Трактор Т-54 – описание и характеристики

Трактор Т-54. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках. Помимо работы в виноградниковых угодьях, машиной могут возделываться посаженные культуры с размером междурядья от 150 см. Машины поставляются в фермерские хозяйства, где обрабатывают почву в саду, винограднике, небольшом поле. Трактор Болгар Т 54 – это машина, которую сконструировали, опираясь на возможности и структуру Минского трактора МТЗ-50. Обновленными элементами являются: встроенная система поворота агрегата, новая ходовая система, облицовка и водительская кабина.

О предприятии-изготовителе

Кишинёвский тракторосборочный завод был основан в 1961 году, на базе (который в 1945-1958 гг. назывался Кишинёвским мотороремонтным заводом). Специализацией предприятия стало производство тракторов для садоводства и виноградарства, плантаций сахарной свеклы и других овощей. Первый серийный молдавский трактор – Т-50В – сошёл с конвейера КТЗ в сентябре 1962 года.

В 1964-м году был произведён тысячный кишинёвский трактор, а в 1978-м – уже стотысячный. На пике своего развития КТЗ выпускал более 13 тысяч тракторов в год, а работниками предприятия было 5 тысяч человек. Лёгкий, компактный и маневренный Т-54 быстро оценили в хозяйствах, занимавшихся виноградарством, садоводством и овощеводством, и он получил широкое распространение – как в СССР, так и за рубежом.

О предприятии-изготовителе

Трактор Т-54В отметился ещё и тем, что с 1975 по 1977 годы он работал в полярной экспедиции, на советской дрейфующей станции «Северный полюс-23».

После Т-54, самой массовой моделью предприятия во второй половине 1970-х стал трактор Т-70. Как и Т-54, он выпускался в нескольких модификациях, адаптированных под специальные условия работ в садах, на виноградниках, овощных плантациях, в лесном хозяйстве. Молдавские трактора можно было увидеть на территории всего Советского Союза, а также в Австрии, Алжире, Болгарии, Венгрии, ГДР, во Франции.

В 1966 году Кишинёвский тракторосборочный завод был переименован в Производственное объединение Кишинёвский тракторный завод, а в 1995-м – в Акционерное общество «TRACOM». В общей сложности, с 1962-го по 2008-й годы (когда предприятие было окончательно ликвидировано) КТЗ выпустил 257 635 тракторов. Последний был сделан в октябре 2008 года.

История появления

Трактор Т-54 — это разработка Кишиневского тракторного завода. Вторым названием машины является «Болгар». Изначально базовая модификация так и называлась — Болгарин Т-54. Со временем трактор стали называть просто Т-54. Кишиневский завод начал серийное производство данной модели в 1967 году. В то время в СССР была большая потребность в сельскохозяйственной технике, так как страна активно восстанавливала сельское хозяйство после ВОВ.

Базой для создания Т-54 стал трактор МТЗ-50, рабочие экземпляры которого можно и сейчас повсеместно встретить во многих российских, украинских, белорусских городах и селах. Машина принадлежит ко второму тяговому классу — 2 или 20 кН. Несмотря на базовый образец МТЗ-50, Т-54 во многом отличался от своего прототипа. Машина была собрана по стандартной схеме гусеничного трактора. Т-54 получил большую популярность и активно эксплуатировался по всему СССР, а также позднее, после распада союза.

Это интересно: Сцепление для минитрактора — виды, предназначение, изготовление

Ходовая часть

Ходовая система состояла из двух гусеничных тележек с четырьмя опорными катками в каждой, и была устроена следующим образом. 2 поддерживающих ролика, 2 направляющие, 2 ведущих колеса, гусеничная цепь и подвеска. Гусеничное полотно было составлено из 31-го звена, которые соединялись один с другим пальцами. В проушины звеньев были запрессованы разрезные пружинные втулки.

Ходовая часть

Опорные катки снабжались подшипниками качения, а смазка поступала централизованно: резервуарами для масла служили сами лонжероны гусеничных тележек. Т-54В был достаточно лёгким, поэтому для лучшей и более эффективной работы навесного сельхозоборудования он был оснащён гидравлическим увеличителем сцепного веса.

Примечания

  • Отечественные сельскохозяйственные тракторы. История развития за 100 лет.//Коллектив авторов НАТИ, подмосковного филиала НАТИ и музея тракторной техники совместно со специалистами тракторных заводов. — М.:1996 г.
  • Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А
  • Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 43. Топсель — Уженье. 1956. 672 стр., илл. и карты; 51 л. илл. и карт. (стр 93-101)
  • Гусеничные тракторы ДТ-54(А), ДТ-55(А), ДТ-56, ДТ-57 и ГБ-58. Фотогалерея
  • Совхоз Декабрист (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 24 октября 2021 года.
  • Веселов В. И.
    Замоложские хроники. Прошлое и настоящее. — Лесное; Тверь, 2014. — С. 153.

Гидравлическая система и навесное устройство

Трактор Т-54 оснащался раздельно-агрегатной гидравлической системой, механизмом задней навески и прицепным устройством. Гидравлическая система обеспечивала раздельное управление 3-мя цилиндрами, что позволяло свободно применять трактор в работе с разнообразными навесными и прицепными гидрофицированными сельхозмашинами.

Гидравлическая система и навесное устройство

Механизм задней навески трёхточечный, но может при необходимости переоборудоваться и на двухточечную. Прицепное устройство – жёсткое, регулируемое, объединённое с механизмом задней навески. Положение точки прицепа возможно отрегулировать в горизонтальной плоскости в пределах ±13 см от продольной оси Т-54, с интервалом 6,5 см, а в плоскости вертикальной – в пределах 15-50 см от поверхности земли. (бесступенчатым образом). Это нужно для того, чтобы при передвижении по местности со сложным рельефом от трактора не отрывались прицеп или другое прицепное оборудование.

Аналог, цены

Купить трактор Т 54 в достойном состоянии можно за 3 тысячи долларов. За технику, которая вышла из строя, но подлежит реставрации до приведения в рабочее состояние, можно отдать от 500 до 800 долларов без учета ремонта. Заменить Т 54 может машина Т 70. Из более мощных агрегатов подходит техника ВТ-100ДС или ВТ-100ДП.

Трактор Т 54 в работе

Трактор Т 54 в работе

Двигатель трактора Т-54

Трактора Т-54 оснащались четырехтактными четырёхцилиндровыми дизельными двигателями Д-50– такими же, что ставились и на колёсные трактора МТЗ-50. Это атмосферный дизель рабочим объёмом 4,75 л и мощностью 50 л.с., жидкостного охлаждения. Тип образования рабочей смеси — вихрекамерный. Число оборотов в минуту (номинальное) – 1700; Расход топлива на минимальных оборотах – 195 г/э. л. с. ч. Порядок зажигания / работы цилиндров – 1-3-4-2. Диаметр цилиндра – 110 миллиметров. Ход поршня – 125 миллиметров. Степень сжатия (расчётная) – 16:1. Вес сухого двигателя – 410 килограммов.

Ёмкость системы охлаждения – 20 литров. Применяемое топливо – дизельное (ГОСТ 4749-49). Дизельный двигатель Д-50 является предельно простым, надёжным и долговечным силовым агрегатом, который способен долгие годы работать на любом неидеальном дизтопливе, не принося владельцу трактора никаких хлопот и проблем.

Двигатель трактора Т-54

Запуск мотора производится электрическим стартером СТ-212. Чтобы дизель Д-50 без проблем заводился двигатель в холодную погоду, было предусмотрено устройство его предварительного подогрева П-16Е. Его рекомендовалось использовать, когда температура окружающего воздуха опускалась ниже отметки –5 градусов. Пусковой двигатель – ПД-10У.

Видео

Базой для разработки Т-54 послужил легендарный МТЗ-50. Однако отличий у продукта Кишиневского завода оказалось немало. От белорусского трактора он отличался кабиной оператора, облицовкой, конструкцией механизма поворота, механизмом навески и ходовой частью.

Позднее появились несколько модификаций Т-54. Версия Т-54В представляла собой слегка улучшенный классический вариант. Модель получила уширенные и нормальные гусеницы, закрытую кабину оператора и двигатель «Д-50». Впоследствии она преобразовалась в модификацию Т-54В-С1, имеющую колею 950 мм (предназначалась для виноградников с 2-метровой шириной междурядий) и модификацию Т-54В-С2 с колеей 850 мм (использовалась на виноградниках с 1,5-метровой шириной междурядий). Т-54 был выполнен по стандартной для гусеничной техники схеме. Модель функционировала с множеством машин, позволяющих работать с виноградными насаждениями.

Трансмиссия трактора Т-54

Коробка переключения передач на тракторе Т-54 девятиступенчатая, механическая. Широкий диапазон передач позволял трактору Т-54 работать с широким спектром сельскохозяйственных орудий. Для передачи энергии силового момента вращения на тракторе Т-54 используется главная передача. Она состоит из шестерней конусной формы с зубцами.

Основой механической коробки передач трактора являются передвижные каретки. Фрикционная муфта имеет один рабочий диск, и она находится в постоянно замкнутом состоянии. Включение главной передачи приводит в действие шестерёнки конической формы. Тормозная система – плавающая, тип тормозов – ленточный. Система поворота состоит из многодисковых сухих муфт (по одной на каждом борту). Управление движениями и маневрами трактора Т-54 происходит при помощи рычагов.

Некоторые технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 3,37 м, ширина – 1,25 м (у модификации С1) и 1,05 м (у модификации С2), высота – 2,17 м.
  • Ширина колеи: 95 см (у модификации С1) и 85 см (у модификации С2).
  • Колёсная база 160 см.
  • Наименьший дорожный просвет – 270 мм.
  • Ширина звена гусеницы – 300 мм.
  • Масса трактора – 3 530 кг.
  • Скорость: вперёд – 1,02…16,41 км/час, назад – 2,17…3,7 км/час.
  • Число передач: 9 – вперёд, 2 – назад.
  • Вместимость топливного бака – 100 литров горючего.

Кабина трактора Т-54

Кабина трактора Т-54 – металлическая, закрытого типа, рассчитанная на 1 место. Она оборудовалась вентилятором, стеклоочистителями, зеркалом заднего вида, аптечкой и бачком для питьевой воды. Стёкла в кабине выполнялись съёмными, чтобы летом их можно было снимать и навешивать на специальные кронштейны, которые прикреплены к боковым стенкам.

В холодное время года для ликвидации запотевания лобовое стекло кабины обогревалось тёплым воздухом, который отбирался специальным устройством от радиатора дизельного двигателя. Тем же устройством обогревалась зимой и само внутреннее пространство кабины. Мягкое сиденье механизатора можно было отрегулировать по наклону спинки и положению самой подушки кресла.

Инструкция по эксплуатации

Техническое обслуживание

Гусеничный трактор Т-54 является практичной машиной, которая чувствительна к качеству топлива. Необходимо применять только свежий и чистый дизель, чтобы не забить топливную систему.

Техобслуживание включает в себя несколько простых действий:

  • Перед каждым выездом необходимо проверять наличие смазочного материала и при необходимости доливать его, не допускается эксплуатации техники без масла.
  • Частота замены масла для каждого узла прописана в инструкции по эксплуатации.
  • По окончанию полевых работ, агрегат следует законсервировать. Его необходимо очистить, смазать детали маслом, чтобы не формировалась коррозия, слить топливо, накрыть и поставить в сухое место.

Основные неисправности и способы их решения

Каждый владелец трактора Т-54 должен знать пути исправления мелких неисправностей, при возникновении более серьезных поломок рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр.

Вот что могло привести к тому, что мотор не запускается:

  • Нехватка дизеля;
  • Отсутствие смазочного материала;
  • Попадание воздуха в топливную систему;
  • Неисправность топливной системы;
  • Выход из строя системы зажигания.

А вот возможные причины того, что мотор не развивает необходимую мощность:

  • Нет полной подачи топлива;
  • Засорился топливный или воздушный фильтр;
  • Неисправность форсунки;
  • Неверно выставленный угол подачи топлива.

Отзывы о тракторах Т-54

По отзывам колхозников, трактор Т-54 проявил себя как маневренная сельхоз машина с хорошей проходимостью. Благодаря малому давлению на грунт, на тракторе можно ехать через борозды, не нанося при этом вреда посаженным культурным растениям.

Конечно, кабина механизатора сделана без достойной термо-, вибро- и шумозащиты, пропускает пыль и представляет собой обычный «скворечник». Ни о каком комфорте при работе речи не идёт. Ходовая очень жёсткая, в кабине трясёт и всё вокруг вибрирует.

Отзывы о тракторах Т-54

Но по полезности и функциональности, о тракторе Т-54 говорят очень много хорошего. У него отличная гидравлика. Его можно использовать с самым разнообразным навесным, прицепным и полуприцепным сельскохозяйственным оборудованием. Поэтому, несмотря на то, что Т-54 – это виноградарь, садовод и работник овощной плантации, он может делать на участке практически всё, т.е. по функционалу практически не отличается от универсала. Зимой он отлично справляется с расчисткой снега, с бульдозерным оборудованием работает безотказно. Как и с самосвальным прицепом.

Необходимо следить за состоянием роликов, чтобы они не подтекали. Раз в год требуется снимать подвеску и бинокли на направляющем колесе, смазывать, промывать.

Описание

Трактор Т-54 Болгарин был весьма востребован, о его работе распространялись лишь положительные отзывы. Болгар принадлежал к узкопрофильной технике, не использовавшейся в малых частных фермерских хозяйствах, зато применялся в промышленных целях на государственных виноградниках.

Особенностями конструкции, получившими высокую оценку критиков, являлись:

Трактор Т-54 – практически универсал родом из 70-х

На конструктивной базе колесного трактора МТЗ-50 специалистами кишиневского машиностроительного завода в 1968 году был разработан гусеничный трактор Т-54. Новая машина, выполненная по стандартной для гусеничных машин схеме, изначально ориентирована на механизацию возделывания виноградных, технических овощных и злаковых культур.

Мощностные и другие эксплуатационные характеристики трактора не исключают его применения в широком спектре сельскохозяйственных работ. Этому способствует наличие бортовой гидравлики, возможность работы машины с лентами гусеничного хода разной ширины. Модификация базовой версии Болгар Т-54В получила достаточно комфортную кабину и силовой агрегат повышенной мощности марки Д-50.

T-58В

Фото: гусеничный трактор Т-54В

О популярности трактора за рубежом свидетельствует начало производства этой машины на Карловском машиностроительном заводе в Болгарии. После удовлетворения внутреннего спроса, значительная часть новых узкоспециализированных машин стала поставляться в страны СЭВ.

Технические характеристики

В конструкцию трактора заложена возможность эксплуатации с разными видами навесного оборудования. При разработке кабины, навесной системы и ходовой части использованы оригинальные технические решения.

  • Стандартная модель 2-го тягового класса, рассчитана на обработку междурядий шириной от 1,5 метра.
  • Более поздние узкоспециализированные модификации Т-54В-С1 и Т-54В-С2 с шириной колеи 950 и 850 мм предназначены для обработки виноградников с междурядьями шириной 2 и 1,5 метра.
  • Конструкторы успешно справились с компоновкой основных узлов и агрегатов, поэтому машина с базой 1600 мм и весом более 3-х тонн получилась достаточно компактной, в пределах 3365 х1050 х2170 мм.
  • Благодаря наличию гусеничного хода, удельная нагрузка на грунт минимальная, на уровне 0,57 -0,60 кгс/кв. см.

Остов трактора двух лонжеронный, характерного для минских машин полурамного типа с поперечным силовым элементом.
Помимо корпуса заднего моста, ходовой части и трансмиссии в конструкции использованы демпферные свойства поперечных торсионов.

МодельТ-54
ДвигательД-50
Мощность, л.с.50
Расход топлива, г/л.с час195
Объем топливного бака, л100
Габариты, мм3365 х1050 х2170

Силовой агрегат и трансмиссия

Гусеничный трактор Т-54 укомплектован отлично зарекомендовавшим себя на колесных машинах МТЗ-50 рядным дизельным двигателем Д-50 литровым объемом 4,75 и мощностью 50 л.с. Гибкие тяговые параметры силового агрегата с вихрекамерным образованием рабочей смеси обеспечиваются 12%-м запасом мощности крутящего момента.

Комплектация предусматривает возможность применения надежной и эффективной системы предпускового подогрева П16Е, гарантирующей беспроблемный запуск двигателя электростартером при низкой температуре воздуха.

При небольшом расходе дизельного топлива в пределах 195 г/л.с час, полутора- или двухсменная автономность работы тракторного агрегата обеспечивается 100-литровой емкостью бака.

  • Крутящий момент передается на многоступенчатую коробку передач. Восемь скоростей переднего хода позволяют водителю выбрать рабочий или транспортный режим в пределах от 1,2 до 16,3 км/ч. Для двух задних передач эти показатели составляют 2,16 — 3,75 км/ч.
  • Муфта сцепления однодисковая сухая, постоянно-замкнутого типа с механическим выключением.
  • Долговечность главной передачи повышена за счет применения конических спиральных шестерен.
  • Направление движения трактора производится рычажным управлением бортовыми фрикционами и включением ленточных тормозных механизмов.

Для полноценной активации навесного устройства трансмиссия оснащена двухрежимным валом отбора мощности. В конструкцию трактора также входит бортовая раздельно-агрегатная гидравлика с тремя цилиндрами и золотниковым распределителем, унифицированная прицепная скоба и механизм задней навески.

Кабина Т-54 одноместная, закрытая, вентилируемая с обогревом от радиатора двигателя. Характерная особенность этой конструкции — комфортное сидение водителя с регулируемой торсионной подвеской, круговой обзор, съемные окна и двери, наличие стеклоочистителя и зеркал заднего вида.

Читайте также:  Весенняя уборка в саду

Преимущества и недостатки

По своей конструкции Т-54 относится к ассортименту узкопрофильной тракторной техники, предназначенной для выполнения специальных видов работ. Эксплуатационники дают высокую оценку:

  • надежной конструкции ходовой части с подрессоренной подвеской;
  • возможности установки стандартной или расширенной гусеничной ленты, не уплотняющей структуры грунта на посевных и посадочных площадях;
  • высокой унификации запасных частей двигателя и гидравлики с ремонтным ассортиментом минских машин.

В тоже время узкая виноградная специализация Т-54 ограничивает применение этой машины в сельскохозяйственных полевых работах.

Несмотря на предварительный прогрев, стартерный запуск двигателя при минусовых температурах создает немало проблем.
С учетом нашего непростого климата оправдана замена штатного электростартера на карбюраторный пусковой двигатель ПД-10.

Владельцев этих тракторов существенно напрягает дефицит запасных частей для трансмиссии и ходовой части.

Видео: Болгар Т-54 в работе

Цена Т-54 нового и б/у

Все версии этого трактора давно сняты с производства, поэтому вероятность покупки новой машины практически нулевая. Если такой вариант представится, за Т-54 с заводской комплектацией запросят не менее 100-120 тысяч грн (4000 – 5000$).

Машину с умеренным пробегом можно купить за 3000-3200 у.е., но таких предложений с каждым годом становится все меньше. Отдавая предпочтение одной из модификаций, следует учитывать существенный дефицит запасных частей и комплектующих. Полное восстановление выработавшей полный ресурс машины в большинстве случаев потребует много времени и материальных средств.

Аналоги

Более совершенной модификацией базовой модели Т-54 являются идентичные по мощности и назначению тракторы Т-70, которые с небольшими доработками серийно производились до 2008 года. Индексы В и Х определяют спецификацию машины для работы на виноградных и хмелевых плантациях.

В эту категорию также входят тракторы ВТ-100ДС и ВТ-100ДП, но эти машины относятся к тяговой классификации 3 и 4 Н/м.

Отзывы владельцев

В свое время проходил летнюю практику на тракторе Т-54, который из-за узких гусениц в обиходе называли «стилягой». За отсутствием виноградников, вытаскивал на силосную яму грузовики с зеленой массой, обрабатывал плантации сахарной свеклы. Машина оставила приятные воспоминания. С запуском проблем не было, за целый месяц ни единой поломки. Если бы я был конструктором, обязательно сделал бы удобней кабину и увеличил бы общую площадь остекления.
Андрей

Для гусеничного трактора, особенно весной и осенью работа в деревне всегда найдется, поэтому часть сбережений вложил в покупку подержанного Т-54. Спора нет, машина по замыслу и исполнению неплохая, но напрягает отсутствие запасных частей, выручают друзья и знакомые. Детали ходовой части, в том числе гусеничные траки восстанавливаю наплавлением и проточкой, самое необходимое приходится докупать. Впрочем, жаловаться грех, приработки с запасом хватает на горючку и на ремонт. Уверенно тянет трехкорпусный плуг с набором борон, пробовал транспортировать тяжелый прицеп с бетонными плитами, тоже никаких проблем. Колесники более универсальные, но и у гусеничных машин немало преимуществ.
Сергей Васильевич

Трактор Т 54 Болгар

Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках. Помимо работы в виноградниковых угодьях, машиной могут возделываться посаженные культуры с размером междурядья от 150 см. Машины поставляются в фермерские хозяйства, где обрабатывают почву в саду, винограднике, небольшом поле.
Трактор Болгар Т 54 – это машина, которую сконструировали, опираясь на возможности и структуру Минского трактора МТЗ-50. Обновленными элементами являются: встроенная система поворота агрегата, новая ходовая система, облицовка и водительская кабина.

Технические характеристики

  • Показатели габаритных параметров: 337 см длина, 105 см ширина, 217,5 см высота.
  • После прохода Т 54 остается колея 85 или 95 см.
  • Размер колесной базы 160 см.
  • Показатель клиренса машины 27 см.
  • Собственный вес 3 тонны 530 кг.
  • Разгоняемая скорость при движении вперед 1,02…16,41 км в час, при движении назад 2,17…3,7 км в час.
  • Тяговая мощность достигает 2 000 кгс.

Трактор Т 54

Характеристики мотора

Купить трактор Т 54 можно только с заводским мотором Д-50. Он работает в четырехтактном режиме, охлаждение мотора принудительное – осуществляется циркуляция охлаждающего жидкого реагента. Мотор сделан с рабочей силой в 50 л.с.
Рабочий процесс мотора запускается стартерным изделием СТ-212. Чтобы заводить двигатель в прохладную или морозную погоду, была встроена система предварительного нагрева двигателя. Обозначение системы прогрева П-16Е, именно благодаря ей сначала идет прогрев мотора, а потом выполнение рабочих задач.

Описание кабины

Качественные фото трактора Т 54 позволяют рассмотреть кабину водителя. Закрытая кабина имеет цельнометаллическую конструкцию. Ее размеры скромны – в ней сможет поместиться один работник. Кабина прогревается теплым воздухом от работы мотора, съемные боковые стекла позволяют проветривать помещение. Чтобы снять боковое стекло потребуется воспользоваться специальными кронштейнами на боковых поверхностях кабины.

Трактор Т 54 Болгар

Топливо

С/х машина Т 54 имеет скрытый топливный бак, объемный размер которого вмещает 100 литров дизельного топлива. За проведенные в работе 60 минут, агрегатом потребляется ДТ в размере 9,5…10 литров.

Модификация Т 54В

Трактор Т 54В – поздняя модификация стандартной комплектации агрегата. В обновленной версии доработана гусеничная система хода, немного изменена водительская кабина.
Модель с буквой В можно было заказать в одной из двух разновидностей, которые заключались в ширине колеи, оставляемой после проходя с/х техники. Исполнение С1 оставляло колею 95 см, а исполнение С2 – колею 85 см.

Устройство

На видео трактора Т 54 видно, что полураму произвели из пары лонжеронов. Крепежным звеном является брус. Под кабиной стоит задний мост, конечные передачи, система сцепления.
Передвижные каретки являются основой механической КПП. Фрикционная муфта сделана с одним рабочим диском, она находится в постоянно замкнутом состоянии. Включение главной передачи приводит в действие шестеренки конической формы. Тормозная система плавающая, тип тормозов ленточный.
Основными элементами ходовой части трактора являются две тележки. Лонжерон тележки выглядит как труба, сечение которой имеет прямоугольную форму. На одну тележку приходится два опорных катка. Внутри трубы хранится смазочный материал, пригодный для работы опорных подшипников.
Гусеничный ход задается при помощи двух направляющих и двух поддерживающих роликов. Одна гусеничная пара содержит 31 трак, соединяемых между собой металлическими пальцами. Чтобы ходовая была гибкой, проушина каждого трака имеет подпружиненную втулку.
Задняя подвеска всегда синхронизируется с прицепным механизмом. Точка для совершения зацепа подвижная. Точка регулируется в диапазоне от 13 до 50 см, чтобы при езде на сложном грунте от машины не оторвался прицеп.

Трактор Т 54

Комплектация

На трактор Болгар Т 54 можно зацепить такие изделие:

  • Грунтовые ворохи;
  • Мини-прицепы для перевозки продуктов;
  • Пашни;
  • Не большие плуги.

Достоинства, недостатки

Машина довольно маневренная, ее проходимость находится на высоком уровне. Благодаря малому давлению на грунт, на машине можно ехать через борозды (высотой до 300 мм), не нанося вред посаженной культуре.
Фактически в сельском хозяйстве на Т 54 можно сделать немного действий. Действия ограничиваются работой на виноградниках, сбор и посадка сахарной свеклы, заготовки деревьев. Даже с присутствием подогревательного механизма, зимой двигатель довольно тяжело запустить. При температуре ниже -10 градусов, Вы вряд ли запустите мотор.
Водительская кабина сделана без защиты от шума, пропускает пыль. Небольшие размеры стекол не дают хорошего обзора.

Аналог, цены

Купить трактор Т 54 в достойном состоянии можно за 3 тысячи долларов. За технику, которая вышла из строя, но подлежит реставрации до приведения в рабочее состояние, можно отдать от 500 до 800 долларов без учета ремонта.
Заменить Т 54 может машина Т 70. Из более мощных агрегатов подходит техника ВТ-100ДС или ВТ-100ДП.

Трактор Т 54 в работе

Отзывы

«Будучи студентом, работал на практике на Т 54. У него узкие гусеницы, я называл его «Стиляга». После работы на виноградниках приходилось вытаскивать на ямы грузовые машины с перегноем, которые в последствии удобряли поля. В принципе тогда был доволен работе на этой машине, так как других аналогов не было. Правда хотелось бы увеличить площадь кабины, чтобы было удобно сидеть и работать. За то лето поломок не помню, так что я положительно вспоминаю о совместной работе.»
Мирон Богданович, пенсионер из Бендер.

Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках.

Трактор Т-54 Болгар: технические характеристики!

Трактор Т-54 выпускается Кишиневским Тракторным Заводом. Тяговый класс этой многопрофильной машины второй.

На гусеничный трактор, конструируются дополнительное оборудование, которое необходимо для возделывания виноградников.

Благодаря надежности и ремонтопригодности эксплуатируют в различных климатических условиях. Т-54 укомплектованный навесным оборудованием, может быть бульдозером, погрузчиком, экскаватором, ямокопателем или специальным средством для выполнения задач в сельском хозяйстве.

История появления

Трактор Т-54 — это разработка Кишиневского тракторного завода. Вторым названием машины является «Болгар». Изначально базовая модификация так и называлась — Болгарин Т-54. Со временем трактор стали называть просто Т-54. Кишиневский завод начал серийное производство данной модели в 1967 году. В то время в СССР была большая потребность в сельскохозяйственной технике, так как страна активно восстанавливала сельское хозяйство после ВОВ.

Базой для создания Т-54 стал трактор МТЗ-50, рабочие экземпляры которого можно и сейчас повсеместно встретить во многих российских, украинских, белорусских городах и селах. Машина принадлежит ко второму тяговому классу — 2 или 20 кН. Несмотря на базовый образец МТЗ-50, Т-54 во многом отличался от своего прототипа. Машина была собрана по стандартной схеме гусеничного трактора. Т-54 получил большую популярность и активно эксплуатировался по всему СССР, а также позднее, после распада союза.

Назначение трактора

Трактор Т-54 Болгарин использовался для:

  • обработки виноградников;
  • обработки узких участков между садовыми культурами (междурядья от 1,5 метров);
  • обработки садовой почвы;
  • погрузочных работ;
  • транспортных работ;
  • вспахивания, окучивания, культивации;
  • покоса травы, сбора сена на хранение;
  • уплотнения и выравнивания почвы.

Экспорт и выпуски за пределами СССР

Трактор закупали 36 стран мира.

В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в КНР. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц.

Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, часто устанавливался в качестве техпамятников во многих местах страны; изображен на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.

Технические характеристики

  • Показатели габаритных параметров: 337 см длина, 105 см ширина, 217,5 см высота.
  • После прохода Т 54 остается колея 85 или 95 см.
  • Размер колесной базы 160 см.
  • Показатель клиренса машины 27 см.
  • Собственный вес 3 тонны 530 кг.
  • Разгоняемая скорость при движении вперед 1,02…16,41 км в час, при движении назад 2,17…3,7 км в час.
  • Тяговая мощность достигает 2 000 кгс.

Характеристики мотора

Купить трактор Т 54 можно только с заводским мотором Д-50. Он работает в четырехтактном режиме, охлаждение мотора принудительное – осуществляется циркуляция охлаждающего жидкого реагента. Мотор сделан с рабочей силой в 50 л.с.
Рабочий процесс мотора запускается стартерным изделием СТ-212. Чтобы заводить двигатель в прохладную или морозную погоду, была встроена система предварительного нагрева двигателя. Обозначение системы прогрева П-16Е, именно благодаря ей сначала идет прогрев мотора, а потом выполнение рабочих задач.

Описание кабины

Качественные фото трактора Т 54 позволяют рассмотреть кабину водителя. Закрытая кабина имеет цельнометаллическую конструкцию. Ее размеры скромны – в ней сможет поместиться один работник. Кабина прогревается теплым воздухом от работы мотора, съемные боковые стекла позволяют проветривать помещение. Чтобы снять боковое стекло потребуется воспользоваться специальными кронштейнами на боковых поверхностях кабины.

Трактор Т 54 Болгар

Топливо

С/х машина Т 54 имеет скрытый топливный бак, объемный размер которого вмещает 100 литров дизельного топлива. За проведенные в работе 60 минут, агрегатом потребляется ДТ в размере 9,5…10 литров.

Модификация Т 54В

Трактор Т 54В – поздняя модификация стандартной комплектации агрегата. В обновленной версии доработана гусеничная система хода, немного изменена водительская кабина.
Модель с буквой В можно было заказать в одной из двух разновидностей, которые заключались в ширине колеи, оставляемой после проходя с/х техники. Исполнение С1 оставляло колею 95 см, а исполнение С2 – колею 85 см.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1988
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/gusenichnie-traktora/traktor-t-54-bolgar.html

Конструктивные особенности и устройство

В однодисковом сцеплении используется фрикционная муфта сухого типа. Передачу тягового усилия совершает главная передача.

В состав входят конусообразные шестеренки со спиральными зубцами. В поворотных механизмах используются фрикционные сухие многодисковые муфты.

Управление ими производит водитель-оператор, пользуясь рычагами. На бортах имеется по одной муфте. Гусеничный трактор оснащен ленточной тормозной системой.

Полурама Т-54 состоит из двух лонжеронов, которые соединены между собой брусом к корпусом заднего моста, главным сцеплением, конечными передачами, коробкой перемены передач. В качестве смягчающего элемента выступают круглые поперечные торсионы. Необходимы для подрессоривания передней и задней части гусеничного тягача.

МКПП с передвижными каретками обеспечивает 9 скоростей. Управление однодисковой, замкнутой, фрикционной сухой муфтой главного сцепления организовано за счет нажатия на педаль.

Главная передача состоит из конических шестерней, которые имеют спиральные зубья. Основными элементами поворотной системы являются сущие многодисковые фрикционные муфты, которыми водитель управляет за счет рычагов, находящихся в кабине.

Комфортность в кабине

Т-54 оснащается комфортабельной кабиной, сиденьем, подогревом, организована фильтрация воздуха, с открыванием боковых окон.

Стеклоочистители есть как на лобовом стекле, так и на заднем. Конструкторы добились достаточного уровня герметизации салона. В трактор, при работе в поле, не попадает пыль, песок и грязь.

Комплектация

На трактор Болгар Т 54 можно зацепить такие изделие:

  • Грунтовые ворохи;
  • Мини-прицепы для перевозки продуктов;
  • Пашни;
  • Не большие плуги.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 145
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/gusenichnie-traktora/traktor-t-54-bolgar.html

Периодичность и особенности планового ТО

Чтобы обеспечить бесперебойную и безаварийную работу, а также увеличить срок службы и добиться минимальных показателей экономичности, необходимо своевременное техническое обслуживание.

Периодичность определена в инструкции по эксплуатации и составляет 60 моточасов перед ТО-1, 240 моточасов перед ТО-2, 960 моточасов перед ТО-3.

Дополнительно проводят сезонное ТО и, при ремонте. При эксплуатации трактора в сложных условиях лучше пройти сервисное обслуживание в специализированном центре.

Ремонт узлов и механизмов, а также промывку и регулировку систем самостоятельно производить не рекомендуется.

Преимущества и недостатки

По своей конструкции Т-54 относится к ассортименту узкопрофильной тракторной техники, предназначенной для выполнения специальных видов работ. Эксплуатационники дают высокую оценку:

  • надежной конструкции ходовой части с подрессоренной подвеской;
  • возможности установки стандартной или расширенной гусеничной ленты, не уплотняющей структуры грунта на посевных и посадочных площадях;
  • высокой унификации запасных частей двигателя и гидравлики с ремонтным ассортиментом минских машин.

В тоже время узкая виноградная специализация Т-54 ограничивает применение этой машины в сельскохозяйственных полевых работах.

Несмотря на предварительный прогрев, стартерный запуск двигателя при минусовых температурах создает немало проблем.
С учетом нашего непростого климата оправдана замена штатного электростартера на карбюраторный пусковой двигатель ПД-10.

Владельцев этих тракторов существенно напрягает дефицит запасных частей для трансмиссии и ходовой части.

Видео: Болгар Т-54 в работе

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 992
Источник: https://agromania.com.ua/traktor-t-54-prakticheski-universal-rodom-iz-70-x/

Читайте также:  Узнайте об особенностях и преимуществах дровокола

Видео

Базой для разработки Т-54 послужил легендарный МТЗ-50. Однако отличий у продукта Кишиневского завода оказалось немало. От белорусского трактора он отличался кабиной, облицовкой, конструкцией механизма поворота, механизмом навески и ходовой частью.

Позднее появились несколько модификаций Т-54. Версия Т-54В представляла собой слегка улучшенный классический вариант. Модель получила уширенные и нормальные гусеницы, закрытую кабину и двигатель «Д-50». Впоследствии она преобразовалась в модификацию Т-54В-С1, имеющую колею 950 мм (предназначалась для виноградников с 2-метровой шириной междурядий) и модификацию Т-54В-С2 с колеей 850 мм (использовалась на виноградниках с 1,5-метровой шириной междурядий).
Т-54 был выполнен по стандартной для гусеничной техники схеме. Модель функционировала с множеством машин, позволяющих работать с виноградными насаждениями.

Память

тракторы ДТ-54 и СТЗ-1 установлены в г. Ленинск Волгоградской области

  • Трактор ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода — экспонат коллекции сельскохозяйственной техники, находящейся на территории ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум» (село Большое Болдино Нижегородской области).
  • В селе Победа Нововаршавского района Омской области в 1968 году на пьедестале установлен трактор ДТ-54. Памятник в честь покорителей целины и труда первоцелинников.
  • В городе Змеиногорске, Алтайского края известном на всю страну женской тракторной бригадой Варвары Бахолдиной установлен памятник первоцелинникам ДТ-54 Алтайского тракторного завода. Также в Змеиногорском районе имеется ещё один подобный памятник (на 2014 год), однако его состояние оставляет желать лучшего.
  • В селе Целинное Омской области в 1979 году установлен памятник первоцелинникам (трактор ДТ-54 на постаменте) в честь 25-летия освоения целины.
  • На постаменте рядом со стелой совхоза «Декабрист» Ершовского района Саратовской области установлен трактор ДТ-54.
  • В станице Григориполиская Новоалександровского района Ставропольского края — трактор, установленный в 1970-х годах на постаменте перед ПТУ.
  • В 1974 году трактор ДТ-54 был установлен на постаменте в селе Акмурун.
  • В селе Половинное Курганской области установлен на постаменте при въезде в село со стороны областного центра. На тракторе работала Герой Социалистического Труда Екатерина Ивановна Родионова.
  • В городе Чистополь (Татарстан) установлен на постаменте перед организацией «Сельхозтехника»
  • В посёлке Тамбовский Романовского района Алтайского края установлен на постаменте трактор ДТ-54 в честь первоцелинников из Тамбовской области
  • В поселке Октябрьский Кулундинского района Алтайского края на постаменте установлен ДТ-54 в рабочем состоянии.
  • Трактор ДТ-54 в качестве монумента покорителям целины установлен 18 октября 1969 года в поселке Борец в Хакасии.
  • Государственный банк Вьетнама поместил трактор ДТ-54 в центр аверса купюры достоинством 5 донгов образца 1958 года.
  • В г. Тавда Свердловской области, Россия. установлен на постаменте, по адресу ул. Кирова, 1.
  • В городе Зерноград, Ростовской области на территории Азово-Черноморской государственной аграрной академии.
  • В 1999 году в память о трудовых подвигах земляков-механизаторов 1940–1970 годов в д. Городок Лесного района Тверской области по инициативе и на средства предпринимателя Сергея Васильевича Кудрявцева открыт памятник «Трактор».
  • В селе Толмачево, ЖК Пригородный простор, Новосибирского р-на, в честь работников совхоза «Пригородный», установлен в 2015 году.
  • В селе Асян Уфимского района Республики Башкортостан.
  • Установлен на постаменте возле деревни Русалевка,Чайковского района,Пермского края.
  • Установлен на постаменте на территории Тобольского многопрофильного техникума (отделение с. Вагай) в селе Вагай, Вагайского района, Тюменской области.
  • Установлен на постаменте на территории Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, крупнейшего высшего аграрного учебного заведения Приволжского федерального округа, расположенного в Нижнем Новгороде на проспекте Гагарина, д.97
  • Установлен на постаменте в селе Новичиха Новичихинского района Алтайского края.
  • Трактор ДТ-54 входит в состав экспозиции выставочного комплекса «Салют, Победа!», расположенного в городе Оренбург.

Заключение

Т-54 — это мощный, надежный, ремонтопригодный, многофункциональный трактор, который способен справляться с задачами в любых сферах.

Почти не имеет недостатков, и относительно других аналоговых со стран бывшего СССР, Европейских моделей имеет низкую стоимость.

Болгарские специалисты сконструировали надежный аналог трактору МТЗ-50 с улучшенными характеристиками.

Отзывы владельцев

Вот что говорят владельцы на тематических форумах.

Арсений:

«После окончания техникума, откомандировали меня на практику на Т-54. Из-за того, что у него были узкие гусеницы, мы его называли «стилягой». Виноградников у нас не было, поэтому работал я с сахарной свеклой. От его эксплуатации остались только приятные воспоминания. Всегда запускался с первого раза, выходов из строя не наблюдалось. Единственное, хотелось бы сделать более удобной кабину и увеличить остекление, потому что при езде есть большое количество мертвых зон.»

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 549
Источник: https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-t-54-obzor

Основные неисправности

При возникновении проблем с двигателем, попробуйте установить причину сбоя, если неисправность простая, можно устранить её с помощью советов в таблице ниже.

Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 14289
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

Трактор Т-54

703

Т-54 относится к категории узкогабаритных, виноградниковых, гусеничных тракторов с классом тяги 2 (20 кН). Модель применяется для выполнения широкого комплекса работ, связанных с возделыванием виноградников и некоторых сельскохозяйственных культур с междурядьями от 1,5 метра. Однако Т-54 применяется опять же для обработки почв в садах, фермерских хозяйствах, при прочих сельскохозяйственных и погрузочно-разгрузочных работах и на транспорте.

Производством Т-54 занимался Кишиневский тракторный завод. Старт серийного выпуска данной модели пришелся на 1967-ый год. Для советского сельского хозяйства, испытывающего дефицит подобных машин, трактор был жизненно необходим.

Видео

Базой для разработки Т-54 послужил легендарный МТЗ-50. Однако отличий у продукта Кишиневского завода оказалось немало. От белорусского трактора он отличался кабиной оператора, облицовкой, конструкцией механизма поворота, механизмом навески и ходовой частью.

5152604173vfYhxf

Позднее появились несколько модификаций Т-54. Версия Т-54В представляла собой слегка улучшенный классический вариант. Модель получила уширенные и нормальные гусеницы, закрытую кабину оператора и двигатель «Д-50». Впоследствии она преобразовалась в модификацию Т-54В-С1, имеющую колею 950 мм (предназначалась для виноградников с 2-метровой шириной междурядий) и модификацию Т-54В-С2 с колеей 850 мм (использовалась на виноградниках с 1,5-метровой шириной междурядий).
Т-54 был выполнен по стандартной для гусеничной техники схеме. Модель функционировала с множеством машин, позволяющих работать с виноградными насаждениями.

Технические характеристики

  • Т-54 имел средние габаритные размеры: высоту – 2175 мм, ширину – 1050 мм, длину – 3370 мм. Трактор оставлял колею 850 (950) мм.
  • Колесная база модели составляла 1600 мм, дорожный просвет – 270 мм.
  • Масса Т-54 равняется 3,53 тонны.
  • При этом удельное давление на почву, создаваемое им, не превышает 0,57 кгс/кв. см.

Продукт Кишиневского тракторного завода оснащается мотором мощностью 50 «кобыл». Вперед трактор разгоняется до 16,4 км/час, назад – до 3,7 км/час.

Расход топлива трактора Т-54

Удельный расход топлива модели составляет 195 г/л.с. в час, топливный бак вмещает до 100 литров горючего

Двигатель

Т-54 оснащается 4-цилиндровым 4-тактным дизельным мотором модели «Д-50» с вихрекамерным смесеобразованием и жидкостным охлаждением. Пуск агрегата осуществляется посредством электростартера «СТ-212». Мощность 4,75-литрового мотора составляет 50 л.с., запас крутящего момента – 12%.

Агрегат «Д-50» Т-54 достался от трактора МТЗ-50. В тракторе установлен предпусковой подогреватель «П16Е», обеспечивающий подогрев мотора при температуре ниже «минус» 5 градусов Цельсия.

Устройство

В состав остова Т-54 входят полурама, сделанная из 2 лонжеронов, соединенных фронтальным брусом, и корпуса заднего моста, главного сцепления, конечных передач и коробки перемены передач. 3 круглых поперечных торсиона подрессоривают остов сзади и спереди.

Трактор имеет механическую КПП с передвижными каретками и 9 ступенями. Муфта главного сцепления в Т-54 однодисковая, постоянно замкнутая, фрикционная, сухая. Она приводится в действие посредством нажатия педали. Главная передача включает конические шестерни, имеющие спиральные зубья. Механизмы поворота состоят из многодисковых сухих фрикционных муфт, управляемых рычагами.

Конечные передачи трактора находятся по обеим сторонам заднего моста. Тормоза в Т-54 плавающего типа, ленточные. Они управляются педалями.

Ходовая часть продукта Кишиневского тракторного завода включает 2 направляющие, 2 поддерживающих ролика, подвески, 2 ведущих колеса, гусеничные цепи и 2 тележки с 4 опорными катками. Подвеска состоит из задней и передней трубы, упругих элементов и рычагов шарниров.
На Т-54 устанавливается ВОМ, имеющий синхронный и независимый приводы, раздельно-агрегатная гидросистема, прицепное устройство и механизм задней навески. Гидросистема позволяет раздельно управлять 3 цилиндрами, обеспечивая возможность применения трактора с прицепными гидрофицированными и навесными машинами.

Т-54 оснащается металлической, одноместной кабиной оператора закрытого типа, оборудованной стеклоочистителем, аптечкой, вентилятором, бачком для питьевой воды и зеркалом заднего вида. кабина оператора имеет съемные окна дверей. В отдельных случаях их навешивают на кронштейны, установленные на боковые стенки. Для обеспечения комфортных условий работы и исключения запотевания окон в холодные периоды предусмотрен обогрев кабины оператора оператора от радиатора мотора. Водительское сиденье в Т-54 мягкое, торсионное и регулируемое по росту и массе.

Сколько стоит б/у трактор Т-54

Найти Т-54 в рабочем состоянии сейчас довольно тяжело. Стоимость данной модели составит 50000-70000 рублей.

Аналоги

К аналогам Т-54 можно отнести модель Т-70, являющуюся более продвинутой его версией, а опять же трактора ВТ-100ДП и ВТ-100ДС.

Трактор Т-54. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках. Помимо работы в виноградниковых угодьях, машиной могут возделываться посаженные культуры с размером междурядья от 150 см. Машины поставляются в фермерские хозяйства, где обрабатывают почву в саду, винограднике, небольшом поле. Трактор Болгар Т 54 – это машина, которую сконструировали, опираясь на возможности и структуру Минского трактора МТЗ-50. Обновленными элементами являются: встроенная система поворота агрегата, новая ходовая система, облицовка и водительская кабина.

О предприятии-изготовителе

Кишинёвский тракторосборочный завод был основан в 1961 году, на базе (который в 1945-1958 гг. назывался Кишинёвским мотороремонтным заводом). Специализацией предприятия стало производство тракторов для садоводства и виноградарства, плантаций сахарной свеклы и других овощей. Первый серийный молдавский трактор – Т-50В – сошёл с конвейера КТЗ в сентябре 1962 года.

В 1964-м году был произведён тысячный кишинёвский трактор, а в 1978-м – уже стотысячный. На пике своего развития КТЗ выпускал более 13 тысяч тракторов в год, а работниками предприятия было 5 тысяч человек. Лёгкий, компактный и маневренный Т-54 быстро оценили в хозяйствах, занимавшихся виноградарством, садоводством и овощеводством, и он получил широкое распространение – как в СССР, так и за рубежом.

О предприятии-изготовителе

Трактор Т-54В отметился ещё и тем, что с 1975 по 1977 годы он работал в полярной экспедиции, на советской дрейфующей станции «Северный полюс-23».

После Т-54, самой массовой моделью предприятия во второй половине 1970-х стал трактор Т-70. Как и Т-54, он выпускался в нескольких модификациях, адаптированных под специальные условия работ в садах, на виноградниках, овощных плантациях, в лесном хозяйстве. Молдавские трактора можно было увидеть на территории всего Советского Союза, а также в Австрии, Алжире, Болгарии, Венгрии, ГДР, во Франции.

В 1966 году Кишинёвский тракторосборочный завод был переименован в Производственное объединение Кишинёвский тракторный завод, а в 1995-м – в Акционерное общество «TRACOM». В общей сложности, с 1962-го по 2008-й годы (когда предприятие было окончательно ликвидировано) КТЗ выпустил 257 635 тракторов. Последний был сделан в октябре 2008 года.

История появления

Трактор Т-54 — это разработка Кишиневского тракторного завода. Вторым названием машины является «Болгар». Изначально базовая модификация так и называлась — Болгарин Т-54. Со временем трактор стали называть просто Т-54. Кишиневский завод начал серийное производство данной модели в 1967 году. В то время в СССР была большая потребность в сельскохозяйственной технике, так как страна активно восстанавливала сельское хозяйство после ВОВ.

Базой для создания Т-54 стал трактор МТЗ-50, рабочие экземпляры которого можно и сейчас повсеместно встретить во многих российских, украинских, белорусских городах и селах. Машина принадлежит ко второму тяговому классу — 2 или 20 кН. Несмотря на базовый образец МТЗ-50, Т-54 во многом отличался от своего прототипа. Машина была собрана по стандартной схеме гусеничного трактора. Т-54 получил большую популярность и активно эксплуатировался по всему СССР, а также позднее, после распада союза.

Это интересно: Сцепление для минитрактора — виды, предназначение, изготовление

Ходовая часть

Ходовая система состояла из двух гусеничных тележек с четырьмя опорными катками в каждой, и была устроена следующим образом. 2 поддерживающих ролика, 2 направляющие, 2 ведущих колеса, гусеничная цепь и подвеска. Гусеничное полотно было составлено из 31-го звена, которые соединялись один с другим пальцами. В проушины звеньев были запрессованы разрезные пружинные втулки.

Ходовая часть

Опорные катки снабжались подшипниками качения, а смазка поступала централизованно: резервуарами для масла служили сами лонжероны гусеничных тележек. Т-54В был достаточно лёгким, поэтому для лучшей и более эффективной работы навесного сельхозоборудования он был оснащён гидравлическим увеличителем сцепного веса.

Примечания

  • Отечественные сельскохозяйственные тракторы. История развития за 100 лет.//Коллектив авторов НАТИ, подмосковного филиала НАТИ и музея тракторной техники совместно со специалистами тракторных заводов. — М.:1996 г.
  • Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А
  • Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 43. Топсель — Уженье. 1956. 672 стр., илл. и карты; 51 л. илл. и карт. (стр 93-101)
  • Гусеничные тракторы ДТ-54(А), ДТ-55(А), ДТ-56, ДТ-57 и ГБ-58. Фотогалерея
  • Совхоз Декабрист (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 24 октября 2021 года.
  • Веселов В. И.
    Замоложские хроники. Прошлое и настоящее. — Лесное; Тверь, 2014. — С. 153.

Гидравлическая система и навесное устройство

Трактор Т-54 оснащался раздельно-агрегатной гидравлической системой, механизмом задней навески и прицепным устройством. Гидравлическая система обеспечивала раздельное управление 3-мя цилиндрами, что позволяло свободно применять трактор в работе с разнообразными навесными и прицепными гидрофицированными сельхозмашинами.

Гидравлическая система и навесное устройство

Механизм задней навески трёхточечный, но может при необходимости переоборудоваться и на двухточечную. Прицепное устройство – жёсткое, регулируемое, объединённое с механизмом задней навески. Положение точки прицепа возможно отрегулировать в горизонтальной плоскости в пределах ±13 см от продольной оси Т-54, с интервалом 6,5 см, а в плоскости вертикальной – в пределах 15-50 см от поверхности земли. (бесступенчатым образом). Это нужно для того, чтобы при передвижении по местности со сложным рельефом от трактора не отрывались прицеп или другое прицепное оборудование.

Аналог, цены

Купить трактор Т 54 в достойном состоянии можно за 3 тысячи долларов. За технику, которая вышла из строя, но подлежит реставрации до приведения в рабочее состояние, можно отдать от 500 до 800 долларов без учета ремонта. Заменить Т 54 может машина Т 70. Из более мощных агрегатов подходит техника ВТ-100ДС или ВТ-100ДП.

Трактор Т 54 в работе

Трактор Т 54 в работе

Двигатель трактора Т-54

Трактора Т-54 оснащались четырехтактными четырёхцилиндровыми дизельными двигателями Д-50– такими же, что ставились и на колёсные трактора МТЗ-50. Это атмосферный дизель рабочим объёмом 4,75 л и мощностью 50 л.с., жидкостного охлаждения. Тип образования рабочей смеси — вихрекамерный. Число оборотов в минуту (номинальное) – 1700; Расход топлива на минимальных оборотах – 195 г/э. л. с. ч. Порядок зажигания / работы цилиндров – 1-3-4-2. Диаметр цилиндра – 110 миллиметров. Ход поршня – 125 миллиметров. Степень сжатия (расчётная) – 16:1. Вес сухого двигателя – 410 килограммов.

Ёмкость системы охлаждения – 20 литров. Применяемое топливо – дизельное (ГОСТ 4749-49). Дизельный двигатель Д-50 является предельно простым, надёжным и долговечным силовым агрегатом, который способен долгие годы работать на любом неидеальном дизтопливе, не принося владельцу трактора никаких хлопот и проблем.

Читайте также:  Обзор снегоуборщика Huter SGC 3000. Характеристики, обслуживание

Двигатель трактора Т-54

Запуск мотора производится электрическим стартером СТ-212. Чтобы дизель Д-50 без проблем заводился двигатель в холодную погоду, было предусмотрено устройство его предварительного подогрева П-16Е. Его рекомендовалось использовать, когда температура окружающего воздуха опускалась ниже отметки –5 градусов. Пусковой двигатель – ПД-10У.

Видео

Базой для разработки Т-54 послужил легендарный МТЗ-50. Однако отличий у продукта Кишиневского завода оказалось немало. От белорусского трактора он отличался кабиной оператора, облицовкой, конструкцией механизма поворота, механизмом навески и ходовой частью.

Позднее появились несколько модификаций Т-54. Версия Т-54В представляла собой слегка улучшенный классический вариант. Модель получила уширенные и нормальные гусеницы, закрытую кабину оператора и двигатель «Д-50». Впоследствии она преобразовалась в модификацию Т-54В-С1, имеющую колею 950 мм (предназначалась для виноградников с 2-метровой шириной междурядий) и модификацию Т-54В-С2 с колеей 850 мм (использовалась на виноградниках с 1,5-метровой шириной междурядий). Т-54 был выполнен по стандартной для гусеничной техники схеме. Модель функционировала с множеством машин, позволяющих работать с виноградными насаждениями.

Трансмиссия трактора Т-54

Коробка переключения передач на тракторе Т-54 девятиступенчатая, механическая. Широкий диапазон передач позволял трактору Т-54 работать с широким спектром сельскохозяйственных орудий. Для передачи энергии силового момента вращения на тракторе Т-54 используется главная передача. Она состоит из шестерней конусной формы с зубцами.

Основой механической коробки передач трактора являются передвижные каретки. Фрикционная муфта имеет один рабочий диск, и она находится в постоянно замкнутом состоянии. Включение главной передачи приводит в действие шестерёнки конической формы. Тормозная система – плавающая, тип тормозов – ленточный. Система поворота состоит из многодисковых сухих муфт (по одной на каждом борту). Управление движениями и маневрами трактора Т-54 происходит при помощи рычагов.

Некоторые технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 3,37 м, ширина – 1,25 м (у модификации С1) и 1,05 м (у модификации С2), высота – 2,17 м.
  • Ширина колеи: 95 см (у модификации С1) и 85 см (у модификации С2).
  • Колёсная база 160 см.
  • Наименьший дорожный просвет – 270 мм.
  • Ширина звена гусеницы – 300 мм.
  • Масса трактора – 3 530 кг.
  • Скорость: вперёд – 1,02…16,41 км/час, назад – 2,17…3,7 км/час.
  • Число передач: 9 – вперёд, 2 – назад.
  • Вместимость топливного бака – 100 литров горючего.

Кабина трактора Т-54

Кабина трактора Т-54 – металлическая, закрытого типа, рассчитанная на 1 место. Она оборудовалась вентилятором, стеклоочистителями, зеркалом заднего вида, аптечкой и бачком для питьевой воды. Стёкла в кабине выполнялись съёмными, чтобы летом их можно было снимать и навешивать на специальные кронштейны, которые прикреплены к боковым стенкам.

В холодное время года для ликвидации запотевания лобовое стекло кабины обогревалось тёплым воздухом, который отбирался специальным устройством от радиатора дизельного двигателя. Тем же устройством обогревалась зимой и само внутреннее пространство кабины. Мягкое сиденье механизатора можно было отрегулировать по наклону спинки и положению самой подушки кресла.

Инструкция по эксплуатации

Техническое обслуживание

Гусеничный трактор Т-54 является практичной машиной, которая чувствительна к качеству топлива. Необходимо применять только свежий и чистый дизель, чтобы не забить топливную систему.

Техобслуживание включает в себя несколько простых действий:

  • Перед каждым выездом необходимо проверять наличие смазочного материала и при необходимости доливать его, не допускается эксплуатации техники без масла.
  • Частота замены масла для каждого узла прописана в инструкции по эксплуатации.
  • По окончанию полевых работ, агрегат следует законсервировать. Его необходимо очистить, смазать детали маслом, чтобы не формировалась коррозия, слить топливо, накрыть и поставить в сухое место.

Основные неисправности и способы их решения

Каждый владелец трактора Т-54 должен знать пути исправления мелких неисправностей, при возникновении более серьезных поломок рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр.

Вот что могло привести к тому, что мотор не запускается:

  • Нехватка дизеля;
  • Отсутствие смазочного материала;
  • Попадание воздуха в топливную систему;
  • Неисправность топливной системы;
  • Выход из строя системы зажигания.

А вот возможные причины того, что мотор не развивает необходимую мощность:

  • Нет полной подачи топлива;
  • Засорился топливный или воздушный фильтр;
  • Неисправность форсунки;
  • Неверно выставленный угол подачи топлива.

Отзывы о тракторах Т-54

По отзывам колхозников, трактор Т-54 проявил себя как маневренная сельхоз машина с хорошей проходимостью. Благодаря малому давлению на грунт, на тракторе можно ехать через борозды, не нанося при этом вреда посаженным культурным растениям.

Конечно, кабина механизатора сделана без достойной термо-, вибро- и шумозащиты, пропускает пыль и представляет собой обычный «скворечник». Ни о каком комфорте при работе речи не идёт. Ходовая очень жёсткая, в кабине трясёт и всё вокруг вибрирует.

Отзывы о тракторах Т-54

Но по полезности и функциональности, о тракторе Т-54 говорят очень много хорошего. У него отличная гидравлика. Его можно использовать с самым разнообразным навесным, прицепным и полуприцепным сельскохозяйственным оборудованием. Поэтому, несмотря на то, что Т-54 – это виноградарь, садовод и работник овощной плантации, он может делать на участке практически всё, т.е. по функционалу практически не отличается от универсала. Зимой он отлично справляется с расчисткой снега, с бульдозерным оборудованием работает безотказно. Как и с самосвальным прицепом.

Необходимо следить за состоянием роликов, чтобы они не подтекали. Раз в год требуется снимать подвеску и бинокли на направляющем колесе, смазывать, промывать.

Описание

Трактор Т-54 Болгарин был весьма востребован, о его работе распространялись лишь положительные отзывы. Болгар принадлежал к узкопрофильной технике, не использовавшейся в малых частных фермерских хозяйствах, зато применялся в промышленных целях на государственных виноградниках.

Особенностями конструкции, получившими высокую оценку критиков, являлись:

Трактор Т-54. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Трактор Т-54 выпускается Кишиневским Тракторным Заводом. Тяговый класс этой многопрофильной машины второй.

На гусеничный трактор, конструируются дополнительное оборудование, которое необходимо для возделывания виноградников.

Благодаря надежности и ремонтопригодности эксплуатируют в различных климатических условиях. Т-54 укомплектованный навесным оборудованием, может быть бульдозером, погрузчиком, экскаватором, ямокопателем или специальным средством для выполнения задач в сельском хозяйстве.

История появления

Трактор Т-54 — это разработка Кишиневского тракторного завода. Вторым названием машины является «Болгар». Изначально базовая модификация так и называлась — Болгарин Т-54. Со временем трактор стали называть просто Т-54. Кишиневский завод начал серийное производство данной модели в 1967 году. В то время в СССР была большая потребность в сельскохозяйственной технике, так как страна активно восстанавливала сельское хозяйство после ВОВ.

Читайте также: Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Базой для создания Т-54 стал трактор МТЗ-50, рабочие экземпляры которого можно и сейчас повсеместно встретить во многих российских, украинских, белорусских городах и селах. Машина принадлежит ко второму тяговому классу — 2 или 20 кН. Несмотря на базовый образец МТЗ-50, Т-54 во многом отличался от своего прототипа. Машина была собрана по стандартной схеме гусеничного трактора. Т-54 получил большую популярность и активно эксплуатировался по всему СССР, а также позднее, после распада союза.

О предприятии-изготовителе

Кишинёвский тракторосборочный завод был основан в 1961 году, на базе (который в 1945-1958 гг. назывался Кишинёвским мотороремонтным заводом). Специализацией предприятия стало производство тракторов для садоводства и виноградарства, плантаций сахарной свеклы и других овощей. Первый серийный молдавский трактор – Т-50В – сошёл с конвейера КТЗ в сентябре 1962 года.

В 1964-м году был произведён тысячный кишинёвский трактор, а в 1978-м – уже стотысячный. На пике своего развития КТЗ выпускал более 13 тысяч тракторов в год, а работниками предприятия было 5 тысяч человек. Лёгкий, компактный и маневренный Т-54 быстро оценили в хозяйствах, занимавшихся виноградарством, садоводством и овощеводством, и он получил широкое распространение – как в СССР, так и за рубежом.

О предприятии-изготовителе

Трактор Т-54В отметился ещё и тем, что с 1975 по 1977 годы он работал в полярной экспедиции, на советской дрейфующей станции «Северный полюс-23».

После Т-54, самой массовой моделью предприятия во второй половине 1970-х стал трактор Т-70. Как и Т-54, он выпускался в нескольких модификациях, адаптированных под специальные условия работ в садах, на виноградниках, овощных плантациях, в лесном хозяйстве. Молдавские трактора можно было увидеть на территории всего Советского Союза, а также в Австрии, Алжире, Болгарии, Венгрии, ГДР, во Франции.

В 1966 году Кишинёвский тракторосборочный завод был переименован в Производственное объединение Кишинёвский тракторный завод, а в 1995-м – в Акционерное общество «TRACOM». В общей сложности, с 1962-го по 2008-й годы (когда предприятие было окончательно ликвидировано) КТЗ выпустил 257 635 тракторов. Последний был сделан в октябре 2008 года.

Назначение трактора

Трактор Т-54 Болгарин использовался для:

  • обработки виноградников;
  • обработки узких участков между садовыми культурами (междурядья от 1,5 метров);
  • обработки садовой почвы;
  • погрузочных работ;
  • транспортных работ;
  • вспахивания, окучивания, культивации;
  • покоса травы, сбора сена на хранение;
  • уплотнения и выравнивания почвы.

Отзывы владельцев

Вот что говорят владельцы на тематических форумах.

Арсений:

«После окончания техникума, откомандировали меня на практику на Т-54. Из-за того, что у него были узкие гусеницы, мы его называли «стилягой». Виноградников у нас не было, поэтому работал я с сахарной свеклой. От его эксплуатации остались только приятные воспоминания. Всегда запускался с первого раза, выходов из строя не наблюдалось. Единственное, хотелось бы сделать более удобной кабину и увеличить остекление, потому что при езде есть большое количество мертвых зон.»

Модификации трактора Т-54

После выхода базовой модели с производства сошли новые модификации Т-54 Болгарин:

  • Т-54В — улучшенный вариант флагманской модели с более широкими гусеницами и закрытой кабиной, а также с более мощным двигателем;
  • Т-54В-С1 — следующая версия 54В с колеей 950 мм. (для работы на территории виноградников, в которых ширина междурядий составляла не более 2 метров);
  • Т-54В-С2 — схожая с предшественником версия, ширина колеи 850 мм.

Трактор T-54B

Преимущества и недостатки

отвал на трактор т-54

  • Двигатель – надежный, ремонтопригодный;
  • Трансмиссия – широкий диапазон передач, позволяет выполнять многопрофильные задачи;
  • Проходимость – которая достигнута достаточным тяговым усилием и конструктивными особенностями;
  • Качество – надежность механизмов узлов и агрегатов, которые выходят из строя при неправильной эксплуатации трактора или с естественным износом;
  • Ремонтопригодность – наличие на рынке запасных частей;

Описание

Трактор Т-54 Болгарин был весьма востребован, о его работе распространялись лишь положительные отзывы. Болгар принадлежал к узкопрофильной технике, не использовавшейся в малых частных фермерских хозяйствах, зато применялся в промышленных целях на государственных виноградниках.

Особенностями конструкции, получившими высокую оценку критиков, являлись:

  • ходовая часть;
  • возможность замены гусеничной ленты со стандарта на расширенную;
  • большому количеству запчастей (множество запчастей от тракторов белорусского производства подходили к Т-54).

В то же время у трактора Т-54 Болгарин были и недостатки, а именно:

  • узкая направленность работы;
  • сложный пуск двигателя в мороз;
  • потребность замены электростартера, установленного заводов, на пусковый двигатель карбюраторного типа ПД-10.

Технические характеристики Т 54 (Болгарин)

С технической стороны Т-54 был, без сомнения, одной из самых популярных машин. Прежде всего, из-за двигателя и высокого крутящего момента. Трактор славился своей надежностью, умеренным удельным давлением на почву.

Размеры и вес
  • Размеры трактора составляют 3365 х1050 х2170 мм.
  • Вес машины — 3530 кг.
  • Максимальное тяговое усилие 2000 кг.
Тип и параметры двигателя

На машину устанавливался двигатель Д-50: дизельный, с мощностью 50 л.с. и объемом топлива 4,75 л. Такой же двигатель ставили на колесные тракторы МТЗ-50. Тип образования рабочей смеси — вихрекамерный. Система запуска базировалась на предпусковом подогреве, за счет него основной двигатель можно было запустить в минусовую температуру. Расход топлива составляет 195 г/л.с/час. Емкость бака топлива 100 л. Когда температура воздуха опускалась ниже минус пяти градусов рекомендовалось использовать предпусковой подогреватель.

КПП девятиступенчатая, механического типа. Содержит главную передачу, тормоза, поворотные муфты. Система поворота — многодисковые сухие муфты (по одной на каждом борту). Управление трактором происходит с помощью рычагов и руля. Движение машины возможно в скоростном диапазоне от 2 до 16 км/час.

Кабина водителя

Т-54 Болгарин оснащался комфортной операторской кабиной, металлической, рассчитанной на одного пассажира. Внутри кабины располагался вентилятор, очиститель стекол. На передних боковых панелях установлены зеркала заднего вида. Внутри кабины также находятся держатели для аптечки и бака для воды.

При необходимости окна в кабине можно было снять и разместить на боковых стенках, прикрепив на специальные кронштейны. Была функция обдува стекол кабины в холодное время года. Воздух поступал от радиатора. Таким же способом поступало тепло в кабину. Также, трактор Болгарин оснащен мягким и регулируемым сиденьем для водителя.

Управление трактором

Трактор Болгарин управлялся из кабины оператора, путем активации рычагов управления и поворотами руля. Прицепное устройство крепится на трактор с помощью жесткой сцепки, регулируется по необходимости (± 130 мм. по горизонтали и 200-500 мм. по вертикали). Трактор можно эксплуатировать как с навесными, так и прицепными машинами.

Конструктивные особенности и устройство

трактор т-54

В однодисковом сцеплении используется фрикционная муфта сухого типа. Передачу тягового усилия совершает главная передача.
В состав входят конусообразные шестеренки со спиральными зубцами. В поворотных механизмах используются фрикционные сухие многодисковые муфты.

Управление ими производит водитель-оператор, пользуясь рычагами. На бортах имеется по одной муфте. Гусеничный трактор оснащен ленточной тормозной системой.

Полурама Т-54 состоит из двух лонжеронов, которые соединены между собой брусом к корпусом заднего моста, главным сцеплением, конечными передачами, коробкой перемены передач. В качестве смягчающего элемента выступают круглые поперечные торсионы. Необходимы для подрессоривания передней и задней части гусеничного тягача.

МКПП с передвижными каретками обеспечивает 9 скоростей. Управление однодисковой, замкнутой, фрикционной сухой муфтой главного сцепления организовано за счет нажатия на педаль.

Главная передача состоит из конических шестерней, которые имеют спиральные зубья. Основными элементами поворотной системы являются сущие многодисковые фрикционные муфты, которыми водитель управляет за счет рычагов, находящихся в кабине.

Навесное оборудование

В качестве навесных орудий для трактора Т-54 рекомендованы такие устройства:

  • косилка роторная;
  • фреза-культиватор;
  • окучники;
  • ворошилка;
  • грабли навесные;
  • сеялка;
  • картофелекопатель;
  • картофелесажалка;
  • плуг;
  • прицеп;
  • тележка.

Для использования на данной модели подойдет любое навесное оборудование для тракторов МТЗ соответствующего тягового класса и веса.

Трактор Болгар Т-54 (Болгар ) 1996 года.

Техническое обслуживание

На Т-54 в настоящее время можно найти практически любые запчасти, кроме того, на трактор подходят и запчасти от некоторых белорусских тракторов, аналогичных по весу и устройству ходовой части.

Сроки технического обслуживания для Т-54 такие же, как и для любого гусеничного трактора: необходимо готовить трактор к работе в сезоне весна-лето и зима-осень, заменяя топливо и масло, проверяя работоспособность основных механизмов и подвижных составных частей конструкции трактора. Дизельное топливо для заливки должно отстаиваться 48 часов.

Периодичность и особенности планового ТО

тракторт т-54 красный

Чтобы обеспечить бесперебойную и безаварийную работу, а также увеличить срок службы и добиться минимальных показателей экономичности, необходимо своевременное техническое обслуживание.
Периодичность определена в инструкции по эксплуатации и составляет 60 моточасов перед ТО-1, 240 моточасов перед ТО-2, 960 моточасов перед ТО-3.

Дополнительно проводят сезонное ТО и, при ремонте. При эксплуатации трактора в сложных условиях лучше пройти сервисное обслуживание в специализированном центре.

Ремонт узлов и механизмов, а также промывку и регулировку систем самостоятельно производить не рекомендуется.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]