Трактор Т-330 – описание и характеристики

Бульдозер Т 330

На бульдозер Т-330 устанавлен двигаетель ЯМЗ 240 НМ2 Ярославского моторного завода. Двенадцать цилиндров, V-образное расположение цилиндров, угол развала 90°. Дизельный, 4-х тактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом.

Техническая характеристика ЯМЗ 240 НМ2

Гидротрансформатор

Непрозрачный, с диаметром рабочих колес 480мм, максимальным коэффициентом трансформации Кo=3,0 и максимальным к.п.д. =0,906. Обеспечивает использование максимального крутящего момента двигателя и беcступенчатое его регулирование в зависимости от нагрузок на рабочих органах. Также обеспечивает бесступенчатое регулирование двигателя в зависимости от нагрузок на рабочих органах.

Характеристика гидротрансформатора Т-330

содержание .. 61 62 65 ..

Кабина трактора Т-330

На тракторе установлена металлическая двухместная кабина (рис. 88). Она состоит из сварного каркаса, крыши с люком и двух дверей, с помощью болтов соединена с полом и образует герметичную конструкцию, закрепленную на четырех виброизолирующих опорах 1 на раме трактора. Кабина снабжена передним и задним звуковыми сигналами, солнцезащитным козырьком 17, зеркалом 16 заднего обзора, фарами 3 освещения, фарой-прожектором 7, двумя стеклоочистителями 8 с электроприводом, аптечкой, термосом для хранения питьевой воды объемом 3 л, крючком для одежды, пятью съемными поручнями 4.

Рис. 88. Кабина трактора Т-330: 1 — опорa ; 2 — решетка; 3 фара; 4 — поручни; б — люк; 6 — крыша; 7 — фара-прожектор; 8 — стеклоочиститель; 9—каркас; 10—дверь;- 11 — уплотнение; 12 — замок; 13—стеклопакет; 14 — ограничитель; 15 — ручка люка; 16 — зеркало; 17 —солнцезащитный козырек

Каркас 9 сварен из полого профиля прямоугольного сечения. К боковым и задней стенкам каркаса прикреплены решетки 2, закрывающие отверстия для подвода воздуха к вентилятору дизеля. Полость левой передней стойки использована для укладки жгута проводов, подводимого к крыше- В оконные проемы каркаса и дверей установлены закаленные стекла (сталинит) или стеклопакеты 13.

Крыша 6 кабины сварена из штампованных стальных деталей и приварена к каркасу кабины. Полости коробов служат для установки фильтрующих кассет вентиляторов и подачи очищенного воздуха в кабину. Потолок крыши прикрыт шумоизолирующими материалами (битумной прокладкой, искусственным войлоком пенополиуретаном) и обтянут чехлом из перфорированной винилискожи ИКАП светло-серого цвета.

На дверях и люке установлены уплотнения из губчатой резины. Сверху по углам крыши имеются резьбовые отверстия для рым-болтов, имеющихся в ЗИПе трактора и необходимых для демонтажа и монтажа кабины. Каркасы дверей 10 сварены из двух штампованных деталей и установлены на шарнирах передних стоек кабины. Одна из створок каждого шарнира имеет овальные отверстия, обеспечивающие правильную установку двери в проеме каркаса. Двери при открывании могут быть зафиксированы в нескольких промежуточных положениях с помощью телескопических ограничителей 14. В закрытом положении каждая дверь запирается накладным замком 12.

Прилегание двери к каркасу регулируют перемещением плавки с выступом на стойке каркаса и прокладками в шарнирах дверей. Плотность прилегания следует проверять по зажиму бумажной ленты или отпечатку линии контакта.

Внимание! Во время движения трактора двери кабины должны быть закрыты.

содержание .. 61 62 65 ..

Трансмиссия

Трансмиссия бульдозера Т-330 гидромеханическая, состоит из шестивальной, трехскоростной, полностью реверсивной, двухбортовой коробки переключения передач с шестернями постоянного сцепления, гидроподжимными дисковыми муфтами передач и реверсивного механизма, системой гидроуправляемых ленточных остановочных тормозов и тормозов реверса для каждого борта, конструктивно объединенных в одном автономном блоке.

КПП Т-330 кпп т 330 www.harakteristika-buldozerov.ru

Передача крутящего момента от коробки передач к коническим редукторам осуществляется карданными передачами. КПП обеспечивает раздвоение потока мощности к ведущим колесам, что позволяет производить поворот трактора на месте за счет различного направления движения гусениц.

Бульдозер Т-330: технические характеристики

Бульдозер Т-330 Технические характеристики

Одна из стен дома Дмитрия Медведева украшена изображением бульдозера «Т-330». Поскольку 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина в подарок на свой 51-й день рождения картину Николая Овчинникова «В цеху», на которой изображён именно этот трактор. Кстати, тяжёлый промышленный бульдозер «Т-330» можно с полным правом назвать удачным опытом советского «импортозамещения» (модное во второй половине двухтысячных слово). Всё об истории данной модели, её конструкции, технических особенностях и сферах применения – в этой статье.

«Т-330». История модели и особенности конструкции

В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.

Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.

Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.

«Т-330». История модели и особенности конструкции01

По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.

Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая, необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров. Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.

Система навесного оборудования Т-330

В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.

В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.

Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.

Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.

«Т-330». История модели и особенности конструкции

В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».

Сфера применения и технические характеристики «Т-330»

Тяжёлый трактор «Т-330 Р1-01» (заводской индекс) предназначен для резания, рыхления и перемещения грунтов уровней плотности с первого по четвёртый; для планировки поверхности разрабатываемой рабочей площадки. Практическое применение данный бульдозер находит на следующих основных работах:

  • Разработка поверхности участка по слоям, перемещение снятой с поверхности грунтовой массы, а также гравийных и щебневых материалов в пределах рабочей зоны;
  • Заполнение траншей, котлованов и прочих выемок грунта;
  • Планировочные работы, выравнивание рабочих площадок согласно проектным отметкам;
  • Формирование насыпных сооружений: плотин, дамб, оснований автомобильных и железных дорог;
  • Складирование и перемещение нерудных строительных материалов;
  • Оборудование котлованов для сооружения фундаментов крупных объектов;
  • Расчистка участков, с корчеванием кустарников и мелколесья;
  • Демонтаж и разрушение старых зданий, железобетонных конструкций.

Двигатель трактора «Т-330»

На производстве «Т-330» оснащался 22,6-литровым 8-ми цилиндровым 4-х тактным дизельным мотором «8ДВТ-330А», производства Волгоградского моторного завода. Мощность данной V-образной турбированной силовой установки составляет 250 кВт / 330 лошадиных сил. (От этого показателя, кстати, и «произошло» и название трактора – «Т-330»). Система охлаждения – воздушная, а не жидкостная, хорошо подходящая для работы в условиях Крайнего Севера и подобных суровых климатических зонах.

Двигатель трактора «Т-330»

Диаметр цилиндра и рабочий ход поршня двигателя «8ДВТ-330А» – 150×160 мм; номинальная частота вращения (крутящий момент) – 1 700 об/мин.; удельный расход топлива – 230 г/кВт.час; топливный насос высокого давления – «Bosh» (Германия), «Motorpal»(Чехословакия) или «ЯЗДА»(Советский Союз); максимальное тяговое усилие бульдозера «Т-330» с двигателем «8ДВТ» — 670 кН / 68,2 тс.; масса мотора «8ДВТ-330А» – 2,6 тонны. Располагается мотор в средней части трактора, за его кабиной.

По факту, при интенсивной эксплуатации двигатель «8ДВТ» служил (в лучшем случае) не более 3-х лет, после чего требовал капитального ремонта. Общий ресурс этого мотора составлял не более 3-4 тысяч моточасов. При капремонте двигателя «8ДВТ» производилась замена всех дефектных узлов и деталей; шлифовка коленчатого вала в ближайший размер либо его замена; установка новых вкладышей, поршневых колец; настройка, регулировка топливной аппаратуры; замена всех уплотнений, РТИ; установка новых жгутов, датчиков; замена стартера СТ-721, генератора 11.3701.

Двигатель трактора «Т-330»-01

В «лихие девяностые» Волгоградский Моторный Завод (как и многие другие предприятия в Волгограде, да и прочих городах) подвергся тотальному разорению и разграблению, и данная модель двигателя «приказала долго жить». Поэтому многие владельцы бульдозеров выходили из положения, меняя двигатель «8ДВТ-330А», который совершенно выработал свой ресурс, на БелАЗовский мотор «ЯМЗ-240 НМ2». Немногие «дожившие до наших дней» и «оставшиеся в строю» трактора «Т-330», по большей части, укомплектованы уже не своим «родным» волгоградским движком, а именно ярославским «ЯМЗ-240».

Габаритные размеры и прочие характеристики бульдозера в цифрах

  • Длина х Ширина х Высота – 9,330 х 4,762 х 4,230 (по выхлопным трубам) метров;
  • Полная масса – 42 тонны; Показатель удельного давления на грунт — 0,57 кгс/см2;
  • Дорожный просвет – 570 миллиметров;
  • Объём топливного бака – 670 литров;
  • Диапазон скоростей, вперёд – от 0 до 16,7 км/час, назад – от 0 до 13,7 км/час;
  • Усилие – заглубляющее 15 300 кг, выглубляющее 56 400 кг;
  • Тяговый класс – номинальная тяга: 25 т, максимальная тяга: 66 т.

Рама, подвеска, ходовая часть, трансмиссия «Т-330»

Сварная рама трактора собрана из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединены поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди закреплена балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки. Тип подвески –эластичная, с балансирным брусом.

Ходовая система – полужёсткого исполнения, собранная из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание. В узлах подшипников всех катков и колёс помещается «вечный» смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок их эксплуатации. Катков опорного типа 14. Облегчить натяжение гусеничной ленты позволяет механизм с гидравлическим приводом. Гусеничная лента разъёмная и набирается из 42-х башмачных звеньев, с шагом в 250 мм. Ширина звена 650 мм, контакт одной гусеницы с почвой составляет 4,86 квадратных метров.

Гидромеханическая трансмиссия «Т-330» оснащена трёх-скоростной, полностью реверсивной коробкой передач, раздельно передающей крутящий момент на оба борта. По отдельности действует и тормозная система, которая совместно с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в стеснённом пространстве (позволяет разворачиваться на одном месте).

Рама, подвеска, ходовая часть, трансмиссия «Т-330»

Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звёздочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену. Торсионная подвеска катков призвана повышать плавность хода и минимизировать динамические нагрузки.

Гидромеханическая трансмиссия позволяет эффективно использовать мощность двигателя при любой скорости движения трактора, в том числе развивать максимальную тягу в режиме упора. Коробка передач трактора обеспечивает независимый привод каждой гусеницы с возможностью её реверсирования, что позволяет выполнять развороты в стеснённых условиях. Гидротрансформатор у трактора «Т-330» создан на базе аналогичного узла тепловоза «ТГМ-1». Тормоза – ленточные, плавающего типа, дополненные гидро-управлением. Гидрооборудование – гидравлический насос повышенной производительности, дистанционно управляемый распределитель.

Читайте также:  Обзор газонокосилки VIKING 448ТХ. Характеристики модели, видео и отзывы

Увеличение практической эффективности бульдозера «Т-330» при работе на мёрзлой поверхности достигается, в том числе, и за счёт возможности отведения выхлопных газов под отвал. Что препятствует намерзанию конгломерата грунта, способного снизить подвижность ковша и массу двигаемого материала. Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск даже при экстремально низких температурах.

Характеристики бульдозерного и рыхлительного оборудования

Отвал: (ножевой, полусферического типа): длина 4,860 м; высота 1,820 м; ёмкость: 13 кубических метров; заглубление отвала: 1,530 м; масса: 7 тонн.

Рыхлитель: однозубный, высота подъёма – 950 мм; максимальное заглубление – 1380 мм; максимальное усилие проникновения –15,3 т; максимальное усилие вырывания – 56,4 т; масса –6,5 тонн.

Кабина бульдозера «Т-330»

Кабина бульдозера «Т-330»

Кабина данного трактора также рассчитана именно на работу в суровых северных условиях. Она надёжно герметизирована, снабжена мощной системой отопления, вентиляции и воздухоочистки. Кабина двухместная, подрессореная амортизаторами. Сиденья регулируются по углу наклона. Стёкла кабины остеклены в два слоя, с надёжной защитой от обледенения. Педали и рычаги управления расположены удобно для механизатора, эргономика на высоте. Управлять этим массивным трактором можно без сильных физических усилий. Способ управления поворотом – раздельным приводом гусениц.

Кабина бульдозера «Т-330»01

Отзывы машинистов бульдозеров «Т-330»

В народе трактора «Т-330» в шутку называли «бульдогами», или ещё «чувашпиллерами». Те, кто работал на данной технике, отзываются о её особенностях примерно одинаково. Кратко обобщить эти отзывы можно следующим образом.

Плюсы:

  • Хороший обзор из кабины вперёд (назад нет, но там и нечего особенно высматривать – работает рыхлитель, и ладно).
  • Кабина, безусловно удобная и тёплая, отопитель мощный, плюс автономка на бензине, что очень удобно.
  • Отличный подогреватель, от 4х АКБ греет всё, включая КПП и топливный бак.
  • Превосходная маневренность – разворот обе гуски в разные стороны, практически на месте.
  • Простота и сверх-ремонтопригодность! Масса всяких лючков, везде можно добраться. Двигатель перебрать, или вовсе заменить – не проблема, хватит 10-ти/12-ти часов, и вперёд!
  • Двигатель работает на пределе, но мощности хватает, можно работать на полных оборотах. На земле «бульдог» легко превосходит в производительности даже более мощный «Komatsu-355». То же самое – и на скале, если она разбирается отвалом, если порода типа вулканических туфов. На рыхлении «Т-330» слабоват (корма лёгкая, колонку (стойку) рыхлителя не видно, угол атаки нерегулируемый).

Отзывы машинистов бульдозеров «Т-330»

Минусы:

  • Маленький ресурс мотора, всего в 3-4 тыс. м/ч.
  • Электрогидравлическое управление распределителями имеет только два положения: вкл. и выкл., промежуточных нет. Неоднократно рвало распределители, летели пилоты управления.
  • Очень слабые дюралевые лючки, сразу раздавливает, умельцы меняли их на самодельные стальные. Плохой доступ к заливной горловине картера ГТР (на поздних картер общий с КПП)
  • Гусеницы больше чем полгода не выхаживали – просто рвались , срывая крылья, ящики, аккумуляторы… В общем и целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.

Цены на бульдозеры «Т-330» на вторичном рынке

Цены на бульдозеры «Т-330» на вторичном рынке

Стоимость подержанного трактора «Т-330» варьируется на рынке от 1 миллиона 200 тысяч до 2,5 миллионов – за технику 1990-1999 годов выпуска; от 2-х до 4-х миллионов – за бульдозеры начала 2000-х годов выпуска, в зависимости от технического состояния и выработки ресурса каждого конкретного трактора. Цена нового бульдозера «ЧЕТРА-Т25» составляет более семи миллионов рублей.

Бульдозер Т 330

Тяжелый трактор Т 330 производился с 1975 года «Чебоксарским заводом промышленных тракторов». В народном хозяйстве реализовывались крупные проекты в нефтяной и газовой отраслях, увеличивалась добыча в горных разработках, велись объемные работы по обводнению засушливых земель. В качестве средств механизации использовалась тяжелая техника зарубежных компаний Case IH, Deutz-Fahr, Komatsu, других производителей, что требовало затрат валюты на оплату поставок. Серийное производство платформы трактора 330 серии позволило снизить использование импортных машин, заменив их установками, выпущенными предприятиями Союзных республик.
Агрегат получился достаточно производительным и надежным. Стоимость бульдозера «Чебоксарец» была вдвое ниже зарубежных аналогов. Т 330 был использован как базовая модель тяжелых тракторов концерна «Промтрактор» — Т 500, ЧЕТРА Т25.

Бульдозер Т 330 чебоксарец

Бульдозерный отвал позволяет резать, рыхлить и перемещать грунты до IV уровня плотности, проводить выравнивание рабочих площадок по заданным отметкам.

Операции, выполняемые бульдозером, включают:

  • слоевое снятие, перемещение грунта в зоне работ;
  • засыпка выемок на поверхности площадок;
  • работы по планировке;
  • устройство насыпей, оснований для железнодорожных и автомобильных путей, дамб и плотин;
  • складирование стройматериалов, горных пород и полезных ископаемых;
  • обустройство котлованов под фундаментные сооружения;
  • буксировочные работы;
  • снос и демонтаж сооружений.

Отвал бульдозера Т 330 чебоксарец

Рыхлительное оборудование, монтируемое на задней навеске, дает возможность подготовить к вскрытию плотные и мерзлые грунты.

Трубоукладчики ТГ-502, 503, сваезабивные машины СП49 в основе конструкции имеют платформу «Чебоксарец 330».

Устройство машины

Компоновка трактора стандартная – к раме сварного исполнения из двух лонжеронов и трех балок-поперечин, полужестко через балку-балансир закреплены тележки гусениц. На раме устанавливаются:
• кабина машиниста;
• дизельная силовая установка;
• трансмиссия и ее элементы;
• узлы и магистрали гидравлической системы.
К передней и кормовой балкам рамы крепятся узлы навеса и рыхлительного оборудования и отвала.

Особенностями конструкции являлись:
1. Смещенная вперед кабина, что улучшало обзор рабочей зоны перед бульдозерным отвалом.
2. Модульная схема сборки узлов и агрегатов допускала их демонтаж и установку крупными блоками. Вышедший из строя или отработавший ресурс модуль квалифицировано восстанавливался в специализированной мастерской.
3. Механические приводы в управлении машиной заменены на электрические и гидравлические исполнительные системы.
4. Отвод газов выхлопа дизеля под бульдозерный отвал, что снижало его обмерзание при отрицательных температурах.

Устройство бульдозера Т 330 чебоксарец

1 –усиленного исполнения капот, 2 – корпус КПП, 3 – гусеница, 4 – каток с натяжным механизмом; 5 – ходовая тележка, 6 — опорные колеса, 7, 8 – валы карданные, 9 – корпус гидротрансформаторного узла, 10 – кожух фильтра подготовки воздуха, 11 — поддерживающие колеса, 12 – звезда-колесо привода гусеницы, 13 – узел обогрева кабины машиниста, 14 – корпус главной передачи, 15 – дизельный мотор, 16 – устройство прогрева пусковое, 17 – труба выхлопа, 18 – бокс ЗИП, 19 – бак под горючее, 20 – бак для масла гидросистемы, 21 – аккумуляторная батарея, 22 – система вентиляции, 23 – кабина машиниста, 24 – гидроцилиндр бульдозерного отвала.

Особенности основных агрегатов

1. Силовая энергоустановка. Первые модели оснащались V-образным дизельным двигателем 8ДВТ-330А с 8-ю цилиндрами. Мощность в 259 кВт обеспечивала тягу машины 670 кН. Охлаждение осуществлялось потоком воздуха. Мотор не показал достаточно надежной работы — не нарабатывал заявленный моторостроителями ресурс в 6000 моточасов. В 90-х годах Волгоградский дизель заменили на модификации двенадцатицилиндрового двигателя «ЯМЗ-240» 368 кВт мощности.
2. Трансмиссия. Гидротрансформатор в одноступенчатом исполнении. КПП трехрежимная, реверсируемая, управляется гидравликой. Все узлы собраны в едином блоке. Раздвоенный с помощью КПП поток мощности, воздействуя на приводные звезды-колеса бортов, позволяет управлять машиной, осуществлять развороты.
3. Ведущее звезда-колесо крепится болтовым соединением к муфте вала передачи борта, допускает быструю замену.
4. Ходовая система — тележки гусениц качаются на валах бортовых передач. Катков опоры 14, поддержки 4. Гусеницы натягиваются гидравлическим устройством.
5. Гусеница собирается из 42 стальных звеньев-башмаков шириной 0,65 м.
6. Кабина машиниста жесткого типа двухместная, снабжена узлами вентиляции, отопительными устройствами. Двойное остекление исключает обмерзание стекол. Светотехнические приборы обеспечивают достаточный уровень освещения рабочей зоны. Сидение машиниста допускает регулировки под комфортное размещение машиниста.

Обзор тяжелого промышленного бульдозера ЧЗПТ Т-330

Агрегат Т-330 — тяжелый промышленный гусеничный трактор, широко применяющийся на землеройных работах в нефтегазовом, гидротехническом строительстве, горнодобывающей промышленности. Данная модель разработана в 1972-75 годах на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ) — крупнейшем предприятии СССР по производству тяжелой промышленной техники для топливно-энергетической, строительной индустрии, дорожного хозяйства.

Бульдозер ЧЗПТ

Конструкционные особенности трактора

Трактор выпустили для замены зарубежных аналогов лидирующей в то время бульдозерной техники Caterpillar, Komatsu и Liebherr. Производительность машин Т-330 уступала импортным, но стоимость изготовления, сборки и последующего технического обслуживания (ТО) была намного ниже.

Бульдозер сразу же привлек внимание отечественных и зарубежных представителей прессы, общественности, вызвал много споров среди специалистов. Ведь конструкция модели нетипичная. В первых машинах кабина выходила вперед и создавала навес над отвалом.

Во время испытаний было выявлено, что земля скапливается на отвале и падает через козырек на переднюю часть кабины. При работе с каменной или скальной почвой это могло навредить устройству. Поэтому при дальнейшей разработке агрегата инженеры ЧЗПТ кабину сдвинули на метр назад, а спереди установили бронированный капот.

ЧЗПТ 330

Идея выноса кабины вперед данной модели и особенности ее конструкции были смелым и оправданным решением. Благодаря этому снижалась нагрузка на оператора, улучшалась обзорность работы с передним отвалом, увеличивалась безопасность.

Изначально бульдозер был укомплектован 4-тактным 8-цилиндровым дизельным двигателем 8ДВТ-330 с воздушной системой охлаждения, газотурбинным наддувом и неразделенной камерой сгорания. Дизель производился на моторном заводе в Волгограде. Компоновка узлов и механизмов выполнена с учетом V-образного расположения цилиндров и особенностей установки.

Агрегат устанавливался в средней части рамы машины на 4 опорах.

Моторесурс двигателя трактора Т-330 достигал 3-4 тыс. моточасов. Этого хватало на 3 года интенсивной эксплуатации, после чего проводился капитальный ремонт. Поэтому его решили заменить 12-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-240НМ2 мощностью 500 л. с. производства Ярославского моторного завода. Такая улучшенная установка предназначена для карьерных самосвалов БелАЗ большой грузоподъемности.

Трансмиссия Т-330 — гидромеханическая с разделением крутящего момента на бортовые передачи. Ее особенность заключается в раздельно-агрегатном исполнении узлов, которые размещены на раме трактора. Она оборудована механической ступенчатой 2-вальной коробкой передач (КПП), обеспечивающей по 3 скорости переднего и заднего хода, соосным планетарным реверсивным механизмом и независимым валом отбора мощности.

Агрегат имеет ленточные тормоза плавающего типа с гидравлическим управлением и механическим приводом на стоянке.

Ходовая система — полужесткая, включающая 2 гусеничные тележки.

Гусеницы бульдозера

Натяжение гусеничной ленты облегчается гидравлическим приводом, гусеничная лента — разъемная.

Управление трактором — гидравлическое, полностью дистанционное, управление навесными механизмами — электрогидравлическое.

Технические характеристики

Для бульдозера Т-330 технические характеристики и параметры выглядят следующим образом:

  • Тяговый класс — 35.
  • Максимальная тяга — 683 кН.
  • Ширина трактора — 3170 мм.
  • Длина трактора — 6075 мм.
  • Высота по крыше кабины — 3820 мм.
  • База — 3560 мм.
  • Ширина колеи — 3250 мм.
  • Глубина преодолеваемого брода — 1000 мм.
  • Давление на грунт — 0,081 МПа.
  • Температура эксплуатации — -50…+50°С.
  • Вес конструктивный — 38260 кг.

Карьерная техника

Дизель 8ДВТ-330 имеет такие технические показатели:

  • Эксплуатационная мощность двигателя — 340 л. с.
  • Рабочий объем — 22,6 л.
  • Удельный расход топлива — 250 г/(кВт*ч).
  • Диаметр цилиндра — 150 мм.
  • Угол развала — 90°.
  • Ход поршня — 160 мм.
  • Максимальная частота вращения коленчатого вала — 1850 об/мин.
  • Объем топливного бака — 700 л.

Характеристики гусениц представлены так:

  • ширина — 650 мм;
  • шаг звена — 250 мм;
  • число звеньев — 43.

Навесное оборудование

Тракторы с рыхлительным и бульдозерным оборудованием образуют бульдозерно-рыхлительные агрегаты.

Рыхлители применяются для механического разрушения мерзлых почвенных слоев, трещиноватых пород, рыхления плотных, талых грунтов в любых климатических условиях, бульдозеры — для послойного срезания и перемещения земли, щебня, гравия после рыхления.

При агрегатировании с навесным орудием агрегаты 330 могут выполнять и такие задачи, как:

  • планировка и выравнивание строительных участков;
  • образование насыпей, плотин, дамб;
  • заполнение грунтовыми массами траншей, котлованов;
  • образование котлованов для оснований промышленных объектов;
  • расчистка площадок с выкорчевыванием мелколесья;
  • разрушение старых построек и фундаментов железобетонных строений.

Бульдозер за работой

Трактор также служит базой для многих прицепных механизмов:

  • скреперов;
  • виброкатков;
  • корчевателей;
  • кавальероразравнивателей.

Часто некоторые владельцы используют бульдозеры как экскаваторы-погрузчики или в качестве техники для садоводства.

К машинам могут агрегатироваться такие отвалы:

  • неповоротные прямые;
  • неповоротные полусферические;
  • неповоротные сферические.

Ширина 2 первых механизмов составляет 4730 мм, высота — 1750 мм. Ширина сферических отвалов — 4920 мм. Основной угол резания — 55°.

Техническое обслуживание

Для того чтобы трактор Т-330 работал без сбоев и обеспечивал нормальное рабочее состояние в течение заданного ресурса, необходимо проводить периодическое ТО, заключающееся в выполнении профилактических и регламентированных операций по уходу, осмотру и ремонту транспортного средства.

Периодичность ТО следующая:

  • нулевое — при обкатке;
  • ежесменное — каждые 10 моточасов;
  • ТО-1 — через 100 моточасов;
  • ТО-2 — через 500;
  • ТО-3 — 1000;
  • сезонное — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации;
  • особое — при изменении типичных условий работы на крайне тяжелые.
Читайте также:  Бульдозер Shantui SD23 - описание и характеристики

Техническое обслуживание

При ТО выполняют такие операции:

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверка комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц машины.
  3. Осмотр на герметичность и подтекание масла, топлива, электролита. При обнаружении неполадок их устраняют.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень проводимых работ по ТО приведен в «Карте технического обслуживания». Все осмотры, кроме ежесменного, обязательно должны заноситься в журнал.

Достоинства и недостатки

Трактор имеет такие достоинства:

  • оригинальный внешний вид;
  • возможность эксплуатации в суровых климатических условиях и при низких температурах;
  • комфорт рабочего места оператора;
  • простое управление;
  • отличная тепло-, шумоизоляция и вентиляция кабины;
  • максимальная обзорность при работе;
  • высокая проходимость и маневренность;
  • возможность работы в темноте;
  • доступность комплектующих и запасных частей;
  • низкие расходы на ТО;
  • доступная цена.

Главными недостатками бульдозера являются наличие двигателя 8ДВТ с малым моторесурсом и низкое качество сборки конструкции.

Гусеницы часто приходят в негодность, начинают рваться через короткое время эксплуатации, при этом срываются крылья, ящики и аккумуляторы.

Цена и отзывы владельцев

На вторичном рынке тракторы Т-330 90-х годов выпуска в удовлетворительном состоянии после капремонта составляют 1,2-2,5 млн рублей. Машины, изготовленные в 2000-х годах, в зависимости от мощности и выполняемых функций варьируются в пределах 2-4,5 млн рублей.

Владельцы бульдозеров называют их «бульдогами» и считают лучшими отечественными машинами данного класса, о чем свидетельствуют отзывы.

Василий Геннадиевич, 52 года, Новосибирск

На предприятии до сих пор пользуемся тракторами 35 класса со старыми дизелями. Отличные «бульдоги». Мотор работает на пределе, но мощности хватает при эксплуатации на полных оборотах. Выполняет любые поставленные задачи.

Петр, 48 лет, Хабаровск

В нашем крае климат суровый, поэтому для тяжелых бульдозерных работ приобретали на вторичном рынке бульдозер «Чебоксарец» с дизелем от Ярославского завода. Тяжелые машины, мощные. Скалы, мерзлые слои режут без затруднений. Расход топлива невысокий для такого класса. Постоянно производим осмотр трактора, сборочных деталей, гусеничных лент, проверяем, чтобы не было утечек масла и топлива, вследствие чего техника работает долго и без сложных, затратных ремонтов.

Основные модификации и аналоги

Аналогом гусеничного трактора является созданный на его базе, усовершенствованный бульдозер Т-330Р1-01. Он оснащен 1- или 3-зубым рыхлителем, с поперечными отвалами способен обрабатывать сложные мерзлые грунты и работать в специфических условиях.

Другие модификации — бульдозеры Т-25.01, ДЗ-94С и ДЗ-94С1, использующиеся в крайне тяжелых условиях.

Бульдозер Т 330 технические характеристики

Бульдозер Т 330 представляет собой тяжелую спецтехнику (производитель – Чебоксарский завод промышленных тракторов). Разработка модели началась в 1970-х годах. В тот период потребность в энергонасыщенной технике резко выросла, а в СССР подобных машин не существовало (использовались иностранные версии от Коматсу и Катерпиллар). Бульдозер создавался как альтернатива зарубежной технике, но полного копирования узлов разработчики решили не допускать. В результате получилась модель существенно более дешевая, но уступающая иностранным машинам по производительности.

По задумкам разработчиков Т 330 должен был стать базовой версией для нового семейства промышленных бульдозеров, которое включало бы модели разного тягового класса со схожей схемой построения и унификацией по узлам. Внешне модель существенно отличалась от бульдозеров того времени. Изначально кабина была вынесена далеко вперед и находилась рядом с тыльной стороной отвала, практически нависая над ним. В дальнейшем кабину несколько отодвинули назад для улучшения эффективности работы. За счет необычной компоновки разработчики попытались минимизировать усталость оператора путем увеличения обзорности рабочей области.

Выпуск серии Т 330 начался в 1975 году. В настоящее время производство модели продолжается, но с другим названием (ЧЕТРА Т25). Современный аналог Т 330 имеет серьезно доработанную конструкцию и новые элементы конструкции.

Бульдозер Т 330 предназначается для перемещения, резания и рыхления грунта 1-4 категории. Техника эффективна при выполнении следующих работ:

  • формирование насыпных сооружений;
  • перемещение больших объемов грунта, щебня и гравия;
  • заполнение котлованов, ям и выемок;
  • создание оснований для дорог;
  • расчистка территории с уборкой камней, мелколесья и кустарников;
  • складирование строительных материалов;
  • разрушение зданий и различных конструкций;
  • планировка территории.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 330

Габаритные размеры:

  • длина – 9330 мм;
  • ширина – 4762 мм;
  • высота по выхлопной трубе – 4230 мм;
  • дорожный просвет – 570 мм.

Полная масса бульдозера равняется 42000 кг. Тяговый класс машины – 25, предельная тяга – 66000 кг. Максимальное тяговое усилие составляет 670 кН. Глубина преодолеваемого брода – 1000 мм. Эксплуатировать технику допускается при температуре от -50 до +50 градусов.

Т 330 оснащается полусферическим отвалом со следующим параметрами:

  • ширина – 4860 мм;
  • высота – 1820 мм;
  • максимальная высота подъема – 1530 мм;
  • максимальный уровень заглубления – 650 мм;
  • объем призмы волочения – 13 куб.м;
  • заглубление отвала – 650 мм;
  • угол перекоса – 12 градусов;
  • масса – 7030 кг.

Параметры рыхлителя:

  • тип – параллелограммный;
  • количество зубьев – 1;
  • предельная высота подъема – 950 мм;
  • предельное заглубление – 1380 мм;
  • диапазон углов рыхления – 14 градусов;
  • масса – 6489 кг;
  • заглубляющее усилие – 15300 кг;
  • усилие подъема – 56400 кг.

ДВИГАТЕЛЬ

Т 330 оснащается 4-тактным дизелем 8ДВТ-330А, выпускаемым Волгоградским моторным заводом. Турбированный агрегат имеет V-образную компоновку и воздушную систему охлаждения, оптимально подходящую для северных районов. Двигатель устанавливается за кабиной в средней части бульдозера. При всех своих достоинствах (неприхотливость, большой запас крутящего момента, мощность) мотор в условиях интенсивной работы уже после 3-4 лет требовал капитального ремонта (общая наработка до капремонта – 4000 моточасов). В этом случае замене подвергались дефектные детали, после чего выполнялись операции обслуживания, что требовало немалых затрат.

Параметры двигателя 8ДВТ-330А:

  • рабочий объем – 22,6 л;
  • мощность – 250 (330) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 1700 об/мин;
  • число цилиндров – 8;
  • масса – 2600 кг;
  • удельное потребление топлива – 230 г/кВт в час.

Отдельные версии Т 330 подвергались переоборудованию. Вместо агрегата 8ДВТ-330А на них устанавливали мотор ЯМЗ-240 НМ2. Среди моделей, эксплуатирующихся в настоящее время, подобных версий большинство.

Параметры двигателя ЯМЗ-240 НМ2:

  • рабочий объем – 22,3 л;
  • мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 1815 Нм;
  • число цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельное потребление топлива – 208 г/кВт в час.

Бульдозер комплектовался топливным баком, вмещающим 670 л горючего.

УСТРОЙСТВО Т 330

Конструкция бульдозера построена на сварной раме, собранной из 2 стальных лонжеронов коробчатого сечения, соединенных в 3 частях поперечинами. В передней части находится балансирная балка с упором на гусеничные тележки. Машина имеет эластичную подвеску с балансирным брусом. Полужесткая ходовая часть собрана из 2 гусеничных тележек, опирающихся на оси передач с возможностью качания. Для всех катков и колес предусмотрена вечная смазка. Натяжение гусеничной части регулируется при помощи механизма натяжения. Гусеничная лента имеет разборную конструкцию и состоит из 42 звеньев.

Параметры ходовой части:

  • ширина колеи – 3250 мм;
  • количество опорных катков (с каждой стороны) – 14;
  • шаг звена гусеничной цепи – 250 мм;
  • ширина стандартного башмака – 650 мм;
  • площадь контакта гусеничной части с поверхностью – 4,86 кв.м;
  • удельное давление на грунт – 0,081 МПа.

Бульдозер оборудован гидромеханической трансмиссией с 3-скоростной реверсивной КП, позволяющей передавать крутящий момент раздельно на оба борта (независимый привод гусениц с возможностью реверсирования).

Диапазон скоростей движения:

  • переднее направление – 0-16,7 км/час;
  • заднее направление – 0-13,7 км/час.

Тормозная система также позволяет воздействовать раздельно (используются ленточные тормоза с гидроуправлением). Вместе с реверсом это обеспечивает хорошую маневренность, позволяя разворачиваться практически на месте. Поворот выполняется посредством раздельного привода гусениц.

Кабина Т 330 рассчитана на эксплуатацию в суровых условиях. Она имеет остекление в 2 слоя с повышенной защитой от обледенения. Салон герметизирован и оборудован мощной отопительной системой для прогрева. Также присутствуют воздухоочистительная система и вентиляция. Кабина подрессорена амортизаторами для сокращения уровня вибрации. Внутри установлено сиденье оператора с регулировкой по углу наклона. Рычаги и педали находятся в удобном для механизатора месте и позволяют управлять машиной без существенных физических усилий.

Бульдозеры Т 330 1992-1996 года обойдутся в 650-900 тысяч рублей (стоимость версий после капитального ремонта – до 2 млн рублей). Модели 2002-2005 года предлагаются по цене в 1,5-3,9 млн рублей. Конечная цена определяется состоянием и степенью износа основных элементов.

История создания и основные технические характеристики бульдозера Т-330

Бульдозер Т-330

Тяжелый бульдозер Т-330: его технические характеристики и электросхема — удачный опыт отечественного «импортозамещения». Рассмотрим подробнее историю создания модели, особенности ее конструкции, сферу применения.

Модель разработана чебоксарским предприятием, она стала единственной, серийно выпускаемой еще с 1975 г. Эксплуатировать эту спецтехнику активно начали в восьмидесятых годах после нескольких доработок. Именно тогда агрегат Чебоксарец получил промышленное распространение.

История модели

Поскольку создавался агрегат, как альтернатива импортной техники, разрабатывали его по аналогии с ней. Хотя конструкторы и отказались от точного копирования. Бульдозер получил меньшую мощность и производительность. Но себестоимость изготовления вместе с техническим обслуживанием стала гораздо ниже.

Т-330 явился основой нового направления промышленных платформ, которое объединило машины разной тяги при единой компоновке. Помимо основного направления, установка стала базой для создания многих носителей навесных приспособлений: крановых, трубоукладочных, экскаваторных.

Описание спецтехники

Бульдозер обладает достаточной мощностью, имеет запас надежности, отличается невысокой стоимостью ремонта. Основной его недостаток: двигатель, неспособный эффективно работать много лет.

Капитальный его ремонт далеко не всегда способен полностью восстановить заводскую работоспособность, из-за чего некоторые образцы спецтехники оснащены импортными двигателями. Модернизация трактора, выполненная после сорокалетней практики использования, обеспечила повышение живучести проблемных узлов.

Размеры Т-330

В результате разработан мощный мотор, у которого присутствует альтернатива между жидкостным либо воздушным охлаждением. Он более работоспособен при функционировании летом или зимой.

Назначение

Бульдозер этой марки способен выполнять строительные, мелиоративные либо ремонтные действия в расширенном температурном диапазоне. Он удобен при реализации обширных проектов, поскольку тогда достигается минимизация затрат. В стандартной комплектации трактор оснащен разрыхлителем вместе с передним отвалом.

Установка имеет бронированный капот повышенной прочности. Он исключает вероятность деформации из-за перемещения значительной массы каменистого грунта. Благодаря переднему размещению операторской кабины нагрузка на машиниста снижается, открывается хороший обзор. Для предотвращения повреждения кабины она немного сдвинута назад и защищена капотом.

Бульдозер Т-330 в работе

Благодаря отведению под отвал выхлопных газов происходит улучшение практической эффективности работы спецтехники. Это действие препятствует вероятности задержки на ковше грунтового конгломерата, снижающего подвижность подвески и массу перемещаемого материала.

Поскольку в моторе реализовано воздушное охлаждение, он легко заводится даже при сильном морозе. В жару этого хватает для предотвращения перегрева. Более работоспособны модели, у которых присутствует охлаждение жидкостью.

В промышленных условиях трактор используют для таких целей:

  • подготовка грунта при закладке массивных фундаментов;
  • разрушение железобетонных конструкций;
  • расчистка котлованов;
  • борьба с последствиями после стихийных бедствий.

Устройство

В базовой комплектации машина снабжена мотором на 8 цилиндров, имеющим воздушное охлаждение. Выполненная V-образно система расположения цилиндров существенно повышает компактность силовой установки, позволяя более продуктивно использовать ее возможности.

Устройство Т-330

Модернизированные модели оснащены дизелем с 12 цилиндрами, который производит моторный завод в Ярославле. Их основное достоинство — повышенная мощность, значительно увеличивающая производительность.

Главные сборочные узлы этого трактора выглядят так:

  1. Двухместная кабина, которая оснащена обогревом и принудительной вентиляцией, системой кондиционирования. Двухслойное остекление усиливает термическую защиту при любых температурах, препятствуя обмерзанию. Рабочее место снабжено эргономическим сиденьем, дополнительной амортизацией, удобной системой управления.
  2. Трансмиссия гидромеханическая с трехскоростной реверсивной КПП, способной раздельно передавать на каждый борт крутящий момент. Отдельно функционирует и система торможения, одновременно с реверсом способная обеспечить повышенную маневренность техники в достаточно стесненных условиях. Трактор легко разворачивается без продвижения на месте.
  3. Ходовая система состоит из пары тележек на гусеницах. Чтобы улучшить плавность хода, устранив динамические нагрузки, применена торсионная подвеска для катков. Узлы не требуется смазывать весь период эксплуатации агрегата.
  4. Управление бульдозером выполнено на дистанционном принципе. Все узлы напрямую не связаны с деталями управления. Большинство операций целиком автоматизированы, их выполняют дополнительные гидроприводы.

Технические характеристики

Практически все современные установки снабжены 12-цилиндровым дизелем, поскольку у старых моторов с 8 цилиндрами ресурс практически полностью исчерпан. В таблицах приведем все характеристики этого бульдозера.

ПараметрыЗначения
Количество цилиндров12
Диаметр цилиндров130 мм
Рабочий объем22,3 л
Ход поршня140 мм
Мощность500 л.с.
Обороты вала2100
Расход солярки153 г/час
Габариты1,76*1,1*1,19 м
Масса1,79 т
Число башмаков42
Ширина трака650 мм
Шаг звеньев250 мм
Контактная площадь7,86 кв. м
Читайте также:  Факты о смородине

работы отвала — 160*1250 мм

Габариты9,33*4,762*4,23 м
Объем топливного бака670 л
Масса54,8 т
Клиренс0,57 м
Видполусферический
Габариты4,86*1,82 м
Уровень подъема1,53 м
Уровень заглубления0,65 м
Вес7 т
Вид рыхлителяпараллелограмм
Уровень подъема0,95 м
Уровень заглубления1,38 м

Стоимость нового современного трактора — 5 млн. руб. Изношенные, бывшие в эксплуатации машины обойдутся дешевле, но повседневные расходы нивелируют разницу. Существенное достоинство применения отечественного бульдозера — значительно меньшие затраты при ремонте, нежели для зарубежной техники.

Двигатель

Первоначально Т-330 выпускали с волгоградским мотором на 8 цилиндров объемом 22,6 л. Его мощность — 330 л. с. Дизель имел воздушную систему охлаждения, что положительно влияло на работу в суровых зимних условиях нашего государства.

Двигатель бульдозера Т-330

Основные параметры родного дизеля следующие:

  • Рабочий ход и диаметр поршня этого мотора 8ДВТ-330А почти одинаковы — 160 и 150 мм.
  • Частота вращения коленчатого вала — 1700 об/мин.
  • Паспортный расход солярки — 230 г/кВт*час.
  • Подает топливо внутрь мотора немецкий насос бренда Bosh (иногда вместо него ставили чешский Motorpal либо отечественный «ЯЗДА».
  • Максимальное усилие тяги силового оборудования — 670 кН/68,2 тс.
  • Вес агрегата 8ДВТ-330А достигал 2,6 т.

Закреплен дизель сразу за кабиной в середине бульдозера. Практически доказано, что интенсивная его эксплуатация позволяет пользоваться мотором максимум 3 года, после чего приходится выполнять капитальный ремонт. Заявленный производителем ресурс функционирования составляет 4000 часов.

Выполняя капремонт, требуется заменять следующие изношенные узлы:

  1. Шлифовать коленвал либо менять его.
  2. Настраивать топливную аппаратуру.
  3. Устанавливать новые кольца на поршни и вкладыши.
  4. Заменять каждое уплотнение.
  5. Монтировать новые датчики и жгуты.
  6. Ставить новый генератор и стартер.

После развала СССР завод-изготовитель этих дизелей подвергся полному разорению, поэтому больше эту модель мотора не выпускали. Владельцы работающих бульдозеров вынуждены были искать выход, поэтому начали заменять родной двигатель, полностью исчерпавший ресурс, мотором ярославского изготовителя ЯМЗ-240. Сейчас практически все работающие трактора этой модели укомплектованы именно таким силовым агрегатом.

Трансмиссия

Отдельно стоит рассмотреть трансмиссию бульдозера. Эта спецтехника укомплектована гидромеханической системой. Раздельная модульная подвеска соединена с гусеницами. Для перемещения агрегата применен трехколесный гидротрансформатор с одной ступенью комплексной конструкции. Она дополнена центростремительной турбиной.

Трансмиссия Т-330

Допустимый коэффициент трансформации — 3. Для трактора применены колеса, у которых диаметр равен 480 мм. Установка достигает КПД своей работы, равное 0,906. Каждый из этих показателей гарантирует достижение оптимального значения крутящего момента дизеля, бесступенчатое регулирование его функционирования при изменении уровня нагрузки. В гидромеханической трансмиссии применена реверсивная, трехступенчатая КПП с шестью валами.

Работоспособности КПП способствуют следующие элементы:

  • Косозубые, постоянно находящиеся в зацеплении шестерни.
  • Дисковые муфты передач, прижимаемые гидравлическим усилием.
  • Реверсивный механизм, который управляет системой торможения.
  • Остановочные тормоза, имеющие ленточную систему функционирования.
  • Тормозная система функционирует в реверсном режиме, что гарантирует отдельное действие каждой стороне бульдозера (все тормоза объединены, составляя единый автономный блок).
  • Каждая сторона трактора обеспечена механической передачей посредством согласующих редукторов.

Чтобы передать крутящий момент на конические шестерни редуктора, применены карданные варианты передач. Раздвоение мощности потока кинетической энергии гарантирует гидромеханическая трансмиссия, передавая его на ведущие колеса. Это гарантирует уверенную стоянку трактора на любой наклонной плоскости, поскольку гусеницы способны двигаться в противоположных направлениях.

Электрооборудование Т-330

Подобная трансмиссионная конструкция имеет несколько достоинств:

  1. Эффективное использование мощности дизеля и воспроизводимого им крутящего момента при любой достигнутой скорости движения.
  2. Развитие на любом режиме максимальной тяги.
  3. Легкое маневрирование даже в совершенно стесненных условиях благодаря раздельному приводу для каждой гусеницы.

Тракторный гидротрансформатор этой модели выполнен по аналогии с тепловозным агрегатом.

Здесь можно скачать инструкцию по эксплуатации бульдозера Т-330.

Механизм хода

У этого трактора ходовая система снабжена двумя гусеницами, которые поддерживает пять катков. Они подвешены по одной оси с бортовыми передачами. Дополнительно присутствует пара поддерживающих катков по каждой стороне.

Подвеска этих опор торсионная, чтобы повышать плавность маневров, гарантированно сцеплять гусеницы и грунт, снижать на механизм динамические нагрузки. Благодаря такой конструкции тяговое усилие используется в полной мере, повышается проходимость.

Отвал бульдозера Т-330

Чтобы добиться продолжительного функционирования ходовой части, разработана система «вечной» смазки. Гусеницы находятся в постоянном натяжении благодаря гидроприводу — это облегчает управление техникой.

Плюсы и минусы

Перечислим главные плюсы этой машины, не забыв упомянуть и про минусы, присущие технике.

  • Достаточный обзор вперед.
  • Теплая и комфортная кабина, продуманная система обогрева (от аккумуляторов нагревается все, даже топливный бак и КПП).
  • Хорошая маневренность.
  • Простота конструкции.
  • При ремонте удобно добраться до любого узла, поскольку присутствует много лючков.
  • Хотя мотор работает на своем пределе, его мощности достаточно.
  • На грунте бульдозер превосходит по производительности мощную импортную технику, да и при работе на скале, когда она разбирается с помощью отвала, не уступает зарубежным аналогам.
  1. При рыхлении техника слабовата из-за легкой кормы, невидимости колонки рыхлителя, невозможности регулировать угол атаки.
  2. Незначительный ресурс дизеля — менее 4000 моточасов.
  3. Отсутствуют промежуточные положения у электрогидравлического управления, есть только позиции включено либо выключено.
  4. Часто выходят из строя пилоты управления и распределители.
  5. Слабые лючки из дюралюминия, их сразу раздавливает, поэтому приходится менять их, устанавливая самодельные, стальные.
  6. К заливной горловине на картере ГТР плохой доступ, хотя на поздних моделях картер стал общим, объединенным с КПП.
  7. Максимальная жизнеспособность гусениц — полгода.
  8. Качество выполняемой заводом-изготовителем сборки узлов нередко не отвечает требованиям потребителей.

Видео: бульдозер Т-330.

Отзывы

Желая купить эту спецтехнику, рекомендуем предварительно прочесть о ней многочисленные отзывы. Народ в шутку именует трактора «бульдогами», иногда «чувашпиллерами».

Операторы, обслуживающие агрегаты, отзываются об особенностях работы на Т-330 практически одинаково.

Мне 60 лет, живу в Навле (Брянская обл, Россия). Инженер-экономист и инженер-механик. Пенсионер. В свободное время стараюсь писать интересные статьи.

Бульдозер Т-330 – отечественный агрегат для промышленных работ

Характеристики, устройство и особенности бульдозера Т-330

Модель Т-330 разработана «Заводом промышленных тракторов» (Чебоксары) и является единственной моделью в своей категории, выпускаемой серийно с 1975 г. Активная эксплуатация агрегата стартовала с начала 80-х годов – ей предшествовала серия доработок, после которых трактор рекомендовали для промышленного применения.

Бульдозер Т-330

Бульдозер Т-330 может использоваться в качестве альтернативы дорогостоящим зарубежным моделям. Он обладает не только повышенной мощностью и запасом надежности, но и меньшей стоимостью текущих ремонтных работ.

Основным недостатком конструкции является недостаточная живучесть моторов, начального ресурса которых едва хватало на 3 года. Капитальный ремонт не всегда восстанавливает исходную работоспособность, поэтому ряд образцов оснащен адаптированными двигателями сторонних производителей.

Назначение и основные узлы бульдозера Т-330

Модернизация трактора, проведенная на основе четырех десятилетий практики, была направлена на повышение живучести его узлов. Итогом является разработка более мощного двигателя с возможностью выбора жидкостного или воздушного охлаждения, который более работоспособен в жару или мороз.
Фото гусеничного бульдозера Т-330

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.

Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).

Устройство

Изначально на машине установлен 8-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. V-образная схема расположения цилиндров повышает компактность и позволяет максимально эффективно использовать возможности дизеля.

Современные версии бульдозера (модернизированные) оснащены 12-цилиндровыми двигателями, выпускаемыми Ярославским моторным заводом. Основное преимущество таких усиленных версий – повышенная мощность, увеличивающая производительность.

Основные узлы трактора и их параметры следующие:

  1. Кабина – двухместная, оснащена принудительной вентиляцией и обогревом, а также кондиционером в современном исполнении. Двухслойное остекление кабины повышает ее термозащиту в любых температурных условиях и препятствует обмерзанию. Кабина имеет дополнительную амортизацию, эргономичные сиденья и продуманные элементы управления.
  2. Гидромеханическая трансмиссия – оснащена трехскоростной, полностью реверсивной коробкой передач, раздельно передающей крутящий момент на оба борта. По отдельности действует и тормозная система, которая совместно с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в стесненном пространстве (позволяет разворачиваться на месте).
  3. Гидротрансформатор, включающий рабочие колеса диаметром 480 мм, имеет высокий для подобного типа конструкций КПД – 0,906. Максимальный коэффициент трансформации не отличается от стандартного (не более трех).
  4. Ходовая система – полужесткая, состоящая из двух гусеничных тележек.

Для повышения плавности хода и сведения к минимуму динамических нагрузок используется торсионная подвеска катков. Смазка в узлах не меняется на протяжении всего срока эксплуатации.

Конструкция бульдозера на основе трактора Т-330

Схема бульдозера Т-330

1 — передний капот бронированный; 2 — коробка передач; 3 — лента гусеничная; 4 — натяжное колесо гусеницы; 5 — гусеничная тележка; 6 — катки опорные; 7 и 8 — карданные передачи; 9 — гидротрансформатор; 10 — воздушный фильтр; 11 — катки поддерживающие; 12 — ведущая звездочка; 13 — обогреватель кабины; 14 — главная передача; 15 — дизель; 16 — предпусковой подогреватель; 17 — выпускная система дизеля; 18 — ящик для инструмента; 19 — топливный бак; 20 — бак гидросистемы; 21 — аккумуляторы; 22 — воздушный вентилятор — увлажнитель кабины; 23 — кабина; 24 — гидроцилиндр.

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Цилиндрі:12шт.
— число130мм
— диаметр22,3л
— рабочий обїем140мм
— ход поршня
Мощность368/500кВт/л.с.
Частота вращения вала2100об./мин.
Крутящий момент (максимальный)1815/185Н?м/кгс?м
Расход топлива (минимальный)208/153г/ч на единицу мощности (кВт/л. с.)
Габариты1,760 ? 1,100 ? 1,190м
Вес1,790т

Габариты и характеристика гусениц:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Башмаки:
— число42шт.
— ширина650мм
Звено:
— шаг250мм
— высота зацепления с грунтом90мм
Площадь контакта7,86м2

Параметры гидравлической системы:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
НасосыШестеренные
Производительности при 1700 об./мин.430л/мин.
Давление предохранительных клапанов:
— рыхлителя160кг/см2
— перекоса отвала160кг/чс2
— отвала160кг/см2
Параметры поршня (диаметр, ход):
— гидроцилиндра подъема и опускания отвала160х1250мм
— перекоса отвала220х300мм
— подъема рыхлителя220х560мм

Ходовые характеристики:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Длина9330мм
Высота4762мм
Ширина4230мм
Удельное давление1,127кгс/см
Объем бака (дизельное топливо)670л
Диапазон скоростей:
— вперед0-17км/ч
— назад0-14км/ч
Масса54800кг
Дорожный просвет0,57м

Бульдозерное и рыхлительное оборудование:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
— типполусферический
— ширина4860мм
— высота1820кг
— высота подъема1530кг
— заглубление650кг
— масса7030кг
Призма волочения13м3
Заглубление отвалане более 0,65м
Перекос отвала±12град.
Рыхлитель:
— типпараллелограмм
— число зубьев1шт.
— высота подъема950мм
— заглубление1380мм
— диапазон углов рыхления±14град.
— масса6489кг
Усилие:
— заглубляющее15300кг
— выглубляющее56400кг

Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.

На видео бульдозер Т-330 в работе:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]