Стили парков

ООО Свой Мастер & PoliStyle

16 февраля 2020

Статьи:

Стили парков и садов

Английский сад (English Garden)

Стиль «английский сад» появился в XVIII веке в противовес формальному стилю. Одним из ярых приверженцев нового стиля и противником французских садов был английский поэт Александр Поуп (1688 — 1744), призывавший в 1713 году в своем эссе, посвященном садоводству, вернуться от геометрических форм к «милой красоте неприкрашенной природы». Основное правило английского сада он сформулировал так: «Природа не должна быть забыта ни в чем. Руководствуйтесь духом места».
Узнать больше про “Английский сад”

Итальянский стиль (Italian Garden)

Итальянский стиль сада, получивший свое распространение в эпоху Возрождения (XV век н.э.), называют также Медицейским. Этот термин образован от названия одного из известнейших итальянских родов – Медичи, представители которого долгое время правили Флоренцией. Медицейский тип садов имел регулярную планировку, как и французский сад, однако, основным отличием было то, что при проработке сада очень большое внимание уделялось также и архитектурным сооружениям. Таким образом, вилла являлась определенной композиционной составляющей и имела четкую взаимосвязь с окружающим ландшафтом.
Узнать больше про “Итальянский террасный стиль”

Китайский сад (Chinese Garden)

В китайской культуре ландшафтный дизайн всегда был искусством, а создатели садов руководствовались традициями и ценностями общества и религиозными принципами. Сады в Китае разбивали с XI века до нашей эры, со времен государства Чжоу. При этом если европейцы утверждают, что сад нужно посадить, то китайцы сады строят. В китайском саде нет аккуратных газонов, как в английском, и четких линий, как в регулярном французском стиле. Китайские садовники подражают природе и пытаются на небольшом участке создать уголок природы, такой же разнообразный, как сам Китай.
Узнать больше про “Китайский сад”

Колониальный сад (Colonial Garden)

Термин «колониальный» происходит от римского «colonus». Колоны – граждане римской империи, которые арендовали землю на окраинах государства и занимались преимущественно сельским хозяйством. Колониальный стиль появился во времена великих географических открытий с XV по XVII века н.э., когда Англия, Франция, Испания и Голландия расширяли свои империи за счет новых завоеваний в колониях. Примечательно, что не только европейская культура оказывала большое воздействие на туземное население, но так же завоеватели переняли некоторые особенности жизни у коренных жителей.
Узнать больше про “Колониальный сад”

Лесной стиль (Forest style)

Идея сада как места для единения с природой возникла в начале XVIII века в противовес пышным садам регулярного стиля. Одним из основоположников лесного стиля в садоводстве считается Стивен Швейцер (Stephen Switzer, 1682 – 1745), английский писатель и дизайнер садов. Владельцы садов в лесном стиле избегали придворной жизни, они стремились к «полезной и красивой» жизни в деревне. Сады в лесном стиле были настоящими производители продуктов питания: в них обычно высаживали орешины, фруктовые деревья и кусты, многолетние травы.
Узнать больше про “Лесной стиль”

Мавританский сад (Moorish garden)

Первые мавританские (мусульманские) сады – это оазисы в жаркой пустыни, облагороженные человеком. Знаменитые Висячие сады царицы Семирамиды – одно из семи чудес света древности – были созданы именно в этом стиле. Легенда гласит, что Навуходоносор II, правитель Вавилона, женился на мидийской принцессе для подтверждения военного союза двух держав против Ассирии. Однако Вавилон, в отличие от цветущей Мидии, стоял на голой равнине, и принцесса очень тосковала по родине. Для того чтобы порадовать свою жену, Навуходоносор II приказал возвести эти величественные сооружения.
Узнать больше про “Мавританский сад”

Модерн (Modern garden)

В конце XIX – начале XX века ряд творческих людей стал отказываться от главенствующего в то время культа повторения и цитирования предыдущих стилей. Уильям Моррис, Артур Макмёрдо и их последователи создали принципиально новый стиль, основными отличительными чертами которого стали волнистые линии, растительные орнаменты, а также практически полный отказ от прямых углов. Так как стиль модерн – это возращение к природным мотивам, то этот стиль оказал сильное влияние на садово-парковое искусство того времени.
Узнать больше про “Модерн”

Монастырский сад (Monastic garden)

Монастырский стиль ландшафтного дизайна был популярен еще во времена Римской Империи. С XI века, когда греческие монахи отправились проповедовать христианство в земли Скифов, они также принесли с собой многие полезные знания и стали первыми создателями садов на Руси. Ранее древние славяне использовали приусадебные территории, чтобы выращивать овощи, а для прогулок отправлялись в лес. Проповедники, строившие монастыри, руководствуясь примером из Библии, стали разбивать цветники во внутренних дворах и называли их раем или рай-городом.
Узнать больше про “Монастырский сад”

Французский сад / Регулярный стиль (French Garden)

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии. Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.).
Узнать больше про “Французский сад”

Японский сад (Japanese style)

Первые записи о создании садов в Японии датируются VI веком. В тогдашней столице Японии, городе Нара, на территории дворца императора были разбиты сады с использованием традиций, присущих китайскому стилю. Основные элементы, которые использовались при оформлении сада – это камень и вода. Также с VIII века, когда китайские монахи принесли в Японию буддизм, японцы стали создавать сады камней. Считалось, что камни скрывают в себе статуи Будды, а значит, являются священными, высекли из камня статую или нет.
Узнать больше про “Японский сад”

Какие бывают стили оформления сада

На протяжении истории развития садово-паркового искусства в разных странах мира формировались свои уникальные типы садов и стили их оформления. Несмотря на то, что часть из них успела утратить к нашему времени свои первозданные черты – их базовая концепция и принципы организации по сегодняшний день выступают источником вдохновения ландшафтных дизайнеров, проектирующих современные приусадебные территории.

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Пейзажный стиль

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой.

Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

Китайский стиль

Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам – «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм.

Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Парк цветов Кёкенхоф в Нидерландах

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно распространяться по всей Европе, вытеснив более популярное до этого, формальное направление «à la française», использовавшееся в качестве основного на тот момент стиля в европейском садоводстве.

Для классических английских садов свойственна свободная планировка, абсолютная естественность ландшафта и подчинение всех его элементов единому замыслу.

Самым известным примером подобного стиля является Английский сад в Мюнхене – крупнейший городской парк в мире и излюбленное место отдыха туристов со всех уголков света.

Французские сады и парки

Группа, охватывающая такие стили, как:

– французский формальный, основанный на соблюдении симметрии и строгих геометрических форм (классический пример – парк Версальского дворца);

– французский ландшафтный, сформировавшийся под влиянием английского пейзажного стиля (Эрменонвильский парк);

– французский Ренессанс – предшественник французского формального стиля, возникший на основе принципов итальянского Ренессанса (замок Шато Амблевилль с парками в духе итальянской эпохи Возрождения).

Итальянские сады

Стилистически базируются на использовании симметрии и строгой геометрии. Именно это направление оказало колоссальное влияние на формирование концепции английских и французских садов, и на историю садово-паркового искусства в целом.

Значимую роль в этом сыграла эпоха Возрождения, в период которой в Италии садово-парковые территории стали расширяться, приобретая в своем облике более выраженную геометричность и симметрию.

До эпохи Возрождения средневековый итальянский сад был заключен в глухую изоляцию стен и служил исключительно местом для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав либо, на примере монастырских садов – для проведения времени в молитвах и медитации.

Говоря образно, с наступлением эпохи Ренессанса стена между садом и пейзажем за ее пределами оказалась разрушена, и на территориях стали появляться фонтаны, античные скульптуры, водные объекты – все то, что было призвано восхищать и удивлять.

В качестве примера подобной организации ландшафта здесь можно привести дворцово-парковый комплекс Palazzo e Giardino Giusti (парк Джусти) на востоке Вероны, возведенный еще в XVI веке, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших образцов итальянского садово-паркового искусства.

Японские сады

Группа, включающая в себя такие традиционные типы садов и частных парков, как:

– каменные, райские, чайные и прогулочные;

– цубонива (тсубонива) – миниатюрные садики, обустраиваемые во внутренних двориках между домами.

Японский стиль оформления и благоустройства территорий изначально стал формироваться под влиянием тенденций, распространенных в Китае. Однако со временем ландшафтные дизайнеры стали внедрять в него элементы национальной эстетики и культуры, что позволило японскому стилю оформления территорий приобрести свой яркий характер, индивидуальность и неповторимый колорит.

Типичными составляющими традиционного японского стиля в ландшафтном дизайне являются:

– цукубаи – небольшие каменные бассейны, преимущественно, ритуального назначения;

– заборы, ограждения, различные приспособления и устройства (шиши-одоши и т.д.);

– деревья и цветы (азалии, камелии, гинкго, японский кедр, сакура, бамбук, ива, японский кипарис и т.д.);

– живые рыбки – в основном, в Японии распространены разноцветные карпы кои (т.н. «парчовые карпы»).

В качестве примеров, наглядно демонстрирующих каноны японского стиля в ландшафтном дизайне, следует привести такие известные парки, как:

Корейский садовый стиль

Являются еще одним образцом использования принципов пейзажного стиля оформления. Изначально (как и японские) сформировавшись под влиянием китайских веяний в ландшафтном дизайне, они со временем обрели свой уникальный характер, наполнившись элементами корейской культуры и традиций.

Для классического типа садово-парковых территорий в Корее характерны такие детали, как:

– вечнозеленые деревья и растения – преимущественно, корейский кедр и бамбук;

– природные ручьи, водопады;

– искусственные пруды с темно-зеленой или почти черной водой (в отличие от водоемов частных парков на Западе, где наиболее предпочтительным является голубой цвет воды).

Интересной особенностью корейских садов и парков является местная фауна, представленная удивительным разнообразием экзотических птиц и животных. Согласно национальным представлениям, они, как ничто иное, подчеркивают естественность и красоту природных пейзажей.

Любопытно, что в общую картину парков Кореи органично вписываются не только элементы живой природы, но и рукотворные объекты – каменные фигуры животных, птиц, рыб, всевозможные фаунистические композиции и т.д.

Читайте также:  Черная камелия

Самые известные, сохранившиеся до наших дней, классические примеры корейских садов представлены тремя старинными комплексами:

– Форт периода Пэкче недалеко от Сеула;

– Когурёкский сад (рядом с г. Пхеньян);

– пруд Анапчи (Национальный парк Кёнджу).

Персидские сады

Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.

Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:

– обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;

– применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;

– различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;

– архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;

– обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.

Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.

Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»).

Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.

Испанские сады

Отдельное, самостоятельное направление. Во многом переняв черты, присущие персидскому, исламскому и римскому стилям, этот тип садов со временем приобрел свой уникальный характер и завоевал популярность в разных уголках мира – в первую очередь, в странах с жарким и сухим климатом.

Интересной особенностью организации большинства садов в испанском стиле является использование многочисленных приемов и разнородных элементов, направленное на активизацию органов человеческих чувств (слух, обоняние, осязание и пр.) Таким образом, в обустройстве территорий, подчиненных данному направлению, применяются:

– небольшие многоуровневые фонтаны с журчащей водой;

– ароматные цветы и душистые травы;

– искусственные пруды и т.н. «отражающие» бассейны;

– объекты, обеспечивающие тень и прохладу: аркады (непрерывный ряд равных арок), перголы, шпалеры, садовые павильоны;

– системы капельного орошения, обеспечивающие свежесть и влажность воздуха.

Использование симметрии в благоустройстве территорий, подчиненных данному направлению, является одним из основных принципов оригинального испанского стиля. Наглядными примерами его воплощения выступают известные историко-культурные объекты – такие, как Хенералифе – бывшая резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой, парк Марии-Луизы в Севилье, Севильский Алькасар.

Стили садов и парков урок №2

Сады известны с глубокой древности, их разбивали при дворцах знати и царей. При древнеегипетских храмах сады устраивались с водоемами; в древнем Вавилоне их устраивали на высоких террасах и кровлях, достаточно вспомнить легендарные висячие сады царицы Семирамиды. О том, как выглядели эти древнейшие памятники садово-паркового искусства, можно узнать благодаря фрескам гробниц и скульптурным моделям, а также благодаря данным археологических раскопок.

Стили садов

Идея сада совершенствовалась вместе с ходом жизни человечества. В античном мире своеобразными парками и садами были священные рощи при храмах, места для спортивных состязаний (Древняя Эллада). Древние римляне – известные ценители красоты и наслаждений – стали устраивать парки с фонтанами, подстриженными кустарниками и деревьями, всевозможными колоннадами, гермами, павильонами. Древнеримские парки строились и при загородных виллах императоров и патрициев (вилла императора Адриана в Тиволи,II в. н.э.), так и в черте перенаселенного мегаполиса («Золотой дом» императора Нерона, I в. н.э.).


  1. Тиволь, Италия. Вилла императора Адриана, II в. н.э.

  2. Тиволь, Италия. Вилла императора Адриана, II в. н.э.

Рим, Италия. «Золотой дом» императора Нерона, I в. н.э.

Средневековый стиль

В эпоху Средневековья садово-парковое искусство совершенствуется не в Европе, а на Востоке. В средневековом Иране сады подразделяются на плодовые (бустан) и цветочные (гюлистан), планировка их снабжена сеткой газонов и каналов. Самыми красивыми и изящными считаются испано-мавританские парки VIII-XII вв., устроенные в тенистых двориках с изразцовыми бассейнами и стриженой зеленью (сады Альгамбры).

Гранада, Испания. сады Альгамбры, XXIII в н.э.

Японский стиль

В Китае и Японии, сады украшались карликовыми деревьями, имели причудливые по очертаниям водоемы и дорожки, в декоре таких парков использовались песок, мох, камни, яркие цветовые акценты (павильоны, мостики).

Японский сад

Итальянский стиль

Расцвет европейского садово-паркового искусства наблюдается с XV-XVII вв. С этого времени и начинается история стилей в парковой архитектуре. Итальянские архитекторы Джакомо да Виньола, Пирро Лагорио проектировали и воплощали в жизнь «итальянские сады», отличительной особенностью которых, стало наличие множества фонтанов, каскадов, расположенных на склонах. Все украшалось монументальными лестницами с балюстрадами, скульптурой, павильонами-казино (вилла папы Павла III в провинции Лацио).

Вилла папы Павла III в провинции Лацио

Французский стиль

Во второй половине XVII столетия вектор художественной жизни перемещается во Францию. Великий французский ландшафтный архитектор Андре Ленотр разрабатывает строго геометрическую планировку регулярного парка названного «французским». Такой парк размещался на плоской местности или на пологом склоне. Его главными составляющими были зеленые партеры, бассейны, боскеты, многочисленные скульптуры и, конечно же, аллеи, которые расходились лучами от дворца. Барочный фасад дворцовой постройки, бьющие вверх фонтаны, зеленые насаждения, облагороженные волей зодчего, создавали поистине величественное зрелище (самый яркий пример – Версаль).

Версаль

Английский пейзажный стиль

С середины XVIII в. в Англии появляются пейзажные парки, родоначальниками этого стиля стали художники – пейзажисты Уильям Кент и Ланселот Браун. Пейзажные сады потом широко распространились по всему европейскому континенту и стали называться «английскими». Им свойственны мотивы естественной природы, свободная планировка, лужайки, озера, естественно текущие речки, тропинки. Свободно стоящие группы деревьев дополнялись романтическими руинами и имитациями деревенских построек.

Английский пейзаж

Регулярный стиль

В России регулярные сады известны еще с допетровского времени, но их подлинный расцвет относится к середине XVIII в., достаточно вспомнить кипучую деятельность Бартоломео, Франческо, Растрелли, его воплощенные проекты Петергоф и Царское Село. В конце столетия утверждается пейзажная, живописная планировка и появляются такие шедевры садово-паркового искусства как Павловск, Софиевка под Уманью. В XIX веке под влиянием романтизма появляются парки с извилистыми аллеями, с эффектными точками обзора, простые растения чередуются с экзотическими, применятся живописные контрасты света и тени, постройки и павильоны сооружаются в готическом или национальном стилях (дворцово-парковый ансамбль Александрия, Петергоф).


  1. Петергоф

  2. Роберту Бурле Макс

Самыми известными зодчими ХХ столетия, активно работавшими в данной области можно назвать Антонио Гауди (Испания) и Роберту Бурле Маркс (Бразилия). В СССР классикой садово-паркового искусства являются парк им. Горького в Москве (архитектор А.В. Власов, 1935-1940 гг.) и Приморский парк Победы в Ленинграде (архитектор А.С. Никольский, 1945-1950 гг.)

Современный стиль

Со второй половины столетия и по сию пору садово-парковое искусство меняется вместе с миром людей. Появляются новые типы парков – ботанические, спортивные, выставочные. Устаиваются парки на заброшенных, отработанных промышленных территориях (что очень важно для нормальной жизни в больших городах), озеленяются крыши, дворы, набережные, устраиваются мини-парки в деловых зонах (т. н. плаза)


  1. Парк Андре Ситроена в Париже

  2. Шотландия. Дамфрисшир. Сад размышлений о космосе.

Ландшафтная архитектура в своем развитии опирается на опыт, накопленный предыдущими мастерами садовников и архитекторов. За последнее столетие произошли серьезные изменения в методах создания садов, технологии материалов, философии – взглядов на современный мир. Ландшафтное искусство постоянно меняется вместе с миром, нас ждут удивительные открытия и необыкновенные впечатления.

Выбираем ландшафтный дизайн парковой зоны

Красота и единство с живой природой всегда положительно влияли не только на эмоциональное состояние человека, но и на его физическое здоровье. Поэтому в последнее время стало популярным в качестве места отдыха обустраивать частные парки. Продуманный и тщательно спланированный уютный парк – это именно то место, где можно насладиться природой, пообщаться, отдохнуть от суеты и шума городской жизни и набраться положительных эмоций.

Что же нужно знать для того, чтобы сделать ваш парк любимым местом для отдыха, а не бессмысленным нагромождением растений и архитектурных элементов?

Ландшафтный дизайн парка отдыха

Составляя ландшафтный проект и продумывая дизайн будущего парка, в первую очередь, необходимо определить стиль, в котором будут выдержаны все его элементы.

Выбирая стиль паркового оформления, стоит учитывать не только свои предпочтения, а и архитектурные особенности уже находящихся на участке строений. Сегодня существует большое количество стилей. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Классический стиль

Желание человека упорядочить хаос отразилось в регулярном (классическом) стиле.

История развития этого стиля уходит корнями во времена древних цивилизаций, а наибольшее признание ему принесла эпоха Возрождения. Некоторые парки, созданные в те времена, сохранились и по сегодняшний день. Ландшафтный дизайн классического парка отличается

  • строгими геометрическими формами и линиями;
  • четким цветовым исполнением;
  • сочетанием архитектурных форм и зеленых насаждений.

В качестве строительного материала для геометрических композиций использовались кроны кустов и деревьев. Растительные скульптуры, созданные талантливыми садовниками, могли поспорить с творениями скульпторов и архитекторов.

Регулярный стиль требует создания центрального элемента, вокруг которого располагаются все остальные элементы парка.

Это может быть скульптура или водоем, в качестве центрального элемента может выступать дом. Пример классического парка на следующем фото.

Парк, выдержанный в классическом стиле, создает атмосферу торжественности и в некоторой степени официальности (на фото).

Пейзажный стиль

Противоположностью классического стиля является пейзажный (ландшафтный) стиль. Родиной его считается Англия. Изначально для создания парка использовались уже существующие зеленые насаждения, которые облагораживались путем придания растениям ухоженного вида и дополнительным обустройством тропинок.

Главной идеей парка, дизайн которого выдержан в пейзажном стиле, является максимальная приближенность к природе. Расположение растений, их цветовая гамма должны быть естественными и образовывать плавные переходы и линии.

Уголок парка в пейзажном стиле садово-паркового искусства

Создавая проект такого парка для отдыха, следует очень тщательно продумывать места расположения

Чтобы все эти искусственные элементы наиболее органично вписались в дизайн парка, выполнять их необходимо из природных материалов. На фото ниже один из вариантов обустройства парка.

Представленный на фото ландшафтный стиль наиболее подходит для обустройства парка для отдыха.

Иногда дизайнеры комбинируют участки с этими двумя стилями: атмосферу торжественности с четкими линиями классического парка создают с парадной стороны здания, а уголок дикой природы в ландшафтном стиле, наиболее подходящий для отдыха, располагают с его противоположной стороны.

Восточный стиль

Не так давно для обустройства парковой зоны стал пользоваться популярностью ландшафтный дизайн в восточном стиле (информацию с фото вы найдете на нашем сайте).

Длительное пребывание в полной изоляции способствовало созданию уникальной японской культуры, отражением которой является японский сад. Первые японские сады стали появляться еще в 6-7 веках.

Характерным для восточного стиля является то, что каждый элемент парка – это символ, и общая композиция должна не только расположить к отдыху, а и вызвать у человека философские размышления.

По мнению японцев, именно так, созерцая красоту и размышляя, можно прийти к духовному равновесию.

Обычно весь дизайн японского сада посвящен какому-то элементу природы или природному явлению.

  • В любом восточном саду или парке обязательно присутствуют хвойные деревья и кустарники, символизирующие долголетие, отвагу и мужество.
  • Из лиственных растений можно использовать декоративную яблоню, сахалинскую вишню, абрикос или любые другие красиво цветущие плодовые деревья.
  • В восточном парке обязательно должна присутствовать вода – символ жизни и очищения. Это может быть небольшой ручей, водопад или озерцо. Если нет возможности создать искусственный водоем, создают «сухой ручей» из мелкой каменной крошки.
  • Небольшой мостик, переброшенный через водоем, символизирует жизненный путь от одного берега к другому.
  • Обязательно присутствуют в парке и камни – символы неизменности и постоянства.

Для обустройства восточного парка необходимо использовать натуральные материалы: дерево, глину, камни, бамбук. Дополнить ландшафтный дизайн можно чайным домиком, фонариками, небольшими скульптурами. На следующем фото пример обустройства восточного парка.

Кантри стиль в дизайне парка

Стиль кантри

Парк в стиле кантри может стать самым лучшим местом отдыха от шумной и суетной городской жизни.

Подбирая растения для создания парка, необходимо обязательно предусмотреть несколько плодовых деревьев и кустарников.

  • На полянах можно высадить полевые цветы,
  • места для отдыха затенить кустами сирени и жасмина.
  • Именно такой парк даст возможность окунуться в буйство красок и запахов.
  • Ландшафтный дизайн в стиле кантри не предусматривает четких линий в оформлении парка, все должно выглядеть естественно.
Читайте также:  Уличный мангал

Это избавляет от регулярных стрижек газона и обрезки деревьев и кустарников. С другой стороны, именно стиль кантри дает возможность проявить фантазию в создании различных композиций.

Материалом для них могут служить

  • старые деревянные колеса
  • плетеные корзинки
  • все то, что использовалось когда-то в деревенском быту.

Варианты того, как можно использовать эти ненужные вещи для создания различных элементов дизайна и обустройства мест для отдыха, на следующем фото.

Разместив по территории парка такие композиции, вы создадите атмосферу настоящей сельской жизни. Дополнением может стать оформленный в соответствующем стиле колодец или небольшой искусственный пруд с декоративными цаплями. Дорожки и отдельные части парка можно огородить плетнями или невысокими деревянными заборчиками.

Из последних дизайнерских разработок можно отметить еще несколько стилей.

Парк в мексиканском стиле – это:

  • патио,
  • фруктовые деревья,
  • место для отдыха с очагом,
  • небольшой фонтан, обложенный натуральным камнем.

Средиземноморский парк – это:

  • террасы из песчаника,
  • небольшой затененный внутренний дворик для отдыха,
  • перголы,
  • керамические горшки с растениями и запахи лаванды и розмарина.

Мавританский парк– это настоящий оазис с обязательным фонтаном, обилием красок и пряными ароматами цветов, буйной зеленью и множеством мест для отдыха. Пример оформления парка в мавританском стиле на фото.

Для обустройства парка вы можете выбрать один из этих стилей или придумать свой, разработав оригинальный ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн парка в Манхеттене – этот природный оазис на фоне небоскребов вы можете посмотреть на видео.

Растения и стили: “шпаргалка” для начинающих ландшафтных дизайнеров

Если вы планируете интересно оформить садовый участок, одно из лучших решений — придерживаться определённого стиля. Стиль сада — это его смысловой образ, концепция, лейтмотив. У него свои каноны и атрибуты, и в нём, как говорится, всё уже подобрано, причем грамотно и со вкусом. Таких стилей много (а вовсе не три, как принято считать). И каждый предусматривает широкие возможности и разнообразие вариантов исполнения.

Ну а коль скоро речь идёт о саде, то первую скрипку в нём играют растения. Они-то и делают сад садом. Поэтому стиль прежде всего определяется ими, а уже потом архитектурными формами. У каждого — свои цветы, кустарники и деревья. Конечно, многие из них универсальны и подходят ко многим стилям сразу. Но дело даже не в выборе конкретных видов и сортов, а в их сочетании. Нужная комбинация растений — это и есть главный секрет создания садового стиля.

Поэтому сегодня я предлагаю вам свой «навигатор» по самым эффектным стилям и соответствующим им растениям.

Альпийский сад

Этот сад похож на альпийскую горку, он воспроизводит горный пейзаж. Его особенность — применение большого количества природного камня. Такой сад, как правило, отличается неровным рельефом или находится на склоне. Если участок ровный, рельеф создаётся искусственно. Большинство насаждений в альпийском саду невысокие, предпочтение отдаётся хвойным растениям.

Деревья:
все хвойные, в основном невысокие: сосна горная, пирамидальные и стелющиеся можжевельники, ель канадская Коника, туя. Подойдут одиночные посадки плодовых культур, в том числе стелющиеся формы яблони.

Английский стиль

Здесь создаётся впечатление старинной английской усадьбы с тем самым газоном, который подстригался в течение 300 лет. Элегантность с элементами классики, но без регулярности и симметрии. Можно сказать, пейзажная классика. Сад в английском стиле не пестрит яркими красками, первую скрипку в нем играют листва и травы.

Деревья:
берёза, дуб, каштан, лиственница, рябина (дикорастущая или десертная).

Арт-повери

Это слово переводится примерно как «нарочитая, артистическая бедность». Сад оформляют так, чтобы он выглядел артистично, свободно, без рамок и канонов, но чтобы кое-где за нарочитой простотой проглядывала изысканность. Как будто бы хозяин сада и есть законодатель садовой моды. Арт-повери — в какой-то степени богемный стиль.

Лианы:
актинидия, лимонник, девичий виноград, клематисы и жимолость каприфоль.

Деревья:

ель голубая и серебристая, туя, сосна чёрная или сосна Веймутова, колоновидный можжевельник, каштан, клён, колоновидная яблоня, плакучая береза или ива.

Арт энд Крафт

Сад рукоделия и искусства. Очень многим он давно интуитивно нравится и поэтому прижился на дачных участках, хотя хозяева порой и не знают, что это и есть Арт энд Крафт. Здесь преобладает ручная работа, садовые фигурки-персонажи, различные миниатюры и композиции. Много ярких растений и «стильных штучек». В результате сад в этом стиле воспринимается как «тёплый» и домашний.

Деревья:
рябина, ель голубая, ива или берёза плакучая, искусственно сформированные деревья: вяз, берёза, дуб, липа, клён, ольха, каштан, тополь, а также все плодовые и хвойные.

Архитектурный стиль

Несмотря на название, архитектурный стиль — очень «растительный». Он словно интерпретирует архитектуру, изображает ее языком ландшафта. То есть здесь обыгрываются формы и образы разных сооружений и конструкций. Стиль как будто говорит нам, что у всего, что бы ни создавал человек, так или иначе были прототипы в живой природе. А самих МАФов (малых архитектурных форм) в нем не больше, чем в других.

Барокко

Парадный, роскошный, дворцовый стиль. Но возможен он и на обычном дачном участке.

Нужно лишь взять некоторые его «реплики»: множество ярких расцветок, плавные линии, дугообразные формы и завитки, ковку, ширмы и перголы, светлые оттенки и соответствующие растения.

Деревья:
плакучая берёза, рябина, липа, клён, вишня, груша, яблони плодовые и декоративные.

Брутализм

Для садового брутализма характерны резкие контрасты между грубым и изящным, тёмным и светлым, низким и высоким. Это очень природный стиль, ничего техногенного в нём нет. Можно сказать, что он несколько «первобытный», но если уж в нем используется какая-то современная деталь, она должна быть суперсовременной. У брутализма очень много «своих» растений.

Лианы:
актинидия, амурский и девичий виноград, хмель, горный клематис, лимонник.

Кантри

Кантри — стиль деревенского быта. Он очень яркий, «лоскутный», непринуждённый, несимметричный, в нем много «деревенских» аксессуаров. Предпочтение отдается огородным культурам и плодовым деревьям, но особенно ярким должен быть палисадник

Лианы многолетние и однолетние:
хмель, ипомея, душистый горошек, фасоль огненная, тыква декоративная.

Классический стиль

Это и есть так называемый регулярный стиль, о котором многие слышали. Чёткая симметрия и строгие формы газонов, цветников и дорожек, большие пространства, «греческие» беседки, лепнина, фонтанчики и топиари. Если снизить градус помпезности и использовать стилизацию, классику реально создать даже на небольших участках.

Кустарники:
вейгела, жимолость съедобная, спирея, сирень, чубушник, парковые розы, чайно-гибридные и миниатюрные розы, барбарис Тунберга, бирючина, миндаль трёхлопастный.

Деревья:
ель, в том числе голубая, шаровидная туя, пирамидальные кипарисовики или можжевельники, липа, вяз, клён, пирамидальный тополь, плодовые культуры.

Лесной сад

У тех, чей участок находится в лесу, фактически уже есть сад в лесном стиле. Этот стиль подражает естественной природе. Сад должен быть затенённым, состоящим из лесных деревьев и дикоросов. Аксессуары — деревянные, нарочито грубоватые, используется также плетение из лозы.

Модерн

Стиль модерн очень элегантен, главное в нём — плавные, текучие линии, изящество, визуальная «дороговизна». Он аналогичен модерну в интерьере. Материалы для построек используются преимущественно натуральные, фигурки должны быть изящными, растений много и они должны быть густо посажены. Растительные символы стиля — ирис и гладиолус. Кстати, именно растениями, а не перегородками, зоны сада отделяются одна от другой.

Кустарники:
гортензия древовидная и крупнолистная, розы, бузина, чубушник, рододендрон, плетистые розы, барбарис Тунберга, спирея серая или японская.

Немецкий стиль

Это очень нарядный, а главное, аккуратный и ухоженный сад «с открытки». В нем сочетаются элементы кантри и классики. Самое важное здесь — педантичность, рациональность и добротность. Подстриженные деревья, пышные цветники, фигурки в сельском стиле, декоративная мульча, натуральные и качественные материалы для всех объектов.

Деревья:
ель, сосна, туя, плакучая берёза или ива, рябина, искусственно сформированные деревья, клён, тополь, все плодовые культуры.

Персидский стиль

Это сад на восточную тему. Но Восток бывает разным, и в данном случае речь идёт о мотивах Средней Азии. Здесь много ярких растений и аксессуаров, а также различных мелких деталей, которые интересно рассматривать. Создать персидский стиль помогут уютные внутренние дворики, цветная тротуарная плитка и мозаика, ручейки, желательно устроить небольшой круглый водоём. Арки и проёмы в конструкциях лучше сделать стрельчатой формы.

Цветы и многолетники:
маки, хризантемы и астры, ирисы и гладиолусы, агератумы, гайлардия, георгины, лилии и лилейники, пионы, бархатцы махровые, душистый табак, лаватера, гипсофила. Обязательно большое количество сортовых тюльпанов. К стилю отлично подходит рис, если выращивать его на специальных «заливных» участках.

Романтический стиль

Сад в романтическом стиле навевает воспоминания о старых добрых временах. Это, можно сказать, ностальгический сад, сад а-ля ретро. Романтический стиль — пейзажный, со множеством укромных уголков, фонтанчиков, со старыми деревьями, мостиками и скамейками. Ключевое растение — роза.

Садовый минимализм

В минималистичном саду всё просто и лаконично, а деталей — немного, как и в минималистском интерьере. Именно деталей, дополнений, конструкций. А вот растений как раз должно быть много. Но не всяких, а выразительных. Они высаживаются крупными куртинами, пёстрая смесь в этом стиле не приветствуется. Формы и линии не обязательно строго геометричные, но простые и чёткие.

Деревья:
туя, сосна чёрная или сосна вейтмутова, голубая ель, колонновидный можжевельник, клён, плакучая берёза, ива, колоновидная яблоня, каштан.

Садовый хай-тек

В садовом хай-теке, в отличие от интерьерного, вовсе нет обилия металла, пластика и бетона. Он как раз отдаёт преимущество природе. Это сад необычных и смелых решений, где используются «высокие садовые технологии»: современные отделочные материалы, необычные (как правило, абстрактные) конструкции и аксессуары. Именно в саду в стиле хай-тек можно увидеть оригинальные, непривычные для глаза водоёмы, беседки, площадки для отдыха.

Кустарники:
их немного, но преимущественно такие, у которых есть что-то интересное: листья, форма кроны, плоды — например, красный барбарис, вереск, рододендрон, снежноягодник.

Деревья:
принцип тот же — интересный вид: подойдут декоративная яблоня, голубая ель, интересно сформированный дуб, плакучая береза.

Скандинавский стиль

Этот стиль представляет собой сочетание простых форм и яркой цветовой гаммы, простого крупного орнамента и натуральных материалов, но вместе с тем — обилие интересных аксессуаров, разного освещения, много уголков отдыха, хотя и небольших по размеру. Для скандинавского стиля характерна универсализация. То есть каждый объект и предмет в саду можно использовать и так, и эдак — по желанию и настроению.

Деревья:
любые хвойные растения, а также любые плодовые и лесные, но некоторые из них должны выделяться — например, формой кроны или окраской листьев.

Средиземноморский стиль

Это «южный» колорит таких стран, как Италия, Греция, Кипр. В средиземноморском стиле много мощеных и гравийных площадок, терракотовых горшков и фигурок, обязателен внутренний дворик — патио, много садовой мебели и растений.

Стиль дворянской усадьбы

Сад в этом стиле имеет характерную особенность: он делится на две части — регулярную (парадную) и пейзажную. Много тенистых уголков, беседка у пруда, который оформлен в природном стиле, гроты, каменные скульптуры, аллеи, газон и правильной формы цветники. Дом украшается вертикальным озеленением. Беседки и павильоны напоминают греческую архитектуру.

Французский стиль

Более понятно и узнаваемо будет такое определение, как стиль Прованс. Точнее, атрибуты Прованса преобладают в французском стиле, но к этому добавляются некоторые элементы классики. Стиль очень камерный, уютный, его сложно реализовать на большой площади. Обязательны огород и газон, а все цветники располагаются по периметру. Площадка отдыха устраивается у входа в дом, а из материалов используются дерево, гравий и кирпич

Многолетники и цветы:
шток-роза, ирисы бородатые большими группами, лилии, шалфей, полынь, наперстянка, лаванда (в наших условиях лучше коровяк или вероника), папоротники разных сортов(группами и в одиночных посадках), пеларгония зональная, герань.

Деревья:
туя, плодовые культуры, декоративные плодовые деревья.

Фэнтези

Стиль фэнтези можно ещё охарактеризовать как «сказочная готика», стиль сказок и легенд. А ещё можно определить его как средневековый сад. Дом в форме замка вписался бы сюда идеально. Извилистые дорожки и тропинки, мхи, верески, валуны, заросшие пруды, гроты и коряги, кованые элементы и садовые фигурки «под бронзу», много вертикального озеленения.

Многолетники и цветы:
хосты, ревень, роджерсия, почвопокровные альпийцы: овсяница сизая, мыльнянка, огненная гвоздика, алиссумы; альпийские астры, папоротники, ирисы, «лесные» луковичные, колокольчики.

Лианы:
«Символы» стиля — виноград амурский и девичий, хмель, лимонник, актинидия, горный клематис.

Деревья:
дуб, вяз, ольха, берёза, ива, ирга, колоновидная яблоня, клён, лещина, рябина, яблоня, слива, вишня. Вообще при выборе деревьев важно ориентироваться на те, у которых красивый рисунок ветвей и более тёмная кора.

Экзотический сад

Сад, подражающий образам экзотических стран — Африки, Австралии, Бразилии. Он создаёт колорит тропических джунглей. В этом стиле много цвета и орнаментов, деревянных настилов и ширм. А растительность, окружающая всё это, очень пышная.

Читайте также:  Торфит таблетки

Деревья:
ирга, яблоня, войлочная вишня, слива, клёны приречный и татарский.

Экостиль

Стиль эко воссоздаёт в саду образ дикой природы. Это лесные деревья, дикоросы, злаковые травы, постройки и аксессуары из натурального дерева, природный газон из клевера, «сухие» подпорные стенки с почвопокровными растениями, грубоватая мебель ручной работы. Главная концепция сада — экологичность.

Кустарники:
дерен, бузина, жимолость, арония черноплодная, барбарис, лещина крупная (фундук) и лещина обыкновенная, сирень, чубушник. Но подойдут и любые лесные кустарники.

Деревья:
ива плакучая и козья, ирга, черёмуха, рябина, клён, берёза, дуб, а также разные лесные деревья.

Японский сад

Это загадочный, философский сад, в котором преобладают канонические атрибуты и растения с декоративными листьями. Все элементы, постройки, аксессуары должны производить впечатление старых, древних. Это вода, много натурального камня, сады камней, бамбук, мох, японские каменные фонарики, простые формы строений, асимметрия во всём.

Многолетники и цветы:
хоста, астильба, папоротники, роджерсия, ревень, разнообразные осоки и злаки, бруннера, лабазник, лилейник, ирисы, различные хризантемы, луки, ландыши, черемша, бузульник, пионы, луковичные цветы «природного» вида, бамбук (можно заменить его чёрной ольхой сорта «Империалис»).

Надеюсь, что эта «шпаргалка» поможет вам создать сад вашей мечты — яркий, стильный и эффектный. Удачных экспериментов!

Основные стили садово-паркового искусства – ландшафтный дизайн

Садово-парковое искусство развивалось на протяжении многих столетий, отражая философию и культуру своего времени. Выделяют два основных направления в садово-парковом искусстве и несколько стилей. Первое направление связано с

подчинением природе порядку и геометрическим линиям, второе это вписывание искусственных сооружений в изгибы природного ландшафта. В соответствии с направлениями выделяют следующие основные стили садово-паркового искусства:

1. Пейзажные сады Китая

Если верить китайской хронологии, в Китае создавались императорские сады еще тогда, когда в Европе жили варварские племена. Сады в Древнем Китае устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый) Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука). По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка. Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

2. Японские сады

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше.

3. Мусульманские сады

Все в этих садах напоминает образ мусульманского рая – небольшие фонтаны, благоухающие цветы, поющие птицы.

Основу мусульманского сада, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

4. Регулярный стиль

Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV, того самого, который сказал «Государство – это я». Его правление было описано в романах Дюма “Двадцать лет спустя” и “Виконт де Бражелон или Десять лет спустя”. Именно при Людовике XIV был создан знаменитый дворцово-парковый комплекс Версаль. Прямые аллеи, лучами сходящиеся ко дворцу; символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам.
  • Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.

5. Пейзажный стиль

В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы». Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

  • Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.
  • Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
  • Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
  • Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.
  • Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
  • Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
  • Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

6. Стиль Кантри

Сад в стиле кантри отлично подходит для небольших участков, для создания плодового сада и огорода, поскольку эти элементы являются обязательным атрибутом данного стиля. В таком саду очень ценится старина и чувство юмора. С каждым годом сад в стиле кантри будет становиться еще более очаровательным и колоритным, поскольку заросли малины или старое дерево с дуплом будут дополнением стилистики, а не досадным упущением. Данный стиль отличает предельная простота, функциональность и удобство, что делает его настоящей находкой для всех, кому хочется простого и комфортного отдыха загородом.

7. Стиль Модерн

Прежде всего, модерн, конечно же, проявляется в использовании современных материалов – это стекло, металл, новые композитные материалы. В этом саду вы можете воплотить любые, даже самые смелые желания и фантазии. Многое из того, что было бы неприемлемо в других стилях, способно здесь даже украсить, стать «изюминкой». Такой сад – это современные динамичные формы, как правило, здесь царствует геометрия. Сад хай-тек уравновешивает «алгебру и гармонию», он необычайно удобен для жизни, как правило, лаконичен – в нем самые эффектные решения – они же и самые простые. Отличительными особенностями сада в стиле модерн являются простота линий и почти скульптурное качество пространства. На плане или в трехмерном изображении формы простые и геометрические либо плавные и органичные – но точно так, как Ле Корьбюзье, «машина для жилья», так и формы в таком саду строго функциональны, поскольку сад – это комната на свежем воздухе, место для активного отдыха. Плавательный бассейн и джакузи очень четко вписываются в интерьер, возможно, вместе с тенистым кортом. Цвета яркие и чистые, характеризуются резким контрастом. Растительность густая, архитектурная, строгая по линии; крупнолистные хвосты и колосовые злаки представляют собой модные образцы. Допускаются и аксессуары, но сдержанность обязательна, поскольку один тщательно подобранный предмет усилит модернистскую концепцию «меньшее есть большее».

Существует множество интерпретаций модернизма. В данном случае стиль приспособлен для проведения времени на свежем воздухе:

Напишите нам, и дизайнер компании “Готовый дом” подскажет Вам какой стиль будет оптимальным для Вашего участка.

Ссылка на основную публикацию