Трактор Т-100. Обзор, характеристики, особенности применения

Технические особенности трактора Т-100 и его модификаций

Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» — одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.

Трактор Т-100М

Трактор Т-100М

Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.

Создание модели

Промышленный советский трактор, как и множество иных видов техники в те времена, названный в честь И. В. Сталина С-100, претерпел серьёзные изменения в начале 60-х годов XX века. Сначала появилась модификация Т-108. Её выпускали всего три года. В 1964-м завод приступил к выпуску «сотки». И уже спустя четыре года трактор Т-100 удостоился золотой медали на международной выставке.

трактор т 100

Тяжёлая гусеничная машина была предназначена для промышленности и строительных работ. Проектировалась как бульдозер с канатным управлением отвала. Позднее было принято решение о модернизации под использование разнообразного навесного оборудования. В отличие от предшественника, имевшего всего две модификации, на базе гусеничного Т-100 было выпущено четырнадцать видов спецтехники.

«Сотка», как промышленный трактор, относилась к тяговому классу 10. Кстати, современный колёсный Т-25 (100% универсальный трактор, как его гордо называют) относится к тяговому классу 0,6. Эта категория определяется максимальным усилием, которое при определённых строго установленных условиях может развить колёсная или гусеничная машина.

Назначение трактора Т-100

Основной сферой применения трактора Т-100, планируемой разработчиками, была работа в сочетании с бульдозером Д3-53, однако позднее оборудование для бульдозера модифицировали гидравлической системой. К модели бульдозера Д3-54 (более совершенной версии, последовавшей за Д3-53) было выпущено множество дополнительного оборудования, например, кусторез, устройство для выкорчевывания пней из земли, удалитель камней, разрыхлитель почвы, углубители почвы и другое.

Трактор Т-100

Трактор Т-100

Трактор Т-100 также выполнял функцию укладчика труб и в некоторых случаях — подъемного крана. Таким образом, назначение трактора было более промышленным, чем бытовым. Для посадочных и колхозных работ в то время применялись более легкие, маневренные модели, управление которыми мог освоить любой человек. Благодаря тяжелому весу в 11 100 кг. техника использовалась в лесохозяйственных работах, на строительстве, на промышленных предприятиях.

Силовая установка трактора

Силовая установка, которая использовалась на тракторе С-100, была серьёзно модернизирована специально для «сотки». И получила номер Д-108. Четырехцилиндровый четырехтактный двигатель имел массу больше 2 т . Компоновка двигателя не поменялась, но камеру, в которой происходит смесеобразование и сгорание топлива, выполнили в днище поршня. Он же имел два маслосъемных и три компрессионных кольца. В головки цилиндров для установки форсунок запрессовали бронзовые втулки. Вместо одного распыляющего отверстия, стали выполнять пять. Кроме того, в масляном фильтре установили центрифугу.

т 25 как 100 трактор

Трактор Т-100 стал первой промышленной машиной, в которой был использован пусковой двигатель. С помощью установки П-23 с электростартером зимой запускался основной дизельный мотор. Судя по отзывам людей, которые хоть раз в жизни управляли этой машиной, в тракторе использовали ещё один полезный механизм. Это вакуумное устройство, которое работало от энергии выхлопных газов. Оно позволяло заправлять горючим ёмкости, расположенные ниже уровня топливного бака.

Модельный ряд и модификации т100

Уровень технических возможностей трактора Т100 позволил производителю выпустить 22 модификации на базе флагманской модели. В модельный ряд вошли следующие образцы техники, ставшие впоследствии популярными:

  • Т-100М — модель, которую официально называют базовой, не имела гидрообрудования и не была рассчитана на установку навесок заднего типа;
  • Т100МГС — с гидроооборудованием и задней системой навешивания оборудования, хвостовик ВОМ, основное назначение — сельскохозяйственное;
  • Т100МГП- с гирооборудованием и передней системой навесок, имеется жесткая сцепка, хвостовик ВОМ, основное назначение — промышленное;
  • Т100МБ — основное назначение — болотоходный, увеличена общая площадь гусеничного полотна;
  • Т100МБГ — болотоходный вариант Т100МГП;
  • Т100Т — основное назначение — работа с трубоукладчиком (навесные системы отсутствуют);
  • Т-100МГП-1 — облегченный капот, отсутствие кабины, модификация МГП100;
  • Т-100МЗ — аналог Т130;
  • Т-100МЗБ — основное назначение болотоходное, аналог Т130;
  • Т-100МЗГП — последняя модификация в модельном ряду. Была оснащена гидравликой для упрощения процесса поворота, более легкая в управлении.

Модификации трактора

В самом начале «сотка» агрегатировалась с бульдозером ДЗ-53, в котором управление отвалом было канатным. Затем его модернизировали, установив более современную гидросистему. Новая машина получила обозначение ДЗ-54. И уже к ней выпускалось четырнадцать видов навесного оборудования для использования в различных строительных и дорожных работах. Это были и корчеватель пней, и кусторез, и рыхлитель, и камнеудалитель, и уширитель. На шасси Т-100 монтировали свайные копры, подъёмные краны и трубоукладчики.

трактор т 100 технические характеристики

В отзывах простых трактористов значилось, что модификация Т-100 МГП имела гидравлическое оборудование, переднюю навесную систему, а вместо лебёдки – жёсткое сцепное устройство. В ней были предусмотрены выходные механизмы для подключения вала отбора мощности и задней навесной системы. Обе эти модификации выпускались как болотоход, гусеницы которого имели более широкое сечение — Т-100 Б и Т-100 БГ.

т 100 трактор отзывы

Буквой «Т» в наименовании отмечался трубоукладчик, в котором вместо гидронавесных систем предусматривались крепления для специализированных агрегатов и устройств. Трактор Т-100 МГП-1 выпускался в облегчённом варианте без кабины. Последней модификацией «сотки», выпускавшейся уже параллельно с новым Т-130, была Т-100 МЗГП с гидравлическими сервомеханизмами управления поворотами. И, пожалуй, только её ещё можно встретить. И даже приобрести.

Технические характеристики

Отличительными особенностями трактора Т100 стали: более мощный улучшенный двигатель с высоким крутящим моментом, а также функция легкого запуска за счет наличия двигателя П-23. Часть произведенных машин до настоящего времени используется в России, Белоруссии, Украине. Стоимость данной модели колеблется от 150 до 300 тысяч рублей (от 250 до 470 тысяч гривен).

Вес и габариты Т100

  • Длина Т-100 составляет 4255 мм., высота 3059 мм., ширина 2460 мм.
  • Создаваемая трактором колея — 1880 мм., клиренс 31,1 см.
  • Тяговое усилие на умеренной скорости — 6000 кг., на первой передаче — 9500 кг., на пятой передаче 2000 кг.
  • Чем большую скорость развивает машина, тем больше понижается тяговое усилие.
  • Вес Т-100 составляет 11100 кг.

Тип двигателя

  • Марка двигателя трактора Т100 — Д108, дизельный.
  • Четырехтактный, на 4 цилиндра, камера сгорания нераздельного типа.Камера сгорания располагалась в поршне двигателя.
  • Мощность трактора составляла 108 л.с при частоте оборотов коленвала в 1070 об/мин.
  • Объем цилиндров 15,53 л.
  • Масса двигателя — 2100 кг.

Чтобы дизельный двигатель легко запускался в холодное время года, при минусовых температурах, инженеры оснастили машину двигателем П-23, работающим от электростартера.

Емкость топливного бака на устройстве — 235 л. Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой. Пуск устройства стал более легким из-за понижения степени сжатия топлива. Величина крутящего момента была повышена до 82 кГм.

Коробка передач трактора Т-100

  • механическая;
  • пять передач переднего, четыре заднего хода;
  • трехходовая;
  • реверсивная;
  • коническая центральная передача;
  • ведущая шестерня собрана в блок с нижним валом;
  • тип крепления ведомой шестерни — к валу центральной передачи;
  • поворотные муфты сухие, многодисковые.

Диапазон скоростей трактора Т-100 составлял от 2 до 10 км/час при движении вперед, от 2,8 до 7,6 км/час при движении назад.

Трансмиссия и ходовая часть

Сцепление: сухое, два ведомых диска. Механизм управления сцеплением: рычажно-кулачковый. Сцеплением можно было управлять из кабины водителя с помощью рычага.

Ходовая часть полужесткого типа. Механизм ходовой части включал гусеничные тележки (2 ед.), балансир и сами гусеницы. Гусеничная цепь приводилась в движение колесом натяжения и специальным механизмом.

Кабина

На момент начала выпуска (60-е годы) кабина трактора Т-100 была одной из самых удобных среди устройств аналогичного назначения и тягового класса. Мягкое сиденье оператора, освещение, вентиляция — всё это делало работу оператора трактора комфортной. Небольшим недостатком современники считают шум воздуха в кабине, вызванный принудительной системой вентиляции.

Управление трактором Т-100

Торможение трактора производилось за счет бортовых тормозов. Вхождение в поворот обеспечивали бортфрикционы и тормоза. При управлении машиной водитель ощущал довольно сильную вибрацию, что было обусловлено типом подвески и наличием гусеничной ленты, а не колес.

В сельском хозяйстве модель не нашла широкого применения из-за малой развиваемой скорости, а вот в промышленности «сотка» получил признание как раз из-за веса и плавного режима движения.

Навесное оборудование

Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:

  • лебедки;
  • корчеватели пней;
  • плуг болотный;
  • прицепной гейфер;
  • борона;
  • окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
  • сеялки;
  • сажатели картофеля;
  • прицепы самосвальные;
  • экскаваторные приставки;
  • погрузчики ковшовые.

Бульдозер Т-100. Корчеватель пней

Бульдозер Т-100. Корчеватель пней

Кабина трактора

Т- 100 (трактор) отзывы и сейчас, на фоне современной техники, имеет положительные. Он оборудовался комфортной по тем временам кабиной. Она устанавливалась за двигателем на жёсткой раме. Внутри для водителя было предусмотрено мягкое сидение, освещение и система принудительной вентиляции. Сегодня, к сожалению, Т-100 – трактор (фото внизу), что стал только воспоминанием. Но в 70-х годах он достойно соперничал с техникой ведущих зарубежных фирм. Впрочем, её было мало. И использовалась она только на стройках союзного значения, например на БАМе.

т 100 трактор фото

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):

  • управляйте техникой только сидя на месте оператора;
  • залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
  • перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
  • чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
  • опустите навесные орудия после остановки трактора;
  • для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
  • в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора

Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено.

Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:

  • первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
  • далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.

Действия, которые выполняются оператором при ТО:

  • регулировка муфты сцепления;
  • регулировка педалей тормоза;
  • очистка наружной поверхности рабочих узлов;
  • замена фильтров топлива;
  • регулировка гусениц (степень натяжения).

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Описание и назначение

Т-100 получил поддержку любого навесного оборудования, и исходя из этого, считался весьма универсальной моделью. Машина использовалась для обработки почвы различными способами, включая окучивание, культивацию, вспахивание, боронование, рыхление, обработка целины, посев и уборка урожая. Кроме того, трактор был широко востребован и в более серьезных дисциплинах: помимо обработки земли, машина была предназначена для валки леса, а также использовалась в качестве бульдозера и решения более трудоемких задач. Самый первый экземпляр Т-100 сошел с конвейера в 1963 году. В 1968 году машина заслужила почетную награду на специальном мероприятии, посвященном самой инновационной сельскохозяйственной технике. За годы производства произведено свыше 400 тысяч единиц Т-100, что стало абсолютным рекордом. Машина получила множество модификаций, востребованность которых была продиктована рядом причин. В первую очередь это, конечно же, восстановление сельского и промышленного хозяйства в послевоенные годы.

Основные неисправности и ремонт

При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:

Трактор Т-100 — Технические характеристики

Т-100 старое фото

Трактор Т-100 – это промышленный трактор, выпускавшийся в 1963-1977 годах. Благодаря неприхотливости и простоте обслуживания, эта машина быстро распространилась по всему Советскому Союзу. В разных регионах трактор Т-100 продолжает свою службу до сих пор.

История создания

Трактор 100 представляет собой переработанную и модернизированную версию С-100. Впервые сотая модель была собрана 9.10.1963 на Челябинском заводе, где машина и производилась до 1983 года. Разработчики трактора Т-100 рассчитывали, что он будет работать совместно с бульдозером ДЗ-53, который оснащался канатным отвалом. Однако в дальнейшем на трактор начали устанавливать усовершенствованный ДЗ-54 с гидроприводом. Вместе с ним монтировались камнеудалитель, корчеватель, кусторез и еще 11 наименований навесной техники. Всего за время производства на тракторы Т-100 устанавливалось 200 единиц оборудования, включая краны, скреперы, катки и т.д.

Т-100 на поле

Интересно! На момент начала изготовления трактор отличался современной и удобной для водителя кабиной. Здесь имелось мягкое сиденье, лампа освещения, а также система вентиляции (качество ее не очень высокое, поэтому при включении она издает слишком много шума). Для заправки машины установлен насос, благодаря которому можно заливать топливо из емкости, находящейся ниже бака (его объем составлял 235 литров). Сам насос соединен с выхлопной системой и работает от энергии выхлопных газов.

В 1968 году трактор Т-100 получил золото на международном смотре. С 1977 года началось создание модификации Т-100МЗ, которая являлась переходной версией между Т-100М и Т-130. Из-за невозможности быстрого перехода на изготовление Т-130, ЧТЗ вынужден был устанавливать новое оборудование на Т 100, из-за чего и введена новая модификация. При этом обе машины долгое время производились параллельно.

Гусеничный трактор т 100 получил распространение в СССР и за его пределами. В 60-80 годы он стал одним из основных видов техники на советских стройках. Также он поставлялся на сельскохозяйственные предприятия. Но из-за низкой скорости здесь он использовался не так часто.

Т-100 архив

Интересно! Наименование Т-100 или «сотка» быстро стало нарицательным. Оно использовалось в том числе для обозначения поздних моделей тракторов, таких как Т-10, Т130 и Т170.

В 70-80 годы налажены поставки гусеничного трактора в государства Восточной Европы. В настоящее время там до сих пор продолжают работу несколько сотен Traktor T100. Также Советский Союз поставлял эти машины Вьетнаму во время войны. Здесь они использовались для решения многих строительных и фортификационных задач. Один образец сейчас хранится в музее инженерных войск Вьетнама и доступен для осмотра всем желающим.

Модельный ряд

Т-100 на ремонте

В разные годы производилось 22 модификации «сотки». Однако наибольшую известность получили 9 из них:

  • Трактор Т 100М – это базовая версия машины. Она не имела места для монтажа задней навесной системы и не оснащалась гидроприводами, однако была оборудован лебедкой.
  • Т100МГП отличался от 100М наличием гидропривода, места для установки навесной системы и жесткий сцепной механизм. Такой трактор предназначался для промышленного использования и не был оборудован лебедкой.
  • Т-100МГП-1 – облегченный трактор без кабины.
  • Т-100 МБ – проходимая версия машины с увеличенной площадью траков для движения по топкой местности.
  • Т-100 МБГ – вариант трактора МПГ с болотными гусеницами.
  • Т-100 МГС – специальная модификация трактора для работы на сельхоз предприятиях. Оснащалась гидравлическим оборудованием.
  • Т-100 Т – предназначен для укладки труб. Навесное оборудование отсутствует. Вместо него имеется место для крепления специальной техники.
  • Т 100М3 – трактор, оснащенный узлами от Т-130.
  • Т-100 МЗБ – вариант предыдущей модели с лучшими внедорожными характеристиками.
Читайте также:  Мульчирование травы: интенсивное восстановление газона после зимы

Трактор Т 100 технические характеристики

На все машины устанавливался четырехтактный дизельный двигатель Д-108. Он имел 4 цилиндра и объем 15,53 литра. Масса мотора Т-100 немногим превышала 2 тонны, а мощность равнялась 108 л.с. Агрегат расходовал около 2 литров солярки в час. Также на машину ставилась механическая реверсивная трехходовая КПП (5 скоростей переднего и 4 заднего хода) и сухие многодисковые поворотные муфты. Тягловое усилие у сотого трактора на 1 передаче — 9,5 тонн, тогда как на 5 оно равняется 2 тоннам.

Т-100 схема

Трактор Т100 имеет длину 4,3м, высоту 3м и ширину 2,5м. При этом его вес составляет 11 тонн. Машина может развивать до 10 км/ч при движении вперед и до 7,6 км/ч при езде на задней передаче. Дорожный просвет у «сотки» равен 31см, тогда как ширина колеи составляет почти 1,9 метров. А благодаря большой длине опорной поверхности гусениц (около 2,3 метров при создаваемом давлении 0,47 кгс/см2), машина способна преодолевать сложные участки дороги и передвигаться по болотистой местности.

Интересно! По сравнению со своими аналогами, Т100 обладает маленькими габаритами. А короткая колесная база позволяет существенно улучшить маневренность. Поэтому модель может использоваться даже в труднодоступных для другой техники местах.

Электрооборудование трактора включает 4 фары наружного освещения, лампочку для подсветки салона и 12-вольтовый генератор мощностью 200Вт.

Эксплуатация Т-100

Благодаря своей массе и большому тягловому усилию трактор оптимально подходит для проведения промышленных работ. Однако большое разнообразие дополнительного оборудования позволяет использовать трактор и в других областях. Т-100 оборудуется:

  • Различными видами сеялок и сажателей.
  • Ковшовым погрузчиком.
  • Бороной или плугом.
  • Рыхлителем или окучивателем.
  • Корчевателем.
  • Грейфером.

Чтобы обеспечить исправную и правильную работу трактора Т-100, нужно вовремя проводить техническое обслуживание машины. Оно включает следующие мероприятия:

  • Проверка состояния узлов и очистка их наружной поверхности.
  • Замена топливных фильтров.
  • Настройка муфты сцепления и педали тормоза.
  • Регулировка натяжения тракторных гусениц.
  • Смазка рабочих узлов машины.

В случае, если нужно оставить трактор на длительное хранение (например, в зимний период), требуется провести его консервацию. Порядок действий в это случае будет следующим:

  1. Слить из машины остаток топлива и все технические жидкости.
  2. Рычаги нужно передвинуть в нейтральное положение.
  3. Проводка отключается от аккумулятора.
  4. Под гусеницы трактора устанавливаются подкладки из дерева так, чтобы железо не соприкасалось с землей.

Возможные неисправности

В процессе эксплуатации машины могут проявляться разного рода неисправности. Большинство из них не требуют серьезного вмешательства и могут быть устранены в минимальные сроки.

неисправности Т-100

  • Двигатель машины работает нестабильно. Причин здесь может быть несколько. В первую очередь требуется убедиться в наличии топлива в баке. Наиболее распространенная возможная неисправность – засорение топливопровода или фильтра. Также перебои в работе могут быть вызваны тем, что мотор трактора не успел достаточно прогреться. Соответственно, для устранения неполадок требуется прогреть двигатель, прочистить топливную систему и заменить фильтры.
  • Двигатель начал стучать. Эта проблема решается регулировкой зазоров клапанов в тракторе.
  • Греются тормозные ленты или не работает тормоз машины. Здесь поможет промывка боковых фрикционов, а также настройка тормоза.
  • Повышенный расход масла. В этом случае требуется осмотреть систему на наличие утечек и проверить состояние поршневых колец.
  • Слишком сильный дым из выхлопной трубы трактора. Здесь причину следует искать в качестве топлива или попадании в систему воды. Если двигатель достаточно прогрет, а цвет дыма не изменился – рекомендуется выполнить замену солярки.
  • Часто из строя выходит карбюратор Т-100. При нарушении работы трактора следует выполнить и его проверку.

Заключение

В различных каталогах трактор т 100 можно найти по цене 150-300 тысяч рублей. И хотя стоимость машины привлекательна, найти образцы в хорошем состоянии сейчас сложно. Однако если это все-таки удастся (при внимательном изучении каталогов это вполне реально), трактор станет хорошим подспорьем в хозяйстве. Такая машина проста в эксплуатации и обслуживании и способна выполнять широкий спектр задач.

трактор т 100

Важно! Главный минус «сотки» — отсутствие новых запчастей. Поэтому при поломке деталей придется искать разборку. Здесь же можно приобрести навесное оборудование. В крайнем случае владелец трактора может купить машину донор, и брать запчасти уже с нее.

По сравнению с современными тракторами, Т-100 не отличается высоким уровнем комфорта (особые сложности вызывает сильная вибрация машины, обусловленная типом подвески и наличием гусеничной ленты). Поэтому для личного хозяйства лучше выбрать новый аналог из той же ценовой категории (особенно если дело касается с/х работ). Однако «сотка» прекрасно подойдет там, где нужна мощная и тяжелая машина с минимальной стоимостью.

Трактор Т-100: технические характеристики

Трактор Т-100: технические характеристики

Т-100 — одна из самых популярных моделей трактора во второй половине XX века. Он использовался повсеместно на всей территории Советского Союза. Данная техника — глубокая модификация до этого производившегося трактора С-100. Обладает множеством самых разных достоинств в своем тяговом классе даже перед моделями, выпускаемыми в настоящее время. Изначально, в проекте рассматриваемый трактор должен был носить иное название.

На трактор возможна установка любого навесного оборудования, что делает его универсальным. Т-100 использовался для обработки земли, валки леса, в качестве бульдозера и решения иных более сложных задач. Он прост в ремонте, до сих пор возможно встретить в деревнях рабочие образцы данной модели.

ЧТЗ Т-100: история создания

Предшественником трактора Т-100, как было обозначено ранее, является модель С-100. Именно поэтому первоначально названием должна была стать аббревиатура C-100M. Расшифровывается она достаточно просто — «Сталинец Модернизированный». Но в силу исторических причин, политики СССР на тот момент осуществлено переименование в Т-100М.

Существует переходная модель между старой и новой «соткой». Обозначалась она Т-108. В официальных документах указывается, что это трактор производился в период 1962-1965 г.г. В реальности же он не выпускался. Фактически Т-108 — наименование опытной модификации под маркировкой 100М.

Самый первый трактор под маркировкой Т-100 (в разговорном жанре — сотка) был собран 09.10.63 г.

Через несколько лет, в 1968 году, трактор был удостоен почетной награды на выставке сельскохозяйственной техники. На данный момент существует более двух десятков различных модификаций трактора рассматриваемого типа. Модификации разрабатывались по целому ряду самых разных причин. В первую очередь это именно необходимость расширения спектра решаемых задач при помощи гусеничного трактора данного тягового класса.

трактор с 100

Трактор С-100 предшественник Т-100. В настоящее время их можно встретить в музее

Самые первые трактора Т-100 выпускались без гидравлического оборудования. Что существенно усложняло процесс использования, управления.

ТТХ трактора

Технические характеристики трактора 10-го тягового класса на момент создания были выдающимися. Именно по этой причине он продолжал выпускаться с минимальными изменениями более чем 10 лет подряд. Стоит упомянуть о ряде особенностей данной техники. Имеются как плюсы, так и минусы. Связаны они именно с техническими характеристиками гусеничного трактора.

Габаритные и массовые показатели

Габаритные показатели трактора были велики, но позволяли без труда использовать технику для решения самых сложных задач даже в условиях недостатка свободного пространства. Габаритные размеры стандартной модели трактора Т-100 без каких-либо модификаций выглядят следующим образом:

  • длина — 4.2 м;
  • ширина — 2.4 м;
  • высота — 3 м;
  • колея — 1.8 м.

Длина опорной поверхности гусениц составляет 2.3 м. Именно за счет этого достигается высокая проходимость у данного типа техники. Трактор Т-100 без труда преодолевает сложные участки дороги, болотистую местность. Убедиться в этом можно как самостоятельно, так и просмотрев видео эксплуатации данной техники в сложных дорожных условиях.

Величина дорожного просвета составляет 331 мм. Большой клиренс позволяет без труда преодолевать различного рода колеи, иные сложные участки дорог — где решающим фактором является расстояние от нижней части шасси до дороги. Удельное давление на почву составляет 0.47 кгс/см2. Потому трактор не проваливается на сложной, проблемной почве. Металлоемкость, кг/л.с. — 102.

Отличительной особенностью для своего времени является высокий показатель тяглового усилия — 6000 кг. Причем сам трактор в конструктивном положении имел вес всего 11 т. Что для техники данного типа с такими техническими параметрами было относительно немного — если учитывать год разработки и выпуска. Максимальная величина тягового усилия на первой передаче составляет 9.5 т.

При этом при увеличении скорости тягловое усилие существенно уменьшается. На самой последней пятой передаче оно составляет всего 5 т. Потому при движении с грузом, прицепом необходимо будет использовать в обязательном порядке пониженную передачу. Это существенно упрощает движение, особенно в сложных условиях дороги.

Двигатель

Изначально на базовую модификацию устанавливается двигатель типа Д-108. Данный мотор разрабатывался специально для гусеничного трактора Т-100. Именно поэтому использование его максимально эффективно. Данный двигатель представляет собой четырехцилиндровый мотор, отличительной особенностью его является нераздельная КВЗ.

Сама она размещается в поршнях двигателя. Стандартная мощность такого трактора равна 108 л.с. Что для середины прошлого века считалось достаточно выдающимся показателем. Такой показатель достигается лишь при скорости вращения коленвала, об/мин-1070.

Рабочий объем двигателя равен 150 см3. Диаметр поршня — 0.145 м. Вес мотора составляла ровно 2.1 т — почти ½ полной снаряженной массы самого трактора. В случае необходимости работы сложных условиях существенно помогает некоторый запас по мощности. Для пуска при отрицательной температуре используется «пускач» П-23 со специальным стартером. Объем топливного бака составляет двести тридцать пять литров.

Отличительными особенностями данной модели агрегата являются:

  • в форсунках установлен не 1 распылитель, а целых 9 шт.;
  • в фильтр для очистки масла устанавливается центрифуга реактивного типа.

Именно за счет пониженной величины сжатия стало возможно упростить пуск силового агрегата. Максимальный момент установлен на уровне 82 кГм.

Трансмиссия

Трансмиссия «сотки» не имеет больших отличий от предшественника. В конструкции предусматривается сцепная муфта. Главным преимуществом её является возможность легко демонтировать при необходимости.

Так как она фактически представляет собой самостоятельный узел. КПП использовалась механическая:

  • пять скоростей — для движения вперед;
  • четыре скорости — для движения назад.

Тип коробки — реверсивный, трехходовый. В качестве центральной передачи применяется конического вида. Для поворота применялась специальная многодисковая сухая муфта. Диски ведомые снабжались с фрикционными накладками. Управление ими производилось при помощи специализированных серворычагов.Сам ходовой механизм — полужесткого типа, состоит он из гусеничных тележек. Установлено балансирующее устройство.

Кабина трактора Т-100: обзор рабочего места

Кабина трактора Т-100 во всех модификациях обязательно монтировалась на жесткую раму. Причем от предыдущей модели под обозначением С-100 отличной была лишь форма. В остальном же какие-либо существенные изменения Т-100 не претерпел. Сегодня работа в такой кабине достаточно неудобна — в сравнении с аналогичными современными моделями тракторов. Но для своего времени салон трактора был достаточно комфортабельным.

Присутствовало освещение, а также мягкое сиденье для самого водителя. Имелся отопитель, система принудительной вентиляции. Но именно это являлось причиной возникновения повышенного шума непосредственно внутри кабины.

Модификации трактора Т-100

Изначально трактор модели Т-100 использовался на агрегате ДЗ-53. Данная база была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За все время производства данного типа техники было выпущено более десятка различных модификаций. Универсальная платформа позволяла решать обширный перечень самых разных задач.

Челябинский тракторный завод за все время существования выпустил следующие виды модификаций трактора Т-100 — «сотки»:

Т-100 — базовая модель, гидравлическое оборудование отсутствует, как и крепления задней навесной системы (в задней части техники располагается лебедка);

Трактор Т-100Б. Болотоход.

Т-100Б — данная модификация была разработана специально для передвижения по болотам, обладает повышенной проходимостью, измененным форматом гусениц;

Т-100БГ — данная модель также представляет собой болотоход, но уже на базе промышленной модификации Т-100 МГП;

Т-100МГС — данная разновидность использовалась для нужд сельского хозяйства, присутствует вал отбора мощности и навесная система для установки различного вида дополнительного оборудования (модель уже оснащалась гидравлическим оборудованием);

Т-100МГП — представляет собой промышленный трактор с передней навесной системой, а также гидравлическим оборудованием, а также жесткой сцепкой, расположенной в задней части вместо лебедки (возможна инсталляция выходного механизма для подключения задней навесной системы, а также вала отбора мощности);

Модификации трактора Т-100

Модификация трактора Т-100 МГП-1.

Т-100МГП-1 — представляет собой обычный трактор на базе Т-100 МГП, но с облегченной модификацией без кабины;

Т-100МЗГП — данная модификация снабжается сервомеханизмами для осуществления поворота трактором, они существенно уменьшают усталость водителя;

Т-100Т — трактор, модифицированный для осуществления процедуры укладки труб различного диаметра.

Опыт эксплуатации трактора Т-100: достоинства и недостатки

Трактор данного типа не выпускается уже достаточно давно. Потому новые запчасти приобрести достаточно проблематично. В то же время не составляет труда купить относительно недорого уже неиспользуемый Т-100 и постепенно устанавливать целые детали на эксплуатируемую «сотку».

К основным достоинствам трактора можно отнести:

возможность легко установить дополнительное навесное оборудование:

  • рыхлитель почвы, удаление пней;
  • оборудование для работы в сельском хозяйстве, мелиоративное;
  • копр для монтажа свай, а также подъемный кран;

для агрегатирования возможно использовать более 14 видов различного оборудования:

  • относительная простота ремонта данной техники;
  • неприхотливость к топливу, а также иным заправочным емкостям.

К наиболее важному недостатку стоит отнести именно отсутствие какого-либо комфорта в работе.

Также не стоит забывать, что при увеличении скорости движения трактора существенно снижалась тягловое усилие — с 6 т до 2 т. Этот момент обязательно следует учитывать при работе на сложных грунтах, при наличии навесного оборудования и прицепа.

Бульдозер с неповоротным отвалом на базе трактора Т-100МГС в работе

Ещё одно важное достоинство — существование большого количества различных модификаций. За счет чего возможно без труда решать обширный перечень самых разных задач. Отдельного внимания заслуживает именно болотоход. Именно на территории Челябинской области присутствует большое количество образований такого типа. Что делало Т-100Б попросту незаменимым.

Читайте также:  Мотоблоки Кентавр МБ 1010Е. Обзор, характеристики, отзывы

Цена б/у трактора Т-100

Сегодня приобрести Т-100 в рабочем состоянии достаточно проблематично, но все же возможно. На стоимость трактора этого типа оказывает влияние большое количество самых разных факторов. Это год выпуска, текущее техническое состояние, наличие регистрационных документов и многое другое. Важным фактором является также модификация конкретного трактора. Дороже всего обходятся модели снабженные гидравликой, всевозможным навесным оборудованием.

Нередко при продаже указываются года выпуска когда данный трактор не выпускался. Обычно это указывает на то, что конкретная модель трактора по какой-то причине была все время с момента сборки законсервирована. Обозначается именно год начала эксплуатации. Например, 1999 год. Но в каждом случае необходимо внимательно осмотреть модель прежде, чем купить её. Это позволит избежать пустой траты денежных средств.

Заключение

Сегодня трактор Т-100 встречается относительно редко в состоянии, достаточном для решения базовых задач в сельском хозяйстве или же иных сферах. В то же время если удастся приобрести технику в достаточно хорошем состоянии, то в дальнейшем она не доставит серьезных проблем своему новому хозяину. Максимальная стоимость подобного типа трактора составляет обычно не более 350 тыс. рублей.

Трактор Т-100. Обзор модификаций, технические характеристики, отзывы

Этот трактор является одной из самых востребованных и популярных гусеничных моделей 2-й половины двадцатого века. Он применялся на всех просторах СССР. Прототипом для этой модели была С-100.

Трактор Т-100

Трактор Т-100 считается универсальной машиной, которая может выполнять широкий спектр работ, благодаря возможности подсоединения навесного оборудования различного назначения. Т-100 может применяться для обработки земельных участков, трелевки леса, вырывания котлованов и траншей в строительной отрасли.

Обзор модельного ряда

Челябинский завод предлагает производство целой линейки тракторов Т-100, адаптированных для проведения конкретных видов работ.

Трактор Т-100Б Трактор Т-100М Трактор Т-100МГС Трактор Т-100МГП1

Это первый трактор, который послужил прототипом для дальнейших разработок. Гидравлическая система в этой машине отсутствует. Навеска подсоединяется только спереди. Сзади расположена лебедка;

В народе известная как «болотоход». Т-100Б разрабатывался специально для проведения работ в болотистой местности, с учетом специфики такой эксплуатации.

Это еще одна модель для проведения работ в болотах, однако, ее разработки велись на базе Т-100МГП

Это модель была сконструирована для проведения сельскохозяйственных работ. В ней присутствует вал отбора мощности и задняя гидравлическая система со сцепкой.

Это профессиональная машина, которая имеет переднюю систему агрегирования навесного оборудования и жесткую сцепку. В стандартной комплектации сзади расположена лебедка, однако при необходимости можно установить ВОМ.

Это модификация Т-100 МГП, только в ней отсутствует кабина.

Этот трактор оснащен сервомеханизмом, который помогает в проведении поворотов. Это значительно снижает нагрузку на владельца.

Данная машина специализируется на прокладке газовых или водогонных труб.

Технические характеристики

Многофункциональный гусеничный трактор имеет идеальные для своего тягового класса габариты: 4650×1950×2840 мм. База Т-100 имеет длину 252 см. Высота дорожного просвета составляет 371 мм.

Трактор Т-100М

Высота дорожного просвета составляет 371 мм. Масса базового трактора составляет 11 тонн! Если установить дополнительное оборудование, то вес будет еще больше.

Двигатель

Весь модельный ряд гусеничных тракторов Т-100 оборудован четырехтактным мотором Д-108, объемом 15,5 л. Его мощность составляет 108 л.с. Скорость вращения коленвала составляет 1070 оборотов в минуту.

Двигатель Д-108

Пуск мотора происходит при помощи более простого бензинового двигателя П-23 с электрическим стартером. Это схема позволяет предотвратить «холодный пуск» при эксплуатации в краях с холодным климатом. Топливный бак в 235 литров позволяет эксплуатировать машину в течение длительного периода времени без дозаправок.

Коробка передач

Коробка передач установлена механического типа с 5 ступенями для езды вперед и 4 назад. Большой скоростью передвижения эти модели не отличаются. Максимально она может достигать 10 км/ч.

Ходовая и трансмиссия

Рама гусеничного трактора выполнена из цельного металла и расположена на подвеске полужесткого типа. К ней подсоединяется гусеничный модуль.

В остальном детали расположены в стандартной последовательности: впереди мотор, позади кабина. Натяжение гусениц регулируется специальным механизмом.

Наиболее уязвимое место трактора – гусеницы. Для облегчения проведения ремонтных работ, они представляют собой единую ленту, собранную из отдельных траков и соединенных втулками.

Кабина и управление

Кабина оператора выполнена из цельной пластины. Внутри располагается сиденье для владельца. Приборная панель предоставляет основную информацию о состоянии машины. Для поддержания комфортной температуры внутри кабины была установлена система подогрева и охлаждения воздуха. Все рычаги управления находятся возле операторского кресла.

Гидравлика и приводы

Особенностью тракторов Т-100 является их узкая область применения и технические характеристики разработанные под конкретный вид задач. Поэтому, навесное оборудование для каждой модели необходимо подбирать индивидуально.

Схема гидравлической системы раздельного типа

Всего насчитывается более 14 видов совместимого навесного оборудования: сельскохозяйственные, строительные, для рытья канав, траншей, места забивания свай, выкорчевывания деревьев и т.д.

Инструкция по эксплуатации

Правила ухода за Т100 и особенности его применения описаны в инструкции по применения. Далее представлены правила обслуживания и исправления основных неисправностей.

Техническое обслуживание

В настоящее время гусеничные трактора Т-100 в сельской местности в основном используются сезонно перед посадочными работами и после сбора урожая. Поэтому каждый владелец этой техники должен знать, как правильно начать работу после простоя.

Запуск трактора Т-100 после зимнего простоя:

  • Добавить масло и дизель;
  • Установить аккумулятор;
  • Убедиться в работоспособности мотора, а также системы торможения и управления;
  • Проверить, нет ли утечек масла или дизеля.

После проведения работ необходимо очистить машину от налипшей грязи и пыли. При эксплуатации в холодное время года следует каждый раз сливать топливо из системы по окончанию выполнения работ.

Для консервации Т-100 следует выполнить следующие действия:

  • Слить тосол, дизель, масло и прочие жидкости из систем;
  • Выставить коробку передач в нейтральное положение;
  • Вытащить аккумулятор;
  • Под гусеницы подложить подложку, чтобы предотвратить их выход из строя.

Основные неисправности и способы их устранения

Гусеничные трактора Т 100 не отличаются особым качеством сборки, поэтому зачастую приходится проводить мелкие ремонтные работы.

Если переключение передач затруднено:

  • Смазать доступные узлы водостойкой смазкой и залить масло в КПП;
  • Отрегулировать положение муфты сцепления.

Если гидронасос не работает, то это может быть вызвано следующими причинами:

  • Отсутствием масла;
  • Выходом из строя системы контроля смазочного материала или гидравлической системы.

Видео обзор

Обзор функциональных возможностей трактора Т-100

Обзор работы трактора Т-100 с троссовым приводом

Отзывы владельцев

Вот что говорят владельцы Т-100 на тематических форумах.

Владимир:

«Это узкоспециализированный трактор, который должен выполнять конкретный вид работ. Заводить такой для сельского хозяйства смысла не вижу. Потребляет много солярки, да еще и огород угробит. Эта машина для работы в лесах да болотах, где основной упор делается на проходимость, а не на скорость работы.»

Трактор Т-100. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Рекомендуют: 100%

Содержание

Разработка и выпуск

Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» — одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.

Трактор Т-100М

Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.

Назначение трактора Т-100

Основной сферой применения трактора Т-100, планируемой разработчиками, была работа в сочетании с бульдозером Д3-53, однако позднее оборудование для бульдозера модифицировали гидравлической системой. К модели бульдозера Д3-54 (более совершенной версии, последовавшей за Д3-53) было выпущено множество дополнительного оборудования, например, кусторез, устройство для выкорчевывания пней из земли, удалитель камней, разрыхлитель почвы, углубители почвы и другое.

Трактор Т-100

Трактор Т-100 также выполнял функцию укладчика труб и в некоторых случаях — подъемного крана. Таким образом, назначение трактора было более промышленным, чем бытовым. Для посадочных и колхозных работ в то время применялись более легкие, маневренные модели, управление которыми мог освоить любой человек. Благодаря тяжелому весу в 11 100 кг. техника использовалась в лесохозяйственных работах, на строительстве, на промышленных предприятиях.

Модельный ряд и модификации т100

Уровень технических возможностей трактора Т100 позволил производителю выпустить 22 модификации на базе флагманской модели. В модельный ряд вошли следующие образцы техники, ставшие впоследствии популярными:

  • Т-100М — модель, которую официально называют базовой, не имела гидрообрудования и не была рассчитана на установку навесок заднего типа;
  • Т100МГС — с гидроооборудованием и задней системой навешивания оборудования, хвостовик ВОМ, основное назначение — сельскохозяйственное;
  • Т100МГП- с гирооборудованием и передней системой навесок, имеется жесткая сцепка, хвостовик ВОМ, основное назначение — промышленное;
  • Т100МБ — основное назначение — болотоходный, увеличена общая площадь гусеничного полотна;
  • Т100МБГ — болотоходный вариант Т100МГП;
  • Т100Т — основное назначение — работа с трубоукладчиком (навесные системы отсутствуют);
  • Т-100МГП-1 — облегченный капот, отсутствие кабины, модификация МГП100;
  • Т-100МЗ — аналог Т130;
  • Т-100МЗБ — основное назначение болотоходное, аналог Т130;
  • Т-100МЗГП — последняя модификация в модельном ряду. Была оснащена гидравликой для упрощения процесса поворота, более легкая в управлении.

Технические характеристики

Отличительными особенностями трактора Т100 стали: более мощный улучшенный двигатель с высоким крутящим моментом, а также функция легкого запуска за счет наличия двигателя П-23. Часть произведенных машин до настоящего времени используется в России, Белоруссии, Украине. Стоимость данной модели колеблется от 150 до 300 тысяч рублей (от 250 до 470 тысяч гривен).

Вес и габариты Т100

  • Длина Т-100 составляет 4255 мм., высота 3059 мм., ширина 2460 мм.
  • Создаваемая трактором колея — 1880 мм., клиренс 31,1 см.
  • Тяговое усилие на умеренной скорости — 6000 кг., на первой передаче — 9500 кг., на пятой передаче 2000 кг.
  • Чем большую скорость развивает машина, тем больше понижается тяговое усилие.
  • Вес Т-100 составляет 11100 кг.

Тип двигателя

  • Марка двигателя трактора Т100 — Д108, дизельный.
  • Четырехтактный, на 4 цилиндра, камера сгорания нераздельного типа.Камера сгорания располагалась в поршне двигателя.
  • Мощность трактора составляла 108 л.с при частоте оборотов коленвала в 1070 об/мин.
  • Объем цилиндров 15,53 л.
  • Масса двигателя — 2100 кг.

Чтобы дизельный двигатель легко запускался в холодное время года, при минусовых температурах, инженеры оснастили машину двигателем П-23, работающим от электростартера.

Емкость топливного бака на устройстве — 235 л. Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой. Пуск устройства стал более легким из-за понижения степени сжатия топлива. Величина крутящего момента была повышена до 82 кГм.

Коробка передач трактора Т-100

  • механическая;
  • пять передач переднего, четыре заднего хода;
  • трехходовая;
  • реверсивная;
  • коническая центральная передача;
  • ведущая шестерня собрана в блок с нижним валом;
  • тип крепления ведомой шестерни — к валу центральной передачи;
  • поворотные муфты сухие, многодисковые.

Диапазон скоростей трактора Т-100 составлял от 2 до 10 км/час при движении вперед, от 2,8 до 7,6 км/час при движении назад.

Трансмиссия и ходовая часть

Сцепление: сухое, два ведомых диска. Механизм управления сцеплением: рычажно-кулачковый. Сцеплением можно было управлять из кабины водителя с помощью рычага.

Ходовая часть полужесткого типа. Механизм ходовой части включал гусеничные тележки (2 ед.), балансир и сами гусеницы. Гусеничная цепь приводилась в движение колесом натяжения и специальным механизмом.

Кабина

На момент начала выпуска (60-е годы) кабина трактора Т-100 была одной из самых удобных среди устройств аналогичного назначения и тягового класса. Мягкое сиденье оператора, освещение, вентиляция — всё это делало работу оператора трактора комфортной. Небольшим недостатком современники считают шум воздуха в кабине, вызванный принудительной системой вентиляции.

Управление трактором Т-100

Торможение трактора производилось за счет бортовых тормозов. Вхождение в поворот обеспечивали бортфрикционы и тормоза. При управлении машиной водитель ощущал довольно сильную вибрацию, что было обусловлено типом подвески и наличием гусеничной ленты, а не колес.

В сельском хозяйстве модель не нашла широкого применения из-за малой развиваемой скорости, а вот в промышленности «сотка» получил признание как раз из-за веса и плавного режима движения.

Навесное оборудование

Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:

  • лебедки;
  • корчеватели пней;
  • плуг болотный;
  • прицепной гейфер;
  • борона;
  • окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
  • сеялки;
  • сажатели картофеля;
  • прицепы самосвальные;
  • экскаваторные приставки;
  • погрузчики ковшовые.

Бульдозер Т-100. Корчеватель пней

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):

  • управляйте техникой только сидя на месте оператора;
  • залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
  • перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
  • чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
  • опустите навесные орудия после остановки трактора;
  • для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
  • в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора

Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено.

Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:

  • первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
  • далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.

Действия, которые выполняются оператором при ТО:

  • регулировка муфты сцепления;
  • регулировка педалей тормоза;
  • очистка наружной поверхности рабочих узлов;
  • замена фильтров топлива;
  • регулировка гусениц (степень натяжения).

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные неисправности и ремонт

При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:

  • работа двигателя с перебоями (не прогрет, нехватка топлива, засор топливопровода и фильтра — прогреть двигатель, проверить уровень топлива, заменить фильтр, прочистить топливопровод);
  • стук двигателя (регулировка зазора клапанов);
  • дымный выхлоп (плохое топливо, попадание в топливо воды, холодный двигатель — прогреть, заменить топливо);
  • повышенный расход масла (регулируется расположение поршневых колец, устраняется течь масла);
  • неисправности карбюратора (выполняется регулировка, отладка);
  • буксование муфты сцепления (необходимо промыть фрикционные накладки керосином);
  • нагрев тормозных лент или не рабочий тормоз при нажатии (ремонт: регулировка тормозов, промывка бортовых фрикционов без включения).
Читайте также:  Минитрактор Xingtai 220. Обзор, характеристики, инструкции

Отзывы владельцев

Николай, Ростов:

Учитывая год выпуска могу сказать, что в наше время эта техника годится разве что на металлолом. По техническим параметрам равные ей машины конечно найти тяжело. В советское время все бульдозеры конструировались на века. Для бытовых нужд просто не вижу смысла покупать такую громадину. Для промышленных тоже — если есть деньги, я бы купил американский бульдозер из новых, там и управление проще, и мороки меньше

Технические характеристики трактора Т-100

Самый известный гусеничный трактор эпохи СССР. Его снимали в фильмах и рисовали на плакатах, он в какой-то мере был символом строительства и промышленного роста страны. Именно этот трактор использовался на всех всесоюзных стройках.

Трактор Т-100 во времена СССР

История создания и предназначение трактора Т-100

Предшественником «сотки» была модель С-100, в названии которой буква «С» означала «сталинец». По заданию правительства С-100 должны были модернизировать и выпускать под названием «С-100М». По политическим причинам слово «сталинец» из названия решили убрать. С октября 1963 года Челябинский тракторный завод начал выпуск модели С-100М под политкорректным названием «Т-100».

Технические характеристики трактора Т-100 и инженерные решения конструкции оказались настолько удачными, что выпуск этой модели с небольшими доработками и модификациями для различных отраслей народного хозяйства продолжался около двадцати лет.

Трактор десятого тягового класса первоначально разрабатывался для подготовки площадок под строительство, дорожного строительства, прокладки трубопроводов. Применялся в лесном хозяйстве. В сельском хозяйстве «сотку» использовали неохотно из-за медлительности хода.

Трактор С-100

Технические характеристики базовой модели Т-100

Трактор Т-100 получился мощный, с минимальным давлением на почву, большим тяговым усилием, но медленный и не приспособленный для самостоятельного перемещения по дорогам общего пользования. Выпускался только в гусеничной модификации.

Внешний вид трактора Т-100

Основные параметры сведены в таблицу.

ПараметрЗначение
Тип трактораУниверсальный, гусеничный, кабина расположена сзади, двигатель спереди
ДвигательЧетырехцилиндровый дизель Д108
Мощность108 л.с.
Запас крутящего момента10%
Расход топлива175 г/л.с. в час
Бензобак235 литров
Скорость вперед2,36-10,12 км/ч
Скорость назад2,79-7,62 км/ч
Клиренс390 мм
База2,37 м
Колея1,88 м
Масса11,1 т
Давление на грунт0,47 кгс/см 2
Тяговое усилие6000 кгс
Бортовое напряжение12 вольт

Низкое удельное давление на грунт обеспечивается длинной базой при относительно небольшой массе машины. Это свойство позволяет использовать трактор на топком грунте (в болотистой местности), установив расширенные траки.

Двигатель

Трактор оснащен разработанным специально под эту модель четырехцилиндровым четырехтактным дизелем Д-108. Мощность в 108 л.с. двигатель развивает при частоте вращения 1070 оборотов/минуту. Масса дизеля 2,1 тонны, запуск производится «пускачом» П23 с электрическим стартером. Основные параметры:

  • рабочий объем двигателя = 15,53 л;
  • диаметр цилиндра = 145 мм;
  • рабочий ход поршня = 205 мм;
  • максимальный крутящий момент = 82 кГс*м;
  • номинальный крутящий момент = 75 кГс*м;
  • охлаждение – водяное.

Трансмиссия и ходовая часть

При разработке трансмиссии для Т-100 использовали идеи, зарекомендовавшие себя в предшественнике.

Механическая коробка передач обеспечивает пять позиций для переднего хода и четыре для заднего. Максимальное тяговое усилие в 9500 кгс обеспечивала первая передача, по мере ее повышения и роста скорости тяговое усилие снижается до минимального значения 2000 кгс, при движении на пятой передаче.

Полужесткий ходовой механизм представляет собой гусеничные тележки, балансир и траки. На звенья гусениц крепятся башмаки специального профиля, обеспечивающие дополнительное сцепление с грунтом.

Муфта сцепления конструктивно выполнена отдельным узлом, легко снимается и обслуживается.

Кабина

Кабина прикреплена к несущей раме жестко, но низкая скорость трактора уменьшает вибрацию и удары при движении до допустимого уровня. Для середины прошлого века условия на рабочем месте тракториста считались комфортными, так как кабина оборудована подсветкой, вентиляцией, обогревом и мягким сиденьем.

Габариты и масса

Справочные размеры базовой модели Т-100:

  • длина — 4,255 м;
  • ширина — 2,460 м;
  • высота — 3,059 м;
  • колея — 1,880 м;
  • длина опорной поверхности гусениц — 2,370 м;
  • дорожный просвет — 0,331 м;
  • удельное давление на почву — 0,47 кгс/см 2 ;
  • удельная металлоемкость — 102,7 кг/л.с.

Разнообразие навесного оборудования давало возможность применять для прокладки трасс и трубопроводов именно эту спецтехнику. Вес трактора Т-100 в 11 тонн компенсировался продуманной геометрией гусениц, а минимальное удельное давление на грунт позволяло работать в условиях бездорожья, заболоченной местности и топких грунтов.

Модификации

Базовая модификация машины использовалась для выпуска на ее основе крана, трубоукладчика, бульдозера, забивателя свай.

  • Т-100 — базовая модель с лебедкой.
  • Т-100М – тягач с лебедкой.
  • Т-100МГС — сельскохозяйственная пропашная модификация. Установлены вал отбора мощности (ВОМ), навесная система и гидравлика.
  • Т-100МГП — модификация для широкого спектра в промышленности. Предусмотрена навесная система спереди, вместо лебедки сзади – жесткая сцепка и навесная система, установлены гидравлическая система и узел подключения ВОМ.
  • Т-100МГП-1 — облегченная модификация без кабины.
  • Т-100МБ — болотоход-тягач Т-100М на широких гусеницах.
  • Т-100МБГ — болотоход на основе Т-100МГП.
  • Т-100Т — трубоукладчик с навеской специализированных агрегатов.
  • Т-100МЗГП — последняя по времени модификация, облегчающая работу тракториста. Установлены гидравлические механизмы управления поворотами.

Сельскохозяйственная модификация Т100МГС использовалась только для вспашки. Для компенсации невысокой скорости на трактор навешивали плуг с увеличенной в три-пять раз шириной захвата.

Навесное оборудование

Основным навесным оборудованием трактора Т-100 была бульдозерная лопата (отвал) простейшего типа. Возможность изменения угла поворота или перекоса не предусмотрена — только подъем и опускание.

Для использования в лесном и садоводческом хозяйствах выпускались навесные корчеватели, кусторезы, камнеудалители. Среди прочего навесного оборудования:

  • Трубоукладочная техника.
  • Подъемный кран.
  • Копер для забивания свай.
  • Сельскохозяйственные агрегаты.

Всего выпускалось почти два десятка видов навесного оборудования специально для этого трактора и всех его модификаций.

Основное навесное оборудование трактора Т-100

Достоинства и недостатки

К достоинствам трактора относятся большая тяговая мощность, проходимость и надежность, а также неприхотливость к топливу и климатическим условиям.

Недостатки — низкая скорость и необходимость использования трейлера для транспортировки.

Стоимость

Ранние модификации трактора исчезли с рынка, встречается только последняя версия.

Летом 2018 года актуальные объявления о продаже бульдозера на базе Т100МЗГП начинаются от 100 тысяч рублей.

Обзор технических характеристик гусеничного трактора Т-100 и его модификаций

Гусеничная машина модели Т-100/100М, ведущая свою родословную от тракторов Сталинец, выпускалась в Челябинске с 1964 года. Характеристики трактора Т-100 и заложенный в конструкции запас прочности позволили провести несколько модернизаций. Потомки машины продержались на конвейере до 2002 года под обозначением Т-130, а затем Т-170.

Трактор Сотка

История создания

Разработка машины началась на Челябинском тракторном заводе вскоре после начала выпуска модели С-85. Новый трактор предполагалось оснастить улучшенной кабиной оператора и расширить возможности применения за счет установки модернизированного дизеля. Машина модели С-100, получившая прозвище «эсак», стала выпускаться в 1956 году. Техника относилась к тракторам тягового класса 10 т (сельскохозяйственный эквивалент 6 т).

В 1964 году обозначение сменилось на 100М из-за искоренения культа личности И. В. Сталина. Параллельно была проведена модернизация, заключавшаяся в установке нового дизеля Д-108. Изменения претерпели капот и кабина оператора. На машине установлено иное электрооборудование и несколько изменены опорные и направляющие катки.

Ранние варианты трактора поставлялись потребителям под обозначением Т-108, которое впоследствии изменили на привычное 100М. На базе новой «сотки» выпускались сельскохозяйственные, болотные и промышленные трактора. Всего производилось несколько десятков модификаций машины.

Т-108 с модификацией

В 1973 году машину модернизировали, установив часть элементов от модели 130. Получившийся трактор стал обозначаться 100М3. Из-за особенности системы управления машину прозвали «однорычажной соткой».

Технические характеристики

Машина построена по традиционной компоновочной схеме с передним расположением силового агрегата. В основе машины лежит рама, состоящая из 2 лонжеронов. Они усилены приваренными по всей длине стальными профилями.

Гусеничный трактор Т-100 по техническим характеристикам не уступал аналогичной технике иностранного производства. Недостатком считалась масса машины. Полностью снаряженный Т-100М имел вес 11,1 т, что снижало проходимость машины на рыхлом грунте и болотах.

Двигатель

На машине применяется 4-цилиндровый атмосферный дизельный двигатель Д-108 мощностью 108 л. с. при 1070 об/мин. Двигатель оборудован принудительной системой жидкостного охлаждения. Камера сгорания выполнена в виде сферической выемки в поршне, что улучшило экономичность и повысило тяговые параметры двигателя. Блок цилиндров оснащен сменными чугунными гильзами. На дизеле установлены 2 головки блока. Газораспределительный механизм — с нижним расположением вала и приводом клапанов штангами и коромыслами.

Двигатель Д-108

Запуск силового агрегата выполняется при помощи отдельного 2-цилиндрового 17-сильного бензинового двигателя. Запуск стартера выполняется вручную или при помощи электродвигателя. Батарея установлена внутри кабины. Ручной пуск выполняется при помощи специального приспособления, входящего в комплект поставки трактора. Рубашка охлаждения стартера объединена с рубашкой дизеля, что позволяет прогревать жидкость.

По отдельному заказу устанавливался бензиновый предпусковой подогреватель. Устройство обеспечивало прогрев воздуха, подаваемого в цилиндры дизеля.

Расход топлива

Топливная экономичность являлась преимуществом новой машины. Расход горючего на рабочих оборотах составлял 19 кг/ч. На холостом ходу трактор потреблял 2-2,5 кг топлива в час. Для снижения расхода горючего на дизеле применена система отключения подачи топлива на 2 цилиндра. Устройство работало только на холостом ходу и отсекало подачу на 2 и 3 цилиндры.

Запас топлива расположен в едином баке, имевшем объем 235 л. Для ускоренной заправки применялся вакуумный насос, работавший от выхлопных газов.

Трансмиссия и механизм хода

Для передачи крутящего момента на агрегаты трансмиссии применяется сцепление, оснащенное 1 диском сухого трения. В конструкции сцепления установлен чугунный ведущий диск, к которому прижимаются 2 ведущих диска с фрикционными накладками. Ведущий диск соединен с маховиком гибкими соединениями, представляющими собой резино-кордовые накладки.

На машине применялась механическая коробка скоростей, обеспечивающая 5 передач переднего хода. Коробка оборудована механизмом реверса, позволяющим задействовать 4 скорости для движения задним ходом. В коробке имеется предохранитель, не позволяющий переключить скорость при замкнутой муфте сцепления. Картер коробки жестко установлен на корпусе заднего моста.

Трансмиссия обеспечивает максимальную скорость переднего хода в пределах 2,3-10,1 км/ч.

Картер моста разбит на 3 секции. В средней части установлена главная передача, по бокам размещены многодисковые фрикционы поворота, дополненные ленточными тормозными механизмами. Коническая главная пара оснащена шестернями со спиральным зацеплением. Вращение на ведущие колеса передается через 2-ступенчатый редуктор, оснащенный цилиндрическими шестернями.

Гусеничные тележки левого и правого бортов отличаются конструкцией направляющей рамы. На сварной раме установлены 5 опорных катков. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается 2 роликами. Спереди находится направляющее колесо литой конструкции. Оно может перемещаться но направляющим, регулируя натяжение гусеницы. Гусеничная лента шириной 500 мм оснащена стальными башмаками, закрепленными болтами. Смыкание гусеницы выполнено специальной втулкой и пальцем, позволяющим разбирать ленту для ремонта.

Подвеска и управление

На тракторе используется подвеска полужесткой схемы. Расположенные по бокам машины тележки соединены с остовом на шарнирных узлах. Передняя часть трактора опирается на тележки через листовую рессору. Последняя установлена подвижно на балансире, размещенном в специальной коробке на лонжеронах рамы трактора. Снизу на коробке установлена крышка, фиксирующая балансир. Точки крепления крышки используются для фиксации пары дополнительных рессор.

Муфта сцепления управляется педалью, связанной с кулачковым механизмом. Переключение передач переднего хода выполняется качающимся рычагом. Для включения скоростей заднего хода применен отдельный рычаг. Для поворота используются 2 рычага, которые воздействуют на бортовые фрикционы. В приводе применен гидравлический усилитель, снижающий нагрузку на оператора. Усилитель работает от отдельного масляного насоса, смонтированного на дизеле. На поздней версии 100М3 стал применяться единый рычаг управления.

Рычаги управления

Торможение выполняется 2 педалями. Дополнительно установлен горный тормоз, фиксирующий ленты в частично затянутом состоянии. Управление горным тормозом осуществляется при помощи специальных фиксаторов. На позднем варианте 100М3 горный тормоз управляется отдельной педалью.

Кабина

Кабина трактора имеет полностью металлическую конструкцию. Рама ветрового стекла установлена с наклоном. Кресло оператора оснащено мягкими подушками, установлена подсветка кабины. На машине применена система вентиляции, действующая от крыльчатки двигателя. Часть воздуха, необходимая для охлаждения радиатора, забирается из кабины через регулируемый клапан.

Штатная система отопления построена на принципе нагнетания теплого воздуха, прошедшего через радиатор. Из-за этого в кабине трактора шумно, внутрь проникают выхлопные газы и пары масла и топлива. Эффективность обогрева недостаточная, при низкой температуре стекла покрываются инеем.

Навесное оборудование

В зависимости от модификации трактор оснащается гидравлической навеской на передней или задней части рамы. Задняя сцепка жесткого типа применялась на некоторых версиях машины. Ранний вариант бульдозера Т-100 оснащался тросовым управлением отвалом. Для работы механизма, имевшего обозначение Д3-53, применялась лебедка, смонтированная на раме машины. Поздний вариант Д3-54 стал оснащаться гидравлическим приводом отвала. Бульдозеры широко применялись для подготовки котлованов совместно с экскаватором.

Бульдозер с отвалом

В роли сельскохозяйственной машины трактор использовался редко из-за большого веса и низкой скорости. При движении формировалась глубокая колея, которая затрудняла движение комбайнов и иной техники. Поэтому трактор использовался для пахоты целинных земель и в роли рыхлителя почвы.

На базе трактора могла устанавливаться спецтехника — копры для забивки свай, буровые установки. Встречались версии, оборудованные трубоукладчиками.

Модификации

На базе трактора Т-100М выпускался ряд модификаций:

  1. Болотная версия Т-100МБ, оснащенная мотором Д-108Б. Изменена компоновка моторного отсека, применяется 4-скоростная коробка. Передаточные числа скоростей снижены для увеличения тягового усилия. Ходовая часть претерпела изменения для увеличения опорной поверхности, ширина звена увеличена до 970 мм. Применена иная подвеска, вместо малых рессор смонтированы цилиндрические пружины.
  2. Вариант Т-100МГП представляет собой промышленную машину, с гидравликой и фронтальной навеской. Трактор оборудован жестким буксиром и редуктором отбора мощности. Модификация МГП-1 поставлялась без кабины и с капотом упрощенной конструкции.
  3. Сельскохозяйственный Т-100МГС, оснащенный раздельной гидравликой, задней навеской и валом привода дополнительного оборудования. Версия МГС-1 отличается отсутствием навески.

Достоинства и недостатки

Особенности трактора определяют положительные стороны машины:

  • высокие тяговые характеристики;
  • хорошую проходимость по слабому и заболоченному грунту;
  • простую конструкцию, не требующую квалифицированного обслуживания;
  • надежность;
  • возможность оснащения различным навесным оборудованием.

К недостаткам машин Т-100 относят:

  • некомфортную кабину оператора;
  • падение тяги машины при работе на повышенной передаче;
  • малую скорость передвижения;
  • отсутствие гидравлики (на ряде модификаций);
  • разрушение твердого покрытия гусеницами.

Отзывы и цены

Поскольку производство трактора прекращено, то можно приобрести только подержанную технику. Стоимость машины зависит от состояния и дополнительного оборудования, установленного прежними владельцами. Цена трактора составляет от 150 до 500 тыс. рублей.

Дмитрий, Тверская область

Для расчистки лесных делянок применяется Т-100 выпуска середины 70-х гг. Трактор хорошо подходит для корчевания пней и прокладки лесных дорог. К недостаткам относится тугое управление, требующее физических усилий. Зимой в кабине холодно, поскольку тепла от двигателя не хватает. Внеплановые ремонты случаются редко, машина требует своевременного обслуживания.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]