Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики
Большая часть моделей новых тракторов минского производства представляют собой модифицированные версии машин, с лучшей стороны зарекомендовавших себя в разных отраслях народного хозяйства. Именно к таким машинам относится трактор МТЗ-5.
Преемственность конструкции способствует унификации запасных частей и агрегатов, опыт эксплуатации базовых моделей позволяет своевременно устранять конструктивно-производственные недостатки.
Модернизации подвергаются средства механизации частных и небольших фермерских хозяйств. Популярный в то время мотоблок Беларус 05 усовершенствован в версиях с индексами от 06 до 012. Новые модели характеризуются повышенной мощностью, улучшенным дизайном, увеличенным сроком службы основных узлов.
Фото: трактор МТЗ-5
- Колесный трактор МТЗ-5 общего назначения был создан на основе морально и технически устаревшей машины МТЗ-2. Заложенные в его конструкцию решения были использованы при разработке известного трактора МТЗ-50.
- 5-я модель характеризуется универсальностью и совместимостью с разными видами навесных и прицепных сельхозмашин, экскаваторным и погрузочно-разгрузочным оборудованием.
- За пять лет МТЗ-5 минскими машиностроителями выпущено более 600000 единиц, после чего производство было перемещено на завод «Южмаш». Улучшенная версия после небольших усовершенствований получила новое название ЮМЗ-6.
Технические характеристики
Габариты базовой модели весом в 3190 кг находятся в пределах 4,09 х 1,84 х 2,39 метра, дорожный клиренс под передним и задним мостом соответственно 640 и 450 мм. Эксплуатационные возможности трактора повышены за счет большого диапазона регулировки колеи, применения широкопрофильных шин низкого давления, улучшения конструкции обоих мостов и ходовой части в целом.
- Первые серии тракторов комплектовались четырехцилиндровыми 40-сильными двигателями марки Д-40 с расходом дизельного топлива до 200 г/л.с. в час. Одной 90 литровой заправки с небольшим остатком хватало на одну рабочую смену.
- Скоростной диапазон в пределах 1.4-22,4 км/ч обеспечивал освоение больших объемов сельскохозяйственных работ и частично — транспортных перевозок.
- Впоследствии мощность силовых агрегатов была повышена до 48 л.с, новые машины получили доработанную муфту сцепления и более совершенное электрооборудование. Нагруженные шестерни двигателя и детали трансмиссии стали более износостойкими за счет закаливания рабочих поверхностей токами высокой частоты.
- Расходные материалы и запчасти разных версий 5-й модели были в значительной степени унифицированы. Исключение составляли системы запуска и отдельные комплектующие электрооборудования.
Состав штатного рабочего оборудования эксплуатируемого трактора включает в себя достаточно совершенную бортовую гидравлику и заднюю навеску совместимую с самыми разными видами агрегатов сельскохозяйственного, коммунального и строительного назначения. Для транспортирования тяжелых прицепов применяется сцепное гидрофицированное устройство, для активации стационарного оборудования — приводной шкив или ВОМ.
Модель | МТЗ-5 |
---|---|
Двигатель | Д-40 |
Мощность, л.с. | 40 |
Расход топлива, г/л.с. в час | 200 |
Объем топливного бака, л | 90 |
Габариты, мм | 4,09 х 1,84 х 2,39 |
Масса, кг | 3190 |
Коробка передач
При разработке трансмиссии существенные изменения в конструкции коробки перемены передач были вызваны необходимостью подключения независимого вала отбора мощности, используемого для активации навесных агрегатов.
Выполнена замена шариковых подшипников роликовыми, вместо литой кулисы рычага переключения скоростей установлена штампованная. Цементацией и закаливанием рабочих поверхностей токами ВЧ повышена износостойкость шлицов валов и ступиц шестерен.
Долговечность узла шаровой опоры продлена за счет установки наружного гофрированного чехла. В числе плюсов КПП — возможность устранения достаточно сложных неисправностей без предварительного демонтажа.
Преимущества и недостатки
В списке неоспоримых достоинств пятой модели -100%-я взаимозаменяемость с однотипными машинами минского завода корпусов задних мостов и КПП, комплектующих трансмиссии, унификация ВОМ гидросистемы и дифференциала заднего моста.
- Простая конструкция и возможность свободного доступа к узлам и агрегатам допускает устранение отказов и неисправностей своими силами с помощью только штатного набора инструментов.
- Традиционная для минской тракторной линейки унификация позволяет использовать ассортимент комплектующих и расходных материалов предназначенных для обслуживания и ремонта современных тракторов 50-й и частично 80-й моделей.
В недостатках следует отметить относительно короткий срок службы штатного двигателя, низкий комфорт рабочего места водителя, отсутствие гидроусилителя руля, невозможность установки дополнительного оборудования.
Перечень можно дополнить небольшой транспортной скоростью, неэкономичным расходом топлива на высокооборотных режимах работы. В регионах с холодным климатом сказывается отсутствие предпускового подогревателя.
Цена трактора МТЗ-5
Реализовать мечту о покупке нового трактора 5-й модели, скорее всего, не удастся. Машина снята с конвейера много десятилетий тому, следовательно, по многим показателям считается раритетной.
Тем не менее, до настоящего времени встречаются единичные предложения по продаже тракторов МТЗ-5 и их модификаций с полной или частичной заводской комплектацией. Больше предложений по продаже однотипных машин марки ЮМЗ.
Стоимость подержанной техники определяется остатком ее ресурса и общим техническим состоянием. Эти машины реализуются в бюджетном ценовом диапазоне, тем не менее, стоимость капитально отремонтированного трактора, укомплектованного более мощной силовой установкой, начинается с 50-60 тысяч гривен (2000$).
Покупке дешевых машин стоимостью 15-20 тысяч грн. (до 1000$) оправдывает себя крайне редко. Ремонт старой и изношенной техники может потребовать затрат по объему не сопоставимых с полученной экономией.
Видео: МТЗ-5 в работе
Аналоги
Данный трактор производства Беларусь представлен в нескольких версиях, отличающихся наличием закрытой кабины, раздельно-агрегатной гидравлики, способом запуска. Тракторы с индексом ЛС и МС опционально могут эксплуатироваться в полугусеничном варианте.
Полноприводной трактор для обработки песчаных и переувлажненных грунтов МТЗ-7 отличается от базовой машины наличием раздаточной коробки и карданного привода.
Аналогами трактора 5-й модели могут считаться тракторы ЮМЗ-6, которые с небольшими усовершенствованиями производились на заводе «Южмаш» с 1958 по 1972 год.
Отзывы владельцев
Кажется я уже шестой по счету владелец МТЗ-5 одного из первых выпусков. Из заводской комплектации осталось немного, поскольку прежние владельцы меняли изношенные детали и агрегаты из того, что было доступно по стоимости. Тем не менее, машина на ходу. Вспашка огородов, доставка угля и дров приносит стабильную прибыль, менять на что-то новое пока не планирую.
Михаил Владимирович
После многолетней работы в фермерском хозяйстве выкупил МТЗ-5 в личную собственность. Небольшая транспортная скорость, жесткая подвеска, отсутствие рулевой гидравлики компенсируются неприхотливостью к топливу и маслам, высокой ремонтопригодностью всех систем и агрегатов. Зарабатываю на аренде, за отсутствием гидросистемы работаю только с прицепными сельхозмашинами. При грамотном обслуживании — это одна из самых надежных машин.
Орест
Трактор МТЗ-5 – описание и характеристики
МТЗ-5 «Беларусь» — марка универсальных пропашных колесных тракторов средней мощности общего назначения, выпускавшихся Минским тракторным заводом с 1956 по 1962 годы и Южным машиностроительным заводом с 1958 по 1972 годы.
Первые образцы колесных тракторов МТЗ-5 были изготовлены на Минском тракторном заводе в январе 1956 года, а немногим позднее трактор был запущен в серийное производство и стал на конвейер. МТЗ-5 был разработан на основе популярного в те годы трактора МТЗ-2 мощностью 36 лошадиных сил, выпускавшимся заводом с 1953 по 1957 годы. Впоследствии было налажено производство тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5МС, МТЗ-7.
Трактор предназначался для выполнения работ по возделыванию пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свекла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.). А также для неглубокой обработки легких и средних почв, посева и уборки некоторых зерновых культур.
Трактор агрегатировался с большим количеством навесного, полунавесного оборудования и сельхозмашинами. Было сконструировано и выпущено различное навесное погрузочно-транспортное оборудование: стогометатель, копновоз универсальный навесной (КУН), вилочный погрузчик. Трактор использовался и как шасси для целой серии экскаваторов.
Тракторы МТЗ-5 и их модификации выпускались на Минском заводе с 1956 по 1962 годы. Производство МТЗ-5 и его модификаций было запущено и на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, где под маркой ЮМЗ тракторы собирались с 1958 по 1972 годы.
Колесные тракторы «Беларусь» семейства МТЗ-5— универсальные сельскохозяйственные тракторы средней мощности на которые устанавливались дизельные двигатели Д-40, Д-48 с электростартером или пусковым двухтактным бензиновым двигателем.
Трактор был построен по классической схеме и имел полурамную конструкцию. Полурама выполнялась из швеллеров, соединенных между собой передним брусом.
Остов трактора состоял из полурамы и трех основных агрегатов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.
В передней части остова смонтирован двигатель со вспомогательным оборудованием и радиатор системы охлаждения. Двигатель крепился к полураме и имел штатную облицовку с декоративными элементами]. Непосредственно за двигателем располагались механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления, коробка передач и задний мост, на корпусе которого крепились механизмы тормозов и вал отбора мощности (ВОМ), а также механизм задней навески гидравлической системы.
Гидравлическая система — раздельно-агрегатная: насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах задней навески устанавливалась поперечина с прицепной вилкой. Агротехническая колея переменная и могла регулироваться
МТЗ-5 – базовая модель. На тракторе устанавливался, улучшенный по сравнению с МТЗ-2, дизельный двигатель Д-40К номинальной мощности 45 л.с. Расход топлива снизился до 210 г/э.л.ч. На двигателе был увеличен диаметр цилиндров (105 мм), число оборотов коленчатого вала возросло до 1500 об/мин. Муфта сцепления имела более совершенную конструкцию, что позволило установить вал отбора мощности (ВОМ) с независимым приводом. Ряд изменений коснулся и гидравлической системы с применением агрегата НС-37.
Ходовую систему улучшили за счет изменения конструкции передней оси и установки передних колес, увеличенных размеров. В конструкции применялся более мощный генератор. Появилось четыре фары.
Технические характеристики:
Проект, г 1956
Выпускался, гг. 1956-1972
Экземпляры 138945 – МТЗ
Назначение универсальный
Тип движителя колесный
Тяговый класс, тс 1,4 т
Полная масса, т 3,19
Расположение
Кабина: сзади
Двигатель: спереди
Основные размеры
Длина, мм 4095
Ширина, мм 1884
Высота, мм 2430
Дорожный (агротехнический) просвет, мм 640
Двигатель
Марка двигателя Д-40, Д-48
Мощность, л.с. (кВт) 45 (33,1)
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая
Подвеска и управление
Тип подвески жесткая
Способ управления поворотом передними колесами
Тормоза колодочного типа, барабанные
Оборудование
Гидрооборудование раздельное с выносными цилиндрами
Пневмооборудование нет
Электрооборудование постоянный или переменный ток
В 1957 году МТЗ-5 был модернизирован и ряд моделей получил индекс «М». МТЗ-5М имел двигатель Д-40М и вместо пускового бензинового двигателя устанавливался электростартер СТ-50. 5-ти ступенчатая коробка была заменена на 10-ти ступенчатую, — увеличилась транспортная скорость до 22,3 км/час. Дифференциал заднего моста имел автоматическую блокировку (АБД) с управлением от ножной педали. Был увеличен дорожный просвет передней оси (до 640 мм), размеры передних (6,5-20) и задних (12-38) колес, снижено значение потребное давления в шинах.
Трактор оснащался прогрессивной по тем временам раздельно-агрегатной гидросистемой с выносом отдельных гидроцилиндров. Для более комфортных условий труда механизаторов стали устанавливать кабину и ножной сбрасыватель числа оборотов двигателя, который соединялся специальным механизмом с рукояткой ручного газа. Системы электроосвещения и световой сигнализации по сравнению с трактором МТЗ-5 стала более совершенна. На Брюссельской всемирной выставке в 1958 году создатели трактора были удостоены золотой медали.
МТЗ-5Л отличался от МТЗ-5М лишь модификацией двигателя — модели Д-40Л (без свечей накаливания и декомпрессионного механизма) с пусковым бензиновым двигателем. В 1958—1960 годах было изготовлено 41118 единиц.
В 1959 году, после конструкторских доработок в серию пошли тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Устанавливаемый на трактор дизельный двигатель Д-48 имел номинальную мощность 48 л.с. Диапазон рабочих (пропашных) скоростей был подобран в пределах 5-10 км/ч. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Трактор МТЗ-5МС имел электрооборудование постоянного тока. Производство скоростных машин началось в 1959 году.
Один их сохранившихся экземпляров трактора МТЗ -5 находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.
История создания и технические характеристики трактора Беларусь МТЗ 5
Универсально-пропашной трактор Беларус МТЗ 5 является продолжением модельной линейки, в основе которой стоят две первые модели машин «Минского Тракторного Завода» МТЗ 1 и МТЗ 2. Трактор серийно выпускался одновременно на Минском заводе в Белоруссии с 1956 по 1962, и на «Южном Машиностроительном Заводе» в Украине с 1958 по 1972 год. За период серийного выпуска Минским заводом было выпущено более 138 тысяч тракторов МТЗ 5 в различных модификациях. В последствии с 1962 года в Минске начали выпуск совершенно новой спроектированной модели универсально-пропашного колёсного трактора МТЗ 50, а ЮжМаш с 1970 года, оставляя основную конструкцию неизменной, выпускают на основе МТЗ 5 свой новый усовершенствованный трактор ЮМЗ-6, который в свою очередь стал выпускаться по лицензии в Швеции под брендом «VOLVO».
Концепция трактора
Как отмечалось выше основой для проектирования является модель МТЗ-2, выпускаемая в период с 1953 по 1957 год. Трактор имеет полурамную конструкцию остова, которая является неизменной для всех выпускаемых в последствии советских моделей колёсных универсально-пропашных тракторов марок МТЗ-Беларус, ЮМЗ, ЛТЗ, ВМТЗ-Владимировец.
Такая конструкция остова трактора представляет собой в передней части две продольные баки с передним поперечным брусом, а заднюю часть представляет собой литой корпус трансмиссии. На полураму опирается двигатель и балка передних управляемых колёс через качающуюся шарнирную опору в переднем фронтальном поперечном брусе. В свою очередь, корпус трансмиссии через полуоси конечных передач даёт опру на задние ведущие колёса и одновременно обеспечивает основу для места водителя и кабины трактора с верху. Между собой полурама и корпус трансмиссии соединены жёстко болтовыми соединениями, обеспечивая целостную основу машины.
В отличии о своего предшественника на МТЗ-5 установили более мощный двигатель Марки Д-40 и Д-48 мощностью 45 л.с., что обеспечило увеличение производительности полевых агрегатов в составе с трактором. Конкретно диаметр рабочих цилиндров был увеличен до 105 мм, что повлияло на увеличение мощности. Дополнительно произведена была модернизация топливной системы, что увеличило обороты двигателя (1500 об/мин.), снизило удельный расход топлива до 210 г/л.с. в час. (до 10 литров в час).
Регулировки колеи и агротехнический просвет позволяли трактору выполнять более широкий спектр пропашных работ по возделыванию кукурузы, подсолнечника, картофеля, сахарной свеклы.
Раздельно-агрегатная гидронавесная система, позволяющая работать одновременно с тремя выносными гидроцилиндрами, и независимый привод вала отбора мощности дал возможность агрегатировать трактор с массой навесного и прицепного оборудования в тяговом, стационарно-приводном и в тягово-приводном режимах.
Кроме этого трактор активно использовался в качестве шасси для размещения экскаваторного, другого погрузочного и специального оборудования.
Ранние версии трактора выпускались только без кабины, позже стали выпускать машины с кабинами.
Модификации модели
МТЗ-5М отличается от базовой модификации электростартерным пуском двигателя вместо запуска пусковым бензиновым двигателем. КПП дооборудована дополнительной ступенью, обеспечивающей увеличение передач переднего хода до 10 и заднего хода 2. Максимальная транспортная скорость движения увеличена до 22,3 км/час. Ходовые качества трактора были улучшены наличием механической блокировки дифференциала заднего моста, дорожный просвет был увеличен до 640 мм.
Модификация МТЗ-5Л отличается от МТЗ -5М двигателем Д-40Л с запуском от пускового двигателя.
Скоростная модификация трактора в аббревиатуре дополнительно помечалась буквой «С». Такие трактора были оснащены дизелем Д-48 с мощностью 48 л.с. Выпускались машины с 1959 года, как с электростартерным запуском МТЗ-5МС, так и с пусковым двигателем – МТЗ-5ЛС.
Также стоит отметит модель МТЗ-7, которая являлась полноприводной версией МТЗ-5. В трансмиссию трактора были включены раздаточная коробка, карданная передача и передний ведущий мост с колёсами увеличенного диаметра. В качестве ПВМ в комплектации трактора использовали узел от армейской полноприводной машины ГАЗ 63. Кроме выполнения общехозяйственных и транспортных работ такие трактора предназначались для выполнения пропашных работ на почвах с повышенной влажностью на междурядьях в пределах от 445 до 900 мм. Машины выпускались с 1959 по 1961 год в версиях с эктростартерным запуском – МТЗ-7МС, и с пусковым двигателем — МТЗ-7ЛС. Всего было выпущено 2790 единиц тракторов данной марки.
Двигатель
Рядная, четырёхтактная, дизельная силовая установка с водяным охлаждением Д-40. В соответствии с типом запуска двигателя и модификацией трактора машины оснащались следующими версиями двигателя:
Трансмиссия
С разу хочется отметить, что конструкция трансмиссии МТЗ-5, в последствии, полностью была применена в составе трактора ЮМЗ-6 в неизменном виде, включая силовую передачу, КПП, задний мост вместе с тормозами и ВОМ. Трактор имеет полностью механический тип трансмиссии. Механизм КПП и заднего моста размещён в едином литом корпусе разделённый перегородками. Механизм сцепления и привод силовой передачи в отдельном промежуточном корпусе соединяемый задней стенкой к основному картеру трансмиссии передней частью к плите двигателя.
Сцепление
Муфта сцепления фрикционная двухдисковая постоянно-замкнутого типа с механическим приводом отводки. Один фрикционный диск отвечает за передачу и разрыв потока мощности от двигателя на коробку передач, с последующей передачей мощности на ходовую часть. Второй диск осуществляет передачу крутящего момента на вал отбора мощности.
Коробка передач механическая с прямозубыми цилиндрическими шестернями. Базовая версия имела пятиступенчатую коробку передач. Последующие модификации в конструкцию коробки был включён дополнительный зубчатый блок, обеспечивающий удвоение числа передач до 10 переднего хода и 2-х заднего хода. Таким образом трактор получил 5 транспортных и 5 замедленных технологических передач переднего хода и соответственно по одной передаче заднего хода в каждом режиме.
Задний мост
Главная передача от КПП организована классически в виде пары конических шестерён, дифференциал открытого типа с двумя сателлитами. Конечные передачи выполнены в виде пар цилиндрических шестерён, где ведущие шестерни передач выполнены за одно целое с коническими полуосевыми шестернями, взаимодействующими с сателлитами дифференциала. Большие ведомые шестерни посажены на полуоси привода ведущих задних колёс. Одновременно ведомые шестерни через дополнительные цилиндрические шестерни, вращающиеся на двух отдельных осях в задней части моста, взаимодействуют с основными тормозами барабанного типа.
Механическая блокировка осуществляется скользящей шлицевой муфтой, соединяющей при включении обе оси тормозных шестерён, таким образом, исключая работу дифференциала. Управление блокировкой осуществляется педалью, соединённой через пружину и рычаг с вилкой включения муфты блокирования.
Независимый вал отбора мощности обеспечивает вращение приводного вала с частотой 520 об/мин. Привод ВОМ осуществляется от силовой передачи проходит через промежуточный вал КПП, нижнюю часть полости картера заднего моста и традиционно выходит в задней стенке корпуса трансмиссии между продольными планками задней навески. Механическое включение ВОМ осуществляется соединением привода с помощью шлицевой муфты рычагом управления, при разрыве потока мощности муфтой сцепления.
Рулевое
Механизм рулевого управления полностью механический. Вращение от рулевого колеса передаётся на червячный редуктор, который передает движение через сошку на большую продольную тягу, размещённую вдоль правой балки полурамы трактора. Передний конец продольной тяги соединён с рулевой трапецией рулевого механизма, обеспечивающего поворот управляемых колёс при повороте рулевого колеса водителем.
Такую же схему рулевого управления унаследовал трактор ЮМЗ-6, которая была усовершенствована включением гидроусилителя в состав червячного редуктора.
Гидронавесная система
Как отмечалось выше, гидросистема, оснащённая трёхсекционным распределителем, позволяет раздельно одновременно управлять тремя выносными гидроцилиндрами в составе используемого с трактором оборудования. Это расширило спектр выполняемых задач трактором при агрегатировании с различным навесным и прицепным оборудованием. Задняя трёхточечная навеска обеспечивала надёжное соединение трактора с машинами в агрегате.
Применение трактора
Своими функциональными опциями трактор во многом не отличается от своих современных аналогов и стал технической основой создания в будущем всей линейки универсально-пропашных машин. Для своего времени МТЗ-5 был настоящим техническим чудом, с помощью которого решалось множество производственных задач в сельском хозяйстве, обеспечивая многократный рост производительности.
Трактор МТЗ-5
МТЗ-5 – модель колесного трактора общего назначения, относящаяся к классу тяги 1,4. Производство данной техники было налажено на Минском тракторном заводе. Здесь МТЗ-5 собирали в 1957-1962-ом годах. опять же модель с 1958-го по 1972-го года выпускалась Южным машиностроительным заводом. Основой для создания «Беларуса-5» стал трактор МТЗ-2, который к тому моменту морально устарел.
Данная спецтехника является широкомногофункциональной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оснащения: многофункциональным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. опять же МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства некрупных гидравлических экскаваторов.
Рабочий МТЗ-5 видео
В период производства было выпущено 644 тысячи «Беларусов-5». Трактор использовался во всех зонах.
Модификации
Существовало несколько версий данной модели. Классическую модификацию Минский тракторный завод собирал около года. Затем МТЗ-5 прошел модернизацию. спецтехника получила раздельно-агрегатную гидросистему и стала называться МТЗ-5К. Однако производство данной модификации продолжалось всего несколько месяцев.
В 1958-ом году «Беларус-5» вновь переделали. Начался выпуск версий МТЗ-5Л и МТЗ-5М. Литерами «М» и «Л» обозначались модификации, получившие иной способ пуска дизельного двигателя и новый комплекс электрооснащения. Запуск модели МТЗ-5М осуществлялся посредством электростартера (оснащение постоянного тока), МТЗ-5Л – через пусковой двигатель (оснащение переменного тока).
Позднее появились версии с литерой «С». Ими обозначались модели, оборудованные закрытой кабиной оператора. МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС предназначались для использования в сложных почвенных условиях и функционально оснащались полугусеничным ходом.
Южный машиностроительный завод изначально опять же выпускал МТЗ-5. Однако затем предприятие назвало свой продукт ЮМЗ-5, сохранив при этом прежнее торговое название «Беларусь».
Технические характеристики
- МТЗ-5 получил 40-сильный мотор, не отличающийся большой мощностью.
- Эксплуатационная масса техники составила 3,19 тонны.
- Удельный расход топлива трактора равнялся 200 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 90 литров. «Беларус-5» имел диапазон скоростей 1,4-22,3 км/час.
- Ширина МТЗ-5 составляла 1884 мм, длина – 4095 мм, высота – 2390 мм.
- Дорожный просвет равнялся 450 мм под задним мостом, 650 мм – под задними колесами, 640 мм – под передней осью.
Двигатель
Классическая модификация «Беларуса-5» оснащалась 4-тактным 4-цилиндровым двигателем «Д-40». Мотор имел мощность в 40 «лошадей». Версии МТЗ-5М и МТЗ-5Л комплектовались агрегатами «Д-40М» с электрическим стартером и «Д-40Л» с пусковым двигателем. МТЗ-5ЛС получил переработанный мотор «Д-48Л», МТЗ-5МС – «Д-48М». Первый отличался вихрекамерным смесеобразованием. Агрегаты последних версий «Беларуса-5» имели мощность 48 «лошадей» и частоту вращения 1600 об/мин. При этом все силовые установки были унифицированными.
Конструкция двигателей МТЗ-5 в сравнении с МТЗ-2 была переработана:
— трактор получил 12-вольтовое электрооснащение;
— сигнализация и система электроосвещения стала более совершенной;
— «Беларус-5» обзавелся аккумуляторными батареями на 135 Ам-ч и генератором постоянного тока с реле-регулятором;
— масса двигателя сократилась, а износостойкость повысилась.
Устройство
МТЗ-5 получил несколько решений, сделавших его одним из лучших тракторов своего времени. спецтехника обзавелась совершенной муфтой сцепления, новой гидросистемой и ВОМом с независимым приводом.
Износостойкость элементов ходовой системы и силовой передачи за счет использования поверхностной закалки деталей, дополненной нагревом ТВЧ, была существенно повышена. Измененная конструкция передней оси и увеличенные передние колеса, отличающиеся пониженным давлением в шинах, делали ходовую систему более устойчивой к нагрузкам.
Количество фар в «Беларусе-5» увеличилось до 4, вес снизился на 250 кг.
В сравнении с МТЗ-2 трактор оказался более многофункциональным и агрегировался с множеством сельскохозяйственных машин многообразного типа, а опять же с уборочными устройствами и оснащением, требующим привод органов от ВОМа. Модель получила гидросистему НС-37 с 2 выносными цилиндрами
Рабочее оснащение «Беларуса-5» включало в себя гидрофицированный крюк, гидравлическую навесную систему, полунезависмый привод, приводной шкив и ВОМ.
Ведущие колеса позволяли бесступенчатым методом менять ширину колеи и перемещать ступицы по полуосям. Установка полугусениц позволяла улучшить проходимость техники.
Изначально МТЗ-5 выпускался без кабины оператора оператора. Более поздние версии получили одноместную простую кабину оператора каркасного типа.
Производство МТЗ-5 было завершено в середине прошлого века, потому найти данный трактор в рабочем состоянии довольно тяжело. Стоимость моделей последних годов выпуска составит 50-150 тысяч рублей.
Аналоги
Аналогом МТЗ-5 можно считать МТЗ-7, который являлся улучшенной версией данной модели.
Раздел II. КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ
МТЗ-5 – модель колесного трактора общего назначения, относящаяся к классу тяги 1,4. Производство данной техники было налажено на Минском тракторном заводе. Здесь МТЗ-5 собирали в 1957-1962-ом годах. опять же модель с 1958-го по 1972-го года выпускалась Южным машиностроительным заводом. Основой для создания «Беларуса-5» стал трактор МТЗ-2, который к тому моменту морально устарел.
Данная спецтехника является широкомногофункциональной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оснащения: многофункциональным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. опять же МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства некрупных гидравлических экскаваторов.
Модификации
Существовало несколько версий данной модели. Классическую модификацию Минский тракторный завод собирал около года. Затем МТЗ-5 прошел модернизацию. спецтехника получила раздельно-агрегатную гидросистему и стала называться МТЗ-5К. Однако производство данной модификации продолжалось всего несколько месяцев.
В 1958-ом году «Беларус-5» вновь переделали. Начался выпуск версий МТЗ-5Л и МТЗ-5М. Литерами «М» и «Л» обозначались модификации, получившие иной способ пуска дизельного двигателя и новый комплекс электрооснащения. Запуск модели МТЗ-5М осуществлялся посредством электростартера (оснащение постоянного тока), МТЗ-5Л – через пусковой двигатель (оснащение переменного тока).
Позднее появились версии с литерой «С». Ими обозначались модели, оборудованные закрытой кабиной оператора. МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС предназначались для использования в сложных почвенных условиях и функционально оснащались полугусеничным ходом. Южный машиностроительный завод изначально опять же выпускал МТЗ-5. Однако затем предприятие назвало свой продукт ЮМЗ-5, сохранив при этом прежнее торговое название «Беларусь».
Технические характеристики
- МТЗ-5 получил 40-сильный мотор, не отличающийся большой мощностью.
- Эксплуатационная масса техники составила 3,19 тонны.
- Удельный расход топлива трактора равнялся 200 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 90 литров. «Беларус-5» имел диапазон скоростей 1,4-22,3 км/час.
- Ширина МТЗ-5 составляла 1884 мм, длина – 4095 мм, высота – 2390 мм.
- Дорожный просвет равнялся 450 мм под задним мостом, 650 мм – под задними колесами, 640 мм – под передней осью.
Технические характеристики МТЗ 80
Модель двигателя | Д-240 |
Мощность двигателя | 75-80 л.с. |
Объем двигателя | 4,75 л |
Частота вращения коленчатого вала | 2 200 об/мин |
Тип трансмиссии | механическая |
Скорость передвижения | 35 км/ч |
Грузоподъемность гидронавесной системы | 2 000 кг |
Давление в гидронавесной системе | 160 кг/см2 |
Ширина колеи (задние колеса) | 1 400-2 100 мм |
Ширина колеи (передние колеса) | 1 200-1 800 мм |
Дорожный просвет | 465 мм |
МТЗ 80 видео
Отзывы о МТЗ 80
Данная модель транспортного средства обладает кабиной, сваренной из тонколистовой стали. К раме трактора она крепится с помощью четырех амортизаторов. Такая конструкция существенно снижает уровень вибрации внутри. Внутренние стенки обшиты звуко- и теплоизоляционными материалами.
Сиденье имеет возможность регулироваться по удобству водителя. Положение руля так же может быть отрегулировано. В салоне предусмотрены ремни безопасности.
Нередко владельцы техники слышат стуки, издаваемые от КПП. Если они исчезают при работе на других передачах, то это прямой признак износа некоторых шестерней или выкрашивания их зубцов. Чтобы закончить работу не повредив трактор еще сильнее, потребуется сразу же заменить фрезу элементом с меньшей массой. По окончанию работы нужно поменять изношенные шестерни.
Двигатель
Классическая модификация «Беларуса-5» оснащалась 4-тактным 4-цилиндровым двигателем «Д-40». Мотор имел мощность в 40 «лошадей». Версии МТЗ-5М и МТЗ-5Л комплектовались агрегатами «Д-40М» с электрическим стартером и «Д-40Л» с пусковым двигателем. МТЗ-5ЛС получил переработанный мотор «Д-48Л», МТЗ-5МС – «Д-48М». Первый отличался вихрекамерным смесеобразованием. Агрегаты последних версий «Беларуса-5» имели мощность 48 «лошадей» и частоту вращения 1600 об/мин. При этом все силовые установки были унифицированными.
Конструкция двигателей МТЗ-5 в сравнении с МТЗ-2 была переработана: – трактор получил 12-вольтовое электрооснащение; – сигнализация и система электроосвещения стала более совершенной; – «Беларус-5» обзавелся аккумуляторными батареями на 135 Ам-ч и генератором постоянного тока с реле-регулятором; – масса двигателя сократилась, а износостойкость повысилась.
Модельный ряд универсальных тракторов МТЗ – описание, характеристики, возможности
Данная сельскохозяйственная спецтехника принадлежит к категории колесных универсально-пропашных тракторов, производство которых началось в 1949 году на территории Белоруссии. В этот год было выпущено семь экспериментальных образцов. Универсальный трактор МТЗ выпускают и в наши дни. А как определить год выпуска – знают только те, кто не раз сталкивался с техникой рассматриваемого производителя. Все модели оснащаются дизельными четырехцилиндровыми четырехтактными двигателями, у всех воздушное охлаждение. Исключение составляют трактора: «Д-240» и модель «Д-243». В двигателях этих модификаций – водяное охлаждение.
Обширные возможности
Новые модели легендарного трактора имеют самые лучшие эксплуатационные характеристики и особенности. Благодаря разнообразным навескам и приспособлениям, трактор МТЗ способен работать со следующим оборудованием:
- Двухрядными картофелекопалками. Сделать лопату из трактора – это сегодня вполне реально.
- Зернодробилками. Самодельное зернодробильное устройство будет не менее эффективно, чем заводской.
- Прицепными жатками.
- Щеточным оборудованием. Щетка может быть установлена на трактор МТЗ фактически любой марки.
- Краном манипулятором.
- Культиватором.
- Погрузчиком на заднюю навеску. Кун или другой погрузчик может быть установлен достаточно просто – это одна из распространенных переделок.
- Дробилками для деревьев.
- Корчевателями пней. Здесь наиболее эффективно использование гусеничного аппарата.
- Любыми прицепами, огромными телегами и маленькими тележками.
Не знаете, как сделать дровокол из этой универсальной техники? Его действительно можно сделать самому, используя готовые чертежи.
Общие характеристики
По размерам МТЗ 952 практически одинаковы с базовой моделью МТ3 82. Из отличий можно отметить, что трактор немного длиннее на 320 мм, по весу — трактор тяжелее на 1,3 тонны. Из эксплуатационных характеристик основным отличием является возможность буксирования прицепа весом до 18 тонн в отличие от МТЗ 82 — до 12 тонн. Данный показатель объясняется: увеличенной мощностью дизеля, улучшенными тягово-сцепными характеристиками за счёт увеличенной конструкционной массы трактора, компоновки передаточного числа трансмиссии, сцепных качеств шин.
Вид трактора МТЗ 952
б) с независимым или инерционным тормозом
в) оборудованного тормозной системой сблокированной с тормозами трактора
б) по передним колёсам длинной балки ПВМ 822-2300020-20/04
в) по задним колёсам
г) по передним колёсам ПВМ 72-2300020-А-04
1535, 1635, 1705, 1805, 1855, 1955, 2021, 2120(+/-20)
От 1500 до 1600и от 1800 до 2100(+-20)
1420, 1530, 1640, 1720, 1830, 1940 (+/-20)
б) длина по наружным диаметрам колёс
в) ширина по концам полуосей задних колёс
д) высота по кабине
б) максимальная эксплуатационная
Модификации и технические характеристики модельного ряда
Все модели можно задействовать даже в лесном хозяйстве, где занимаются лесозаготовкой. Весь модельный ряд сельскохозяйственной спецтехники включает:
- МТЗ 40. Это самая редкая модель марки МТЗ. Ее длина 366 см, ширина 162 см, высота 210 см.
- Трактор МТЗ 40 оборудован двигателем, мощность которого – 45 лошадиных сил. Вес модели – 2595 кг.
- МТЗ 52М. При рабочем объеме 4,75 литра, мощность двигателя составляет 55 лошадиных сил.
- МТЗ 60. Рабочий объем двигателя – 4,75 литра. Мощность – 55 лошадиных сил.
- МТЗ 83. Длина – 381 см. Ширина – 197 см. Высота – 247см. Дорожный просвет – 730 мм.
Мощность двигателя – 80 лошадиных сил.
- МТЗ 85. Мощность двигателя – 81 лошадиная сила. Рабочий объем цилиндров – 4,75 литров.
- МТЗ 92. Мощность двигателя – 89 лошадиных сил. Объем – 4,75 литров. Объем топливного бака – 230 литров.
- МТЗ 100 и ТЗ 102. Классические примеры универсальной сельскохозяйственной спецтехники. Мощность двигателей – 105 лошадиных сил. Длина – 412 см. Ширина – 197 см. Высота – 279 сантиметров.
- МТЗ 132 и ТЗ 132Н. Длина – 250 сантиметров. Ширина – 100 сантиметров. Высота – 200 сантиметров. Радиус поворота – 250 см. Мощность двигателя – 130 лошадиных сил.
- МТЗ 142. Мощность двигателя – 150 лошадиных сил. Это самый мощный трактор МТЗ. Длина – 3390 см. Ширина – 200 см. Высота – 288 сантиметров. Дорожный просвет – 65 см.
- МТЗ 152. Малогабаритный трактор с приводом на все колеса. Длина – 230 см, ширина – 73 см, высота – 135 сантиметров. Рабочий объем двигателя – 389 см³. Вес – 530 кг.
- МТЗ 320 и ТЗ 321. Рабочий объем двигателей – 7,2 литра.
- МТЗ 422. Мощность двигателя – 49,8 лошадиные силы. Рабочий объем поршней – 2 литра.
- МТЗ 622. Длина – 345 см. Ширина – 170 см. Высота – 238. Мощность двигателя – 62 лошадиные силы.
- МТЗ 892. Мощность двигателя – 89 лошадиных сил. Рабочий объем — 4,75 литра.
- МТЗ 920 и МТЗ 921. Мощность двигателей – 87 лошадиных сил. Длина – 450 см, ширина – 155 см, высота – 235 см, дорожный просвет – 31 см.
- МТЗ 922. Этот трактор МТЗ оборудован приводом на все колеса, поэтому отличается повышенной проходимостью. Использует широкий ассортимент прицепного и навесного оборудования.
- МТЗ 952. Мощность двигателя – 89 лошадиных сил. Рабочий объем – 4,75 литра.
- МТЗ 1021. Мощность двигателя – 81 лошадиная сила. Длина – 450 см. Ширина – 230 см. Высота – 285 см. Топливный бак вмещает 170 литров дизельного топлива.
- МТЗ 1025. Мощность двигателя – 105 лошадиных сил. Длина – 400 см. Ширина – 197 см. Высота – 282 см.
- МТЗ 1220. Мощность двигателя – 122 лошадиные силы. Рабочий объем цилиндров – 4,75 литра.
- МТЗ 2022. Мощность двигателя – 212 лошадиных сил. Длина – 523 см. Ширина – 2400 см. Высота – 312 см.
- МТЗ 3022. Мощность двигателя – 303 лошадиные силы. Длина – 610 см. Ширина – 263 см. Высота – 316 см.
- МТЗ 3522. Мощность двигателя – 355 лошадиных сил. Рабочий объем – 7 литров.
- МТЗ 4522. Мощность двигателя – 431 лошадиная сила. Длина – 710 см. Ширина – 302 см. Высота – 360 см. Если кто-то не знает, где находятся номера на тракторе МТЗ, пусть заглянет под капот, и они сразу обнаружатся.
Двигатели тракторов серии 952
В качестве силового агрегата на трактор устанавливается четырёхцилиндровый дизель Д 245.5, являющейся турбированной версией дизеля Д 243 устанавливаемого на тракторах МТЗ 82(80), МТЗ 820, МТЗ 920(920.2). В зависимости от модификации МТЗ 952 дизель оборудуется различными топливными системами и оборудованием, обеспечивающим экологичность агрегата.
Кроме указанных двигателей в таблице, на ограниченные партии трактора Беларус 952.4 для поставок на внешние рынки устанавливали импортные рядные четырёхцилиндровые агрегаты марки DEUTZ TCD 2012 L04 2V (мощность 72 кВт) и СUMMINS QSB4.5 90 (мощность 66 кВт) c экологическим уровнем Stage IIIA
Назначение всех моделей
Вся спецтехника Минского тракторного завода задействована не только в сельском хозяйстве, но также в строительстве, благоустройстве территорий, в промышленных работах, лесном хозяйстве и т.п. Особенно повышенным спросом пользуются последние модели, приравненные к мини-тракторам. Они больше востребованы в частном секторе для обработки приусадебных и дачных участков. В теплице крупногабаритный трактор даже не развернется, а небольшие модели демонстрируют невероятные возможности. Их эффективная работа и высокая продуктивность просто поражает. Привлекают надежные генераторы, наличие фары (даже у совсем маленьких тракторов), пусковое устройство и прочий полезный функционал. Некоторые модели оснащаются ротором.
Навесное оборудование для всех моделей
Все модели тракторов МТЗ приравнены к универсальной технике. Ее нередко используют перед посевом, когда требуется обработка почвы. С ее помощью легко обрабатывать культурные растения между рядов, косить траву, сеять и убирать урожай.
Данная техника способна нести на себе следующее навесное оборудование:
- Культиваторы. Сельскохозяйственные приспособления для обработки почвы. От плуга отличаются тем, что просто рыхлят землю, а плуг переворачивает целые пласты.
- Прицепные и навесные плуги.
- Окучивающие аппараты.
- Технические средства для автоматической посадки картофеля.
- Бороны.
- Кормораздаточные приспособления.
- Поливочное оборудование.
- Опрыскиватели с форсунками.
Все это и многое другое предназначено для сельскохозяйственных работ. Однако коммунальные службы используют другое навесное и прицепное оборудование:
- Прицепы.
- Погрузочные механизмы.
- Копательные механизмы.
- Отвалы.
- Широкий ассортимент щеток. Они предназначены для удаления с дорог листьев, льда и прочего мусора.
- Навесные снегоочистительные приспособления.
- Мощные пылесосы, способные всасывать любой мусор в довольно объемный резервуар, разбросанный на тротуарах, в парках и других общественных местах.
- Оборудование, предназначенное для разбрасывания песка.
- Бурильные установки.
- Фрезы и многое другое.
Высокий спрос
Данная сельскохозяйственная техника и в наши дни пользуется повышенным спросом. Тем более, теперь никаких проблем с ремонтом не может быть, поскольку, в наши дни запчасти для тракторов лежат в свободной продаже и не являются дефицитом.
Любителей возделывания земли особенно радуют последние модели. Их мощность, продуктивность, эффективность работы, экономичность, невероятная маневренность, малый вес и эстетичный внешний вид, не остались незамеченными. Все уникальные характеристики обязаны инженерам Минского тракторного завода, которые на протяжении десятилетий модернизировали и усовершенствовали легендарный трактор «МТЗ». Они рассчитали все, а именно то, что со временем появятся самоделки и то, что культиватор можно сделать своими руками и даже через сколько моточасов менять масло. Все это объясняет, почему спрос на эту технику растет быстрыми темпами.
Трактор МТЗ 952.3 Беларус
Назначение
Выполнение различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, работ на транспорте.
мне нравится(17)не определился(0)
Цена: 2 010 000.00 руб. Купить ☎ Цена: 2 010 000 руб.
- Мощность, л.с./кВт 95,2/70,0
- Колесная формула 4х4
- Исполнение кабины Кабина УК
- Число передач вперед/назад 14/4
Особенности
Синхронизированная коробка передач, передний ведущий мост с планетарно-илиндрическими редукторами, дизель по выбросам вредных веществ соответствует экологическим требованиям ступени Stage II.
Возможности дополнительной комплектации:
- Кондиционер;
- Металлокерамические накладки муфты сцепления;
- Ходоуменьшитель;
- Грузы балластные задних колес;
- Проставки для сдваивания задних колес;
- Грузы балластные передние.
Технические характеристики
- Тип 4-х цилиндровый с турбонаддувом
- Мощность, л.с./кВт 95,2/70,0
- Марка Д-245.5S2
- Экологический стандарт Stage II
- Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) 229+5
- Максимальный крутящий момент, Н·м 451
- Коробка передач Синхронизированная (по заказу механическая) с механическим понижающий редуктором/понижающим
- синхронизированным/ускорителем механическим/с повышающим синхронизированным
- Муфта сцепления фрикционная однодисковая постоянно-замкнутого типа с механическим управления
- Число передач вперед/назад 14/4
- Задний ВОМ, мин-1 540/1000
- Грузоподъемность заднего навесного устройства на оси подвеса, кг, не менее 3200
- Максимальное давление, Мпа 20-2
- Объемная подача насоса при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, л/мин, не менее 45
- Емкость бака гидросистемы, л 28,5 ± 0,5
- Тип колесная
- Колесная формула 4х4
- передние 11,2-20; 13,6-20; 360/70R20;13,6R20; 360/70R24; 11,2R24;
- задние 15,5R38; 16,9R38; 18.4R34; 9,5-42; 11,2R42
- Тормоза/тормоза прицепа Сухие (мокрые) двухдисковые (трехдисковые)/однопроводный пневмопривод (по заказу двухпроводный)
- Масса максимально допустимая, кг 7000
- Климатическое исполнение У1/Т1
- Минимальная и максимальная скорость вперед/назад, км/ч Min 2,78/5,85;
- Max 39,9/13,18
- Реверс редуктор механический
Мало какие сельскохозяйственные работы можно выполнить без мощного и надежного специализированного оборудования. Для аграриев ключевыми процессами в их деятельности являются подготовка грунта, засевание полей или высаживание тех или иных культур, уборка выращенного урожая. Чтобы все эти процессы прошли успешно и эффективно, лучше всего купить трактор МТЗ. Именно ему под силу разные виды сельхозработ. Он надежный в эксплуатации, для него легко подобрать необходимые запчасти при ремонте. Особой популярностью пользуется модификация МТЗ-952. Она хоть и похожа на МТЗ-590, МТЗ-592, МТЗ-920.2 и МТЗ-950, но имеет несколько ключевых отличий. Назовем их:
- был изменен задний вал отбора мощности. В результате была получена лучшая наружная подрегулировка тормозных лент планетарного механизма;
- гидросистема также получила оптимизацию. Теперь она уникальна, поскольку располагает силовым регулятором управления навесными агрегатами;
- выполнена синхронизация коробки передач с редуктором;
- кабина стала более комфортной и удобной, сконструированной по последним техническим международным стандартам;
- наличие задних и передних рабочих фар;
- оптимизированное гидрообъемное рулевое управление;
- рычажное управление коробкой переднего ведущего моста и многое другое.
Технические параметры МТЗ 952 следующие. Дизель – оригинальный 4-цилиндровый Д-245.5 – располагает 89 лошадиными силами. Двигатель компактный в исполнении, но это не снижает его мощность. Ее хватает для использования энергозатратных навесных агрегатов. Запас горючего тоже достаточный для того, чтобы производить сложные сельхозработы без частой дозаправки длительный период времени. Объем топливного бака 130 л.
Хорошо разработана у данного МТЗ и система охлаждения. Благодаря этому, какая бы нагрузка ни задавалась с какой-либо интенсивностью, это не повлияет на работу техники.
Современный «Беларус» 952 используется не только в аграрной сфере. Его покупают коммунальники и лесхозы, применяют в промышленной, строительной и транспортных отраслях.
Данная модель представляет собой колесный универсально-пропашной трактор с колесной формулой 4*4. Продукция Минского завода давно зарекомендовала себя с положительной стороны. Также большим плюсом белорусского продукта можно назвать то, что при его производстве учитываются все новейшие тенденции. Техника постоянно претерпевает изменения в сторону инноваций, конструкторы и инженеры находят новые решения для оптимизации моделей машин. Особенно хвалят владельцы агрегата ее гидравлику. Они считают, что при правильной эксплуатации все детали техники могут работать продуктивно, без износа долгое время.
Обзор характеристик советского трактора Беларусь МТЗ-52 и его модификаций
Фото
Тракторы МТЗ-50 и МТЗ-52 — это универсально-пропашные машины, которые относятся к 1,4 тяговому классу. Данные тракторы выпускались с 1962 до 1985 года Минским Тракторным заводом. С 1985 года производился в ограниченном количестве только на экспорт в другие страны. После распада Советского Союза, производство тракторов МТЗ-50 и 52 было возобновлено под маркой «Беларус-500», после некоторой модернизации.
Марки МТЗ-50 и 52 — это глубокая модернизация более ранних моделей — МТЗ-5 и МТЗ-7. Конструкция машин выполнена по классической схеме — полурамная конструкция, двигатель располагается спереди, задний привод, задние колёса на порядок больше, чем передние.
Основное отличие тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 между собой то, что 52-ая модель имеет полный привод, а 50-ая имеет привод только на задние колёса.
По данным на 1995 год, Минский Тракторный Завод выпустил 1 256 800 экземпляров тракторов МТЗ-50, 52 и их всевозможный модификаций. Давайте поговорим поподробнее о технических характеристиках.
Блок: 1/6 | Кол-во символов: 1001
Источник: https://ferma-biz.ru/oborudovanie/traktor/traktory-mtz-50-i-mtz-52.html
Мотоблоки МТЗ
Машины малой мощности Минский завод начал производить с 1978 г. Одной из первых серийных моделей мотоблоков был МТЗ 05 с отечественным, бензиновым, одноцилиндровым, четырёхтактным двигателем УД 15 воздушного охлаждения мощностью 5 лошадок, который выпускался до 1992 года. Производство мотоблоков и мини-тракторов налажено на холдинговых предприятиях МТЗ в г. Бобруйске и г. Сморгонь. Сегодня машины комплектуются импортными двигателями китайского и японского производства.
Особенности техники
Двигатель и ходовая часть
Беларус модели МТЗ-52 относится к полурамному типу. На передней полураме устанавливается силовая установка и полужёсткая подвеска переднего моста. Задний мост тоже является составляющей рамы машины, на него устанавливается кабина.
Задние колёса можно сдваивать и изменять ширину колеи. Это увеличивает проходимость машины и снижает давление на грунт. Поэтому задние колёса крепятся при помощи клеммных соединений, которые существенно упрощают замену колёс.
В качестве силовой установки устанавливается четырёхтактный дизельный двигатель Д-50. Как вариант может устанавливаться усовершенствованная модель дизеля Д-50Л. Эти силовые агрегаты выдавали мощность в 55 лошадиных сил при объёме двигателя в 4,75 литра.
Из особенностей можно отметить камеру сгорания полураздельного типа. Расход горючего при максимальных нагрузках составлял 8 литров в час при объёме топливного бака в 130 литров. В настоящее время, эти показатели могут показаться скромными, но в 60-х годах прошлого века, такая мощь считалась почти вершиной эволюции отечественного тракторостроения. Благодаря этим особенностям МТЗ-52 классифицируется как машина 1,4 тягового класса.
Трансмиссия и гидравлика
Схема трансмиссии у МТЗ-52 Беларус была механической. Схема включала в себя коробку передач, дифференциал заднего моста, муфту сцепления и тормозную систему. Коробка передач – двухдиапазонная, девятиступенчатая.
Чтобы переключение между режимами происходило без потери рабочих мощностей, КПП дополнялась редуктором ходоуменьшителя и увеличителем оборотов. Трактор имел девять передних и два задних режима движения.
Передним ходом трактор мог передвигаться со скоростью от 1,7 до 25,8 км/час. Это позволяло машине выполнять пропашные работы даже на твёрдых грунтах.
Муфта сцепления однодисковая, сухая постоянно-замкнутого типа. Дифференциал заднего моста мог блокироваться из кабины тракториста, для этого в полу имелась специальная педаль.
Тормозная система была многодисковой, раздельной для прицепного оборудования. Чтобы управление машины не доставляло проблем, устанавливался гидроусилитель руля.
За работу навесного оборудования отвечала раздельно-агрегатная система гидравлики. Она состояла из шестеренчатой насосной станции НШ-32 и золотникового гидрораспределителя с тремя выходами.
Благодаря такой конструкции, трактор МТЗ-52 Беларус мог выполнять функции экскаватора и погрузчика. Бульдозерный отвал тоже устанавливался, но гораздо реже. В основном для уборки снега на улицах города.
Кабина
По сравнению с современными машинами, рабочее место МТЗ-52 Беларус не отличается повышенной комфортностью. Одноместная кабина имела панорамное остекление, устанавливался отопитель для работы в зимнее время года и подрессоренное сиденье.
Вентиляция была естественного типа, то есть циркуляция воздуха происходила за счёт открытия боковых окон. Хотя кабина считалась герметичной, резиновые уплотнители на стёклах плохо справлялись со своей задачей. Кабина была тесной, но зато все элементы управления трактором находились буквально под рукой механизатора.
Масса | 3 600 кг |
Длина | 3 810 мм |
Ширина | 1 970 мм |
Высота | 2 470 мм |
Дорожный просвет | 465 мм |
Изменяемая колея передних колёс | 1 200-1 800 мм |
Изменяемая колея задних колёс | 1 400-2 100 мм |
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 3287
Источник: https://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/mtz-52-belarus.html
Модификации
Существует большое количество модификаций этих тракторов.
- МТЗ-60 и МТЗ-62. На эти модификации устанавливались двигатели СМД-12 с мощностью 65 лошадиных. Основная часть, выпущенных тракторов данной модификации, шли на экспорт в другие страны.
- МТЗ-50Х. Очень своеобразная модель, которая имеет только одно переднее колесо (или два, которые расположены очень близко друг к другу). Эту модификацию выпускал ещё Ташкентский Тракторный Завод.
- Т-50В и Т-54В. Это тракторы с гусенницами.
- МТЗ-50Р. Полугусенничная модификация.
Были ещё некоторые модификации, но они не приобрели широкого распространения.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 609
Источник: https://ferma-biz.ru/oborudovanie/traktor/traktory-mtz-50-i-mtz-52.html
Мини-трактора
Мини-трактора марки МТЗ представлены тремя полноприводными моделями. Машины оснащены японским бензиновым, четырехтактным двигателем с воздушным охлаждением, имеют весь спектр технических функций для навешивания и привода от ВОМ оборудования при выполнении сельскохозяйственных и коммунальных работ.
КПП вперёд/назад
Особенности эксплуатации
Тракторы МТЗ-50 и 52 в высшей степени соответствовали техническому уровню своего времени, считались передовой и высокопродуктивной техникой. О высоком уровне изготовления и совершенстве конструкции свидетельствует тот факт, что отдельные экземпляры тракторов до сих пор находятся в хорошем состоянии и успешно работают.
Можно сколько угодно сравнивать современные навороченные агрегаты с кондиционерами и умной электроникой с простыми тракторами из прошлого века. И совсем не обязательно, что сегодняшние машины во всем возьмут верх. Ведь, чем сложнее техника, тем затратней и более профессиональным должно быть ее обслуживание.
Иногда обычные запчасти на импортные агрегаты приходится ждать неделями, в то время, как старенький МТЗ – ветеран полей, в хороших руках практически не дает отказов. Преимущества тракторов МТЗ-50 неоспоримы:
- возможность эффективной эксплуатации, независимо от климатических зон и погодных условий;
- добротное изготовление, надежность механизмов и узлов тракторов Беларусь;
- оптимальная проходимость по грунтовым дорогам и бездорожью;
- неприхотливость, простота в эксплуатации, отличная ремонтопригодность;
- рациональная агрегация с множеством дополнительных приспособлений и агрегатов для сельхозработ и выполнения других функций;
- высокая производительность, способность работать в интенсивном темпе эксплуатации;
- экономичность в расходах на техобслуживание.
Обслуживание
Потребляет МТЗ-50 дизельное топливо, расход 8 л/ч считается вполне бюджетным для техники подобного класса. Удобно расположенный на двигателе счетчик моточасов позволяет контролировать пробег и своевременно выполнять необходимое ТО.
Более детально ознакомиться с особенностями техобслуживания трактора МТЗ-50 и 52-ой модели можно в инструкции по эксплуатации.
Основные неисправности, ремонт
В числе множества достоинств тракторов МТЗ-50 и 52 владельцы единодушно отмечают их неприхотливость, простоту в эксплуатации, отличную ремонтопригодность. Стандартный набор инструментов и умелые руки – вот и все, что требовалось для восстановления работоспособности машины в полевых условиях.
Из недостатков отмечалась недостаточная мощность при работе на тяжелом грунте, необходимость крайне внимательного выбора передач и режимов работы сельхозмашины. Какие-либо системные неполадки и неисправности для тракторов МТЗ 50-ого семейства не свойственны.
Все возникающие дефекты своевременно выявлялись производителем и в последующих версиях оперативно устранялись. Как выразился один из пользователей в отзывах: «Трактор МТЗ больше всего боится неумелого за рулем», что, действительно, удачно подмечено.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2643
Источник: https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-mtz-50-i-mtz-52
Модификации[править | править код]
За годы выпуска, конструкция трактора неоднократно модернизировалась[5]. Для нужд народного хозяйства выпускались специальные модификации:
- МТЗ-60 и МТЗ-62 — с двигателем СМД-12, мощностью 65 л. с. — (выпускалась в основном на экспорт)
- МТЗ-50Х — высококлиренсная хлопководческая, с одним передним колесом или двумя сближенными колёсами (выпускалась совместно с Ташкентским тракторным заводом)
- МТЗ-50К (Т-50К) — крутосклонная колёсная, выпускалась в Тбилиси.
- Т-50В и Т-54В — гусеничная, для работы в виноградниках.
- МТЗ-50Р — полугусеничная, для работы на рисовых чеках.
- МТЗ-52Н — низкоклиренсная, (задние колёса уменьшенного размера, балочный передний мост вместо портального).
- МТЗ-50Л — отличался от МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.
За годы выпуска менялся внешний вид и конструкция кабины, хотя индексация оставалась без изменений[5]:
- В начале 1960-х годов с полукруглой решёткой радиатора и бескаркасной кабиной с брезентовой крышей
- С конца 1960-х годов с прямоугольной решёткой радиатора
- В 1970-х годах — с изменённым внешним видом капота
- В конце 1970-х годов — с каркасной кабиной увеличенного размера и стеклопластиковой крышей.
МТЗ-50 и его модификации
МТЗ-52 на сельхозработах
МТЗ-60 первых модификаций
МТЗ-60 последних модификаций
Беларусь МТЗ-60
Машины специального назначения
Проектировка и выпуск специализированной техники закрывают потребности в процессах с особыми условиями, и в механизации работ отдельных производственных отраслей.
Минский завод выпускает: ряд специальных тракторов и комплекс оборудования предназначенных для выполнения работ в лесном хозяйстве, трактора для возделывания хлопка, машины для проведения земельных работ, специальные снегоуборочные машины, технику для обслуживания шахтных предприятий.