Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б – описание и характеристики

Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б

Дон 1500Б представляет собой оптимизированную версию легендарного зерноуборочного комбайна Дон 1500, выпуск которого стартовал еще в советские времена. Завод «Ростсельмаш» запустил производство модели в 1986 году. спецтехника показала высокие характеристики по сбору зерновых культур и стала использоваться на всей территории Советского Союза. За время выпуска (свыше 20 лет) технические параметры комбайна практически не поменялись, при этом он сохранил актуальность и в настоящее время. Главной особенностью, отличающей серию, стал фирменный скребковый транспортер, позволяющий выполнять уборку и обработку зерновой массы без человеческого вмешательства. Лишь в начале 2000-х годов «Ростсельмаш» стал разрабатывать замену Дон 1500Б, а в 2006 году модели Vector и Acros окончательно вытеснили данную технику.

Назначение

Машина создавалась для уборки зерновых культур многообразного вида прямым и раздельным способом комбайнирования в местах с уклоном не более 8 градусов. Дополнительное оснащение позволяет использовать комбайн для работы с крупами, зернобобовыми и мелкосеменными культурами. Эксплуатация DON 1500B возможна во всех климатических зонах, что расширяет сферу применения техники. При наличии копнителя машина подходит для уборки соломы и половы с поля, при наличии измельчающего устройства – для измельчения и последующего разбрасывания по полю или загрузки полученной массы в телегу.

Модификации и особенности

Первые экземпляры Дон 1500 появились в 1986 году. Все последующие версии стали результатом модернизации дебютной модели.

Модификации комбайна:

  • Дон 1500А – первый вариант, считающийся стандартной моделью. спецтехника оснащалась 2 крупными колесами спереди и 2 мелкими сзади. В конструкции комбайна использовался агрегат СМД-31А с очень неудобным расположением, а жатвенная часть имела возможность копирования рельефа местности;
  • Дон 1500Б – модернизованная версия классической модели. Прежний двигатель здесь заменили более мощным мотором ЯМЗ-238 АК. Среди других новшеств значились: более широкий диапазон скоростей, увеличенный выгрузной шнек, реверс приводного механизма жатки, дека для устранения залипания при сборе влажного зерна, увеличенный кривошип коленвала, второй люк камнеуловителя, увеличенное верхнее решето. Другим важным добавлением стал подборщик, позволявший разделять собранный урожай. Дон 1500Б полностью заменил дебютную версию в 1994 году;
  • Дон 1500Н – версия для работы в нечерноземных областях;
  • Дон 1500Р – модификация для уборки риса. Комбайн с полугусеничным ходом уверенно передвигался по слабому и влажному грунту и имел жатку меньшей ширины.

Особенности Дон 1500Б:

  • молотильный барабан с одним из самых больших диаметров в мире;
  • надежность;
  • возможность работы с жатками многообразных размеров;
  • шины низкого давления с значительными грунтозацепами, позволяющими работать на любом типе почвы;
  • система скоростного сброса, предотвращающая забивку;
  • бункер большого объема;
  • низкая стоимость и доступность запасных частей. Ремонт комбайна можно выполнить даже в полевых условиях. В плане обслуживания и эксплуатации модель обойдется значительно дешевле иностранных аналогов;
  • простота управления.

Недостатки Дон 1500Б:

  • двигатель расположен слишком близко к кабине оператора, потому горячий воздух сильно разогревает салон, что сказывается на уровне комфорта;
  • меньший уровень удобства, функционала и надежности в сравнении с зарубежными конкурентами.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина (в транспортном положении с жаткой) – 17500 мм;
  • ширина – 4400 мм;
  • высота – 3980 мм;
  • дорожный просвет – 370 мм;
  • ширина колеи передних колес – 2800 мм;
  • ширина колеи задних колес – 2900 мм

Масса машины без жатки равняется 12590 кг, с жаткой и копнителем – 13440 кг. Скорость передвижения:

  • 1 диапазон – до 5 км/час;
  • 2 диапазон – до 10 км/час;
  • транспортная – до 20 км/час.

Эксплуатационные характеристики:

  • ширина захвата жатки – 6000/7000/9000 мм;
  • диаметр барабана – 800 мм;
  • длина барабана – 1484 мм;
  • частота вращения барабана – 445-900 об/мин;
  • угол охвата – 130 градусов;
  • общая площадь подбарабанья – 1,38 кв.м;
  • общая площадь сепарации – 6,15 кв.м;
  • площадь решет – 4,74 кв.м;
  • емкость бункера – 6000 л;
  • скорость выгрузки – 42 л/сек;
  • высота выгрузки – 2900 мм.

Двигатель

Главным отличием комбайна Дон 1500Б от предшественника стал новый двигатель – 4-тактный дизельный агрегат ЯМЗ-238АК без турбонаддува с жидкостным охлаждением. Данный мотор разрабатывался специализированно для этой модели комбайна и в настоящее время уже не выпускается. При этом допускается замена двигателя на другую модификацию, представляющую 238 серию моторов Ярославского завода.

V-образная силовая установка отличается надежностью и имеет непосредственный впрыск горючего и воспламенение от сжатия. Регулировка оборотов выполняется механически. Модель может оснащаться механизмом отбора мощности.

Характеристики двигателя ЯМЗ-238АК:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность — 173(235) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 2000 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 932 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 220 (162) г/кВт в час (г/л.с. в час);
  • объем топливного бака – 540 л;
  • масса – 1250 кг.

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть DON 1500B представлена 2 мостами (ведущих и управляемых колес). Мост ведущих колес включает балку, бортовые редукторы и коробку диапазонов. Полуоси, соединенные втулками с ведущими валами редукторов, передают усилие от КП к бортовым редукторам. Бортовые редукторы крепятся к балке посредством фланцев и обеспечивают увеличение и передачу усилия от коробки диапазонов к колесам. Относительно балки бортовые редукторы крепятся в 2 положениях, что позволяет устанавливать колеса разного диаметра при сохранении высоты комбайна. Мост управляемых колес основан на несущей балке с трубчатой осью, имеющей переменное сечение. На балку с использованием подшипников скольжения устанавливается рама молотилки. Колеса крепятся к фланцу ступицы, а специализированные шины с самоочищающимся протектором обеспечивают высокую проходимость.

Для комбайна выбрана специализированная коробка диапазонов скоростей с 3 режимами:

  • для работы на поверхности с уклоном 4-8 градусов;
  • для работы на поверхности с уклоном 0-4 градусов;
  • для передвижения с пустым бункером.

Дон 1500Б в отличие от начальной версии оборудован коробкой с гидроприводом. Устанавливается элемент на балке ведущего моста и служит для изменения скорости и режима передвижения. Включение передачи выполняется при помощи подвижных зубчатых колес, находящихся на валах.

Управление мостами осуществляется с использованием гидравлики, позволяющей регулировать скорость бесступенчато. Гидромотор находится на валу коробки диапазонов. Ведомый мост опять же работает от гидравлики. Комбайн оснащается сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной.

Гидросистема комбайна имеет 3 подсистемы:

  • привод для работы с ходовой частью;
  • гидросистема рабочих механизмов;
  • привод рулевого управления.

Для стоянки у техники имеется особый тормоз, управляемый рычагом с кнопкой, позволяющим закрыть замок-собачку. Для остановки машины следует потянуть рычаг до 3-4 щелчка. Отключение выполняется обратным движением с нажатием на кнопку. На бортовых редукторах находятся дисковые тормоза с раздельным гидроприводом, воздействующие на ведущие валы редукторов. В действие они приводятся при нажатии на педаль. На твердом грунте раздельное торможение применять не рекомендуется, поскольку оно применяется на мягкой и влажной почве.

Электросистема функционирует на постоянном токе (24 В) и является однопроводной. спецтехника оснащается выпрямителем и генератором переменного тока. Особенность электросистемы заключается в наличии особой контролирующей системы, выдающей информацию по 22 параметрам. Об отклонениях она оповещает посредством звуковой и световой сигнализации.

Для Дон 1500Б применяется жатвенная часть PowerStream, состоящая из:

  • режущего механизма (со сдвоенными пальцами или открытого типа);
  • приводного механизма;
  • механизма уравновешивания;
  • делителей;
  • шнека увеличенного размера (590 мм).
  • мотовила с парой эксцентриков. Управление элементом выполняется при помощи 2 гидроцилиндров, движущихся синхронно. В состав мотовила входят барабан, подбарабанье, транспортная доска, отбойный битер, система очистки, соломотряс, шнеки, элеваторы и домолачивающее устройство.

В передней части жатки находятся башмаки для копирования поверхности поля. При транспортировке жатка располагается в специализированной тележке.

опять же комбайн может оснащаться:

  • жаткой ПСП-10;
  • платформой-подборщиком.

Среди других элементов техники выделяют наклонную камеру с цепочно-планчатым транспортером и бункер со шнеками загрузки и выгрузки.

Дон 1500 Б оснащается просторной кабиной оператора с улучшенной шумоизоляцией и отличным обзором. Для оператора предусмотрена принудительная вентиляция, функционально устанавливается кондиционер. Рулевая колонка находится в центре кабины оператора оператора перед механизатором и может регулироваться по углу наклона (5-30 градусов) и высоте (диапазон – 100 мм). Подрессоренное сиденье допускает настройку в горизонтальной и вертикальной плоскости и с учетом массы водителя. Рядом с оператором располагаются 2 рычага: для выбора направления движения (переднее, заднее) и диапазона (1-3). На рукоятке первого рычага имеются кнопки управления мотовилом и жаткой. Справа от оператора присутствует панель с элементами управления и контроля, основной частью которой является автоматическая система контроля (АСК), отслеживающая параметры функционирования ключевых системы (двигателя, шнека, бункера, очистной системы, молотильного устройства и других элементов).

Видео

Стоимость Дон 1500Б на вторичном рынке зависит от состояния машины и года выпуска:

ДОН 1500Б: технические характеристики

ДОН 1500Б: технические характеристики

Еще совсем недавно, подавляющее число комбайнов выходивших на поля нашей необъятной родины, были машинами Дон-1500 и его модификаций. Один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на территории СНГ, компания «Ростсельмаш», занималась производством этого знаменитого комбайна на протяжении 20-и лет.

Первая машина сошла с конвейера в 1986 году, а в 2006, этот ветеран полей, ушел на заслуженную пенсию, уступив место современным моделям Acros и Vector.

В свое время Дон-1500 считался передовым, современным и отвечающим всем требованиям отросли комбайном. Такие особенности как, бункер для зерна большого объема, высокая надежность и мощность двигателя, пяти клавишный соломотряс, усиленный ведущий мост, ускоренная выгрузка бункера и жатки различной длинны 6; 7; 8,6 метров, обеспечили высокую производительность и большую популярность машины.

История создания комбайна Дон-1500Б

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Всего выпускается 24 вида и более 150 моделей и модификаций различной техники. В России доля рынка компании превышала 65%, а доля мирового рынка в 2016 году составила 21%. В настоящее время в состав «Ростсельмаша» входят 13 предприятий в разных странах мира, на которых трудятся более 11 тысяч человек!

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

stalinets-6

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.
Прицепной комбайн Сталинец-6

В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Не смотря на то, что завод был полностью разрушен, на десятый день после освобождения, на его руинах, под открытым небом работало уже 33 станка. К 1947 году завод был практически отстроен заново, а конструкторы «Ростсельмаш» представили стране модернизированный комбайн «Сталинец-6»

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов СК-3 в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к СК-4, эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых Дон-1500, именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

don-1500-3

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

don-1500-dvigatel

ЯМЗ-238АК

Комбайны Дон-1500Б оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция ЯМЗ уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На Дон-1500Б устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.

Читайте также:  Народные средства от колорадского жука

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах Дон-1500Б устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины Дон-1500Б в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

don-1500-2

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.

В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.

Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста.
Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.

Рулевое управление комбайна Дон-1500Б

Управляется комбайн Дон-1500Б с помощью заднего моста, здесь он называется мост управляемых колес. На торцах балки моста имеются кронштейны, в которых закреплены поворотные кулаки.

Два конических роликовых подшипника соединяют между собой ступицу колеса и ось поворотного кулака. Эти подшипники имеют защиту в виде сальника, и корпуса с масленкой.

Управляемые колеса имеют общую связь, в виде состоящей из звеньев рулевой трапеции. В звеньях, роль шарниров выполняют сферические подшипники с масленками и уплотненные манжетами, а усилие для поворота колес создается гидроцилиндрами.

Система гидравлики не отличается от большинства отечественной и зарубежной техники. Включает в себя гидропровод, гидронасос и гидрораспределитель. Рабочими органами являются гидроцилиндры.

Кабина комбайна Дон-1500Б

Комбайн оборудован просторной кабиной с шумоизоляцией, большой площадью остекления и отличным обзором. Имеется так же принудительная вентиляция, а в качестве опции мог устанавливаться кондиционер.

Рулевая колонка располагается по центру кабины, непосредственно перед оператором. Колонка регулируемая, как по высоте в пределах 10 см., так и по углу наклона в диапазоне от 5 до 30 градусов.

kombayn-don-1500B-kabina

Сиденье подрессоренное. Регулировка осуществляется по весу оператора, а так же в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Справа от водителя расположены два рычага:

  • Рычаг выбора одного из трех режимов работы коробки диапазонов скоростей.
  • Второй рычаг для выбора направления движения, вперед либо назад. Так же на рукоятке рычага расположены кнопки управления жаткой и мотовилом.

Так же справа от водителя расположена панель с различными элементами контроля и управления всеми рабочими органами комбайна. Главным ее элементом является АСК (автоматическая система контроля). АСК отслеживает все основные параметры работы двигателя, гидросистемы, молотильного оборудования, выгружного шнека, механизмов очистки зерна и наполненности бункера. О любых неисправностях система оповещает оператора световым и звуковым сигналом.

Система гидравлики комбайна Дон-1500Б

Гидравлика на Дон-1500бБ представлена тремя независимыми системами:

  • Основная.
  • Рулевого управления.
  • Привода ходовой части.

О двух последних системах из этого списка уже кратко упоминалось выше, а на основной системе остановимся более подробно.

В системе используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана.

При подаче питания на реле определенного гидроклапана, он перекрывает поток создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, временно открывая магистраль выбранного потребителя.

Жатка комбайна Дон-1500Б

Наклонная камера закрепленная на молотилке, служит основанием для крепления жатки с помощью пружин и шарниров. В состав жатки входят: механизм приводов, резки и уравновешивания, шнек, делители и мотовило, которое крепится к жатке с помощью четырех сошек.

Передняя часть жатки оснащена башмаками для повторения рельефа. Башмаки могут выставляться в одно из четырех рабочих положений, в зависимости эксплуатации. Механизм резки выполняется либо с открытыми, либо сдвоенными пальцами.

don-1500-jatka

Мотовило управляется двумя синхронизированными гидроцилиндрами, расположенными по бокам. Регулировка наклона граблей мотовила происходит автоматически. Шнек на жатке комбайна Дон-1500бБ увеличенного размера 590 мм.

Модификации комбайна Дон-1500Б

Модельный ряд комбайнов Дон-1500 не велик. Основными серийными моделями были базовый Дон-1500А и улучшенный Дон-1500Б.

Рассмотрим, чем же герой нашего повествования отличается от своего предшественника:

  • В первую очередь был установлен новый, более современный и мощный, V-образный, 8-и цилиндровый ЯМЗ-238ак, мощностью 235 л.с. Против рядного, 6-и цилиндрового, СМД-31А с наддувом, мощностью 225 л.с.
  • Увеличенная производительность выгружного шнека.
  • Модернизированный механизм резки с пальцами открытого типа.
  • Привод жатки получил реверс.
  • Количество люков камнеуловителей увеличилось до двух.
  • Увеличенная площадь верхнего решета.

В целом производительность комбайна в сравнении с исходной моделью увеличилась примерно на 20%.

don-1500b-1

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

don-1500-6

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн Дон-1500Б не стал исключением.

  • Неплохая проходимость на мягких, влажных грунтах, благодаря широким колесам с высоким протектором.
  • Двигатель ЯМЗ.
  • Мощный молотильный механизм с большим диаметром барабана позволяют работать с длинными и влажными колосьями.
  • Три разных размера жатки, с хорошим механизмом копирования неровностей рельефа.
  • Бункер для зерна большого объема.
  • Широкая дилерская сеть «Ростсельмаш», доступность запчастей и ремонтопригодность.
  • В кабине очень жарко, далеко не все комбайны комплектовались кондиционером, а если быть честным единицы. В дополнение к этому, расположенная почти вплотную к кабине силовая установка, значительно увеличивала шумность, и дополнительно нагревала ее превращая жару в настоящее пекло.
  • Не уступая импортным аналогам в производительности по многим параметрам, все же уступает в надежности и сроках эксплуатации.
  1. В разгар уборочной приобрел Дон-1500Б за 850 000р. Год хоть и свежий 2006, состояние было средненькое, но так сказать стабильное. Предстояло убрать 260 Га зерновых и 100 Га подсолнечника. Был приятно удивлен, с площадями справился без труда и без поломок, обрыв ремней в расчет не беру – это расходники.
  2. В целом машиной доволен, в заводском варианте конечно тот еще геморрой и душегубка, но если подшаманить под себя, работать можно. Главное, это отличная производительность, по доступной цене. Только кондиционер поставить и сразу многие недочеты уходят на задний план! А в целом мужики, что только не делают с ними, возможности тюнинга весьма обширны. Ставят удлиненный решетный стан, доработанные жатки и многое другое. В общем как и к любой советской технике, нужно руки приложить.

Покупка комбайна Дон-1500Б б/у. Особенности выбора

Решив приобрести Дон-1500Б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продавца.

На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.

Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700 тыс. до 1.5 млн. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.

Комбайн Дон-1500 — надежная классика от «Ростсельмаша»

Модификации, характеристики, устройство комбайна Дон 1500

После появления зерноуборочных комбайнов уже никто не жнет, не вяжет снопы вручную и не молотит их цепами, затратив массу сил и времени. Пустив по полю надежный и эффективный агрегат Дон-1500, можно не беспокоиться о сохранности урожая – он будет убран в срок, не успев промокнуть от дождей и развеяться ветрами.

Комбайн Дон-1500

Знаменитое предприятие «Ростсельмаш» выпускало эту колесную самоходную машину в течение двадцати лет, в 2006 году перейдя на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна на всех обширных просторах полей СНГ.

Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем.

Сфера использования

Если поле имеет уклон не более восьми градусов, то Дон-1500 легко пройдет по нему, убрав колосья пшеницы, ржи, овса или другой зерновой культуры. При условии изменения режима механизма обмолота комбайном возможно пользоваться для обработки кукурузных и соевых полей, сбора семенников трав и крупяных культур. Для этого применяются дополнительные приспособления.

Применять агрегат можно в любых климатических поясах. Оборудованный копнителем, он способен собирать с поля солому, а также полову. Если же вместо этого оснастить его измельчительным устройством, то можно загружать полученную массу в тележку, прицепленную к машине. Затем ее разбрасывают по поверхности поля.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • Колеса оснащены шинами низкого давления с высокими грунтозацепами. Они позволяют машине не застревать даже во влажной и вязкой земле.
  • Сильный и экономичный мотор, а также солидный диаметр молотильного барабана (самый большой в мире) дают возможность прекрасно работать даже с влажными колосьями большой длины.
  • Чтобы молотильный механизм не забивался, продумана система значительного опускания подбарабанья и его скоростного сброса.
  • Возможность установки одного из трех размеров жатки, продуманная конструкция которой позволяет точно копировать небольшие неровности почвы. Саму жатку менять очень быстро и просто.
  • Большая и удобная кабина оператора, герметичная и защищенная от шума. В ней есть кондиционер.
  • Бункер, в который ссыпается зерно, имеет увеличенный размер. Это весьма удобно – не нужно часто гонять транспорт для перевозки урожая.
  • Машина разработана для отечественных полей, и она, как правило, на них оказывается эффективнее, производительнее и дешевле в эксплуатации, чем зарубежные комбайны.
  • Отличный сервис «Ростсельмаша», невысокая стоимость запасных частей. Их легко достать. Механизаторы хорошо знают Дон-1500 и могут сами произвести небольшой ремонт.

Недостатки:

  • Силовая часть находится близ кабины, из-за чего оператора обдувает горячий воздух.
  • Импортные комбайны всё же более надежны, комфортны и имеют больше удобных дополнительных функций (однако они стоят значительно дороже).

Назначение, преимущества и недостатки и основные узлы комбайна Дон 1500

Фото комбайна Дон-1500

Устройство

Двигатель

Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.

Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.

Система тормозов

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.

Такую систему используют для более плавного разворота на мягком и влажном грунте. На твердых дорогах раздельное торможение применять не рекомендуется.

Гидравлика

Двигатель, трансмиссия, гидросистема и рулевое управление комбайна Дон 1500

Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.
Схема комбайна Дон-1500

Рулевое управление

Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.

Ходовая часть

Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).

Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.
Схема цепных передач комбайна Дон-1500

Жатка

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

Читайте также:  Бензокоса Makita EM 2500U. Обзор, характеристики, отзывы

В передней части жатки расположены башмаки для копирования рельефа. При работе их можно поставить в одно из четырех положений. Транспортируют жатку на специальной тележке.

Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Дон 1500:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Тип двигателяСМД-31А
Скорость (транспортная, максимум)22км/ч
Скорость (рабочая, максимум)10км/ч
Производительность14000кг/ч
Скорость вращения барабанаот 512 до 954об/мин
Диаметр барабана0,8м
Длина барабана1,484м
Захват жатки6,7 или 8,6м
Вес (масса с шестиметровой жаткой и копнителем)13т
Объем зернового бункера6м3
Намолотот 6 до 8кг
Ширина молотилки1,5м
Высота4м
Ширина8,05м
Длина (с делителем и копнителем)11м

Видео обзор комбайна Дон 1500:

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

На одну треть стала больше площадь очистки, благодаря чему производительность сразу поднялась на одну пятую.

Отличительные характеристики моделей Дон-1500А и Дон-1500Б:

ХарактеристикиДон-1500АДон-1500БЕд. измерения
Тип двигателяСМД-31АЯМЗ-238
Радиус кривошипа коленвала соломотряса68см
Частота вращения коленвала157195об/мин
Мощность двигателя (эксплуатационная)165,6178кВт
Частота вращения (номинальная)20002000об/мин
Число цилиндров двигателя68шт.
Диаметр цилиндра1213см
Ход поршня1414см
Рабочий объем9,514,86л
Расход горючего (удельный)224-234220г/кВт*ч
Производительность1400016800кг/с
Скорость вращения барабанаот 512 до 954от 450 до 900об/мин
Диаметр наклонного выгрузного шнека2530см

Дон-1500Н и Дон-1500Р

И напоследок – пару слов о двух более редких модификациях. Вариант Дон-1500Н был предназначен для нечерноземных зон. А Дон-1500Р — для уборки риса. Последняя машина не на колесном, а на полугусеничном ходу (который еще зовут рисовым ходом).
Видео обзор комбайна Дон 1500Б:

Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б

Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б – популярный советский комбайн, который применяется для работы на полях в настоящее время. Выпуск семейства начался в Советском Союзе в 1986 году. Модель довольно быстро стала очень популярной, а впоследствии была призвана наиболее удачным проектом страны. По производительности и надежности комбайн не уступал западным аналогам и превосходил большинство отечественных моделей.

Дон 1500Б является разработкой известной компании Ростсельмаш. За 30 лет технические характеристики машины практически не изменились. Ключевой особенностью серии является скребковый транспортер, обеспечивающий уборку и обработку зерновых культур без участия человек. Дебютные образцы семейства были выполнены по классическому стандарту. Спереди располагались большие ведущие колеса, сзади – колеса малого размера с покрышками низкого давления. Это позволяло технике свободно перемещаться в тяжелых условиях.

Видео

Первые глобальные изменения семейства бренд реализовал в версии Дон 1500Б. Именно она считается наиболее качественной и производительной. Комбайн получил мощный мотор ЯМЗ-238 АК с турбонаддувом. Агрегат разрабатывался специально для данной серии. Среди конструктивных изменений следует выделить уменьшение размера барабана для измельчения, увеличение числа режущих ножей и оптимизацию размещения внутренних узлов. Также Дон 1500Б оборудовали подборщиком, позволяющим разделять срезанный урожай, повышая качество собранного зерна. Модернизация увеличила производительность техники на 20%. Характеристики комбайна актуальны и в настоящее время.

Выпуск Дон 1500Б завершился в 2006 году. В модельном ряду компании Ростсельмаш семейство заменили более современными комбайнами Vector и Acros.

Дон 1500Б предназначен для уборки колосковых и зерновых культур методом прямого и раздельного комбайнирования. Дополнительные приспособления позволяют собирать крупяные мелкосеменные культуры, зернобобовые, кукурузу на зерно, подсолнечник, зерностержневую смесь, сою и семенники трав.

Для сбора незерновой части техника оснащается универсальным измельчителем, копнителем, капотом и измельчителем-разбрасывателем (опционально). Также для комбайна доступны универсальные жатки и платформа-подборщик. Дополнительные устройства позволяют укладывать солому и мякину в валок или разбрасывать равномерно по площади поля.

Сбор мелкосеменных, крупяных культур, зернобобовых и зерновых колосовых выполняется с максимальным качеством. Дон 1500Б способен работать на неровной поверхности с предельным углом уклона до 8 градусов. Технику можно использовать в любых климатических поясах.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 12000 мм;
  • ширина – 8500 мм;
  • высота – 3980 мм.

Масса комбайна с навесным оборудованием составляет 13440 кг. Вес и размеры техники могут существенно различаться в зависимости от модификации и установленного оборудования.

Эксплуатационные характеристики:

  • общая производительность – 11,5 т/час;
  • пропускная способность главной молотилки – 8 кг/сек;
  • объем зернового бункера – 6 кубометров;
  • ширина захвата – 6000-8000 мм;
  • частота вращения барабана – 512-918 об/мин;
  • ширина молотилки – 1500 мм;
  • скорость движения ножей – 946 ход/мин.

Уборка урожая комбайном Дон 1500Б может выполняться совместно с тракторами, прицепами и грузовыми машинами.

Прочие характеристики:

  • площадь соломотряса – 6,15 кв.м;
  • длина клавиш соломотряса – 4100 мм;
  • ширина захвата подборщика – 2750 или 3400 мм;
  • площадь решет очистки – 4,75 кв.м.

Предельная транспортная скорость техники составляет 22 км/час, максимальная рабочая скорость – 5 км/час.

Двигатель

Комбайн Дон 1500Б комплектуется 4-тактным дизельным двигателем ЯМЗ 238 АК (производитель – Ярославский моторный завод). В сравнении с предшественником он обладает большей мощностью и потребляет меньше горючего. Агрегат имеет V-образное расположение цилиндров, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Очищение воздуха осуществляется посредством 2 ступеней очистки.

Сам двигатель располагается рядом с кабиной у молотильного механизма. Усилие отбирается с двух сторон коленчатого вала, вращающегося по часовой стрелке. Питание рабочих механизмов осуществляется с задней части, гидравлического насоса привода ходовой части – с передней.

Характеристики двигателя ЯМЗ 238 АК:

  • рабочий объем – 14,9 л;
  • номинальная мощность – 173 (235) кВт (л.с.);
  • количество цилиндров – 8.

Удельный расход топлива составляет 162 г/л.с. в час (около 38-40 л/час). Емкость топливного бака равняется 540 (300) л.

Устройство и особенности обслуживания

Ведущий и ведомый мосты комбайна Дон 1500Б управляются посредством гидравлики. Плавность хода обеспечивается за счет раздельно-агрегатного управления ведущим мостом. Функция доступна при любой скорости. Для гидравлического мотора предусмотрены 5 режимов работы (4 варианта для движения вперед, 1 – для движения назад).

Тормозная система включает специальную кнопку и рычаг. Для снятия с тормоза необходимо вытянуть рычаг вверх и нажать на кнопку. Установка тормоза осуществляется путем натяжения рычага на себя до четвертого щелчка. Помимо стояночного тормоза, техника комплектуется тормозом гидравлического типа, управление которым происходит посредством педалей. Система предназначена для смягчения поворотов и перемещения по мягкой и влажной почве. На твердом грунте необходимость в использовании данных тормозов отсутствует.

Дон 1500Б имеет сложную гидравлику с 3 подсистемами: управлением гидросистемой рабочих элементов, приводом управления ходовой части и рулевым управлением. Подобная схема обеспечивает контроль рабочих механизмов: мотовила, копнителя, жатки, молотильной системы, измельчителя, движения шнека, очистки воздуховода и других.

Основным рабочим элементом комбайна является жатка, отвечающая за скашивание культуры. Дон 1500Б оснащается жаткой увеличенного размера, которая крепится при помощи подвесной камеры к молотилке. Спереди у нее присутствует механизм копирования поверхности грунта, позволяющий выполнять срез одинаковой высоты независимо от рельефа. Одной из особенностей модели является наличие второго люка камнеуловителя.

Дон 1500Б подойдет для работы в областях с повышенной влажностью. Вибраторы зернового бункера в этом случае обеспечивают быстроту выгрузки, залипания зерна не происходит.

Для комбайна Дон 1500Б предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования:

  • приспособления для создания копен (капота);
  • измельчителя;
  • разбрасывателя;
  • платформы подборщика.

Дополнительные устройства существенно расширяют функционал машины.

Техника имеет цельнометаллическую кабину с большой площадью остекления. По уровню комфорта она уступает большинству современных комбайнов, но предоставляет все условия для нормальной работы. Кресло водителя имеет несколько регулировок. Также в кабине установлен отопитель.

Достоинства модели Дон 1500Б:

  1. малый расход топлива на обмолачивание и скашивание;
  2. большой молотильный барабан, обеспечивающий значительный захват;
  3. надежная конструкция.

Недостатки модели Дон 1500Б:

  1. большие габариты (необходим опыт работы с машиной значительных размеров);
  2. трудоемкие работы по планированию скашивания и подготовке поля;
  3. потери зерна при сборе культуры на полях с большим уклоном;
  4. плохая устойчивость.

Простота конструкции обеспечивает надежность и длительную эксплуатацию техники. Стоимость запчастей к комбайну остается доступной, поскольку Дон 1500Б является отечественной моделью. При этом для замены большинства узлов не придется вызывать специальную бригаду или перегонять машину в гараж. Основные ремонтные работы можно выполнить в полевых условиях, что существенно снижает длительность простоя техники и сокращает расходы на обслуживание.

Специального оборудования для обслуживания техники не потребуется. Основными расходными элементами являются уплотнительные резинки, осветительные приборы, гидравлическая жидкость, шины, лезвия измельчителя и барабана, сальники, моторное масло и привод конвейера. Все они доступны в свободной продаже и всегда имеются в технических магазинах.

При эксплуатации Дон 1500Б необходимо соблюдать регламент проведения плановых осмотров. Действия выполняются на месте стоянки или в гараже до начала работы. Плановый осмотр включает:

  • проверку топливной аппаратуры;
  • проверку мотора и других систем;
  • проверку навесного оборудования;
  • проверку шасси и трансмиссии.

Дополнительно может проводиться проверка конвейерной, валочной и молотящей системы. Эксплуатировать технику допускается только при положительных результатах проверки.

Также рекомендуется менять масло по прошествии 24 часов работы мотора, поскольку охлаждающая жидкость утрачивает свойства, что может спровоцировать перегрев и поломки.

Дон 1500Б – проверенный комбайн, который будет отличным вариантом для небольших и крупных фермерских хозяйств. Затраты на его покупку и обслуживание окупятся в кратчайшие сроки.

Серия Дон 1500Б в настоящее время снята с производства. На вторичном рынке данных комбайнов достаточно много, но они нуждаются в тщательном техническом осмотре. Стоимость машин 2005-2006 года выпуска составляет 1,2-1,5 миллиона рублей, 2000-2001 года выпуска – 630000-710000 рублей.

Комбайн Дон 1500Б: технические характеристики, модификации модели

Комбайн Дон-1500Б – это передовая сельхозтехника, занимающая лидирующие позиции на рынке двадцать лет и ушедшая на пенсию в 2006 году. Хотя транспорт, произведенный знаменитой фирмой Ростсельмаш, еще можно встретить на полях. Что собой представляет эта машина, чем обусловлена её популярность?

Комбайн ДОН 1500 Б

История создания комбайна Дон-1500Б

Выпускается техника под известным брендом Ростсельмаш, специализирующимся предприятием на выпуске комбайнов для уборки зерна с кормом, энергонасыщенных тракторов, прицепного и навесного сельхоз оборудования. На сегодня список продукции, поставляемой на рынок под этой маркой, включает свыше ста пятидесяти модификаций и двадцати четырех видов машин. Доля российского рынка, занимаемая предприятием, составляет более 65%. Зарубежного рынка – 21%.

Состоит компания из тринадцати фирм, раскиданных по миру. А трудовой состав здесь превышает одиннадцать тысяч человек. Построены первые пять цехов за три года начиная с 1926 года и заканчивая 1929. В 1930 году испытан первый комбайн Ростсельмаша под названием Колхоз, после чего комбайностроение стало основной специализацией предприятия. В связи с этими обстоятельствами на следующий год построен еще один цех с площадью в четыре гектара и планом по производству в десять тысяч единиц техники за год. Модернизированная техника Колхоз в 1932 году, названная Сталинцем-1, в 1937 начала поставляться за границу. А в 1940 количество произведенной техники составило пятьдесят тысяч единиц. В военное время в 1941 перед захватом Ростова оборудование Ростсельмаша перевезено в город Ташкент. При сдаче Ростова в 1943 немцы оставили на месте завода руины, хотя на десятый день после этого здесь уже работало тридцать три станка. А к 1947 цеха практически восстановили, а мир познакомился с модернизированным комбайном под названием Сталинец-6. В конце пятидесятых завод освоил выпуск самоходной техники СК-3, а в 1962 ее модернизировали в СК-4. В семидесятых завод переоборудовали. Тогда он наладил выпуск линейки сельхозтехники СК НИВА. В 1984 число изготовленной здесь техники уже составило два миллиона. А спустя два года, на рынок поставили Дон-1500Б.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

  • Ширина подборщика составляет 3400мм.
  • Ширина захвата жатки – 6000, 7000, 8600мм.
  • Размеры молотильного барабана (длина х ширина х диаметр) – 1485х1500х800мм.
  • Высота агротехнического просвета – 39см.
  • Ведущая колесная колея – 2800мм.
  • Управляемая – 2900мм.
  • Вес техники, оборудованной шести метровой жаткой с копнителем – 13,44т.
  • Объем зернового бункера – 6м3.
  • Первая рабочая скорость – 5км/час.
  • Вторая – 10км/час.
  • Скорость транспортировки –20км/час.
  • Зерновая производительность техники с капотом – 13300кг/час.
  • С копнителем – 11500кг/час.
  • Производительность шнека для выгрузки – 2500кг/мин.

Двигатель

Машина оснащена восьмицилиндровым дизелем ЯМЗ-238ак из Ярославля. Продукты этой компании – это символ надежности с качеством. 238ак – четырехтактный мотор без надува, с непосредственным топливным впрыском, охлаждением жидкостью, воспламенением при сжатии, механической регуляцией оборотов. Оснащается устройством отбора мощности. Он создан специально для этой техники, но выпускается и пользуется спросом по сегодняшний день. Его параметры:

  • Крутящий момент – 932Нм.
  • Масса – 1,25т.
  • Вращение – 2000об./мин.
  • Топливное потребление – 162г/л. с. ч.
  • Мощность – 173000Втили235лошадиныхсил.

Коробка передач

Модель 1500Б оснащена трансмиссией диапазонов скоростей с гидроприводом, которая допускает разгон при транспортировке до двадцати километров в час и до десяти во время уборки. Имеет три режима:

  1. Перемещение с порожним бункером.
  2. Уборка на территории с четырех градусным уклоном. Допускается меньший угол.
  3. Уборка с восьми градусным уклоном территории.

Размещена коробка передач на ведущей оси, состоит из разборного корпуса и первичных со вторичными подшипниковыми валами. Переключаются передачи посредством зубчатых подвижных колес, которые располагаются на валах.

Трансмиссия и ходовая

Шасси включает две оси: ведущую и ведомую. Первая предполагает диапазонную и бортовую редукторную коробки с балкой. Второй элемент закреплен к третьему фланцевым соединением. Причем возможны два варианта крепежа, позволяющие устанавливать шасси разного размера без изменения высоты техники. Задача редукторов – передача кручения от трансмиссии к колесам и увеличивать его. Они получают крутящий момент через полуоси, соединенные с редукторными валами посредством втулок. Помимо этого, бортовые редукторы оборудованы дисковыми тормозами с раздельным гидравлическим приводом, задача которых – направление тормозных усилий к валу базовой оси. Управляемый мост подразумевает трубчатой оси переменного сечения с несущей балкой, которая соединена с молотильной рамой посредством подшипников скольжения. А колеса крепятся к ступичному фланцу посредством болтового соединения, включают сваренные обод и штампованный диск. Поверх их располагается шина с протектором самоочистки, позволяющая проходить транспорту на разных типах грунта.

Рулевое управление

Ведущий мост располагается сзади. Он называется осью управляемых колес. Колеса соединены звеньевой рулевой трапецией, оснащенной шарнирами в виде сферических подшипников с уплотненными манжетами и масленками, поворачиваются гидравликой. Она включает гидропривод, гидрораспределитель, гидронасос, гидравлические цилиндры. Торцы моста оборудованы кронштейнами с кулаками. Они соединены со ступицей колес посредством конических роликовых подшипников.

Кабина трактора

Водительская хорошо остеклена, вместительна, оснащена отцентрированным рабочим местом, шумоизоляцией, вентиляцией. Рулевая колонка регулируется по высоте на 100 мм и наклоняется до 30 градусов. Операторское кресло подпружинено и регулируется по весу водителя. Правее от сиденья по направлению движения расположены два рычага:

  1. Коробки передач.
  2. Выбор направления: прямо или обратный. Он оборудован кнопками управления мотовилом с жаткой.

Там же оборудована панель управления оборудованием машины. Базовая ее составляющая – автоматическая контрольная система, или АСК, предназначенная для отслеживания функционирования мотора, гидравлики, рабочего оборудования и полноты бункера. А неисправности сопровождаются сигналами света либо звука.

Система гидравлики

Она включает три составляющие:

  1. Рулевую.
  2. Базовую.
  3. Приводную гидравлику.

О рулевой и приводной сообщено ранее, поэтому здесь рассмотрена основная гидросистема. Она оснащена секционными распределителями с мускульным и электрогидравлическим контролем над золотниками навесного оборудования. Отвечает за повороты техники, привод выгрузного механизма, доступ к накопителю, управление барабаном и бункером, контроль над мотовилом и жаткой. Давление в гидросистеме создается при перекрытии потока гидроклапаном во время питания реле. Вторая функция гидроклапана – воздействие на золотник и временное открытие магистрали выбранного потребителя.

Жатка

Оснащена длинным шнеком, равным 59 см. Крепится к молотилке посредством наклонной камеры и шарниров с пружинами. Состоит из приводных устройств: уравновешивания и резки, делителей, мотовила, шнека. Спереди оборудована повторителем рельефа. Он имеет четыре положения для разных условий работы. Резка выполняется со сдвоенными или с открытыми пальцами. А мотовилом управляют посредством боковых гидроцилиндров. Наклоняются грабли мотовила самостоятельно.

Модификации комбайна Дон-1500

Линейка комбайнерской техники Дон-1500 включает два варианта: Дон-1500А и 1500Б. Второй вариант – это усовершенствованный последователь первого. От предка он отличается:

  • Мощным треугольным дизелем ЯМЗ-238ак, состоящим из восьми цилиндров и обладающим мощностью в 235 лошадиных сил. Когда на Дон-1500 А устанавливали шести цилиндровый рядный СМД-31 А с наддувом и мощностью в 225 лошадиных сил.
  • Производительным шнеком.
  • Усовершенствованным устройством резки с открытыми пальцами.
  • Наличием реверса на приводе жатки.
  • Двумя люками камнеуловителей, когда на предыдущей модели он был один.
  • Повышеннойпроизводительностьюна20%.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

  • Проходимость по любому типу местности, обусловленная широким высоко протекторным шасси.
  • Производительный мотор ЯМЗ.
  • Молотильное устройство с объемным барабаном, позволяющее перерабатывать длинные и сырые травы.
  • Трех размерная жатка с рельефным копиром.
  • Вместительный зерновой бункер.
  • Множество дилеров компании Ростсельмаш, что обуславливает доступность запасных частей и ремонтопригодность агрегата.
  • Высокая производительность.
  • Душная операторская кабина, редко укомплектованная кондиционером и близко расположенная к силовой установке.
  • Сдача параметров надежности и сроков службы комбайна Дон-1500 Б импортной технике.

Что касается отзывов, то в основе они положительны. Клиенты Ростсельмаша предпочли бы эту марку другим и при следующих покупках, не концентрируясь на недостатках машин. Они сообщают, что качество и характеристики соответствуют заявленным.

Особенности покупки комбайна Дон-1500Б б/у

При покупке сельскохозяйственной техники важно разбираться в ее эксплуатационных параметрах. Если опыта нет, то следует на сделку пригласить профессионала. При осмотре машины внимание уделяется двигателю, подрамнику, крепежу наклонной камеры, наличию или отсутствию трещин. После этого осматривают на износ барабан, шкивы, элеваторы, валы. Напоследок открывают боковые щиты, осматривают решетный стан, проверяют на подтеки гидравлику.
Стоимость за комбайн Дон-1500Б изменяется от 700 000 до 1 500 000 российских рублей, хотя находят и дешевле. Но чем ниже цена – тем больше вложений при обслуживании и реставрации техники в дальнейшем.

Комбайны «Дон»

Комбайны «Дон»

Комбайны «Дон» — одни из лучших проектов отечественного производителя «Ростсельмаш». Первая самоходная комбинированная машина с его маркировкой сошла с конвейера свыше 30 лет назад, за период которых их технические особенности практически не претерпело модернизации. Многие из них легли в основу новых серий машин – «Акрос» и «Вектор», обрабатывающих до 500 га посевов за сезон.

Не смотря на стремительное обновление производства популярность комбайнов «Дон» от Ростовского машиностроительного завода высока и по сей день. Модельный ряд комбайнов «Дон» представлен несколькими модификациями техники для уборки зерна и кормов, об особенностях которых мы поговорим далее.

Комбайн «Дон» 1500

Комбайн «Дон» 1500

Одна из самых конкурентоспособных моделей комбайнов этого бренда, сохранившая свои лидерские позиции до сегодняшнего времени. Эти сельхозмашины до сих пор исправно выполняют свою работу в агрофирмах постсоветских просторов.

Обладает традиционной системой молочения зерномассы, однобарабанной конструкцией измельчения, прогрессивными чертами соломотряса и накопительного резервуара. Стандартно комбайн комплектовался широкозахватной жаткой, но возможна агрегация и другими вспомогательными приспособлениями, например, половоизмельчителем или копнителем соломы.

Устройство

Устройство жатки зерноуборочного комбайна Дон 1500

1500-й комбайн от фирмы «Дон» — базовая основа последующих вариантов зерноуборочных агрегатов. Согласно конструкторской схеме, в его внутреннем строении выделяют такие главные элементы:

  • молотилку;
  • жатку;
  • наклонную камеру;
  • бункер-накопитель;
  • жатку;
  • дизельный мотор;
  • гидравлическую и ходовую системы;
  • кузов для механизатора.

Достоинства

  • универсальность;
  • колёса оснащены высокими грунтозацепами, не дающими им погрузнуть на заболоченных участках;
  • производительная моторная система;
  • объемный барабан, отлично справляющийся даже с длинностебельными растениями и влажным зерном;
  • первый в своем роде опущенный конструктив подбарабанья;
  • жатка, форма которой максимально адаптирована к неровностям поверхности;
  • кабина комбайнера, недоступная для влаги, пыли и постороннего шума;
  • емкий ресивер для убранного урожая;
  • приспособленность к различным климатическим условиям от северных и влажных широт до засушливого юга Евразии;
  • дешевый ремонт, который в связи с простотой устройства модели механизатор может выполнить самостоятельно.

Технические характеристики

  • Мощность – 165,6 кВт;
  • Продуктивность – 14 т/ч;
  • Бункер – 6000 л;
  • Бензобак – 0,54 м 3 ;
  • Жатка – 6/7/8,6 м;
  • Вес – 12,6 т.

Зерноуборочная машина РСМ-10Б «Дон»-1500Б

Комбайн РСМ-10Б «Дон»-1500Б

Этот комбайн «Дон» считается приемником выше рассмотренного. После определенных доработок и исправления ошибок, в этом варианте получилось добиться улучшенных силовых показателей и увеличенной в 5 раз производительности с прежним расходом горючего. Благодаря этому комбайн от «Ростсельмаша» «Дон»1500Б входит в список самых мощных среди техники этой специализации. В 2004 г. получил продолжение в комбайне «Дон» 141, составляющим с ним один класс мощности.

Преимущества

  • оснастка нетурбированным 8-цилиндровым 4-тактным дизелем «ЯМЗ»-238;
  • удвоенное число отсеков для улавливателя камней;
  • крупногабаритный коленвальный кривошип, что снизило его частоту вращения
  • на треть по сравнению с 1500-й маркой расширенная площадь решет для очистки;
  • широкий диапазон скоростей измельчительного блока;
  • большой шнек для выгрузки;
  • точный ножевой механизм, в котором используются открытые короткие пальцы;
  • дополнение конструкции комбайна специальной декой, устраняющей слипание семян и позволяющей работать с влажным материалов;
  • эргономичная кабина, откуда производится регулировка жатки и других рабочих узлов.

Технические характеристики

  • Тяга – 178 кВт;
  • Скорость обработки – 16,8 т/ч;
  • Приемник семян – 6 м 3 ;
  • Резервуар для дизеля – 540 л;
  • Расход топлива – 220 л/ч;
  • Масса – 13 т.

Комбайн «Дон» 2600

Комбайн «Дон» 2600

Фото этого автоматизированного устройства на колесном ходу изображено вверху. Пригоден для прямого и комбинированного комбайнирования на полях с колосовыми культурами. При оснащении вспомогательными навесками легко превращается в уборщика круп, зернобобовых, рапса и подсолнечника.

Преимущества

  • обновленная конструкция ротора;
  • 2-контурная система очистки;
  • бережный обмолот с сохранением качества зерна;
  • 3-ступенчатая трансмиссия;
  • приспособленность молотильно-сепарирующей части к эксплуатации в условиях повышенной влажности и при высокой урожайности – коло 40 ц/га;
  • сокращенное число дозаправок за счет вместительного топливного бачка.

Технические характеристики

  • Силовой потенциал – 225 л.с.;
  • Жатвенная ширина – 8,4 м;
  • Бункер – 10 м 3 ;
  • Топливный бак – 945 л;
  • Площадь обмолота – 2,8 м 2 ;
  • Масса – 12 т.

Комбайн РСМ-100 «Дон»- 680М

Комбайн РСМ-100 «Дон»- 680М

Кормозаготовительный самоходный агрегат с прямоточной схемой подачи срезанной стеблезерновой массы и особой компоновкой лезвий, что позволяет сохранить естественные свойства сена. Функционально предназначен для подрезки и дробления с параллельной погрузкой в прицеп рядом идущего транспорта травосмеси, кукурузы, подсолнечника, сорго, и уборки валков с полей, уклон которых не превышает 90 0.

Комбайн Дон 1500

Выпущенный в 1986-м году комбайн Дон 1500 отличается надёжностью и эффективностью. Производитель «Ростсельмаш» позаботился о том, чтобы его детище стало наиболее популярным устройством для уборки зерна вплоть до 2006 года.

Назначение

Агрегат подходит для работы в поле с уклоном более 8˚ в любом климатическом поясе. Используя его можно убирать созревшую пшеницу, рожь, овёс и прочие зерновые культуры. Если поменять механизм обмолота и оборудовать комбайн дополнительными приспособлениями, то его в равной степени можно будет применять для сбора:

  • урожая сои или кукурузы;
  • травяных семенников и крупяных культур;
  • соломы и половы (используется копнитель).

Дополнив конструкцию измельчительным устройством, можно производить загрузку получаемой массы в прицепленную к комбайну тележку, а после разбрасывать её в нужных частях поля.

Комбайн Дон 1500

Технические характеристики

Показатели могут различаться в зависимости от того, о какой модификации устройства идёт речь. Наименование изначальной модели -Дон-1500А. Следующая за ней – Дон-1500Б, имеет более современное оснащение:

  • V-образное расположенные цилиндры, отсутствие турбонаддува в двигателе;
  • появление второго люка камнеуловителя;
  • увеличение площади очистки на 1/3;
  • увеличен размер верхнего решета;
  • комплектация была дополнена специальной декой, применяемой для устранения залипаний при уборке влажного зерна.

Для более подробного ознакомления с параметрами обеих моделей, можно изучить нижеприведённую таблицу.

ПоказателиТехнические характеристики Дон 1500АТехнические характеристики Дон 1500Б
ДвигательСМД-31АЯМЗ-238
Диаметркривошипа коленчатого вала(см)1216
Рабочая мощность двигателя (кВт)166178
Расчётное значение частоты вращения коленчатого вала (об/мин)2 тыс.2 тыс.
Количество цилиндров в двигателе (шт.)68
Рабочий объём (л)9,514,86
Удельный расход топлива (г/кВт*ч)224-234220
Уровень производительности (кг/с)14 тыс.16,8 тыс.

Характеристики двигателя

У стандартного образца механизма (Дон-1500А) имеется рядный шестицилиндровый четырёхтактный мотор, оснащённый функцией турбонаддува и непосредственного впрыскивания топливной жидкости. Для охлаждения устройства используется трубчатый радиатор. Проходящий внутрь воздух преодолевает две стадии отчистки.
Двигатель размещается вблизи кабины, недалеко от молотилки. Это способствует увеличению угла поперечной устойчивости и обеспечению хорошего функционирования системы охлаждения. Мощностная передача осуществляется обеими сторонами коленвала, вращающиеся по ходу часовой стрелки. Задняя область питает элементы, необходимые для выполнения работы, а передняя обеспечивает функционирование гидравлического насоса на приводе ходового блока.

Комбайн Дон 1500

Кабина

Конструкция кабины отличается наличием шумоизоляции и кондиционера. Также в ней установлены теплозащитные стёкла и производится принудительная вентиляция. Весь технологический процесс контролируется посредством электронной системы, а всё внутреннее оформление вы полнено в комфортном стиле, рассчитанном на присутствие человека.

Устройство и комплектация

При создании механизма производитель ориентировался на классическую бильную схему обмолота. В комплектацию Дон 500 входит:

  • жатка (размер 5, 6, 7 и 8,6 м);
  • кабина;
  • наклонная камера (с цепочно-планочным транспортером);
  • гидросистема;
  • молотильный механизм(с барабаном, подбарабаньем, соломотрясом, отбойным битером, домолачивающими устройствами и распределительным шнеком);
  • ходовая система;
  • бункер;
  • силовая передача;
  • копнитель;
  • двигатель;
  • капот, либо измельчитель;
  • элементы управления;
  • электронная система контроля.

Молотилка в ширину составляет 1,5 м, агрегат удачно совмещается с жаткой ПСП-10. Этот же элемент может замещаться платформой-подборщиком. Все комбайны оснащены пневматическими колёсами (передние – ведущие).

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ механизма можно отнести:

  1. Высокую производительность;
  2. Шины низкого давления, имеющие высокие грунтозацепы (агрегат не застревает);
  3. Экономичную модель мотора;
  4. Молотильный барабан с самым большим в мире диаметром;
  5. Возможность предотвращения забивки при помощи системы скоростного сброса;
  6. Три различных размера жатки на выбор (меняются быстро и легко);
  7. Увеличенный размер бункера для зерна;
  8. Долговечность и высокую надёжность;
  9. Доступность и невысокая стоимость запасных деталей.

Кроме того, незначительный ремонт этого комбайна может провести почти любой механизатор.
Отзывы пользователей выявляют один значимый недостаток: находящийся в кабине оператор попадает под поток горячего воздуха, исходящего от близко расположенной силовой части. Это может сильно сказываться на комфорте работающего человека.

Комбайн Дон 1500 Б

Стоимость нового и б/у

Стоимость изображённого на фото комбайна Дон 1500Б в исходном состоянии составляет 54 тысячи долларов (1 350 000 рублей).На модели уже бывшие в употреблении (например, относящиеся к 2005-му году выпуска), в том числе на «Дон-1500А», цена снижается и может составлять от 300 тысяч рублей до 1 миллиона.

Аналоги

Из отечественных аналогов устройства «Дон-1500»следует обратить внимание на Acros и Vector (более поздние агрегаты от того же производителя), а также на СК-5 «Нива».

Отзывы

По мнению большинства пользователей Дон-1500 – это комбайн, заслуживающий всех возможных похвал. Необходимость ремонта при его эксплуатации возникает исключительно редко, всё обслуживание заключается только в своевременной смене фильтров и жидкостей. Механизм получил прозвище «Ротан», поскольку он подходит для уборки почти любой растительности, являясь в этом отношении «всеядным». Также, поступают рекомендации регулярно проверять выхлопной коллектор двигателя.

Надёжность «Донов» не вызывает сомнений и стоимость их вполне умеренная, поэтому приобретение такого комбайна станет решением, о котором не придётся жалеть.

Ссылка на основную публикацию