Как нарисовать японский сад

Японский сад – что это такое, история возникновения, образная символика, устройство и правила организация

Желая сделать на дачном участке японский сад, нужно разобраться в принципах планировки, используемых в восточном дизайне. Здесь нет привычных бетонных дорожек, он не похож на стандартные травянистые площадки для барбекю. Это маленький и гармоничный мирок, отлично вписанный в ландшафт, созданный специально для неспешного отдыха.

Что такое японский сад?

Философия восточного ландшафтного дизайна не всегда понятна европейцам, привыкшим постоянно переделывать природный пейзаж по своему усмотрению. Японский сад – это уголок участка, оформленный согласно древнейшей традиции, истоки которой заложены мудрейшими буддийскими монахами еще в VIII-XVIII в. Данный стиль отличается изящной декоративностью. В зависимости от разновидности такие сады могут быть наполнены цветущей зеленью или состоять преимущественно из песка и каменных элементов, образуя абстрактные композиций под открытым небом.

История японского сада

Данное стилевое направление в Стране восходящего солнца развивалось полторы тысячи лет. Историю о том, как возникал традиционный японский сад, можно разбить на следующие этапы:

  1. VI-VIII века – заимствование китайской традиции, которая особенно проявилась в оформлении окрестностей императорской столицы Нара. Основные элементы композиции – горы и вода.
  2. IX-XII века – в эпоху периода Хэйан происходит возведение столицы Киото. Появляется сад в японском стиле для чайной церемонии, в ландшафтном дизайне используются уже многие собственные изюминки.
  3. XV век – изобретение простой, но чрезвычайно оригинальной аранжировки для ниши токонома (алькова в стенах японского жилища).
  4. XIX-XX века – изобретение стиля Морибана (разновидности икебана). Оформление японских садов и домов происходит под заметным влиянием европейских веяний, повсеместно задействуются в садах широкие напольные вазы.

Образная символика японского сада

Рассматривая гармоничный восточный пейзаж, европейцам порой неизвестно значение многих его элементов. Философия японского сада будет понятней, если научиться читать зашифрованную восточными мудрецами информацию. Приведем примеры распространенных символов:

  1. Песчаная площадка, аккуратно расчесанная специальными грабельками – водная гладь с волнами.
  2. Садовые тропинки – жизненный путь.
  3. Плоские камни на дорожках – путешествие без преград.
  4. Небольшие камешки – холмы.
  5. Группа больших валунов – горная гряда.
  6. Окруженная камнями площадка с гравием – морской залив.
  7. Темно-коричневый гравий – земная твердь.
  8. Водопад – начало жизненного пути.
  9. Стриженые кусты – округлые горы.

Устройство японского сада

Оформление участка в данном стиле хоть и выглядит порой хаотично, но подчиняется установленным правилам и приближено к природным формам. Желая на дачном участке получить эффектный японский сад, ландшафтный дизайн следует обустраивать согласно общепринятым правилам. Для данной цели используются соответствующие аксессуары и разновидности растительного мира.

Растения для японского сада

Стильный дворик в восточном дизайне нельзя представить без определенных кустарников и деревьев. Не все виды дальневосточной флоры нормально приживаются в нашем климате, поэтому некоторые сорта зелени можно заменить альтернативными местными экземплярами. Желательно, чтобы японский ландшафтный сад населяли следующие растения:

  • сакура;
  • боярышник (мягкий, Арнольда, морденский, кроваво-красный);
  • сосна (шаровидная или шаровидно-раскидистая);
  • туя;
  • пихта;
  • калина;
  • лапчатка;
  • рододендроны;
  • кальмия;
  • клен;
  • крушина;
  • бамбук.

Травы для японского сада:

  • мискантус;
  • дихантелиум;
  • хаконехлоя;
  • императа;
  • мхи;
  • камнеломка;
  • примулы;
  • купальницы;
  • морозники;
  • осока.

Помимо растительности существуют и другие специальные элементы, придающие облагороженной территории стильный восточный вид. Чтобы японский сад приобрел требуемый облик, нужно его наполнять знаковыми атрибутами, без которых участок будет выглядеть простой ухоженной лужайкой с подстриженным газоном. Список основных элементов для воплощения задуманного:

  1. Мост в японском саду – обязательно изогнутой формы, символизирует непростой жизненный путь человека.
  2. Цукубай – каменный массивный сосуд для омовения.
  3. Скульптуры в японском саду – статуи Конфуция и Будды, изваяния языческих божеств, птиц и животных. Фигуры устанавливаются на подставки и постаменты, имеют размер от 0,3-1 м.
  4. Пагода – число ярусов 3-13 (всегда нечетное число). Можно использовать символическую скульптуру пагоды вместо полноценной постройки, в этом случае она должна быть выше камней, но ниже мостика.
  5. Колокольчики стеклянные, металлические или медные.
  6. Бамбуковая изгородь.
  7. Японские каменные фонари – юкими-гата, тачи-гата, оки-гата, кацуга, икекоми-гата.

Правила японского стиля

Данная разновидность ландшафта кардинально отличается от привычных для нашего взора пышных европейских садовых композиций. Японский сад обустраивается согласно традиционным правилам, но хозяевам участка остается место для фантазии. Например, даже обязательное присутствие водной глади можно воплощать в символической форме, сооружая альтернативные сухие пруды и ручейки из калиброванного или речного гравия.

Особенности японского сада:

  1. Максимально природные очертания всех элементов декоративного оформления без использования строгих линий. Например, если выкладываете каменную дорожку, то делайте ее извилистой.
  2. Обязательное сочетание воды и грубого камня.
  3. Окраска растительности и аксессуаров преимущественно сдержанная.
  4. Японский сад прогулочного типа создается для созерцания, а не для активного отдыха, здесь всегда имеется открытая площадка для медитации.
  5. Пейзаж должен выглядеть гармонично круглый год.
  6. Использование восточных аксессуаров.

Виды японских садов

Таинственный и для многих диковинный восточный ландшафтный дизайн имеет несколько разновидностей. Японский мини-сад можно сделать холмистым, равнинным или пересеченным (воспроизведение в миниатюрной форме гористой местности). В зависимости от вариации основными атрибутами становятся разные элементы – камни, зеленые насаждения, павильон в восточном стиле.

Виды японских садов:

  1. Сад деревьев.
  2. Японский сад Цубо.
  3. Чайный сад.
  4. Сад камней.

На японском одно из значений данного слова обозначает меру площади в 3,3 м², поэтому здесь идет речь о крайне миниатюрной композиции. Создание японского сада в данном виде имеет цель – получить в тесной городской обстановке крохотный кусочек природного ландшафта. В оформлении используются мхи. Из больших растений на крохотном клочке высаживается лишь один вид, часто им является бамбук. Можно установить стильный каменный фонарь и выложить в дворике дорожку из камней.

Сад камней

В этом исполнении камень является не простым строительным материалом, а сакральным элементом. Важность играют не геометрические формы глыб, а их расположение. Японский сад камней изначально создается для созерцания, он помогает сосредотачиваться и мысленно вызывать нужные образы. По форме валуны делятся на лежачие, плоские, изогнутые, статуи и вертикали. Фактура и цвет материала играет роль, в Японии используются следующие породы:

Гравий в саду камней обозначает водную гладь, с помощью бороздок создаются кольцевые круги на поверхности. Галькой засыпается свободное пространство. В оформлении используется семиугольная сеть условных линий, где глыбы располагаются на разных точках пересечения. Если в одних точках обозрения можно созерцать все объекты сада, то в других точках некоторые символические валуны будут не видны.

Сад деревьев

Чем миниатюрнее площадка для разбивки, тем менее рослые высаживаются на ней деревья. Нередко применяются специальные приемы агротехники, ограничивающие рост саженцев. В ландшафте не используются пестролистные представители флоры. Кустарники подбираются таких видов, чтобы они подходили для нужной формировки. При стрижке растениям придается естественная форма. Японский садик должен отлично просматриваться из окон дома. Широко используются в ландшафте декоративные элементы – изгороди, фонари, мостики, ритуальные изваяния.

Чайный сад

Назначение садовой композиции – помочь человеку отбросить в сторону помыслы о суетливом мире. Приближаясь к тясицу (чайному домику), расположенному в идеально украшенном месте, человек постепенно готовитесь к церемонии. Японский сад на даче оформляется в стиле поросшего растительностью горного склона. Природные элементы располагаются в порядке, имитирующем естественную среду. Тясицу устанавливают в глубине сада, вход в помещение традиционно ниже среднего человеческого роста. Украшается домик скромно – картиной в ретро стиле, букетами цветов, свитком с иероглифами.

Японский настольный садик

Миниатюры в восточном стиле постоянно в моде. При желании можно соорудить собственный настольный японский сад камней для украшения гостиной или кабинета. При изготовлении крохотных композиций валуны заменяются галькой, гравий – мелким речным песком, кусты с деревьями – неприхотливыми комнатными растениями. Контейнер лучше делать из дерева, его размер зависит от места установки. Можно украсить садик статуэткой Будды или другими восточными символами.

Сад в японском стиле своими руками

Создание гармоничной ландшафтной композиции требует средств и времени, но в результате получается идеальное местечко для созерцания и умиротворенного времяпровождения. Рассмотрим пример, как посадить японский сад на небольшом дачном участке:

  1. Спокойный отдых требует возможности уединения, поэтому площадку для медитации требуется укрыть от взоров живой изгородью, стильным дощатым или бамбуковым забором.
  2. Водоем при наличии хорошего финансирования можно воплотить в виде настоящего пруда.
  3. Альтернативный вариант природного водоема – «сухой» ручей из гальки и песка.
  4. Прогулочные тропинки прокладываем в виде извилистых линий, проходящих по периферии японского сада.
  5. Дорожки обустраиваем из каменных плиток или древесины.
  6. На территории можно использовать скамейки, установить мостик.
  7. Традиционным элементом для восточного сада является чаша тсукубаи – каменная емкость высотой 20-60 см для омовения.
  8. Водопроводные шланги желательно скрыть под землей или за насаждениями.
  9. Среди растений в японском ландшафте доминируют некрупные хвойные деревья и вечнозеленые кустарники.
  10. В суровом климате можно посадить иргу вместо сакуры, цветущие яркие представители флоры используют редко и в ограниченном количестве.
  11. Устанавливаем декоративные элементы – фонари, статуи, пагоду, чайную беседку.

Мастер-класс «Японский пейзаж»

Белёва Наталья
Мастер-класс «Японский пейзаж»

Мастер – класс «Японский пейзаж»

Цель: дать представления о монохромной живописи Японии

Обучающая – научить изображать японский пейзаж.

Развивающая – развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному.

Воспитательная – воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.

Для учителя – проектор, презентация «Японский пейзаж», бумага, тушь, кисти, музыкальное сопровождение.

Для учеников – подготовленная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки,

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.

Ход урока:

1. Мотивирующее начало. – Здравствуйте, ребята.

– Коннишива -это приветствие на языке той страны в которую

я приглашаю вас совершить путешествие. Её часто называют страной восходящего солнца. Догадались что это за страна? Правильно – это Япония. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Как вы думаете какова будет наша цель (познакомиться с монохромной живописью Японии и научиться изображать японский пейзаж)

2. Актуализация знаний.

Что мы знаем про Японию?

Япония находится в восточной части света. Это страна зеленых гор и морских заливов. Япония расположена на островах. Люди прозвали свою страну Ямато, что обозначает “путь гор”. Горы занимают большую часть территории. С высоких гор бегут к морю быстрые реки, журчат водопады. На островах находится самая высокая гора Японии – Фудзияма. (Показ нескольких слайдов с изображением Фудзиямы) Её считают священной. Это действующий вулкан. Десять месяцев в году вершина его покрыта снегом. Япония – страна туманов, вся природа кажется покрыта волшебной дымкой.

– Ещё задолго до появления письменности в быту японцев прочно укоренился обычай коллективно любоваться наиболее поэтическими явлениями природы. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. Весной – цветением деревьев. Осенью – багряной листвой горных клёнов и полной луной. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. Теперь этому искусству учат всех японцев. В школе есть особый предмет – искусство любования.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо в чашечке цветка.

-Послушайте стихотворение об этой удивительной стране японского поэта:

«Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.»

-Такие короткие стихи из трех строчек в японской поэзии называются хокку. Размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик.

-Какое дерево воспевается в этом хокку?

-Цветущая вишня сакура – символ Японии. Весной семьи выезжают за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. День сакуры стал национальным праздником в стране.

3. Японская живопись.

Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы.

– Рассмотрите картины японских художников и определите их жанр. (Пейзаж).

Японская живопись – это абсолютно уникальное направление в мировом искусстве. Оно существует ещё с древних времён, но как традиция не утратило своей популярности и способности удивлять. Традиционный японский пейзаж – горы, туманные острова. Обычно вместе с горами художник изображает какое-то растение на переднем плане: цветущую сакуру, причудливого изогнутый ствол вековой сосны или плакучую иву у воды. Часто в пейзаже можно встретить изображение японского храма – пагоды или домика на сваях – японской хижины. В море или на реке можно увидеть рыбачью лодку – джонку. Человек у японцев играет второстепенную роль, он лишь маленькая частичка природы. Как правило, изображён не крупным планом, а в виде одинокого отшельника у своей небольшой хижины или у горного ручья или у причудливого изогнутого ствола вековой сосны.

Суми-э – тип монохромной живописи, похожей на акварель. Отличие живописи суми-э в том, что в ней преобладает черный цвет, а также широкая гамма оттенков черной туши, растворенной в воде. Простота, выразительность, изящество — именно так художники характеризуют технику японской живописи. Благодаря богатой палитре оттенков разбавленной туши создается объем. Контраст в атмосфере картины – ещё одно замечательное качество японской культуры. В нем вся суть японской философии. буйное цветение жизни и ее мимолетность.

-Чем еще украшали художники свои пейзажи? (иероглифами) Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением.

Краткая история живописи суми-э. Исторически суми-э зародилось в Китае. В Японию суми-э было принесено странствующими буддийскими монахами на рубеже XШ-XIVвеков. Они изображали пейзажи, ущелья, горы, пещеры. Японские монахи использовали только черную тушь, поскольку считали, что черно-белое изображение требует большего напряжения сил, способствует развитию концентрации и внимания. Художник не стремится заполнить весь лист бумаги. Изображение отличается легкостью и изяществом. Главное, чтобы рука была свободной и гибкой.

4. Самостоятельная работа.

1. Выполняется набросок пейзажа

2. Работа тушью. В японской живописи много белого. Это цвет, который не воспринимается как пустота, а является равнозначным черному.

Работать стоит мокрой или полусухой кистью. Если влаги слишком много, ее нужно удалить салфеткой, иначе тушь на бумаге может неконтролируемо растечься. Ведя кисть по бумаге, не стоит надолго задерживаться на одном месте, чтобы тушь не успела чрезмерно впитаться.

Я желаю Вам творческих успехов, вдохновения и приступаем к практической работе под звуки японской музыки!

Давайте глубоко вдохнём, расправим спинки и медленно выдохнем. А сейчас закройте глаза и представьте что вы рисуете окружность глазами. откройте их и представьте что ваши реснички- это крылья бабочки, покажите как крылышки порхают. А теперь представьте, что ваши руки – это цветок лотоса – давайте покажем как он открывается и закрывается.

– Ребята, предлагаю вам подписать свою картину, используя иероглифы.

– Итак, ребята, вы славно потрудились. Вспомните, какую цель мы ставили? Достигли ли мы цели урока?

– Давайте начнем наш маленький фестиваль любования японскими пейзажами (показ по рядам). Любуемся своей работой и работой друг друга, потому что помним: «уметь рисовать – искусство, но не меньшее искусство – уметь любоваться готовым рисунком».

Ученики проводят самооценку.

– Сегодня я узнал.

– Какое настроение у вас в конце занятия? Понравилось вам занятие?

Спасибо (Оригато) вам за творчество и увлечённость искусством! До свидания!

Картина панно рисунок Мастер-класс Педагогический опыт Рисование и живопись Японский пейзаж Гуашь

Рисунок на тему “Страна восходящего солнца” 4 класс. Работа выполняется два урока. Основные элементы для создания образа Японии: солнце, море, гора-вулкан Фудзияма, цветущая сакура.

Материалы: гуашь – достаточно восемь красок (коричневой и зеленой я не пользовалась), кисти разных размеров.

1 урок.
Большой кистью намечаем солнце -желтая, белая, красная. На фон неба наносим голубой цвет, к низу больше белого. Белую краску спускаем ниже середины. Горизонт будет выше середины листа.

Море – голубой и синий, можно фиолетовый цвет. К низу краска ярче и чище. Краску наносим горизонтально. Оставляем незакрашенные пятна для берегов.

Берег-серый и черный цвета

Гора на горизонте – серый и синий разбелить.

Подножие горы слегка размыть, добавить немного тень синим. На гору положить “снег”. Почиркать блики солнца на воде тонкой кистью.
В таком виде работу оставляем сушить до следующего урока.

Урок 2
Рисуем пагоду на дальнем берегу тонкой кистью. Цвет красный. Цвет можно взять любой, главное, чтобы хорошо смотрелся на фоне моря. Начинаем с крыши – рисуем треугольник, вытягиваем макушку и загибаем уголки, получилась шлапа. Рисуем стену – прямоугольник.

Пагода похожа на пирамидку. Чередуем крыши и стены. Высота пагоды и количество ярусов могут быть разными.

Получилось четыре этажа. При желании можно ещё нарисовать пагоду.

Закрашиваем стены. Лучше другим цветом. У меня охра. Пагода должна подсохнуть.

Нарисуем дерево средней кистью. Используем черную и оранжевую краску.

Тонкие ветки – тонкой кистью.
В начале солнце было ярким, теперь разбелим его и в небе наметим облака. И на вершину вулкана положим ещё белую краску.

Украсим пагоду простым рисунком – окна, двери, узоры-линии. Используем тонкую кисть и синюю краску. Синей или фиолетовой положим тень от пагоды.

Немного пробежимся по морю также синей краской, показывая небольшое движение воды, тень берега. Желтой и оранжевой краской и средней кистью пройдемся по берегу, намечая камни и неровности.

Теперь можно нарисовать цветы на сакуре. Большой кистью методом тычка.

Формируем ветки. В конце можно добавить розовый цвет. И другие детали.
Рисунок закончен.

Детям я всегда предлагаю дополнить рисунок ещё чем-то. К этому рисунку хорошо подойдет фигурка девушки в кимоно. Мы делаем куколку с технике оригами и наклеиваем на пейзаж.

Палитрой я пользуюсь очень мало. В основном, когда работаю с черной краской, она очень сильная и может заглушить нужные цвета.

Спасибо за урок! Очень интересно, беру в копилку, может пригодиться – люблю рисовать!

С чего начать создание японского сада

Прежде чем приступить к разработке проекта японского сада, вам нужно определиться с его типом и составить список тех элементов, которые там необходимы. Может быть, в последующем, вы даже откажетесь от некоторых из них, но это вам поможет понять, что в оформлении вашего японского садика будет самым важным для вас. Задумали ли вы всерьез создать настоящий японский сад или хотите просто включить многие интересные черты и детали восточного стиля в европейское оформление сада, используя их как декоративные элементы? Чаще всего типичного японского сада в нашей стране не получается, ведь и климат, и ландшафт, и выбор растений совсем другие. Да и в этом ли только дело? Если философия восточного сада далека от вас и непонятна, возможно, вам стоит выбрать другое направление?

Работу по обустройству сада облегчит заранее выработанный план. Когда вы продумаете все до мелочей, вам будет намного легче справляться с трудностями и вопросами, которые будут возникать по ходу воплощения вашей задумки в жизнь.

Давайте рассмотрим основные этапы и элементы устройства сада в восточном стиле.

  1. Планировка и разбивка на зоны и участки. Планировка полностью зависит от ваших целей и желаний. На этом этапе нужно решить, для чего вам нужен японский сад, что вы в нем будете делать и чем заниматься. Из обязательных элементов наверняка будут присутствовать патио, дорожки и тропинки, сад камней, газон, пергола, декоративные украшения, водоем и, конечно же, растения. Продумайте также, нужны ли вам фруктовые деревья (сад), огород, место для сушки белья, хозяйственные постройки, теплица или парник, компостная яма, гараж и др. А также, продумайте, каким образом все это будет располагаться, не нарушая гармоничности и красоты сада в восточном стиле.
  2. Водоем. В процессе планировки вам необходимо понять, каким именно будет ваш водоем. Его форма ни в коем случае не должна принимать никакие геометрические фигуры, она должна быть неправильной формы. Для чего вы создаете водоем, чтобы созерцать его, сидя на лавочке, или находясь в доме, из окна или с веранды, а может быть с высоты второго этажа? Вы хотите слушать звук падающей, льющейся или текущей воды? А может быть вам нужен звук мерно капающих капель воды и шуршания околоводных растений на ветру? Продумайте растения, которыми вы украсите ваш водоем. Какая отделка будет у водоема, или может быть, вас устроит как альтернатива сухой ручеек?
  3. Выбор и посадка растений. Как правило, это некрупные хвойные растения интересных форм и линий, различные кустарники и кустарнички, многолетние цветы. Все растения должны быть неяркими и нетривиальными. Гармонично впишутся среди таких растений декоративные травы и почвопокровные растения. А еще ирисы, хризантемы, пионы и лилейники в обязательном порядке, но в не большом числе.
  4. Декоративные элементы. Украшения в саду восточного стиля имеют немалое значение и к их выбору нужно отнестись с трепетом и пониманием сути того или иного элемента. Прежде всего, это фонари, мостики, беседки, одиночные крупные камни или группы камней, скульптуры и фигурки из бронзы, декоративные элементы с резьбой по дереву, ограды из бамбука, ворота, стены и изгороди. Каждый из перечисленных декоративных элементов нуждается в пространственном пояснении, потому что само назначении этих элементов наполнено глубокой смысловой, символической или функциональной нагрузкой. Помните, что в саду восточного стиля нет случайных деталей. Материалы для изготовления декоративных элементов стоит подбирать только из камня, дерева или металла. Никакого пластика, гипсокартона и тому подобных современных изобретений человечества.

В японском саду могут быть и совсем непривычные для непосвященного человека вещи, такие обычные для восточного человека:

Цукубаи – каменная чаша с водой наподобие бочки из цельного натурального камня, японский бассейн ритуального назначения. Применяется в качестве важной части чайной церемонии для омовения и очищения.

Пагоды – башни из нескольких ярусов с культовым характером (количество ярусов обязательно нечетное). Форма пагоды – геометрическая (квадрат, круг, шести- и восьмиугольник), материал – дерево или камень.

Яцухаси – мостик зигзагообразной формы с количеством полотен 5 или 8, который символизирует непростой путь постижения истины сути бытия. Его можно устанавливать над растениями, водоемом или газоном. Это красивейший элемент японского сада.

Задумав тот или иной элемент, узнайте о нем больше, проникнитесь его смыслом и найдите для него достойное место в вашем японском саду.

В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как появились в Японии сады камней

Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.

Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.

Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» – появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.

Знаменитые японские сады камней

Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.

Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.

Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.

Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.

Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.

Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.

На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».

Символы японского сада камней

Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.

С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.

А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сад в японском стиле: принципы построения, концепция и идеи

Кто не мечтает о традиционном японском саде? Компактный, яркий и уютный, он способен придать любому уголку участка уникальность и передать традиции востока.

Японский стиль как ландшафтное направление возник в 8-18 веке, позаимствовав основы у Китая. Главные отличия в оформлении стилей – пространство. В Китае ландшафтный стиль – это всегда парки и обширная территория. В Японии же принято минимизировать пространство. Но всё же, величественные дворцы и храмы также нуждались в благоустройстве, поэтому на сегодняшний момент сад в японском стиле может быть:

– для жилых помещений

– сады для чайных церемоний

Дворцовые территории подразумевают под собой огромное пространство для восстановления сил и прогулок, поэтому часто на них можно увидеть пересечение множества дорожек и небольшие павильоны, которые помогают созерцать красоту вокруг. Храмовые же предназначены больше для медитаций и созерцания, поэтому ландшафт отличается умиротворенностью и изыском.

Сады для жилых домов всегда примечательны маленькими размерами (3-5 метров) и часто являются копиями ландшафтов. А вот территория для чайного домика представляет собой как бы проход от повседневности в духовный мир, поэтому он должен быть декоративен круглый год. По весне это плодовые деревья и кустарники, летом – самые красивоцветущие цветы, по осени территорию должен украшать клен, а зимой – красивое сплетение ветвей. И только где-то в глубине сада можно заметить тропку, которая ведет непосредственно к домику. Символика японского сада поражает воображение: тут и простор, и игра цвета, и традиции со своим смыслом, и гармония. Сам чайный домик небольших размеров с заниженным дверным проемом, который каждого гостя заставляет приклониться, тем самым намекая на равенство всех людей.

Есть и другие категории японского стиля:

По типу рельефа:

По типу доминирования композиций:

По сложности исполнения:

– «син». Сад, наполненный различными композициями: камни, вода, мох и т.д.

– «со» Неполная форма, при которой используются отдельные декоративные элементы, но они обязаны составлять гармоничную общую картину, а также быть целостностью по отдельности.

– «ге» В таком саду за основу берутся одиночные элементы, которые вместе создают целостную картину. Весь ландшафт вокруг как бы является частью главных акцентов.

Кокэдэра или «сад мхов». Считается самым древнейшим садом, возведенным еще в 14 веке. Основная цветовая палитра – зеленые оттенки – успокаивающие и умиротворенные. Посреди сада – озеро с небольшими островками, которые создают атмосферу покоя и уединения.

А вот самый знаменитый сад камней – Тэнрюдзи в Киото состоял преимущественно из кустарников и камней, которые располагались так, чтобы они сменяли друг друга цветением круглый год. Очень часто сад камней представляет собой территорию, засыпанную гравием, создающим геометрические поверхностные волны, напоминающие море.

Если сад камней находится на территории храма, служители каждый день по несколько раз выравнивают волны и дорожки, чтобы не нарушилась целостность линий. Каждый наблюдающий в разное время года и при уникальном освещении видит в этих композициях что-то индивидуальное и уходит в глубокие размышления.

Сад воды. Согласно древней религии Японии – синтоизму, всё вокруг: камни, растения, водоемы являются обитанием невидимых духов – ками. Сад воды, прежде всего, это умиротворение и покой: пруды, водоемы, журчание воды, шепот пересекающихся потоков. Считается, что вода отгоняет злых духов, помогает разгрузиться от повседневности и вносит в сознание просветление. На сегодняшний день в Японии сохранилось множество садов воды, таких как Сюгаку-ин, сад дворца Кацура, Кинкакудзи. Все они находятся под охраной и надзором.

Каковы же основные принципы и правила при создании сада в японском стиле?

Так как японские традиции складывались веками, дизайн японского сада представляет собой сложную систему, в которой любой отдельный элемент и композиция по-своему важен и несет в себе особый смысл. Главная цель – добиться максимальной гармонии и создать пространство для созерцания красоты.

1. Принцип простоты и максимальной отдачи. Японцам нет равных в создании минималистичных садов, несущих необъятность мироздания. Увидев маленький японский сад, можно окунуться в атмосферу, наполненную легендами, традициями и духовностью.

2. Естественность на первом месте. В Японии природа и всё что ей создано считается идеальностью. Её можно довести до совершенства, внести индивидуальность, но нельзя создать. Так, например, вы никогда не увидите в японском стиле водоемы квадратной или прямоугольной формы.

3. Асимметрия. Композиции и элементы декора в пространстве располагаются ассиметрично. Даже при стрижке растений японские садовники держатся данного принципа, подстригая крону неравномерно.

4. Вода. В большинстве садов водоем – незаменимая часть ландшафта, так как вода символизирует жизнь и перемены. Это своеобразный «двигатель» сада, на котором основываются многие концепции.

5. Нечетные числа. Всё, что в множественном количестве присутствует в саду должно быть нечетным. Это заимствовано, прежде всего, из религии японцев, которые к слову очень суеверны и верны религии.

6. Естественная цветовая палитра. В японском стиле зеленый цвет является доминирующим, вы не найдете в нем преобладание другой гаммы, поэтому основные акценты создаются благодаря экспериментам с текстурой хвои и листьев. Цветовые акценты часто используются только для подчеркивания сезонов года.

7. Больше свободного пространства. Чтобы самостоятельно добиться должного эффекта в создании японского сада, необходимо помнить о пространстве. Никакой пышности и шика – пространство должно олицетворять свободу.

8. Садовые дорожки. У многих садоводов возникают вопросы именно на данном этапе построения японского сада. В Японии дорожки часто являются не только элементами зонирования, но и произведением искусства. Часто это плавные волнообразные тропы, которые при каждом повороте открывают взору что-то новое.

9. Уединение. Как мы разобрали выше, японские сады часто используют для осмысления жизни, медитаций и уединения. Именно поэтому часто их скрывают от чужих глаз, чтобы подчеркнуть атмосферу.

10. Направленность. Психологически, так уж сложилось, что взгляд человека имеет направление: слева направо. Данное правило также работает при расположении элементов, не стоит о нем забывать. Например, правильно составленная композиция из камней, играющая со взглядом зрителя, способна внести глубину в любое пространство.

Самые главные принципы мы разобрали, но всегда стоит помнить, что наша цель не скопировать японский сад, а сотворить что-то особенное, уникальное и индивидуальное, не теряя традиции и духовность Японии, даже если элементы считаются не слишком характерными для стиля.

Цель и направление японского сада.

Японский сад – это уникальное произведение искусства в ландшафтном благоустройстве. Природа для японцев с древних времен символ красоты, умиротворения. Религии, философии и идеи плотно пересекаются с окружающим миром. Прежде всего, это скрытый от повседневности уголок, который помогает помедитировать, привести мысли в порядок, полюбоваться красотами и обрести покой. Всё, что скрыто в природе обладает магическими силами, которые направляют каждого человека на свой путь. Природа помогает познать себя, так как является фундаментом человечества. Сад – особое место для любого японца, что и пытаются интерпретировать архитекторы японского стиля.

МАФы японского сада.

Камни в японском саду.

При создании любого сада основой является скелет, состоящий из основных элементов и второстепенных, которые служат дополнением. Камни – и есть скелет японского сада. Ещё с давних времен они символизируют мужское начало «янь». Разнообразие форм, размеров и текстуры камней помогают проявить самую смелую фантазию: и высокие вертикальные, и низкие вертикальные, арочные, лежачие, круглые, с углами – на любой вкус и цвет. Возвращаясь к принципам японского сада, напоминаем, что лучше использовать их в нечетном количестве: 3,7,9. И обязательно экспериментируйте с размерами: так получится изысканнее и интереснее.

Камни подбирают по форме, цвету, структуре. Необходимо обратить внимание не на искусственные, обработанные камни, а на естественные формы, которые встречаются в природе. Идеально смотрятся необычные камни, имеющие отверстия, слегка покрытые естественной ржавчиной или мхом, а также подводные представители – из рек и озер. Для усиления эффекта их располагают с наклоном к земле или слегка присыпают грунтом.

Вода в японском дизайне.

Как мы говорили ранее, водной глади японцы придают особое значение. Если камень характерен для мужского начала, то вода это женское «инь». Это символ жизни, движения и покоя одновременно. Вода в японском саду реализуется в качестве пруда, ручья или водопада. Также уместно использовать «сухой ручей», но не допускается оформление фонтанами неестественной формы.

Пруд. В основном им оформляют большие сады. Форма – естественная, со своими закругленными краями и впадинами. Уровень водной глади должен совпадать с берегом, исключая применение облицовки. Берега декорируются в естественном стиле, создавая зеркальные картины на поверхности воды.

Ручей. Требует гораздо меньшей площади, может характеризоваться спокойным штилем, или бурным течением.

Считается самым популярным водоемом. Обратите внимание на предложения на рынке: есть водопады и переносные, и для маленьких садов – главное, чтобы присутствовал шум воды. Очень часто для его оформления применяется один основной камень, по которому течет струя воды и два более компактных камня, которые имитируют русло.

Сухой ручей в японском стиле.

Доступная альтернатива водоему. Он может быть как спокойным, так и раскрываться в бурный поток. Для этого нужно просто расчистить площадку и высыпать гравий или щебень, нанеся граблями рисунок.

Японский сад – растения, как переход от одного сезона к другому.

Как и во многих садах, растения несут в себе какую то смысловую нагрузку. Их подбирают не только с учетом микроклимата, но и для передачи решений и идей. Задача растений японского сада – передать смену времен года. При выборе саженцев помните, что японцы очень редко используют экзотические растения, выбирая преимущественно знакомых, местных представителей. Несмотря на то, что в средней полосе многие из этих растений не смогут комфортно произрастать и зимовать, всегда можно подобрать аналоги, которые прекрасно впишутся в композицию и не доставят особых хлопот.

Дорожки в японском стиле.

Извилистые тропы также являются скелетом сада. Они уводят человека в самые удивительные уголки территории, направляя его взор и как бы управляя временем. Дорожки в японском саду могут быть из любого материала, различных форм и размеров для каждого участка. В основном это камни, но могут использоваться и спилы, бревна и доски. Независимо от того, какой формат вы выбрали, дорожки не должны быть с резкими поворотами и углами.

Не менее важный декор японского сада – фонари.

Игра цвета, форм и оттенков… Как же приятно ходить вечером среди фонарей! Их используют в композициях с дорожками, растениями, камнями. Рынок на сегодняшний день предлагает огромный выбор освещения: и скрытые от глаз светильники, и величественные царские подсвечники, и открытые фонарики, напоминающие по форме домики – на любой вкус. При установке стоит обратить внимание на то, что японские фонари для сада применяются не только в качестве украшения, но и раскрывают вечерний сад, подчеркивая изящность и уникальность.

Ограждения в японском саду.

Не менее важным в саду является зонирование. Разделить участок на зоны, чтобы не спеша гулять по нему и открывать новые границы – затруднительный, но увлекательный процесс. В японском саду часто используются бамбуковые заборы, изготовление которых в Японии считается особым искусством. Также стоит обратить внимание на заборы из плетеной ивы.

Арка на входе в японский сад.

Будет намного интереснее, если вход в ваш японский сад будет украшать арка. Главное – грамотно подобрать для нее место. Беседки и другие сооружения для отдыха часто располагают на открытом пространстве, чтобы подчеркнуть их выразительность. Они могут реализоваться как из дерева, так и быть плетеными из бамбука. Очень ценится в оформлении зон отдыха – простота, без малейшего намека на излишество.

Декоративный мостик в ландшафтном дизайне японского сада.

Декоративный и функциональный мостик – очень изящный элемент декора, который притягивает к себе взгляды. Как только речь заходит о японском мостике, представляется изогнутый небольшой красный мост, но таковой можно отнести больше к китайскому. Для японского стиля больше характерны зигзагообразной формы или подвесные мосты из бамбука, камня или дерева.

Как мы говорили выше, для японского сада очень большую роль играет свободное пространство и чем его больше, тем гармоничнее выглядит окружение. Как правило, пустоты заполняются мхом, корой, или низкими, неброскими почвопокровными растениями.

Главные правила построения японского сада.

Для создания настоящего японского сада нужно запомнить несколько особенностей размещения основных элементов. Если вы будете им следовать, то вы не ошибетесь.

1. Дизайн должен соответствовать и подчиняться саду, а не наоборот.

2. Необходимо найти единственно правильное место всем элементам сада: камням, деревьям, декоративным украшениям.

Читайте также:  Стеллаж для рассады с подсветкой
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]