Топиар из самшита
Живые изгороди, украшенные шарами, пирамидами и конусами, зеленые ступени, арки и колонны, сложные скульптурные формы не теряют популярности в течении сотен лет. Стриженые растения – обязательный элемент регулярного парка в классическом стиле, но они будут уместны не только в садах регулярной планировки – их можно включить в композицию пейзажного сада и, конечно же, без них не обойтись в парадной части участка.
Историки ландшафтной архитектуры считают что первые образцы затейливо стриженых кустарников появились в садах Древнего Рима, и позже этот дизайнерский прием распространился по Европе.
По крайней мере об этом свидетельствуют письменные источники. Хотя, возможно, римляне не были изобретателями этого искусства, оно может быть пришло из стран Средиземноморья или Ближнего Востока. В любом случае истоки затерялись в глубине веков. Художественная фигурная стрижка деревьев и кустарников, в результате которой появляется настоящая зеленая скульптура, называется топиарным искусством. Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius -“садовник ландшафтного орнамента”. Сад, где собраны такие живые скульптуры, – это топиарий.
Самый простой и распространенный в силу своей практичности вариант топиарного искусства – это стриженая живая изгородь. Сформировать живую изгородь правильной формы и поддерживать в течение многих лет ее красоту – такая же непростая задача, как создание идеального газона, поэтому ее вполне можно назвать произведением топиарного искусства. Но часто хочется чего-то большего, чем просто ровная зеленая стена. В руках мастера кусты и деревья превратятся в простые или сложные геометрические структуры, фигуры животных, а может быть, и в совершенно абстрактные образы. Простейший способ завести в саду изысканную живую скульптуру – это приобрести уже готовое растение. При выборе важно учитывать не только видовую принадлежность растения, форму стрижки, но и происхождение.
Сейчас в садовых центрах можно встретить готовые стриженные растения самых разных форм: от ставших уже традиционными спиралей, пирамид, кубов, конусов и шаров до сердечек и абстрактных фигур.
Украинские новеллы о топиаре
При выборе топиара, подходящего для украинского климата, надо обращать внимание на то, чтобы ствол самшита был закрыт ветками, оптимальна стрижка – в форме шара, куба, пирамиды и конуса. Спирали – март, апрель нужно закрывать от солнца. Штамбовые самшиты с высоким голым стволом с большей вероятностью без укрытия могут вымерзнуть зимой. Купить стриженое растение несложно, но уход за ним – дело хлопотное. Каждая стрижка стимулирует рост побегов, и чем больше вы стрижете, тем плотнее будет стена . Но когда вы освоите это занятие, на своём опыте проверено, увлекает даже больше, чем стрижка газона.
Часто мы слышим мнение, что такие растения часто не слишком хорошо переносят нашу зиму, но эти высказывания, как правило относятся к сложным топиарам, привезенным к нам из европейских питомников 8-7 зоны. Это не касается самшита, 300 лет выращиваемого в Украине. Это не просто слова, наш самшит покупают не только из-за низкой цены. Если мы в течении 30 лет выбирали для размножения самые морозостойкие экземпляры, а растения с малейшими признаками обморожений просто были исключены по правилам интродукции. В России самшит, тис, тую восточную и штамбовые формы нередко приходится наклонять, прикапывать и укрывать до весны. Но в Украине ничего этого делать не нужно.
Следует признать, что украинские питомники, на сегодняшний день, могут удовлетворить только 10% потребности рынка в топиаре. В товарных количествах доступны только самые популярные формы (шар, конус). А свято место пусто не бывает. Но если Вы планируете использовать в своём ландшафтном проекте топиары из Европы, обязательно приготовьтесь к страшным процентам падежа от перемены климата. Мы не завозим самшит из за рубежа, но по опыту коллег – это 50%. При этом, если растение выжило, совсем не значит, что оно сохранило форму. На фотографиях легко заметить, что растения живые, но толку от них уже не добиться никакой стрижкой или химическими реанимациями.
Ниже – реальные фото, сделанные мною весной 2011 после зимы 2010 года, только на одном объекте в киевской области, не прижилось самшитов и тисов простых стриженых форм на 60 тыс. долларов, завезенных из западной Европы. Мы поставляли на этот объект другой самшит – для ковровых узоров, поэтому смею Вас заверить, что фирма и люди, инпортировшие и садившие эти растения – профессионалы своего дела.
Облысение куста самшита | Живая изгородь из тиса ягодного, выращенного в Украине приживается без проблем |
Тис ягодный нужно покупать в украинских питомниках | Опадание листьев у самшита |
Шары самшита из Европы не приспособлены к нашему климату | Брак растений для изгороди |
Обратите внимание, что вопросов к размеру и качеству комов не может быть | Taxus baccata. Брак |
Наш питомник на сегодняшний день может предложить шары из самшита только до 70 см в диаметре, но наш “падёж” по шарам составляет по прошлому 2010г. всего навсего 3%. Это не потому, что мы такие доблестные топиарщики, или садим по новому, просто самшит у нас отечественный, зона – пятая, у них – седьмая, а лучшие европейские топиары традиционно привозят из восьмой. Кроме этого в питомниках европы и штатов в 2006-10 годах воюют с грибками которые раньше просто не могли пережить наши морозы. А теперь эти вредители начали активно адаптироваться к нашим условиям.
Назову только некоторых врагов самшитов, активно завозящихся в Украину вместе с импортным посадочным материалом при активном участии доблестной украинской карантинной инспекции:
Корневая гниль поражающая корень – Phytophthora (Phytophthora cinnamomi и П. parasitica)
Гилица и нематоды, встречается реже – Verticillium (Meloidogyne и Pratylenchus SPP)
Разрушение листьев и стеблей – Volutella (Volutella buxi)
Источник пятнистости листьев, доводящее самшит до летального состояния сброса листвы нижней части растения – Macrophoma (Macrophoma SP)
Самый страшный враг корней английских самшитов – давно известная всем Phytophthora
Благодаря многолетней работе по защите растений, в нашем питомнике вы не найдёте ни одного растения поражённого этими болезнями.
Если не хочется тратить лишнее время на поддержание совершенной формы растений в саду, то стоит обратить внимание на компактные шаровидные или конические садовые формы хвойных растений – они в течение многих лет будут сохранять свой облик вообще без дополнительной обрезки. Хотя минимальная стрижка, конечно, потребуется – вырезание пожухнувших побегов и веточек, растущих излишне быстро и тем самым выбивающихся из общей формы куста.
Самая захватывающая, но вместе с тем и наиболее сложная часть топиарного искусства – это стрижка кустарников в виде скульптур. Лучшие скульптуры получаются из вечнозеленых растений с мелкой фактурой кроны, которые хорошо переносят стрижку. В нашем климате излюбленные растения для зеленых скульптур – самшит, тис ягодный, падуб, туя западная, карликовые гнездовидные формы елей – все эти растения с издавна используются украинцами для фигурной стрижки. Они сохраняют декоративную форму круглый год.
Если вы путешествовали по Хмельницкой, Черновицкой, Тернопольской области Украины, то даже в самом захудалом селе нет улицы без живой изгороди. Самшит давно используется для строительства живых заборов и изгородей. Увы, в России эти и многие другие идеально подходящие для стрижки в Украине растения в открытом грунте зимуют плохо или не зимуют вовсе. Поэтому выбор растений в России невелик, в первую очередь это хвойные растения и листопадные кустарники. Конечно, зимой, без листьев, скульптуры будут смотреться не так красиво, но когда предновогодним вечером их покроет густой белый иней, – это будет настоящая сказка, которую не увидишь в теплых краях.
Какие же стрижки нынче в моде? Шары на штамбах и аккуратные пирамидки увидишь у каждого второго голландского или немецкого домика. Обрезка под бонсай -излюбленное украшение домов американцев. В одном ряду с ними – разнообразные спирали, а также фигурки из самшита и тиса, выполненные в виде птичек, медведей, корзин.
Популярен и такой прием, как стрижка, совмещенная с прививками. Таким способом на одном штамбе получают золотистые, зеленые и голубые хвойные шары разного размера или плакучие формы, увенчанные стрижеными конусами, и тому подобное. Простор для фантазии велик, хотя такие творения садовников должны быть выдержаны с точки зрения хорошего вкуса. В нашем питомнике в Жорновке есть растение с 9 прививками.
Распространено заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако сегодня это совершенно не так: стрижку можно использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерна (зеленые колонны и спирали), в современном авангардном (кубы, шары и пирамиды). Также надо учитывать функцию той части сада, где высажено стриженое растение. Конечно, топиары будут более уместны в обозреваемом всеми партере перед домом, нежели в тихом уединенном уголке для отдыха.
Итак, как же сформировать в своем саду топиарные формы? Для этого существуют разные методы, мы остановимся на основных правилах, без соблюдения которых не получится красивых пропорциональных садовой композиции фигур.
Для начала надо определиться с местом, учитывая при этом не только мнение ландшафтного архитектора или Ваше желание, но и микроклимат сада. Растение, предназначенное для создания зеленой скульптуры, должно располагаться на хорошо освещенном участке. Закрыть топиар можно только с северной стороны. При этом некоторые топиары могут отклонятся от высоких, бросающих тень элементов парка, дом, например. Если на растение тени не попадают, тогда приросты его будут короче, а расстояния между листьями меньше. При соблюдении этих несложных условий крона кустарника будет плотнее, а стрижка – аккуратнее. К тому же на хорошо освещенном месте вероятность запревания внутренних веток кроны значительно меньше.
Нужно заранее наметить контур стрижки и ограничить форму металлической сеткой, то есть сделать шаблон. Конечно, топиарных дел мастер с богатым опытом работы сумеет обойтись без этих приспособлений, но начинающему, чтобы не испортить столь долго выращиваемую скульптуру, нужно не стесняться использовать такие лекала. В противном случае несколько неверных движений превратят красивый шар в асимметричного уродца. При узких и невысоких бордюрах сетка, закрепленная с двух сторон, не даст кустарникам покоситься. Не стоит дожидаться, пока растение станет большим, – ветки нужно обрезать, как только они выйдут за пределы контура.
Красота кроны стриженой формы – в ее плотности. Лучший способ не дать кроне стать рыхлой – соблюдать несложные правила стрижки. Для того чтобы крона была плотнее, нужно обрезать побег над почкой, которая смотрит внутрь. При этом при увеличении общего размера растения крона будет всегда оставаться густой. Также необходимо удалять все жировые побеги. Растения, склонные давать второй летний прирост – граб, падуб, клён полевой, бук, барбарис, боярышник, спирею, пузыреплодник, форзицию, дерен, – нельзя перекармливать азотными удобрениями, иначе крона будет прозрачной и рыхлой.
Декоративность листьев не только не ослабевает, но и усиливается при стрижке. Дело в том, что у большинства декоративно-лиственных форм, независимо от того пурпурные они, золотистые или пятнистые, наиболее активно цвета проявляются на листьях молодых отрастающих побегов, это козырь умелого топиарщика.
Поскольку обрезка растения стимулирует рост именно этих побегов, такие пестролистные формы будут ярче своих нестриженых (или небритых – тут уж как посмотреть) собратьев. Особенно хорошо это заметно у пурпурных лиственных форм. У хвойных пород с различной окраской хвои наблюдается та же закономерность. Отрастающие побеги, будь то золотистая форма туи западной, неповторимый Тис ягодный – его золотистокончиковая форма Elegantissima или голубая форма ели колючей, будут иметь более насыщенную окраску. И к тому же, в отличие от лиственных, они будут декоративны в течение всего года.
Не бойтесь экспериментировать с видами растений и формами скульптур, тогда вы сумеете создать свой топиарный сад, который сможете населить неведомыми зверушками и завораживающими абстракциями. Топиары – любимые места гнездовья маленьких птиц.
Как сделать идеальный шар?
Если под рукой нет никаких специальных приспособлений, действовать нужно следующим образом. Сначала на шаровидной кроне выстригают “экватор” и четыре “меридиана”. Главное, чтобы выстриженные “дорожки” получились ровными. Тогда, ориентируясь по ним, несложно будет подровнять веточки и на оставшихся участках. Справиться с задачей будет еще легче и быстрее с помощью металлического шаблона. Он состоит из стержня, который втыкают в землю близко к стволу, и проволочной насадки в форме полукруга, свободно проворачивающейся на стержне. Полукруг постепенно обводят вокруг формируемой кроны и срезают выступающие за его пределы веточки и побеги.
Сводные братья
Давно и далеко за пределами Кавказа славится декоративный парк Цинандальского виноградарского совхоза в Грузии. Много интересного можно увидеть в этом уникальном уголке, созданном в конце прошлого столетия выдающимся мастером садово-паркового искусства А. Е. Регелем. Но все экзотические растения, собранные сюда более чем из 25 стран мира, изысканная архитектура парка и даже виварий с оленями и косулями, павлинами и бесчисленным количеством иных зверей и пернатых отходят на второй план, когда вы оказываетесь в зеленой лаборатории И. Г. Хмаладзе.
Тис (Taxus)
Около четверти века назад пришел сюда студент Академии художеств Ираклий Хмаладзе., Много было у него забот по восстановлению и улучшению композиции парка, по обогащению насаждений заморскими переселенцами. Но в свободное время неутомимый энтузиаст еще выращивал свой «ботанический зверинец». Вот великан крокодил лениво растянулся на лужайке, широко раскрыв зубастую пасть, чуть подальше замер настороженный тигр, рядом резвятся собачка-дворняжка и медвежонок, словом, настоящий зоологический сад. Но все дело в том, что эти звери сформированы из разнообразных растений руками талантливого мастера. Поистине нечеловеческое терпение необходимо, чтобы ухаживать за всеми этими изысканными произведениями садового искусства: у одних растений нужно затормозить рост, у других вызвать усиленное кущение, третьи требуют фигурной стрижки или особой формовки с помощью разнообразных ухищрений. С каждым годом число произведений в зеленой лаборатории Хмаладзе увеличивается, а слава их создателя ширится.
Всех, конечно, заинтересует, из какого материала создает мастер эти чудесные живые скульптуры. Автор не делает из этого секрета, а всегда щедро делится и приобретенными в процессе воспитания своих питомцев знаниями, и богатым опытом.
Тис (Taxus)
«Я использую в своей работе несколько видов растений: граб и бирючину, калину и кипарис. Однако наилучшими в этом своеобразном ваянии проявили себя самшит и тис,— говорит И. Г. Хмаладзе.— Правда, это не мое открытие, тис и самшит широко применялись для формирования фигур животных еще в одном из семи чудес света — в висячих садах Семирамиды. В наши дни эти деревья используют в своей работе как советские садоводы-декораторы, так и мастера Индии, Египта и других стран. За границей особенно славится зелеными скульптурами висячий сад Бомбея на полуострове Малабар-Хиллс. Мастерски разбитый на крыше громадного водного резервуара, откуда подают воду на весь полуостров, он содержит огромное количество зеленых скульптур: слонов, жирафов, верблюдов, собак, лошадей».
С названными поставщиками растительного материала для зеленых скульптур можно встретиться и в природных лесах, и, конечно, они ценны не только для зеленого зодчества. В диком виде тис встречается на Дальнем Востоке, на Кавказе, изредка в Крыму, в Карпатах и даже в Прибалтике. Куда шире тис и самшит выращиваются искусственно: почти всюду на Украине, Кубани, Северном Кавказе.
Во Львове, Ростове, Ужгороде, Одессе, Волгограде, Киеве можно всегда, даже зимой, увидеть созданные из тиса и самшита зеленые бордюры и различные геометрические фигуры. Каменец-подольские умельцы изготовляют из них даже своеобразную живую мебель. Так и хочется сесть на вечнозеленый самшитовый диван в Каменец-Подольском ботаническом саду. Рядом с диваном расположены другие детали зеленого гарнитура: детские столики, стульчики, качалки, большие и маленькие шары и кубики.
Ботаникам известны восемь видов тиса, из которых только один встречается в диком виде в Европе, три растут в Восточной Азии и четыре — в Северной Америке, правда, все они не так уж значительно разнятся между собой. В Советском Союзе дико растут два вида — тис ягодный, или европейский, и тис остроконечный, или дальневосточный. Достаточное представление об этом древесном растении можно получить, побывав на Кавказе. Лучше всего навестить Хостинскую заповедную рощу близ Сочи, здесь, кстати, можно увидеть и самшит.
Только перейдете ажурный мостик через бурную горную речку Хосту и минуете арку с надписью «Кавказский государственный заповедник; тисо-самшитовая роща», как повеет необычной для этих теплых мест прохладой. Могучей темно-хвойной чаще обязаны мы этой прохладой средь знойного лета. Роща удивит нас не только этим. У входа в нее высится громадный 350-летний бук, по возрасту годящийся в праправнуки небольшому дереву тиса, скромно стоящему в стороне и насчитывающему 2000 лет. Правда, его нельзя еще считать очень старым: ведь предельный возраст тиса в естественных условиях обычно превышает 4000 лет. Кстати, тис считается самым древним представителем растительного мира третичной флоры, существовавшей миллионы лет назад.
Тис (Taxus)
Тис — растение невысокое, даже в возрасте 2000 лет высота его не более нескольких метров, зато обхватить ствол этого древнейшего дерева Кавказа могут лишь 5—6 человек.
Большая часть соседей тиса — деревья листопадные, тогда как сам он относится к вечнозеленым хвойным растениям. Стволы его узловатые: кажется, будто составлены из многих толстых побегов, крепко сросшихся между собой. Красноватая окраска ствола и веток тиса как бы оправдывает название, закрепившееся за ним в народе,— красное дерево. Помимо необычной окраски, древесина тиса отличается долговечностью и редкостной прочностью. Иногда тис зовут еще негной-деревом, что также подтверждает исключительную стойкость его древесины на этот раз уже против гниения. Живая древесина тиса в отличие от срубленной сильно повреждается микроскопическим грибом-паразитом, она, как, впрочем, и кора и листья его, очень ядовита.
Цветет тис ранней весной, его темно-зеленые ветви покрыты нежными мелкими цветками. В тисовом лесу можно встретить мужские деревья с золотистыми сережками и женские — с маленькими цветками в виде шишечек. Красное матовое семя тиса поспевает лишь в середине осени. Тис не может сам рассеивать свои семена. Зато у него есть активные, но не бескорыстные помощники. Черные дрозды и куницы легко находят яркие семена тиса. Вместе с мякотью они заглатывают и само семя тиса, которое выбрасывается затем непереваренным и прорастает.
Тис (Taxus)
Незабываемое впечатление оставляет посещение тисо-самшитовых зарослей. Прежде всего, поражает их абсолютное безмолвие: не слышно ни птичьего пения, ни шороха зверька. Даже лучи южного солнца редко пробиваются сквозь плотный шатер древесных крон. Люди не вмешиваются здесь в жизнь растений, поэтому они и сохраняют девственный, первозданный вид. Гигантскими лохматыми гривами свисают с самшитовых стволов их ровесники — древние мхи и лишайники. Разнообразны они и по внешнему виду и по систематической принадлежности: несколько десятков видов их насчитывают здесь ботаники. В любую пору года фантастическое убранство тисо-самшитовой рощи напоминает подводный мир густых водорослей.
Чаще всего встречаются здесь небольшие, б—9-метровой высоты, самшитовые деревца с веточками, сплошь обросшими мелкими глянцеватыми овальной формы зелеными листочками. Стволики их в диаметре 15—20 сантиметров, а окружность наиболее толстых деревьев достигает иногда 1,5 метра. Только на один миллиметр в год утолщаются самшитовые стволы. Возраст обладателя самого могучего ствола в заповеднике составляет около 500 лет.
Природа будто цементирует древесину самшита, которая считается тяжелее и тверже, чем у любого вида наших деревьев. Местное население называет ее кавказской пальмой или слоновой костью. Удельный вес древесины 1,06, и она камнем тонет в воде. Высокие механические свойства самшитовой древесины позволяют изготовлять из нее подшипники, шрифты, ткацкие челноки, изящные сувениры.
Тис (Taxus)
Древние греки и римляне считали самшит драгоценным деревом. О нем упоминает Гомер в 24-й песне «Илиады», где описывает возложение ярма из гладкого самшитового дерева на быков Приама, а римский поэт Овидий в одном из своих произведений рассказывает о том, как Минерва сделала из самшита первую флейту.
Своеобразное зрелище — цветение самшита. С первым дыханием весны, еще в начале марта, из пазух каждого листочка появляются мелкие золотистые цветки, сплошь покрывающие крону. Цветки самшита в отличие от цветков других растений совсем не выделяют нектара, тогда как зеленоватые, уже созревшие плоды полны прозрачного сладкого сока. Плоды, созревая, с силой гулко растрескиваются и разлетаются во все стороны, не очень далеко, но, как правило, оказываются за пределами кроны.
Самшитовые заросли главным образом сосредоточены у нас на Черноморском побережье Кавказа и на Дальнем Востоке. Но таким уникальным лесом, как тисо-самшитовый вечнозеленый музей близ Хосты, не может похвалиться ни одна страна в мире, хотя и занимает он сравнительно небольшую площадь — около 300 гектаров. Примечательно в зтом заповеднике и то, что тис и самшит, не будучи в близком родстве, растут вместе, не угнетая и не тесня друг друга.
Тис (Taxus)
Ссылки на материалы:
- С. И. Ивченко – Книга о деревьях
О тисе и самшите
Я каждый год выписываю вашу газету. Думаю, не откажете в просьбе: расскажите подробнее о тисе и самшите. Растут ли они у нас?
В средней полосе России многие садоводы относятся к самшиту и тису с недоверием. Посадить, конечно, можно, но долго ли проживут в саду эти теплолюбивые растения? Обычно – до первых морозов ниже 29 0 C. Но и после мягких зим растения выглядят не лучшим образом.
Тем не менее в последнее время многие любители приобретают саженцы тиса и самшита в специализированных магазинах и выписывают по почте. Методами естественного и искусственного отбора селекционерам удалось вывести сорта (специалисты говорят – культивары) этих растений, способные существовать и в нашей полосе. Но все же сохранить тис и самшит на своих участках смогут лишь те садоводы, кто имеет возможность постоянно следить за состоянием растений и потакать всем их капризам. К счастью, тепло, влага и плодородная почва – вот все, что им нужно.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
САМШИТ – уроженец субтропиков и тропиков. Это вечнозеленые деревья и кустарники с мелкими, овальными, супротивно расположенными кожистыми листочками. Цветки мелкие и невзрачные. Плод – мелкая шаровидная коробочка с выростами, раскрывающаяся по созреванию семян створками. Устойчив к вредителям и болезням. Растет медленно, доживая до 500 лет. Обладает необычайно прочной и красивой древесиной, которая настолько плотна, что в сыром виде тонет в воде. Занесен в Красную Книгу.
Ценится за способность хорошо переносить стрижку. В декоративном садоводстве наиболее широко используют самшит (буксус) вечнозеленый. К сожалению, он недостаточно зимостоек в средней полосе. Нам больше подходит самшит мелколистный. Выведено большое количество декоративных форм и сортов самшита с разнообразной окраской листьев (золотистые, пестролистные, окаймленные), величиной и формой куста, строением ветвей. Однако зеленолистные самшиты более неприхотливы по сравнению с яркоокрашенными.
ТИСЫ – двудомные деревья или кустарники с чешуйчатой красно-коричневой корой. Хвоинки у разных видов и сортов имеют длину 10-35 мм, они не граненные, как у ели, а плоские. Хвоя на побегах часто расположена гребенчато, подобно птичьему перу, но на вертикальных ветвях охвоение равномерное. Тис принадлежит к растениям голосеменного типа, но его плоды напоминают ягоды, у которых имеется семя, не полностью прикрытое сочной, чаще всего красной «кровелькой». Мужские органы имеют вид мелких (не более 4 мм), округлых, желтоватых шишечек.
Тис растет медленно, только после 6-7 лет его рост заметно ускоряется. Отличается высокой пробудимостью почек и побегообразовательной способностью, что позволяет придавать растениям разнообразные формы. Древесина тиса очень прочна, стойка к гниению и обладает чрезвычайно красивой текстурой.
Занесен в Красную Книгу.
С ЮЖНЫМ УКЛОНОМ
Наиболее благоприятным для обеих культур будет возвышенное место с небольшим уклоном на юг, защищенное от господствующих ветров. Хорошо, если зимой там скапливается много снега, а весной он долго не тает. Как у большинства южных культур, у самшита и тиса короткий период зимнего покоя. При весеннем повышении солнечной активности они страдают не только от ожогов, но и от голода – корни в еще не оттаявшей земле не могут обеспечить проснувшиеся растения достаточным питанием.
Как самшит, так и тис чаще страдают не от мороза, а от весеннего солнца. В более выгодном положении оказываются растения, находящиеся в полутени и освещаемые хотя бы несколько часов в день лучами утреннего или вечернего солнца. В глухой тени построек или больших деревьев кусты от недостатка света сильно изреживаются и теряют декоративность. Побеги не вызревают и могут подмерзнуть зимой.
МЯГКАЯ ПОСАДКА
Высаживать растения лучше весной, чтобы до зимы они успели укорениться и подготовиться к холодам. Почва (как для тиса, так и для самшита) должна быть влагоемкой, хорошо дренированной. Подходит легкий суглинок с большим содержанием гумуса и нейтральной или слабощелочной pH. Обе культуры любят влагу в почве и воздухе, но не переносят переувлажненных мест (грунтовые воды не ближе 1,5 м). Полив нужен регулярный, чтобы земляной ком постоянно был умеренно влажным. Посадки мульчируют проветренным торфом, сыпучим компостом или перегноем. Время от времени мульчу заделывают в почву, и рассыпают новую.
Взрослые растения достаточно засухоустойчивы. Тем не менее в жару очень отзывчивы на полив. Для очистки хвои и ствола от пыли необходимо дождевание – 1 раз в 2 недели.
Полезны регулярные подкормки комплексными минеральными удобрениями, предназначенными специально для вечнозеленых культур. Внесение удобрений в конце лета стимулирует рост, а неодревесневшие побеги зимой погибают.
УКРЫТЬ С ГОЛОВОЙ
Итак, опасность для растений представляют сильные морозы в конце зимы, чередование заморозков и оттепелей ранней весной и перепады дневной и ночной температур, которые у нас в конце февраля и в начале марта – обычное явление.
Укрывают кустики с установлением устойчивого похолодания по возможности целиком, лучше всего (да простят нас экологи!) лапником. Молодые растения для надежности можно накрыть сверху деревянными ящиками или плотными картонными коробками с отверстиями для доступа воздуха. Нельзя использовать нетканый материал, так как под ним перепады температур ранней весной больше, чем без укрытия. Не следует применять и железные ведра – они сильно охлаждаются зимой и нагреваются солнцем, подобно сковороде, от чего растения могут пострадать.
Защиту снимают в пасмурную погоду, до начала распускания почек.
Если на участке подходящие условия создать не удастся, тис и самшит выращивают в контейнерах. Летом выносят на открытый воздух, а зимой размещают в прохладных помещениях.
КРАСОТА!
Самшит и тис вписываются в любые декоративные композиции: от традиционного палисадника и миксбордера до альпийской горки или садика в японском духе. Им идет соседство камней, особенно валунов, которые плавными очертаниями перекликаются с округлостью крон. На альпийской горке растения будут лучше себя чувствовать ближе к подножию, где больше влаги.
Если посадочного материала много, можно создать самшитовый «газон». Саженцы размещают квадратно-гнездовым способом через 20 см, полностью заполнив какую-то площадь. Растения постоянно стригут на высоте 20 см, формируя плоскую поверхность.
В качестве окружения тису подходят ковровые почвопокровники: живучки, тимьяны, вербейник монетчатый, барвинки. Интересен тис в хвойных моно-садиках рядом с контрастирующими с ним по форме и цвету можжевельниками, туями, елями, кипарисовиками.
ОСТОРОЖНО – ЯД!
Все части растения и особенно листья самшита ядовиты. Это же можно сказать о тисе. Люди, ухаживающие за этими растениями, часто жалуются на головную боль. Исключение составляют разве что красные присемянники, которые съедобны и по вкусу напоминают желатиновые конфеты. Чтобы не случилось беды, не рекомендуют высаживать эти растение в садах и дворах, где гуляют дети и домашние животные!
ТОПИАРНОЕ ИСКУССТВО
В наших условиях самшит и тис вначале растут чрезвычайно медленно. Первые 4-5 лет их стараются не тревожить, а в дальнейшем размеры сдерживают стрижкой и прищипкой кончиков побегов. Подстригать самшит советуют в июне. Тисы формируют ранней весной, в начале апреля. И это создает дополнительные трудности для наших садоводов.
Тис и самшит словно созданы для топиарной стрижки. В английских или итальянских садах мастерам удается превратить кустики в вечнозеленых лебедей, медвежат, зайчиков или павлинов. У нас, пожалуй, ничего кроме простых пирамидок, конусов, шариков и овалов не создашь. Но и это неплохо! Можно пойти «на поводу» у самого растения, лишь слегка корректируя его рост. Что-нибудь да получится!
История топиарии
Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» – садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» – декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, фантастические или природные формы , выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону или на глаз.
Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius – садовник ландшафтного орнамента.
В латинском языке это уже слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащий к орнаментальному искусству.
Топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов.
Топиарное искусство (от англ. top – вершина) – изменение естественной формы растений путем фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантазийных форм.
Топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.
А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
Мастерство фигурной стрижки деревьев или кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу 1 века н.э. топиарные формы стали украшением садов состоятельных римлян.
Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.
С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.
Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius), другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.
В своих письмах Плиний Младший (62-110 гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев».
Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное, несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми, достойными, чтобы увековечить свое имя.
Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры. Дворцы и Виллы появлялись на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас.
В описании садов Древнего Рима упоминаются кусты самшита, сформированные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур.
После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.
Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.
После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах в манускриптах и других источниках отображающих этот период, не перестало существовать.
ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства.
Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи.
Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.
Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.
Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».
Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.
В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые “”партерами”” и высокие, для акцента или зрительной преграды.
Искусство топиари использовалось только для того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV. Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.
В Англии довольно рано возникло увлечение зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев. По свидетельству современников, граф Букингемский в 1502 году платил деньги садовникам за “”уход за виноградниками и их формировкой””. Помимо садов с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей.
В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало особенно популярно. Некий поэт так описывал идеальный сад: “”из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь кентавры, киты и сотни других фигур””.
Уже в начале 17 века сложные орнаменты стали неотъемлемой частью садово-паркового искусства. В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения: “”…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем””.
Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства. Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов были несложные, но эффектные элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.
Любовь голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами.
Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой».
Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».
Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.
Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры, высеченные из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.
“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, – всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.
С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.
В Россию топиарное искусство проникло при Петре I из страны-законодательницы мод того времени – Франции, воплотилось в прекрасные барочные сады Петродворца и распространилось по всей стране.
К любому ландшафту при желании можно подобрать тапиарные формы, которые эффектно украсят сад, создадут неповторимую изюминку, элегантность. Следуя стилю, для пейзажного сада нужно выбрать арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для регулярного – строгие формы и стриженые бордюры, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.
В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.
Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.
Северная Америка также имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля.
Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.
Прошлый век стал веком становления некоторых наиболее изысканных садов:
Green Animals в Род Айленде, The Ladew Topiary Garden в Мэрилен и сады Longwood в Пенсильвании. Эти сады, без сомнения, являют собой «Новое Топиарное Искусство», а использование каркасов из проволоки, по которым стригутся растения, ставит Северную Америку во главу развития нового современного стиля топиари.
В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Современный стиль жизни не оставляет время для совершенствования искусства, которое требует терпения, и все же можно отметить постоянно растущий интерес к искусству топиари. Может быть ностальгия, или сентиментальное отношение к прошлым поколениям объясняет наш интерес; или может быть те визуальные ощущения, которые создает топиари в саду. Не оставляет сомнений это заявление, а возможно просто реакция на красоту, декоративность, естественность и популярность садов прошлых лет.
Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать, потому что есть что-то непроходящее в удовлетворении от работы по созданию и эстетическое удовольствие от полученных результатов.
Всегда есть идеи, интерес к «Новому Топиари», который будет восхищать и удивлять еще многие годы.
В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.
Существует распространенное заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако на современном этапе развития садового искусства стрижку стали использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерн (зеленые колонны и спирали), в авангардном (кубы, шары и пирамиды).
Если простые геометрические формы по силам даже неопытному любителю, то создание фигур из растений требует высокого мастерства. Это стрижка более затейливая, растениям придаётся более сложная форма в виде фигур животных, людей и даже архитектурных сооружений.
Всегда восхищают зрителей зеленые верблюды, слоны, жирафы, лошади, птицы и прочая “фауна”, “жизнь” которой обеспечивают заботы искусных садовников. К разряду экзотики относится садовая “мебель”, выполненная из деревьев и кустарников, на практическое применение она, конечно, не рассчитана, но выглядит очень уютно и привлекательно. Некоторые клиенты заказывают свои инициалы из зелени и устанавливают их перед входом в дом.
Топиарная “мебель”. Не садиться!
На сегодняшний день популярен также «грин арт» – различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.
В начале ХХ века в Британии возникла садовая мода на так называемые «гобеленные» живые изгороди, в которых перемежаясь, используются кустарники с зеленой, золотистой и красноватой листвой.
Самые известные сады мира –
• * в США – сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании,
• * в Англии – Левенс Холл, Грейт Дикстер,
В старинных российских садах, парках и усадьбах можно увидеть немногочисленные, но примечательные образцы топиарного искусства. В наше время художественная стрижка и искусство создания топиари стали «классикой» садового дизайна и больше не подчиняются критерию «модно». В столь актуальные сейчас неформальные дизайны, где царит естественность, ассиметрия и легкий беспорядок, топиари добавляют привлекательный для глаза контраст и служат центром внимания.
Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.
Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.
В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса. Многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.
Самшит в ландшафте сада
Создавая вечнозелёные изгороди и различные фигуры в собственном саду, сложно найти более подходящее растение для оттачивания мастерства «садового скульптора», чем самшит. Это растение – «французский аристократ», фаворит топиарного искусства, при грамотном использовании оно способно создать сказочный ландшафт в любом саду.
Это кустарник с компактной вытянуто-округлой кроной, густо укрытой темно-зелеными, кожистыми, аккуратной овальной формы листиками. Сохраняя всегда зеленый облик, самшит остается бесспорным украшением сада в любое время, даже вне сезона. На своей родине, в странах Средиземноморья, в Малой Азии, Восточной Африке, Центральной Америке, Японии и Китае самшитовые кусты возвышаются на высоту 6–8 м, а в форме дерева такое растение достигает 15 м. В наших широтах такими габаритами могут похвастаться только экземпляры, выросшие в Крыму. В частности, в Никитском ботаническом саду растут столетние самшиты, росшие без стрижки, их высота едва превышает 5–6 м. На остальной территории Украины сорокалетние кусты еле дотягивают до метровой высоты.
Самшит – очень долговечная культура и при должном уходе может прожить до 500 лет. И хотя род самшит насчитывает более 30 видов, самым лучшим и надежным для украинских садов был и остается вечнозеленый – лат. «Búxus» . Греки нарекли его буксусом, что переводится как «плотный» – в этом и заключается основная ценность самшита. Это уникальное растение ещё называют «железным деревом» – потому что его древесина тонет в воде.
Это уникальное растение ещё называют «железным деревом» – потому что его древесина тонет в воде
Кроме того, оно растёт очень медленно, толщина ствола увеличивается за год не более чем на 1 мм.
Рекомендуемые сорта
Селекция самшита ведется в направлении создания новых интересных форм и сортов с пестрой, золотой, выбеленной или окаймленной окраской листьев.
Marginata. Каждый лист украшен желтой каймой по краю.
Aureovariegata. Его листья имеют интересный желтый крап.
Latifolia maculata. Молодые нарастающие листья появляются в золотом цвете, а нижние, вызревая, становятся зелеными.
Compacta – карликовый сорт.
Curly Locks. Интересен причудливо искривленными стеблями и необычным внешним видом.
Где посадить самшит
Затейливые и архитектурные формы самшиту придавали еще древние римляне и их средиземноморские соседи. Благодаря некоторому смягчению климата в наших краях и многолетнему периоду акклиматизации, посадив самшит в своем саду, мы также сможем дать своей фантазии разгуляться, создавая зеленые мини-скульптуры. Сегодня самшит востребован и любим ландшафтными дизайнерами и часто встречается в наших садах в стриженой или свободно растущей форме.
- Самшиту, выращенному топиарным способом, выделяют самые видные парадные места. Особенное место самшиту выделяют в садах в регулярном стиле. Он заслуженно пользуется вниманием людей, неравнодушных к вкраплениям эклектики – «совмещение несовместимого».
- Также самшит подвергается только санитарной стрижке, при этом он сохраняет естественную форму куста, особенно удачно вписывается в разноплановые посадки других декоративных кустарников или хвойных растений. Такие группы выполняют роль природных кулис или разных по фактуре зеленых пятен на газоне.
- Одиночно посаженные солидные экземпляры стригут в виде геометрической формы или художественной фигуры.
Как подстричь самшит?
Если вы хотите вырастить густой, однородный и здоровый бордюр или изгородь – запаситесь терпением, высота самшита наращивается постепенно.
Живая изгородь
Молодые кустики подрезают под одну гребенку сначала на высоте 15 см от земли, после отрастания побегов – на высоте 20 см от земли и так далее. Такой метод позволит получить изгородь с густой разветвленной кроной, которая исключает появление дыр, залысин или неэстетичного вида самой изгороди, когда внизу видны голые толстые и редкие скелетные ветви, а сверху находится буйно растущая верхушка. За один летний сезон самшит при 3–4 таких стрижках наращивает 15–20 см ежегодно. Последнюю стрижку стоит проводить не позднее конца августа, чтобы появившийся молодой прирост успел вызреть до наступления морозов.
Геометрическая фигура
Фигурная стрижка самшита проводится с применением соответствующих каркасов. Для придания самшиту геометрической формы в виде сферы, куба, пирамиды, трапеции, эллипса и так далее используют готовые каркасы из железной сетки. Каркас надевается на куст, а все, что остается за пределами формы, выпирая из ячеек сетки, безжалостно обрезается. Дальше следуют только регулирующие и поддерживающие заданную форму стрижки.
Сложные фигуры
По-другому формируют самшит, если речь идет о фигуре человека, животного, предмета мебели и прочих сложных форм. Тогда ветвям взрослого самшита придают необходимую форму при помощи жестких прутов и толстой проволоки. Соответствующие ветви изгибаются, фиксируются, а оставшиеся или подвязываются к уже заданному скелету, или удаляются вовсе. Создание такой фигуры – самый сложный процесс, требующий не только терпения, но и энтузиазма и некоторых художественных навыков, таких как чувство пропорции, симметрии и гармонии.
Миниатюрный сад из самшита
Сады, в которых растут самшитовые кусты или скульптуры, исторически отмечены признаком успешности, богатства и респектабельности. Но помимо открытых территорий сада, его высаживают в кадки и украшают фантазийными скульптурами внутренние дворики, террасы, балконы и лоджии, а также используют самшит в миниатюрном садоводстве. Сотворить своими руками сад, который будет помещаться на вашем подоконнике, не чудо ли? Отличная идея оригинального подарка для своих близких, а также для тех, кто мечтает о собственном саде, но пока не имеет таких возможностей.
Шаг первый
Для начала нам необходимо выбрать контейнер, где мы раскинем наш будущий сад, это может быть деревянный ящик, корзина, декоративная тачка, красивый широкий горшок или любая другая ёмкость.
Шаг второй
На дно горшка укладываем дренаж. Самшит в открытом грунте не переносит близкого расположения грунтовых вод, поэтому и в горшке ему будет комфортнее с хорошим дренажом и питательной почвой.
Шаг третий
Надо определиться со стилем или темой вашего сада. Это может быть всё что угодно: от восточного стиля до английского или сказочного сада. Вам понадобится галька или любая другая насыпка (гравий, камешки) любых размеров и цветов для создания садовой дорожки. Для придания изюминки и натуральности вашему миниатюрному саду, подумайте над выбором малых архитектурных форм в виде маленьких лавочек, тачек, фигур или игрушечных размеров цветочных горшков, которые можно сделать из подручных материалов, используя крышки, колпачки от бутылок, напёрстки и т. д.
Шаг четвёртый
Самый ответственный шаг – подбор растений для миниатюрного сада. Акцентом должно быть самое яркое и крупное растение, например кустик самшита. Это растение часто высаживают в горшки, потому что оно быстро адаптируется к ограниченному пространству, медленно растёт и вечнозелёное.
Это растение часто высаживают в горшки, потому что оно быстро адаптируется к ограниченному пространству, медленно растёт и вечнозелёное
Такое растение будет украшать сад на протяжении всех сезонов, не теряя своей декоративности. В партнёры подойдут менее рослые растения в виде седума, плюща, овсяницы или тимьяна ползучего. Разрастаясь, они будут заполнять общий фон сада, подчёркивая изящество самшита.
Топиарное искусство
Мало кто знает, что бордюры зеленых ограждений, часто попадающиеся нам на глаза в городских парках – это целое искусство, а точнее – топиарное искусство.
Топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений. На практике, так называют садовые работы по фигурной обрезке и стрижке деревьев и кустарников.
В нашей стране аккуратно подстриженные ленты кустарника – непременный атрибут украшения государственных общественных учреждений. Этот городской элемент ландшафтного дизайна сохранился еще с советских времен и совершенно не утратил своей актуальности, что не удивительно: традиция использовать ухоженные сады из сформованных растений как символ незыблемости власти, процветания и богатства зародилась еще в древнеримской империи.
История формирования топиара, зарождение и развитие
Мы никогда не узнаем, где и когда садовод создал из обычного дерева или кустарника первую растительную скульптуру, но расцвет этого вида искусства начался еще в Древнем Риме. В те времена империя порабощала обширные территории, и вместе с новыми народами впитывала свежие веяния в искусстве и культуре.
Украшение сада растениями, стриженными в особые геометрические формы, быстро вошло в моду.
Все состоятельные граждане империи увлекались топиаром. Желая подчеркнуть власть, богатство и украсить свое жилье, они заказывали садовые работы особым мастерам – топиариям. Эти искусные скульпторы-растениеводы столь виртуозно владели садовыми инструментами, что могли в считанные часы превратить обыкновенные заросли тиса, мирта, самшита или розмарина в строгие геометрические формы или фигуры людей и животных.
[!] Название профессии топиарий образовано от греческого «топос» (место, местность, ландшафт) и в современных реалиях может быть переведено как – ландшафтник или ландшафтный дизайнер.
Таким образом, зародившись еще во времена Римской империи, топиар навсегда прижился на территории Европы. Конечно, этот вид искусства не был одинаково востребован. В период средневековья вместе с общим упадком культуры, садовая скульптура сводилась к простейшим оградкам из кустов и стрижке газонов.
Однако в период итальянского возрождения топиар снова набирает популярность. В украшении парков и скверов вновь появляются элементы строгой геометрической формы.
Кроме создания зеленых стен и живых изгородей в садоводстве тех времён впервые используется стрижка деревьев и кустарников в виде симметричных конусов, шаров и пирамид.
Своего максимального расцвета классический топиар достиг с развитием барокко. Сложные композиции зеленого ковра из причудливо остриженных насаждений украсили собой множество дворцов и богатых вилл Италии и Франции. Подобные произведения топиарного искусства стало принято называть французским парковым стилем.
В петровские времена, вместе с прочими европейскими веяниями искусства и культуры, регулярные французские парки появились и в России. В первую очередь – как украшение резиденции царствующей семьи в столице того времени Санкт-Петербурге. Одним из известнейших произведений топиара того времени является садово-парковая зона Петергофского дворца.
В начале девятнадцатого века садовая скульптура вновь немного утратила свои позиции. На контрасте с регулярными французскими парками в моду входят «дикие» английские парки. Основная идея нового стиля заключалась в облагораживании естественной красоты живой природы без каких-либо искусственных форм. Однако отказ от прекрасных растительных скульптур продлился не долго. Уже в конце девятнадцатого века интерес к топиару вспыхнул с новой силой и не утихает до сих пор.
Практически в любом городе мира можно встретить как отдельные произведения, так и парковые ансамбли созданные при помощи топиарного садового искусства.
[!] Приемы планировки регулярных французских и пейзажных английских парков, как и их сочетание стали основой современного ландшафтного дизайна.
Впрочем, рассматривая топиар в широком понимании этого стиля, необходимо упомянуть о его восточных корнях.
Китайские мастера превратили формирование кроны деревьев в искусство еще две тысячи лет назад. Чуть позже создание миниатюрных деревьев распространилось и получило дальнейшее развитие в Японии.
Сегодня традиционное искусство бонсаи (миниатюрное деревце на блюде), как и ниваки (деревце в саду) стало популярным далеко за пределами исторической родины. Выращивание карликовых сосен, кедров и кипарисов быстро вошло в моду и стало составляющей ландшафтного дизайна в Европе, Америке и у нас в России.
Классический бансаи и ниваки, это не только художественное творчество, но и философия, построенная на многовековой культуре. Сама фигуры миниатюрного растения, направление ствола, расположение и даже количество ветвей – все должно соответствовать стилю и вписываться в строгие каноны. Японские садоводы за долгие годы поиска выработали восемь символичных композиций:
- Тёкан – строгая форма, крона формируется вокруг единственного ствола;
- Сякан – одинокий ствол растет с наклоном к земле;
- Сокан – деревце с раздвоенным от земли стволом;
- Моёги – ствол дерева изгибается подобно ползущей змее;
- Кэнгай – вершина ствола клонится ниже уровня земли;
- Котобуки – деревце оберег, сплетением ветвей образующее иероглиф счастье;
- Монкабури – дерево над входом в сад, с горизонтальной нижней ветвью;
- Киотская форма – молодое деревце формируется на пеньке криптомерии.
Конечно современные мастера топиара не придают этим тонкостям особого значения. Находясь в постоянном эксперименте, молодые художники смело придумывают новые формы, при этом черпая вдохновение у японских мастеров. Создание классического бонсаи – кропотливый ритуал, начинающийся с момента появления ростка из земли. Тогда как европейские мастера топиара предпочитают формировать крону уже выросшего до нужных размеров дерева. При этом они используют весь арсенал современных инструментов и технологий, а не только ножнички и архаичные бамбуковые распорки.
Впрочем, кроме экзотичного бансаи, восточные садовники практикуют и вполне привычные приемы топиара. Японские сады Дзен или, как их называют, сады камней часто декорируются кустарниками, аккуратно остриженными в европейской манере. Причем используют как фигурную стрижку – карикоми, так и строгие кубические формы с плоскими гранями – хакозакари. Мастера, создающие сады Дзен, стремятся достичь совершенства. Композиции, сочетающие камень и формованные растения, одинаково прекрасны в любое время года: и зеленым летом, и снежной зимой.
Технологии выращивания и уход за топиарными произведениями
Техника создания растительной скульптуры практически не изменялась на протяжении веков. Классической методикой, практикующейся со времен древнего Рима, является стрижка и обрезка. Хотя эти понятия звучат как синонимы, методика работы с растением в корне различна.
Изготовление топиара начинается с обрезки. Удаление ветвей служит для первоначального придания зеленой скульптуре желаемой формы. Процедура проводится ранней весной, когда растение еще спит и не сильно страдает от нанесенных повреждений. Садовод работает секатором или садовой пилой, по отдельности удаляя лишние ветви.
Обрезка ведется очень аккуратно: кроме общей формы в расчет приходится брать качество ветвей, расположение почек и общее состояние растения. Кроме того, чтобы культура не погибла желательно проводить санитарную обработку наиболее крупных срезов-ран. Процесс сродни обрезке и уходу за плодовыми деревьями и подчиняется тем же правилам.
Стрижка применяется для придания финишной формы крупным объемам, и для нее используют более производительные инструменты. В ход идут крупные садовые ножницы, а чаще электрические или бензиновые кусторезы. Стрижка проводится по мере необходимости, для восстановления четкости формы. Как правило, это происходит несколько раз за сезон, а удаляются все лишние веточки без разбора.
[!] Стрижка повреждает ветви и удаляет листья, необходимые для жизни растения. Для того чтобы не нанести непоправимый вред, ни в коем случае нельзя за один раз удалять более одной трети от кроны культуры.
Стрижкой очень удобно выводить крупные плоскости, вроде стен зеленых ограждений. Стоит упомянуть, что для упрощения процесса иногда применяются специальные сетчатые каркасы, ограничивающие зону действия режущего инструмента. При помощи подобного трафарета придать кустарнику несложную форму может практически любой садовод.
Впрочем, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для того чтобы создать простой зеленый бордюр необходимо потратить много времени и усилий. Сначала нужно с четко заданной частотой высадить и выходить отдельные экземпляры кустарника, а затем на протяжении многих лет подрезкой кропотливо загущать их кроны, формируя цельный объем.
Если вы решите заняться топиаром на своем приусадебном участке, то учтите, что не все виды кустарников и деревьев одинаково хорошо поддаются художественной обработке.
Крона растения должна быть образована множеством густых переплетающихся ветвей, долго сохранять свою форму, а после стрижки покрываться свежей зеленой листвой. Необходимо учесть, что породы с крупной листвой годятся лишь для простых геометрических фигур и грубых форм. Детализированные скульптуры можно создать из растений с густыми тонкими ветвями и мелкой листвой.
Виды кустарников и деревьев в соответствии с типом топиара:
- Для невысоких, до полуметра бордюров подойдет бирючина обыкновенная, бересклет карликовый, жимолость мелколистная, бересклет японский, самшит обыкновенный, жимолость блестящая, самшит вечнозеленый.
- Для изгородей высотой до полутора метров годится акация желтая, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вяз приземистый, кизил обыкновенный, жимолость обыкновенная, кизильник обыкновенный, сирень обыкновенная.
- Для живых изгородей высотой до трех метров выращиваются: граб обыкновенный, клен полевой, яблоня ягодная сибирская, шелковица белая, лавр благородный, пихта обыкновенная, туя восточная, тис ягодный, туя западная.
- Деревья, подходящие для фигурной стрижки кроны: граб обыкновенный, лавр благородный, дуб каменный, тис обыкновенный, лох колючий, смородина альпийская, барбарис самшитолистный, самшит обыкновенный;
- Деревья для штамба с формуемой кроной и высотой более полутора метров: клен остролистный, граб обыкновенный, липа, яблоня сибирская, шелковица белая, лавр камфорный, дуб каменный;
- Деревья с невысоким штамбом до полутора метров, пригодные для топиара: боярышник обыкновенный, рябина обыкновенная, ясень цветочный, черемуха обыкновенная, самшит обыкновенный, бирючина японская, тис ягодный.
- Карликовые древесные породы для топиара в штамбованной форме: бирючина обыкновенная, смородина золотистая, сирень обыкновенная.
Конечно, отдельные экземпляры топиарного искусства можно просто приобрести в специализированном магазине. Это может быть штамбовое деревце с шаровидной кроной, экзотичный бансаи или куст в виде забавного животного.
Главное не забывать, что топиарный экземпляр капризнее обычных растений, и предъявляет повышенные требования к качеству почвы, освещенности участка и поливу. Без регулярной стрижки крона очень быстро растеряет первоначальную красоту, а значит, за ней придется постоянно ухаживать. Кроме того удаление ветвей ослабляет растение, поэтому все садовые скульптуры требуют защиты от болезней и регулярной подкормки.
Ландшафтный дизайн постоянно развивается. Постоянно появляются новые формы растительного искусства. Из интересных направлений современного топиара нужно упомянуть деревья, выращенные на шпалере. Мастера топиара, изгибая ветви и закрепляя их на экране-каркасе, формируют крону растения в одной плоскости. Такие деревья занимают на участке немного места и выглядят очень декоративно.
По схожей технологии создается растительная архитектура, вернее малые ее формы: арки, навесы, порталы, беседки. Например, для выращивания арки по обеим сторонам садовой дорожки необходимо посадить пару подходящих по высоте кустарников или деревьев, по мере роста связывая их кроны и изгибая ветви таким образом, чтобы в итоге получить необходимый объем.
Также получается и живая беседка: стволы растений, посаженных по периметру, образуют опорные колонны, а их кроны – зеленую кровлю-свод.
Стоит упомянуть, что кроме классического топиара из кустарника и деревьев в ландшафтном дизайне часто используются внешне похожие, но отличающиеся по технологии изготовления, травяные скульптуры. Фигуры сформированы из проволочной сетки, набитой питательным субстратом, в который высаживаются трава или цветы. Этот прием используется намного чаще, поскольку позволяет изготовить сложную растительную скульптуру в кратчайший срок.
Приусадебный участок, украшенный остриженными деревьями и кустарниками, всегда выглядит ухоженным и аккуратным, а топиар в виде веселых зверюшек и персонажей мультфильмов согреет душу и поднимет настроение.