Уборка снега с тротуаров – какие обязательства налагают правила на владельцев недвижимости?

Уборка снега в дворовых и внутриквартальных проездах

Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

В состав принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД общего имущества дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Земельный участок под МКД переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в доме со дня проведения государственного кадастрового учета этого участка (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11642/11 по делу № А55-17896/2010, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в МКД соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в доме, а администрация утрачивает право на распоряжение им.

Таким образом, земельный участок под МКД входит в состав общего имущества даже в том случае, если его границы не определены и участок не поставлен на государственный учет.

Содержание придомовой территории

Собственники помещений в МКД несут расходы на содержание общего имущества в доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Правила содержания общего имущества в МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Этими правилами предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем в том числе доступность пользования жилыми и нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен МКД, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Содержание общего имущества включает в себя среди прочего:

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

содержание элементов озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества, и уход за ними.

При этом в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не относящихся к общему имуществу, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе за газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. В этот перечень входят работы по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации данного дома (далее – придомовая территория), в холодный период года. Это следующие виды работ:

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда;

очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Кроме того, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Эти правила применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, в том числе выше­указанным нормативным правовым актам (Письмо Минстроя РФ от 24.05.2016 № 19304-ОГ/04).

В обозначенных правилах среди прочего установлены особенности уборки придомовой территории, в том числе в зимнее время. Вот несколько норм.

Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Тротуары допускается убирать специализированным службам.

Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.

Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 часов с момента окончания снегопада, а на остальных территориях – не позднее 12 часов.

Снег, собираемый во дворах, внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего уплотнения.

Таким образом, проведение работ по уборке придомовой территории – это обязанность обслуживающей организации, например УК или ТСЖ, управляющих МКД, но только в пределах земельного участка, размежеванного под домом, то есть являющегося общим имуществом собственников помещений. Если границы земельного участка под домом не сформированы в установленном порядке, границы придомовой территории могут определить сами собственники. Тогда УК или ТСЖ должны будут убирать снег в пределах этих границ.

Так, жилищная инспекция хотела заставить УК заниматься благоустройством прилегающей к МКД территории, не соответствующей границам, которые были определены согласно приложению к договору управления. В указанной ситуации земельный участок, на котором расположен спорный дом, не был сформирован в установленном порядке. На схеме, приложенной к договору управления, границы придомовой территории выделены жирным шрифтом, в них входит территория на расстоянии не более 1 м от внешней стены дома, а также асфальтированные дорожки к каждому подъезду.

Судьи указали, что приложение «Границы придомовой территории» к договору управления не оспорено, не признано недействительным. Доказательств того, что определенная договором управления придомовая территория недостаточна для обслуживания и эксплуатации дома, материалы дела не содержат. Поэтому судьи пришли к верному выводу о несоответствии предписания жилищной инспекции требованиям действующего законодательства, нарушении прав и законных интересов УК (см. Постановление АС УО от 12.09.2019 № Ф09-5437/19 по делу № А76-30694/2018).

Местечковые правила

Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в доме в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в МКД). Органы местного самоуправления утверждают правила благоустройства территории, обязательные для исполнения на соответствующей территории.

Так, Правилами благоустройства территории городского округа Мытищи (Решение Совета депутатов городского округа Мытищи МО от 21.02.2019 № 53/6) установлено, что собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве. Внутридворовые проезды, контейнерные площадки, за исключением контейнерных площадок, расположенных на дорогах общего пользования, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать 12 часов после окончания снегопада.

Соответственно, из указанных правил следует, что очистка от снега внутридворовых проездов – обязанность собственника земельного участка, на котором они расположены, что согласуется с общеустановленными нормами.

Снег на дороге у МКД (в дворовых и внутриквартальных проездах) должны убирать УК (ТСЖ), занимающиеся управлением МКД, если эти проезды расположены в пределах земельного участка, размежеванного под домом, то есть относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД. Если границы земельного участка под домом не определены, управляющая организация убирает снег с территории, которую могут определить сами собственники. Снег с дороги, расположенной вне границы земельного участка под домом, УК (ТСЖ) убирать не должны.

Как заставить власти быстро убирать снег?

Я живу в небольшом городе. Каждую зиму происходит одна и та же история: у нас плохо убирают снег. Бывает, что снег сгребают в огромные сугробы на обочины и эти сугробы так и лежат до весны, пока не растают. С тротуарами все еще хуже. Как правило, дворники более-менее убирают снег около домов, а в других местах дорожки приходится протаптывать.

Скажите, почему так происходит? Как добиться того, чтобы снег убирали вовремя?

С уважением,
Евгений П.

Евгений, такая ситуация в России случается регулярно и в разных городах. Понимаем вашу боль. Постараемся разобраться, что делать.

Кто отвечает за уборку снега

Снег на проезжей части и трамвайных путях убирают коммунальные службы, которые находятся в ведении городских властей. Иногда они убирают снег своими силами, в других случаях — заключают договоры с подрядными организациями. При этом ответственность за качество уборки всегда несет городская администрация.

Подрядная организация убирает снег с помощью дворников и специальной уборочной техники.

ГОСТ Р 50597-2017DOCX, 138 КБ

Кто оплачивает уборку снега на улицах

Жители города. Все коммунальные службы финансируются из бюджета.

Бюджет, в свою очередь, формируется за счет налогов и сборов. На эти деньги власти закупают уборочную технику и топливо для нее, содержат свалки для сбора мусора и снега, платят дворникам.

С какой периодичностью должны убирать снег

Коммунальные службы обязаны убрать снег за 3—12 часов, устранить гололед на проезжей части за 4—12 часов, а на тротуарах и пешеходных дорожках — за 12—24 часа. А вот если толщина рыхлого снега составит более 8 сантиметров, на его уборку отводится не более 6 суток.

Срок уборки снега отсчитывается с момента окончания снегопада или метели до полного окончания уборки, а гололеда — с момента его обнаружения.

Почему долго не убирают у меня во дворе?

Причины может быть две: коммунальные службы не исполняют свои обязанности или чрезвычайная ситуация.

Если на вашей улице сугробы лежат неделями и их никто не убирает, нужно жаловаться на действия коммунальных служб. Вот что для этого нужно сделать.

Выясните, кто отвечает за уборку. Территорию двора убирает ваша управляющая компания, а дороги — специализированные службы. В каждом населенном пункте они разные, их контакты, как правило, есть на сайте городской администрации. Например, в Москве этим занимается ГБУ «Автомобильные дороги», а в Санкт-Петербурге уборкой дорог занимается сразу несколько организаций, и все их данные и номера телефонов есть на сайте городской администрации.

Если снег не убрали в течение 12 часов после окончания снегопада, направьте организации, отвечающей за уборку снега, письменную претензию и потребуйте устранить сугробы.

Если претензия не подействует, направьте жалобу на бездействие коммунальных служб в прокуратуру. В жалобе укажите, что коммунальные службы своим бездействием нарушают ваши права на свободу передвижения, и попросите принять меры. Прокурор может вынести представление об устранении нарушений, которое коммунальные службы будут обязаны исполнить. Может случиться так, что снег за это время растает, особенно если вы живете в регионе, где снегопад случается нечасто. Но во многих случаях прокуратура успевает принять меры до таяния снега.

За несвоевременную уборку снега должностных лиц управляющих компаний и организаций могут привлечь к административной ответственности. В одном деле управляющую компанию Ижевска в 2015 году оштрафовали за несвоевременную уборку снега на 15 тысяч рублей. УК пыталась оспорить этот штраф в суде. Она заявила, что в то время были такие погодные условия, при которых невозможно при всем желании убрать придомовую территорию как следует. Суд изучил приобщенные к делу фотографии и акты и признал наложение административного штрафа законным.

Что считается чрезвычайной ситуацией

Если за один день выпала месячная норма снега, это чрезвычайная ситуация. В таком случае коммунальные службы, как правило, не способны устранить последствия немедленно.

Любые коммунальные службы рассчитаны на работу в нормальных условиях. К сожалению, никто не закладывает в бюджет коммунальных служб ресурсы, предназначенные для работы в чрезвычайных ситуациях, потому что неизвестно, произойдет ЧС или нет.

Читайте также:  Как подготовить сад к новому сезону?

Количество техники, которое необходимо для расчистки дорог после снегопада, считают по очень сложным формулам. Вот в этом методическом документе примеры расчетов есть на стр. 18—19

Конечно, можно приобрести в два раза больше снегоуборочной техники. Ее нужно будет обслуживать, платить зарплату водителям и другим людям. Если количество снега не превысит норму, эти деньги уйдут впустую.

Как действуют коммунальные службы в чрезвычайных ситуациях

Коммунальные службы руководствуются документами, определяющими категории объектов дорожного хозяйства. Разберем это на примере Москвы.

В Москве все объекты дорожного хозяйства разбиты на семь категорий по значимости для городской инфраструктуры и функционирования города в целом. Эти категории, очередность и срок уборки для каждого объекта указаны в регламенте зимней уборки в Москве.

Например, к первой категории относятся магистральные улицы и проспекты, которые обеспечивают международные, межгосударственные, региональные и внутригородские связи. Интенсивность движения транспорта на этих дорогах в часы пик составляет 2—6 тысяч автомобилей в час. К категории 7б относятся пешеходные зоны окружного значения, территория у Лужников и «Олимпийского».

Есть еще внекатегорийные объекты, к которым, например, относятся объекты дорожного хозяйства Москвы, которыми пользуются лица, подлежащие государственной охране. Еще к таким объектам относятся переулки и городские проезды в пределах Садового кольца, площади перед железнодорожными вокзалами и ряд других объектов.

Внекатегорийные объекты имеют приоритет перед всеми остальными. Очередность уборки остальных зависит от номера категории. Сначала убирают дороги первой категории, а дороги категории 7б — в последнюю очередь. Время уборки снега и льда для внекатегорийных объектов и объектов первой и второй категорий не должно превышать двух часов после окончания снегопада.

На тротуарном покрытии, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может быть снежный накат — это слой снега, уплотненного колесами машин. Его нужно обязательно обработать щебнем с размером зерен от 2 до 5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 20% от площади тротуара, а время на ликвидацию снежных накатов — 12 часов после окончания снегопада.

В каждом городе должны быть аналогичные нормативные документы, предусматривающие, где должны убирать снег в первую очередь, а где — во вторую. Их можно найти на сайтах организаций, ответственных за уборку дорог в вашем регионе.

Когда составляют подобные нормативы, руководствуются требованиями безопасности и целесообразности. Как правило, коммунальные службы в первую очередь убирают снег и лед с проездов к местам, от которых зависят здоровье и безопасность людей. Вот эти места:

  1. Больницы и поликлиники.
  2. Здания, где располагаются правоохранительные органы.
  3. Суды.
  4. Изоляторы временного содержания и места лишения свободы.
  5. Территория около трансформаторных подстанций, водозаборов, систем отопления, чтобы в случае аварии к ним имели доступ ремонтные службы.
  6. Детские сады и школы: к ним нужно подвозить питание.

Убирать подъезды к жилым домам будут в последнюю очередь.

Даже в случае чрезвычайных ситуаций дороги рано или поздно уберут от снега — просто на это потребуется больше времени. Чтобы снег убрали быстрее, можно сообщить в коммунальные службы, где снег еще не убрали и где его скопление может быть опасным.

Что делать, если долго не убирают снег

  1. Если снег скопился в результате бездействия коммунальных служб, шлите им претензию. Если это не подействовало, отправляйте жалобу в прокуратуру.
  2. Если произошла чрезвычайная ситуация, сообщайте коммунальным службам, где снег еще не убран и где он может представлять угрозу для жизни людей.
  3. В случае чрезвычайной ситуации запаситесь продуктами на 2—3 дня, чтобы лишний раз не ездить в магазин: на скользкой и заваленной снегом дороге выше шансы попасть в ДТП .

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Пять особенностей платы за механизированную уборку снега во дворе МКД

На примере решения суда разбираемся, вправе ли застройщик принять за собственников квартир решение о плате за вывоз снега, является ли такая услуга обязательной при содержании общего имущества и при каких условиях УО может начислять за неё плату.

Размер платы за услуги по механизированной уборке и вывозу снега должен быть конкретным и фиксированным

Собственники квартир в одной из новостроек Новосибирской области пожаловались в ГЖИ на действия управляющей организации. УО выставляла им плату за вывоз снега с придомовой территории, при том что владельцы помещений не принимали решения о стоимости таких услуг.

Надзорное ведомство провело внеплановую проверку и установило, что застройщик, когда был единственным собственником помещений в МКД, утвердил перечень работ и услуг и установил размер платы за них с кв. м. Также единоличный владелец решил, что по статье расходов «Механизированная уборка и вывоз снега» УО должна делить фактически понесённые затраты на количество квадратных метров жилых и нежилых помещений в доме.

После продажи квартир собственники не проводили ОСС, на котором бы установили плату за услугу по уборке и вывозу снега. УО продолжала делать начисления по ранее принятому застройщиком решению. В зависимости от расходов УО начисляла разные суммы: в январе – 14 рублей с кв.м., а в феврале – 2 рубля с кв. м.

ГЖИ посчитала, что это нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, и выдала УО предписание. Инспектор потребовал, чтобы компания приняла меры для утверждения отдельного тарифа на услуги по вывозу снега.

Может ли УО по решению ОСС начислять плату за вывоз снега по факту

Застройщик, являясь единственным собственников, вправе установить плату за вывоз снега со двора МКД

Управляющая организация не согласилась с предписанием ГЖИ и подала иск в суд с требованием признать его недействительным (дело № А45-12473/2021). Компания указала, что срок действия решения единственного собственника жилых помещений на тот момент ещё не истёк, а новое на ОСС не принималось.

В решении застройщика установлен способ определения платы за услуги по механизированной уборке и вывозу снега. Отсутствие нём конкретной стоимости работ не является основанием для освобождения собственников от возмещения таких расходов УО.

ГЖИ в отзыве на иск компании отметила, что управляющая организация не вправе самовольно устанавливать размер платы за отдельные услуги и работы по содержанию общего имущества МКД. Без конкретного размера платы решение собственника или собственников незаконно, и УО не может производить начисления.

Как отметил надзорный орган, механизированная уборка придомовой территории и вывоз снега не входят в Минимальный перечень № 290 и не являются обязательными работами. Это дополнительные услуги. УО выполняет их в случае, если они предусмотрены перечнем услуг и работ по договору управления.

Механизированная уборка снега – дополнительная услуга, которая по решению ОСС вносится в договор управления

  • В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяют участники ОСС с учётом предложений УО.
  • Согласно Минимальному перечню № 290, в данный размер платы не входит стоимость услуг по механизированной уборке и вывозу снега. Они являются дополнительными и выполняются только в случае включения их в договор управления по решению собственников.
  • В решении застройщика как единственного собственника не установлен конкретный размер платы за спорные услуги. Они также не были включены в договор управления.
  • ЖК РФ не даёт УО возможность изменить плату за содержание жилого помещения и включить в договор управления дополнительную услугу в одностороннем порядке.

Первая инстанция отметила, что установленный застройщиком размер платы на содержание жилого помещения новые собственники не меняли: они утвердили этот тариф и перечень работ и услуг. Поэтому иные начисления, в том числе за вывоз снега, без решения ОСС незаконны.

УО не представила суду доказательств, что предлагала собственникам утвердить дополнительную услугу и плату за неё и, или что жители дома от них отказались. При этом компания должна была предвидеть такие расходы в зимний период и провести ОСС для включения уборки и вывоза снега в перечень работ и услуг. Две инстанции признали требования ГЖИ законными.

Как власти городов, службы ЖКХ и УО справляются со снегопадами

Отсутствие решения ОСС об оплате услуги по вывозу снега со двора не освобождает собственников от её оплаты

Управляющая организация подала жалобу в кассационный суд, и тот отменил решения первой инстации и апелляции, сославшись на ч. 1 ст. 158 ЖК РФ. Кассационный суд исходил из того, что собственники обязаны нести расходы на содержание придомовой территории.

  • механизированная уборка двора и вывоз снега в зимний период отнесены к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома (пп. «г» п. 11 Правил № 491, п. 24 Минимального перечня № 290, п. п. 3.6-3.6.3, 3.6.9, 3.6.16, 3.6.20 Правил № 170, п. 6.3.2 ГОСТ Р 56195-2014);
  • решение единственного собственника о порядке оплаты расходов УО на механизированную уборку и вывоз снега никем не оспорено и незаконным не признано.

Судья отметил, что отсутствие в решении застройщика точной стоимости работ не является основанием для освобождения собственников от возмещения соответствующих расходов. Никто не доказал, что размер начисленной им платы за механизированную уборку и вывоз снега превысил размер платы за данные услуги, установленный муниципалитетом.

Кассационный суд отменил документы, принятые инстанциями ранее, и признал предписание ГЖИ недействительным.

Утверждаем размер платы за жилое помещение и дополнительные услуги

Размер платы за механизированную уборку снега в новостройке устанавливают собственники на ОСС, а не застройщик

  • Механизированная уборка и вывоз снега не входят в Минимальный перечень № 290, это дополнительная услуга, которую УО выполняет в случае, если такие работы предусмотрены перечнем работ и услуг по содержанию общего имущества МКД.
  • В отсутствие решения ОСС о включении таких услуг в договор управления и их стоимости УО не вправе взимать с собственников плату за них.
  • Решение застройщика как единственного собственника не легитимно с тех пор, как он продал квартиры в МКД. Размер платы за услуги по механизированной уборке и вывозу снега устанавливают новые владельцы помещений.

ВС РФ отменил определение кассационного суда и оставил в силе решение первой инстанции.

УО, приступившим к работе по управлению новостройками, следует иметь в виду выводы Верховного суда России по данному спору и выносить на ОСС утверждение платы за все основные и дополнительные услуги по содержанию общего имущества.

В каких случаях муниципалитет отвечает за очистку территории от снега и льда

Если гражданин поскользнулся на наледи и получил травму, он вправе потребовать, чтобы виновник возместил расходы на лечение, утраченный заработок и моральный вред. В плохой работе коммунальных служб люди, как правило, винят местные власти. Это не всегда справедливо, поскольку органы МСУ отвечают за уборку льда и снега только на территории, находящейся в муниципальной собственности. Мы проанализировали судебную практику и выяснили:

— когда за уборку территории отвечают местные власти;
— как обязать владельцев бизнеса содержать территорию, прилегающую к объектам коммерческой недвижимости;
— как доказать, что органы МСУ исполняют свои обязанности.

Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет

На заметку: Земельный участок, на котором расположен МКД, переходит в общую долевую собственность собственников помещений с момента, когда его сформировали и поставили на кадастровый учет

Содержать имущество — обязанность его собственника (ст. 210 ГК, ст. 39 ЖК). Это касается и придомовой территории — земельного участка, на котором расположен дом и объекты, предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК). Если такой участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в МКД, то содержать его должны именно они. Это означает, что за очистку придомовой территории от снега и льда ответит ТСЖ , ЖСК или управляющая организация.

Обязанности по содержанию участка перечислены в пункте 24 Минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (утв. постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290). Например, в холодный период управляющая организация должна:

Читайте также:  КОНКУРС - выиграй садовую технику!

— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда с толщиной слоя свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега или подметать ее, когда снега нет;
— очищать придомовую территорию от наледи и льда;
— убирать крыльцо и площадку перед входом в подъезд.

Выполнять работы по содержанию общего имущества в МКД управляющая организация обязана, даже если собственники не принимали такого решения на общем собрании. Есть ли в договоре управления МКД условие о содержании придомовой территории, тоже неважно (постановление Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10).

Если участок под МКД сформирован и в доме выбрана управляющая организация, то она и должна отвечать за содержание придомовой территории. Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

ПРИМЕР 1. Гражданка поскользнулась и получила травму. Она обратилась с иском к управляющей организации и ИП — хозяину отеля, возле которого произошло падение. Истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, утраченный заработок и расходы на лечение. Суд первой инстанции взыскал по 171 тыс. руб. с каждого ответчика.

Управляющая компания подала апелляционную жалобу. Она утверждала, что исполнила свои обязанности надлежащим образом. Это подтверждает акт выполненных работ по уборке территории. Апелляция установила, что падение произошло на придомовой территории, за которую несет ответственность управляющая организация, а не отель. Достаточных доказательств надлежащего содержания придомовой территории ответчик не представил. При проверке муниципальные контролеры не выявили нарушения правил благоустройства. Но это не означает, что на момент падения истицы наледи на придомовой территории не было. Суд постановил взыскать всю сумму компенсации с УК (апелляционное определение Омского областного суда от 17.01.2018 № 33-15/2018).

Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет

Если земельный участок под домом не поставили на кадастровый учет, то земля принадлежит муниципалитету. В этом случае содержать придомовую территорию обязаны местные власти. При неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности орган местной власти должен будет возместить моральный вред и вред здоровью, а также утраченный заработок пострадавшему гражданину.

ПРИМЕР 2. Жительница Костромы упала на обледеневшем тротуаре и сломала предплечье. Суд установил, что участок, где случилась травма, находится в муниципальной собственности. Посыпка тротуара противогололедным реагентом не была включена в план работ. Виновным суд признал Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы. Местные власти выплатили истице из местного бюджета 130 тыс. руб. в качестве моральной компенсации и 2,3 тыс. руб. на лечение (решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25.10.2019 № 2-2589/2019).

Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости

Важная деталь: Границы территории, прилегающей к участку, можно определить, только если этот участок был образован

Территория общего пользования, которая окружает здание, строение, сооружение или земельный участок, — это прилегающая территория. Ее границы органы МСУ определяют в муниципальных правилах благоустройства в соответствии с порядком, установленным законом региона (п. 37 ст. 1 ГрК).

Органы МСУ вправе регулировать участие собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Если вы установили в правилах благоустройства обязанность владельца магазина или офисного здания по уборке прилегающей территории, он должен ее выполнять. Заключите с ним соглашение о содержании прилегающей территории. Это послужит аргументом в вашу пользу.

ПРИМЕР 3. Мужчина поскользнулся у входа в магазин и сломал ногу. Он перенес несколько операций, затем лечился амбулаторно. Позднее пострадавший обратился в суд с иском к магазину о компенсации морального вреда.

Суд пришел к выводу, что причиной падения стала плохая уборка тротуара у входа в магазин. Территория, где произошел несчастный случай, находится в пользовании и обслуживании ответчика на основании соглашения между организацией и администрацией города. Муниципальные правила содержат требования к владельцам магазинов, торговых центров, офисов по уборке прилегающей территории. Суд первой инстанции взыскал с ответчика 180 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда. Апелляционная инстанция увеличила размер компенсации до 500 тыс. руб. (апелляционное определение Белгородского областного суда от 20.11.2018 № 33-6254/2018).

Каким должен быть размер прилегающей территории

Органы МСУ вправе устанавливать размеры прилегающих территорий в муниципальных правилах благоустройства. Как определить этот размер, решают власти региона. Если размер, который вы установили, соответствует региональному порядку, суд встанет на вашу сторону.

На заметку: Если прилегающая к зданию территория относится к придомовой и входит в состав общего имущества собственников в МКД, суд признает виновной в ее ненадлежащем содержании управляющую организацию

ПРИМЕР 4. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций сочла, что муниципалитет незаконно заставляет ее содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить эти положения правил благоустройства. Областной, а затем и Верховный суд отказали в иске. Суд указал, что благоустройство — это в том числе деятельность по содержанию расположенных в населенном пункте объектов, а также прилегающих к ним территорий. Лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения или сооружения, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий. Порядок устанавливают местные власти в муниципальных правилах благоустройства (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Границы прилегающих территорий установлены в правилах благоустройства в соответствии с региональным законом (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения

Содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляют их собственники. За дороги, находящиеся в муниципальной собственности, ответственность несут органы местного самоуправления.

Убедить суд в том, что муниципалитет надлежащим образом исполнил обязанности по содержанию автодороги общего пользования местного значения, бывает непросто. Рассмотрим на примере причины, по которым судьи не принимают доказательства.

ПРИМЕР 5. Жительница города сломала позвоночник в результате падения на обледенелой дороге. Суд первой инстанции отказал женщине в иске к городской администрации. Но апелляционный суд истицу поддержал. Женщина представила показания свидетеля, электронную карту вызова бригады скорой медицинской помощи, документацию о прохождении лечения.

Городская администрация также привела доказательства в свою пользу. Но суд счел их недостаточными. Копия журнала производства работ не доказывает, что ответчик провел работы по содержанию уличной дорожной сети, поскольку этот журнал был составлен в одностороннем порядке. Фотографии, которые представила администрация, не могут быть достаточным доказательством. Они не содержат информации о дате съемки, привязке к местности, техническом устройстве, которое использовали при съемке. Суд постановил взыскать с администрации расходы на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2019 № 33-5669/2019).

Важная деталь: Если муниципалитет на конкурсной основе определил для содержания муниципальной автодороги подрядную организацию и заключил с ней договор, то именно она будет виновна в плохом качестве уборки

Составляйте акты приемки выполненных работ по уборке территории. Сохраняйте путевые листы, которые подтверждают факт выезда автомобилей дорожной службы для содержания дорожной сети. Используйте эти документы в суде, чтобы доказать свою невиновность. Пригодятся и фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него. Во время фотосъемки настройте аппаратуру так, чтобы она фиксировала дату и время.

Кто должен содержать внутридворовые проезды

Внутридворовые проезды не относятся к автодорогам местного значения. Их содержание — обязанность управляющих организаций. Если муниципальная административная комиссия оштрафует УК за плохую уборку проезда, суд поддержит контролеров.

ПРИМЕР 6. Административная комиссия муниципального района привлекла к ответственности УК за плохую уборку внутридворового проезда, прилегающего к придомовой территории. УК обратилась в суд. Она доказывала, что спорный внутридворовой проезд не относится к общему имуществу собственников. Содержание автодорог и внутридворовых проездов не входит в обязанности УК. Этим должен заниматься орган МСУ. Судьи с истцом не согласились. Спорный проезд служит для подъезда к земельному участку под МКД и относится к придомовой территории. Возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам не означает, что они относятся к дорогам общего пользования. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих судов (определение от 16.10.2019 № 309-ЭС19-17520).

Выводы и рекомендации

1. Земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, если проведен его кадастровый учет. Если он не сформирован, содержать его обязан муниципалитет. Выберите подрядную организацию в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заключите с ней договор о содержании территории. Контролируйте проведение работ. В ходе проверок фиксируйте нарушения, требуйте, чтобы подрядчик их устранил. Если нарушения повторяются, расторгните договор с подрядчиком.

2. В правилах благоустройства установите порядок содержания и уборки территории в зимний период. Закрепите обязанность владельцев магазинов и офисов по уборке земельных участков, прилегающих к их строениям. Заключите с ними соглашения о содержании прилегающей территории.

3. Контроль за содержанием территории муниципального образования осуществляют органы МСУ. Утвердите муниципальным актом порядок и график проведения проверок.

4. Чтобы снизить размер компенсации до разумного предела, требуйте проведения судебно-медицинской экспертизы, используйте в качестве доказательств записи с камер видеонаблюдения, акты о выполненных работах, фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него.

ИГОРЬ КОМАРОВ, юрист-эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Прокурор разъясняет – Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Своевременная уборка территорий, тротуаров, дорог, крыш зданий, жилых домов от снега и наледей является одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в весенний и осенний периоды, так как не исполнение и несвоевременное данных обязанностей влечёт за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.

Какой бы способ управления жители не выбрали (как правило, это управляющая компания либо товарищество собственников жилья), управляющая организация обязана исполнять минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного жилого дома, что закреплено ч.1.2 ст.161 ЖК РФ и п.11.1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденную постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491.

Учреждения, управляющие компании, должны проверять и при необходимости очищать кровли от скопления наледи и сосулек. Эта обязанность закреплена п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 номер 290. Также п.25 приведённых правил содержит обязанность по очистке придомовой территории от снега и наледи.

В соответствии с п.4.6.1.23 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 номер 170, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:

— желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;

— снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов, и козырьков.

Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить в случае протечек на отдельных участках. Согласно п.4.6.4.6 правил очистка крыш от снега и льда должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте и выполняться только деревянными лопатами.

Читайте также:  Бульдозер Т-170 - описание и характеристики

В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, бремя по предупреждению или уборке наледей несут собственники зданий, руководители организаций (директора школ, детских садов и т.д.) председатели товариществ собственников жилья, а случае если это предусмотрено договором — управляющие компании. За несвоевременную очистку зданий и территорий предусмотрена и административная ответственность в зависимости от обстоятельств по ст.6.3, 7.22, 12.34, 14.1.3 КоАП РФ либо 6.12 КоАП РС(Я). Санкции данных статей предусматривают наказание для юридических лиц в виде штрафа до 1 млн рублей.

Контроль за соблюдением указанных обязанностей должен осуществляться органами Роспотребнадзора, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) и муниципалитетами. Так, в случаях, когда причиной образования наледи явилось ненадлежащее обслуживание сетей коммуникаций (течь в сетях КНС), что в последствии привело к образованию наледи, либо не проведение антигололедных мероприятий, виновные лица несут административную ответственность по ст.6.3 КоАП РФ (нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).

За устранением данных нарушений и привлечением к ответственности виновных лиц следует обращаться в органы Роспотребнадзора. Ответственность за несвоевременное исполнение управляющей организацией требований по уборке крыш и фасадов многоквартирных жилых домов, а также прилегающей придомовой территории от наледей и снега предусмотрена ч.2 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Если невыполнением вышеуказанных обязанностей нарушаются положения лицензии по управлению многоквартирным домом, действия виновного лица квалифицируются по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Контрольные полномочия в указанных сферах осуществляются Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

В том же случае если при несвоевременной уборке дорог от наледей создаётся угроза безопасности дорожного движения, действия виновных лиц квалифицируются по ст.12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог). В подобном случае гражданам следует обращаться в органы ГИБДД.

При нарушении Правил благоустройства (которые принимаются в каждом муниципальном образовании отдельно) вследствие образования наледей или их несвоевременного устранения, виновное лицо несёт ответственность согласно ст.6.12 КоАП РС (Я). В данном случае следует обращаться в администрацию муниципального образования. В тех случаях, когда неисполнение обязанностей по уборке снега и наледей привело к серьёзным последствиям (вред жизни, здоровью или имуществу граждан), виновное должностное лицо несёт уголовную ответственности по ст.293 УК РФ (халатность). Уголовные дела по данной статье возбуждались в Кирове и Ярославле.

При бездействии вышеперечисленных контролирующих органов гражданам следует обращаться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В целях пресечения либо устранения нарушений требований законодательства в данной сфере также возможно принятие актов прокурорского реагирования. К примеру, в связи с не проведением подготовительных мероприятий по уборке кровли СОШ 9 п.Чульман от наледи и снега 25.02.2018 директору учреждения объявлено предостережение. В настоящее время необходимые работы по уборке кровли проведены.

В случае причинения травмы гражданину ввиду несвоевременной либо некачественной уборки наледей, гражданином к виновному лицу может быть предъявлен иск о возмещении вреда, причинённого здоровью, и компенсации морального вреда.

Уборка снега с тротуаров – какие обязательства налагают правила на владельцев недвижимости?

Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).

На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.

В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.

В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.

Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.

Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.

Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.

Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.

Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.

Уборка снега: кто должен чистить дороги и тротуары?

Уборка снега: кто должен чистить дороги и тротуары?

Улицы, тротуары и дворы убирают по определенным правилам. Причем ответственны за уборку разные организации.

Кто отвечает за уборку снега?

По общему правилу за уборку снега отвечает собственник территории (ч. 9 ст. 55.25 ГрК). Коммунальные службы муниципального района занимаются очисткой улично-дорожной сети города:

  • проезжих частей и парковочных карманов дорог;
  • тротуаров;
  • пешеходных дорожек;
  • ступеней пешеходных переходов;
  • остановок общественного транспорта;
  • платных парковок, которые находятся в муниципальной собственности;
  • внутриквартальных проездов, которые связывают улицы и дворовые территории;
  • скверов, бульваров, зеленых и прибрежных зон.

Сроки уборки определяет п. 8 ГОСТ Р 50597-2017, утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Уборка снега: как по правилам необходимо чистить дороги и тротуары после снегопада

Уборку снега начинают после завершения снегопада или после выпадения каждых 5 см снега. Дороги сперва подметают, затем обрабатывают противогололедными средствами. Сделать это должны в течение 3 часов. После этого очищают обочины.

Тротуары чистят по таким же правилам, но в течение 5 часов с момента окончания снегопада. При необходимости очистку повторяют после выпадения каждых 5 см снега.

Снег, который счищают с проезжей части и тротуаров, коммунальные службы сдвигают в лотковые части улиц и проездов. Вывозят его в срок от 12 часов до 7 дней в зависимости от дороги и количества выпавших осадков.

Узнать о том, кто по закону отвечает за уборку снега на интересующей вас территории, можно на сайте администрации города или района. Там же обычно размещают информацию о том, куда можно подать жалобу на ненадлежащую уборку, в том числе и электронно.

Кто убирает дворы и территории, которые прилегают к МКД

Управляющие компании, ТСЖ и ЖСК отвечают за уборку во дворах и у многоквартирных домов (далее – МКД). Требования к порядку, способам и срокам такой уборки определяют п. 3.6.14–3.6.27 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

В первую очередь очищают от снега и наледи пешеходные дорожки и тротуары, зоны перед подъездами МКД. Затем проезды, детские площадки и другие используемые зимой объекты придомовой территории. Газоны и клумбы от снега и льда не чистят.

Чтобы обеспечить надлежащее состояние и безопасность придомовой территории зимой, ответственные организации обязаны:

  • сдвигать свежевыпавший снег и очищать территорию от снега и льда, если их глубина больше 5 см;
  • чистить крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной свыше 5 см;
  • очищать придомовую территорию от снега, нанесенного c соседних территорий;
  • очищать придомовую территорию от наледи и льда;
  • убирать крыльцо и площадки перед входом в подъезды МКД;
  • очищать от снега металлические решетки перед подъездами;
  • проводить антигололедные мероприятия.

Состав работ по уборке снега на придомовой территории определяют п. 24 Минимального перечня, утвержденного постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290, п. 124 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21).

Особенности уборки придомовой территории зимой могут устанавливать региональные или местные власти. По общему правилу на участке, который не относится к МКД, даже если он примыкает к дому, убирать снег управляющая компания не обязана.

Первые меры по уборке снега и обработке льда реагентами должны принять уже в первые часы после снегопада или образования наледи. Полностью вывезти свежевыпавший снег – в течение трех дней после снегопада. Рекомендации по срокам уборки снега и льда определяют Правила № 170.

Нанесенный снег обязаны убирать по мере необходимости с периодичностью раз в 1–3 дня. Интервалы между уборкой должны обеспечивать поддержание придомовой территории в очищенном состоянии. Если снег наметается быстро, тогда уборку соответствующие службы проводят каждый день.

Периодичность работ по очистке тротуара зависит от погодных условий и температуры наружного воздуха. Например, при умеренном снегопаде и температуре воздуха ниже –2 °С снег нужно убирать каждые 3 часа. Если погода будет теплее на 5 градусов, то такие работы должны проводить каждые 1,5 часа (разд. «Зимняя уборка» Правил № 170).

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]