Принципы создания декоративных посадок и цветочных композиций

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЦВЕТОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

Цветочное оформление из многолетников имеет большое значение в озеленении. Оно оттеняет, дополняет какие-то ландшафтно-архитектурные композиции, а может играть и самостоятельную роль. Выбирая их для цветочного оформления, обязательно учитывают декоративные качества, биологические особенности, экологические требования. Решающее значение для высокохудожественного цветочного оформления имеют время цветения, размеры и габитус (внешнее строение) растения, характерные особенности листьев, цветков, соцветий.

Высота многолетников имеет большое значение для правильного сочетания и размещения их на площади. По этому признаку они подразделяются на несколько групп.

Исполинские, монументальные растения (высотой 2 м и более) используют для оформления водоемов, создания групп, опушек, зарослей, одиночных посадок. К этой группе можно отнести сахалинскую гречиху, борщевик, бокконию, ревень.

Обширную группу составляют растения высотой от 1 до 2 м. К ним относятся борец, лилейник рыжий, синеголовник.


Прибрежные растения для оформления водоемов: лилейник рыжий

Растения высотой от 25 до 50 см считаются низкими и широко используются в группах, куртинах, массивах, располагаемых на переднем плане. Наиболее характерные представители этой группы — примула весенняя, фиалка рогатая, функия, ирис низкий, вероника, некоторые виды седумов и т. д.

Растения высотой от 10 до 25 см используют в качестве почво-покровных, заменителей газонов, для альпинариев и каменистых горок. К этой группе относятся в основном раноцветущие многолетники: горечавки, арабис, фиалка душистая, ясколка, флоксы дернистый, шиловидный, печеночница, ландыш, копытень и приземистые растения с большой биологической подвижностью: барвинок малый, аюга, лапчатки, гвоздика травянка и др.

По габитусу многолетники условно подразделяются на почво-покровные, или дернинные, кустовые и зарослевые.

Окраска, форма и величина листа, цветка и соцветия, их расположение на растении также имеют существенное значение при создании декоративного эффекта в композиционном решении цветочного оформления. Многолетники с крупными, монументальными листьями (боккония, ревень, борщевик) хорошо смотрятся на фоне водной поверхности и часто используются при оформлении водоемов, в одиночных посадках. Растения с орнаментальными листьями (пионы, астильба, борец) пригодны для создания красивых групп, одиночных посадок, оформления зданий, малых архитектурных форм, для перехода от вертикальной линии древесного массива к горизонтальной линии газона. Многолетники с незаметными листовыми пластинками и мелкими цветами создают ровный зеленый фон и имеют значительный спектр применения в декоративном оформлении. К ним относится и многочисленная группа почвопокровных растений.

При построении цветочных композиций из многолетников, наряду с их биологическими особенностями и декоративными качествами, учитывают принципы световых сочетаний, линейную и воздушную перспективу. Большое количество видов, разнообразие декоративных качеств позволяют широко использовать их в различных аспектах декоративного оформления.

Подбор ассортимента многолетников при создании цветочных композиций основан на принципе цветовых сочетаний. Солнечный спектр состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Первые три цвета — активные, или теплые тона; вторые три цвета — пассивные, или холодные тона. Чистыми цветами считаются красный, желтый и синий. Остальные образуются в результате сочетаний: зеленый — желтого с синим, фиолетовый — красного с синим, оранжевый — желтого с красным.

Знание принципа цветовых сочетаний позволяет создавать высокохудожественные цветочные композиции. Чтобы получить гармоническое сочетание колеров одновременно цветущих рядом расположенных видов летников, надо правильно подобрать соответствующие окраски. Так, желтый цвет может быть подобран как плавный переход от лимонного через светло-желтый, желто-золотистый, золотистый, золотисто-оранжевый — до оранжевого. Гармоническое сочетание окрасок чаще применяют при устройстве крупных цветочных композиций, в более мелких композициях используют контрастные сочетания. Чтобы подчеркнуть отдельные цвета в группе, применяют контрастные сочетания. Красный цвет сильно контрастирует с зеленым, оранжевый — с синим, желтый — с фиолетовым. Сочетание противоположных цветов как бы усиливает один другой, создавая гармонические контрасты. На фоне синего цвета оранжевый кажется теплее, синий — холоднее; красный цвет усиливается в присутствии зеленого, желтый — рядом с фиолетовым. На фоне белого цвета (нейтрального) усиливаются пассивные цвета.

При создании цветочных композиций сочетания цветов красного с желтым и синим, оранжевого с зеленым и фиолетовым, желтого с красным и синим допустимы, но менее приятны для глаза и не дают гармонического контраста.

Сочетаний смежных колеров (красного и фиолетового, оранжевого и желтого, красного и оранжевого) вообще следует избегать, так как они создают трудные для восприятия дисгармонические контрасты. Белый, серый, черный цвета относятся к нейтральным и используются для смягчения резких дисгармонирующих контрастов. Они гармонируют со всеми цветами. Хорошим фоном выступает серый цвет, который в природе имеют камни, мхи, лишайники.

Активные тона — оранжевый, красный, желтый — приближают предметы, пассивные — удаляют их. Это важно учитывать при создании цветочных композиций, оформлении водоемов, сокращении перспектив открытого ландшафта или обширного газона.

В садово-парковом искусстве издавна при построении цветочных композиций, наряду с принципом цветовых сочетаний, используют приемы линейной и воздушной перспективы. Приемы линейной перспективы основываются на том, что предметы кажутся тем меньше, чем дальше они находятся от наблюдателя. Применяя принцип линейной перспективы, можно иллюзорно удалять или приближать предметы. Если надо удалить задний план открытого пространства или цветника, на переднем плане по бокам располагают высокие растения, на заднем — низкие. Для приближения на заднем плане помещают более высокие, крупные растения, на переднем — низкие.

Приемы воздушной перспективы связаны с глубиной и окраской отдаленных предметов и пространства. Воздух, вблизи бесцветный и прозрачный, с увеличением расстояния приобретает глубину, плотность и окрашивается в голубовато-сизые тона. Поэтому на больших расстояниях основная окраска теряется, воздух накладывает на нее свои тона, и они кажутся голубыми, сизыми, синими. Из основных цветов больше всех на близком расстоянии теряются синий и голубой, зеленый и фиолетовый, а потом уже красный и желтый. Позже всего исчезает оранжевый тон.

Зная эти особенности изменения цветов в воздушной перспективе, можно создавать иллюзию приближения или удаления пространства соответствующим размещением на открытом месте древесной растительности или цветущих многолетников разной окраски. Чтобы приблизить пространство, на заднем плане высаживают растения с оранжевыми, желтыми цветами, на переднем — с голубыми и синими. Для удаления пространства на заднем плане сажают растения с синими, голубыми, фиолетовыми цветами, на переднем — с оранжевыми, красными и желтыми.

Пользуясь принципами линейной и воздушной перспективы, можно небольшой водоем или озеро оптически увеличить маскировкой дальнего берега. Для зрительного увеличения объема водоема противоположный берег «понижают» посадкой на нем растений меньшей величины. Высокий берег как бы уменьшает водную поверхность, низкий — расширяет.

Каждый вид цветочного оформления (солитерные посадки, группы, заросли, массивы, опушки, рабатки, миксбордеры, бордюры, партеры, мавританские газоны, вертикальное озеленение и т. д.) имеет свое назначение и свои особенности по созданию цветочных композиций и подбору ассортимента.

Правила создания цветников. Пошаговая инструкция

Первое, с чего стоит начать создание цветника – определение его стиля. Композиции цветочного оформления бывают пейзажного и регулярного вида. Пейзажный стиль тесно переплетается с дикой природой. В такой композиции отсутствует симметрия, и нет чётких границ, ярусы с растениями плавно переходящие. В этом стиле создаются миксбордеры, альпийские горки, группы, ландшафтные цветники, массивы, рокарии. О пейзажном стиле мы и поговорим подробнее.

Самым простым и распространенным видом оформления цветников является группа. Это посадки из нескольких видов растений, обычно от 3 до 5 штук. Группа имеет свободные очертания и объемность – она со всех сторон обозреваемая и на ней не должно быть так называемых «проплешин».

По составу растений группа может быть чистая и смешанная. В первом случае высаживаются растения одного вида, а во втором композиция состоит из разных представителей. Подобрать группу из растений разного вида довольно сложно – важно не только учесть их экологическую совместимость, но и высоту, сроки цветения, особенности декоративности.

По времени использования группы делятся на постоянные и сезонные. Сезонные наиболее эффектны, так как растения в этой композиции цветут в одно время (весной, летом, осенью). Если группа состоит из разных видов растений, становится сложнее подобрать нужные сорта, так как приходится учитывать дополнительные факторы, например, отношение саженцев к условиям выращивания. По возможности все растения должны соответствовать единым экологическим требованиям к свету, почве, влажности и т.д. После определения экологических факторов необходимо направить своё внимание на подбор высоты.

Подбор растений по высоте

Проще всего подобрать растения одной высоты, но многие садоводы и ландшафтные дизайнеры отдают предпочтения разновысотным композициям (задний, средний и передний план). Выбирая высокие растения, рекомендуем придерживаться общепринятого правила – высота саженцев не должна превышать полутора метров. Также, в ландшафтном дизайне существует правило соразмерности – принцип «золотого сечения». Рядовые числа составлены так, что два предыдущих числа являются суммой третьего. Например, 3:5:8:13:21 – примерная высота каждого яруса в цветнике. Если исходить из изначальной высоты в 150 сантиметров, то средний ярус должен быть 100 см, а передний план – 50 см. Полученные цифры могут лишь приблизительно указывать на соотношение высот, но именно от них и стоит отталкиваться при выборе сортов.

Стабильность декоративности растений в цветнике

При создании цветника, необходимо подбирать растения со стабильной декоративностью, чтобы даже после цветения, на них оставались зелёные листья, которые будут создавать объем, а не оставлять для обзора голые стебли.

Определение сроков цветения

Также существует группа одновременного цветения – все растения распускаются в одно время. В этом случае важно обратить внимание не только на стабильность декоративности, но и на окраску, форму цветков и соцветий.

Принципы совмещения растений в цветнике

Перечисленные выше моменты – не залог идеального цветника, а только его основа. Существуют также другие принципы, по которым нужно подбирать растения. Например, контраст – это соотношение, выражающее противоположность признаков: высокий – низкий куст, широкий – узкий лист, «теплый» – «холодный» цвет. А нюанс – это отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Например, растения с единообразной формой листовой пластины или габитуса. Подбирая растения в группу, важно придерживаться определенного количества элементов в композиции (обычно от 5 до 9). Нельзя увлекаться одним элементом – всё время должно быть определенное равновесие, крутящееся вокруг этих цифр. Конечно, не стоит «слепо» придерживаться количества, но важно учитывать общее правило «золотой середины».

Нормы посадки растений в цветниках

Очень часто возникает вопрос о схеме посадки или, как проще, о расстоянии между растениями. В основном это справочные данные, которые можно посмотреть в интернете или книге, но часто можно встретить разные значения. Это обусловлено тем, что некоторые авторы указывают норму посадки для небольших саженцев, а другие – уже для взрослых растений. Но стоит помнить, что норма посадки зависит и от многих других факторов: пышность куста, состав почвы, высота растения.

Подбор ассортимента растений для цветников

Шаг первый. Оцениваем экологические условия

Первое, что нужно сделать при создании цветника – оценить экологические условия на Вашем участке. Бесполезно что-то кардинально менять для Вашей задумки, проще подстроится и подобрать те растения, для которых будет комфортна Ваша территория. Именно существующие на Вашем участке условия освещенности, уровень грунтовых вод и тип почвы будут определять ассортимент. Даже «малодекоративные», «неинтересные» виды (хотя мы твёрдо уверены, что таких не существует), подобранные с учётом условий произрастания, создадут цветочную гармонию благодаря своему здоровому виду и отличному состоянию.

Шаг второй. Считаем деньги

На первый взгляд может показаться, что деньги – неважный фактор, но это сильное заблуждение. В зависимости от бюджета, который вы решили выделить на Ваш цветник, можно использовать как дорогостоящие саженцы, так и не менее декоративные, но по низкой цене и меньшего размера или возраста. Уже при подборе стоит определиться с дальнейшим уходом за Вашим участком. Если за растениями будет ухаживать профессиональный садовод, для цветника можно подобрать даже такие капризные и требующие специального ухода культуры, как книфофия, эремурусы, юкки, розы, георгины и другие.

Шаг третий. Определяемся с идеей

Следующий шаг – не менее важный. Необходимо определить основную идею Вашего цветника. Большое влияние на формирование идеи оказывает общий стиль участка, его концепция. Дом, существующие деревья на участке, характер функциональных зон – всё будет влиять на выбор ассортимента растений.

Подбор растений с учетом физиономического типа растений. Физиономический тип – это то впечатление, которое на Вас производит растение, его внешний вид и образ. Например, «деревенский» образ. Под этот стиль подходят растения простые, известные нам с детства: разнообразные рудбекии, гвоздика, флокс метельчатый, декоративные травянистые растения и другие. Конечно, у каждого свой опытный взгляд на любое растение, не стоит думать, что в «деревенском» стиле используются только традиционные саженцы. Вместе с ними в стиле можно высадить и плодовые кустарники, и даже розы с простыми и полумахровыми цветками. Уместны в «деревенском» цветнике и овощные культуры – салаты с декоративными листьями, листовая свекла, петрушка, капуста.

Читайте также:  Какие многолетние травянистые растения могут расти на песчаных почвах.

«Лесной» стиль в цветнике. Современные тенденции в ландшафтном дизайне диктуют полное сохранение существующих деревьев, а значит и определенный подход к выбору цветущих культур. К «лесному» физиономическому типу относятся такие растения как: волжанка, василистник, борец клобучковый, девясил или телекия, навяник обыкновенный, зеленолистные хосты и разнообразные колокольчики, очаровательные аквилегии, примулы, тиареллы, папоротники.

«Садовый» цветник – самый распространенный тип, к которому чаще всего приходят ландшафтные дизайнеры и садоводы. Считается, что для такого цветника подойдут растения с крупными цветами или соцветиями, а также виды с крупными глянцевыми или сильно опушенными, будто взлохмаченными листьями. Подобрать растения для такого цветника проще простого: дельфиниумы, крупноцветковые ромашки, лилии, ирисы гибридные, гейхеры, хосты. Также в «садовом» стиле часто используются розы шраб или чайно-гибридные.

«Луговой». Не менее интересный тип цветника. За рубежом его также называют «натургарден», что в переводе «натуральный сад». Настоящий натургарден – это цветник, для которого в основном выбираются дикорастущие растения. Размещение, количество и процентный состав – все направлено на создание естественной экосистемы, которая в течение долгого времени сама регулирует свою жизнедеятельность. Это как природный луг, который никто дополнительно не поливает и не подкармливает. Но, как известно, декоративность луга кратковременна, а мы бы хотели видеть в нашем саду цветущие и пышные растения. На помощь «луговому» стилю приходят злаки, гвоздики, тысячелистники, ромашка, маки, гипсофила и другие. Они преобразят пейзаж и незатейливо украсят своим цветением.

«Экзотический». К экзотам можно причислить довольно много растений, и подход к выбору сортов достаточно разнообразен. С одной стороны можно подобрать сорта привычных садовых растений, отличающихся необычной формой цветков или соцветий, нетипичной окраской или размером. С другой стороны, для жителей средней полосы России экзотами являются южные растения: гипсофилы, колючник, синеголовник, элимус, хаконехлоа.

Подбор ассортимента в соответствии с ассоциативной идеей

Представьте себе «Этюд в багровых тонах» или «Цветник прекрасной дамы» – вот перед глазами сразу появляются какие-то особенные стилистические композиции с выдержанными тонами. Это и есть цветники – ассоциации. Их название составляет решение и концепцию цветовой гаммы и ассортимента. Идея может быть навеяна и литературными произведениями, и акварельными пейзажами.

Подбор ассортимента для тематического цветника

Очень близок к ассоциативному, только в этом случае ассортимент объединяется общими физиологическими признаками. Например, цветник «Ромашка», где все растения объединены по форме соцветий. Это очень выгодный вариант цветника для тех, кто увлечен выращиванием одной или нескольких культур, коллекционирует сорта астильбы или флоксов, например.

Шаг четвёртый. Работаем с цветом

Выбор цветовой гаммы для каждого индивидуален и он зависит от множества факторов.

От того, какой цвет окружает Вас зависит Ваше настроение и состояние. Цвет может успокаивать, возбуждать, расслаблять, поэтому так важно тщательно проанализировать какой цветник подходит именно Вам. Например, красный цвет заставляет клетки мозга работать быстрее, а также повышает кровяное давление. Оранжевые оттенки вызывают у смотрящего аппетит и благотворно влияют на пищеварение, цвет тёплый и спокойный. Преобладание жёлтого цвета вызывает восторг, радость и лёгкость. Жёлтые оттенки позитивно влияют на мозг, успокаивают нервную систему. Зелёный цвет регулирует давление, бодрит и освежает. Голубой тон снимает напряжение и приводит в норму дыхание, но при длительном контакте может вызывать усталость. Синий – непростой цвет, он символизирует верность, но может наводить на смотрящего тоску и уныние. Символ чистоты – белый: увеличивает объемность, придаёт композиции пышность и легкость. Черный – цвет скорби и тревоги. Является нейтральным оттенком, в отличие от белого уменьшает объемность.

Для определения сочетающихся цветов существует множество систем. Самой простой из них считается цветовой круг. Он разделен на 8 частей, окрашенных в основные цвета плюс пурпурный, полученный при смешении красного и фиолетового (рис.1).

Создавая цветник, важно определить какие цвета будут в нём преобладать, и как они будут сочетаться между собой. Монохромный цветник – это группа растений, в которой преобладает один цвет. Наилучшие цвета для этого типа – розовый, сиреневый, белый, золотистый.

Сочетание двух цветов. Лучшим вариантом для цветника с преобладанием двух цветов будет, если они состоят в тесном соседстве цветного круга (рис. 2). Если выбранные цвета различаются по насыщенности, рекомендуется сочетать их с помощью соотношения площадей: насыщенный тон – меньшую часть цветника, менее насыщенный – большую (рис.3).

Трехцветный тип цветника. Создается двумя способами. В первом случае выбираются цвета в круге, которые расположены напротив друг друга, например оранжевый, синий и жёлтый (рис.4). Во втором, выбирается основной цвет, а дополнительные должны располагаться через 1 – 2 части от него на цветном круге. Например, доминирующий цвет – фиолетовый, противоположный к нему – жёлтый, а в интервале находятся оранжевый и зелёный. Также можно выбрать цветовую гамму из 3х соседних частей в круге, например, фиолетовый, красный и пурпурный.

Четырехцветный цветник тоже можно собрать двумя способами. Первый – выбрать две пары противоположных кругу цветов.( например синий, фиолетовый – оранжевый, жёлтый) (рис.6). Второй вариант – выбрать один доминирующий цвет и несколько дополнительных, которые будут разделены от основного на 1-2 части (рис. 6). Подбор цвета для ландшафтной композиции непростая задача, но основываясь на данных правилах, всегда можно создать гармоничную композицию. Стоит только помнить о том, что цвета и оттенки зависят от таких факторов как: игры света и тени, структуры листовой пластины, поверхности цветков.

– Для визуального увеличения маленьких участков рекомендуется использовать ограниченное количество оттенков.

– Синие тона на заднем фоне увеличивают сад, особенно, если на передний посадить цветы жёлтых и красных тонов.

– Чем насыщеннее передний план, тем спокойнее должен быть задний.

– Чем больше зелёного тона на участке (газон, деревья), тем больше может быть контрастных композиций.

– Контрастных тонов должно быть намного меньше, чем нейтральных (белого, серого, голубого)

– Растения с тёмной листвой рекомендуется размещать в центре композиции.

– Сильноконтрастных цветников должно быть не больше 2х на участке.

Этот пункт о способности растений разрастаться и заполонять собой пространство вокруг себя. В цветнике почвопокровные растения рекомендуется сводить к минимуму. Если всё же хочется внести их в группу, необходимо ограничить их распространение, время от времени прореживая.

Шаг шестой. Определяем сроки цветения

На этом этапе необходимо определится с типом цветника, о которых мы говорили выше. Главное правило цветника – отсутствие голых участков в нём во время цветения. Сроки цветения однолетних и многолетних цветов Вы можете посмотреть в нашей другой статье.

Шаг седьмой. Определяем стабильность декоративности

После определения сроков цветения приступаем к определению декоративности растений. Это важно не только для красоты цветника, но и для высаживания культур. Существует множество растений, которые можно считать длительно и стабильно декоративными. За счёт листвы и стабильного габитуса куста такие растения украшают композицию и до цветения, и после. Они должны составлять основу любой композиции и сохранять структуру цветника на весь сезон. Растения, которые сбрасывают листья сразу после цветения в такой композиции должны быть в единичных экземплярах и посажены среди основных, желательно на заднем плане. Или не использоваться вовсе. Также существуют растения, которые декоративны в длительное время, но всё же сбрасывают свою листву в какой-то период. Их стоит высаживать небольшими группами среди стабильно декоративных видов. В основу цветника также важно подбирать неприхотливые и не требующие тщательного ухода культуры. Они равномерно распределяются по всей площади и образуют единство всей композиции.

Следует отметить, что в маленьких цветниках труднее обеспечить непрерывное цветение, поэтому стоит обратить большее внимание на основные растения с интересными листовыми пластинами и габитусом.

Подведём итоги. В любой ландшафтной композиции основную площадь должны занимать декоративно-лиственные растения, которые будут составлять структуру группы, эдакий “скелет”. Цветущие же растения стоит высаживать в меньшем количестве и чаще всего на переднем плане. Также, в цветнике должны присутствовать растения, создающие объем и скрывающие некоторые недостатки группы. Несмотря на то, что главными в цветнике считаются многолетники, нельзя обойтись и без луковичных и однолетних растений. Они помогают расширить цветовую гамму и заполнить «голые» места в первые годы развития многолетников. Если Вы хотите постоянно высаживать однолетники, для них нужно заранее выбрать место.

По законам красоты, или Секреты удачной ландшафтной композиции

Какие разные эмоции от сада мы испытываем, восторженно рассматривая журнальные картинки, с любопытством заглядывая за соседний забор или озадачено глядя на свою клумбу. Мы восхищены или разочарованы — но что, собственно, формирует наше впечатление? От чего мы отталкиваемся, определяя, хорошо увиденное нами или плохо?


Наши впечатления и эмоции от сада формируются под влиянием законов прекрасного

Субъективное и объективное: как мы оцениваем красоту

Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится, а что-то не нравится. Но ведь всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем, ёлки, мы можем оценить, что вот та композиция с хвойными однозначно хороша.


Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша

Значит, критерий выбран неверно, потому что, кроме субъективной оценки, существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своём творчестве либо следуем им, либо нарушаем.

Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут «работать» в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более, что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать «хорошо» или «плохо» — давайте анализировать, почему это так, а не иначе.


Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?

Итак, композиция — это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте это расположение элементов в определённой последовательности, то есть построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

Три плюс два, или Принцип целостности

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает гармоничный сад от набора разрозненных элементов и растений.


Если соблюден принцип целостности, возникает единый художественный образ сада

Если у сада есть образ, то его можно сформулировать — как тему, идею, имя, если хотите. И даже если перед нами окажется сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности.


Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга

К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть, заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений.

Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала.


Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши

Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон…


Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности

Повтор растений в саду
также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как тут не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось».

Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.

Читайте также:  Передвижной садик


Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Кто в саду главный?

Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное — вот основной вопрос, который нужно себе задать.


В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное

При этом нужно иметь в виду, что вопрос стоит тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчинённые. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное.


Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные

Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом «кадре». За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну-две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

Убрать акценты

Акцент — это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом — например, с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой.


Плакучая крона — очень сильный акцент

Цвет листвы может зависеть от времени года — акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным).


Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты

Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот — с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили… Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон.


Для любого акцента всегда нужен фон

Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент — это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, поэтому та же декоративная листва или плакучая крона — безусловный акцент и в группе, и в природе.

Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Ландшафтные композиции

Ландшафтные композиции – это сочетания трав, цветов, злаков, деревьев, кустарников, камней, гравия и песка.

Ландшафтная композиция строится на биологических особенностях растений и декоративных качествах.

Период цветения, размеры и внешнее строение, свойственные особенности листьев, цветков, а также соцветий – все это очень важно в построении ландшафтных композиций.

Ландшафтные композиции непрерывного цветения позволяют наслаждаться красочным садом до глубокой осени. Их можно сделать своими руками.

Ландшафтные композиции непрерывного цветения

Красота сада постоянного цветения заключается в хорошо подобранном ассортименте растений, которые подбираются с разнообразным сроком цветения, с весны и до осени. Ландшафтные композиции создаются из цветочных растений, трав, а также луковичных.

Цветник становится декоративным в течение долгих лет. Весной сажают рассаду многолетних цветов и злаковых культур, а осенью сажают луковичные растения.

Цветник в саду должен быть объемный, он также должен проглядываться в глубине – это усиливает массу положительных эмоций и зрительное его восприятие. Оформление – умиротворяющее, ненавязчивое и деликатное, без отвлекающих контрастов, без перепадов размеров, форм и окрасок.

Наилучшее цветовое соотношение: розовые, желтые и красные тона (теплые около 60%), фиолетово-голубые (около 25%), белые (около 15%).

Очаровательную объемность цветнику придают декоративно-лиственные многолетние растения: бадан, хосты, астильба, роджерсия, дармера, гейхера, медуницы.

Высота многолетних цветов определяет их местоположение в посадках с другими растениями. По высоте они делятся.

Монументальные растения, около 2 м высотой и более

Главное использование высокорослых многолетних растений – создание групп, оформление водоемов, живописных зарослей, солитеров, к примеру, мискантус китайский, бузульник Пржевальского, ревень, клопогон, волжанка, посконник.

Растения до 2 м высотой

Эта группа растений обширна. Причем, различные виды одного растения могут быть маленькими и даже великанами и среднерослыми.

Низкорослые растения до 50 см высотой

Низкорослые растения сажают на первый план в группах, массивах, куртинами.

Растения высотой до 25 см высотой, или почвопокровные растения.

Почвопокровные растения применяют как заменитель газона, для каменистых горок и альпинариев. К данной группе в основном относятся раноцветущие многолетники: арабис, ясколка, горечавки, флокс шиловидный, ландыш, печеночница и низкорослые растения: лапчатка, живучка, гвоздика травянка, барвинок малый.

Многолетники с зонтиковидными соцветиями (посконник, тысячелистник, синеголовник, монарда, молочай) в цветники сажают большими куртинами.

Многолетние растения с колосовидными соцветиями (бадан, бузульник, горец, вероника, вербейник, шалфей, астильба, полынь, люпин, лиатрис, буквицы) сажают рядом с растениями, имеющие соцветия-ромашки.

Внешний вид многолетников

По внешнему виду многолетние растения делятся на зарослевые, кустовые и почвопокровные. Большую роль играет раскраска листа, форма и размер, цветки и соцветия.

Многолетние растения с монументальными листьями: бадан, белокопытник, ревень, дармера, бузульник Пржевальского, отлично смотрятся на фоне воды и применяются для оформления берега водоема, в роли солитера.

Растения с орнаментальной листвой: дицентра, анемона, пион, роджерсия, аквилегия, астильба, подходят для создания групп, оформления зданий, одиночных посадок.

Многолетние растения с мелкой листвой и цветками относятся к почвопокровным и применяются для создания лужаек.

Цветовые сочетания и ландшафтные композиции

Растения в ландшафтных композициях сажают сочетая цвета.

Оранжевый, красный, желтый, голубой, зеленый, синий краски солнечного спектра. Из этой палитры теплые тона – первые три, а вторые три – холодные.

Чистыми цветами являются желтый, красный и синий. Остальные цвета получаются при смешивании: фиолетовый – красный, оранжевый – красный, зеленый – желтый.

Чтобы ландшафтная композиция из рядом растущих и цветущих растений выглядела гармонично, необходимо подбирать цветовую гамму растений. К примеру, для мягкого перехода от лимонного цвета к оранжевому цвету можно использовать желтый.

Гармонию цветов применяют в больших композициях, а в маленьких – контрастные сочетания.

Цвета контраста в ландшафтных композициях

Оранжевый – синий, красный – зеленый, желтый – фиолетовый как бы усиливают друг друга. Оранжевый цвет на фоне синего, кажется теплее, а синий наоборот холоднее; красный же цвет усиливается зеленым, а желтый цвет – фиолетовым. Белый цвет является нейтральный и усиливает пассивные тона.

В ландшафтных композициях не гармонируют и не комфортны для восприятия глаз сочетания цветов:

Белый и черный – нейтральные цвета, они предназначаются для смягчения резких контрастов.

Композиция сада и законы цвета

Многие люди считают, что «сад» – это, прежде всего, посадки плодовых или декоративных деревьев и кустарников, а также травянистых многолетников. На самом же деле, грамотно спланированный сад – это объемно-пространственная композиция, в которой все элементы садового дизайна составляют единое целое.

Слово «композиция» в переводе с латинского языка означает: составление, связывание, соединение частей. Таким образом, она предполагает творческую деятельность по организации пространства и составляющих его элементов. Природные материалы: вода, рельеф, древесные и травянистые растения, а также малые архитектурные формы – это те элементы, которые используются в ландшафтном дизайне для художественного проектирования пространства сада.

Выразительность садовой композиции зависит от правильного использования масштаба и пропорциональности ее элементов. Для соблюдения пропорций в качестве единицы измерения часто используется модуль. На фото цветочных часов, равные квадратные модули заполнены цветами различной окраски – это пример простой пропорции.

Пропорциональность

Гармоничное соотношение частей композиции друг другу и всей композиции в целом называется пропорциональностью. Кроме простой пропорции, с Античных времен известна золотая пропорция, получившая от Леонардо да Винчи своё название «Sectio aurea». Золотое сечение необходимо использовать на участках, где крупные коттеджи занимают большую площадь, чтобы добиться пропорциональности между домом и садом. С помощью золотого сечения в саду можно также определять оптимальные места расположения привлекающих внимание объектов или декоративных растений. Сущность принципа заключается в следующем: чтобы деление любого пространства было композиционно уравновешенным, большая его часть должна относиться к меньшей так, как целое – к большему. Иными словами, они должны соотноситься между собой приблизительно как 5_3=8:5, что при округлении равно 1,62.

Масштабность

Масштабность – зрительно воспринимаемое соответствие величины элементов композиции окружению и человеку. На участке, как правило, размер дома задает размеры всех зон сада и величину растений в нем. Скромный по размерам дом хорошо дополнят невысокие растения, вокруг коттеджа, напротив, можно использовать крупномеры или композиции из кустарников, высаженных большими группами. Существующие в саду взрослые высокие деревья также помогут выбрать нужный масштаб. Их можно либо дополнить «якорными посадками» кустарников, либо использовать на открытой лужайке в качестве доминанты. Однако необходимо помнить, что одинаковые элементы композиции в окружении объектов большего или меньшего размера выглядят по-разному. Так и в саду, водоем или мощеная площадка будут восприниматься большими, если их окружают не высокие кусты, а цветочные композиции.

Большую часть площади многих современных участков занимает дом, поэтому, чтобы добиться пропорциональности дома и сада приходится прибегать к визуальным способам увеличения площади участка, используя законы цветовой гармонии, линейной и воздушной перспективы. Законы перспективы были открыты ещё мастерами эпохи Возрождения, разработавшими математически точную систему изображения предметов на плоскости. Перспектива, или «видимая даль», включает в себя объекты, подлежащие обозрению, и промежуточное поле с точкой обзора. Причём должна существовать взаимосвязь начала и завершения перспективы. Поэтому с крыльца бревенчатого дома логичнее любоваться задекорированным деревянным колодцем, нежели изящной беседкой или фонтаном.

Линейная перспектива

Зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя называется линейной перспективой. Вы, вероятно, неоднократно замечали, как сходятся на горизонте параллельные линии длинного прямого шоссе, при этом вертикальные линии (столбов или деревьев вдоль шоссе) остаются вертикальными, только уменьшаясь по величине. Можно также заметить, что невысокие растения на переднем плане (вблизи от наблюдателя) кажутся выше, более высоких деревьев, расположенных вдали. Поэтому, можно сознательно «увеличить глубину пространства» вашего сада, высадив на переднем плане более крупные растения, чем вдали и таким образом создав искусственную перспективу. Кроме того, восточные паркостроители, для создания иллюзии глубины пространства, сужали дорожки, ведущие от входа к зданию, или сближали ограждающие их стены. С этой же целью, можно уменьшать размеры плит мощения и изменять фактуру их поверхности: от грубой, «шероховатой» – до гладкой, «размывающей» контуры дорожки.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива связана со свойством приземного слоя воздуха смягчать очертания предметов и их цвет, теряющий свою насыщенность. По мере удаления от наблюдателя изменяется яркость и чёткость предметов, так цвет деревьев и травы изменяется от насыщенного зеленого до холодного серо-голубого. Светлые тона вдали темнеют, а тёмные, напротив, светлеют, поэтому контрастность их по мере удаления снижается и на линии горизонта цвет леса, гор и моря сливается в однотонную дымку, образуя «синие дали». Объёмы, расположенные ближе к зрителю, воспринимаются более крупными и рельефными. Поэтому, для усиления глубины пространства сада, на переднем плане можно использовать деревья с плотной кроной и чётким силуэтом, а на дальнем плане – с ажурной. В конце садовых дорожек можно расположить растения или объекты серо-голубых тонов, а цвет мощения изменять: от теплого красновато-оранжевого до холодного лилового и серого.

Законы цвета

С древних времен цвету приписывались мистические свойства, основанные на его восприятии человеком. В цветовой символике Древнего Востока: красный цвет означал добродетель, желтый – здоровье, зеленый и синий – мудрость, белый – холод и чистоту, черный силу и грех. И. Ньютон сделал важное открытие: «солнечный луч, который воспринимается человеческим глазом как белый, преломившись в трехгранной призме, разлагается на семь цветов спектра». Он также доказал, что этот ряд цветов и их порядок являются постоянными, создав таким образом первую «шкалу цвета». Все вы не раз видели радугу, которую и образуют спектральные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), расположенные в порядке, соответствующем известной присказке: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны».

Читайте также:  Основные вредители цветочных культур, меры борьбы

Для грамотного сочетания растений разного цвета и их размещения на участке необходимо учитывать три основные характеристики, по которым один цвет отличается от другого.

Психофизиологами установлено, что цвет является первым из воздействующих на человека факторов, среди звука, запаха и вкуса. Поэтому для создания на своем участке художественного сада, кроме знаний биологии растений, необходимо учитывать и законы цветовой гармонии.

1. Цветность

Цветовой тон характеризуется величиной длины световой волны, отражаемой какой-либо поверхностью. Поэтому зеленая травка и желтый цветок идентифицируются с определенным тоном. Спектральные цвета обычно представляют в виде колористического круга, разделенного на шесть частей. В него входят 3 основные цвета (красный, желтый, синий) и 3 дополнительные цвета (оранжевый, зелёный, фиолетовый). В зависимости от степени детализации оттенков, колористический круг может быть разделен на 6,12,18 и более частей. Так, цветовой круг, состоящий из двенадцати частей, включает в себя, кроме семи цветов спектра, пурпурный (полученный при смешении красного и фиолетового), а также оттенки: салатовый (желто-зеленый), золотистый (желто-оранжевый), багряный (оранжево-красный), васильковый (сине-фиолетовый) и бирюзовый (сине-зеленый).

Исследования ученых выявили тесную связь цвета с физиологическими и эмоциональными реакциями, которые он вызывает. Желтый цвет, подобен солнцу: самое светлое пятно – солнечный диск и от него свет расходится концентрическими окружностями, теряя свою яркость и расширяя пространство. Синий цвет – как воронка морского водоворота «затягивает и поглощает» пространство, ее центр – самое темное место. По степени возбуждения и характеру воздействия, цвета принято подразделять на теплые и холодные. Теплые тона всегда кажутся больше и ближе: они как бы выступают вперед, а холодные – отступают и кажутся дальше.

Теплые желто-оранжево-красные цвета «огня и солнца» – более радостные и активные. Их предпочитают люди с динамичным характером: эмоциональные, страстные, энергичные. Эти тона

вызывают чувство радости и бодрости, а их приглушенные кремовые и розовые оттенки – чувство уюта и покоя, гармонии и благополучия. Холодные зеленые, синие и фиолетовые цвета ассоциируются с тенью и прохладой. Светлые оттенки голубого и зеленого цветов – успокаивают, а темные и фиолетовые – вызывают чувство тревоги, печали и неприкаянности. Холодные тона предпочитают спокойные и деликатные люди, c творческим подходом к жизни и стремящиеся к эмоциональному комфорту.

2. Насыщенность

Всего в видимом спектре насчитывается около 130 цветовых тонов. Различие между ними обеспечивает вторая характеристика цвета – насыщенность. Она помогает определить, насколько цвет одного растения выглядит ярче или приглушеннее другого. Максимальной насыщенностью обладают спектральные цвета: ее принимают за 100 %. Желтые и оранжевые растения (энотера, солидаго, эшшольция) обладают наибольшей насыщенностью, так как их цвет почти приближен к спектральному. Насыщенной окраской отличаются и растения с красными цветками: розы, тюльпаны, пионы, маки. Синие, голубые и фиолетовые растения (незабудки, ирис японский, васильки) обладают малой насыщенностью. А ахроматические: белый, черный и серый – можно назвать цветами с нулевой насыщенностью.

3. Светлота

Ахроматические, что в переводе означает «бесцветные», вместо цветности имеют одну характеристику – светлоту. Она служит мерой яркости и является третьей характеристикой цвета.

Сравните темно-фиолетовую аквилегию и светло-фиолетовую астру кустовую или бледно-розовый флокс шиловидный с темно-розовой примулой. При одинаковой насыщенности цвет этих растений имеет разную светлоту.

Приступая к оформлению участка, необходимо решить: будет ли ваш сад ярким, утопающим в разнообразной цветности или же вы хотите создать спокойную, пастельную композицию из растений. В любом случае, следует придерживаться определенных правил сочетания цветов, по-разному влияющих на психологическое и физиологическое состояние человека.

Цветовые сочетания для создания цветников

Гармоничные цветники, предназначенные для спокойного созерцания, располагают у беседки или в зоне отдыха. Более всего для их создания подходят неброские пастельные тона (сиреневый, золотистый, белый). В полутени могут быть созданы и контрастные цветники, но из растений «разбеленных» тонов (голубого, розового, лилового и кремового). Однотоновые сочетания можно создать из трех и более видов растений, одинаковых по цветовому тону, но отличающихся светлотой и насыщенностью. Причем интенсивность цвета должна возрастать от края к центру цветника. Такие сочетания свойственны монохромным голубым, розовым или белым садам. Композиции можно разнообразить кремовыми растениями или серебристыми декоративно-лиственными. При создании контрастных цветников используют растения, цвет которых находится друг напротив друга в колористическом круге: желтый и фиолетовый, красный и зелёный, синий и оранжевый. В таких сочетаниях усиливается тональность цвета растений: так, темно-красные цветы на фоне светлой зелени кажутся более темными. Однако, слишком резкий контраст утомляет глаза, поэтому растения, создающие контрастные сочетания, должны составлять примерно 1/5 часть цветника, а остальную площадь занимать растения нейтральных тонов: серо-голубого, белого или зеленого.

Трехтоновые контрастные сочетания получаются при использовании так называемых триад основных цветов (желтый, красный, синий) или дополнительных (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Однако, при этом очень важно грамотное соблюдение пропорций каждого цвета в растительной композиции. Контрастные цветники побуждают к действию, поэтому более уместны во входной и парадной зоне, около детских и игровых площадок.

Многотоновые сочетания предполагают использование в композиции четырех, пяти и более цветов спектра. При сочетании нескольких спектральных цветов доминантой всегда служит основной цвет. Например, при создании цветников в холодной гамме акцент должен быть сделан на синий цвет, а фиолетовый, сиреневый и лиловый будут дополнять и оттенять его. При сочетании в композиции растений холодных и теплых тонов, контраст смягчается переходом синего в фиолетовый и далее в розовато-сиреневый оттенок, а желтого через золотистый в кремовый. Однако, создание таких цветников требует глубоких знаний по колористике. При грамотном сочетании растений разного цвета и их размещении на участке с учетом освещенности можно создать поистине художественный сад. Так как соблюдение законов цветовой гармонии создает в глазах ощущение полного равновесия, а в душе рождает чувство покоя и умиротворения.

Правила сочетания цветов и растений при составлении ландшафтных композиций

Декоративное садоводство вызывает сейчас все больший интерес из-за желания обустройства вокруг своего жилья красивого озелененного участка. Законы ландшафтного дизайна диктуют определенные правила. Правильное сочетание цветов и растений — одно из них. Человек всегда стремится к природе, его утомляет суета больших городов, хочется, чтобы дом окружала природа, зеленые лужайки. Но чтобы элементы сада, сквера не были хаотичными, а радовали глаз и создавали настроение, их надо организовать. Этой задачей занимается ландшафтный дизайн. В нем действуют свои законы. Одним из них является учет правил естественной гармонии и совместимости различных объектов флористики, т.е. правильное сочетание цветов и растений при создании индивидуального ландшафта участка.

Устройство цветника непрерывного цветения

Каждому хозяину хочется, чтобы на его участке почти круглый год были цветущие растения. Как же этого добиться?

Тут существуют определенные правила:

  • Место будущего цветника разделяется на небольшие участки с разной рассадой в каждом из них. Причем предусматривается такое сочетание, чтобы время цветения разных растений в каждом сегменте не совпадало, т.е. один цветок отцветает, а другой — зацветает.
  • Для обеспечения непрерывности цветения сада с марта по ноябрь необходимо иметь достаточно места на участке, чтобы посадить большое количество растений. При этом следует учесть, что в зависимости от величины растений, на квадратном метре клумбы можно посадить от 2 до 10 кустов. Поэтому для решения задачи по созданию непрерывно цветущего оазиса, необходимо иметь для этого площадь хотя бы в 2-3 квадрата.
  • Большой сложностью при создании цветущего садика является совместимость растений, учет различных особенностей ухода за ними. Например, луковичные для хорошего цветения требуют подкормки азотными удобрениями, а корневищные многолетние растения при избытке азота уходят в рост в ущерб цветению. Кроме того, луковичные, зацветающие рано, цветы отцветают тогда, когда многолетние только готовятся к цветению. И выкопка луковиц после их цветения может привести к повреждению соседних растений, что отразится на их цветении. Поэтому предпочтительнее сажать луковичные растения, которые не нуждаются в щедром удобрении и ежегодной выкопке.
  • Многолетние цветущие растения не всегда успевают зацвести в то время, когда отцветают первоцветы, т.к. им нужно определенное время для того, чтобы прижиться на участке. Поэтому между рано цветущими и многолетними растениями хорошо посадить однолетние, которые закроют увядающие первоцветы и расцветят клумбу. К таким спасателям цветников можно отнести анютины глазки, незабудки, маргаритки.
  • Нужно также учесть, что не у всех растений гармонично сочетаются привлекательность цветка, красивая форма листа и красочность зелени. Поэтому необходимо грамотно расположить различные цветы, чтобы одни «прикрывали» недостатки других.

Правильное составление цветов

  • Колористика — грамотное планирование сочетаний цветов на участке имеет немаловажное значение. При большой цветовой гамме, присутствующей в ландшафте сада, важно выдержать меру и не напестрить. Гармония должна соблюдаться одновременно в цвете, форме и размерах растений, чтобы они вызывали приятные ассоциации.
  • Цветники для спокойного отдыха имеют пастельные тона, такие уголки обычно сочетаются с беседками, скамейками. Контрастные клумбы разбавляют неяркими, спокойными тонами (розовый, сиреневый), они создаются в несколько затененных местах. Хорошо смотрятся однотонные сочетания цветов, включающие несколько различных растений, отличающихся только насыщенностью цветовой окраски. При этом растения более интенсивного цвета сажают в центре.
  • При создании композиций одной цветовой гаммы акцент делается на растение наиболее насыщенного окраса, другие растения только дополняют его. При сочетании в цветнике холодной и теплой цветовых гамм, нужно обеспечивать их постепенный переход, например, от синего цвета к желтому переходят через фиолетовый, розовый, кремовый оттенки.
  • При подборе цветов нужно иметь в виду сезонность, трансформацию цвета и роста растений. В теплое время года цветовая гамма диктуется цветом цветов, листьев, плодов. Зимой — только цветом корней и веток. Не нужно упускать из виду общую картину участка, где фоном для деревьев могут служить цветники, газоны, пруды. При акцентировании на цветники, деревья, наоборот должны уходить на второй план.
  • Гармоничное соединение разноцветных растений и распределение их с учетом их освещенности позволяет создать настоящее произведение дизайнерского искусства. Оно вызывает чувство покоя, равновесия и умиротворенности.

Основные правила создания цветника (видео)

Хвойные композиции

Хвойные растения часто применяются при составлении ландшафтных композиций, это и понятно, ведь они хорошо уживаются не только друг с другом, но и живут в гармонии с лиственными деревьями и кустарниками.

Для создания таких комбинированных уголков существуют определенные правила:

  1. Хвойные породы хорошо высаживать со злаками, кустарниками и цветами, в т.ч. лилиями возле пруда.
  2. Они хорошо смотрятся на фоне плакучих лиственных деревьев.
  3. Удачным фоном для вечнозеленых растений являются газоны.
  4. Они отлично смотрятся по соседству с розами, но продукты жизнедеятельности хвойных растений окисляют почву, а розы не любят перекисленных грунтов.
  5. Если в композиции присутствуют три вида растений, то должно быть только два их оттенка.
  6. Пятиэлементные участки могут включать не более трех цветовых оттенков.

Дизайн цветников (видео)

Царица цветов в ландшафтных композициях

Розы — одни из самых прекрасных и популярных цветов на садовом участке. Как же правильно сочетать розы с другими растениями, не преуменьшая, а подчеркивая их красоту?

Вот несколько советов по созданию композиции, включающей царицу цветов:

  • Цветы при посадке лучше окружить не другими цветами, а зеленью, которая создаст нужный фон, не отвлекая внимание на себя.
  • Сажать рядом несколько сортов роз неправильно. Лучше окружить ее более скромными соседями либо размещать рядом много растений одного сорта.
  • По соседству с розой не следует сажать большие цветущие кустарники, они отвлекут на себя внимание. Лучший вариант — небольшой кустик с серебристым отливом листьев.
  • Удачно смотрятся розы в соседстве с вечнозелеными растениями. Среди них лучше выбирать невысокие ели, пихты, сосны. Розы в такой композиции солируют, хвоя придает цветку особую изысканность, исключительность, служит прекрасным фоном, выгодно подчеркивая ее редкую красоту.
  • В соседстве с самшитами роза выглядит, как изюминка. Такое сочетание очень распространено в европейских розариях, причем самшитам придают при этом самую разнообразную форму. На зиму этот кустарник необходимо укутывать вместе с кустами роз, т.к. он не любит низких температур.

Составление ландшафтных композиций это целая наука, включающая в себя флористику, колористику, аллелопатию, агрохимию, эстетику и другие. Рекомендуем прочесть статью о прерийном саде.

Тут нужно учесть сопоставимость растений по различным признакам — совместимость, размер, цвет, форма, условия роста и цветения.

А ведь живая картина должна еще радовать сменой красок, создавать позитивное настроение, помогать расслабиться и отдохнуть.

Да и сочетания запахов растений не должны вызывать аллергию и головную боль.

Поэтому ландшафтный дизайн, учитывающий все эти и многие другие особенности живой природы, так важен для всех. Можно прочесть статью об особенностях оформления участка в стиле кантри.

Ссылка на основную публикацию