Трактор ДТ-54: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

Трактор ДТ 54: технические характеристики, фото, отзывы владельцев

Достоинства, недостатки, цена, ТТХ, аналоги и отзывы владельцев трактора-легенды ДТ-54.

История создания

Одной из инициатив В. И. Ленина, наряду с тотальной электрификацией, стала механизация аграрной промышленности. До расцвета индустрии сам Владимир Ильич не дожил, зато разработки пошли в гору: уже в 1922 году Коломенский завод (сейчас — завод имени В. В. Куйбышева) выпустил первый в СССР колёсный трактор «Коломенец-1». Он был разработан на основе американской модели «Могул» и работал на топливе из сырой нефти.

Колёсные трактора плохо подходили для сельского хозяйства, особенно с учётом сурового климата многих российских регионов. Требовалась гусеничная техника — только она может работать в поле без пробуксовок. Кроме того, колёса сильно уплотняют почву за счёт малой площади, а это отрицательно сказывается на урожайности.

Так в 1933 году появился, например, С-60 «Сталинец» — детище Челябинского завода.

После войны индустрия машиностроения пережила новый подъём, который был ознаменован созданием гусеничного трактора ДТ-54 в 1949 году. На протяжении всей «карьеры» ДТ-54 Харьковский (1949–1961), Сталинградский (1949–1963) и Алтайский (1952–1979) тракторные заводы выпустили 957000 — почти миллион! — таких тракторов.

word-image.png

ДТ-54 надолго стал символом труда промышленников в СССР. Он многократно появлялся в кино («Первый эшелон», «Чужая родня», «Калина красная») — многие из этих фильмов популярны и сейчас.

Сфера применения

ДТ-54 — трактор общего назначения: он был универсальным, способным на любые сельскохозяйственные работы. С его помощью осваивали целину:

  • планировали земельные участки;
  • проводили землеройные работы;
  • вспахивали почву 4- и 5-контурными плугами, бороновали;
  • засевали землю;
  • убирали посевы;
  • косили траву;
  • расчищали снег.

ДТ-54 можно было использовать в качестве бульдозера и буксировщика. Он имел самые разные орудия захвата и с успехом работал в строительстве и лёгкой промышленности. Препятствием к введению его в широкую эксплуатацию в этом качестве стал гусеничный ход: отлично справляющийся с необработанной землёй, такой трактор неизбежно разрушает дорожное покрытие. Тем не менее, ДТ-54 восстановил много разрушенных войной городов, построил много дорог.

Технические характеристики ДТ 54

По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.

ДТ54 спереди

Особенности конструкции и модернизация

ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) во всех отношениях стал лучшим. Главное его отличие от прежних моделей — пятиступенчатая коробка передач (плюс одна задняя передача). Кроме того, он был оснащён:

  • четырёхцилиндровым бескомпрессорным дизельным мотором (с жидкостным охлаждением);
  • кабиной, расположенной в задней части машины;
  • гидронасосом;
  • системой раздельного торможения.

word-image-1.png

Уже в процессе выпуска разработчики оптимизировали конструкцию, причём опираясь не на своё понимание технологий, а на отзывы реальных рабочих, трудившихся на тракторах. Так ДТ-54 приобрёл закрытую вентилируемую кабину, а расход картерной смазки и износ поршней уменьшились.

Габариты модели

Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:

  1. Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
  2. Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
  3. Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
  4. Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
  5. Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
  6. Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
  7. Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
  8. Тип ходовой части – гусеничная;
  9. Кабина – цельнометаллическая;
  10. Коробка переключения передач – механическая;
  11. Количество передач для движения вперед – 5;
  12. Количество передач для движения назад – 1;
  13. Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
  14. Объем топливного бака – 185 литров.

ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте.

Память

  • В селе Победа Омской области в 1968 году на пьедестале установлен трактор ДТ-54. Памятник в честь покорителей целины и труда первоцелинников.
  • В селе Целинное Омской области в 1979 году установлен памятник первоцелинникам (трактор ДТ-54 на постаменте) в честь 25-летия освоения целины.

  • На постаменте рядом со стелой совхоза «Декабрист» Ершовского района Саратовской области установлен трактор ДТ-54 [5].
  • В станице Григориполиская Новоалександровского района Ставропольского края — трактор, установленный в 1970-х годах на постаменте перед ПТУ.
  • В 1974 году трактор ДТ-54 был установлен на постаменте в селе Акмурун.

Силовой агрегат

Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы. Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки. Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.

Мотор имеет следующие технические характеристики:

  • Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
  • Количество цилиндров – 4;
  • Расположение цилиндров – рядное;
  • Объем силовой установки 7.45 л;
  • Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
  • Мощность – 54 лошадиных силы;
  • Диаметр цилиндров – 125 мм;
  • Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
  • Газораспределительный механизм – клапанный;
  • Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.

ДТ54 двс

Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать машину в любых климатических условиях.

Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.

Модификации

Основной модификацией стал трактор ДТ-54А. На его основе родились вариации:

  • ДТ-54А-С1, имеющая раздельную гидравлику (в первоначальной модификации её не было);
  • ДТ-54А-С2 — без навесной системы, гидроцилиндров;
  • ДТ-54А-С3 — без гидронавесной системы;
  • ДТ-54А-С4 — вариант ДТ-54А-С3, но без выносных цилиндров.

Видео

Ниже представлен видео обзор, как происходит пахота трактором ДТ 54 с пятью плугами:

Следующий видео обзор демонстрируют помощь ДТ 54 при заготовке сенажа:

Преимущества и недостатки

Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:

  • почти полная универсальность (на трактор можно было навешивать любые агрегаты), дающая возможность очень широкого применения машины;
  • хорошая тяга при невысоких оборотах двигателя (даже Д-75, следующая модель, при большей мощности, но более высоких оборотах хуже справлялся с пятиконтурным плугом);
  • неплохая маневренность;
  • хорошая ремонтируемость и возможность ставить на ДТ-54 детали от других тракторов без потери функциональности;
  • высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).

Техническое обслуживание

В инструкции к машине можно было найти указания о необходимости:

  • совершить первичную обкатку без нагрузок, чтобы обеспечить притирание частей трактора друг к другу;
  • применять и своевременно менять соответствующие моторные масла (М-10ДМ или М-10Г2к плюс трансмиссионное масло Тап-15В);
  • консервировать машину при неиспользовании в течение долгого времени (полностью очищать и смазывать, сливать топливо);
  • оперативно реагировать на проблемы с ДВС, не дожидаясь усугубления ситуации.

Видео обзор

Обзор работы трактора ДТ-54

Обзор культивации почвы трактором ДТ-54

Отзывы владельцев

Олег, 58 лет:

«С этого трактора началась моя трудовая деятельность. Машина выносливая, проходимая, с отличными тяговыми характеристиками — пятиконтурный плуг тащил на раз. Редко ломалась, быстро восстанавливалась, детали можно было переточить или снять с другого трактора. Зимой тяжело запускался, пускачу приходилось работать на полную катушку, пока дизель мало-мальски не прогреется.»

Михаил, 50 лет:

«В 90-е я приобрел ДТ-54 для частного использования, работал и отвалом, и плугом, лес тягал, вытаскивал машины из грязи. Трактор стал источником заработка. Помню дверца заедала, приходилось работать с открытой кабиной. Трактор был хороший, в обслуживании неприхотливый, ремонты проводил нечасто, но в условиях тракторной бригады — лебедка и все такое. Отслужил свое и с почетом ушел на пенсию.»

Для тех времён стоимость ДТ-54 была невысокой. Трактор стал по-настоящему массовым, одним из основных орудий освоения целины, поэтому закупался сельскохозяйственными предприятиями в очень крупных масштабах.

Восстановленные ДТ-54 можно купить и сейчас (правда, скорее в качестве памятника истории, чем рабочей машины). Механики-любители реанимируют технику тех времён, заменяя износившиеся детали на более новые (от других моделей), но стараясь при этом сохранить оригинальный внешний вид. Большинство из таких кастомизированных тракторов даже находится на ходу. Цена варьируется в зависимости от сохранности ДВС и механизмов — от 50 до 200 тыс. рублей (для сравнения — предыдущие и некоторые последующие модели, не снискавшие такой популярности, сейчас представлены только в виде лома).

Аналоги

Прямых аналогов у ДТ-54 (кроме вариации ДТ-54А) нет. Зато его конструкция послужила основой для создания тракторов следующего поколения: Т-75, Т-74, ДТ-75. Они были мощнее, обладали усовершенствованной коробкой передач, более производительными ДВС. ДТ-75 выпускается до сих пор, и он — единственный, кто перегнал ДТ-54 по массовости выпуска (более 2,5 млн единиц).

Несмотря на то, что сейчас ДТ-54 — однозначно устаревшая машина, она осталась легендарной. Её поклонники существуют и сейчас. В России установлено множество памятников ДТ-54, а власти Въетнама, куда СССР активно экспортировал свои машины, даже поместили изображение ДТ-54 на свои купюры.

ДТ 54

Трактор ДТ 54 является советской машиной гусеничного типа, предназначенной для выполнения массы работ в сельском хозяйстве и не только. По тем временам трактор ДТ 54 считался довольно мощной техникой, максимально достижимая мощность которого достигала отметки в 54 лошадиные силы. Выпуск данного трактора сначала осуществлял Сталинградский тракторный завод в период с 1949 до 1963 года, так же с 1949 года принимал участие и Харьковский тракторный завод, производство на котором было окончено в 1961 году. Немного позже, а именно в 1952 году был подключен Алтайский тракторный завод, и производство данного трактора полностью остановилось в 1979 году. Но, несмотря на это, данная машина эксплуатируется и по настоящее время. За все годы производства было выпущено около 958 тысяч машин.

Навигация по статье

Назначение

Трактор ДТ 54 в основном предназначен для эксплуатации в различных видах работ сельского хозяйства, но также он применяется и в строительстве. В сельском хозяйстве трактор используют для вспашки полей с различными четырех или же пятикорпусными плугами, культивирования почвы, копательных работ и многого другого. Для дальнейшего расширения комплекса выполнимых работ, также применяются и дополнительные прицепные сельскохозяйственные машины. Также существует и модель ДТ 54А, которая предназначена для эксплуатации в торфяных или же болотных районах. Это объясняется тем, что трактор имеет довольно широкие гусеницы, которые как раз и позволяют трактору не увязнуть и выполнять необходимые задачи.

_var_www_temp_11_89_18_6hebdgzk59mo

Навесное оборудование

Стоит отметить, что данный трактор был разбит на несколько моделей, к которым прилагалось то или иное дополнительное навесное оборудование. Но в основном из этого оборудования трактор может использовать различные плуги как навесного, так и прицепного типа. Для эксплуатации трактора в сельском хозяйстве имеется следующий набор узлов дополнительного навесного оборудования:

  • Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
  • Агрегаты для культивирования почвы, а именно КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
  • Оборудование, предназначенное для кошения, а именно КН-14.
  • Оборудование, предназначенное для боронирования, а именно ЗБДН-2 и ЗРБН-3.
  • Рассадочные агрегаты СРН-8.
  • Машина, предназначенная для посадки деревьев СЛН-1.
  • Сельскохозяйственная машина, предназначенная для полива кормовых, овощных, зерновых и технических культур, которая также активно применяется в работе на лугах и пастбищах ДДА-100М.

Модификации

Данный трактор имеет несколько модификаций, которые отличаются друг от друга наличием какого-либо оборудования и видом выполняемых трактором работ.
В модели ДТ 54А предусмотрена раздельно-агрегатная гидравлическая система. Благодаря этому можно использовать различное навесное оборудование управляемое трактористом. Как раз данная модель и модифицировалась несколько раз, всего существует четыре разновидности, а именно:

  1. В модификацию ДТ 54А-С1 входила раздельно-агрегатная гидравлическая система, которая имеет основные и выносные силовые цилиндры. Также в данную модель было включено навесное устройство, наличие которого позволило трактору расширить спектр выполняемых задач.
  2. Модификация ДТ 54А-С2 является идентичной моделью с предыдущей модификацией, но стоит отметить, что в данном случае на тракторе отсутствуют устройство для навесного оборудования и основные, а также выносные силовые цилиндры.
  3. Модификация ДТ 54А-С3 является версией машины, которая предназначена для работы с прицепным оборудованием, так как гидравлическая навесная система в данной модели отсутствует.
  4. Модификация ДТ 54А-С4 включает в себя все то же самое, что и первая модель трактора из этого списка, но в данной же отсутствуют выносные силовые цилиндры.

Сам же трактор ДТ 54А обладает более надежным силовым агрегатом, в котором обычные поршни были заменены на сплав алюминия. Также система навесного оборудования в данной модели имеет двух или же трех точечную наладку. Также изменениям был подвергнут и генератор трактора. Оснащен трактор четырьмя фарами и розетками, с помощью которых можно включить фары и на прицепном оборудовании.

dt54_arxive37

Технические характеристики

Масса трактора без навесного оборудования составляет 5400 килограмм. Длина всей конструкции от края до края и с наличием навесного устройства обладает значением в 3660 миллиметров. Ширина с учетом краев гусениц в стандартной модели составляет 1865 миллиметров. Высота, начина от самого низа и до крыши составляет ровно 2300 миллиметров. Дорожный просвет трактора имеет значение в 260 миллиметров. Расстояние между гусениц с учетом середины каждой из них составляет 1435 миллиметров. База, а именно расстояние между осями крайних опорных катков обладает значением в 1622 миллиметра.

Коробка переключения передач имеет пять передач движения трактора вперед и одну передачу движения трактора задним ходом. Машина на прямом участке может развить максимальную скорость почти в восемь километров в час.

Трактор оборудован четырехтактным дизельным двигателем с вихревыми камерами сгорания. В этом двигателе отсутствует компрессор, но это не мешает показывать довольно приличные тяговые характеристики всей машины.

Сигнализация у трактора установлена на выхлопной трубе и имеет вид сирены. Для продолжительной работы кабина оснащена 2.5 литровым питьевым бачком и отопителем, который позволит проводить различные виды работ в холодных условиях.

Также предусмотрен ходоуменьшитель шестеренчатого типа, который необходим при выполнении работы на довольно медленной скорости, но стоит отметить, что использование ходоуменьшителя при большой нагрузке недопустимо, так как это приведет к серьезным повреждениям трансмиссии, а именно некоторых деталей.

Особенности

Из особенностей данного трактора необходимо отметить его простоту конструкции, так как при поломке можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Силовой агрегат трактора может похвастаться своей высокой надежностью, довольно неплохими тяговыми характеристиками и, конечно же, большим эксплуатационным ресурсом, что также является важным значением при работе в сельском хозяйстве или же строительстве. Двигатель трактора обладает довольно низким расходом топлива, а объем топливного бака составляет 185 литров (но на модели трактора ДТ 54А объем топливного бака был увеличен до 250 литров). Благодаря этому трактор способен выполнять работу достаточно долгое время и при приличной нагрузке на двигатель без частых остановок на дозаправку, что также является плюсом в любых видах работ.

Читайте также:  Сеялка зерновая СЗ-3,6: модификации и технические характеристики

Видео

Двигатель

Изначально на трактор устанавливался силовой агрегат модели Д-54, но позже данный двигатель был усовершенствован и получил название Д-54А. Сам же двигатель является четырехтактным дизельным, который способен развить максимально допустимую мощность в 54 лошадиные силы, получив при этом довольно высокий крутящий момент в 343 Нм. Номинальные обороты коленчатого вала у данного силового агрегата составляют 1300 оборотов в минуту. Сам же запуск происходит за счет бензинового пускового двигателя ПД-10М, который обладает мощностью в 10 лошадиных сил.

Цена нового и б/у

Исходя из того, что производство трактора ДТ 54 было остановлено еще в 1979 году, то приобрести новый трактор невозможно. Для приобретения доступны лишь б/у модели трактора, стоимость которых варьируется от 180 тысяч и до 200 тысяч рублей.

Некоторые обладатели, а также любители ДТ 54 восстанавливают по частям старые модели из металлолома и производят полную реставрацию и капитальный ремонт всех механизмов. Конечно, стоимость на такой вариант будет значительно выше, однако следует иметь ввиду, что такой вариант трактора можно назвать новым. Стоимость такого трактора имеет диапазон от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Цена, как правило, напрямую зависит от технического состояния и какого-либо оснащения.

Трактор ДТ-54: технические характеристики, фото

Во времена Советского Союза сельскохозяйственной технике уделялось особое, можно даже сказать, очень пристальное внимание. Ее производство шло по всей стране в большом количестве. Одним из настоящих титанов отечественного машиностроения является агрегат с индексом ДТ 54 – трактор-легенда, который и по сей день без проблем выполняет возложенные на него функции, хотя серийное производство его давно окончено. О нем мы и расскажем подробно в статье.

трактор дт 54

Общая информация

Трактор ДТ-54, фото которого приведено ниже, входят в класс гусеничного транспорта. Машина была разработана и служит для уборки посевов сельскохозяйственных культур, проведения пахотных и иных операций, связанных с возделыванием земли. Указанный транспорт без труда агрегатируется с плугом или прицепными машинами, агрегатами для культивирования почвы, оборудованием для кошения травы, оборудованием для боронирования, рассадочными приспособлениями, устройствами для посадки деревьев, приборами для полива и внесения удобрений.

Трактор ДТ-54 производился на трех достаточно крупных машиностроительных отечественных предприятиях. В период 1949 – 1963 гг. машина выпускалась Сталинградским заводом, в 1949–1961 гг. – Харьковским заводом, в 1952 – 1979 гг. – Алтайским заводом. Всего же за свою историю выпуска трактора было создано 957900 единиц. В наше время производство машины уже давно не осуществляется.

ДТ-54 пришёл на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, который, в свою очередь, выпускался с 1937 года. В отличие от своего прародителя новый агрегат уже имел дизельный мотор, а не керосиновый агрегат. Кабина стала полностью закрытой, в то время как АСХТЗ-НАТИ имел полузакрытую кабину. Также множество технических решений значительно поспособствовали улучшению характеристик трактора.

дт 54 трактор легенда

Модификации трактора

Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:

  • ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
  • ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
  • ДТ-54А-СЗ.
  • ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.

Наследие

Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», “Калина красная”, «Первый парень».

трактор дт 54 фото

Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.

Параметры

Трактор ДТ- 54, технические характеристики которого приведены в статье, является достаточно мощной машиной. Его основные показатели таковы:

  • Конструктивная масса – 5400 кг.
  • Длина с прицепом – 3660 мм.
  • Высота – 2300 мм.
  • Ширина – 1865 мм.
  • Клиренс – 260 мм.
  • Расстояние между осевыми линиями середины гусениц – 1435 мм.
  • Показатель удельного давления на грунт – 0,41 кгс/см 2 .
  • Количество передач вперед – 5.
  • Число передач назад – 1.
  • Скорость перемещения вперёд – 3,59–7,9 км/ч.
  • Скорость езды назад – 2,43 км/ч.
  • Марка мотора – Д-54.
  • Емкость бака для горючего – 185 литров.
  • Расход топлива – 205 грамм на одну лошадиную силу мощности двигателя.

двигатель трактора дт 54

Силовая установка ДТ-54

Двигатель трактора ДТ-54 получил мощность 54 лошадиные силы. При этом мотор является бескомпрессорным, четырехтактным, дизельным, оснащенным вихревыми камерами. Максимальный крутящий момент – в пределах 35 кГм. Вес двигателя равен 1100 кг. Крепился он на раму трактора с помощью трех опор, две из которых являлись шарнирными. Такое выполнение опор позволяло компенсировать возникающие перекосы рамы машины во время ее движения и исключить поломку консолей.

Бак для топлива в модели трактора ДТ-54 расположен непосредственно за кабиной. Ёмкость оборудовалась мерной линейкой. Горючее из бака, пройдя два фильтра, попадало в топливный насос. При этом первый фильтр имел сменные патроны, а второй был металлическим, ленточным. Требуемый напор топлива поддерживался подкачивающей помпой.

Количество топлива, которое поступало в цилиндры двигателя, регулировалось в зависимости от выбранного режима с помощью специального регулятора с корректором. А режим работы выбирался с помощью акселератора, оборудованного храповым механизмом. Вал регулятора начинал свое движение за счет шестеренчатой передачи.

Воздух в цилиндры проникал через воздухоочиститель. Очистка происходила в пылеуловителе центробежного типа, масляном пылеуловителе и сетчатом влажном фильтре.

характеристика трактора дт 54

Отдельно остановимся на фильтрации масла. Ранние модели трактора были укомплектованы системой двойной фильтрации. А вот уже более позднее машины оснащались тройной системой очистки. Масло очищалось в полостях шатунных шеек, непосредственно в центрифуге и в металлическом ленточном фильтре. Дизельное масло охлаждалось в радиаторе трубчатого типа. При этом двигатель охлаждался принудительно и водой.

Сам же дизель запускался от бензинового мотора ПД-10. Как только основная силовая установка приводилась в действие, вспомогательный пусковой мотор сразу же автоматически отключался. Для регистрации количества отработанных моточасов двигатель имел счетчик.

Особенности устройства

Трактор ДТ-54 укомплектовывался пятискоростной коробкой переключения передач. Кроме того, в наличии был ходоуменьшитель, имеющий пару диапазонов, которые, в свою очередь, обеспечивали передвижение транспортного средства на 10-ти более замедленных скоростях.

трактор дт 54 технические характеристики

Повороты и муфты управлялись раздельно, а это, в свою очередь, значительно упрощало задачу управления трактором. При этом и муфты, и тормоза удобно регулировались, что значительно повысило их срок эксплуатации. Отметим, что до 1956 года раздельного управления не существовало как такового вовсе.

Машина имела ленточные тормоза двухстороннего действия. Специальные накладки предохраняли от трения гусеницы и картер передачи.

Машина имела сигнализацию в виде сирены на выхлопной трубе и бачок для питьевой воды емкостью 2,5 литра. В некоторых моделях устанавливали отопитель.

Раму трактора изготавливали из двух балок швеллерного типа с передним брусом и поперечинами. На каждой стороне использовались две подрессоренные каретки, оборудованные балансирами, опорными катками и цилиндрическими пружинами.

Кабина

Инженеры создали двухместную кабину закрытого типа, в который имелось мягкое сидение, органы управления и щиток приборов. А после того, как был совершён переход на раздельное управление тормозной системой и бортовыми фрикционами, внутри кабины стали монтировать две тормозные педали – левую и правую.

модель трактора дт 54

Передовые решения

Характеристика трактора ДТ-54 будет неполной, если не указать на его технические особенности, которые на момент его производства были действительно передовыми. Так, в частности, в машине применили центробежный тип очистки масла с использованием для этого полостей шеек коленчатого вала. Такой подход позволил существенно увеличить срок безаварийной эксплуатации силовой установки. На самом же двигателе монтировали передовой фильтр для масла, оснащенный реактивной центрифугой. На пробке сливного отверстия картера стоял магнит, защищающий рабочую жидкость от металлических включений.

Стоимость трактора

В связи с тем, что трактор ДТ-54 не выпускается с 1979 года, функционирующих моделей осталось уже не так и много. Как показывает практика, рыночная стоимость бывшего в употреблении транспортного средства колеблется в пределах 70 – 120 тысяч российских рублей.

Трактор ДТ-54 и его модификация ДТ-54А: устройство, технические характеристики, фото и видео

Эта модель была выпущена в 1949 году и по праву стал легендой советского машиностроения. Первоначально, эти гусеничные сельскохозяйственные агрегаты выпускались на Сталинградском заводе, позже ставшим Волгоградским. Ближе к концу 1949 года к выпуску трактора ДТ-54 подключился и ХТЗ (Харьковский тракторный завод).

Трактор ДТ-54

Техника настолько хорошо себя зарекомендовала в отношении мощности, надежности механизмов и простоте управления, что востребованность в данной технике резко возросла. Поэтому, к выпуску данного функционального гусеничного агрегата подключился и Алтайский завод, это событие произошло в 1952 году. Начиная с 60-х годов и вплоть до завершения производства этой модели (1979 год) ДТ-54 слал выпускаться только на Алтайском тракторном заводе.

Трактор Т 54В (Т 54): незаменимый помощник для работы на виноградных полях

Трактор т 54в

Трактор Т-54 В

  • Особенности техники
  • Конструктивные особенности
  • Преимущества и недостатки

Трактор Т-54В представляет собой более позднюю модификацию машины Т-54. Эта машина была выпущена Кишинёвским тракторным заводом в 1967 году. Прототипом для этой машины послужил МТЗ-50, который производился в Белоруссии и широко использовался по всему Советскому Союзу.



Описание

Данная гусеничная машина предназначена для выполнения различных сельскохозяйственных работ. Широко используется в связке с навесными и прицепными орудиями, обеспечивая тяговое усилие около 2,5 тонн. Присоединения навесных и прицепных агрегатов производится посредством имеющегося вала отбора мощности и гидравлики.

Гусеничный трактор ДТ-54 использовался в следующих целях:

  • в качестве бульдозера с отвалом на гидравлическом управлении;
  • для вспашки тяжелых целинных земель 4-х 5-ти контурными плугами;
  • боронования;
  • культивирования почвы;
  • покоса;
  • выполнения работ по посадке и выращиванию различных культур;
  • трелевки древесины;
  • транспортировки различных грузов грузоподъемностью до 2,5 тонн;
  • расчистки снежных заметов;
  • в качестве буксировщика техники и т. д.



Обзор модельного ряда

Невзирая на свою универсальность, гусеничный трактор ДТ-54 в 1957 году подвергся модернизации.

Усовершенствования коснулись следующего:

  • был установлен генератор переменного тока.
  • установлена гидравлика раздельно-агрегатного типа.
  • появились дополнительные 2 фары (4 вместо 2).
  • появились четыре розетки, позволяющие обеспечить передачу освещения и сигнал на агрегатируемое оборудование.

Трактор ДТ-54А

Учитывая произошедшие изменения и модернизацию, появились следующие модификации трактора ДТ-54:

  • ДТ-54А-С1. В наличии полный комплект раздельно-агрегатной гидросистемы, включая силовые гидроцилиндры и особую навесную систему, предназначенную для подсоединения к трактору различного целевого оборудования.
  • ДТ-54А-С2. Эта модификация не имеет навесной системы и силовых гидроцилиндров.
  • ДТ-54А-С3. Отсутствует система гидроцилиндров.
  • ДТ-54А-С4. Нет силовых гидроцилиндров.



Особенности конструкции и модернизация

ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) во всех отношениях стал лучшим. Главное его отличие от прежних моделей — пятиступенчатая коробка передач (плюс одна задняя передача). Кроме того, он был оснащён:

  • четырёхцилиндровым бескомпрессорным дизельным мотором (с жидкостным охлаждением);
  • кабиной, расположенной в задней части машины;
  • гидронасосом;
  • системой раздельного торможения.

Уже в процессе выпуска разработчики оптимизировали конструкцию, причём опираясь не на своё понимание технологий, а на отзывы реальных рабочих, трудившихся на тракторах. Так ДТ-54 приобрёл закрытую вентилируемую кабину, а расход картерной смазки и износ поршней уменьшились.



Устройство

Основными составляющими легендарного советского трактора ДТ-54 являются:

  • кабина;
  • несущая часть (жесткая рама);
  • дизельный двигатель с бензиновым пускателем;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть (гусеницы);
  • топливный бак;
  • гидравлика.

Предлагаем визуально изучить устройство гусеничного трактора ДТ-54 на схеме.

Устройство трактора ДТ-54

Двигатель

Четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-54А мощностью 54 л.с. устанавливается на несущий каркас посредством трех опор. С 1954 года в комплекте с силовой установкой начал поставляться счетчик моточасов и генератор Г-46В. В качестве пускателя дизельного двигателя применялся бензиновый одноцилиндровый мотор ПД-10 (ПД-10М), его производительность составила 10л.с.

Схема двигателя ДТ-54

Топливный бак емкостью 185 л размещен позади кабины, для обеспечения качественной очистки поступающего в мотор топлива, на тракторе установлено два топливных фильтра:

  • грубой очистки;
  • тонкой очистки.

Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой, сливное отверстие картера дополнительно оснащено специальной магнитной пробкой, притягивающей металлическую пыль и стружку. ТНВД «4ТН-8,5Х10Т» на 4 плунжера. Имеется дозировка впрыска топлива.

Кабина

Закрытая двухместная кабина оснащена двумя мягкими сиденьями, имеется щиток приборов и необходимые органы управления. Бортовые фрикционы и тормоза управляются непосредственно из кабины соответствующими педалями и рычагами. Более поздние модели были снабжены отопительной системой и питьевым бачком. Вход в кабину осуществлялся через раздвижную дверцу.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Трансмиссия

Коробка переключения передач механическая пятиступенчатая, имеется 5 скоростей переднего хода и реверс. Некоторые модели имеют и ходоуменьшитель, увеличивающий мощность дизельного трактора, его тяговое усилие.

Схема регулировки главной передачи

КПП и задний мост расположены в различных корпусах. Задний мост разделен на три отсека, в передней части размещена центральная передача, в боковых отделах — сухие муфты фрикционов, обеспечивающие поворот трактора в ту или иную сторону. От трансмиссии отходит ВОМ, позволяющий крепить к трактору различное прицепное и навесное оборудование.

Двигатель

Изначально на трактор устанавливался силовой агрегат модели Д-54, но позже данный двигатель был усовершенствован и получил название Д-54А. Сам же двигатель является четырехтактным дизельным, который способен развить максимально допустимую мощность в 54 лошадиные силы, получив при этом довольно высокий крутящий момент в 343 Нм. Номинальные обороты коленчатого вала у данного силового агрегата составляют 1300 оборотов в минуту. Сам же запуск происходит за счет бензинового пускового двигателя ПД-10М, который обладает мощностью в 10 лошадиных сил.

Читайте также:  Сеялка Kverneland: Optima Accord и Monopill

Характеристики

МодификацияДТ-54ДТ-54А
ДвигательДТ-54Д-54А
Мощность, л.с.5454
Крутящий момент, Н*м343343
Емкость топливного бака, л185250
Коробка передачмеханическаямеханическая
Число передач, вперед/назад5/15/1
ВОМ, об/мин547547
База, мм16221622
Колея, мм14351435
Удельное давление на грунт, кгс/см20,410,42-0,46
Дорожный просвет, мм260260
Размеры, д*ш*в, мм3660*1865*23003660*1865*2300
Вес, кг54005540

Преимущества и недостатки

Модель обладает многими положительными качествами:

  • упрощенная конструкция;
  • ремонтопригодность;
  • надежность силового агрегата;
  • хорошие тяговые качества;
  • возможность длительной эксплуатации;
  • увеличенный топливный бак.

Среди недостатков трактора можно выделить:

  • некомфортность кабины;
  • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
  • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации гусеничного советского трактора ДТ-54 содержит следующую информацию:

  • Устройство трактора.
  • Его технические характеристики.
  • Процедура проведения обкатки дизельной силовой установки.
  • Неисправности.
  • Техническое обслуживание.

Первый запуск, обкатка

Сразу же после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатку, позволяющую существенно увеличить срок эксплуатации дизельного трактора ДТ-54. Длится обкатка около 8 часов, начинается с прогрева мотора и его работы без нагрузок на протяжении 2,5-3 часов.

По прошествии этого времени нагрузки постепенно увеличиваются и к 8-му часу работы доводятся до максимума.

За время обкатки притираются движущиеся части двигателя, редуктора и т. д., проверяется сцепление, скорости и тормозная система. По окончании приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.

Масло М-10ДМ Масло М-10Г2к Трансмиссионное масло ТАП-15В

Необходимые масла:
  • Для тракторов этого класса применяются следующие марки масел: М-10ДМ и М-10Г2к.
  • В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, для трансмиссии используется трансмиссионное масло марки Тап-15В.

Техническое обслуживание

Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.

Основные неполадки и способы их устранения

Аграрии особенно высоко ценили в ДТ-54 простоту обслуживания. Возможности отогнать технику в лицензированный центр, как сейчас, у советских целинников не было, поэтому крайне важна была возможность чинить и обслуживать её «без отрыва от производства».

Если мотор не заводился, это могло говорить, например:

  • о низком качестве дизельного топлива (солярки);
  • об отсутствии смазки;
  • о засорении пускательного устройства.

При сильной вибрации рекомендовалось обратить внимание на:

  • правильно ли навешены агрегаты;
  • в норме ли уровень солярки и масла;
  • в порядке ли крепежи.

Основные проблемы с эксплуатацией говорили:

  • об отсутствии топлива;
  • о засорённости деталей и сцеплений;
  • об отсутствии контактов проводов, переключателей.

Подавляющее количество неисправностей можно было устранить на месте.

Отзывы владельцев

Олег, 58 лет:

«С этого трактора началась моя трудовая деятельность. Машина выносливая, проходимая, с отличными тяговыми характеристиками — пятиконтурный плуг тащил на раз. Редко ломалась, быстро восстанавливалась, детали можно было переточить или снять с другого трактора. Зимой тяжело запускался, пускачу приходилось работать на полную катушку, пока дизель мало-мальски не прогреется.»

Михаил, 50 лет:

«В 90-е я приобрел ДТ-54 для частного использования, работал и отвалом, и плугом, лес тягал, вытаскивал машины из грязи. Трактор стал источником заработка. Помню дверца заедала, приходилось работать с открытой кабиной. Трактор был хороший, в обслуживании неприхотливый, ремонты проводил нечасто, но в условиях тракторной бригады — лебедка и все такое. Отслужил свое и с почетом ушел на пенсию.»

Трактор ДТ-54: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

На территории России и других республик бывшего Союза можно найти десятки памятников трактору «ДТ-54». Больше, чем кому бы то ни было из всех тракторов. Во Вьетнаме же изображение «ДТ-54» поместили на купюру в 5 донгов. На постаменты и банкноты данные трактора попали не просто так: эти простенькие и неказистые, по нынешним меркам, сельхозмашины выполняли просто …

История трактора «ДТ-54»

«ДТ-54» стал первым советским массовым гусеничный универсальным трактором общего назначения, который был оснащён дизельным двигателем. В таких сельхозмашинах активно восстанавливающийся и развивающийся в послевоенные годы Советский Союз очень нуждался.

Дизельный мотор для трактора на Сталинградском тракторном заводе был создан ещё в начале 1930-х годов. Однако тогда он тогда не смог стать заменой керосиновому двигателю.

Первые дизельные моторы испытывали на тракторах «СТЗ-НАТИ». Это был прообраз будущей «54-ки». Работа над усовершенствованием и «доведением до ума» тракторного дизеля продолжилась и во время войны. А после неё была поставлена задача завершить эту работу в предельно сжатые сроки.

История трактора «ДТ-54»

Музейный экспонат – предшественник «ДТ-54», трактор «СТЗ-НАТИ».

Смысл данной замены был более чем очевидным: дизельный трактор, показывая гораздо более высокие показатели мощности, расходовал на 30-40% меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить около десяти тонн топлива на одну машину.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта.

Переход на выпуск новой модели дизельного трактора происходил на сталинградском заводе без остановки производства. В течение 8-10 месяцев было спроектировано и изготовлено около 2,5 тысяч приспособлений, сотни моделей точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований всевозможного режущего, вспомогательного, мерительного инструмента.

А ещё – были реконструированы цеха, создан совершенно новый цех пусковых двигателей, введено в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, отремонтировано сотни станков, введён в строй мощный котел на ТЭЦ, с полным комплексом механизированной углеподачи; дополнительно приобретено 320 специальных станков и 540 станков универсальных, 5 тысяч тонн металла.

Потребовалась также колоссальная организационная работа. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и Сталинградском механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

История трактора «ДТ-54»-01

Один из памятников трактору «ДТ-54»

К концу 1949 года подготовка к производству новой модели была успешно завершена. 7 ноября 1949 года народ встречал на главной площади города колонну новых тракторов «ДТ-54». Досрочно выполнив 25 ноября годовой план выпуска трактора «СТЗ-НАТИ», завод уложил на ленты конвейера рамы новых, более совершенных сельхозмашин.

Переход завода на выпуск дизельных тракторов нового образца был осуществлён без остановки производства. Подобного примера не знала история как отечественного, так и мирового тракторостроения.

Примерно также развивались события и на Харьковском тракторном заводе, который в том же году запустил в серию трактор «ДТ-54».

В Харькове данную модель производили с 1949-го по 1961-й годы;в Сталинграде – по 1963-й год.

Третьим производителем «ДТ-54» стал Алтайский тракторный завод. Здесь данная модель трактора сходила с конвейера с 1952-го по 1979-й год. В общей сложности в Советском Союзе построили 957 900 единиц «ДТ-54».

Сфера применения

ДТ-54 — трактор общего назначения: он был универсальным, способным на любые сельскохозяйственные работы. С его помощью осваивали целину:

  • планировали земельные участки;
  • проводили землеройные работы;
  • вспахивали почву 4- и 5-контурными плугами, бороновали;
  • засевали землю;
  • убирали посевы;
  • косили траву;
  • расчищали снег.

ДТ-54 можно было использовать в качестве бульдозера и буксировщика. Он имел самые разные орудия захвата и с успехом работал в строительстве и лёгкой промышленности. Препятствием к введению его в широкую эксплуатацию в этом качестве стал гусеничный ход: отлично справляющийся с необработанной землёй, такой трактор неизбежно разрушает дорожное покрытие. Тем не менее, ДТ-54 восстановил много разрушенных войной городов, построил много дорог.

Особенности конструкции и модернизация трактора «ДТ-54»

От своего предшественника,трактора «СТЗ-НАТИ», «ДТ-54» отличался не только двигателем, но и новой пятискоростной коробкой передач, которая значительно улучшила использование его мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием.

Шаг за шагом, коллективом завода модернизировался в последующие годы новый трактор «ДТ-54». В 1952-м году были внедрены такие конструкторские усовершенствования, как: термо-обработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водо-помпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг, при экономии 40 кг металлопроката.

Особенности конструкции и модернизация трактора «ДТ-54»

Колхозники 50-х годов у «ДТ-54».

В 1953 году на трактор «ДТ-54»стали устанавливать кабину закрытого типа. Специалисты заводы старались оперативно реагировать на все «сигналы с мест». В частности, было найдено оригинальное конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое ставшее распространённым неприятное явление, как возможность отрыва болтов противовесов.

Устранили также дефекты повышенного расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов выпуска самых первых годов выпуска, налажена кокильная отливка звёздочек, создан новый, оригинальной схемы, задний мост с раздельным управлением.

Новая конструкция, разработанная инженером В. А. Волчковым, позволяла значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия механизатора на рычаги при поворотах.

С 1952 года двигатель начали оборудовать специальным счётчиком мото-часов. С 1956 года стали применять специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц трактора о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц.

Технические характеристики ДТ 54

По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.

ДТ54 спереди

Габариты модели

Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:

  1. Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
  2. Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
  3. Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
  4. Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
  5. Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
  6. Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
  7. Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
  8. Тип ходовой части – гусеничная;
  9. Кабина – цельнометаллическая;
  10. Коробка переключения передач – механическая;
  11. Количество передач для движения вперед – 5;
  12. Количество передач для движения назад – 1;
  13. Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
  14. Объем топливного бака – 185 литров.

ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте.

Трактор ДТ-54 в кино

  • На тракторе ДТ-54 обрабатывал поле актёр Леонид Харитонов, исполняя роль Ивана Бровкина на съёмках фильма «Иван Бровкин на целине». Съёмки проходили в совхозе «Комсомольский» Оренбургской области.
  • В фильме «Дело было в Пенькове» Матвей Морозов (актёр Вячеслав Тихонов) и Зефиров (актёр Юрий Медведев) на двух тракторах ДТ-54 устроили состязание «по перетягиванию каната», на спор «чей трактор сильнее».
  • Тракторы ДТ-54 присутствуют в фильме «Первый эшелон».
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Ссора в Лукашах».
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Чужая родня».
  • ДТ-54 показаны в фильме «Битва в пути», действие которого происходит на заводе, производящем эти тракторы.
  • Различные ДТ-54 присутствуют в фильме «Ход конём».
  • ДТ-54 присутствует в фильме “Калина красная”
  • ДТ-54 тонет в полынье в фильме “Территория” Александра Мельника
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Первый парень».

Преимущества и недостатки

Модель обладает многими положительными качествами:

  • упрощенная конструкция;
  • ремонтопригодность;
  • надежность силового агрегата;
  • хорошие тяговые качества;
  • возможность длительной эксплуатации;
  • увеличенный топливный бак.

Среди недостатков трактора можно выделить:

  • некомфортность кабины;
  • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
  • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

Модификации

Основной модификацией стал трактор ДТ-54А. На его основе родились вариации:

  • ДТ-54А-С1, имеющая раздельную гидравлику (в первоначальной модификации её не было);
  • ДТ-54А-С2 — без навесной системы, гидроцилиндров;
  • ДТ-54А-С3 — без гидронавесной системы;
  • ДТ-54А-С4 — вариант ДТ-54А-С3, но без выносных цилиндров.

Кабина трактора «ДТ-54»

На тракторе «ДТ-54» установлена закрытая двухместная кабина, оснащённая мягким сиденьем, минимальным набором органов управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начали также комплектовать отопителем и питьевым бачком ёмкостью 2,5 литра.

После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.

Естественно, ни о каком комфорте в кабине говорить не приходится. Тогда и понятия-то такого, применительно к технике, просто не было. Кабина хоть и закрытая, но не герметичная, и совершенно не защищена ни от шума, ни от вибрации, ни от пыли. К тому же, у трактора «ДТ-54» достаточно тяжёлое, особенно по нынешним меркам, управление рычагами и муфтой сцепления.

В кабине трактора «ДТ-54» и спинка сиденья на бак навешивалась, и при заправке солярка частенько попала под спинку, так как бак топливный был, фактически, вместо задней стенки кабины трактора.

Преимущества и недостатки

Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:

  • почти полная универсальность (на трактор можно было навешивать любые агрегаты), дающая возможность очень широкого применения машины;
  • хорошая тяга при невысоких оборотах двигателя (даже Д-75, следующая модель, при большей мощности, но более высоких оборотах хуже справлялся с пятиконтурным плугом);
  • неплохая маневренность;
  • хорошая ремонтируемость и возможность ставить на ДТ-54 детали от других тракторов без потери функциональности;
  • высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).

Техническое обслуживание

В инструкции к машине можно было найти указания о необходимости:

  • совершить первичную обкатку без нагрузок, чтобы обеспечить притирание частей трактора друг к другу;
  • применять и своевременно менять соответствующие моторные масла (М-10ДМ или М-10Г2к плюс трансмиссионное масло Тап-15В);
  • консервировать машину при неиспользовании в течение долгого времени (полностью очищать и смазывать, сливать топливо);
  • оперативно реагировать на проблемы с ДВС, не дожидаясь усугубления ситуации.

Для тех времён стоимость ДТ-54 была невысокой. Трактор стал по-настоящему массовым, одним из основных орудий освоения целины, поэтому закупался сельскохозяйственными предприятиями в очень крупных масштабах.

Восстановленные ДТ-54 можно купить и сейчас (правда, скорее в качестве памятника истории, чем рабочей машины). Механики-любители реанимируют технику тех времён, заменяя износившиеся детали на более новые (от других моделей), но стараясь при этом сохранить оригинальный внешний вид. Большинство из таких кастомизированных тракторов даже находится на ходу. Цена варьируется в зависимости от сохранности ДВС и механизмов — от 50 до 200 тыс. рублей (для сравнения — предыдущие и некоторые последующие модели, не снискавшие такой популярности, сейчас представлены только в виде лома).

ДТ-54 – трактор- легенда

Категорически приветствую вас, уважаемые коллеги!
Решил создать тему про свой любимый трактор, который я восстановил из мелаллолома.
В его сборке мне помогали двое людей: мой кум – Алексей, и товарищ Иван Михайлович. За это им огромное спасибо.
Понимаю, что трактор для многих морально устарел и кажется смешным, но для меня – он верный помощник в
трудную минуту. Использую его в качестве “тягача”, навеска пока не собрана, Очень его берегу.
Очень бы хотелось услышать от вас какие-нибудь истории об этом тракторе. Может кто-то работал не нем, может
чьи-то отцы, или даже деды. Очень буду рад.

Читайте также:  Трактор МТЗ-1 и МТЗ-2: технические характеристики, цена, отзывы

SamsonoFF “Очень бы хотелось услышать от вас какие-нибудь истории об этом тракторе. Может кто-то работал не нем. “

На ДТ-54 работал мой отец. Я в то время был на столько мал, что выжать муфту сцепления не мог. Так в детстве и не удалось проехать самому. Но в техникуме первую свою борозду пахал на нем. Замечательная машина.

При организации фермерского хозяйства для вспашки арендовал в колхозе подобный трактор Т- 74. Конструкция проста как штыковая лопата. Если что и сломается, то все доступно для быстрого ремонта.
К недостаткам отнес бы тяжелые рычаги и муфту сцепления. Если бы установить гидроусилители, как в Т-70С, то цены бы ему не было.
Ну а на счет комфорта, то мы фермеры люди не гордые, для дела можем и потерпеть неудобства.

Спасибо Вам большое за отклик. А слово “комфорт” придумали слабаки

А что он в 78 выпускался?

Алтайский завод выпускал до 1979 года включительно.

Мой дед на таком агрегате пару лет отработал и отец полгода до армии. Говорили на самом деле прост как лопата, а то что усилия везде требуются. в здоровом теле здоровый дух. В соседней деревне такой у частника все еще бегает. Мне самому лично больше всех нравится К-701. МОЩЬ и ДУРЬ в одном флаконе, а звук мммм. все феррари отдыхают, хотя я феррари не слышал и не видел, но так думаю.

Мой отец на таком работал на целине в Павлодарской областе . До сих пор на стене висит полушубок который им выдавали вместе с трактором . На его тракторе небыло дверей и боковых окон . Рассказывал как дорабатывали фрикционы ставили педали для поворотов . Сам я несколько раз работал после техникума на более позней модефикации как у вас с дверьми . Он у нас был резервный на случай отказов во время посевной . Под него держали прицепной плуг . Все это стояло в боксе под ключом . Открывал бокс главный инжинер . Особо запомнилось как включались фары . В кабине лежал ремень . Для включения фар нужно заглушить двигатель ремень поставить на трактор . Для выключения заглушить двигатель и снять . Воспоминания только хорошие .

Да забыл написать на первых модификациях была мозможность регулировки колеи .

Спасибо МиД за отклик ! Когда читаю такие воспоминания, прямо мурашки по спине. ))

У самого слезы накатывают глядя на Вашего красавца . У нас был харьковского завода . Еще без гидравлики . Мужики рассказывали , что уговаривали начальство оставить его или продать кому -нибудь . Порезали гады на металл . Жалко трактор был в полном комплекте абсолютно исправен несмотря на возраст .

МиД, я когда собирал его ,объездил всю округу в поисках хоть какой-нибуть информации о нем и зап.частей .
Историй о сдаче в металлолом таких тракторов, пригнаных своим ходом к месту резки или полностью комплектных с небольшими неполадками я наслушался от людей сполна. сердце болело не один день после этого, что люди делали. я этого никогда не пойму. ((((

В ютюбе есть ролик дт54 с прицепным плугом как у нас был . Во время службы в армии видел на острове в Балтийском море шт 10 в разном состоянии от остовов рам до комплектных тракторов с размороженными двигателями . Был там вообще раритет сталинец с60 еще довоенный . На нем фины во время войны снаряды возили потом когда отходили подорвали . Впечатляющая техника .

МиД, видел я этот ролик ,сам хочу снять свой летом и выложить, если получится.
А плуг называется “Труженик”, у меня такой есть ,разграбленный правда. Звук выхлопа – фантастический, особенно когда в
нагрузку. У меня на трубе родной свисток стоит-от выхлопных газов свистит, как паровоз, только послабее.
С – 60 могучая техника,в фильме”Трактористы” такие пахали с прицепными плугами.

Да звук у него особенный у нас еще был на него искрогаситель в боксе лежал . Ставить не ставили но вещь интересная.

Здравствуйте,мой отец купил такой 2 года назад.И хотя все знакомые говорят сдайте в лом планируем сделать.По отзывам многих хороший трактор.

BooG. Молодцы ,никого не слушайте – собирайте , а если и не соберете, то хоть глаз радовать будет .
А в лом сдадите – жалеть будете.

Довелось немного перед армией поработать на “пятьдесятчетверке” в 1978г. Трактор был новый. Откуда-то их в колхоз привезли пару штук. Нам, тогда еще мальчишкам, была такая техника уже в диковину(привыкли уже и к аккумуляторам и стартерам), хотя на них была уже гидравлика, но электрооборудование-лучше не придумаешь: генератор переменного тока, один провод, два выключателя. На пускаче, правда, уже не было КПП, с которой можно было в любой мороз дизель запустить, и радиатор был уже с латунными бачками, а не с чугунными, где заливная горловина такая, что трактористы яйца к обеду там варили. Ох, и почертили мы тогда на них.

Мужики как бы тяжело небыло не сдавайте в чермет! Даже если будет не на ходу.Это-же какая память! Сам работаю на Т-4, похоже я последний в округе,тоже предлагают сдать в чермет. С Уважением.

Mad Max. Полностью с Вами согласен. Я когда свой притащил и думать не думал,что когда-нибудь заведу и поеду .А когда поехал-прямо до слез все растрогались,на что уж суровые мужики.

Мужики как бы тяжело небыло не сдавайте в чермет! Даже если будет не на ходу.Это-же какая память!

Эх, как я завидую тем, у кого он ещё есть.
сам за этим трактором по всей Украине охочусь. да без толку
точно, смотришь на него, сердце радуется!

тоже есть один экземпляр, даже старше вашего- 76года, только т 74.
и до прошлого года был на ходу. щас турбину сняли.
и стекла пришлось ставить неродные.

У моего соседа такой на ходу.

А у вас на пускаче редуктор стоит . Я когда заводил в первый раз не мог никак понять . Пускач работает , двигатель прокручивается , подача топлива есть , а дизель не пускается . Спросил у мастера он мне сказал ,что у него две передачи в пускаче одна для прокрутки движка ,вторая для запуска . Переключил на повышенную и дизель пошол .

МиД если вопрос ко мне ,то нет не стоит,есть декомпрессор ,один режим прокрутка,другой 2ва цилиндра работают и третий запуск..

А у вас на пускаче редуктор стоит . Я когда заводил в первый раз не мог никак понять . Пускач работает , двигатель прокручивается , подача топлива есть , а дизель не пускается . Спросил у мастера он мне сказал ,что у него две передачи в пускаче одна для прокрутки движка ,вторая для запуска . Переключил на повышенную и дизель пошол .

Все правильно. Давление появилось – заводишь..

По поводу непридуманых историй связанных с этим трактором.
В соседнем селе в своё время тракторист, пахавший в ночную смену – уснул прямо за рычагами на ходу.
Трактор с опущенным плугом перепахал огромнейший целинный овраг поперек. При этом высота спуска-подъема – около 50 метров. Со спуском конечно ничего необычного, но угол подъёма – точно больше 45 град.
Низкооборотный двигатель обеспечил движение под любым уклоном без пробуксовки, повторяю – с опущенным плугом.
Трактористы, которым приходилось поработать на ДТ-54 и Т-74 сходяться все в одном мнении: зачем . было снимать такую надежную технику с производства, – там только кабину надо было поставить немного более комфортную. Хотя-бы как у ДТ-75.

Трактористы, которым приходилось поработать на ДТ-54 и Т-74 сходяться все в одном мнении: зачем . было снимать такую надежную технику с производства, – там только кабину надо было поставить немного более комфортную. Хотя-бы как у ДТ-75.[/quote]
Тогда не пришлось-бы заводам выпускать тысячами трактора,эти до сих пор работали -бы.Над мною округа ржать начинает, когда выезжаю на своем Т-4. Говорят “Дрожь земли “начинается! Все давно на колесники пересели.Но вчера он в очередной раз послужил мне верой и правдой.Застиг в поле дождь.Пришлось КАМАЗ с прицепом груженые семенами и удобрениями общим весом порядка 29 тонн тащить 8км по полнейшему бездорожью до асфальта.Перед этим КАМАЗ засадили в балке. Попробовали вытащить т-150 – нихрена не получилось.”Утюг” спокойно взял и попёр. Вот вам и сдай в чермет.Гусеница есть гусеница.

Приветствую всех!
Вот позавчера пригнали второй “54-ку”. Своим ходом 15 км. Завёлся после трёх лет простоя как будто вчера работал. Вроде всё работает, время покажет. Купили по цене чер.мета. Прошлый его хозяин проникся нашим интересом к такой технике.

Технические характеристики трактора ДТ-54

В послевоенные годы в СССР восстановить сельское хозяйство и промышленность без помощи мощных тяговых машин было невозможно. Трактор ДТ-54, технические характеристики которого на тот момент достигли одних из лучших показателей, разработан на Сталинградском тракторном заводе еще в 30-е годы, но получил свое признание, как наиболее эргономичный и функциональный, в 1949 году. С этого момента стартуют его масштабное производство и постоянная модернизация. Техника также поставлялась в дружеские страны.

Трактор ДТ-54 имел дизельный двигатель мощностью 54 л.с.

Общие сведения, назначение, область применения

Дизельный трактор мощностью мотора 54 л. с. относится к 4 тяговому классу. Он поставлен на гусеничную базу, что позволяет справляться с нагрузками с различным знакопеременным значением. ДТ-54 – полноценный приводной трактор, который используется на всех типах работ:

  • сельское и лесное хозяйства;
  • промышленность.

Более поздние модификации получили увеличенную ширину гусениц, которая снижает давление на почву и позволяет использовать технику на болотистых и мягких грунтах.

Перечень работ, в которых был задействован ДТ-54:

  • вспашка, в том числе целины;
  • культивирование почвы;
  • косьба;
  • боронование;
  • посевная;
  • полив;
  • посадка деревьев.

Преимущества и недостатки

В течение всего периода производства использовалась тактика «обратной связи», с помощью которой введены технические усовершенствования:

  • ДТ-54 обладает простой конструкцией, высокой степенью ремонтопригодности.
  • Применение термической обработки для увеличения износостойкости (задней оси, декомпрессионного механизма).
  • Использование сплавов на основе алюминия (поршневая группа).
  • За счет применения легированных сплавов вес трактора ДТ-54 изменился, он был снижен на 25 кг.
  • Конструктивная преемственность моделей, поскольку модификации разрабатывались на одной базе.
  • Внедряется модульная система ведущих агрегатов и узлов, упрощается механизм управления.
  • Внедряются предохранительные накладки, дорабатываются конструктивные недоработки.

Ходовая часть трактора ДТ-54

Недостатки конструкции существовали, но постоянная работа над модернизацией позволила создать мощную и практичную технику. Тем не менее, сохранились:

  • тяжелое управление муфтой сцепления;
  • некомфортная кабина;
  • большой расход топлива на максимальной нагрузке (примерно 35-45%).

Модификации

Трактор ДТ-54 в работе в стандартных условиях зарекомендовал себя отлично, но большие площади подвижных, болотистых и песчаных почв требовали особого подхода к обработке, поэтому вскоре появилась модификация ДТ-54А, которая получила широкие гусеницы и уменьшенный вес. Давление на почву составило 0,41 кг/см². Впоследствии именно модель ДТ-54А получила несколько модификаций:

ДТ-54А-С1 — увеличенный спектр работ за счет устройства агрегатно-гидравлической системы раздельного типа (основные и выносные силовые цилиндры).

ДТ-54А-С2 — аналог предыдущей модели, без устройства для навесного оборудования, соответственно, и раздельной АГ системы.

ДТ-54А-С3 — модификация для работы только с прицепными механизмами.

ДТ-54А-С4 — полный аналог ДТ-54А-С1, но без выносных силовых цилиндров.

Технические характеристики всех модификаций

МодификацияНавесные гидроцилиндрыНавесная система для целевого оборудованияСиловые гидроцилиндрыКомплект АГ системы
ДТ-54А++++
ДТ-54А-С1++
ДТ-54А-С2++
ДТ-54А-С3++
ДТ-54А-С4++

Схемы с кратким описанием

Схематическое устройство трактора ДТ- 54

Трактор сконструирован по классической схеме и состоит из:

  • ходовой;
  • двигателя;
  • управления;
  • вспомогательного оборудования.

Устройство. Отличительные особенности

Четырехтактный бескомпрессорный двигатель Д-54 был заменен на усовершенствованный Д-54А с увеличенным ресурсом работы за счет использования алюминиевых сплавов, 2-ступенчатой очистки масла и воздушного потока. Запускается за счет бензинового мотора ПД-10. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндра с Ø 125 мм и ходом поршня 152 мм.

Одновременно с новым двигателем был установлен бак на 250 литров. При потреблении 205 г/час топлива хватало максимум на 1000 часов (при увеличении нагрузки время уменьшалось). Общий объем 7,4 литра, мощностью 54 л. с. обеспечивает крутящий момент 35 кГм 1300 оборотов в минуту.

Сцепление использовалось 1-дисковое сухое с 5 ступенями передач и ходоуменьшителем, который обеспечивает движение ТС на 10 медленных скоростях (с соответствующим увеличением тяговой силы). Техника развивает скорость до 7,9 км/час вперед и 2,43 км назад.

Трансмиссия состоит из муфты, КПП, заднего моста, соед. вала и конечной передачи, которая преобразует вращение ВОМ и ведущих колес. В моделях, выпущенных после 1956 года, задний мост сделан с раздельным управлением муфтами поворота и тормозами.

Подвеска трактора — с балансирными каретками. Гусеничная лента (41 звено) с цевочным зацеплением, имеет собственное колесо, приводящее ее в движение. Тормоза ДТ-54 бортовые, механические ленточного типа, мало подверглись трансформации.

Схематическое изображение двигателя трактора ДТ-54

Обслуживание и ремонт

Поскольку выпуск ДТ-54 и его модификаций завершен в 1979 году, а новых или моделей после капитального ремонта с использованием новых деталей теоретически нет, то такой важный момент как обкатка оборудования можно упустить. Обслуживание сохранившейся техники начинают с осмотра передней части:

  • наличие течи воды и масла из радиатора и смежных элементов;
  • крепление передней облицовки и шторки радиатора;
  • крепления, регулировка;
  • замена масла в трансмиссии (по таблице);
  • промывка картеров, масляных фильтров, центрифуги.

Левая сторона трактора проверяется так:

  • крепление подвижных элементов (щипка капота, крестовины вентилятора, натяжного мех-ма, конечной передачи, узлов ходовой);
  • крепление неподвижных элементов (левой стойки, бака радиатора, бруса, коллектора, фильтра, насоса гидравлики, распределителя гидравлической системы);
  • крепления поверхностных элементов (топливный бак, крышка моста, корпус тормозов, крепления деталей навесной системы).

После прохождения ТО проводится проверка двигателя в течение 5 минут на холостых оборотах. При замене поршневых колец, подшипников (шатунных, коренных) трактор подлежит обкатке на 1, 2, 3 передачах по 0,5 часа.

Замена масла производится каждые 100 моточасов. Замена смазки трансмиссионной – каждые 1000 часов.

После каждого осмотра и обкатки составляют акт приема-сдачи с занесением информации в паспорт.

Производитель

В массовое производство трактор запущен в 1949 году одновременно на трех заводах, а снят с производства поэтапно:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]