Дорожная соль – опасность для растений

Дорожная соль – опасность для растений

Как зимние антигололёдные реагенты влияют на городскую среду круглый год и есть ли у них альтернатива

Каждую зиму в Гродно борются с гололедом. Чтобы дороги и тротуары не были скользкими, их посыпают солью или песчано-соляной смесью. Плюс соли – в дешевизне. Минус – во вредности. Снег тает и исчезает, а куда девается соль? Она попадает в почву, деревья, воду и наш организм. Hrodnа.life выясняет, оправдывает ли дешевизна “соленого” способа дальнейшее применение и нужно ли искать ему альтернативы.

Это минерал галит, или каменная соль для технического применения. Источник происхождения технической соли – отходы производства «Беларуськалия». В ее основе – хлорид натрия (NaCl), знакомый всем как пищевая соль.

Под воздействием соли снег и лед тают, так как солевые растворы имеют более низкую температуру кристаллизации. Если вода замерзает при 0, то раствор с содержанием соли 30 грамм на 100 грамм воды превратится в лед при минус 21. Из-за этого норма обработки солью нормируется в зависимости от температуры.

Соль видишь? А она есть. Как антигололёдные реагенты влияют на окружение целый год и есть ли альтернатива

В зависимости от температуры воздуха изменяются нормы обработки солью. По словам директора “Спецхозяйства” Гродно Франца Почобута, при температуре воздуха от нуля до минус 5 градусов на один квадратный метр дорожного покрытия высыпается 25 граммов, до минус десяти градусов – 30, при сильных морозах – 40 граммов.

Обработку дорог начинают в ноябре и ведут ежесуточно. Солью посыпают центральную часть города, а дороги в спальных районах и на окраинах – песчано-соляной смесью различной концентрации.

На начало каждой зимы в Гродно заготавливают около 2000 тонн реагента. По мере расходования закупаются новые партии. Количество распределяемой за зимний период технической соли составляет около 2 килограммов на квадратный метр дорожного покрытия.

Соль накапливается на поверхности почвы и дорожного покрытия. После вместе с песком она поднимается в виде пыли, оседающей на растениях – может быть закупорка пор. Во время дождя соль попадает в почву и грунтовые воды. Если это происходит из года в год, ее накопление приводит к засолению почвы, озер, рек.

“Засоление – это повышение концентрации солей в почве. Есть понятие «почвенный раствор», там есть определенное количество различных минеральных солей. При большом количестве одного вида соли их становится больше. Так же и в водоемах”, – говорит агроном Ольга.

Солевые растворы в первую очередь влияют на корневую систему. Они вызывают ее повреждения. Большинство растений не выдерживает высокой концентрации соли. Наиболее солевыносливые – это вяз мелколиственных, ясень зеленый, береза киргизская, из кустарников – смородина золотистая. Также имеют хорошую устойчивость к засолению дуб, груша лесная, вяз гладкий, клен полевой и татарский, акация белая, боярышник, крушина. Однако для любых растений наступает момент критического накопления соли в почве, когда даже они не могут расти, а почва превращается в солончаки.

“Влияние солей на рост растений в городской среде нужно изучать. Сказать, что все проблемы от соли в воде, трудно. Возможно, это комплексное влияние на растения всех вредных факторов – загазованности, запыленности, жары, вредителей, ограничений корневой системы бетоном “.

Автомобильные дороги проходят через сельскохозяйственные угодья, и когда дороги обрабатываются солевыми растворами, смесь при проезде разлетается на окраины поля и попадает в грунтовые воды. Это может снижать урожайность. “Все очень взаимосвязано. Уменьшение количества растений влияет на здоровье человека. При высокой температуре растения дают тень и освежают. Всегда дышится легче там, где много зеленых насаждений. При том старое дерево более продуктивное, чем молодое. В том числе есть и эстетическое воздействие”, – говорит Ольга.

По мнению заведующего сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александра Судника, использование отходов производства Беларуськалия для растений опасно: “При движении транспорта образуется взвесь, попадает на деревья, газоны. Весной соли накапливаются в почве. А пока не пройдут дожди или специальная машина не смоет с деревьев соль, она отрицательно действует еще и на поверхность”.

Ученые провели исследования лип и почвы под ними в Минске на проспекте Независимости от цирка до ГУМа. Превышение ионов хлора – в десятки раз, ионов натрия – в сотни. Из-за этого, даже если почва влажная, растения не могут впитать воду, получается своего рода засуха.

В одной из мастерских по ремонту обуви рассказали, что на обуви, которую приносят в ремонт зимой, бывают затёки от воды и соли – она белеет. Но в мастерской не берутся сказать, что виноваты именно реагенты.

“Люди не умеют ухаживать за обувью, – говорят мастера. – Многие не обрабатывают её кремом. Были бы обработанные – разводов не было бы.
Машины ржавеют, что вы от обуви хотите”.

Дома обувь нужно почистить влажной тряпочкой. Когда он высохнет, нужно нанести крем. Когда крем впитается, наполировать. Есть памятка по уходу за обувью, ее следует читать и соблюдать правила. Тогда реагент не будет приставать к обуви и наслаиваться.

Особенно страдает от соли обувь из натуральной кожи. “Кожа имеет поры. Именно в них попадает соляной раствор, который при высыхании проявляется белыми пятнами. Чтобы этого не допустить, необходимо перед каждым выходом на улицу обрабатывать обувь водостойкими средствами. Такие кремы, как правило, содержат высокомолекулярные продукты переработки нефти.
Вместе с тем одним «помазанием» не обойтись. Возвращаясь домой, обязательно проводят по сапогам влажной тряпочкой. А вот от обуви из нубука или замши зимой лучше вообще отказаться, – советует Виталий Кондров, химик, старший преподаватель кафедры аналитической химии химфака БГУ.

Проблема влияния реагентов на животных более актуальна для владельцев собак. Дмитрий Воронов с факультета ветеринарной медицины ГГАУ говорит – сложно доказать, что именно реагенты негативно влияют на кожу лап животных. “Мы видим, что обувь у нас повреждается, становится плохого вида. И можем предположить, что это повлияет на здоровье кожи лап, но подтвердить это однозначно не можем”, – говорит Дмитрий.

По мнению специалистов, наиболее чувствительная кожа подошв у бульдогов и мопсов, а также у собак мелких пород. Но в клиниках встречается не так много собак, у которых появились проблемы с лапами именно в момент, когда начынаюць активно вносить реагент. Владельцы в большинстве своем не выгуливаю своих питомцев вдоль дорог, где концентрируется наибольшее количество соли.

Предупредить повреждения помогают простые правила – чтобы кожа, в том числе на подошвах лап, была здорова, собака должна получать хорошее питание. Лапы животных нужно чаще осматривать, а после прогулок мыть со специальным шампунем. Для профилактики можно также наносить на подошвы специальные гели, кремы, аэрозоли или одевать ботиночки для собак, если она к ним привыкнет.

“Конечно, мы можем помечтать о том, чтобы использовать другой реагент, но при наших зимах нестабильных, если есть гололед, никто не пойдет на применение никаких других реагентов, кроме солевых. Но применять их следует рационально. Будет идти бабушка, поскользнется и упадет, а мы будем радоваться, что меньше насыпали, так как боимся, что собаки будут страдать . Лучше все в меру и по нормам использовать, – говорит Дмитрий Воронов.

Соль видишь? А она есть. Как антигололёдные реагенты влияют на окружение целый год и есть ли альтернатива

Автомобили и общественный транспорт от соли активно ржавеют. Наибольшую опасность представляет коррозия элементов топливной и тормозной систем. Помимо этого, соль может повредить многие датчики, электрооборудование автомобиля. Менее опасно, но также неприятно, что ржавеют пороги, лонжероны, подрамники. Как минимум, транспорт от этого теряет товарный вид.
Специалисты советуют как минимум мыть машину чаще и использовать средства для удаления соли. А еще лучше – делать антикоррозийную обработку перед зимним сезоном.

“Кататься зимой на велосипеде можно и нужно, ничего бояться не стоит. Конечно, ухаживать за велосипедом придется больше и чаще. Покрышки – резина – не разрушаются от соли. Может появиться белый налет, но ничего страшного нет. Больше всего соль вредит трансмиссии и металлическим частям, которые трутся. Педали, цепь, звездочки, задний переключатель ржавеют быстрее. А если велосипед начального уровня и защита слабая, соль может попасть во втулки и подшипники, где происходят все основные нагрузки и вращение. Изнашиваться будет то, от чего зависят скоростные характеристики. Велосипед будет заметно медленнее ехать”, – рассказали в велосервисе “Игуана”.

Если велосипед недорогой, нужно каждый день смывать с него соль и смазывать. Если дорогой и имеет защиту, достаточно один раз после зимы разобрать его и сделать комплексное обслуживание.

До недавнего времени солевой реагентами обрабатывали мосты и путепроводы, кольцевые развязки, главные магистральные улицы. После того как зимой 2017 проявилось аварийное состояние сразу нескольких крупных мостов в стране, ситуация зменилася. Тогда экспертиза установила,
что наиболее вероятной главной причиной разрушения конструкций было воздействие на их песчано-соляных смесей и реагентов. Причем это касалось и металла, и железобетона. В Гродно с того времени решили отказаться от обработки солью мостов и путепроводов, а также прилегающих к ним участков дорог по 300 метров с обеих сторон.

Надежда убрать с дорог Минска соль и песок появилась в 2013 году, когда коммунальщики и дорожные службы начали внедрять реагент на основе отходов сахарного производства. Он был дорогой, посыпали им только центральные улицы и некоторые дворы. Эффект оказался хорошим, но потом разговоры о сладких посыпках утихли. Писали, что сладкий реагент пришелся не по вкусу то ли из-за цены, то ли из-за своей липкости.

Как аналог в стране рассматривали рассолы из озер под Мозырем. По сути, это – концентрированный солевой раствор. Он эффективно плавит лед и снег. Но проблема в другом. Чтобы использовать новый реагент, нужно было бы переоснастить все техническое оборудование в стране.

Также рассматривали вариант использования щебня. Но Сергей Кабак из «БелдорНИИ» не согласен, что и это не самое удачное предложение: «В странах Скандинавии после нескольких лет использования от него отказались из-за проблем с канализацией и ливневой системой. Кроме того, нужно учитывать нюанс: использование щебня предусматривает многократное использование материала. В этом случае собрать его с дорожного покрытия, где есть бордюр, еще возможно, чего не скажешь о загородных автомобильных дорогах с грунтовыми обочинами».

ГП «БелдорНИИ» регулярно проводит опыты по оценке эффективности применения различных противогололедных материалов.

– Происходило испытание материала на основе отходов витебского доломитового комбината, с помощью обработки кислотой – говорит представитель «Горремавтодора» Олег Лукашенко о белорусских экспериментах. – Но там много возникло жалоб у людей. Во-первых, при разложении образуется мел и портится обувь. И специфический запах стоял при изготовлении. Да и цена там.

Было испытание с применением мелассы. Это когда добавляется реагент в галит марки А, порядка 5%. Способность растопить снег повышалась в 1,5 раза, при этом стоимость материала с добавлением мелассы в 5 раз превышает стоимость галита. Пришлось отказаться, – констатирует собеседник. В письме из министерства транспорта и коммуникаций говорится, что меласа показала незначительный антикоррозионный эффект и значительный рост расходов.

Дорожная соль – опасность для растений

  • Главная
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА “ВЛИЯНИЕ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ НА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ”

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА “ВЛИЯНИЕ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ НА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ”

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20—30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание. Одним из таких опасных явлений является отрицательное влияние антигололедных реагентов на окружающую среду. Гололёд, одна из самых актуальных проблем зимнего сезона, которая влечет за собой не только повышенный риск травматизма, но и огромные убытки. Способов борьбы с гололедом великое множество. От самых простых и не дорогих с использованием обычного карьерного песка (применение технической соли для дорог, гранитной крошки), до самых современных антигололёдных реагентов различных марок и производителей.

Итак, актуальность моей работы заключается в следующем: на сегодняшний день резко возросла борьба со скользкостью на дорогах. С развитием технологий развиваются и методы борьбы с гололедом. Но, к сожалению, огромное количество антигололедных препаратов пагубно влияют на окружающую среду, а также жизнедеятельность человека. Именно поэтому необходимо проанализировав современные методы борьбы с гололедом, разработать наиболее безопасные и экологически безвредные. В связи с вышеизложенным, можно определить цель моей работы.

Цель работы: изучение отрицательного влияния противогололёдных реагентов на рост растений.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

познакомиться с литературой по данной проблеме;

изучить состав противогололёдных реагентов;

провести исследование влияния противогололёдных реагентов на растительные объекты;

изучить и оценить токсические свойства некоторых антигололедных препаратов при помощи эксперимента.

1. Литературный обзор

1.1.Общая характеристика антигололёдных реагентов

На сегодняшний день существует огромный спрос на так называемые антигололедные реагенты. Сегодня к антигололедным реагентам предъявляются достаточно серьезные требования, связанные не только с эффективностью материалов, но и с их безопасностью. Антигололёдные реагенты — это хлориды металлов, таких как натрий, магний, кальций, применяемые для борьбы со льдом и гололедицей в зимний период. Химические, комбинированные и фрикционные противогололёдные материалы, применяются в твёрдом или жидком виде для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов, посёлков и сельских поселений. Все реагенты имеют одно общее свойство — понижать точку плавления снега. В снежную, слякотную погоду реагенты чаще всего используются твёрдые, а в сухую погоду, при гололёде — жидкие химические вещества. При попадании твердого антигололёдного реагента на ледяную поверхность снега или льда, его кристаллы начинают активно впитывать (поглощать) влагу из окружающей среды. При переходе из твёрдой фазы в жидкую реагент начинает выделять тепло, которое и используется для растопления снега. Образовавшаяся из растопленного снега, льда и реагента масса называется рассолом, имеющий температуру замерзания ниже температуры замерзания воды. Именно раствор антигололедного реагента пока его концентрация такова, растапливает лед и предотвращает возникновение гололёдных образований.[6]

Читайте также:  Характеристика винограда Супага

1.2.Историческая справка об использовании противогололёдных реагентов

История антигололедных реагентов начинается в середины прошлого года, когда сразу после войны начали впервые использовать вещества для топления льда. В Европе применение хлоридов началось в Швеции с 1947 года, в Великобритании – с 1960 года. В России противогололедные соли впервые стали использовать в 1966 году: к песку добавлялись хлориды натрия и кальция в количестве 2% по весу. До середины 60-х годов на территории СССР применение чистых солей на дорогах почти не практиковалось. В зимний период использовались только фрикционные материалы в смеси с солью или без нее. Лед частично подтапливался, а оставшаяся часть ледового покрытия теряла свое проскальзывающее свойство, в результате чего дороги оставались в относительном эксплуатационном состоянии. Это было достаточно просто и вполне дешево, поэтому использовалось повсеместно, начиная от малых городов и заканчивая советскими мегаполисами. Однако такая смесь, которая, честно говоря, не являлась антигололедным реагентом в современном понимании этого термина, имела большое количество недостатков. Так, песок сильно забивал ливневые канализации, и требовалось достаточно много времени и денег для того, чтобы очистить стоки. Забитые канализации снижали эффективность такого антигололедного реагента: во время дневного таяния льда вода собиралась на дорогах, но не проходила в канализацию, а уже ночью дороги покрывал новый слой льда, поверх песка, и все приходилось делать сначала. Количество песка стали сокращать. При этом долю технической соли (NaCl – техн.) стали повышать. Спустя несколько десятков лет появились первые «плоды»: в результате широкого использования соли, почва серьезно изменила свой состав, что сказалось на здоровье и развитии растений. Если учесть, что в Европе или США соль строго дозируется – не более 30 грамм на один квадратный метр дорожного полотна, то в России норму превышали в несколько раз, раскидывая соль точно так же, как ранее – пескосоляную смесь. Доходило до того, что снег со льдом сходили, а дорога оставалась белой – от соли. Подобный перерасход соли приводил к тому, что соль начинала разъедать не только лед, но и колеса и кузова автомобилей, обувь пешеходов и даже контактные сети троллейбусов и трамваем. Постепенно соль из средства борьбы со льдом сама стала проблемой. В немалой степени страдал общественный транспорт – пары соли разъедали электропровода, вследствие чего водителям троллейбусов приходилось постоянно останавливаться, чтобы перекинуть штанги токоприемника на целые участки проводов, что не могло не приводить к появлению заторов. В результате слишком большого содержания соли в почве начали гибнуть зеленые насаждения. Экологическая ситуация в крупных города стремительно ухудшалась – есть данные, что в Москве соляные пары поднимались на высоту до 15 метров. Наконец, экологи заявили, что если не прекратить посыпку дорог солью, то положение дел станет необратимым. Было принято решение использовать более продвинутые средства, которые не столь разрушительно влияют на окружающую среду. При этом главным критерием при подборе реагента для борьбы с гололедом стала его нейтральность – то есть он должен был взаимодействовать только со льдом, не затрагивая ничего более – ни металл, ни пластмассу, ни резину, ни прочие материалы. [7]

1.3.Борьба с зимней скользкостью

Борьба с зимней скользкостью ведется по трем направлениям: улучшение сцепления колес автомобилей с покрытием; удаление снежно-ледяных образований с дорожного покрытия; предотвращение образования скользкости. Основные способы борьбы: фрикционный, химический, тепловой и механический. [3]Широко распространен фрикционный способ, заключающийся в рассыпании по поверхности обледенелого слоя материалов, повышающих коэффициент сцепления шин с дорогой (песка, шлака, золы и т. д.). Недостатками фрикционного способа являются значительные транспортные расходы на перевозку и распределение материалов. Обычно песок наносится на покрытие в количестве до 340 кг на км на 1 полосу движения. Песок предназначен для временного увеличения сцепления между колесами транспортных средств и покрытием. Большое распространение получил комбинированный химико-фрикционный метод, когда фрикционные материалы (песок) смешиваются с твердыми хлоридами в различных соотношениях. Песок или высевки могут быть применены «напрямую», могут быть предварительно увлажнены растворами солей (в хранилище или при погрузке в пескораспределитель) или поставляться смешанными с солью (с соотношением песок: соль от 1:1 до 4:1). Получаемые выгоды являются временными, если не заставить абразивы задерживаться на снеге или льду. Улучшение сцепления в основном зависит от расхода материала (до 580 кг/км/полоса движения). [5]Существует три способа удержать абразивы на дорожном покрытии: предварительное увлажнение абразивов растворами жидких противогололедных реагентов, нагрев абразивов до применения, смешивание абразивов с водой до применения.Механический способ борьбы с зимней скользкостью предусматривает использование самоходных и прицепных машин и механизмов ударного, скребкового, вибрационного или срезывающего действия для разрыхления и отделения льда и уплотненного снега от покрытия. Применение таких машин пригодно для складывания и срезания толстых уплотненных снежно-ледяных корок. Основной путь повышения эффективности борьбы с зимней скользкостью – полное удаление ледяного или снежно-ледяного слоя тепловым или химическим способом. Тепловой способ применяется в двух видах: удаление снежно-ледяных отложений путем подогрева покрытий нагревательными элементами, закладываемыми в покрытия и удаление снежно-ледяного слоя с покрытий с помощью тепловых машин. Нагревательные системы, применяемые для покрытий, используют токопроводящий кабель с высоким сопротивлением или трубы, содержащие горячий теплоноситель. Другой источник энергии – микроволновый нагрев. При прямом электрическом нагреве постоянный ток подводится к токопроводящему верхнему слою бетона на поверхности моста, чтобы получить температуру, достаточную для плавления льда. Недостатки применения тепловых аэродромных машин для удаления снежно-ледяных отложений путем подогрева покрытий автомобильных дорог:

– движение транспорта во время работы тепловой машины приходится прерывать, что приводит к образованию транспортных «заторов» на участке и вызывает необходимость периодических остановок для пропуска скопившихся автомобилей; – производительность существующих тепловых аэродромных машин невысока при высоком удельном расходе топлива, что делает тепловой способ сравнительно дорогим; – работа тепловой машины сопровождается сильным шумом и отбрасыванием на значительное расстояние кусков льда и уплотненного снега, что затрудняет их использование в населенных пунктах; – при работе тепловых машин на участках дорог, огражденных блоками или криволинейным брусом, а также на мостах с перилами наблюдается так называемый «отбойный эффект». Он выражается в отбрасывании обратно на дорогу снежных и ледяных частиц.[6]

1.4. Современные технологии применения противогололедных реагентов

Техническая соль и песок в качестве противогололедных реагентов имеют массу недостатков, особенно соль, однако все они искупаются, во-первых, дешевизной и того, и другого веществ, во-вторых, удовлетворительной эффективностью. Техническая соль является единственным из всех противогололедных реагентов, который не ухудшает коэффициент сцепления асфальтового покрытия с шинами. Химическая промышленность России предлагает массу новых более современных составов, которые способны плавить лед при более низких температурах, чем поваренная соль (до -35° С), гораздо менее токсичны для зеленых насаждений и городских животных, меньше повреждают бетон и асфальт, не говоря уже о кожаной обуви и металлических деталях машин. Огромное значение приобретает именно своевременность нанесения противогололедных реагентов на проезжую часть, а для этого необходимо учитывать прогноз погоды и ситуации на дорогах. Такие меры позволяют значительно сократить расход соли и песка, а, следовательно, их отрицательное влияние на экологию города.[1] Следует затронуть еще один аспект проблемы, а именно масштабы применения реагентов. Это огромная нагрузка на окружающую среду и инфраструктуру города, учитывая коррозионную и химическую активность этих реагентов. Для горожанина все эти химические вещества постепенно становятся такой же составляющей окружающей среды, как снег, дождь, почва под ногами. Техническая соль пока находит свое применение, но в ограниченном количестве. [2]

2. Результаты исследований и их обсуждение

Изучение влияния соли на растения.

Цель: провести небольшое исследование по определению влияния соли на растения.

Исследование основывается на эксперименте.

Ход работы

В течение 2 недель поливали комнатное растение хлорофитум (Chlorophytum) раствором поваренной соли. Пропорции раствора следующие: на 200 мл воды 2 г поваренной соли. Наблюдения за внешним видом растения отмечены в таблице:

Как влияет техническая соль на окружающую среду? Ответ эксперта

Как влияет техническая соль на окружающую среду? Ответ эксперта

Снег в Минске уже почти растаял. Перемещаться по городу теперь намного проще: ни заносов, ни гололедицы. Минчане обратили внимание, что после таяния снега многие тротуары столицы оказались как будто покрыты инеем. Все просто: «иней» – следы от технической соли. Этим реагентом коммунальщики обильно посыпали зимой тротуары. Соль отлично справлялась с разжижением льда и наверняка спасала горожан от болезненных падений и травм. Прошел весенний дождь – и остатки противогололедного материала смыло. Часть из них попала в почву. Это нормально? Как влияет техническая соль на окружающую среду? За ответом обратились к специалисту.

Дешево и сердито

Техническая соль давно зарекомендовала себя как недорогой и эффективный реагент. Она действует быстро и результативно, отлично справляется с наледью и может использоваться в смеси с песком. Нынешней зимой реагент снова подтвердил свою эффективность и во всю применялся на дорогах Минска.

Между тем, горожане жалуются, что техническая соль не так безупречна, как о ней говорят коммунальщики. Например, в обывательской среде считается, что рассыпанная по тротуарам соль портит обувь. Кроме того, превышение норм расхода соли вредит лапам домашних животных. Автовладельцы, в свою очередь, сетуют на то, что техническая соль негативно влияет на состояние их личных авто. Вишенкой на торте порицания технической соли считается способствование появлению экологических проблем. Да, техническая соль – дешевое средство плавления снега, но какой от нее урон городской среде, и в первую очередь – почвам? Соль разрушает их структуру, а растения не живут в просоленной среде, считают специалисты.

Кстати, несколько лет назад минчане обращали внимание, что тротуары посыпают неоправданно большим количеством противогололедного реагента. Такая борьба со льдом пагубно сказывалась на растительности вблизи дорог и тротуаров. Люди знающие отмечают важность умеренного использования реагента. Ведь ограниченное использование соли уменьшает определенные экологические проблемы.

Несколько лет назад на платформе «Petitions.by Удобный город» активисты создали петицию с громким названием «Хватит посыпать дорогу солью».

В тексте петиции автор подчеркнул все недостатки технической соли, используемой в столице. Были предложены и альтернативы. Например, как отмечал создатель петиции, в Финляндии для топления льда используют гранитную и каменную крошку, в Швеции – так называемый теплый песок, а в США – отходы ликеро-водочного производства. Петицию, которая набрала 269 подписей, отправили на рассмотрение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Обращение рассмотрели и дали ответ за подписью замминистра. В письме-ответе отметили, что можно использовать только те противогололедные средства, которые предусмотрены санитарными нормами и правилами, а порядок их применения установлен законодательством.

В письме указали и на то, что организации, за которыми закреплено дорожное покрытие, сами могут выбирать тип и марку противогололедных средств.

Что говорят эксперты?

Заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники Александр Судник рассказал, что проблемные последствия применения технической соли давно известны, и исследования по этому вопросу проводятся.

– В Беларуси используется техническая соль – галит. В зависимости от марки она на 96-98 % состоит из хлорида натрия. Сейчас применяется преимущественно чистая соль, без примесей песка, – констатирует Александр Судник.

Что происходит, когда соль попадает на прилегающие к дороге территории? Снег тает, и образуется соляной раствор, который при движении транспорта разбрасывается во все стороны и попадает на прилегающую к дороге растительность. Раствор оседает на кронах и ветвях деревьев. В среднем (например, вдоль МКАД) этот раствор может забрасываться на высоту до 15-17 метров!

– Если проехать по некоторым дорогам, то можно увидеть, насколько высохла нижняя часть деревьев, – заверяет сотрудник Института экспериментальной ботаники.

Особенно, это заметно, если соль повреждает деревья с тонкой корой, как липа или береза, и проникает в их ткани.

– Почки, на которые попадает соль, как правило, погибают. Тогда новые побеги образуются из спящих почек, и мы будем иметь дело с явлением, которое называется розеточность или кустистость, – объясняет Александр Судник. – В последние годы благодаря данным мониторинговых наблюдений установлена прямая зависимость: чем больше соли высыпали на дорогу – тем хуже состояние насаждений на прилегающих к дороге территориях. Также их состояние связано с климатическими условия в конкретный период. Для примера, в позапрошлом году была ранняя весна, но без дождей, с минимальным количеством осадков. Из-за этого соль, которая попала на побеги, не была смыта дождями. Процесс вегетации начался, а побеги оказались поврежденными. Весной, когда большинство деревьев покрылись молодой листовой, деревья на опушках вдоль дорог оказались поврежденными, что сказалось на их состоянии.

Когда вся разбросанная соль смывается дождями и талыми водами, она попадает в почву. Происходит накопление ионов натрия и хлора в почве.

Степень влияния попавшей в почву соли зависит от концентрации ионов натрия и хлора и времени года. Наиболее высокая концентрация соли обычно приходится на апрель и июль. Весной снег тает, и соль не успевает быстро уйти в нижние слои почвы. Позже соль промывается дождями и оседает. При большом накоплении в почве ионов натрия, даже при наличии доступной воды, растения не могут получить эту воду. В физиологии есть понятие: механизм корневого давления. Вода корнями растений поглощается благодаря осматическому механизму.

– В России используют преимущественно хлорид кальция. Хлористый кальций и его аналоги проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать только Швейцария, в которой морозов почти не бывает. В Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии и Нидерландах пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой. Это крошка, которую применяют по отработанным технологиям. Считается, что она менее негативно воздействует на окружающую среду, чем хлорид натрия.

Читайте также:  Обзор бензокосы Штиль FS131 с двигателем 4-MIX. Технические характеристики, видео и отзывы

Что в итоге? Вопрос использования технической соли на дорогах и тротуарах Минска общественные активисты задают не первый год. Проблемы, которые создает применение реагента, наверняка известны не только экологам, но и коммунальщикам. Время от времени разговор о вреде технической соли выходит на уровень СМИ и более широкого обсуждения, чем группа общественных активистов. За годы прений что-то изменилось? Возможно, где-то соль стали применять умереннее и дозировать ее разбрасывание по тем же тротуарам. Если такие случаи и есть, то они частные.

На данный момент дешевизна и эффективность технической соли для коммунальщиков перевешивают все доводы против нее. А, значит, страсти в этом вопросе будут закипать снова и снова. Стоит только дождаться следующей зимы.

Как противогололедные реагенты вредят окружающей среде

Тротуар, посыпанный противогололедным реагентом после сильного снегопада в Москве

Откуда на зимних дорогах берется «коктейль» из химикатов, можно ли спасти обувь и собачьи лапы от воздействия реагентов, а также как избавиться от снега и льда, вообще не прибегая к химии, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

В течение последних нескольких дней Москву обильно засыпает снегом, и многие из нас уже столкнулись с проблемой грязных дорог, скользких улиц и обуви, покрытой белыми разводами из-за попавших на нее противогололедных реагентов. Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался в том, чем именно коммунальные службы посыпают дороги зимой и как эти химикаты влияют на окружающую среду.

Пищевые реагенты

Согласно постановлению правительства Москвы №570-ПП, в городе могут использоваться три типа противогололедных реагентов: реагенты жидкого, твердого и смешанного типов. Как правило,

твердые реагенты на основе технической соли и хлористого кальция могут применяться при температуре воздуха до -12ºC, а вот жидкие (например, растворы солей кальция и натрия) рекомендуется использовать до -5ºC, так как иначе они просто-напросто замерзнут и создадут на дорогах дополнительный слой льда.

Самые распространенные твердые реагенты, которыми в России посыпают дороги, — это хлорид натрия и хлорид кальция (NaCl и CaCl2). Жидкие реагенты — это растворы твердых, а комбинированные — смесь химикатов с так называемой фрикционной частью (например, щебнем или мраморной крошкой).

Хлорид натрия — это обычная поваренная соль, которую все мы употребляем в пищу. На улицах используется хлорид натрия с низкой степенью очистки, который может содержать примеси песка или других солей — так называемая техническая соль. Хлорид кальция — это кальциевая соль соляной кислоты, зарегистрированная как пищевая добавка Е509. Эта добавка применяется для консервирования овощей и фруктов, для смягчения мяса, используется при ферментации молочных продуктов (например, при производстве творога).

Коктейль из химикатов

Эксперты ВОЗ пишут о вреде энергетических напитков для детей и подростков, Госдума пытается ограничить их.

Несмотря на кажущуюся безопасность, хлориды натрия и кальция все-таки оказывают негативное влияние на состояние обуви, автомобилей, дорожного покрытия, а также на здоровье. Происходит это в первую очередь потому, что

на дорогах они смешиваются с другими веществами, источниками которых является целый ряд факторов.

Во-первых, автомобильные покрышки выделяют значительное число химических компонентов (например, углерода или серы), кроме того, в результате трения от них отделяются мелкие каучуковые частицы, которые смешиваются с хлоридами солей натрия и кальция. Во-вторых, днища автомобилей обрабатываются антикоррозийными покрытиями, которые также вступают в химическую реакцию с антигололедными реагентами. Еще одним источником дополнительных химикатов служат жидкости для омывания автомобильных стекол, часть которых попадает на дорогу. Четвертым источником компонентов для химического «коктейля» является само дорожное покрытие.

Кроме того, сам реагент — хлорид кальция или хлорид натрия — не используется в чистом виде. Хлорид служит основой реагента, к которой добавляется песок или гранитная крошка, кроме того, компоненты реагентов могут содержать примеси (магний, медь, кобальт, свинец, мышьяк, ртуть, молибден). Нетрудно представить, какая гремучая смесь веществ, вступающих в активные химические реакции между собой, попадает в почву, на нашу обувь, лапы домашних животных, а также растущие в городе растения.

Почва, обувь, лапы

В чем причина очередной атаки на ГМО, кому это выгодно и стоит ли ждать увеличения продолжительности жизни.

Как сообщается в отчете «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве», подготовленном сотрудниками геологического факультета МГУ, проникание смеси реагентов с прочими веществами в почву приводит к ее засолению и увеличению их электропроводности. В результате «в грунтах на территории города увеличивается интенсивность миграции блуждающих электрических токов, проникающих в геологическую среду при утечках из кабельных и иных электрических сетей». Это усиливает коррозию металлов (трубопроводов, свай домов, металлической арматуры), что может привести к порче объектов подземных коммуникаций и зданий.

Что касается почвы, то ее структура под действием хлоридов уплотняется — ее частицы слепляются друг с другом, и возникает своеобразная «соляная корка».

Это угрожает жизни почвенных микро- и макроорганизмов (червей, грибов, низших растений) и приводит к общей деградации почвы.

Не менее серьезное воздействие химикаты оказывают и на нашу обувь. Ее кожа пропитывается раствором реагентов, затем высыхает, и ее волокна покрываются слоем солей. В результате этого кожа становится ломкой, начинает пропускать воду. Совсем спасти обувь от порчи не получится, но снизить влияние реагентов можно. Для этого нужно обрабатывать обувь водоотталкивающими средствами и тщательно мыть ее после возвращения домой.

Лапы домашних животных страдают от реагентов не меньше: кожа становится раздраженной, воспаляется, эпидермис постепенно разрушается. Поэтому хозяевам собак стоит обратить особое внимание на тщательное мытье лап питомца после прогулки и, возможно, подумать о приобретении специальной обуви для животных.

До Европы далеко

Coca-Cola тратила миллионы долларов, доказывая, что газировка не вредна, а пьющим ее толстякам надо просто.

Химические реагенты для борьбы со льдом на дорогах используются не только в России — в США и Канаде дороги посыпают хлоридом магния. Однако помимо агрессивных химических соединений можно использовать и другие методы борьбы со льдом: так, в Австрии, Финляндии или Швеции наряду с химикатами используется фрикционный метод: дороги посыпаются песком или каменной крошкой. Плюс этого способа в том, что никаких химических реакций не происходит, а минус заключается в недолговечности такого покрытия. Песок и крошка сдуваются с дорог ветром, разносятся колесами машин и ногами пешеходов, а также царапают обувь.

В Швеции применяется и еще один непривычный для нас метод, названный в честь исследователя Торгейра Ваа. Ученый выяснил:

если мелкий песок смешать с горячей (90–95ºC) водой в пропорции 7 к 3 и затем разбрызгивать эту смесь на снег и лед, то песчинки будут «вплавляться» в лед, тем самым делая поверхность шероховатой. Песок при этом не сдувается ветром, а сцепление автомобильных колес и обуви пешеходов с поверхностью увеличивается.

Такой обработки хватает примерно на неделю (даже при достаточно интенсивном движении), затем ее необходимо повторять.

В Норвегии пошли еще дальше — там строят автомобильные трассы с подогревом. Такой радикальный (и дорогой) метод позволяет вообще забыть о снеге и льде на дорогах. Япония также не использует для борьбы со льдом никаких средств, в том числе и теплых дорог.

Деревья умирают стоя: противогололедные реагенты вредят им больше, чем выхлопные газы

Деревья и кустарники, растущие вдоль проезжей части, страдают от вредного воздействия выхлопных газов. Однако, по словам научных сотрудников Института экспериментальной ботаники им.В.Ф. Купревича НАН Беларуси, большую опасность для растений представляют противогололедные реагенты, которыми зимой дорожники щедро посыпают проезжую часть.

Как отметила начальник службы по благоустройству и содержанию объектов городского хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелика Пузанкова, количество противогололедных реагентов, попадающих в почву на проспектах Победителей и Независимости, превышает норму в 17–20 раз (!). Очевидно, что для деревьев это губительная доза.

С 2004 года сотрудники Института экспериментальной ботаники контролируют состояние деревьев и кустарников, высаженных вдоль дорог. По словам заведующего сектором мониторинга растительного мира института, кандидата биологических наук Александра Судника, закономерность прослеживается четко: чем больше противогололедных реагентов используется зимой, тем хуже состояние насаждений.

«Дело в том, что в Беларуси с 1960-х годов дороги посыпают смесью песка и соли. Но если раньше доля последней в смеси составляла примерно 10%, то в последние годы дорожники практически полностью перешли на чистую соль», – пояснил Александр Судник.

Кроме того, до 2009 года в нашей стране действовал нормативный документ «Содержание автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь в зимний период», согласно которому количество соли в противогололедной смеси не должно было превышать 2 кг на 1 куб. метр. С 2009 года эта норма в документе отсутствует, и количество применяемой на дорогах соли никак не регламентируется. Больше всего от нее страдают деревья, растущие вдоль Минской кольцевой автодороги.

«Если умножить площадь МКАД (1,8 млн кв. метров) на 2 кг соли, получим 3 600 тонн. Эта норма действовала раньше. Мы увеличили ее с оглядкой на безопасность движения и получили 5 000 тонн. При таком количестве деревья хоть в ослабленном состоянии, но все-таки продолжают расти. А сколько соли высыпается на магистраль в зимний период сейчас? В отдельные годы больше 10 000 тонн», – отметил заведующий сектором мониторинга растительного мира.

Липам на проспекте Независимости плохо. Но они должны тут быть

По словам сотрудников Института экспериментальной ботаники, еще одна проблема связана с высадкой деревьев и кустарников вдоль дорог осенью. Растения, еще не успев адаптироваться, попадают под воздействие соли, в связи с чем наблюдается низкая приживаемость. При весенней высадке деревьям хватает вегетационного периода, чтобы немного прижиться и легче перенести негативные внешние воздействия.

Может показаться, что было бы проще вовсе отказаться от высадки деревьев вдоль дорог. Но, по словам Анжелики Пузанковой, между нами и проезжей частью непременно должен быть какой-то защитный барьер.

«Нужно просто отдавать предпочтение таким солеустойчивым породам деревьев и кустарников, как ясень, вяз, красный дуб, спирея калинолистная, барбарис Тунберга, боярышник и шиповник. Плюс этих растений еще и в том, что они очищают воздух», – подчеркнула специалист.

Однако не все так просто, как кажется. К примеру, на проспекте Независимости, который претендует на статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, обязательно должны расти липы. «Липа – газоустойчивая порода, ее хорошо высаживать в городе. Но проблема в том, что она абсолютно не солеустойчивая. Благодаря тонкой коре и крупным порам соль легко проникает в ткань дерева, вызывая повреждения, поэтому нужно по возможности отказываться от ее посадок вдоль дорог», – отметила Анжелика Пузанкова.

Вместе с тем липа прекрасно растет во втором ряду при многорядной посадке. «Возьмем, например, столичный проспект Пушкина. Первый ряд лип практически погиб, зато второй чувствует себя замечательно», – добавил Александр Судник.

«Безусловно, сажать деревья надо, но в том варианте, который у нас есть сейчас, это пустая трата бюджетных денег и лишняя работа, – высказала свое мнение ведущий научный сотрудник сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники, кандидат биологических наук Ирина Вознячук. – Недостаточно просто поменять технологию. Когда уйдет первый ряд насаждений, начнет гибнуть второй. Отсадим мы дерево на 1 метр дальше или поменяем породу, но при том же количестве реагентов ничего не изменится. Если мы хотим сохранить проспект Независимости с липами, нужно думать о том, какой противогололедный реагент использовать, чтобы они выживали».

К слову, в ряде стран Западной Европы в качестве противогололедного реагента используется менее вредный хлорид кальция. Александр Судник отметил, что смесям с хлоридом кальция в последнее время отдает предпочтение и российская столица. В Подмосковье даже построен завод по его производству.

«Наши дороги по-прежнему посыпаются хлоридом натрия. Это отходы производства ОАО «Беларуськалий», они очень дешевые, – пояснил заведующий сектором мониторинга растительного мира. – К нам приезжали французы и предлагали безопасный для окружающей среды реагент. Его стоимость – порядка 1 доллара за 1 кг. Если мы говорим о МКАД, то нужно «высыпать» порядка 5 миллионов. Понятно, что государство не может себе этого позволить. Требуется какая-то экспериментальная работа».

В Минске стали чаще воровать деревья на улицах

По словам Анжелики Пузанковой, в этом году участились случаи воровства деревьев и кустарников на столичных улицах. «Одно время в городе воровали всё зеленое и хвойное. Доходило до того, что нам приходилось подвязывать вновь высаженные растения к арматуре», – рассказала специалист.

Как правило, этим промышляли лица без определенного места жительства. Они воровали кустарники и на выезде из города продавали их дачникам.

На какое-то время кражи прекратились, а в этом году количество случаев воровства снова стало больше. К примеру, вечером в Партизанском и Заводском районах столицы сотрудники «Минскзеленстроя» установили контейнеры с хвойными, а с утра половины не досчитались.

Случаи кражи контейнеров с растениями фиксируются и в людных местах, к примеру, на мосту через Свислочь. Злоумышленников не спугнули даже камеры видеонаблюдения, установленные на проспекте Независимости.

«Мне кажется, что это банальный интерес: «А получится ли?» Ведь посадочный материал сегодня очень доступен: продается на всех выездах из города и трассах. Причем по вполне адекватным ценам. Зачем воровать? Но факт остается фактом», – добавила Анжелика Пузанкова.

Соль — ядовитая «приправа» для почвы на грядках

В последнее время очень популярным стало земледелие с минимальным применением химических препаратов — удобрений, пестицидов и др. Заменить их пытаются всем, что находят на кухне и в кладовой — содой, мылом, нашатырём и многим другим. Особенно востребовано в хозяйстве такое вещество, как соль. К сожалению, очень часто её использование приносит больше вреда, чем пользы.

Как может навредить соль почве на грядках

Интернет просто заполонили многочисленные статьи и видео с кричащими заголовками наподобие «Коль используешь ты соль — будешь осенью король!», которые утверждают, что соль — это просто панацея от любых проблем с растениями. Но чаще всего эту добавку к пище используют для:

  • избавления от фитофтороза;
  • улучшения роста свёклы;
  • уничтожения личинок луковой мухи;
  • для изгнания муравьёв, яблоневой плодожёрки и калифорнийской щитовки;
  • для отпугивания кротов, землероек, сусликов, полевых мышей.
Читайте также:  Как выбрать дрова?

Соль применяют в разной форме, но два основных способа — в виде раствора для опрыскивания и в сухом виде для посыпания грядок. Так или иначе после первого же дождя это вещество окажется в земле, и уже там начнётся его пагубное воздействие.

Поваренная соль и муравьи

Вред соли для земли

Расшифровка формулы обычной поваренной соли (NaCl) говорит нам о том, что в её состав входят хлор и натрий. Отсюда и следует отталкиваться, размышляя о соотношении пользы и вреда от применения этого вещества в саду и огороде. Начнём с того, что хлор способен нанести вред множеству культурных (и не только) растений. Основное его свойство — способность извлекать ионы кальция в почвенный раствор, после чего Ca после первого же дождя или полива вместе с водой уходит в самые глубокие слои грунта.

Натрий большей части растений абсолютно не нужен, при этом он тоже выводит из почвы кальций, железо, магний и др.

Понятно, что такая «пропажа» на пользу овощам и фруктам не пойдёт. Казалось бы, в этом случае можно внести удобрения, чтобы восполнить нехватку. Но вот проблема — соль мешает растениям впитывать полезные вещества. В общем излишек хлористого натрия может привести к засолению почв, особенно высок риск этого в местах, где близко от верхнего слоя земли проходят минерализованные грунтовые воды. Частенько на таких участках проявляются солонцовые пятна.

Засаливание почв приводит к тому, что растения плохо впитывают влагу. Объясняется это тем, что засоленная земля превращается в безжизненную каменную корку, которая не пропускает в себя жидкость.

Кроме того, под воздействием воды и микроорганизмов соль преобразуется в соляную кислоту, которая повышает кислотность почвы и вступает во взаимодействие со многими веществами, нужными для растений. Но, увы, в таком виде полезные химические элементы недоступны для растений.

Самый большой в мире солончак Уюни, расположенный в Боливии

Ничего не могу сказать насчёт использования соли для улучшения роста, но точно знаю, что муж моей подруги с помощью этого вещества очищал дорожку. У них во дворе плиткой выложена красивая дорожка, и каждый год они мучились с тем, как прорывать траву на этой красоте. И вот им посоветовали соляной раствор (на 10 л воды килограмм соли), которым надо было полить плитку. И действительно, на 2–3 месяца они вообще забывали о лишней растительности, а потом повторяли процедуру.

Постепенное накопление соли в почве приводит к образованию соды, а уже она при взаимодействии с гумусом (основным органическим элементом почвы), оказывает на него негативное влияние. Полезные вещества из этой составляющей грунта начинают активно высвобождаться, но не успевают восстанавливаться, как результат — истощение почвы и резкое ухудшение роста растений.

Использования соли в земледелии запросто можно избежать, ведь её вполне реально заменить более безопасными средствами:

  • в качестве удобрения соль не нужна, т.к. натрий не является жизненно необходимым для роста растений веществом, да и в любой почве он уже содержится в нужном количестве;
  • от луковой мухи лучше использовать золу или табачную пыль, которые регулярно в течение сезона нужно посыпать между грядок на влажную землю и закапывать;
  • чтобы добавить сладость свёкле, 2 раза за всё время роста обработайте её раствором буры (1 ч. л. на 10-литровое ведро воды). Это удобрит овощ, сделает его крупнее, улучшит лёжкость и предотвратит корневую гниль.

Существует и множество других безопасных средств, которые могут послужить альтернативой соли и демонстрируют большую эффективность.

Луковица, пораженная личинками луковой мухи

Как «вылечить» почву от засаливания

Около четверти всей поверхности суши Земли, по данным FAO, на данный момент занимают засоленные почвы, а в Российской Федерации (по информации Российской академии наук) их количество составляет примерно 40 млн. га. При этом 30% их стали такими по вине человека. Как вы понимаете, такая ситуация приводит к тому, что становится всё меньше плодородных земель. Ещё печальнее, если вы своими руками превращаете землю в бесплодную, и тогда уже приходится всерьёз задуматься о том, как убрать излишки соли на своём личном участке. Скажем сразу, процесс восстановления почвы может быть очень длительным и не всегда эффективным на 100%.

FAO (англ. Food and Agriculture Organization) – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом и поиск путей его предотвращения.

Для улучшения земли можно использовать такие методы:

  1. Обильно промыть землю. Для этого понадобится примерно 150 л воды на 1 кв.м. засоленной почвы;
  2. Внести особые добавки, чаще всего применяют сыромолотый гипс, как вариант — можно взять фосфогипс. Попадая в грунт, один элемент вещества (кальций) вытесняет натрий из земли, а другой (сульфат) связывает его, преобразуя в нейтральную соль. Количество добавки может быть различным в зависимости от степени засоления, но в среднем составляет 4–10 кг на метр квадратный;
  3. Обустроить хороший дренаж. Для этого используют любые имеющиеся рыхлые материалы — крупные опилки, древесные щепки, кирпичную крошку, торф и др.

Опилки на грядке

Не бойтесь, что из-за гипса почва превратится в цельную каменную глыбу. Наоборот, земля сможет «дышать» и удерживать в себе воду, что не даёт делать повышенное содержание соли.

После очистки земли от избытка соли обязательно нужно внести на участок органические удобрения, т.к. после засаливания все полезные вещества из почвы уходят.

Отзывы о соли на участке

Не надо забывать, что внося соль в почву вы не только избавляетесь от сорняков, но и от хороших растений. И понравится ли вашим деревьям солёная почва — это ещё бабушка на двое сказала. Скорее всего нет. При этом вы уничтожите червяков, а это главные наши помощники. А на пустом солёном месте будут расти уже только сорняки. А это вам надо? Лучше скашивайте или срезайте плоскорезом или ножницами траву и оставляйте на месте в виде мульчи.

user_95
https://7dach.ru/ok_559508878762/pravda-li-chto-solyu-mozhno-izbavitsya-ot-sornyakov-56990.html

Вопрос очень интересный. Сам я очень давно работал в мелиорации и попутно занимался задачами водно-солевого обмена. Как правило никакая химия не помогает, а если и помогает, то временно. Дренаж надо делать хороший и грамотный вот, что кардинально помогает! Но это очень дорогое дело. Конечно, можно создать водоупор в виде глины, но Вы же не сделаете водоупор 2–3 метра глубиной. Любое внешнее воздействие, как-то посадка дерева, и эти 30 сантиметров (штык по-садовову) сделает бесполезными все Ваши труды.

Michael E. Vasin
https://ogorod.mirtesen.ru/blog/43032498117/Kak-izbavitsya-ot-zasoleniya-zemli

Нам дали участок под дачу возле соленого озера. Земля была некудышная и тогда наше товарищество договорилось о навозной земле. Привезли 500 кубов земли, разравняли, а весной посмотрели, на солнышке соль искрится. В первый год мы толкового ничего не вырастили, а осенью нам посоветовали вместо навоза перекопать дачу с виноградным жмыхом. У нас в городе был винзавод и этот жмых вывозили на свалку. Мы завезли тракторный прицеп, рассыпали и перекопали. Весной земля стала рыхлая и соли небыло видно. Много лет у нас дача, но растет все прекрасно, если удобренная земля.

Анна Шуваева
https://ogorod.mirtesen.ru/blog/43032498117/Kak-izbavitsya-ot-zasoleniya-zemli

Соль, скорее всего, стала так популярна в частном земледелии, благодаря своей исключительной дешевизне. Но задумайтесь, что нет никаких агрокультурных исследований по применению этого вещества в обработке растений. А ещё перед тем, как использовать многочисленные рецепты с солью для сада и огорода, давайте вспомним фразу Дмитрия Николаевича Прянишникова, известного русского агрохимика и физиолога растений: «Недостаток знаний нельзя заменить избытком удобрений»!

Что происходит с той солью, которой мы посыпаем дороги

Что происходит с той солью, которой мы посыпаем дороги - фото

В США коммунальные службы высыпают на дороги около 70 килограммов соли на человека в год для того, чтобы растопить лед. И куда она попадает после этого?

В то время как большая часть США в начале 2014 года страдает от обильных снегопадов и сильных холодов, муниципалитеты 26 штатов полагаются на самое главное средство для очистки дорог — на соль.

Поскольку температура замерзания соленой воды ниже, чем температура замерзания чистой воды, разбрасывание некоторого количества соли на лед или снег может ускорить процесс таяния и намного раньше открыть дороги для транспорта. По имеющимся оценкам, более 22 миллионов тонн соли в год разбрасывается на дорогах в Соединенных Штатах — то есть около 70 килограммов на каждого американца.

Однако вся эта соль затем куда-то попадает. После того как соль растворяется — разлагается на ионы натрия и хлора, – она поступает в водосливы и попадает в поверхностные воды (ручьи, озера и реки), а также в подземные воды, находящиеся у нас под ногами.

Только подумайте о том, как быстро соль может вызвать коррозию вашего автомобиля. Не вызывает удивления и то, что хлорид натрия представляет собой проблему и для окружающей среды, поэтому еще в 2004 году Канада стала считать соль токсичным элементом и ввела новые правила ее использования. По мере того как все большая часть Соединенных Штатов урбанизируется и расширяются пригороды, а также в связи с увеличением количества дорог, высыпание на них все большего количества соли может стать причиной возникновения более серьезной проблемы.

Продолжительные исследования водоемов подтверждают подобные оценки. Группа ученых с 1952 по 1998 год проводила изучение содержания соли в реке Мохок (Mohawk River) в сельской местности штата Нью-Йорк. При этом было установлено, что концентрация ионов натрия и хлора увеличилась соответственно на 130% и на 243%, а главной причиной этого оказалось посыпание дорог солью в связи с развитием самой территории. Недавнее исследование состояния одного ручья в юго-восточной части штата Нью-Йорк, проводившееся с 1986 по 2005 год, привело к тем же выводам: значительное увеличение количества высыпаемой на дороги соли является причиной содержания 91% хлорида натрия в бассейнах рек.

Хлор проникает в почву быстрее, чем натрий, поэтому он вызывает большую озабоченность. В целом, по существующим оценкам, в 40% протекающих по территории городов рек в США уровень хлора превышает безопасные показатели, и главной причиной этого является использование соли на дорогах.

Хлор временами способен оказывать влияние на использование человеком воды, и в основном это происходит из-за того, что этот элемент проникает в грунтовую воду, которую мы используем для питья. Коммунальные службы водоснабжения очень часто получают жалобы относительно соленого привкуса воды, когда концентрация ионов хлора превышает 250 частей на миллион — наш вкусовой порог его ощущения. Это особенно важный вопрос для тех, кто соблюдает диету с ограниченным потреблением соли. Но в целом приправленная дорожной солью питьевая вода не является широко распространенной проблемой — проведенное в 2009 году Геологической службой США исследование показало, что в менее 2% образцов, взятых из источников питьевой воды, уровень хлора превысил установленные федеральные стандарты.

Загрязнение, вызванное дорожной солью, в целом представляет собой более серьезную проблему для окружающей среды, а также для обитающих в ней организмов. По имеющимся оценкам, концентрация ионов хлора свыше 800 частей на миллион является вредной для большинства обитающих в пресной воде организмов. Подобного рода высокий уровень воздействует на то, каким образом животные регулируют потребление соли их организмами — и в короткий период после таяния снега заболоченные территории вблизи автомагистралей могут превысить эти уровни. В результате целого ряда проведенных исследований было установлено, что образующиеся из дорожной соли ионы хлора могут оказать негативное влияние на выживание таких ракообразных и водоплавающих, как саламандры и лягушки, а также на рыб, на растения и на другие организмы. Некоторые данные даже свидетельствуют о том, что увеличение уровня хлора может ускорить вторжение неместных видов растений – в одной болотистой местности рядом с отрезком автомагистрали Интерстейт 90 под названием Massachusetts Turnpike было зафиксировано появление растений, хорошо переносящих засоление почвы.

В более широком плане увеличение концентрации соли способно сократить циркуляцию воды в озерах и прудах (соль оказывает влияние на плотность воды), в результате чего кислород не может проникнуть в нижние слои воды. Увеличение количества соли может также повлиять на естественные химические обмены в воде, сокращая ее общий питательный потенциал. В более узком масштабе дорожная соль высокой концентрации может вызвать обезвоживание почвы и привести к гибели деревьев, а также других растений вблизи дорог, что в результате приведет к образованию пустынных по типу условий, поскольку растениям будет уже очень сложно поглощать воду. В некоторых случаях высохшие кристаллы соли привлекают к оживленным магистралям оленей и лосей, что повышает вероятность их гибели на дорогах.

Как мы можем предотвратить гибель деревьев и оленей из-за посыпания солью дорог? Недавно в некоторых местах транспортные департаменты начали сокращать использование соли. Обработка солью до снегопада, а не после него, не позволит снегу и льду плотно сцепиться с асфальтом, и таким образом очистка дорог после снегопада становится немного легче, а дорожные службы могут использовать меньше соли. Смешение соли с некоторым количеством воды позволяет ей лучше распространяться, а смешение с песком или с гравием позволяет ей прочнее удерживаться на дороге и улучшать таким образом сцепление для машин.

В других местах муниципальные власти пытаются применять альтернативные антигололедные средства. В последние несколько лет в этих целях, среди прочего, использовались добавки свекловичного сока, патоки тростникового сахара и сырного рассола для сокращения общего влияния хлора на окружающую среду. Все эти добавки не дают возможности отказаться от использования обычной соли, но они способны сыграть свою роль в сокращении общего количества тех веществ, которые мы высыпаем на дороги.

Источник: Джозеф Стромберг (Joseph Stromberg) What Happens to All the Salt We Dump On the Roads? — smithsonianmag.com / inosmi.ru

На заставке фото с сайта www.spbdnevnik.ru

Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | VK.Новости | Google.Новости.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]