Как адаптировать садовый трактор к зиме?

Как адаптировать садовый трактор к зиме?

Минитрактор необходим для работы в собственном хозяйстве. Его применение допустимо в разные сезо…

Где купить мини-трактор в Украине

Покупка мини трактора в Украине Украина – это страна, славящаяся своими полями, способными давать б…

Где купить мотоблок – в магазине или на базаре

Мотоблок – это техника широкого спектра действия, которая предназначена для работ на земле. При…

Запчати к минитракторам. Где купить

Плодородна земля Украины – главное богатство нашей страны, которое, к сожалению, во&nbsp…

Как выбрать мотоблок. Основные оценки

Обрабатывая приусадебный участок вручную, приходится затрачивать невероятное количество сил и вр…

Как подготовить минитрактор к сезону

Минитрактор обычно используется круглый год, однако, зимой потребность в его использовании все же сн…

Мини-трактор своими руками

Транспорт для обработки земли в деревне или на ферме просто необходим. Не всегда имеются средств…

Минитрактор с гидроусилителем или без

Минитрактор – это техника, которая выполняет огромный комплекс работ на земле, именно поэтому ее…

Минитрактора из Китая для домашнего хозяйства

Земля во все времена была нашей кормилицей, а в нынешних условиях экономического кризиса этот фа…

Мнинитрактор для хозяйства

Занятие фермерским хозяйством – хлопотное и непростое дело. Без специальной техники работа на зе…

Мотоблок Зирка, незаменимый помощник

Компания Зирка – это явный лидер в производстве и продажах сельскохозяйственной техники. Мотобло…

Мотоблок своими руками

При огромной популярности такой техники, как мотоблоки, неудивительно, что многие не просто…

Мотоблоки. Критерии выбора

Мотоблок – это техническое устройство, предназначенное для работы на земле, которое выполняет…

Навесное оборудование для мини-трактора

Работа минитрактора практически не ограничена, его можно применять в растениеводстве, животновод…

Права на минитрактор – нужны или нет

Покупка минитрактора может стать самым удачным моментом для фермера, потому что данная техника б…

Продажа минитракторов в Виннице

Хороший минитрактор в Виннице – это надежное подспорье для частного хозяйства и комунальных нужд, эт…

Рейтинг мотоблоков. Лучшие мотоблоки в Украине

Мотоблок – это отличный помощник для работы на земельном участке, и если вы решили купить такую техн…

Самодельный мини-трактор. Стоит или нет

Проживание в деревне или сельской местности подчас требует наличие специализированной транспортн…

Техническое обслуживание минитрактора

Техническое обслуживание минитрактора может осуществляться как самостоятельно, так и в заведении, сп…

Главная Статьи Новости Как подготовить минитрактор к сезону

Как подготовить минитрактор к сезону

Минитрактор обычно используется круглый год, однако, зимой потребность в его использовании все же снижается. В связи с этим, дважды в год возникает потребность подготавливать эту технику к новым условиям, для этого необходимо знать, как подготовить минитрактор к сезону .

Как подготовить минитрактор к зиме

Зимой технику используют реже или не используют вовсе. В первом случае необходимо заменить масло. Перед тем, как заливать его, нужно прогреть. При осуществлении работ в зимний период стоит намного тщательнее производить осмотр техники. После работы отстой нужно слить из всех баков. Для того, что бы подготовить трактор к зимовке, стоит подумать о месте его хранения. Теоретически открытая местность может служить для хранения трактора, если прикрыть технику тентом, но при сильных перепадах температур или особо суровых условиях лучше поставить трактор в гараж. Хранить нужно только исправный трактор.

Стеклоочистители необходимо снять с минитрактора, приводные ремни ослабить. Шины трактора повергаются особой нагрузке в зимний период, их важно обработать специальным защитным составом. Нагрузки на шины быть не должно.

подготовить мини-трактор к сезону

Как подготовить трактор к весне

Когда потребность в минитракторах возникает с новой силой, а именно, в период подготовки почвы и посева культур, необходимо знать, как подготовить минитраткор к сезону весны.

Весной осуществляется полное техобслуживание. Диагностирование должно показать, если ли какие-то неполадки в технике, – это делается с целью предупреждения отказа машины во время рабочего процесса. Масло полностью заменяется, производится замер уровня жидкостей охлаждения и торможения, проверяется степень натяжения ремней. Необходимым условием подготовки минитрактора к сезону является очистка всех емкостей от грязи и воды, очистка фильтров. Следует заполнить бак рабочей жидкостью.

Осмотр и оценка рабочей способности двигателя осуществятся до начала полевых работ. Эта способность определяется на основе мощности и расхода топлива. Если мощность снижена, масло выгорает в ускоренном темпе или снизилось давление в смазочной системе, двигательная система не исправна. Также стоит оценить цвет выхлопных газов. Если он черный, значит топливо сгорает не полностью, а белый характеризует наличие в двигателе охлаждающей жидкости.

Оценив общее состояние техники визуально, и получив данные после проведения тестовых запусков двигателя, можно оценить общую готовность минитрактора к работе в весенний период.

Выбираем минитрактор. На что обратить внимание

Минитрактор необходим для работы в собственном хозяйстве. Его применение допустимо в разные сезоны года. Зимой он может расчистить снег, весной – подготовить поле для посева, а летом пригоден для сенокоса. Однако более конкретные задачи у всех фермеров отличаются, поэтому подбирать мини-трактор следует по определенным критериям. Какие п…

Где купить мини-трактор в Украине

Покупка мини трактора в Украине Украина – это страна, славящаяся своими полями, способными давать богатейший урожай. Для возделывания этих земель необходимо использовать качественную и функциональную технику. Где купить мини-трактор в Украине – такой вопрос часто ставят перед собой многие фермеры и владельцы личных дачных участков. Во-первых, ст…

Где купить мотоблок – в магазине или на базаре

Мотоблок – это техника широкого спектра действия, которая предназначена для работ на земле. При помощи мотоблоков осуществляются культивирование, окучивание, вспашка грунтов, так же их можно использовать как технику для транспортировки необходимых для работы грузов. Многозадачность мотоблоков определяет характер выбора техники – при ее покупке…

Запчати к минитракторам. Где купить

Плодородна земля Украины – главное богатство нашей страны, которое, к сожалению, во все времена кает захватчик p; со о арства. С аграрный р нашей род sp; широко пр лен крестьянскими& фермерскими&nbs яйствами, а в ближ nbsp; будущ p; с вы nbsp; н…

Как выбрать мотоблок. Основные оценки

Обрабатывая приусадебный участок вручную, приходится затрачивать невероятное количество сил и времени. А если речь идет о большой по площади ферме, то вопрос о техническом оснащении даже не стоит – непременно надо использовать агрегаты для возделывания почвы. Если необходимо просто обработать землю, уничтожив сорняки и подготовив грунт для поса…

Как подготовить минитрактор к сезону

Минитрактор обычно используется круглый год, однако, зимой потребность в его использовании все же снижается. В связи с этим, дважды в год возникает потребность подготавливать эту технику к новым условиям, для этого необходимо знать, как подготовить минитрактор к сезону. Как подготовить минитрактор к зиме Зимой технику используют реже или н…

Мини-трактор своими руками

Транспорт для обработки земли в деревне или на ферме просто необходим. Не всегда имеются средства на его покупку, поэтому выходом из ситуации может стать мини-трактор своими руками. Изготавливать машину можно из изготовленных фабричным способом деталей, либо собрать запчасти самостоятельно. Самый простой способ – это изгот одноосный агр…

Минитрактор с гидроусилителем или без

Минитрактор – это техника, которая выполняет огромный комплекс работ на земле, именно поэтому ее оснащение функциональными и удобными деталями необходимо. Минитрактор с гидроусилителем и без может использоваться, как аграрная единица с одинаковым успехом, но некоторые различия в использовании будут заметны. Назначение гидроусилителя Ги…

Минитрактора из Китая для домашнего хозяйства

Земля во все времена была нашей кормилицей, а в нынешних условиях экономического кризиса этот факт как никогда актуален. Сегодня для фермерских и л nbsp; подсобных хозяйств не ую услуг ; обраб bsp; небольших ори ; оказывает&n алогабаритная озтехника – минитрактора. …

Мнинитрактор для хозяйства

Занятие фермерским хозяйством – хлопотное и непростое дело. Без специальной техники работа на земле не будет приносить никакого дохода и радости, поэтому покупка некоторого оборудования просто необходима. Минитрактор для хозяйства – это минимум из того, что требуется. Что такое минитрактор? Один из наиболее современных видов техники,…

Мотоблок Зирка, незаменимый помощник

Компания Зирка – это явный лидер в производстве и продажах сельскохозяйственной техники. Мотоблоки от Зирки – это эталон аграрной техники, отвечающей целому ряду показателей. Мотоблок Зирка – незаменимый помощник в любой работе на земле. Компания добилась такого признания благодаря успешной политике – продаже исключительно качественной техник…

Мотоблок своими руками

При огромной популярности такой техники, как мотоблоки, неудивительно, что многие не просто покупают их, но и занимаются самостоятельной сборкой. Мотоблок своими руками – это вполне возможно, потребуется лишь знание технологии. Система мотоблока достаточно проста. По своей сути – это одноосная машина, работающая на двигателе и перед…

Мотоблоки. Критерии выбора

Мотоблок – это техническое устройство, предназначенное для работы на земле, которое выполняет целый ряд функций. Мотоблоки, критерии выбора которого должны совпадать с их возможностью выполнять требуемую работу, применяются для вспашки, окучивания, возделывания и прочих работ на земле, а также в иных сферах деятельности. Выбирая мотоблок, сле…

Навесное оборудование для мини-трактора

Работа минитрактора практически не ограничена, его можно применять в растениеводстве, животноводстве, строительстве и сфере коммунальных услуг. Но в большинстве случаев такое разнообразие минитракторам предоставляет возможность присоединения навесного оборудования. Навесное оборудование для минитрактора может быть в комплекте с ним, а может при…

Права на минитрактор – нужны или нет

Покупка минитрактора может стать самым удачным моментом для фермера, потому что данная техника берет на себя выполнение практически всех работ на земле. Однако, часто встает резонный вопрос о необходимой документации, в том числе и права на минитрактор – нужны или нет? Прежде всего, необходимо зарегистрировать минитрактор в Гостехнадзоре. Эта…

Продажа минитракторов в Виннице

Хороший минитрактор в Виннице – это надежное подспорье для частного хозяйства и комунальных нужд, это универсальный и многофункциональный агрегат. Он станет лучшим другом садовода и фермера, который заботится о небольшом садовом участке или значительной площади сельскохозяйственных угодий. Мінітрактор Вінниця поможет с ус…

Рейтинг мотоблоков. Лучшие мотоблоки в Украине

Мотоблок – это отличный помощник для работы на земельном участке, и если вы решили купить такую технику, то к ее выбору необходимо отнестись крайне серьезно, поскольку это покупка не на один год. Ассортимент агротехники разнообразных модификаций и комплектаций довольно большой, стоимость также варьируется. Поэтому, чтобы вам было легче выбрать подх…

Самодельный мини-трактор. Стоит или нет

Проживание в деревне или сельской местности подчас требует наличие специализированной транспортной техники, такой, как мини-трактора. Наличие такой техники намного упрощает жизнь и работу на поле, однако, нередко покупка такой техники не по карману. В такой ситуации может помочь мини-трактор собственной сборки. Подробнее.

Техническое обслуживание минитрактора

Техническое обслуживание минитрактора может осуществляться как самостоятельно, так и в заведении, специализированном под данные услуги. В общую схему технического обслуживания входят: обкатка; уход; осмотр; ремонт техники. Периодичность технического обслуживания Данная процедура подразделяется на ежесменные и периодические работы. Кроме…

Позаботьтесь заранее, а не то дорого заплатите

Зима – очень неблагодарный период для сельхозтехники. Отрицательные температуры в сочетании с высокой влажностью со стопроцентной гарантией обеспечат возникновение целого ряда технических неисправностей. Как избежать неожиданных неприятностей и как защитить трактор от предстоящего дорогостоящего ремонта весной?

Предварительная подготовка трактора к хранению в зимний период

В идеале безопасное хранение трактора зимой обеспечит лишь сухой и лучше всего отапливаемый гараж. Безусловно, такая роскошь непозволительна. Более того, подобные условия явно преувеличены. Чаще всего техника простаивает под навесом, что вполне достаточно для защиты машин от ветра, дождя и солнечного света.

Читайте также:  Осенняя стрижка живой изгороди. Как и чем обрезать живую изгородь осенью?

Ошибкой владельцев является попытка защитить машину плотным, а зачастую, непроницаемым брезентом. Это означает, что во влажных условиях техника будет постоянно подвергаться воздействию влаги. Её накопление приведёт к появлению и распространению коррозийного процесса. В такой ситуации важно помнить, что гораздо лучше будет оставить машину на открытом воздухе или использовать всё же проницаемое покрытие. Обычный нетканый материал, используемый для укрытия земли от сорняков, и в данном случае послужит как нельзя лучше.

В основе грамотной подготовки трактора к зимнему сезону должна стать тщательная очистка, мойка и обработка сжатым воздухом всех укромных мест и щелей, где может скапливаться вода. Это очень важно, поскольку в местах скопления влаги, при контакте её с грязью и пылью, очень быстро могут появиться очаги коррозии.

Не стоит забывать, что скрупулёзный и тщательный подход окупится в будущем тем, что позволит избежать многих нежелательных и часто неожиданных затрат. После всех обработок следует тщательно осмотреть все виды дефектов в слое краски на металлических элементах.

Способы и средства для мойки трактора

В процессе подготовки трактора к зиме, его мойка нередко ограничивается поливом водой из шланга под хорошим напором. Существует распространённое мнение, согласно которому следует опасаться агрессивных химических веществ, способных повредить лакокрасочное покрытие. Впрочем, использование соответствующего средства значительно ускоряет и упрощает процесс мойки, эффективно удаляет скопившуюся грязь и растворяет пятна нефтепродуктов. Гораздо надёжнее будет воспользоваться мойкой высокого давления с холодной водой.

Не стоит надеяться на бесконтактную обработку. По-настоящему тщательная мойка трактора потребует использования мягкой щетки. В дополнение следует воспользоваться специализированным средством, предназначенным для обработки спецтехники, которое в первую очередь обеспечивает безопасность таких элементов машины, как лакокрасочное покрытие, резины, электропроводки и электронных компонентов.

Чтобы справиться с существующими очагами коррозии, сначала оцените их размер, затем удалите слой ржавчины металлической щеткой или шлифовальной машиной. И лишь затем обработайте элемент грунтовкой и покрасьте в соответствующий цвет. Компоненты с большей коррозионной поверхностью, а также очаги коррозии, находящиеся, например, в труднодоступных местах, следует подвергнуть пескоструйной очистке.

Подготовка кабины трактора к зиме

Интерьер современных тракторов и другой сельхозтехники оборудован многочисленными электронными устройствами. Постоянно встроенная электроника чаще всего приспособлена для работы в суровых условиях, в том числе на морозе. Её разборка на период простоя в условиях минусовых температур не предусмотрена. Совершенно иначе обстоит дело с внешними компьютерами, которые устанавливаются для управления работой навесного оборудования. Эти компоненты следует демонтировать с последующим хранением в сухом месте.

При работе с кабиной необходимо покрыть все уплотнения и резиновые элементы специальными препаратами на основе силикона. Их использование продлит срок службы этих материалов и дополнительно облегчит открывание замороженных в зимний период дверей кабины, уменьшая риск повреждения уплотнителей.

Особое внимание следует обратить на опрыскиватель. Замёрзшая вода, увеличиваясь в объёме, может повредить насос, фильтры, клапана и шланги. Чтобы предотвратить это, можно предпринять несколько шагов: залить опрыскиватель жидкостью на основе гликоля и затем на мгновение включить вал отбора мощности, чтобы жидкость распределилась по системе. Либо – полный слив из системы воды или рабочей жидкости. Это второй, достаточно надёжный способ безопасного хранения опрыскивателя.

Подготовка двигателя, системы охлаждения и резины трактора к зиме

Отрицательные температуры также представляют угрозу для системы охлаждения двигателя и топливной системы. Следовательно, необходимо контролировать концентрацию теплоносителя, а также его состояние. Бак должен быть полностью заправлен – желательно зимним топливом. Небольшое количество топлива в металлическом баке может спровоцировать внутри него появление конденсата, что приведет к коррозии.

Также желательно заменить топливные фильтры, а также поменять моторное масло вместе с масляным фильтром. Если машина оборудована системой очистки выхлопных газов на основе каталитического нейтрализатора SCR, помните об уровне раствора мочевины в баке. AdBlue может замерзнуть, но это не вредит системе или самому раствору. Жидкости в резервуаре должно быть чуть больше, чем обычно.

Шины следует тщательно защитить от вредного воздействия прямых солнечных лучей. Солнечный свет вызывает высыхание резины и способствует появлению трещин на ее поверхности. Кроме того, шины повреждаются, если они длительное время будет находиться в деформированном состоянии. Поэтому имеет смысл время от времени перемещать трактор или просто совершать короткую поездку один раз в месяц. Некоторые владельцы предпочитают поднимать оси колёс, чтобы шины не соприкасались с землей. В этом случае целесообразно снизить давление воздуха в шине.

Как подготовить минитрактор к зиме

20 ноября 0 отзывов

Минитрактор – это уже не мототрактор, но, пока еще, не полноценный трактор. Минитрактор, укомплектованный соответствующим навесным оборудованием, может обрабатывать до 10 Га посевной площади, убирать, косить, ворошить, заготавливать, перевозить прицепы до 1200 кг общего веса. Минитрактор – это главная трудовая «лошадка» на дворе любой фермы или сельского хозяйства. Минитракторы также успешно применяются в жилищно-коммунальных хозяйствах.

Минитрактор, как и любая другая техника, должен быть подготовлен к зиме соответствующим образом. На время зимы минитрактор можно оставить в гараже или на открытой местности плотно укутав брезентом, или пользоваться им зимой, но с поправкой на внешние климатические обстоятельства.

Общие правила ухода за минитрактором

В первую очередь, после окончания сезона сбора урожая необходимо смыть всю грязь с поверхности минитрактора, ведь после наступлений морозов она замерзнет, препятствуя нормальному функционированию комплектующих и создавая условия для будущего распространения коррозии. Рекомендуем также обработать металлические поверхности трактора моторным маслом, для защиты от влажного воздуха и мороза.

Все навесное оборудование минитрактора следует также очистить, обработать маслом, проверить исправность движущихся элементов и заточить режущие детали.

Специалисты также советуют тщательно осмотреть минитрактор на наличие неисправностей и произвести их устранение, так как поздняя осень – это время когда минитрактор уже не так загружен работой, а морозы еще не мешают работать с техникой. К тому же весной Вы будете иметь полностью исправный минитрактор, готовый сразу приступить к работе.

Консервация минитрактора на зиму

Итак, чтобы законсервировать минитрактор ДТЗ на зиму, Вам необходимо проделать следующее:

  • слить с редуктора минитрактора все моторное масло, щепетильно отфильтровать его от осадка и залить обратно, или же залить новое. Учтите, что весной все равно придется залить новое;
  • топливный бак минитрактора нужно опустошить и просушить, или заправить его по горлышко и так оставить на зиму, исключив возможность внутренним стенкам взяться коррозией;
  • аккумуляторную батарею минитрактора следует хранить отдельно в теплом помещении, периодически заряжая ее на максимум;
  • воздушный фильтр минитрактора нужно почистить или поставить новый. Если он установлен в масляную ванну, то масло тоже нужно поменять;
  • воду из жидкостной системы охлаждения минитрактора, следует слить и просушить систему.

Особенности использования минитрактора зимой

Если минитрактор будет использоваться зимой, то порядок действий для его подготовки к зиме будет следующим:

  • необходимо заменить моторное масло в минитракторе на зимнее масло;
  • использовать в минитракторе топливо для низких температур;
  • в жидкостной системе охлаждения двигателя минитрактора использовать антифриз;
  • чтобы двигатель минитрактора легко запускался на морозе необходимо пользоваться аккумулятором с хорошим исходящим напряжением и высоким содержанием электролитов в жидкости (1,27 – 1,28 г/см³) или после остановки минитрактора снимать и хранить батарею в теплом помещении, дозаряжать ее при долгих простоях;
  • для меньшего расхода горючего и сохранения тепла двигателя нужно его утеплить: установить фанеру (можно с мешковиной) между радиатором и двигателем, зафиксировать под капотом утеплитель, накрыть капот чехлом, который будет сохранять тепло;
  • зимой, после запуска минитрактора, хорошо прогревайте двигатель перед началом движения и работой, так Вы прогреете масло до нужной температуры и обеспечите должную защиту деталей от повреждений.

Для должной работоспособности минитрактора Донгфенг весной нужно:

  • убрать все утеплители с мотора, поменять масло на обычное (не зимнее);
  • если минитрактор простаивал всю зиму с топливом в баке, то нужно его сменить, так как в старом, под воздействием мороза, мог образоваться осадок;
  • желательно проверить проводку и резино-технические элементы, не утратили ли они гибкость и должную работоспособность.

В итоге, если не пожалеть времени и подойти к вопросу консервации минитрактора или использования его зимой серьезно, то Ваша машина без осложнений переживете зиму. А регулярный осмотр и смена расходников уберегут Вас от неожиданных поломок минитрактора в самый ответственный момент, не дадут мелким неисправностям повлечь за собой серьезные поломки и сэкономят деньги на ремонт.

Подготовка сельхозтехники к зиме

Подготовка минитрактора, мотоблока и мотокультиватора к зиме

Любая техника требует должного ухода и регулярного технического обслуживания. Особенно, если речь идет о сельскохозяйственных машинах.

Зимнее использование машины имеет свои особенности. В основном они заключаются в том, что технику нельзя использовать с тем же уровнем нагрузки, что летом или весной, а также в уходе и хранении. Кроме того, важно не только корректно использовать технику зимой, но и подготовить ее к этому времени года.

Как и любая техника, минитракторы и мотоблоки, готовится к зиме по определенным правилам. Консервация агрегата начинается с его тщательной чистки. Нельзя оставлять изделие все в грязи и земле. После чистки нужно все тщательно просушить, ведь влага может испортить детали, на которых появится ржавчина.

Осмотрите все детали на предмет износа и исправности в целом. Если нужно, замените на новые. Если на элементах есть вода, она зимой просто замерзнет и испортит всю систему. Все режущие части инструментов нужно тщательно заточить.

После окончания сезона сбора урожая требуется тщательный осмотр минитрактора на наличие поломок и дефектов. Затем необходимо поступить следующим образом:

изображение техники

1. Далее перед наступлением холодов владельцу стоит побеспокоиться о смене масла. Только, не забывайте прогревать минтактор перед заливкой. Холодное масло может нанести вред некоторым деталям машины. Слив и фильтрация моторного масла — необходимы для избавления от осадка, который в дальнейшем может заблокировать масляный фильтр. Чистое отфильтрованное масло заливается обратно.

2. Бензобак опустошают и подвергают просушке, чтобы исключить возможность коррозии. Другим вариантом, препятствующим появлению ржавчины, является полное наполнение топливного бака.

4. Аккумулятор снимают и оставляют храниться в теплом помещении. Несколько раз за зиму следует его полностью заряжать.

9. Зимой следует чаще проводить общий осмотр техники. После каждой работы, отстой необходимо сливать.

10. Воду в системе охлаждения лучше заменить антифризом, а сам трактор нужно заправлять топливом с низким порогом замерзания.

11. Для экономии дизельного топлива, нужно максимально изолировать мотор от внешнего воздействия холода. Для того чтобы изолировать двигатель, обычно утепляют капот изнутри с помощью мешковины или куска пенопласта. Снаружи, моторный отсек также утепляется тканевым чехлом для дополнительной изоляции. Радиаторные части лучше утеплить войлоком.

изображение техники

Работа техники зависит от правильной эксплуатации и ее хранения. Следуя этим простым рекомендациям, можно избежать ряда проблем, таких как:

  • Появление коррозии;
  • Засорение масляного фильтра;
  • Выработка цилиндров.

Подготовка минитрактора к зиме — ответственное мероприятие, от которого зависит дальнейшая работа техники. Постоянное обслуживание и ремонт мелких поломок, уберегут от незапланированных затрат.

После окончания зимы не забудьте провести тщательный осмотр техники, чтобы продолжить ее безопасное использование.

Такая техника, как мотоблоки и мотокультиваторы, требуют особой подготовки для хранения зимой. Процесс подготовки к зиме состоит из нескольких этапов:

изображение техники

1. Первым делом нужно позаботиться о масле в двигателе и редукторе. Замените его на свежее или очистите старое, но только если оно в очень хорошем состоянии и без существенного осадка. Когда наступит весна, вам все равно придется менять масло на новое, так как оно теряет свои качества в стоячем состоянии и при низких температурах;

2. Извлечь свечи и залить в цилиндр около 20 миллилитров масла. Затем нужно прокрутить коленвал всего на несколько оборотов;

Читайте также:  На что обратить внимание при покупке кусторезов?

3. Позаботиться о топливном баке можно двумя способами. Первый способ — полностью вылить топливо из бака и просушить. Второй — залить топливо под самый верх. Бензин не даст металлу гнить. Только заливать бак нужно полностью, чтобы у коррозии просто не было шансов;

4. После этого агрегат нужно полностью почистить. Особое внимание следует уделять труднодоступным местам. Чистка необходима и навесному оборудованию, которое после этого еще и обрабатывается масляной ветошью для предотвращения коррозии;

6. Также вы можете нанести на все покрашенные части специальное защитное покрытие, которое защитит от гниения. Весной покрытие смывается;

7. Чтобы предотвратить залегание колец в цилиндре, несколько раз в месяц просто дергайте за ручку запуска при открытом топливном баке. При этом сам двигатель запускать не надо;

8. Если у вас машина работает на электростартере, тогда рекомендуется аккумулятор снять и хранить в теплом помещении. При этом вам нужно будет его полностью заряжать несколько раз за зиму.

Если вы будете придерживаться этих простых рекомендаций, вы сможете с легкостью продлить жизнь вашей технике. К тому же вы избежите ряда проблем, как коррозия или сбой в системе из-за влаги, что в итоге потребует дорогостоящего ремонта или даже замены некоторых элементов.

Как адаптировать садовый трактор к зиме?

Особенности эксплуатации тракторов в холодное время года

После окончания основного цикла работ в поле большинство гусеничных тракторов переключается на выполнение разнообразных транспортных операций по обслуживанию животноводческих ферм, вывозке удобрений, строительных материалов и других грузов. В хозяйствах многих зон страны гусеничные тракторы систематически на больших площадях проводят снегозадержание.

Тракторы ДТ-75, Т-74 и их модификации недостаточно приспособлены к работе в суровых зимних условиях, так как они не оборудованы средствами для облегчения пуска дизелей при низких температурах окружающего воздуха. По наблюдениям многих исследователей, сменная производительность тракторов ДТ-75, Т-74 и их модификаций, если не принимать необходимых мер, в холодное время года уменьшается на 25—30%, увеличиваются затраты на обслуживание в 1,5— 1,7 раза, значительно повышается расход дизельного топлива. Основные потери рабочего времени связаны с пуском и прогревом дизелей. В холодное время года показатели эффективности использования этих тракторов и затраты средств на их содержание можно довести почти до летних, если применить ряд организационно-технических мероприятий и использовать опыт передовых трактористов-машинистов по зимней эксплуатации.

Подготовка трактора к работе в осенне-зимний период должна проходить в пунктах технического обслуживания или ремонтных мастерских. Машины обслуживают мастер-наладчик и тракторист-машинист, работающий на тракторе. Подготовка включает проведение в полном объеме сезонного (осенне-зимнего) обслуживания. При замене летних сортов масла зимними желательно использовать загущенные масла.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В системе охлаждения следует применять низкозамерзающие жидкости: антифризы, водоглицериновые, водоспиртные смеси. Это повысит производительность тракторных агрегатов и улучшит культуру их обслуживания.

Этиленгликолевые антифризы — сильный яд, поэтому персонал, работающий на машинах, у которых система охлаждения заправляется антифризом, должен быть проинструктирован о правилах пользования им.

Желательно, чтобы тракторы, работающие в холодное время года, Для межсменной стоянки ставились в теплое помещение. Это значительно облегчает пуск и последующий прогрев дизеля. Если тракторы хранят на открытых площадках, то для быстрого пуска дизелей при температуре окружающего воздуха ниже +5 °С следует применять различные индивидуальные и групповые подогреватели. Они должны быть безопасны в пожарном отношении и экономичны.

Одним из простейших средств, облегчающих пуск дизелей тракторов и создающих условия для нормального их теплового состояния, является применение теплоизолирующих чехлов, чертежи которых разработал ГОСНИТИ .

В каждом хозяйстве их можно изготовить своими силами.

Применение утепляющих чехлов сокращает время на прогрев дизеля в полтора-два раза и дает возможность поддерживать температуру жидкости в системе охлаждения дизеля в пределах 85— 95 °С при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С.

Топливопроводы и маслопроводы нужно тоже утеплять. Для этого их обертывают войлоком, затем лентами из брезента или парусины, закрепляют мягкой проволокой и покрывают краской. Топливные и масляные фильтры утепляют брезентовыми чехлами, набитыми войлоком.

Чтобы аккумуляторная батарея сохранила нормальное тепловое состояние при пониженных температурах, ее утепляют, поместив в специальный деревянный ящик с двойными стенками и крышкой. Промежуток между наружной и внутренней стенками набивают теплоизолирующим материалом (войлоком, стекловатой, опилками). Толщина утеплительного слоя 20—30 мм.

Обязательно нужно утеплить Лабину, заделав лентами из войлока все щели. На рукоятки рычагов управления и педалей надевают войлочные или суконные чехлы. Пол кабины покрывают фанерой и резиновым или войлочным ковриком.

Для предохранения лобового стекла от замерзания на него устанавливают специальное антиобледенительное стекло или плотно прилегающую рамку с обычным стеклом. Наиболее эффективно действует антиобледенительное стекло, представляющее собой две стеклянные панели, склеенные между собой, и нагревательный элемент, включенный в электрическую систему трактора.

По заказу потребителя заводы оборудуют тракторы Т-4А и Т-150 пусковыми жидкостными подогревателями ПЖБ -300, а тракторы Т-100М и Т-130 — ПЖБ -400. При наличии комплекта приспособлений 03-1502 на тракторе ДТ-75 можно установить подогреватель ПЖБ -200. По устройству и принципу работы эти модели подогревателей мало отличаются от подогревателя, установленного на тракторе Т-70С. Они одновременно с прогревом дизеля разогревают отработавшими газами от котла масло в поддоне картера дизеля.

Для прогрева дизеля перед пуском при отсутствии подогревателя и температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до минус 25 °С нужно через систему охлаждения пропустить горячую воду в количестве не менее 2—2,5 емкости системы охлаждения. Это количество воды можно значительно сократить, если на время разогрева отключить радиатор от системы охлаждения, используя приспособление ГОСНИТИ . Оно состоит из кранов: водопроводного и специального, имеющего заливную горловину. Кран устанавливают на верхнем патрубке радиатора, а кран — на нижнем.

Рис. 1. Приспособление для отключения радиатора от системы охлаждения дизеля:
1 — специальный кран; 2 — клапан; 3 — винт; 4 — заливная горловина; 5 — крышка; 6 — водопроводный кран.

В качестве групповых подогревателей используют переоборудованные кормозапарники, специально оборудованные площадки, на которых прогревают машины горячей водой, паром или воздухом, а также осуществляют электроподогрев масла в картере дизеля. Хорошо зарекомендовала себя стационарная водомаслогрейка 03-1258. Она предназначена для одновременного подогрева 500 л воды и 100 л масла. Для нагрева такого количества воды до 90—95 °С и масла до 70—80 °С нужно 40—45 мин. Установка работает на твердом топливе, но может быть переоборудована на сжигание жидкого топлива.

Для подготовки горячей воды и масла при температуре окружающего воздуха до минус 10 °С можно использовать агрегаты технических уходов АТУ . Раздача горячей воды и подогретых масел в них механизирована. Используя АТУ , за 45—50 мин можно подготовить к пуску 5—6 дизелей.

При температуре окружающего воздуха ниже 0 °С систему питания нужно заправлять зимними сортами дизельного топлива. Если этих сортов нет, допускается в виде исключения использование смеси летнего дизельного топлива с тракторным керосином ( ГОСТ 1842—52). В летнее дизельное топливо рекомендуется добавлять: при температурах окружающего воздуха от 0 °С до минус 5 °С — 10% тракторного керосина; от минус 5° до минус 10 °С—20%. К зимнему сорту дизельного топлива «ДЗ» ( ГОСТ 4749—73), «ЗС» и «3» ( ГОСТ 305—73) тоже нужно добавлять тракторный керосин при температурах окружающего воздуха от минус 20 °С до минус 30 °С—10%; от минус 30 °С до минус 35СС—25%.

Эта смесь имеет более низкую температуру застывания, чем дизельное топливо зимнего сорта, поэтому при указанных температурах топливо к форсункам подается бесперебойно. Нежелательна добавка в дизельное топливо керосина более 30%, так как это вызывает жесткую работу дизеля.

Керосин с дизельным топливом следует смешивать в отдельной чистой емкости перед заправкой.

В холодное время нужно систематически перед началом каждой смены сливать отстой из топливного бака и корпусов топливных фильтров. При односменной работе желательно топливный бак на ночь заправить топливом полностью, чтобы на его стенках не образовался иней, который затем превращается в воду.

Если воздухоочиститель с масляной ванной, его поддон заправляют смесью, состоящей из 70% отработанного профильтрованного или свежего дизельного масла и 30% зимнего дизельного топлива.

При температуре окружающего воздуха минус 20 °С и ниже в картер редуктора пускового двигателя тракторов ДТ-75М и Т-4А заливают смесь, состоящую из 50—60% дизельного масла ДС-8 (М-8Б) и 50—40% дизельного топлива марки «3» ( ГОСТ 305—73).

Для облегчения пуска при температуре ниже +5 °С в цилиндр двигателей ПД-10У и П-350 вливают через заливной краник 10—12 см3 смеси бензина с маслом. Для этой же цели в двигателях П-23 и П-23М, пользуясь кнопкой ускорительного насоса, делают две-три подкачки бензина в смесительную камеру карбюратора.

Пуск дизеля пусковым двигателем нужно производить только после прогрева дизеля, при наличии горячей жидкости в системе охлаждения и горячего масла в поддоне картера.

У тракторов ДТ-75М и Т-4А, когда температура окружающего воздуха минус 20 °С и ниже, для удаления замерзшей смазки между дисками муфты сцепления редуктора пускового устройства следует, не вводя в зацепление с венцом маховика шестерню механизма выключения, два три раза включить и выключить редуктор.

У тракторов Т-4А, Т- ЮОМ и Т-130, имеющих в пусковых устройствах двухступенчатые редукторы, прокручивать коленчатый вал дизеля пусковым двигателем надо постепенно. Вначале дизель прокручивают при включенном декомпрессионном механизме на первой, а затем на второй передаче. Переходить с одного режима прогрева на другой можно только при достижении нормальной для данной передачи частоты вращения коленчатого вала пускового двигателя. Выключать декомпрессионный механизм следует при появлении давления в системе смазки.

У тракторов Т-100М и Т-130 при температуре окружающего воздуха ниже +5 °С нужно перед пуском дизеля переключить воздухоочиститель на питание воздухом из-под капотного пространства. Для этого заслонку на трубе воздухоочистителя ставят в положение «зима», а затем открывают входное отверстие этой трубы.

После пуска дизеля его прогревают до температуры охлаждающей жидкости 50—60 °С, а затем постепенно загружают. Сначала работают несколько минут на минимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу, постепенно увеличивая ее до максимальной. Когда температуры охлаждающей жидкости и масла в дизеле достигнут 50—60 °С, их можно быстро повысить, если включить пониженную передачу и двигаться без нагрузки. При этом муфту сцепления нужно включить плавно при частоте вращения коленчатого вала дизеля близкой к средней, чтобы избежать поломок механизмов силовой передачи из-за застывшей смазки.

Нельзя допускать длительную работу дизеля на минимальной частоте вращения коленчатого вала.

Рис. 2. Шпоры для ледяных дорог:
1 — шпора; 2—болт; 3— гайка; 4 — башмак; 5 —звено гусеницы.

В дополнение к полному комплекту инструмента на каждом тракторе должны быть топор, ломик, лопата и буксирный трос, длиной не менее 10 м.

Успешное использование тракторов на перевозке грузов зависит от наличия прицепов и саней и соответствия последних тяговым возможностям тракторов. Выбор типа саней, их грузоподъемность и количество должны рассчитываться так, чтобы грузы можно было возить поездами, легко и быстро загружать и разгружать сани. Перевозка грузов поездами обеспечивает сдвиг с места санного поезда со значительно меньшими усилиями и допускает увеличение общей нагрузки.

Ширина саней и их полозьев должна соответствовать ширине колеи трактора. Величина дорожного просвета саней должна быть не менее 0,35 м. Желательно скользящую поверхность полозьев покрывать капроном или уретоном. Эти материалы значительно сохраняют сопротивление при трогании и движении саней.

В дальние рейсы желательно направлять 2—3 трактора одновременно, чтобы трактористы могли при необходимости оказать друг другу помощь.

Для того чтобы предотвратить примерзание полозьев саней к снегу, нужно перед остановкой, особенно длительной, накатывать сани на деревянные катки диаметром около 100 мм. Перед движением по снежной целине следует выяснить, хотя бы приближенно, толщину и плотность снежного покрова по всей трассе, наличие ям, рвов, пней и других препятствий. Если объем перевозок велик, а толщина снежного покрова большая, следует очистить и прикатать трассу.

Читайте также:  Пересадка елки в сад

При движении саней на уклонах торможение трактором бывает недостаточным, поэтому на полозья саней надевают специальные тормозные цепи или под нижним брусом саней укрепляют тормозные гребенки. На небольших уклонах для торможения саней на всем протяжении тормозного участка часто колею посыпают тонким слоем песка, торфа или опилок. Снежные заносы нужно преодолевать с разгона на повышенной передаче, ведя трактор перпендикулярно заносу.

При езде по водохранилищам, рекам и прудам нужно до начала движения установить массу тракторного поезда (трактора), толщину и прочность льда, определить наиболее удобное и надежное направление движения и места на берегах для съезда и выезда на лед.

Приближенно прочность льда можно определить по его толщине, измеренной линейкой в лунках, сделанных буром. Лунки высверливаются на расстоянии 5—10 м одна от другой. Ближе к берегу их делают чаще. Располагают лунки параллельно предполагаемой дороге, в 5—7 м от ее края. Минимально допустимая толщина пресноводного без трещин льда для различных по массе тракторов, обеспечивающая их безопасный переезд, должна быть такой:

Сезонный технический уход. Техническое обслуживание трактора в зимнее время

Условия работы тракторов в летнее и зимнее время различны, поэтому к каждому сезону их нужно специально подготавливать, К зиме тракторы должны быть подготовлены особенно тщательно, так как в это время густеет и может застыть масло в картерах, в результате чего затрудняется запуск двигателя и поступление смазки к его трущимся деталям; увеличивается вязкость его топлива, а следовательно, ухудшается его прохождение по топливопроводам и через фильтры и распыливание форсунками; возникает опасность замерзания воды в радиаторе, размораживания его сердцевины и блока цилиндров двигателя.

Чтобы создать нормальные условия для работы трактора в холодное время года, необходимо при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации провести следующие операции:

1. Промыть систему охлаждения двигателя и при необходимости удалить из нее накипь.

2. Выполнить операции очередного периодического технического ухода.

3. Проверить работу термостата, дистанционного термометра и действие жалюзи (шторки).

4. Заменить масло и смазку летних сортов маслом и смазкой зимних сортов в двигателе, гидравлической системе, агрегатах и узлах силовой передачи и ходовой части.

5. Отключить масляный радиатор системы смазки двигателя.

6. Проверить при прокручивании основного двигателя число оборотов коленчатого вала пускового двигателя.

7. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива (если они проработали более половины своего срока службы).

8. Промыть баки, отстойники, топливопроводы и фильтры системы питания двигателя.

9. Заполнить систему питания дизельным топливом зимних сортов и удалить из нее воду.

10. Проверить состояние всех агрегатов электрооборудования.

11. Изменить рабочее напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, с 13,5+2до 14,5+2в.

12. Установить исправные аккумуляторы с электролитом, плотность которого доведена до зимней нормы (для данной климатической зоны).

13. Подготовить индивидуальные и групповые подогреватели и утеплительные чехлы для двигателей, подогнать их и закрепить на тракторах.

14. Включить в общую схему системы охлаждения двигателя котел индивидуального подогревателя и проверить его работу.

15. Утеплить кабину, двигатель, батарею аккумуляторов и проверить систему обогрева кабины.

16. Заполнить систему охлаждения жидкостью, замерзающей при низкой температуре (антифризом). Антифриз ядовит, поэтому надо следить, чтобы эта жидкость не попадала на руки или лицо.

Для работы в холодное время года в поддон воздухоочистителя заливают отработавшее дизельное масло, разбавленное 1/3 дизельным топливом. При работе трактора в сильные морозы к дизельному топливу перед заправкой в бак добавляют керосин (10—25% и более, в зависимости от температуры воздуха).

В процессе работы следить за уровнем охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливать в эту жидкость воду. Если из-за отсутствия антифриза используется для охлаждения вода, то перед пуском двигателя для его прогрева нужно заливать в радиатор раньше теплую, а затем горячую воду при открытом сливном кране.

Когда из крана радиатора начнет вытекать теплая вода, кран закрывают, доливают горячую воду и сразу же приступают к пуску двигателя.

Запрещается прогревать основной двигатель пусковым двигателем без предварительного прогрева их горячей водой.

В холодную погоду нужно следить за температурой масла в гидросистеме. Остывшее масло прогревать, перекачивая его насосом без нагрузки (при нейтральном положении рукояток распределителя). Когда масло несколько нагреется, следует 10—15 раз поднять и опустить поршень в силовом цилиндре для лучшего прогрева его и других агрегатов гидросистемы. Чтобы избежать трещин и иных нарушений в насосе и распределителе, недопустимо подогревать их открытым пламенем.

Для кратковременных остановок двигателя зимой трактор ставят в защищенное от ветра место (или радиатором в подветренную сторону) и следят, чтобы температура охлаждающей жидкости не опустилась ниже 40—50°.

Чтобы остановить двигатель на длительное время, ставят трактор горизонтально или с небольшим уклоном вперед, заглушают двигатель, а когда жидкость остынет до 50—55° С, сливают ее в чистую посуду и оставляют сливной кран открытым. Сливают масло из поддона картера двигателя, а в сильные морозы — и из картера силовой передачи, и хранят охлаждающую жидкость и масло в теплом помещении.

Если почему-либо масло не слито и оно застыло, нужно отбуксировать трактор в теплое помещение для его отогрева. В крайнем случае разрешается отогревать масло, устанавливая под картером жаровню с горячими углями. Жаровню накрывают железным листом, в котором имеются отверстия для прохода горячего воздуха.

При подготовке трактора к весенне-летнему периоду следует провести очередной периодический уход; заменить топливо и масла летними сортами; снять утеплительные чехлы; слить антифриз, промыть систему охлаждения и заправить ее водой; изменить рабочее напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, и плотность электролита; включить масляный радиатор; зачистить места коррозии и подкрасить поврежденные поверхности кабины и облицовки трактора.

Хранение тракторов в период полевых работ и в осенне-зимний период.

В период полевых работ не работающие продолжительное время тракторы нужно хранить на стане тракторной бригады в сарае, под навесом или на специально выбранной площадке, имеющей отводы дождевых и весенних вод.

Площадка должна находиться не ближе чем в 50 м от зданий, стогов или скирд. Ее следует опахать двумя проходами тракторного плуга и обеспечить противопожарными средствами.

До установки на хранение тракторист обязан полностью очистить трактор, смазать все его узлы и детали по таблице смазки, смазать неокрашенные наружные металлические поверхности.

Генератор и стартер закрыть брезентовыми чехлами. В период заморозков слить воду из системы охлаждения.

Подготовка тракторов к осенне-зимнему хранению включает выполнение более сложных работ, в том числе следующих. Слить топливо из бака трактора. Слить масло из всех картеров и корпусов, промыть их и залить свежим маслом зимних сортов. Залить в каждый цилиндр через отверстия форсунок 50—60 г дизельного масла и провернуть на несколько оборотов коленчатый вал. Снять с трактора аккумуляторные батареи, генератор, стартер, фары с лампами, ремни вентилятора, пневматические шины. Выпускную трубу закрыть деревянной пробкой, а люк крепления стартера — картоном или фанерой. Снятое электрооборудование и шины колес должны быть подготовлены к хранению по инструкции и сданы на склад.

Как правильно обслуживать трактор зимой? Советы и рекомендации специалистов

Работа тракторов зимой требует к себе особого внимания и соблюдения обязательных правил. Если эти правила не выполняются, машины преждевременно выходят из строя.
Основные правила, выполнение которых обязательно при работе в зимнее время на тракторе, сводятся к следующему:
1. Известно, что в зимнее время двигатели переохлаждаются. Поэтому для поддержания нормальной температуры двигателя необходимо прикрывать его радиатор. Особенно необходима защита радиатора во время остановки двигателя. Вода в нижней части трубок радиатора замерзает очень быстро, а потому эту часть радиатора надо фундаментально защищать на все время зимних работ. Для этого лучше всего воспользоваться куском фанеры, которую необходимо плотно укрепить на радиаторе, так, чтобы прикрыть его, до половины. При суровой зиме между фанерой и сердцевиной радиатора обязательно следует проложить кусок материи. Верхнюю переднюю часть радиатора требуется защищать плотной шторкой из материи.
2. Для предохранения от замерзания резервуаров радиатора и нижнего трубопровода необходимо их утеплять войлоком.
3. Особенно тщательно нужно закрывать радиатор при пуске холодного двигателя, причем, лучше всего воду в двигатель наливать горячую. Холодную же воду можно наливать только после того, как двигатель завелся и прогрелся. Температура самой горячей части головки цилиндра у выхлопного клапана должна быть такой, чтобы рука терпела длительное прикосновение. Воду нужно вливать быстро, т. к. медленное заполнение радиатора может вызвать замерзание нижней его части. После заливки воды надо убедиться в том, что вода в системе циркулирует. Это можно узнать по температуре нижнего трубопровода. Холодный трубопровод при нагретых цилиндрах означает, что вода где-нибудь замерзла и циркуляции нет. В этом случае надо немедленно отогреть радиатор и трубопроводы, поливая замерзшие части горячей водой.
4. Во время работы трактора необходимо особо тщательно следить за тем, чтобы в радиаторе было достаточно воды. Если же воды будет мало и циркуляция ее прекратится, то вода в радиаторе замерзнет, а в моторе будет кипеть.
5. По окончании работ воду спускать сейчас же по остановке двигателя.
6. После спуска воды нужно спустить масло из картера и поставить его в теплое помещение. Если почему-либо спустить его не удалось, то перед новым пуском мотора масло необходимо подогреть, т. к. застывшее маслонасос не сможет качать или будет качать плохо и смажутся только одна, подшипники, хотя манометр и будет показывать высокое давление. Практика показала, что особенно плохо будут, в этом случае, смазываться цилиндры, т. к. густая смазка не разбрызгивается. В масле зимой часто отстаивается вода, которая замерзает на дне картера и может послужить причиной поломки масляного наcoca. Поэтому не следует и пытаться провернуть двигатель при 10° мороза и выше, если не было опущено масло.
7. Для смазки системы передач при морозе в 10° нужно употреблять автол, вискозин и «Т», а при более низкой температуре автол «М».
8. Для смазки конической пары передач трактора ЧТЗ «60» при морозе в 10° употреблять только автол «М». При более низкой температуре к автолу «М» нужно добавлять машинное масло № 2 (Олеонафт).
9. Все места трактора, которые в теплое время смазываются солидолом при морозе в 10°, должны смазываться нигролом, а при более низкой температуре к нигролу необходимо добавлять автол «Т».
10. Каждый тракторист должен быть обязательно снабжен набором инструментов для подтягивания болтов крепления шпор, плит, гусеницы и т. д.
11. Езда по закатанной дороге зимой, должна быть воспрещена, если же этого избежать нельзя, то скорость передвижения должна не превышать 3-х километров в час.
12. В случаях работы тракторов по оттаявшему грунту и набивания земли, снега и грязи на гусеницы и шпоры, следует при остановках тракторов обязательно очищать от грязи и снега, т. к. забивание шпор и звеньев гусеницы вызывает у колесных тракторов срезывание крыльев, а у гусеничных от забивания грязи между полотном гусеницы, роликами и звездочками – рвется полотно.
13. Во время оттепели останавливать трактор на сухом грунте или на специальных подкладках, чтобы избежать примерзания трактора к грунту, ибо последнее может повлечь за собой крупные поломки заднего моста, а, следовательно, вызвать большие простои тракторов.

Больше внимания к уходу за трактором во время зимней работы – это сохранит его от поломок и аварий.

Ссылка на основную публикацию