, тополь, а также все плодовые и хвойные.

Архитектурный стиль

Несмотря на название, архитектурный стиль — очень «растительный». Он словно интерпретирует архитектуру, изображает ее языком ландшафта. То есть здесь обыгрываются формы и образы разных сооружений и конструкций. Стиль как будто говорит нам, что у всего, что бы ни создавал человек, так или иначе были прототипы в живой природе. А самих МАФов (малых архитектурных форм) в нем не больше, чем в других.

Барокко

Парадный, роскошный, дворцовый стиль. Но возможен он и на обычном дачном участке.

Нужно лишь взять некоторые его «реплики»: множество ярких расцветок, плавные линии, дугообразные формы и завитки, ковку, ширмы и перголы, светлые оттенки и соответствующие растения.

Деревья:
плакучая берёза, рябина, липа, клён, вишня, груша, яблони плодовые и декоративные.

Брутализм

Для садового брутализма характерны резкие контрасты между грубым и изящным, тёмным и светлым, низким и высоким. Это очень природный стиль, ничего техногенного в нём нет. Можно сказать, что он несколько «первобытный», но если уж в нем используется какая-то современная деталь, она должна быть суперсовременной. У брутализма очень много «своих» растений.

Лианы:
актинидия, амурский и девичий виноград, хмель, горный клематис, лимонник.

Кантри

Кантри — стиль деревенского быта. Он очень яркий, «лоскутный», непринуждённый, несимметричный, в нем много «деревенских» аксессуаров. Предпочтение отдается огородным культурам и плодовым деревьям, но особенно ярким должен быть палисадник

Лианы многолетние и однолетние:
хмель, ипомея, душистый горошек, фасоль огненная, тыква декоративная.

Классический стиль

Это и есть так называемый регулярный стиль, о котором многие слышали. Чёткая симметрия и строгие формы газонов, цветников и дорожек, большие пространства, «греческие» беседки, лепнина, фонтанчики и топиари. Если снизить градус помпезности и использовать стилизацию, классику реально создать даже на небольших участках.

Кустарники:
вейгела, жимолость съедобная, спирея, сирень, чубушник, парковые розы, чайно-гибридные и миниатюрные розы, барбарис Тунберга, бирючина, миндаль трёхлопастный.

Деревья:
ель, в том числе голубая, шаровидная туя, пирамидальные кипарисовики или можжевельники, липа, вяз, клён, пирамидальный тополь, плодовые культуры.

Лесной сад

У тех, чей участок находится в лесу, фактически уже есть сад в лесном стиле. Этот стиль подражает естественной природе. Сад должен быть затенённым, состоящим из лесных деревьев и дикоросов. Аксессуары — деревянные, нарочито грубоватые, используется также плетение из лозы.

Модерн

Стиль модерн очень элегантен, главное в нём — плавные, текучие линии, изящество, визуальная «дороговизна». Он аналогичен модерну в интерьере. Материалы для построек используются преимущественно натуральные, фигурки должны быть изящными, растений много и они должны быть густо посажены. Растительные символы стиля — ирис и гладиолус. Кстати, именно растениями, а не перегородками, зоны сада отделяются одна от другой.

Кустарники:
гортензия древовидная и крупнолистная, розы, бузина, чубушник, рододендрон, плетистые розы, барбарис Тунберга, спирея серая или японская.

Немецкий стиль

Это очень нарядный, а главное, аккуратный и ухоженный сад «с открытки». В нем сочетаются элементы кантри и классики. Самое важное здесь — педантичность, рациональность и добротность. Подстриженные деревья, пышные цветники, фигурки в сельском стиле, декоративная мульча, натуральные и качественные материалы для всех объектов.

Деревья:
ель, сосна, туя, плакучая берёза или ива, рябина, искусственно сформированные деревья, клён, тополь, все плодовые культуры.

Персидский стиль

Это сад на восточную тему. Но Восток бывает разным, и в данном случае речь идёт о мотивах Средней Азии. Здесь много ярких растений и аксессуаров, а также различных мелких деталей, которые интересно рассматривать. Создать персидский стиль помогут уютные внутренние дворики, цветная тротуарная плитка и мозаика, ручейки, желательно устроить небольшой круглый водоём. Арки и проёмы в конструкциях лучше сделать стрельчатой формы.

Цветы и многолетники:
маки, хризантемы и астры, ирисы и гладиолусы, агератумы, гайлардия, георгины, лилии и лилейники, пионы, бархатцы махровые, душистый табак, лаватера, гипсофила. Обязательно большое количество сортовых тюльпанов. К стилю отлично подходит рис, если выращивать его на специальных «заливных» участках.

Романтический стиль

Сад в романтическом стиле навевает воспоминания о старых добрых временах. Это, можно сказать, ностальгический сад, сад а-ля ретро. Романтический стиль — пейзажный, со множеством укромных уголков, фонтанчиков, со старыми деревьями, мостиками и скамейками. Ключевое растение — роза.

Садовый минимализм

В минималистичном саду всё просто и лаконично, а деталей — немного, как и в минималистском интерьере. Именно деталей, дополнений, конструкций. А вот растений как раз должно быть много. Но не всяких, а выразительных. Они высаживаются крупными куртинами, пёстрая смесь в этом стиле не приветствуется. Формы и линии не обязательно строго геометричные, но простые и чёткие.

Деревья:
туя, сосна чёрная или сосна вейтмутова, голубая ель, колонновидный можжевельник, клён, плакучая берёза, ива, колоновидная яблоня, каштан.

Садовый хай-тек

В садовом хай-теке, в отличие от интерьерного, вовсе нет обилия металла, пластика и бетона. Он как раз отдаёт преимущество природе. Это сад необычных и смелых решений, где используются «высокие садовые технологии»: современные отделочные материалы, необычные (как правило, абстрактные) конструкции и аксессуары. Именно в саду в стиле хай-тек можно увидеть оригинальные, непривычные для глаза водоёмы, беседки, площадки для отдыха.

Кустарники:
их немного, но преимущественно такие, у которых есть что-то интересное: листья, форма кроны, плоды — например, красный барбарис, вереск, рододендрон, снежноягодник.

Деревья:
принцип тот же — интересный вид: подойдут декоративная яблоня, голубая ель, интересно сформированный дуб, плакучая береза.

Скандинавский стиль

Этот стиль представляет собой сочетание простых форм и яркой цветовой гаммы, простого крупного орнамента и натуральных материалов, но вместе с тем — обилие интересных аксессуаров, разного освещения, много уголков отдыха, хотя и небольших по размеру. Для скандинавского стиля характерна универсализация. То есть каждый объект и предмет в саду можно использовать и так, и эдак — по желанию и настроению.

Деревья:
любые хвойные растения, а также любые плодовые и лесные, но некоторые из них должны выделяться — например, формой кроны или окраской листьев.

Средиземноморский стиль

Это «южный» колорит таких стран, как Италия, Греция, Кипр. В средиземноморском стиле много мощеных и гравийных площадок, терракотовых горшков и фигурок, обязателен внутренний дворик — патио, много садовой мебели и растений.

Стиль дворянской усадьбы

Сад в этом стиле имеет характерную особенность: он делится на две части — регулярную (парадную) и пейзажную. Много тенистых уголков, беседка у пруда, который оформлен в природном стиле, гроты, каменные скульптуры, аллеи, газон и правильной формы цветники. Дом украшается вертикальным озеленением. Беседки и павильоны напоминают греческую архитектуру.

Французский стиль

Более понятно и узнаваемо будет такое определение, как стиль Прованс. Точнее, атрибуты Прованса преобладают в французском стиле, но к этому добавляются некоторые элементы классики. Стиль очень камерный, уютный, его сложно реализовать на большой площади. Обязательны огород и газон, а все цветники располагаются по периметру. Площадка отдыха устраивается у входа в дом, а из материалов используются дерево, гравий и кирпич

Многолетники и цветы:
шток-роза, ирисы бородатые большими группами, лилии, шалфей, полынь, наперстянка, лаванда (в наших условиях лучше коровяк или вероника), папоротники разных сортов(группами и в одиночных посадках), пеларгония зональная, герань.

Деревья:
туя, плодовые культуры, декоративные плодовые деревья.

Фэнтези

Стиль фэнтези можно ещё охарактеризовать как «сказочная готика», стиль сказок и легенд. А ещё можно определить его как средневековый сад. Дом в форме замка вписался бы сюда идеально. Извилистые дорожки и тропинки, мхи, верески, валуны, заросшие пруды, гроты и коряги, кованые элементы и садовые фигурки «под бронзу», много вертикального озеленения.

Многолетники и цветы:
хосты, ревень, роджерсия, почвопокровные альпийцы: овсяница сизая, мыльнянка, огненная гвоздика, алиссумы; альпийские астры, папоротники, ирисы, «лесные» луковичные, колокольчики.

Лианы:
«Символы» стиля — виноград амурский и девичий, хмель, лимонник, актинидия, горный клематис.

Деревья:
дуб, вяз, ольха, берёза, ива, ирга, колоновидная яблоня, клён, лещина, рябина, яблоня, слива, вишня. Вообще при выборе деревьев важно ориентироваться на те, у которых красивый рисунок ветвей и более тёмная кора.

Экзотический сад

Сад, подражающий образам экзотических стран — Африки, Австралии, Бразилии. Он создаёт колорит тропических джунглей. В этом стиле много цвета и орнаментов, деревянных настилов и ширм. А растительность, окружающая всё это, очень пышная.

Деревья:
ирга, яблоня, войлочная вишня, слива, клёны приречный и татарский.

Экостиль

Стиль эко воссоздаёт в саду образ дикой природы. Это лесные деревья, дикоросы, злаковые травы, постройки и аксессуары из натурального дерева, природный газон из клевера, «сухие» подпорные стенки с почвопокровными растениями, грубоватая мебель ручной работы. Главная концепция сада — экологичность.

Кустарники:
дерен, бузина, жимолость, арония черноплодная, барбарис, лещина крупная (фундук) и лещина обыкновенная, сирень, чубушник. Но подойдут и любые лесные кустарники.

Деревья:
ива плакучая и козья, ирга, черёмуха, рябина, клён, берёза, дуб, а также разные лесные деревья.

Японский сад

Это загадочный, философский сад, в котором преобладают канонические атрибуты и растения с декоративными листьями. Все элементы, постройки, аксессуары должны производить впечатление старых, древних. Это вода, много натурального камня, сады камней, бамбук, мох, японские каменные фонарики, простые формы строений, асимметрия во всём.

Многолетники и цветы:
хоста, астильба, папоротники, роджерсия, ревень, разнообразные осоки и злаки, бруннера, лабазник, лилейник, ирисы, различные хризантемы, луки, ландыши, черемша, бузульник, пионы, луковичные цветы «природного» вида, бамбук (можно заменить его чёрной ольхой сорта «Империалис»).

Надеюсь, что эта «шпаргалка» поможет вам создать сад вашей мечты — яркий, стильный и эффектный. Удачных экспериментов!

Разнообразие стилей сада

Стиль в ландшафтном дизайне — это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики малого сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и т. п.

Разнообразие стилей сада. © Randy Son Of Robert

Выбор стиля сада зависит от особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Но в большей степени – это дело вкуса и отражения стиля жизни владельца сада и даже больше того – отражение его мировоззрения.

Современные стили малого сада только соприкасаются со стилистикой садов прошлого. Границы великих стилей размыты: деревья растут медленнее зданий, а памятники садово-паркового искусства прошлого в наши дни включают элементы разных стилей, и регулярный стиль соседствует или поглощается пейзажным. Вырастая и старея, сад проходит не только через возрастные границы, но и через границы стилевые, приобретая в каждой стране национальные черты, поскольку сад, и особенно малый сад, связан с бытом и жизнью общества.

Бывает, что создать сад, выполнить беседки, патио и дом в едином стиле уже невозможно. Но можно дополнить их отдельными деталями, добившись определенного единства.

Давайте разберемся, какие же существует стили в оформлении сада.

Стили сада

Классический сад

Классика есть классика: все ясно, правильно, проверено временем. Этот стиль подойдет тем, кто любит геометрически ровные линии и углы, а также чувство порядка. Обычно такой стиль подразумевает наличие симметрии в расположении отдельных компонентов и посадки растений, которые так или иначе имитируют природные сообщества. Такие сады удобно устраивать на загородных участках, традиционно имеющих прямоугольные формы.

Очень часто в классических садах прослеживается какая-либо одна доминанта. Например, есть сады из травянистых растений. Есть сады-розарии, которые дополняют красиво цветущими растениями и клумбами с яркими однолетниками. Есть еще мощеные сады, в них большая часть пространства декоративно выложена плиткой, камнями или кирпичом, а растения высаживаются на высокие клумбы или в контейнеры. Традиционный же дизайн классического сада предусматривает прямоугольные газоны, ровные прямоугольные или круглые клумбы посередине, красочные однолетние растения.

Читайте также:  Газовые счётчики для частного дома: как выбрать, виды, требования к месту установки, технические характеристики, цены, фото

При таком оформлении основное внимание уделяется растительности, а не конструктивным элементам, этот вариант придется по душе любителям декоративно-цветущих, декоративно-лиственных растений и душистых трав.

Партерные сады и сады-лабиринты

Они напоминают знаменитые французские и итальянские сады XVI века. Партерный сад или сад цветников содержит множество клумб причудливой формы и декоративные элементы, которые создают затейливый орнамент, возвышающийся над уровнем земли. Обычно его создавали для того, чтобы любоваться из окон верхних этажей дома. Сад-лабиринт изначально тоже был изобретен для рассмотрения сверху, в нем низко стриженные живые изгороди образуют геометрические или извилистые узоры. Свободное пространство между вечнозелеными кустарниками заполняют красиво цветущими растениями или, что с исторической точки зрения более правильно, цветным песком или гравием.

Есть очень много любителей живой природы, которых прельщает не правильная организация пространства и четкость линий, а как раз наоборот — простота, естественность, свобода. В таком случае стоит обратить внимание на сады так называемого свободного стиля. Романтичный дикий уголок, а тем более даже целый сад в естественном стиле предполагает минимум работы на грядках или в цветниках и максимум отдыха. Мягкое вмешательство человека нисколько не испортит прелестной картины дикой природы.

Сад. © Kosova MGT

Сельский сад

Этот вид сада называют также дачным, оформляют, используя натуральные, природные материалы для мощения и подбирая особым образом растения. В ландшафт, как правило, не вносят изменений или делают их минимальными. Обычно все ограничивается строительством садовой дорожки, лестницей из обычных камней.

В композиции растений преобладают «старомодные растения» и даже овощи, которые создают несколько небрежный, но очень красочный эффект. Здесь можно увидеть вперемешку однолетники и многолетники, особенно такие, которые размножаются самосевом и растут в пестром беспорядке.

Сад — уголок живой природы

При кажущемся противоречии понятия «сад» и «уголок дикой природы» вполне совместимы. Любители этого стиля иногда ничего не делают со своими участками. Растения буйно разрастаются, в них поселяются разные живые существа, например, птицы, пчелы, бабочки, ящерицы. В привлечении птиц, млекопитающих и насекомых важную роль играет вода, а также цветущие однолетние и многолетние растения. Животные охотно посещают и фруктовые сады. Однако, и такой уголок может быть вполне ухоженным.

Лесной ландшафт воспроизводим на участке большого размера. Это хорошее решение для длинных и узких наделов, куда «классика» не впишется. Для этой цели лучше всего подойдут быстрорастущие листопадные древесные породы со светлой негустой кроной, например, березы. Предпочтение в таких садах отдается растениям, которые весной буйно цветут, а промежутки между деревьями заполняют почвопокровными и луковичными растениями. Лесной ландшафт позволяет заслонить неприглядный вид окружающих участок соседних домов или коммуникаций.

Еще одна положительная черта — он нетребователен в уходе. Имитация природного ландшафта позволяет создать множество различных сред обитания: от сухого гравийного цветника до влажных берегов водоемов. Такие сады изменяют свой облик от сезона к сезону и существуют до тех пор, пока сохраняется гармоничное равновесие между всеми его частями, в том числе между дикой природой и культурами, вкрапленными в общую картину по воле человека.

Тематические сады

Тематические сады распространяются тем быстрее, чем больше людей путешествует по миру. Многое из подмечаемого во время путешествий по дальним странам мы мысленно переносим в наш сад. Между тем садовые традиции дальних стран уже с давних времен нашли к нам дорогу. Зачастую мы даже и не подозреваем о чужеземном происхождении некоторых растений из бабушкиного сада. Каждый стиль обладает собственным шармом, особым очарованием. Конечно, неизбежны ограничения в силу климата. А вот различные аксессуары, которые продаются повсюду в качестве сувениров, могут сослужить вашему саду неплохую службу.

Безусловные лидеры среди тематических садов — японские, с их гармонией и ощущением покоя. Их, как и китайские, относят по тематике к Восточная Азии. Другая популярная тематика — Ближний Восток. Благородное изящество, приправленное пряной смесью тяжелых, сладких ароматов жасмина и роз, в сочетании с легким убранством — это то, что мы привыкли называть духом Востока. Средиземноморье мы узнаем по стенкам, сложенным из плоского натурального камня, полукруглым скамьям, глиняным печам, обилию солнечного света и тепла.

Южная Америка — это сиеста, спокойствие и невозмутимость с одной стороны и плещущий через край темперамент с другой. Характер латиноамериканцев находит свое отражение и в оформлении сада: спокойная зелень декоративных листьев юкки, функции и пеларгонии и лилейника в сочетании с неожиданными эффектами от ярких пятен цветков. Мавритания — здесь смешалась воедино таинственная экзотика Востока с чертами европейско-андалузского садового искусства. Этот сад ласкает все чувства: зрение — яркими красками цветов, обоняние — терпкими и сладкими ароматами фимиама и роз, вкус — душистой мякотью земляники и оливок.

Геометрические формы прямых дорожек и лестниц, круглых клумб и прямоугольных бассейнов придают саду четкую структуру. Скандинавия — для тех, кто любит природу и предпочитает простое, но вместе с тем жизнерадостное оформление. Зеленые лужайки и бесконечные дали — характерные особенности скандинавского ландшафта. А еще живая изгородь, высокая трава на лужайке и низкорослые березки или сосенки по краю лужайки, веселый плеск фонтанных струй.

Выбрать «свой» стиль иногда непросто, ведь есть множество факторов, с которыми невозможно не считаться: климат, почва, рельеф, размеры и конфигурация участка. Обратитесь к профессионалам, и они помогут вам сделать ваш сад уникальным и непохожим ни на один другой.

Остановимся подробнее на различных видах тематических садов.

Сад. © WinterE229

Французский сад

Сад, выполненный в регулярном или французском стиле ландшафтного дизайна, распланирован по основной единой оси композиции; расположение всех его элементов и конструкций подчинено строгой геометрии и симметрии.

Для такого типа сада характерен маловыраженный рельеф, вся композиция расположена в одной плоскости. Также характерно оформление территории террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада. Главный вход парка располагают в нижней части сада, чтобы прямо от входа открывалось посетителю величие всей композиции. В саду преобладают растения, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму.

В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Использование французской планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако, необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника по его озеленению и благоустройству.

Английский сад

Английский или пейзажный сад предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий, имитируя природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, «натуральные» композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы).

Для этого стиля дизайна сада характерно ярко выраженное чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов; отсутствие прямых линий и осей. Первостепенное значение имеет продуманная организация композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.

Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения). Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию.

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке ландшафтного дизайна современных загородных усадеб. Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы.

Китайский сад

Китайский сад характеризуется, прежде всего, тем, что все его отдельные архитектурные формы несут символическое значение. Все строения должны быть вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. В китайском саду выстраивается центральная композиция, вокруг которой размещаются все остальные, как бы подчиняясь ей. Главная задача создателя такого сада — нахождение исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывается самый красивый пейзаж. Наиболее выразительные элементы ландшафта выделяются характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, обязательно выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

В Китае основой гармоничного общества является подчинение законам вселенной. Изучение этих законов и их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока. Эти законы нашли свое отражение и в ландшафтном дизайне.

Построение ландшафтного дизайна китайского сада по методу фэн-шуй основано на проецировании психологических портретов хозяев на окружающий их ландшафт. Создается конструктивная основа сада, которая будет видна и зимой, и летом: дорожки, террасы и подпорные стенки, фонтаны или искусственные водоемы, скульптуры и скамейки, ротонды и беседки. Для большей живописности, поверхность должна быть рельефной. Размещая малые архитектурные формы, территорию делят на определенные зоны, акцентируя отдельные моменты сада. Все элементы садовой архитектуры должны соответствовать стилю дома и участка, композиционно объединяя и дополняя их.

Баланс — ключевой момент в фэн-шуй. Горный, водный и растительный элементы должны располагаться довольно близко друг к другу. Нежелательно располагать острые предметы или ландшафтные элементы рядом с дорожками, так как по законам фэн-шуй это создает напряжение и приводит к стрессам. Извилистые или круговые аллеи в саду более предпочтительны, чем строгие, вытянутые пути. Для организации сада по законам фэн-шуй обязательно и достаточно трех элементов ландшафтного дизайна: гор, воды и собственно растительности.

Горы можно заменить холмиками грядок, высокими деревьями и кустарником. Вода, символизирующая богатство, может быть воплощена в ручьях, прудах и фонтанах, а, в крайнем случае, и «потоком» камней.

Сад. © WinterE229

Мусульманский сад

План организации мусульманского сада формируется из одного или нескольких квадратов. Использование в планировке такого сада кратности цифре четыре обязательно. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Такая форма сада является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Квадраты мусульманского сада должны символизировать присутствие Аллаха и его благословение.
В Испании, находившейся несколько веков под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским.

Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью ландшафтного дизайна мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

В целом изысканность мавританских садов основана на гармонии между водными пространствами и декоративными архитектурными элементами внутри зачастую сложнейшего ансамбля закрытых внутренних двориков.

Японский сад

Японцы издревле с благоговением относятся к цветам, и не удивительно, что именно ими созданы сады необычайно изысканной красоты. Сегодня японские сады делят на три типа: холмистые, ровные и чайные.

Назначение японского ландшафтного сада — создать миниатюрную модель пейзажа, плоского или холмистого, обязательно с водоемами, островком на озере, с мостиками, оригинально размещенными камнями и декоративными каменными лампами, создающими необычное освещение. Карликовые сосны, можжевельники, рододендроны на фоне мха, камня и воды надолго притягивают взгляд, красота пейзажа раскрывается перед зрителем постепенно. Еще одной особенностью японского сада являются клади — извилистые цепочки камней для перехода через ручьи и протоки. Удивительный живописный эффект получается в результате продуманного отражения самых интересных мест пейзажа в воде.

Сад ароматов

Это особый вид сада, имеющий очень интересную историю. В старину на территории западно-европейских монастырей разбивались квадратные внутренние дворики с крестообразным членением дорожек и геометрическим узором посадок. Естествоиспытатели и натуралисты использовали эти места для разведения лекарственных, а позже и ароматических трав. Четыре сектора дворика засаживались растениями либо согласно тем сторонам света, которые были их родиной, либо – по применению трав: лечебных, пряных, красивых, приятно пахнущих. Такая традиция предопределила появление не только рабаток, но и замкнутого «сада запахов».

И сегодня можно обустроить уютный благоухающий уголок на хорошо освещенной части сада. Чтобы подчеркнуть камерный дух территории приятных запахов, необходимо обособить ее высокой живой изгородью или садовой стенкой. Подбор декоративных растений диктуется принципом непрерывного цветения, а также имеющимся у некоторых цветов свойством подчеркивать ароматы друг друга.

Наличие такого уголка в вашем саду будет свидетельствовать о любви хозяев к изящной экзотике.

Типы садов

Вы здесь

снову художественного решения сада в большинстве своем определяют характер застройки, связь сада с окружающей местностью, а также его территория.

Как правило, тип сада определяется его размером. Чем меньше сад, тем меньше деревьев должно быть высажено в нем с учетом их высоты в период зрелости.

Разбивку сада надо хорошо продумать. В каждом саду должны быть дорожки, уголок отдыха, газон для игры детей и даже небольшой водоем, а остальное каждый может дополнить по своему усмотрению. Совершенно не нужно создавать множество различных по своему оформлению участков сада, что может привести к разнородности и раздробленности композиции. И в отношении сада справедливо выражение: «Чем меньше, тем лучше» («иногда меньше — значит больше»).

Палисадники

Палисадником называют участок перед домом, отделяющий его от дороги и служащий чаще всего для украшения, но составляющий, как правило, единое целое с зелеными насаждениями.

Небольшой палисадник не может выполнять функции «жилого» сада из-за своих размеров и недостаточной укромности. Отсюда вытекает и задача его художественного решения.

Палисадник может быть огражден, и характер ограды должен увязываться с типом жилого дома, чтобы создавалось гармоничное единое целое с садом. Если палисадник не огражден, то зрительно он становится частью уличных насаждений, вследствие чего и решаться должен так, чтобы гармонировал с улицей, на которую выходит.

Если по соседству проходит шоссе, палисадник должен стать прежде всего защитой дома от шума и загрязненного воздуха. В этом случае следует отдавать предпочтение таким посадкам, которые образуют густые заросли и создают как бы живую изгородь.

Вариантов художественного решения палисадников много, но всегда следует придерживаться некоторых основных принципов.

Очень тщательно надо подходить к ассортименту высаживаемых растений. Предпочтительнее выбирать менее рослые сорта, которые со временем не создадут угрозы полного затенения окон и не превратятся в «джунгли».

Палисадник следует засаживать либо группами растений посреди газона, либо свободно растущими многолетниками (отдельно и группами). Ни при каких обстоятельствах палисадник не следует перегружать. При выборе растений надо исходить из того, как расположен палисадник в отношении стран света. Прекрасный вид производит палисадник с посадками роз на фоне зеленого газона.

Читайте также:  Упаковочные знаки

Палисадник может быть разделен на части подъездными и пешеходными дорожками. В этом случае надо так подобрать посадки, чтобы смягчать, а не усугублять эту раздробленность. Если возникает необходимость в организации других путей, их устраивают в виде тропинок, зрительно не уменьшающих пространство.

Помимо размеров, на художественное решение палисадника влияет также поверхность участка. Если он расположен на разных уровнях, то предоставляет нам больший выбор для художественного решения палисадника. Здесь мы можем устроить и альпинарий, и сухую стенку.

Сад в традиционной застройке жилого дома

Такой способ застройки не позволяет решить сад как единое целое, поскольку дом в этих случаях обычно располагается в центре участка. Однако при этом можно создать несколько отдельных композиций, среди которых дом всегда будет доминантой.

При таком способе застройки можно создать сад довольно разнообразного содержания. Необходимую укромность отдельных участков можно обеспечить, например, постройкой беседок, увитых зеленой порослью, либо посадкой пирамидальных растений, которые будут укрывать эти участки сада от посторонних взглядов из окон соседних домиков.

По договоренности с соседями можно решить вопрос о посадке деревьев или кустарников в разделяющей оба участка зоне, что было бы идеальным решением для наиболее эффективного использования остальной территории сада. Например, общая живая изгородь из вечнозеленых растений может стать удобным фоном для других посадок по обеим сторонам ее. Даже совместное решение групповых насаждений на этой территории может создавать эффектное впечатление, несмотря на то, что эти посадки будут находиться по разные стороны ограды.

Решая композицию сада, не следует каким-либо образом ограничивать использование всех элементов декоративного оформления. Необходимо лишь подходить к этому, выдерживая эстетику композиции. Конечно, многое зависит и от того, идет ли речь о расположении этих домов в городе или за городом с точки зрения их связи с окружающей природой. Во втором случае необходимо выбрать такой ассортимент растений, который будет создавать впечатление естественной связи с окружающей средой.

Сады у семейных домиков, стоящих в ряд

При расположении семейных домиков в ряд участки земли получаются довольно узкие, шириной около десяти метров, а длиной до нескольких десятков метров.

В этом случае возникает серьезная проблема создания эстетически целостной картины, поскольку узкие и длинные садовые участки могут вызвать ощущение затесненности. Однако и на таких участках, соблюдая определенные принципы эстетики, можно создать вполне эффектные композиции.

Прежде всего следует соблюдать определенные пропорции между высотой используемых растений и шириной участка. Слишком высокие растения, высаженные по краям узкого участка, еще больше зрительно сужают его. И, наоборот, узкому саду пойдет на пользу, если с помощью живых изгородей, декоративных стенок, решеток с вьющимися растениями, беседок и пергол организовать поперечное деление участка.

Разнообразие садового участка следует увеличивать, изменяя, например, направление пешеходных дорожек и соответствующее освещение. Дорожки в саду не должны быть прямолинейными или идти по середине участка, поскольку это лишь подчеркивало бы его протяженность.

Усилению зрительного ощущения ширины участка способствуют посадки деревьев со светлыми листьями, с легкой просвечивающейся кроной. В отличие от них, посадки хвойных деревьев или лиственных с густой темной кроной еще более усиливают ощущение узости участка.

Сады в городских микрорайонах

В таких садах всегда должна преобладать их «жилая» функция, доминируя над функцией «полезности» из-за тесной пространственной связи между жильем и садом.

Организуя сад в городском микрорайоне, необходимо обеспечить его укромность с точки зрения видимости с верхних этажей близлежащих домов. Нужно также изолировать сад от городского шума. Поэтому следует использовать такие виды древесных насаждений, живые изгороди, стенки с вьющимися растениями, которые гарантировали бы укромность отдельных уголков сада.

Кроме того, необходимо учитывать специфический микроклимат садов такого типа. В каждой части сада в зависимости от характера застройки и расположения сада возникают определенные условия для выращивания тенелюбивых или светолюбивых растений. Выбирая эти растения, следует обращать внимание и на определенные изменения условий их выращивания на протяжении года, вызываемые различным расположением солнца и различной длиной тени, которую отбрасывают здания на садовый участок. В этом случае предоставляются большие возможности для использования растений одного типа. Будучи высаженными на более освещенных солнцем местах, они расцветают раньше тех, которые растут на местах затененных.

В садах, расположенных в городских микрорайонах, обязательно должна быть вода в качестве регулятора микроклимата, например, бассейн или фонтан. Улучшению микроклимата способствует и правильный выбор типа мощения дорожек, например, дерево не нагревается так сильно, как камень и т. п.

Для садов такого типа можно порекомендовать самые разнообразные виды вьющихся растений, выполняющих в данном случае функцию не только биоклиматическую, но и эстетическую. Повышению пространственной эффективности способствуют посадки деревьев пирамидальных типов. С точки зрения практической в таких посадках хвойные и вечнозеленые растения должны преобладать над лиственными, сбрасывающими листву.

Некоторые разновидности загородных садов

По мере отпадения функции традиционных деревенских усадеб и исчезновения обширных деревенских частных хозяйств, перешедших в общественное пользование, встает проблема использования этих площадей. Нередко они, превратясь в сады, приобретают новую ценность.

Эти участки бывают достаточно велики, поэтому новыми посадками соответствующей зелени улучшаются биоклиматические условия в районе жилой застройки. Так создается непосредственная взаимосвязь дома с садом, что значительно оживляет пейзаж района.

Поэтому самым лучшим типом сада в таких условиях может считаться декоративный или «жилой» сад. А поскольку имеется большое разнообразие декоративных растений весьма нетребовательных, для которых не нужны никакие мелиоративные работы, большой эффект может быть достигнут со сравнительно малыми затратами. Концепция такого сада должна исходить из того, что он должен являться функциональным продолжением жилья, одновременно будучи связанным с зеленью общественных насаждений улицы или других участков населенного пункта.

Сады у домов в зонах отдыха

Характерной чертой этих садов является их тесная связь с естественным природным окружением. В этой связи основа концепции такого сада — максимальное приближение красоты окружающей природы, т. е. стремление к концентрированному выражению ее художественной стороны.

Узкий палисадник на солнечной стороне. У входа одиночно посажена спирея. Извилистая дорожка заканчивается маленькой площадкой, окруженной группой спирей. Основу остальных посадок составляют большие асимметричной формы участки стелющихся растений. В отдельных местах в эту сплошную зелень вклиниваются деревья, рослые многолетники. Весной здесь цветут луковичные растения. Травы, неотделимая часть любых посадок, представлены как низкорослыми, так и достаточно высокими видами.

Поэтому следует придерживаться некоторых основных принципов. На территории сада следует отдавать предпочтение тем же разновидностям растений, особенно древесных пород, что произрастают в окружении этого сада. Повторением тех же мотивов служит взаимосвязанность сада и окружающей его местности.

Элементы сада должны соответствовать характеру близлежащих доминант. Поэтому концепция отдельных частей сада должна быть продолжением окружающей природы.

Решая композиционное построение сада «на природе», приходится сталкиваться с некоторыми специфическими ситуациями, например, необходимостью создания укрытого от ветров уголка или созданием специальных посадок, предупреждающих снежные заносы.

Сады на склонах

Художественное решение садовых участков на склонах должно учитывать как их расположение в отношении стран света, так и разновысокость отдельных участков территории.

Расположение территории сада на разной высоте дает возможность разнообразить решения. Такой характер местности прямо обусловливает создание стенок, террас, скальных участков, водопадов, различных лестниц и т. д. Разница в высотах создает условия для более разнообразного и более богатого в зрительном отношении восприятия пространства сада. Одновременно эта разница в высотах обусловливает различные точки зрения на близлежащую местность, тем самым предоставляя дальнейшую возможность композиционного построения сада.

Сады на склонах обладают, однако, и рядом отрицательных черт. В первую очередь, это разнородность почвенных условий, в связи с чем бывает затруднительным использование их для однородных посадок. Такие участки скорее используются как декоративные сады. Еще одно невыгодное свойство таких территорий — дороговизна обработки почвы, необходимость строительства подпорных стенок и т. п. Обычно земля на таких участках бывает суше, чем на равнинных, в связи с чем часто приходится выполнять специальные работы по орошению, увлажнению и улучшению качества почвы.

Основные конструкции (типы) садов

Существует несколько типов садов, различающихся по соста­ву, подвоям, силе роста деревьев, конструкции и уровню интен­сивности. В зависимости от состава выращиваемых растений сады бывают семечковые (яблоня, груша, айва), косточковые (виш­ня, слива, черешня, абрикос, персик), ягодники (земляника, смо­родина, крыжовник, малина, облепиха), а также смешанного типа.По подвоям и силе роста деревьев выделяют сильно-, средне- и слаборослые сады. Для силь­норослых садов используют семенные и сильнорослые вегетативно размножаемые подвои, а для средне- и слаборослых – средне- и слаборослые вегетативно размножаемые подвои.

Сады на сильнорослых подвоях закладывают.с междурядьями7-8 м и расстоянием в ряду м/у деревьями 3-4 м.Вступают в плодоношение на 7-8 год,медленно наращивают урож-ть,а раскарчёвываются на 35 год жизни. Сады на средне-рослых-вступают в плодоношение на 3-5 год ,раскорчёв.на 25.Сады на кормовых подвоях высаживаются с междурядьями 4-6 см,и расстоя-ми от 1,5 до 4,вступают в плодоношениене позднее 3 лет, раскорчёвываются на 18 год жизни.

По конструкции насаждений (площади питания, схеме посад­ки, системе формирования) выделяют следующие типы садов.

1. На семенных подвоях с полусферическими кронами схема посадки: 7-10 х 6-10 м, до 250 деревьев на 1 га.

2. На семенных подвоях с ширококронной конструкцией ряда схема посадки: 6-8 х 3-4 м, 312-555 деревьев на 1 га.

3. На семенных подвоях с узкокронной конструкцией ряда схе­ма посадки: 4-5 х 3-5 м, 400-833 дерева на 1 га.

4. Пальметтные на вегетативно размножаемых и семенных подво­ях схема посадки: 3,5-5 х 2-5 м, 400-1500 деревьев на 1 га. Основными преимуществами садов этого типа являются хорошая освещенность деревьев, высокие качество плодов и урожайность, удобство съема. Основные недостатки – трудоемкость

5. На слаборослых вегетативно размножаемых подвоях с мало­объемными формами крон схема посадки: 3-4 х 0,5-2 м, 1500-5000 деревьев на 1 га. Имеют ускоренное плодоношение, а малые габаритные размеры деревьев позволяют плотнее их выса­живать и получать высокие урожаи. Основные недостатки – тру­доемкость и высокие затраты.

6. На слаборослых вегетативно размножаемых подвоях с многострочными схемами посадки и малообъемными формами крон многострочная схема посадки: 4+1+1 х 0,5-1, 4+1+1+1 х 0,5-1 м, 5-10 тыс. деревьев на 1 га.

7. Луговые(полициклические или поукосные)Схема:0,51 на0,15-0,30м. Плотность до 1оо тыс. дерев. а га

8. Спуровый сад создается из специальных сортов, характеризующихся укороченными междоузлиями побегов, поэтому деревья имеют небольшие размеры, что обусловливает ряд положительных свойств. На семенных подвоях их высаживают по схеме 5-6 х 3-4 м и более плотно. За первые 10-12 лет плодо­ношения спуровые сады могут обеспечить урожайность 15-25 т/га и более в среднем за год.

9. Колонновидный сад имеет такую же плотность посадки, как и луговой, но его не срезают, он плодоносит непрерывно в тече­ние многих лет. Подвой – карликовый, или суперкарликовый, сорт – специальный суперкарликового типа, практически не да­ющий сильных боковых вегетативных побегов. Высота деревьев в 7-8-летнем возрасте достигает примерно 1,5 м, урожайность – до 400 т/га и более.

По времени вступления в плодоношение, урожайности, про­должительности эксплуатационного периода и уровню рентабель­ности производства плодов сады можно разделить на четыре груп­пы: экстенсивные, полуинтенсивные, интенсивные и суперин­тенсивные. Экстенсивные сады(до 250 деревьев на 1 га) вступают в плодоношение на 8-10-й год, полуинтенсивные (300-600 дере­вьев на 1 га) – на 5-7-й, интенсивные – на 3-4-й и суперин­тенсивные – на 2-3-й, срок их эксплуатации составляет соответ­ственно 25-35, 20-25, 15-20 и 10-15 лет.

Организ заклад:

При создании садов решается ряд важных взаимосвязанных задач: анализ климатических условий ( рек-на пологих и покатных; важн-глуб грунт вод); обследование почвы(физич и агрохим услов); вы­бор места под сад; обоснование породно-сортового состава( в кажд квартале выращ одна порода и сорта одного срока созрев), а также конструкции плодовых и садозащитных насаждений( непродув – высокорос, среднерос и кустарн; ожурные – высокорос и кустарн; продува – однояру из высокоросл); обоснова­ние наиболее прогрессивной технологии возделывания плодовых растений; организация территории сада(составл технич проект с указ квартал, пород и сортов, дорож сеть, хоз постройки, лесозащ насаж). Кроме того, решаются транспортные и социальные задачи.

Определ упитан с.х живот

Степень отложения жира и развития мускулатуры.У КРС визуально оценивают форму тела правильность линии спины и живота, выполненность лопаток и бедер, развитии мышц, степень выступания костей скилета. Жир оценивают прощупыванием последовательно у основания хвоста, на седалищных буграх, маклоках в щупе на пояснице. У костратов в мошонке. Взрослый скот( старше 3лет): 1категория – мышцы развиты удовлетворительно, форма туловища несколько угловатая, лопатки слабо выделяются.2категория мышцы развиты менее удовлетворительно, лопатки заметно выделяються, бедра плоские. Быки:1 категория туловище огруглое, мускулатура развита хорошо.2-формы недостаточно округлые. Мускулатура развита удовлетворительна. Телята 1 кат. (молочники) масса не менее 30 кг, мышцы развиты удовлетворотельно.2 кат(телята получавшие подкормку. Мышцы развиты менее удовлетворительно. Овцы и козы. 1высшая – мышцы раз хорошо, остист отростки спин и пояснич позвонк не выступ, отлож подкож жира прощуп на пояснице, спине, ребрах2.средняя – мыш спины и поясн развит удовлет, маклоки и остист отростки пояснич позвон у овец слегка а у коз оститс отрост спин позвон заметно выстпуп 3.ниже средняя – мышцы развит неудовлетв, отлож подкож жира непрощуп. Лошади: 1 кат округлые формы тела, хорошо раз мышцы 2. Угловатые формы,, мышцы удовлет, ребра заметны, но пальцами не захватыв..Кролики 1 – хорошо развит мускулат.и 2 удовлетвор. Птицы. Живая масса 1 голоы сдаваемой птицы должна быть: цыплят 600 г,цип-бройлеров 900 утят 1400 гусят 2300 г.При приеме птицы для убоя ее по упитанности на категории не делят.Мин. требования к упитанности цып.-бройлеров: мышцы груди и бедер развиты хорошо или удовлетворит.Грудь широкая,допускается не значительное выделение киля грудной кости.У цып.,индюшат,кур мышцы груди и бедер развиты удовл.Киль грудной клетки выделяется,образуя угол без впадин.

1 кат – жив масса от 70-100 кг, свиньи молодняк -, шкуры без опухолей кровопотек, туловищ без перехвата за лопатками., толщ шпика не более 2 см.

2 кат – свиньи молодн и подсвинки, жив масса от 70 до 100 шпик не более 3см, и от 20 до 70 шпик не менее 1 см.

3 кат – свиньи молодняк, свинки и боровки – жив масс до 150кг, свыше 3 см шпик.

4 кат – боровы и свиномат – боровы свыше 150 кг и шпик не менее 1см, свиномат – жив масс без огранич, шпик не менее 1см.

5 кат – поросята молочники – шкура белая или слегка розовая без опухолей, сыпи, коровопотек ран укусов, остист отростк спин позврн и ребра не выступ, жив масс 4-10кг включ, шпик без огранич.

6 кат – хрячки – жив масса не6 более 60, шпик не менее 1см.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ссылка на основную публикацию