Как создать сад, дружелюбный и безопасный для детей

Проект Безопасный детский сад. Автор: Мажуга Светлана Александровна

Проект посвящен актуальной проблеме – безопасности детей в современном мире, а в частности в создание в дошкольном образовательном учреждении безопасной, здоровьесберегающей среды.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 17 «Сказка»

(мБдоу «детский сад № 17 «Сказка»)

Проект «Безопасный детский сад»

Автор : старший воспитатель Мажуга Светлана Александровна

Р еальность современного мира такова, что в никто не застрахован ни от социальных потря сений, ни от стихийных бедствий , ни от угрозы террористических актов. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Проект посвящен актуальной проблеме – безопасности детей в современном мире, а в частности в создание в дошкольном образовательном учреждении безопасной, здоровьесберегающей среды.

Все мы – мудрые взрослые пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим дет ям?»

Часто причинами и негативными факторами возникновения опасных ситуаций в дошкольном учреждении являются:

– отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

– непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности;

– слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;

– недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;

– недисциплинированность и бесконтрольность персонала и воспитанников;

– сокрытие фактов правонарушений и не принятие соответствующих мер к п равонарушителям.

Естественно, комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном.

Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не г арантируют снижения риска травмат изма или возникновения чрезвычайных ситуаций в детском саду , если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Поэтому главным звеном остается воздействие на человеческий фактор: на воспитанников, родителей и персонал образо вательного учреждения. Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности: воспитанников, педагогов, родителей.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, необходима четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства. Поэтому в начале 2019-2020 учебного года у педагогического коллектива возникла идея проекта «Безопасный детский сад».

Цель проекта: создание единого безопасного образовательного пространства в детском саду.

нормативно-правовой базы МБДОУ «

Детский сад № 17

«Сказка» по формированию безопасного образовательного пространства;

низмов управления безопасностью

образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей;

условия труда в образовательном

учреждении и условий для безопасного образовательного процесса.

создание эффективной системы обучения работников ДОУ;

определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

внедрение инновационных образовательных техно

ОБЖ с воспитанниками ; обеспечение методическое сопровождение данного направления работы;

разработать формы организации деятельности

по безопасности жизнедеятельности

с детьми, родителями, педагогами;

совершенствование системы взаимод

ействия с органами безопасности

(службой МЧС, ОВД ГИБДД);

Систематизировать и разработать

локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.

безопасные условия для всех участников образовательного процесса.

профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования у детей навыков безопасного поведения.

Выстроить и систему

взаимодействия с органами безопасности.

ответственности за безопасность

всех участников образовательного процесса.

Понятие безопасности жизнедеятельности в учреждении включает в себя

Охрана жизни и здоровья детей

ых условий труда сотрудников.

Административный корпус (заведующий, заместитель заведующего по МВР, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, шеф-повар)

педагогический состав детского сада;

специалист охраны труда,

воспитанники всех возрастных групп;

Организация деятельности участников проекта:

1 этап – подготовительный.

Содержание работы – теоретическое исследование про блемы, постановка целей и задач (сентябрь 2019).

2 этап – основной.

Содержание работы – организация основных видов деяте льности по направлениям проекта . ( о ктябрь 2019 – апрель 2020).

3 этап – итоговый ( май – июнь 2020)

Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Предвидеть, научить, уберечь главные направления деятельности по обеспечению безопасности в образовательном учреждении:

Деятельность а дминистрации и коллектива регламентируется законодательными и инструктивно-директивными документов по обеспечению безопасности образовательного учреждения и включает в себя следующие разделы :

– охрана жизни и здоровья детей;

– противопожарная и техногенная безопасность;

– предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

– обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В период реализации проекта были разработаны и скорректированы следующие локальные акты и документация ДОУ:

Правила внутреннего трудового распорядка

Инструкции по охране труда

Инструкция об охране жизни и здоровья детей

Положение о порядке организации и проведения трёхступенчатого (административно-общественного)

состоянием охраны труда

обучении по охране

труда и проверке знаний, требований охраны труда в МБДОУ «Детский сад № 17 «Сказка

Положение о работе уполномоченного лица по охране труда от первичной профсоюзной организации или трудового коллектива Положение о комиссии по охране труда

Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации при пожаре

Паспорт дорожной безопасности

Декларация пожарной безопасности

Программа обучения пожарно-техническому минимуму

План эвакуации сотрудников и детей

За период реализации проекта были выполнены следующие мероприятия, направленные на создание безопасных условий труда.

Обеспечение реализации антитеррористических мероприятий и технической безопасности

– освещения фасада здания и территории учреждения;

-установление целостности ограждения по периметру образовательного учреждения;

-систематическое техническое обслуживание систем видеонаблюдения;

-установка знаков по обеспечению безопасности в учреждении;

-размещение информационных стендов для работников и родителей . .

Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений

– благоустройство эвакуационных выходов

– приведение в соответствие требованиям систем пожарного водоснабжения (ремонт гидранта);

– установка противопожарных дверей;

– приведение электрических сетей ДОУ в соответствие с требованиями законодательства.

Обеспечение санитарной и технической безопасности

-у становка ограждений участков для прогулок детей;

– замена технологического оборудования пищеблока (электроплиты, жарочный шкаф, мясорубки) и прачечной (стиральные машины, сушильные машины);

-замена оборудования для организации приема пищи в групповых комнатах.

– обеспечение спецодеждой и средствами СИЗ .

В МБДОУ «Детский сад №17 «Сказка» созданы благополучные условия, обеспечивающие комплексную безопасность участников образовательного процесса. Имеются все виды благоустройства, здание оснащено системами пожарного оповещения (100%), пожарной сигнализации (100 %), первичными средствами пожаротушения (100 %), кнопками экстренного вызова оперативных служб, а также средствами связи и коммуникации.

В соответствии с комплексным планом безопасности, разработанного по рекомендациям Департамента образования, с работниками детского сада проводятся периодические инструктажи, систематически осуществляется обучение сотрудников правилам пожарной безопасности.

Для предупреждения террористических актов в детском саду установлена кнопка тревожной сигнализации, пропускной пост оборудован системой видео наблюдения, также установлены 17 камер наружного видеонаблюдения и 6 камер внутреннего видеонаблюдения.

Систематически проводятся учебные занятия по эвакуации детей и сотрудников учреждения. В соответствии с санитарными правилами и нормами в Учреждении функционируют отопительная, канализационная, вентиляционная и другие системы.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Работа с детьми предполагает формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков безопасного поведения и включает в себя:

условия для развития представлений об основах безопасности жизнедеятельности;

организацию образовательного процесса;

сотрудничество с внешними организациями.

Мы проанализировали парциальную программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной , разработанные на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Однако , в данной программе представлено содержание работы по формированию безопасного поведения только для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы разработали модифицированную программу на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной , которая рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей до подготовительной группы).

Модифицированная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей 3-7 лет содержит пять разделов:

1. Ребенок и другие люди.

2. Ребенок и природа.

4. Здоровье ребенка.

5. Ребенок на улицах города.

В детском саду эти знания закладываются через систему игровых заданий и моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование основ личной безопасности ребёнка, ценностей здорового образа жизни, на успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.

Доброжелательный детский сад
статья

Модели детствосберегающего пространства, центральное место в котором будут занимать общение и игра, позволяющие все стороны личности ребенка формировать в единстве и взаимодействии, с одновременным использованием и других ведущих видов детской деятельности – коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Доброжелательный детский сад – это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
dou_6_dobrozhelatelnyy_detskiy_sad.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доброжелательный детский сад

Понятие «детствосбережение» звучит как призыв сберечь, сохранить детство как важнейший этап в жизни человека, признать его самоценность, которая неотделима от игры.

Каким же должен быть доброжелательный детский сад, если учесть, что:

  1. родительский запрос явно устремлён на ожидание высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей. На вопрос: «Что Вы ожидаете от детского сада на этапе выпуска ребёнка в школу?» чаще всего родители отвечают: «Чтобы ребенок умел читать, а еще лучше – и писать»;

2) отсутствует единство взглядов на цель и результат дошкольного образования, вследствие чего педагоги применяют неспецифичные для дошкольного возраста формы и методы образования;

3) активное развитие в дошкольных организациях услуг дополнительного образования приводит к строгой регламентации детской деятельности и дефициту времени и пространства для самостоятельной детской игры;

4) школа также заинтересована в приходе ребенка, имеющего уже сформированные учебные навыки, большинство школьных педагогов не принимает игровой формы обучения, которая ещё преобладает у детей первого класса, что влечёт стрессовую ситуацию первоклассника.

Кроме того, обычную детскую игру активно, зачастую по инициативе самих же родителей, вытесняют гаджеты. Так гораздо проще увлечь ребенка и получить свободное время для себя. По причине отсутствия педагогических знаний родители даже не предполагают, что эта «деятельность с гаджетом», в сущности, не является игрой, приносящей пользу развитию ребенка. Сложившаяся модель семейного поведения приводит к тому, что дошкольник становится зависим, а родитель привыкает проводить время врозь.

В связи с этим проект предполагает разработку и апробацию в детских садах Модели детствосберегающего пространства, центральное место в котором будут занимать общение и игра, позволяющие все стороны личности ребенка формировать в единстве и взаимодействии, с одновременным использованием и других ведущих видов детской деятельности – коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Доброжелательный детский сад – это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребёнка.

Доброжелательная среда в детском саду безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях Белгородчины, включает элементы семейных ценностей и культурных традиций региона.

Читайте также:  Обзор бензиновой газонокосилки DAEWOO DLM 4600SP. Характеристики, видео и отзывы

Таким образом, доброжелательный детский сад – это не учебно-дисциплинарный детский сад, не подготовительный этап к обучению в школе, а играющий, развивающий и обогащающий, где результатом будут социализация, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, воображения, самостоятельности, положительного отношения к себе и окружающему миру, готовность к преодолению ошибок и неудач. Именно эти качества формируют у ребенка предпосылки к учебной деятельности.

В ходе проекта будет создана «Интерактивная лаборатория детской игры», которая поможет родителям, будучи дома, получать ответы на вопросы: «Чем полезным занять ребенка?», «Во что играть дома или в путешествии?», «Как грамотно сочетать традиционную детскую игру с гаджетами?».

Проведение авторского тренинга и выпуск электронного сборника лучших игровых практик позволит повысить профессионализм педагогов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что современные дети – это представители информационного мира и виртуального общения. Грамотно выстроенное по времени и содержанию взаимодействие детей с электронными ресурсами, безусловно, открывает новые возможности для педагогов и должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Хорошей основой для формирования информационных компетенций является развитие у дошкольников конструктивных способностей.

Поэтому в рамках проекта запланировано приобретение различных видов конструкторов, интерактивных столов и досок, оборудования для экспериментирования и робототехники, что позволит создать в детских садах ЛЕГО-центры и мини-кванториумы, до 20% увеличить уровень вовлеченности дошкольников в техническое творчество.

Запланированы разработка и внедрение в повседневную жизнь детских садов доброжелательных технологий и традиций, Кодекса дружелюбного общения, развитие эмоционального интеллекта детей.

В соответствии с моделью детствосберегающего пространства среда дошкольных организаций также будет насыщена доброжелательными элементами: центрами релаксации, «постерами» творческих успехов и личных достижений каждого ребенка. Размещение развивающих и игровых зон в холлах и на территории детских садов позволит расширить границы образовательного пространства.

В целях формирования информационной открытости и повышения престижа профессии воспитателя в социальных сетях будут созданы страницы детских садов и педагогов, организовано ежегодное проведение муниципального праздничного мероприятия, посвященного Дню дошкольного работника.

В поддержку национального проекта «Демография» один из блоков проекта будет направлен на программно-методическое обеспечение образования детей раннего возраста, повышение профессионализма воспитателей и комфортную адаптацию малышей к условиям детского сада.

Безусловно, главными воспитателями для ребенка являются его родители, а система дошкольного образования выступает их первым помощником. Вместе с тем, сегодня не в полной мере используется педагогический ресурс семьи в решении образовательных задач, применяемые формы работы устарели и не мотивируют родителей на расширение собственного кругозора в вопросах воспитания детей.

Ответом на это станут телеобразование, ранняя профориентация, маршруты выходного дня, социально-ориентированные и волонтерские акции. Данные формы работы получат широкое распространение и позволят повысить родительскую компетентность и привлечь в образовательный процесс семью, ее традиции, духовный и профессиональный опыт.

Секреты счастливого детства, или Подарите ребенку сад

Когда строим дачу, мы думаем о себе. О своей семье. О маленьких детях. Как создать сад для ребенка? Как создать сад, который будет радовать его в 10 лет, а в 20 станет для него напоминанием о любви родителей? Нужно просто окунуться в мир классического детства — не продиктованного сегодняшним днем, а именно классического счастья маленького человека.

А что сделает счастливым вашего ребенка?

А что сделает счастливым вашего ребенка?

Давайте вспомним себя и подумаем, что в саду может быть и радостным для ребенка, и напоминанием о детстве для взрослого? Качели на старом орехе, скамейка за домом. Построенная дедом песочница. Предлагаю минимальный набор, а вы дополняйте его тем, что близко и интересно вашим детям.

Тайники

Кто из вас не создавал тайников и секретиков? Я делала это так: раскапывала ямку, вкладывала туда маргаритки (почему-то именно белые и розовые помпонные маргаритки росли в нашем дворе под ногами, и спрятать их было радостно), накрывала цветки стеклышком. И… засыпала землей. Только доверенным лицам я показывала эти тайнички. Найти свой позабытый секрет было весело, а как я смеялась и радовалась, если находила чужой секретик!

В садовых бетонных дорожках, в цветниках под мульчей оставьте детям пространство для творчества. Они найдут, что туда спрятать. Маленького солдатика, монетки, пуговички, крышки от бутылок, паука из пластика… Секретик можно уложить на целлофановую основу, чтобы он не пачкался. И менять наполнение будет иметь право только он — хозяин тайника – ваш ребенок. Пока не надоест и пока не забудет.

Опасные и страшные места

Я обязательно ходила за бабушкин сарай. Там было много паутины, и по ней ползали пауки. Звуки там казались приглушенными и полными неясных значений. На меня там могли упасть доски, я могла вывозиться в угле, и что-то такое там было… о чем мне бабушка не говорила, только намекала. Я помню и это, и еще одно важное место в ее саду. Там росла старая, невкусная слива. Она была покрыта страшным мхом, и в ней было дупло…

Зачем я это вспоминаю? Страшное место — очень важный для ребенка элемент культуры. Заросли ежевики, в которых, возможно, кто-то живет… Место за покосившимся сараем…

Тайное, опасное и страшное место обязательно нужно!

Тайное, опасное и страшное место обязательно нужно!

Почему дети любят ходить в опасные и страшные места? Спросите себя. Вспомните. И сделайте им такой уголок. Пусть там живет миф, созданный ребенком вместе с вами. Вы можете украсить этот уголок страшными масками, сделанными из сучьев фигурками и чучелами. Пугало, одетое в дырявые развевающиеся одежды, будет отлично смотреться не на огороде, а в тайном, опасном, страшном в сумерках месте.

Детская коллекция

Нет, я не о клематисах и хостах. Я о месте, где можно хранить свои сокровища. Дача – очень подходящее пространство для фантазии. Научите ребенка собирать, к примеру, коряги так, как он любит собирать пробочки и сувенирчики.

Вы видели детей, играющих ракушками и камешками? Может, для них можно организовать выставочную площадку? Хоть на крышке люка, хоть под обеденным столом, хоть на внутренней стороне калитки. Ребенок будет чтить это место и понимать, что его коллекция – ценность для вас и украшение сада. Он утверждает себя через обладание вещами, которые могут ему самому и не казаться ценными. Но поодиночке. Найти нечаянную радость – вот огромная удача для ребенка. Он наиграется «штучкой» и поместит ее в свою коллекцию. Научите его коллекционировать, и возможно, он заинтересуется через несколько лет вашими альпийцами.

Строительство «штаба» или своего домика

Когда я была маленькой, у меня это называлось халабудой. Халабуды сопровождали меня повсюду. Дома я делала их из подушек, во дворе многоэтажного дома — из обрезанных весной веток, а у бабушки в саду была лучшая халабуда — смесь дикого шалаша и домашней утвари.

Построить собственный дом - это же здорово!

Построить собственный дом — это же здорово!

Помогите ребенку устроить себе халабуду. В ней он может думать, спать, принимать своих гостей, есть, пить, рисовать. Главное – безопасность. А безопасность – это отсутствие взрослых на территории халабуды. У вас должно быть правило: не сажать поблизости от убежища ребенка тех растений, за которыми нужно активно ухаживать. Не потому что он их помнет и затопчет, нет — потому что вы, занимаясь прополкой и поливом, не должны подсматривать за его таинственной жизнью.

Детский цветник

Дайте ребенку 2 метра земли. Вскопанной вместе с ним, удобренной, в которую он сможет посеять семена и следить, как растут его личные цветочки или овощи. Он будет больше любить фасоль и морковку, если станет их сам выращивать. Он поймет, что такое семечко, и какая энергия скрыта в нем. Он научится отличать посаженное от сорняков, поливать и копать, в общем — радоваться.

Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ

Полянская, Е. В. Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ / Е. В. Полянская, Л. Д. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83259/ (дата обращения: 13.10.2022).

Концепция Десятилетия детства определила детствосбережение главным вектором дошкольного образования. Эта идея в полной мере отражена в региональной стратегии отрасли образования Белгородской области «Доброжелательная школа», которая сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации национального проекта «Образование» и нацелена на создание доброжелательной, комфортной, психологически безопасной и благоприятной среды для всех участников образовательных отношений.

В нашем ДОУ образовательная деятельность выстраивается вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития.

Детский сад ставит современные задачи по созданию доброжелательного образовательного пространства, такие как расширение содержания образования с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Большое значение при оформлении доброжелательного образовательного пространства ДОУ имеет использование инструментов бережливого управления. В детском саду разработаны логотипы групп с учетом мнения педагогов и родителей. Имеются элементы 5-S, визуализация. Это позволяет не только без труда ориентироваться в образовательном пространстве детского сада, но и организовать экономичную и безопасную доброжелательную среду. Элементы навигации являются и носителями информации, и выполняют роль своеобразной рекламы.

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. Педагоги ДОУ уделяют большое внимание, чтобы каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, способствовали их интеллектуальному, эмоциональному, творческому росту.

Развивающая среда наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети могут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, позволяют детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды предоставляют возможность для самовыражения детей и создают благоприятную эмоциональную атмосферу.

Для решения принципа вариативности в ДОУ ребенку предоставлена свобода выбора. Все материалы и обучающие средства разнообразны и предлагают возможность для самых разных видов активности.

Оборудование предметно-развивающей среды достаточно мобильно, педагоги могут видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей. Одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций.

Большинство предметов мебели и оборудования многофункциональны. Так, например, почта может быть банком или кассой в магазине, регистратурой в поликлинике или аптечным пунктом.

Все предметы находятся в зоне доступа детей. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.

Любое пространство разделено на функциональные зоны (спокойная, рабочая, активная). Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность.

Каждую зону предметно-развивающей среды стараемся сделать уютной, чтобы в ней хотелось находиться как можно дольше: светлой, теплой, красивой. Так как дети проводят здесь практически весь день. В организации и оформлении среды учтены актуальные интересы детей, включены элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Читайте также:  Маневренная электрическая газонокосилка VIKING МЕ 443. Обзор модели, видео и отзывы

Наличие двухъярусных кроватей в спальных помещениях позволило увеличить пространство для организации детской деятельности. Здесь расположены центры малой активности, такие как: центр театрализованных игр, книжный и музыкальный, конструктивной деятельности, сюжетных игр. Появилась возможность удобно разместить оборудование для организации гимнастики после сна.

В каждой группе и в кабинетах специалистов имеются точки доступа к интернету, что является одним из компонентов создания «доброжелательного» образовательного пространства. Возможность подключения к интернету позволяет организовать использование ИКТ в образовательном процессе, обеспечить виртуальное присутствие ребенка, длительное время не посещающего детский сад, на том или ином мероприятии, общение их с друзьями.

В рамках реализации проекта «Дети в приоритете» в группах созданы уголки уединения. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в итоге, создаются необходимые условия для сохранения психического здоровья ребенка.

Следуя рекомендациям по насыщению развивающей предметно-пространственной среды элементами «доброжелательного пространства» в группах созданы постеры личностных и творческих достижений. Данные постеры способствуют развитию у дошкольников навыков сотрудничества, умение работать друг с другом (работа в парах, малых группах). Постер достижений показывает педагогам и родителям, каких личных успехов добился ребенок в дошкольном учреждении. Кроме того, постер «Наши звездочки» размещен в холле детского сада, являющегося общедоступным местом, где есть возможность познакомиться с достижениями других детей.

Большое внимание уделяем созданию образовательного пространства не только в групповых, но и во всем ДОУ. В детском саду имеются отдельные помещения музыкального и спортивного зала. Музыкальный зал оформлен в спокойных пастельных тонах, продумано тематическое оформление. Имеется зона импровизированной сцены с занавесом и закулисьем, создана костюмерная. В зрительной зоне для удобства родителей и педагогов в достаточном количестве удобные светлые офисные стулья. В музыкальном зале проводятся не только занятия и праздники для детей, но и мероприятия для педагогов и родителей.

В спортивном зале имеется все необходимое для организации физического развития детей. Большое разнообразие спортивного оборудования, соответствующего современным требованиям и интересам детей. На территории спортивная площадка со специальным покрытием и зоной, наполненной спортивным оборудованием для лазания, метания.

Спортивные зал и площадка являются важными компонентами «Доброжелательного детского сада», выполняя функции физического развития и навыков здорового образа жизни не только дошкольников, но и взрослых: как родителей, участвующих в различных мероприятиях: спортивные праздники, развлечения, дни здоровья, так и сотрудников, для которых организован спортивный клуб «Филигран».

В нашем детском саду нет просторных холлов, которые соответствуют современным требованиям, поэтому важное значение в формировании доброжелательного образовательного пространства приобретает оформление различных образовательных зон в коридорах и на лестничных площадках. Оформлена зона художественно-эстетического развития. Здесь ребята могут не только порисовать, но и выполнить различные задания.

В зоне «Времена года» размещены соответствующие картины. Здесь дети закрепляют признаки, соответствующие тому или иному времени года, подбирают картинки-ассоциации.

В образовательном центре «Гордость России» есть возможность смены экспозиции в соответствии с тематическим планированием. Здесь размещаем различные интерактивные выставки. К 23 февраля была оформлена выставка, посвященная Защитникам Отечества. Дети смогли познакомиться с различными родами войск, знаменами, рассмотреть альбомы, настоящую военную форму, поиграть с моделями военной техники, примерить солдатский ремень, подержать в руках котелок.

Для знакомства с произведениями искусства великих русских художников создан мини-вернисаж, в котором имеются не только репродукции картин, но и портреты художников, краткая информация о картине и ее авторе.

Функционирует персональная выставка, где представлены работы педагогов, детей и родителей. Для зрителей это возможность увидеть своего друга, педагога или родителя с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в том или ином виде творчества.

Сделано не мало, но нам есть к чему стремиться. Большая работа предстоит по оформлению образовательных зон на территории детского сада.

Все делается для того, чтобы детский сад постоянно подтверждал свой имидж,т. к.сегодня образовательному учреждению необходимо постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность, суметь занять индивидуальную нишу в образовательном пространстве.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, доброжелательное образовательное пространство, зона, образовательное пространство, предметно-развивающая среда, дошкольное образование, музыкальный зал, спортивное оборудование, спортивный зал.

Как создать сад, дружелюбный и безопасный для детей

Сад является идеальным местом для отдыха и развлечений. Однако важно, чтобы он был безопасным, поэтому каждый владелец сада, где часто играют дети, при его оформлении должен учитывать безопасность детей, чтобы элементы сада не представляли угрозы.

В саду много опасностей для детей, но не более того растениякоторые содержат ядовитые соединения, являются наиболее опасными. Опасность могут представлять как листья, так и острые шипы цветов или кустарников.

Cis является одним из самых популярных растений, которые высаживают в садах. Однако мало кто знает, что все части тиса, кроме красных дужек овечьих, ядовиты. Это растение содержит много ядовитых соединений, особенно таксин. Отравление проявляется падением артериального давления, нарушением сердечного ритма, а также фибрилляцией желудочков. Имейте в виду, что отравление может привести к летальному исходу.

Они также опасны для детей кустарникиесть фрукты, похожие на те, что мы едим каждый день. Это такое садовое растение коралловая калина. Его красные плоды, напоминающие смородину, очень ядовиты. Плоды калины, как и кора и листья, содержат ядовитые соединения, раздражающие кожу и слизистые оболочки пищеварительного тракта. Употребление фруктов вызывает тяжелое пищевое отравление, головокружение, а также нарушение равновесия и сознания.

Плющ также представляет угрозу для детей. Этот популярный лиана содержит токсичные сапонины, раздражающие кожу и конъюнктиву. Употребление его вызывает спазмы желудка, а также ощутимое жжение в горле, в больших количествах вызывает остановку дыхания.

Также опасно для здоровья в каждом парке Конский каштан. Молодые цветы, листья и плоды каштана ядовиты. Употребление их в пищу вызывает пищевое отравление и паралич дыхательных мышц и даже остановку дыхания.

Травянистые растения, которые также популярны в садах, очень ядовиты. konwalia, живокость или зима.

К сожалению, ядовитые растения — не единственная угроза для детей, играющих в саду. Изгородь выступающие стержни или поврежденная сетка также могут быть опасны. Стоит помнить, что у маленького ребенка есть естественная потребность познавать мир, поэтому калитку и калитку нужно каждый раз закрывать, чтобы малыш не мог выйти за пределы владения.

Еще одной опасностью для ребенка является водоем или водоем, глубина которого более 0,5 метра. Если вы не хотите отказываться от резервуара, стоит позаботиться о его соответствующей защите, чтобы ребенок не упал в воду. Лучшим решением будет натянуть сеть над водой и закрепить ее на берегу.

Стоит помнить, что следует избегать косить траву рядом с играющим ребенком. Среди травы трудно увидеть камни или другие предметы, которые могут повредить малышу, отпрыгнув. Косилку всегда следует закреплять и прятать в недоступном для ребенка месте средствами защиты растений и удобрениями. Важно никогда не проливать химикаты в бутылки с водой или соком. Держите их на верхних полках, чтобы ребенок не мог получить к ним доступ.

Сад должен служить и родителям, и детям, поэтому в нем стоит создать особенный уголок для малышей. Его оборудование является важным вопросом. Вы должны купить такое оборудование или садовую мебель, которые будут адаптированы к размеру веса и роста ребенка. Они также должны быть изготовлены из материалов самого высокого качества с необходимыми допусками. Во избежание падений и ушибов стоит поставить детский уголок на мягкую поверхность, которая будет амортизировать падения, стоит подготовить небольшую площадку на газоне или песчаной площадке.

Важно помнить, что дети должны играть в саду под присмотром взрослых. Избежать несчастных случаев также поможет беседа с ребенком, во время которой мы объясним правила игры в саду и использования садовых игрушек.

Приучать детей к контакту с природой и уходу за садом стоит с раннего возраста – для этого можно привлечь их к несложным садово-огородным работам. Детям наверняка будет весело, когда они смогут участвовать в посадке или поливе растений.

Организация насыщения развивающей предметно-пространственной среды элементами «доброжелательного пространства»

Если рассматривать «доброжелательность» как желаемое будущее, то она представляет собой систему взглядов и способов достижения цели. А также общее видение функционирования и развития дошкольного образования в целом. Изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени определили перед дошкольным учреждением непростую задачу – построить свою деятельность так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Сегодня образовательному учреждению необходимо постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность, необходимость суметь занять индивидуальную нишу в образовательном пространстве региона. Наиболее перспективным направлением в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательного учреждения на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию. В дошкольном учреждении образовательная деятельность выстраивается вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания с максимальным вовлечением в образовательный процесс родительской общественности.

Если учесть, что родительский запрос ориентирован на ожидание высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей при условии самоценности, доброжелательный детский сад должен быть формирующим, развивающим, «играющим». Игра позволяет развить все стороны личности ребенка в единстве и взаимодействии основных видов его деятельности – коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской. В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм. Доброжелательный детский сад – это Содеятельность и Сотворчество педагога и каждого ребёнка. Доброжелательная среда в детском саду безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях Белгородчины, включает элементы семейных ценностей и культурных традиций региона.

Доброжелательная образовательная среда понимается как:

1. образовательная инфраструктура, т. е. набор материальных условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

2. нематериальная составляющая, т. е. система доброжелательных отношений по моделям «воспитатель – воспитанник», «воспитанник – воспитанник», «воспитатель – родитель», «воспитатель – руководитель», «родитель – руководитель». В целом доброжелательный детский сад – это безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения, а это означает, что каждый ребёнок защищен от опасностей, вызовов, рисков. Это среда, где исключено нанесение вреда или ущерба, используются здоровьесозидающие технологии, соблюдаются установленные санитарные нормативы. Образовательная среда доброжелательного детского сада обеспечивает эмоциональный комфорт детей и взрослых, ориентирована на самоценность детской деятельности.

В детском саду задействовано все пространство для развития ребенка, включая холлы, коридоры и лестничные проемы. Среда интерактивна, полифункциональна, информационно насыщена и открыта, ориентирована на поддержку личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Нам приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на нас информации, задач, проблем. А как нам – педагогам ДОУ, научить наших детей проживать свое детство комфортно, полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире?

Читайте также:  Почему трава желтеет и сохнет, несмотря на полив?

Создание комфортной окружающей среды объединяет в себе:

  • оформление интерьера группового помещения;
  • эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.

Организованная развивающая, комфортная, образовательная среда, обеспечивает:

  • эмоциональное благополучие детей;
  • создает условия для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей и творчества в разных видах деятельности.

Для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса группы и ДОУ создала виртуальное пространство с целью вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов сети Интернет. Преимущество общения в виртуальном пространстве – это отсутствие пространственно – временных рамок, возможность обратиться к материалу в любое время, оперативность контакта. Формы общения: электронные письма, сайт ДОУ, моя страничка в социальных сетях, Viber. В результате установленные межпользовательские связи позволили: перейти на новый качественный уровень отношений субъектов педагогического процесса; заинтересовать родителей содержанием воспитательно – образовательного процесса своего ребенка; быстро доставлять необходимую информацию; поддерживать оперативную обратную связь с семьями воспитанников.

Создана эмоционально-положительная атмосфера заинтересованного

Еще одна задача современных родителей — это не дать ребенку утонуть в виртуальном мире. Надо показать детям, что реальный мир также интересен и полон приключений. Для этого важно научить родителей завоевывать авторитет у собственного ребенка. Доброжелательный детский сад призван создать условия для эффективного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Семья по отношению к ДОУ выступает не только как потребитель и социальный заказчик, но и в роли партнера.

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Родители уверены, что в ДОУ всегда будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. В самом большом выигрыше – дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

В целях реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете», педагоги нашего дошкольного учреждения насыщают развивающую предметно-пространственную среду детского сада элементами «доброжелательного пространства:

– в групповых ячейках оборудуются центры релаксации, уголки уюта и уединения;

– в группах ДОУ оформлены «постеры» детских личностных и творческих достижений детей;

Что такое хороший детский сад: от игрушек до утешения

У разных родителей разные требования к детскому саду. Для кого-то достаточно, что ребёнок сытый и здоровый, кому-то важны занятия и подготовка к школе, кто-то внимательно разглядывает меню и просит добавить туда побольше овощей. Наш блогер, психолог Центра лечебной педагогики Има Захарова, рассказала, каким должен быть детский сад, чтобы ребёнку было там хорошо.

Важный показатель качества детского сада — физическое и психологическое благополучие детей. Не менее важна и способность воспитателей чутко реагировать на все потребности воспитанников. Ребёнок, которого не утешают, когда он плачет, который не удостаивается направленного только на него уважительного и поддерживающего внимания взрослого хотя бы иногда, не сможет свободно развиваться и утолять потребность в познании окружающего мира. Если в детском саду ребёнок не получает достаточно внимания, он будет чувствовать себя как в эмоциональном «панцире», в страхе и постоянном стрессе. Он становится несчастным, невеселым, «прилипучим» или агрессивным.

Дошкольные учреждения и воспитатели пользуются невероятно высоким кредитом доверия у родителей, но никто не может взять ответственность родителей за качество жизни их ребенка. Поэтому необходимо особенно тщательно выбирать детский сад и позаботиться о том, чтобы родителям разрешили понаблюдать за происходящим в группе.

Как выбрать хороший детский сад?

Воспитатели:

1. Сколько детей приходится на одного воспитателя? По разным данным, на 5 детей до четырёх лет должен быть один воспитатель, а некоторые специалисты уверены, что в таком возрасте один взрослый должен присматривать за тремя детьми. После 4 лет, когда дети уже могут сами давать друг другу чувство защищённости и внимания, количество детей на 1 воспитателя может увеличиваться в зависимости от профессионализма и компетенции воспитателя и его опыта — 1 воспитатель на 10 детей и больше.

2. Приходит ли воспитатель на помощь ребенку, когда тому трудно или скучно? Каким образом он это делает? Обнимает, берёт на колени, заглядывает в глаза, утешает, разговаривает?

Зачастую воспитатели пользуются стратегией переключения внимания, что может сработать в конкретном случае, но не обеспечит ребенку понимания своих переживаний и принятия чувств по поводу конкретной ситуации.

3. Уделяет ли воспитатель внимание детям? Как откликается на просьбы о помощи? Как реагирует, если ребёнок хочет поделиться своими переживаниями, впечатлениями, идеями? Каждому ли ребенку и сколько внимания уделяет воспитатель в течение дня? Чтобы чувствовать себя увиденным и принятым, ребёнку достаточно как минимум 10 минут в день качественного персонального внимания — когда взрослый видит ребёнка в его переживаниях и потребностях — хотя некоторые дети испытывают потребность в большем количестве внимания, чтобы чувствовать себя безопасно.

4. Позволяет ли воспитатель детям непрерывно играть или прерывает игру детей? Как помогает детям с повседневными делами (туалет, переодевание, еда)? Объясняет ли, поддерживает ли, дозирует ли помощь, давая поле для развития самостоятельности?

Функции воспитателя детского сада:
  • Удовлетворяет физические потребности ребёнка, тем самым создавая физическое благополучие (обращает внимание на усталость, голод, температурный режим, туалет, боль).
  • Обеспечивает эмоциональную защиту и качественное позитивное внимание, тем самым создавая психологическое благополучие ребенка.
  • Создаёт окружающую среду таким образом, чтобы ребенок мог активно проявлять в ней свои способности, умения, навыки, знания, тем самым поддерживая его развитие, чтобы ребенок чувствовал себя успешным и эффективным.

В Центре лечебной педагогики мы рассматриваем функции взрослого так же — он даёт чувство безопасности ребенку и создаёт и поддерживает развивающую среду, а развивается ребенок сам.

Помещение:

1. Чувствуете ли вы уют и безопасность в здании детского сада? Есть ли безопасная зона, где ребёнок может уединиться, отдохнуть от излишнего общения, побыть с собой? Это может быть домик, палатка или просто место за ширмой/шкафом.

2. Какие игрушки есть в группе? Доступны ли игрушки и материал для творчества детям? Ремо Ларго пишет, что только ребёнок решает, является ли некий предмет игрушкой, а не родители или специалисты. Дети любят играть с бытовыми предметами — посудой, ключами, пластиковыми бутылками и прочим «мусором» ещё и потому, что все время видят эти предметы в руках взрослых и хотят исследовать их самостоятельно.

Грязь, вода и палка: шесть лучших и дешёвых игрушек для детей

Важно, чтобы игрушки оставляли простор для фантазии ребенка, чтобы они были вариативными и разнообразными и не задавали единственный способ взаимодействия с ними. Это отличает пассивные игрушки (когда активен ребенок) от активных (когда ребенок пассивен). Хорошо, когда есть возможность поиграть не только в Лего, но и в кубики (вариативность), когда детям доступны ткани (которые легко превращаются в дома, корабли и рыцарские плащи), верёвки, когда есть возможность менять пространство (ящики, мягкие модули).

3. Какие игровые зоны представлены в детском саду? Есть ли зона конструирования, сюжетно-ролевой игры, творчества, подвижных игр? Понятно ли разделены зоны, не мешает ли громкая игра одного ребёнка отдыху другого?

Что делать, если вам не нравится детский сад?

Серьёзно воспринимайте подаваемые ребёнком сигналы: его постоянный плач по дороге в детский сад в течение всех первых недель — серьёзный сигнал тревоги. В этом случае важно поговорить с воспитателями, прояснить ситуацию, обсудить возможные причины переживаний, обратить их внимание на чувства ребенка, рассказать, как проходит остаток дня дома после сада. Ведь когда ребёнок несчастен, это состояние длится для него бесконечное множество часов в день, он не имеет представления, когда это закончится, вся жизнь становится бесцветной, неинтересной, ребёнок оказывается словно в «эмоциональном панцире».

Если в таком «панцире» проходит день, после сада дома ребёнок может быть перевозбужден или агрессивен, при встрече с родителем может «закатить» истерику. Это значит, что он испытывает дефицит персонального внимания, что в саду ему не хватает надёжного взрослого друга. Это не повод сразу забирать ребёнка из сада, но однозначно повод поговорить с воспитателями, обратить их внимание на потребности вашего ребенка, возможно, дозировать пребывание в саду, если позволяют обстоятельства.

Решающим фактором для положительного развития ребенка является внимание, уделяемое в детском саду конкретно ему. Ученые называют это «качеством отношений и взаимодействия».

«В наших детских садах дела обстоят плохо со всем». Воспитательница из Калининграда — о любви к детям и низкой зарплате

В конечном счете важна степень профессиональных навыков каждого отдельного воспитателя, его эмоциональная и социальная компетенции. Если качество отношений и безопасность не являются для персонала приоритетом, привлечение к уходу за детьми огромного количества воспитателей/педагогов, а также увеличение количества развивающих занятий не гарантирует детям эмоционального благополучия в саду, которое, по данным современных исследований, необходимо для развития ребенка.

Как облегчить привыкание ребёнка к детском саду

1. Начните с привыкания не к саду, а к новому значимому взрослому

Есть ли возможность начать знакомство с воспитателем до введения в группу? Найти отдельное время для общения воспитателя с ребенком? Приводить ребёнка в сад до начала занятий или воспитателю прийти к ребенку домой? О таком опыте знакомства с ребёнком мы узнали от воспитателей, который обучались на наших программах. Они рассказывали, что после того, как ребёнок поиграл в любимые игры и подружился с воспитательницей, прийти к ней в группу в саду не было проблемой.

2. Узнайте, как организован процесс привыкания в вашем саду

Можно ли родителю в течение двух недель находится в группе или рядом с группой? Как происходит передача отношений? Как часто родители слышат от воспитателей, что им лучше уйти и ребенок быстро успокоится сам, что он будет плакать специально для них. Воспитатели опираются на свой опыт, ребёнок действительно перестает плакать и кричать, когда родители уходят. Он подаёт сигналы своей системе безопасности — близкому взрослому, и эти сигналы важны. Хорошо, когда ребёнок сам решает, в какой момент он пойдет в группу с детьми, зная, что мама не торопится уйти. Важно дождаться, когда ребёнок сам слезет с колен и пойдет в группу к знакомой воспитательнице, детям и игрушкам.

3. Как понять, когда ребёнок готов отпустить родителя?

Если он начинает обращаться за помощью или делиться своими переживаниями с воспитателем, значит, отношения сложились, ребенок чувствует себя в них безопасно, и взрослый может начать уходить, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Время привыкания зависит и от семейной ситуации — сложнее приходится детям, у которых только один значимый взрослый. Такому взрослому тоже непросто, ведь у него нет опыта передачи отношений.

Выбирая детский сад для своего ребенка из всего разнообразия современных возможностей, важно оценить качество отношений взрослых с детьми в конкретном саду.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылка на основную публикацию