Проблемные места в саду, решение проблем, способы и методы

Домик в саду

Жизнь в гармонии с природой

Верхнее

Проблемные места в саду. Методы и решения

На многих садовых участках образуются «мертвые зоны», проблемные уголки, которые не вписываются в общую картину сада по тем или иным причинам. Это может быть узкий проход между стеной дома и забором, заброшенный угол за гаражом или зона подключения коммуникаций. Как облагородить такое неприглядное место и гармонично увязать его с общим дизайном сада?

Вполне вероятно, что для вашего сада эта проблема не актуальна. В тупичке за сараем у вас растет сирень или плетется жимолость, кривой забор увит девичьим виноградом, а узкая дорожка выложена цветной мозаикой. Но большинство садоводов и дачников признают, что мертвые зоны есть, они портят вид и очень трудно превратить их в естественную часть ландшафта.

Почему появляются «мертвые зоны»

Стены построек, глухие заборы всегда являются разделителями пространства. Сами по себе они не всегда красивы и привлекательны, а если отсекают какой-то участок от общей территории с двух или более сторон, то это уже проблемное место. Оно может стать уютным уголком или мертвой зоной, никак не используемой и со временем превращающейся в склад старого хлама.

Есть проблемные зоны, ничем и никак не ограниченные. Основная беда – там ничего не растет. Причин этому несколько:

  • Зона расположена в густой тени и в течение всего дня там не бывает солнечного света.
  • Солнцепек и слишком сухо, все выгорает.
  • Самое низкое место участка и здесь всегда застаивается вода.
  • Почва непригодная для выращивания растений – щебень, каменистый выступ, плотная глина.
  • Подземные коммуникации проложены близко к поверхности, есть выходы канализационных люков или скважина для закачивания воды.
  • Техническая зона – проезд для очистки септика, например.

Недостаточное солнечное освещение

Тень – это не полная темнота. Густая тень бывает с северной стороны дома, а также под густыми сомкнувшимися кронами кустарников или деревьев. Солнце сюда не заглядывает, даже сорняки растут плохо. Особенно безнадежно выглядят зоны под кронами хвойных деревьев, потому что такие деревья забирают очень много воды из почвы, а их опавшая хвоя подкисляет почву. Чтобы почва не закислялась, подстилку регулярно убирают, в почву добавляют известь, древесную золу.

В глубокой тени лучше всего растут папоротники. Компанию им составит копытень европейский, но кислых почв он не любит. В тени хорошо растут хосты, купены, брунеры, лилейники, тиарелла, живучка. Впрочем, даже эти теневыносливые виды без солнечного света практически не цветут. Оживить картину помогут горшечные растения. Пеларгония зональная, бальзамин уоллера прекрасно цветут даже в затененном месте. Любые растения, долго сохраняющие цветки, можно вырастить в горшках и перенести в тенистый сад после начала цветения. Размещать их лучше всего группами, создавая яркие пятна среди зелени.

Солнцепек и сухость почвы

Обыкновенный капельный полив на 99% избавляет от проблемы. Так выращивают пальмы в раскаленной пустыне, то почему бы не применить метод в саду! Если есть возможность подвести воду, конечно. А при ее отсутствии спасают ситуацию засухоустойчивые растения и мульчирование почвы.

Декоративные злаки (овсяница сизая, двукисточник) хорошо себя чувствуют в сухих местах. Лаванда и эхинацея украсят самые солнечные участки. Многие декоративные кустарники (кизильник, можжевельник, например) легко выдерживают засуху и служат затенением низкорослым цветам.

Для защиты корней применяйте мульчирование. Мульча сохраняет влагу в почве вокруг корней растений, где она нужнее всего.

Застой воды

Бороться з застоем воды в низких местах участка приходится довольно часто. Навсегда избавиться от проблемы трудно, решается эта задача только путем построения дренажной системы. Но если воду выводить некуда, то можно сделать прудик или декоративное болотце.

Весной водоем будет наполняться талой водой, в дождливую пору – естественным образом собирать воду со всего участка, а в засуху уровень воды придется поддерживать искусственно, чтобы сохранить влаголюбивые растения.

Влажные места любят болотные ирисы, незабудки, вербейники, купальницы, примулы, калужницы, мята, ландыши.

Непригодная для земледелия почва

После завершения строительства всегда остаются участки, на которых не растут даже сорняки. Песок или бетон – не самая большая проблема. На землю иногда проливаются кислоты и растворители, машинное масло и средства для обработки поверхностей. Со временем дождевая вода вымывает загрязнения, но это будет не скоро. В таких местах грунт лучше выбрать до глубины не меньше чем полметра и засыпать в яму плодородную почву.

В гористой местности на участке могут быть выходы породы, большие валуны, каменистые осыпи. Бороться с этими особенностями рельефа трудно, да и не нужно. Иногда проще очистить камни от почвенных наносов и устроить рокарий, декорировать склон вьющимися и стелющимися растениями.

Выступающие камни можно замаскировать под насыпные высокие клумбы. Действовать лучше по принципу: если это нельзя сделать незаметным, то пусть оно станет центром композиции. Динамику привносят островки растительности в виде клумб с высокими бортами (в том числе двухъярусных), опорные стены служат скамейками, на которые можно присесть.

Щебнистые осыпи, каменистые бесплодные склоны – проблемные места для ландшафтного дизайнера. Подпорные стенки из камней и террасы помогут решить эту задачу.

Технические зоны и проезды

На любом участке есть место, где проведены коммуникации или построены технические сооружения. Скважина для воды или септик, дренажная канава или канализационный люк – без этого нельзя обойтись, но украшением сада они не являются. Кроме того, нужно учитывать эксплуатационные потребности и санитарные требования.

Самым распространенным и практичным способом облагородить такие места дизайнеры считают укладку плитки или щебня в сочетании с почвопокровными или горшечными растениями. Твердое покрытие отвечает техническим нормам, а некапризные растения оживляют ландшафт. Разнообразить материалы для обозначения границ, например, следует весьма обдуманно и сдержанно. Чередование материала должно создавать динамику, но не путаницу.

Растения могут быть в кадках, их размещают группами или вдоль дорожек. При необходимости их легко убрать или передвинуть в другое место.

Почвопокровные растения очень часто имеют неглубокую корневую систему, некоторым вполне достаточно слоя почвы глубиной 15-20см, если в ней достаточно влаги. Молодило, камнеломка, живучка хорошо приспосабливаются и вполне способны расти в сухих местах. Их высаживают в промежутках между плитами или в виде зеленых островков. Простые геометрические формы в большинстве случаев выглядят наиболее эффектно: квадраты, прямоугольники, круги или овалы (обособленные, чередующиеся между собой или заползающие друг на друга). Прямые края, проходящие не параллельно, а под углом к границам, привносят больше движения на маленький участок.

То же самое относится к простым геометрическим формам (круговые дуги, прямоугольники, ромбы), которые снаружи «врезаются» в покрытую камнем поверхность земли в виде островков растительности.

Декоративное оформление проходов и патио

Внутренний дворик (патио), который виден из окон дома, но с садом никак не связан, не обязательно вписывать в общий стиль сада. Как действовать в подобной ситуации, зависит главным образом от того, откуда просматривается этот мини-садик и как часто он по-настоящему используется.

Не пытайтесь нагрузить пространство обилием различных элементов, лучше объедините мини-садик одной тематикой. Подчеркните ее немногочисленными, но выразительными элементами. Если дворик вымощен плиткой или природным камнем, то несколько кадок с крупными растениями (это могут быть комнатные пальмы или лимонные деревья) помогут сделать его уютным. Хорошо вписываются в дизайн встроенные клумбы.

Темные проходы выглядят привлекательнее, если их осветлить. Подберите светлый почвенный покров (к примеру, гальку, гранит, песчаник или светлый бетонит), чтобы зрительно расширить пространство. Выкрашенные светлой краской стены подчеркнут это впечатление.

Постоянными достопримечательностями здесь могут служить стенные фонтаны, керамические и каменные объекты, стулья и скамьи или зеркало с подчеркивающей перспективу решеткой, которое зрительно удлиняет сад, вытягивая его вдаль.

Поверхность глухих стен разнообразят шпалеры и лазающие растения. Из-за ограниченности пространства и слабой освещенности при выборе растений основное предпочтение отдается теневыносливым деревянистым, декоративно-лиственным кустарникам и травам.

Дачные советы от специалистов: решаем проблемы на месте

Проблемы на даче возможны, но мы их быстро решим! Не каждый дачник имеет серьезный опыт, чтобы запросто выходить из любой сложной ситуации. Но их на даче очень много, и порой, решать вопросы приходится на месте. Поэтому мы решили создать небольшой справочник дачных советов, в который и включим рекомендации опытных и бывалых.

Довольно часто на сайт DachaDecor.ru приходят вопросы по поводу растений, строительства, ландшафтного дизайна. По возможности, мы отвечаем на каждый из них, но многие вопросы остаются и незаданными. Мы специально пообщались со специалистами дачного дела и узнали о внештатных ситуациях, форс-мажорах и просто некоторых проблемах дачного характера, чтобы узнать, как решить их сразу и на месте. И, что самое интересное, получили весьма исчерпывающие ответы. Мы уверены, что следующие абзацы нашей статьи станут для вас крайне полезными и обязательно пригодятся в будущем! Пока это только несколько советов и решений проблемных ситуаций, но в будущем мы обязательно продолжим рубрику, быть может, даже в упрощенном варианте, по типу вопрос-ответ.

Пробоина в душевом баке

Если старый душевой бак потек, это еще не повод тратить деньги на новый. Конечно, если бюджет позволяет, то можно взять актуальный на сегодня плоский пластиковый бак, в который можно будет набирать для дальнейшего нагрева 100-200 литров чистой воды, а далее принимать приятные водные процедуры. Но всегда есть способ выйти из ситуации практически без расходов.

Паять старый душевой бак, варить заплатки или смолить прогнившие отверстия – не самый лучший вариант, так как такой ремонт недолговечен. Но есть пара способов, которыми проблема решается в два мига.

Исправить ситуацию поможет пара болтов и гаек, а также кусочек резины, например, даже старая велосипедная камера. Место пробоины необходимо аккуратно очистить от коррозии, просверлить около него несколько отверстий с помощью дрели и тонкого сверла (желательно рядом с пробоиной, но в той зоне, где материал покрепче). Далее нужно будет взять металлические пластины (подойдет и оцинкованные металлический профиль) и нарезать их так, чтобы они могли служить зажимами. Теперь осталось только взять кусочки резины и приклеить их на клей Момент с двух сторон к отверстию. Если это велосипедная камера, сложить ее в 4-6 раз. После приклеивания, сразу наложить пластины с двух сторон, вставить в них болты, с другой стороны затянуть гайки. Такая заплатка легко прослужит несколько лет.

Можно использовать даже специальные заплатки и клей, но не забудьте о пластинах для зажима

Второй способ – холодная сварка. В любом хозяйственном магазине можно купить двухкомпонентный материал и сработать с его помощью. Место пробоины на баке хорошо зачищается наждачной бумагой с мелким зерном и обезжиривается ацетоном. Далее, строго по инструкции, материалы холодной сварки смешиваются и накладываются на отверстие специальной пластиковой лопаткой из набора. Следует хорошо затолкать густую смесь быстрозастывающего материала в отверстие и сделать тонкий слой, в 1-2 мм, вокруг пробоины, диаметром в 1-1,5 см. Теперь остается только ждать. Наиболее часто, время ожидания 10-20 минут, но лучше обождать до получаса. Все, теперь баком можно снова пользоваться!

Имеется несколько видов холодной сварки, выбирайте более удобный вариант

Самое быстрое дачное пугало

Оригинальный и практичный совет мы узнали совсем недавно. Вполне реально, что у многих смекалка работает подобным образом, но мы уверены, что не у всех.

Итак, проблема с птицами, которые выклевывают плоды на огороде и в саду. Доказано, что они боятся различных фигур, похожих на людей. Примером может быть огородное пугало. Но не всегда есть время, чтобы сделать что-то подобное. Тогда на помощь и приходят дачные советы от специалистов.

Вопрос решается за несколько минут! Найдите старую куртку или накидку, которую не жалко использовать, набросьте ее поверх молодого деревца или даже подсолнуха, и проблема с пугалом решена. Проверено, что более половины птиц, наносящих вред, уже не будут клевать дорогие вам плоды.

Сделать дачное пугало можно довольно быстро!

Быстрая заточка огородного инвентаря

Тупая лопата или тяпка, да и тот же хорошо известный нам плоскорез Фокина, никогда не облегчат труд в саду и огороде. Поэтому нам остается только одно – наточить инструмент.

Но не все дачники имеют в гаражеверстак со станком для заточки, или даже просто кусок точильного камня. А если он и есть, то работать ним получается далеко не у каждого человека. Тут на помощь и приходит угловая шлифовальная машина, или попросту болгарка.

Вам понадобится круг по металлу, которым мы и будет точить дачный инвентарь. Процесс сам длится буквально минуты, но сразу предупреждаем, что в нем есть доля опасности.

Заточка топора болгаркой (ниже смотрите видео)

Инструмент следует зажать в тиски или же попросить помощника крепко прижать его лезвием вверх к земле. Теперь нужно взять болгарку, включить ее, и аккуратным движением провести кругом по лезвию лопаты или тяпки. Обязательно обратите внимание на направление хода круга, а также угол заточки. Искры должны лететь от вас, а угол быть около 30 градусов. Движение болгаркой должно обязательно идти вдоль лезвия, а не перпендикулярно.

Читайте также:  Как сделать мангал своими руками, все этапы устройства, рекомендации

Неправильная заточка лопаты болгаркой, будьте внимательны.

Пожалуйста, если не знаете правил безопасности работы с угловой шлифовальной машиной, даже не берите ее в руки. Но если другого решения нет, производите заточку аккуратно, плавно, без лишних движений, и обязательно используя средства собственной защиты. Также никогда не работайте болгаркой, у которой не установлен защитный кожух!

Устранение порыва трубы

Есть много способов устранить порыв водопроводной трубы, но снова же, далеко не все о них знают. Человек в панике может просто бросить проблемную ситуацию на самотек, а пока придет помощь, получить серьезные потери воды по счетчику, затопление погреба, теплицы, помидорной грядки и так далее. Возможно, что большого вреда от воды и не будет, но и большая грязная лужа посреди дачного двора вам не нужна!

Даже такой хомут подойдет для быстрого ремонта водопровода

Итак, что же предпринять, если прорвал водопровод:

  • Быстро вырезать деревянную пробку из ветки или бруса и забить ее в трубу. Но помните, способ подходит только для серьезных магистральных труб, пластиковую трубу вы так просто не спасете;
  • Можно наложить заплатку на трубу. Для этого потребуется взять кусок резины, все той же старой велосипедной камеры, сложить ее в несколько раз и прижать к пробоине металлическими хомутами. Для уверенности, хорошо завернуть болты хомутов отверткой;
  • Также можно и просто снизить сброс воды или убрать сильную струю из водопровода, например, намотать старое полотенце или большой кусок ветоши на пробоину в трубе. Зажать все это дело можно даже проволокой. Потери воды, конечно, будут, но они значительно снизятся.

Быстрое устранение порыва на даче

Естественно, самым правильным решением будет вызов сантехнической службы, но не всегда это возможно, по самым невероятным причинам. Также, обязательно стоит проверить наличие запорной арматуры до пробоины. Бывали случаи, что порыв можно было остановить на месте, просто закрутив кран в нескольких метрах от него, но люди в отчаянии просто о нем забывали!

Замена выбитого окна

Окна дачного дома всегда могут пострадать от мяча, камня или птицы. Да и от старости стекло может треснуть при малейшей нагрузке. Но если окно полностью выбито, его нужно срочно менять. Причиной этому мошка и комары, проникающая внутрь жара, ночной сквозняк, да и вообще, окно без стекла смотрится не эстетично.

Но вот беда, на даче нет стекла или стеклореза. Что же делать в этом случае? На время окошко можно заделать куском неиспользованных обоев, полиэтиленом или куском картонной коробки. Нужно просто прислонить картон (или натянуть полиэтилен) к раме выбитого окошка, и придавить его штапиком на гвоздях. Эффект потрясающий, по крайней мере, герметичный.

Выбитое окно дачного дома можно временно заменить на фанеру, пластик, поликарбонат

Также, временную заделку можно обеспечить и пластиковыми панелями, куском фанеры, остатками поликарбоната после сборки теплицы. Крепить материалы следует тем же способом!

Если часто забиваются водостоки…

Новые водосточные системы, устанавливаемые по периметру дома, обеспечивают организованный отвод воды, а также защиту отмостки и стен дома от влаги. Благодаря вовремя установленным системам, материалы дольше остаются в первоначальном, качественном состоянии, а вода не стоит лужами около дома. Но водостоки часто забиваются листьями, перьями, даже фруктами с деревьев, и проблему нужно как-то решать.

Поможет в этом обыкновенная сетка, монтажная для оштукатуривания или же оцинкованная, которую часто используют для ограждений птичников и крольчатников. Кусочек такой сетки, уложенный на поверхность вертикального стока, не даст проникнуть внутрь ничему, кроме воды.

Используйте кусочек сетки для водостоков или же специальные сетчатые фильтры

Кусочек такой сетки может помочь и с другой серьезной проблемой – падением птиц в дымарь. Бывали случаи, когда через дымоход в дом попадали воробьи и скворцы, а иногда и просто застревали где-то внутри системы. Все понимают, что ситуация не из приятных, но спасти ее может кусочек сетки, закрепленный на верхней части дымохода!

Проблемы с площадкой или садовой дорожкой

Основные проблемы такого рода заключаются в выбоинах и ямах, на ремонт которых, обычно, не хватает средств или времени. Но выбоины всегда могут стать местом скопления грязи, или же причиной травмы, так как споткнуться о них очень просто. Предотвратить это можно с помощью пары совков щебенки или песка. Просто проведите временный ремонт, засыпав и утрамбовав ямы, а в будущем уже произведете ремонт садовой дорожки, о котором мы уже говорили в одной из статей ранее.

Лучший материал для быстрого ремонта дачных дорожек

Заточка инструментов болгаркой (видео)

Некоторые дачные советы помогут вам решить сложные ситуации быстро и практически без затрат. Но чтобы мы могли еще более качественно помочь вам, не забывайте присылать свои вопросы в специальную рубрику. С удовольствием рассмотрим их и постараемся ответить на каждый.

Организация проблемного обучения в детском саду
статья на тему

Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить ребёнка к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире.

Эффективными формами работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов является применение различных активных форм и методов обучения. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения, в частности, это проблемная и игровая технологии.

Использование разнообразных методов и приёмов активного обучения пробуждает у дошкольников интерес к познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи)?

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения. (Частично-поисковый метод)

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоги воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методом.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: групповой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые

предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Проблемная ситуация создаётся воспитателем с помощью определённых приёмов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций используются следующие методические приёмы:

– подводить детей к противоречию и предложить им самим найти способ

– предложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

Можно иногда и ошибиться – пусть дети сами заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приёмы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребёнок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найдённого решения.

Стремясь поддерживать у детей интерес к новой теме, мы создаём новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребёнка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
konferentsiya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проблемного обучения в детском саду

О.В. Власова, г. Киселёвск, Кемеровской области

Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить ребёнка к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире.

Эффективными формами работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов является применение различных активных форм и методов обучения. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения, в частности, это проблемная и игровая технологии.

Использование разнообразных методов и приёмов активного обучения пробуждает у дошкольников интерес к познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи)?

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения. (Частично-поисковый метод)

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоги воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методом.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: групповой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые

предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Проблемная ситуация создаётся воспитателем с помощью определённых приёмов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций используются следующие методические приёмы:

– подводить детей к противоречию и предложить им самим найти способ

– предложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

Можно иногда и ошибиться – пусть дети сами заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приёмы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребёнок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найдённого решения.

Стремясь поддерживать у детей интерес к новой теме, мы создаём новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребёнка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

  1. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации / И. А. Ильницкая // М. Астрель. – 2003. – С.356.
  2. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер// Знание. – 2004. – С.64.
  3. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М.

Матюшкин// С.- Петербург. – 2005. – С. 325

  1. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И.

Махмудов // Педагогика. – 2007. – С. 368.

  1. Поддьяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Поддьяков Н.Н., Николаева С.Н., Парамонова Л.А. др.; под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., дораб.// – М.: Просвещение. – 2008. – С.192 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду».

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный.

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим.

Технология проблемного обучения.

Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта).

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и наконец .

Детский сад: проблемы и их решения

С некоторых пор я занимаюсь вопросом детских садов. Многие молодые родители надеются на мою помощь и поддержку в решении данного вопроса. Сейчас моя работа в этой сфере сводится к простому принципу – наши дети имеют право на дошкольное образование! И мы, родители, будем бороться за это право всеми доступными законными методами. Право на доступное дошкольное образование гарантировано каждому статьёй 43 Конституции и этим надо пользоваться. Моя работа уже сегодня дает первые плоды: 5 детей устроены в детский сад.

Однако после того как я принял решение об участии в выборах в Тверскую городскую Думу, я взял на себя ответственность не только по защите прав каждого конкретного ребёнка, но и обязанности по решению данного вопроса в комплексе. И речь пойдёт как о физической нехватке мест в детских садах, так и о дошкольном образовании в целом.

Нехватка мест в детских садах.

Самая первая и самая главная проблема, на мой взгляд, – это нехватка мест в детских садах. По разным данным очередников-дошкольников в Твери около 1800 малышей. Уверен, что очередь в детские сады в городе можно устранить за весьма короткие сроки. Чтобы решить этот вопрос, необходимо осуществить мероприятия по эффективному использованию площадей, имеющихся в сфере образования города.

Для того чтобы 1800 малышей в возрасте от 3 до 5 лет пошли в детский сад, необходимо, чтобы в это же самое время из детских садов города такое же количество детей в возрасте шести лет перешли в здания школ. Создание так называемых «нулевых» классов в школах. В результате в детских садах будут обучаться дети в возрасте до шести лет, а шестилетние дети будут находиться в школах. Для реализации данной программы понадобится изъятие некоторого числа классных комнат под нужды детского сада. Часть учеников средних и старших классов должны будут заниматься в свободных помещениях либо, в крайнем случае, во вторую смену.

Если считать, что в городе Твери 70 школ, то 1800 шестилетних детей, переводимых из детских садов в школы, теоретически распределятся по одной группе (25-27 человек) в каждую школу. Разместить одну дошкольную группу в одной отдельно взятой школе — вполне решаемая проблема. В том случае, если начальные классы той или иной школы уже располагаются в зданиях бывших детсадов, то несколько четвертых классов нужно перевести в основное здание школы, а освободившиеся места отдать под детский сад. По некоторым расчетам, строительство детского сада обойдется в сумму не менее 100 миллионов рублей. Соответственно, строительство 10-12 детских садов для всех детей-очередников в городе будет стоить не менее 1 миллиарда рублей и продлится не менее 10-12 лет. О чём это говорит? Такой путь возможен, но это долго и очень дорого. Предлагаемый мной перевод шестилетних детей из детских садов в школы осуществим за сумму в десять раз меньше — за 100-120 миллионов рублей. И самое актуальное — в максимально сжатые сроки. 100-120 миллионов рублей уйдут на ремонт классных помещений, на закупку необходимого оборудования, на переоборудование помещения под специфику детского сада.

Хочу обратить внимание: в советские времена в городе было построено несколько школ со специальными помещениями для дошкольных классов. Сейчас в этих помещениях располагаются что угодно, только не то, что очень нужно. Эти помещения должны быть освобождены, и они должны использоваться именно как дошкольные образовательные помещения.

Подчеркну ещё раз. Нужна полная инвентаризация зданий и помещений образовательного сектора! Должен быть составлен реестр, подписаны и согласованы конкретные графики освобождения различными федеральными структурами помещений детских садов на территории города Твери. Конечно, это меры скорее «пожарного» характера, и строительство новых детских садов бесспорно необходимо! И бюджет Твери при определённых условиях может себе это позволить.

Но здесь можно услышать 2 мнения:
– Строить не надо, так как впереди «демографическая яма», и построенные здания будут пустовать и превращаться в дома-призраки. (наплевательская позиция)
– Надо строить детские сады несмотря ни на что. Сейчас построим, ближайшие 5 лет они будут нужны, ну а потом чего-нибудь придумаем. (недальновидная позиция)

И те, и другие и правы, и неправы одновременно.

Нужен принципиально иной подход! Новые здания не должны быть исключительно детскими садами. Должна быть иная концепция в проектировании, строительстве и эксплуатации этих объектов. Как таковые это должны быть не детские сады, а многофункциональные детские учреждения.
Сегодня малыши ходят в детский сад. Завтра, когда нас «накроет» та самая демографическая яма, и детские сады будут не нужны, дети ходят в это же здание как в детско-юношеский досуговый центр.
Таким образом, мы не только сводим к минимуму проблему нехватки мест в детских садах, но и создаём платформу для решения вопросов детства и юношества вцелом.

Здания и помещения, находящиеся в муниципальной собственности, должны использоваться максимально эффективно. В данном случае при ограниченности ресурсов города, мы можем воспользоваться рыночными механизмами решения данной социальной проблемы.
Коммерческие организации, которые рискнули работать в сфере дошкольного детского образования, это наши союзники. Социально ответственный бизнес – это друг общества. И в данном случае мы должны всячески помогать этим организациям. Я считаю, что неэффективно используемые и пустующие помещения, которые могли бы использоваться для дошкольного образовательного учреждения, должны передаваться таким коммерческим организациям в безвозмездное пользование при условии оплаты расходов на текущее содержание данного помещения.

Не скажу, что частные детские сады смогут очень сильно изменить ситуацию. Но совершенно очевидна необходимость таких учреждений. Думаю, что в первую очередь данные заведения будут пользоваться спросом у семей с достатком выше среднего.

Изучая сферу дошкольного образования, я столкнулся с интересной проблемой. Некоторые родители, получив место в детском саду, практически не пользуются этим своим правом. То есть ребёнок числится в детском саду, место за ним зарезервировано, но фактически ребёнок в детский сад не ходит — сидит с мамой дома. Место в этом случае родители держат «на всякий пожарный». Тогда как другие семьи, для которых это место является жизненно необходимым, ущемлены в этом своём праве.

В данном случае важно соблюсти баланс интересов.
Я считаю необходимым в этом случае рассмотреть возможность создания специальных групп в дошкольных детских образовательных учреждениях. Родители, которые занимаются воспитанием малышей на дому, должны иметь право доверить своё чадо в данную группу на день или на несколько дней подряд.

Конечно, это не панацея и не поможет разрешить вопрос нехватки детских садов, но в некоторых случаях для молодой семьи (а особенно в тех случаях, когда в семье только один родитель), это могло стать хоть какой-то отдушиной, и как-то, хоть иногда разгрузить и помочь фактически одиноким родителям.

Как добраться до детского сада?

Часто я сталкиваюсь с проблемой отдалённости детского сада от места жительства семьи. То есть формально права ребёнка соблюдены и место предоставлено, но добраться до детского садика практически невозможно. Особенно в утреннее время, когда приходится ехать на другой конец города по всем пробкам и в переполненных маршрутках.

Сейчас школьников, далеко живущих от места учёбы, комфортно доставляют в школу на автобусе по специальной программе. Точно так же и дошкольников в сопровождении родителей можно доставлять в детские садики. И это должна быть очень адресная помощь, которая сможет учесть интересы каждой конкретной семьи.

Обеспечение питания в детских садах.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросе питания малышей. Твери необходим комбинат дошкольного и школьного питания и систематизация вопросов питания детей.

Финансовым источником этого проекта могут быть средства бюджета Тверской области, муниципалитета Твери, деньги частных инвесторов.

Несомненно, решение вопроса о строительстве в Твери такого комбината будет иметь положительные последствия. Наличие этого комбината поможет не только решить вопрос питания для детей, но и поможет создать рабочие места. Обращу внимание, что грамотно продуманная служба доставки питания в данном случае является неотъемлемой частью строительства комбината. Это упростит медицинскую стандартизацию вопросов питания для различных категорий детей, что как следствие укрепит их здоровье. Некоторую часть продуктов питания для детей можно закупать на сельскохозяйственных предприятиях Тверской области, что освежит сельское хозяйство нашего региона. Комбинат должен быть оснащен по последнему слову техники, полностью соответствовать всем самым современным технологиям.

Одновременно упростится решение одного из самых важных вопросов питания детей – вопрос контроля приготовления еды. Санитарный и медицинский мониторинг самой продукции, используемой для готовки еды, конечного продукта, а также персонала в данном случае будет производиться в режиме «нон-стоп», а не «от случая к случаю», как это происходит сейчас.

Так же при подготовке рациона питания необходимо привлечение соответствующих специалистов: диетологов, педиатров, — так как питание для юных граждан должно быть не только вкусным, но и максимально полезным.

Поборы.

Отдельная тема — это вопрос поборов в детских садах. Зачастую родители сами «скидываются» на те или иные нужды детского садика для того, чтобы купить, отремонтировать и т.п.

Я бы не расценивал данный факт как однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично меня очень огорчает.

Те «крохи», которые падают в сферу дошкольного образования из нефтегазового бюджета страны, не могут кардинально улучшить ситуацию, однако даже в такой ситуации нужен контроль и эффективное расходование средств. Родительские комитеты, которые обязаны быть при каждом дошкольном образовательном учреждении, должны иметь полный и открытый доступ ко всей бухгалтерии дошкольного образовательного учреждения. Мало того, родительский комитет должен иметь возможность влиять на назначение того или иного заведующего детского дошкольного учреждения.
На мой взгляд, никакая прокуратура, гос. контроль, органы опеки и надзора никогда не будут радеть за детей, как сами родители! Поэтому совершенно очевидно, что родителей нужно как можно активнее привлекать к контролю бюджета и работе детских садов. По сути это и есть те самые механизмы народного контроля, которые помогут нам непосредственно влиять на ситуацию.

6 способов решения любых проблем

Тебя раздражает , когда люди , пытаясь утешить , говорят « безвыходных положений не бывает»? На самом деле есть как минимум 6 способов решить любую проблему. Главное — подобрать к проблеме нужный метод.

Cosmo рекомендует

Топ-5 лучших гаджетов для здоровья на время коронавируса

Какие юбки будут носить модницы весной и летом-2020: подробный гид по трендам

Эффективные методы решения проблем

Квадрат Декарта

Идеальный метод решения любых проблем , которые тебя пугают. Дело в том , что мы слишком часто зацикливаемся на одном-единственном вопросе: «Что будет , если это произойдет?» Это мешает найти решение , потому что ты смотришь на проблему только с одной стороны. Квадрат Декарта — простейшая техника , которая позволяет найти решение в считаные минуты. Итак , нарисуй на листе бумаги квадрат. Раздели его крестиком на четыре части. В каждой части напиши вопрос.

Что будет , если это произойдет?

Что будет , если это НЕ произойдет?

Чего НЕ будет , если это произойдет?

Чего НЕ будет , если это НЕ произойдет?

Ответь на все четыре вопроса , и решение проблем придет само. Просто потому , что ты рассмотришь ситуацию с четырех сторон.

Автоматическое письмо

Метод , который потребует от тебя времени и терпения , но результаты могут тебя ошеломить. Суть метода очень проста: тебе просто нужно взять ручку , бумагу ( много бумаги!) и начать писать. Нет необходимости заранее формулировать вопросы , на которые нужно найти ответы. Суть автоматического письма в том , чтобы отключить сознание и позволить подсознанию выйти наружу. Итак , тебе нужно остаться в одиночестве в спокойной обстановке. Бери ручку , бумагу и начинай писать все , что придет тебе в голову. Не останавливайся. Тебе потребуется много времени — от 20 минут до часа. В какой-то момент ты действительно начнешь писать совершенно автоматически , то есть перестанешь думать о том , что именно ты пишешь. Потом тебе останется только перечитать написанное. Скорее всего , ты найдешь ответ на все свои вопросы. Но , правда , он может тебя удивить.

Смена фокуса

Невозможно объективно рассматривать проблему , находясь внутри. Просить совета у сторонних наблюдателей тоже бессмысленно , потому что они-то не бывали внутри проблемы и понятия не имеют , что она на самом деле собой представляет. Собственно , остается только один выход — тебе самой нужно стать « сторонним наблюдателем». Сделать это можно только одним способом , в буквальном смысле убежав от проблемы. Ногами. Следующий этап — отвлекайся! Дело в том , что , если ты просто уйдешь , ты не перестанешь думать о сложной ситуации. Тут может помочь время ( которого у тебя , скорее всего , нет) или сильные впечатления — лучше позитивные , естественно. Тебе нужно вытеснить эмоции. После того как ты на какое-то время устранишься от проблемы и физически , и эмоционально , ты сможешь к ней вернуться в качестве « стороннего наблюдателя». Этот поможет взглянуть на ситуацию другими глазами и найти пути решения проблем.

Обращение к специалисту

Если ты совсем запуталась , близкие , скорее всего , предложат тебе обратиться к психологу. И ты , скорее всего , к нему не пойдешь. Потому что кто его знает , как искать хорошего специалиста. И потом , на это нужны время и деньги , которых тоже может не быть. На самом деле важно понять следующее: тебе необходимо взглянуть на проблему чужими глазами. Именно поэтому тебе не поможет подруга , которая знает о проблеме; не поможет мама , которая прекрасно знает тебя; и уж тем более не поможет тот человек , который находится внутри той же самой проблемы. Не надо бояться психологов. Не нужно искать самого лучшего в мире специалиста — вполне вероятно , что тебе понадобится всего пара сеансов. И нужно быть готовой к тому , что специалист не даст тебе никаких советов , но это и не нужно. Сама возможность изложить суть проблемы постороннему человеку помогает взглянуть на нее словно чужими глазами.

Мозговой штурм

Старый добрый способ решения проблем — ты наверняка не раз к нему обращалась. «Посоветоваться с подругой» — это оно. Но на самом деле , чем больше « мозгов» будет задействовано , тем лучше. Тебе нужна компания людей , готовых тебе помочь , место , в котором вы можете собраться , и время на то , чтобы перебрать все варианты. Для решения глубоко личных проблем этот способ не очень подходит. Но если это ситуация , в которой ты чувствуешь себя в тупике , коллективный мозговой штурм — идеальный метод. Потому что никто из твоих друзей не предложит тебе подходящее решение сразу. Оно родится само , в процессе.

Поедание мамонта

« Можно съесть даже мамонта , если есть его по частям» — вот , собственно , вся суть метода. Тебе даже не нужно этого « мамонта» разделывать , потому что ты погрязнешь в новой проблеме — как бы это лучше сделать. Представь , что ты — хищник , перед тобой добытая туша мамонта. Подходи и кусай. То есть не ищи какой-то единственно верный путь решения проблемы , пробуй подходить к ней с разных сторон и «откусывать» понемногу. То есть совершать небольшое усилие , то , которое тебя не слишком сильно напряжет и не испугает. Таким образом ты прощупаешь проблему со всех сторон — это во‑первых. А во-вторых , постепенно придет понимание , с какой стороны ее все-таки лучше решать.

Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»

Ольга Горулько
Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципального образования город Ноябрьск

Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»

Горулько Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ «Белоснежка»

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Рубинштейн С. Л. : «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Характерные признаки проблемного обучения:

• возникает состояние интеллектуального затруднения;

• возникает противоречивая ситуация;

• появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемыс актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А. М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, то есть выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Использование приемов и методов обучения, соответствующих ФГОС до В рамках проекта “Наставничество”, реализуемого в МБДОУ № 14 в 2018-2019 учебном году, молодые воспитатели нашего учреждения подготовили.

Технология проблемного обучения в ДОУ «Технология проблемного обучения в ДОУ»(И. Я. Лернер) Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование методов работы по предупреждению и преодолению капризов со старшими дошкольниками Причинами детских капризов являются различные факторы. Но как бороться с капризами детей, не только родителем, но и воспитателю. Существуют.

Консультация для воспитателей. Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Как обеспечить безопасность наших детей? Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортного.

Консультация для воспитателей «Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками» История русского народа – одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество русского народа. Все мы хорошо знаем и любим.

Ссылка на основную публикацию